Урок химии по теме польза
Из истории возникновения химии.
Химия-наука, изучающая вещества и их превращения. Превращения веществ происходят в результате химических реакций.
Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремеслами когда красили ткани, выплавляли металл, изготавливали стекло. Тогда появились определённые приёмы и рецепты, но химия ещё не была наукой.
Не стала предшественницей химии и средневековая алхимия .Целью алхимиков был поиск так называемого философского камня ,с помощью которого любой металл можно было бы превратить в золото. Разумеются их усилия остались бесплодными. Но поскольку они проводили различные опыты, им удалось сделать несколько важных практических изобретений. Стали использоваться печи ,колбы, аппараты для перегонки жидкостей. Алхимики приготовили важнейшие кислоты, соли и оксиды, описали способы разложения руд и минералов.
Возникновение науки химии обычно связывают с именем английского физика и химика 17 в Роберта Бойля. Он впервые определил центральный объект исследования химии: попытался дать определение химического элемента. Бойль считал, что элемент-это предел разложения вещества на составные части. Разлагая природные вещества на их составные, исследователи сделали много важных наблюдений ,открыли новые элементы и соединения. Химик стали изучать, что из чего состоит.
В начале 19 в. англичанин Дж.Дальтон ввёл понятие атомного веса. Каждый химический элемент получил свою важнейшую характеристику. Атомно-молекулярное учение стало основой теоретической химии. Благодаря этому учению Д.И.Менделеев открыл периодический закон .названный его именем, и составил периодическую таблицу элементов.
В 19 в. чётко определились два основных раздела химии: органическая и неорганическая. В конце столетия в самостоятельную отрасль оформилась физическая химия. Результаты химических исследований всё шире стали использоваться в практике, а это повлекло за собой развитие химической технологии.
О пользе химии.
Химическое искусство возникло в глубокой древности, и его трудно отличить от производства, потому что, подобно сёстрам-близнецам ,оно одновременно рождалось у горна металлурга, в мастерской красильщика и стекольщика. Корни химии проросли в плодородной почве металлургической и фармацевтической практики. Письменных источников, которым можно было судить об уровне древней ремесленной химии, сохранилось мало. Изучение археологических объектов с помощью современных физико-химических методов приоткрывает завесу в мир ремесла древнего человека. Установлено, в Месопотамии в 14-11 вв. до н.э. применяли печи, в которых при сжигании угля можно было получить высокую температуру (1100-1200 С),что позволяло выплавлять и очищать металлы ,варить стекло из поташа и соды, обжигать керамику.
Технохимия и металлургия достигли высокого уровня в Древней Индии.
Многочисленные рецепты изготовления мазей, лекарств, красок, изложенные в папирусах ,показывают высокий уровень развития ремесленной химии ,косметики и фармации уже в середине второго тысячелетия до н.э. По выражению А.Лукаса, «косметика так же стара ,как человеческое тщеславие». Широкое распространение в древности получили рецепты изготовления пищевых продуктов, обработки и окраски кож и мехов. В пятом тысячелетии до н. э. Были хорошо развиты практическая технология дубления, крашения, парфюмерное дело, изготовление моющих средств.
В одной из сохранившихся рукописей Древнего Египта, в так называемом «Папирусе Эбереса» (16 в. до н. э.),приведён ряд рецептов изготовления фармацевтических препаратов. Описаны способы извлечения из растений различных соков и масел путём выпаривания,настаивания,выжимания,сбраживания,прцеживания.Приёмы возгонки, перегонки, экстрагирования, фильтрации широко применялись в различных технологических операциях.
Древние специалисты химического искусства: плавильщики, стеклодувы ,красильщики ,мыловары-были «химиками-технологами». Это были люди чистой практики, для которых «теория» значила мало или вообще ничего не значила. Они устно передавали свой богатый опыт каждому новому поколению. Никто в то время этот опыт не обобщал и не описывал ,и если в папирусах сохранились отдельные рецепты, то это было далеко не то, что могли делать руки мастера. А могли они делать немало. Достаточно напомнить о красивой глазури (обливные облицовочные плитки, для окраски которых применялись такие оксиды, как СuО, СоО,FeO,PbO).
В Древнем Египте был разработан способ получения чистого золота. Обработку породы начинали с дробления кварца содержащего золото, затем куски кварца сплавляли в герметически закрытых тиглях с поваренной солью, свинцом ,оловом, при этом серебро переходило в хлорид серебра. Кроме золота, в древности были известны серебро, железо, олово, ртуть, медь, свинец. Согласно учению древних, семь металлов олицетворяло семь планет.
Усовершенствование процесса получения бронзы вызвало рождение технологии тепловой обработки сплавов
О вреде химии.
После появления ядерного топлива к химии стали относиться всё хуже и хуже. Первые электростанции, работавшие на ядерном топливе, появились 1950-х годах. В случае утечки такого топлива оно заражает всё вокруг даже воздух. Многие люди, обеспокоенные этим, устраивали демонстрации протеста против использования атомной энергии .До 1950-х годов большинство электростанций работало на нефти на угле. Такое топливо не столь опасно ,как ядерное, но его запасы рано или поздно должны истощиться. К тому же выделяющейся дым растворяется в дождевой влаге .Когда такой дождь выпадает на землю, он наносит ущерб пастбищам и лесам .Эти дожди называются кислотными. В 1986 году на атомной электростанции в украинском городе Чернобыле произошла сильная утечка ядерного топлива .Вся местность на много километров была заражена. До сих пор людям небезопасно жить в районе Чернобыля, употреблять произведённые там продукты питания, пить воду из местных водоёмов.
Конспект урока химии
Тема 2:
Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии.
Цель урока: рассмотреть превращение веществ и раскрыть роль химии в жизни человека.
Задачи:
1. Образовательные:
– начать формирование понятий о химических явлениях, их отличий от физических;
– дать первоначальное представление химических реакциях;
– раскрыть роль химии в жизни человека;
– изучить историю развития науки химия.
2. Развивающие:
– развивать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;
– формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;
– развивать воображение, память и внимание.
3. Воспитательные:
– воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
– прививать учащимся бережное отношение к окружающей среде;
– сформировать интерес учащихся к истории развития науки.
Оборудование: растворы – соляной кислоты и известковой воды, кусочек мрамора, прибор для получения фарфоровая чашка для выпаривания, газовая горелка, держатель.
Понятия урока: химия, вещество, химический элемент, простое и сложное химическое вещество, свойства веществ.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: традиционный.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Итак, сегодня на уроке мы будем знакомиться с превращениями веществ, с ролью химии в нашей с вами жизни, а также вы перенесетесь в прошлое, чтобы узнать об истории возникновения науки и ее развития.
Но для начала, проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока.
1. Дать определение понятиям:
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Вещество – это то, из чего состоят физические тела.
Химический элемент – определенный вид атомов.
Простое вещество – вещество, которое образовано атомами одного химического элемента. Приведите пример.
Сложное вещество – вещество, которое образовано атомами разных химических элементов. Сложные вещества называют химическими соединениями. Приведите пример.
Свойства веществ – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.
2. Начертить и объяснить, приводя примеры, схему форм существования химических элементов.
3. Проверка некоторых тетрадей на выполнение д/з.
4. Карточки (отдельно на листах.).
Разъяснить выставление отметок за домашнее задание.
Ответы:
Вариант 1: А1-2,А2-3,А3-4, А4-2, А5-2, А6-2, А7-1, А8-2, А9-4, А10-3
Вариант 2: А1-1,А2-4,А3-1, А4-4, А5-3, А6-3, А7-2, А8-4, А9-4, А10-4
2. Изучение нового материала.
Демонстративный эксперимент.
Итак, проведем небольшой эксперимент.
Нальем в пробирку 2 мл соляной кислоты и опустим в нее небольшой кусочек мрамора. Раствор сразу «закипает» – в нем появляются пузырьки газа, а кусочек мрамора постепенно уменьшается и затем растворится. Пропустим образующийся газ через прозрачный раствор известковой воды. Она мутнеет. Вспомните из курса природоведения, как распознают углекислый газ. Если взять раствор, получившийся в результате взаимодействия мрамора и соляной кислоты, и выпарить несколько капель его в фарфоровой чашке, то она покроется беловатым налетом минеральной соли – хлорида кальция.
Итак, подведем итог нашего опыта.
В результате взаимодействия 2-х исходных веществ(какие вещества мы брали?) были получены совершенно новые вещества – углекислый газ и хлорид кальция белого цвета. Исходные вещества при этом значительно уменьшились. Такое явление называется химическая реакция.
Химическая реакция – явления, в результате которых из одних веществ образуются другие вещества.
У любой реакции должны быть признаки. Ориентируясь на них, мы сможем легко классифицировать явления.
Признаки химических реакций:
1. Изменение окраски;
2. Выделение или поглощение теплоты, иногда выделяется свет;
3. появление запаха;
4. Образование осадка;
5. Выделение газа.
Итак, ответьте мне на вопросы:
1. Сколько химических реакций вы наблюдали при проведении мною опыта(ответ: 2 – выделение СО2 при взаимодействии кислоты и мрамора; – помутнение известковой воды – взаимодействие углекислого газа и известковой воды);
2. Чем отличается выпаривание, которое вы сейчас наблюдали, от химической реакции(ответ: при выпаривании происходит лишь испарение воды, а находящееся в растворе вещество остается в чашке. Т.о. не происходит образования новых веществ, а лишь изменяется их агрегатное состояние)?
Физические явления – явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.
В результате физических явлений не образуется новые вещества.
Фронтальный опрос:
Выбирайте только химические явления:
– горение свечи
– растворение в воде соли
– выделение газа из открытой бутылки с минеральной водой
– ржавление железа
– образование инея
– почернение серебра
– плавление металла
– горение бумаги
Итак, мы познакомились с тем, что изучает химия(напомните). Но какова ее роль в жизни человека?
Она огромна.
1. Без химии не было бы современной металлургии, космические корабли не вырвались бы в космос, ведь горючее для их двигателей, прочные и жаростойкие материалы для их конструкций создают с помощью химии.
2. Химики извлекают из минерального, животного и растительного сырья вещества одно другого чудесней и удивительней.
3. Химики создают полимерные материалы – которые не известны в природе, но которые мы используем в быту и не можем без них обойтись(пластик, полиэтилен). В первую очередь, пластмассы(на рис. 8) можете рассмотреть область применения пластмассы
4. Химия создает и моющие средства, минеральные удобрения, средства защиты растений и лекарства.
Именно с помощью химии человек получает вещества с заранее заданными свойствами, а из них производят продукты питания, обувь, одежду, технику, транспорт ит.д.
В настоящее время химическая промышленность развивается намного быстрее, чем любая другая, т.к. научно технический прогресс не стоит на месте(рассмотрите рис. 10 учебника) – приведена область применения химической промышленности.
Но есть большой минус: неразумное, неконтролируемое, неумелое применение химических веществ приводит к самым пагубным последствиям – загрязнению окружающей среды, плохое качество продуктов питания, ухудшение здоровья человека.
Источниками загрязнения являются ТЭС, предприятия черной и цветной металлургии, химической и горнодобывающей промышленности. В нашем районе – ДОЗ, ФЦЗ.
Стоит большая проблема утилизации бытовых отходов, которые загрязняют большие пространства, а заводов по утилизации построено единицы.
Подведем итог – достижение химии – это не только благо, но и химическое оружие(бомба замедленного действия), которое приводит к загрязнению окружающей среды, выбросу вредных газов, возникновению озоновых дыр и ряда других проблем. Нужно сказать, что только грамотное применение достижений химии приносит пользу человечеству.
ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА.
Вариант 1 ☺
Инструкция к выполнению. При выполнении заданий уровня А (часть 1 ЕГЭ) выберите номер правильного ответа.
А1. Химия – это наука:
1) о явлениях, происходящих в мире физических тел
2) о веществах, их свойствах и превращениях
3) о пространственных телах и их свойствах
4) о живой природе
А2. Определите, где перечислены названия веществ:
1) проволока, молоток 3) соль, сахар
2) стакан, стекло 4) серебро, кольцо
А3.Какое признак описывает физическое свойство кислорода:
1) круглый 3) жидкий
2) длинный 4) газообразный
А4.К физическим свойствам не относится:
1) температура кипения 3) растворимость
2) выпуклость 4) пластичность
А5. Химический элемент может существовать в форме:
1) простого вещества
2) свободных атомов, простых веществ, сложных веществ
3) сложного вещества
4) свободных атомов
А6.Какие физические свойства воды и уксусной кислоты позволяют их различить:
1) цвет 3) агрегатное состояние
2) запах 4) растворимость в воде
А7.Телом является:
1) монета 3) ртуть
2) медь 4) серебро
А8. Укажите свойство железа, которое отрицательно влияет на его использование в технике:
1) пластичность
2) способность самопроизвольно окисляться, подвергаться коррозии
3) электро- и теплопроводность
4) способность смешиваться с другими металлами в расплавленном состоянии с образованием сплавов
А9. Укажите физическое свойство, которое описывают воду:
1) температура плавления 3)высота
2) ширина 4) цвет
А10. Укажите, где в перечне указаны только названия тел:
1) кислота, сода 3) карандаш, чашка
2) стекло, стакан 4) соль, спирт
ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА.
Вариант 2 ☺
Инструкция к выполнению. При выполнении заданий уровня А выберите номер правильного ответа.
А1. Химический элемент – это:
1) определенный вид атомов
2) определенный вид молекулы
3) мельчайшая химически неделимая частица
4) мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства
А2. Какой признак не является свойством алюминия – это:
1) серебристо-белый цвет 3) высокая электропроводность
2) пластичность 4) способность притягиваться к магниту
А3. Отметьте, какой признак не может быть отнесен к телу:
1) овальность
2) горючесть
3) протяженность
4) эластичность
А4. Найдите ошибочное утверждение. К физическим свойствам веществ относят:
1) агрегатное состояние 3) плотность
2) растворимость в воде 4) склонность к разложению при нагревании
А5.Определите, где в перечне указаны только названия веществ:
1) тарелка, нож 3) ртуть, сера
2) книга, стекло 4) ручка, кислород
А6. К веществам относится:
1) ложка 3)железо
2) гвоздь 4) лопата
А7. Телом является:
1) кислород 3) уксусная кислота
2) линейка 4) песок
А8. Поваренную соль и сахар можно различить:
1) по цвету 3) по агрегатному состоянию
2) по растворимости в воде 4) по вкусу
А9.Укажите свойство, с которым связано наиболее известное применение ртути:
1) при нагревании сильно расширяется
2) растворяет золото и серебро
3) имеет высокую плотность
4) ее пары сильно ядовиты
А10. К физическим свойствам не относится:
1) ширина 3) температура плавления
2) длина 4) самовозгорание
Урок «Химия и здоровье».
«Человек в мире веществ, материалов и химических реакций».
9 класс
Тип урока: урок формирования новых знаний, вид урока – урок-лекция.
По характеру положения и деятельности учащихся лекция-беседа.
.
Цель урока: Формирование знаний по безопасному применению лекарственных препаратов.
Задачи:
1. Образовательная:
Познакомить учащихся с лекарственными препаратами, дать представление о проблемах, связанных с их использованием, расширить знания учащихся об окружающем мире.
2. Развивающая:
Способствовать расширению кругозора, развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, анализировать информацию, продолжить формирование умения работать с литературой и интернет – источниками.
3. Воспитывающая:
Совершенствовать навыки общения; развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности.
Тип урока: урок формирования новых знаний, вид урока – урок-лекция. По характеру положения и деятельности учащихся лекция-беседа.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, информационно-поисковый.
Средства обучения: мультимедиа средства (презентация).
Оборудование и материалы. Компьютер, проектор, презентация к уроку, аптечка кабинета химии.
Ход урока
I. Организационный этап.
Слайд № 1Титульный
Организационный момент. ( 1 мин)
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(2 мин)
Слайд №2
– Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия – «Химия и здоровье». А конкретно я вам расскажу о лекарственных препаратах, и мы рассмотрим проблемы, связанные с их применением. Порассуждаем на тему: Что нужно знать, что бы лекарство ни нанесло вред организму?
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала. (3 мин)
Учитель: Ответьте мне на простой вопрос: – Откуда берутся лекарства?
Учащиеся включаются в беседу и предлагают различные варианты ответа.
IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. ( 25 мин)
Слайд №3
Немного из истории: « Разведи порошок из высушенной и растертой водяной змеи, порошок из корней колючего кустарника, пихтового скипидара и смой этой жидкостью больное место». Такой рецепт вы могли получить, обратившись к врачу Шумерского царства 4500 лет назад. Это первый рецепт известный истории. Откуда брались первые лекарства?
Обсуждение вопроса учащимися. Выдвижение гипотез, предположений. (Собирая и пробуя первые растения в полях и лесах, первые люди познакомились с теми из них, которые способны были вызвать рвоту, головокружение, радость или любые изменения функций организма. Тем более были замечены ядовитые растения. Знания накапливались и передавались потомкам устно. Затем, с появлением письменности, стали создаваться «травники», «лечебники».
Слайд № 4 Отец медицины, греческий врач Гиппократ, живший за 400 лет до нашей эры, описал 200 лекарств и искал причины болезни не в злых духах, а в окружающей среде, климате, образе жизни и питании. Гален (II век н.э.) – 500 лекарственных препаратов, он широко применял различные вытяжки из растений, многие его экстракты находят применение и наши дни. Абу Али Ибн Сина (Авиценна) – описал 800 лекарственных препаратов и методов их приготовления. Многие из этих средств: камфора, препараты белены, ревеня и другие, используются с успехом и в наши дни.
Слайд № 5
А что в России? Иван Грозный направляет гонцов в «немецкую землю» для привоза «мастера для приготовления квасцов». При царе Михаиле Федоровиче (1613-1645г) врачебный персонал царского двора составлял 13 лекарей, 7 докторов, 4 аптекаря и 3 алхимиста (они готовили лекарства по указанию аптекарей). До конца XVII столетия, на Руси, ведущее положение занимала народная медицина. В лечебниках этого периода значительное место отводилось хирургии (резанию). На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака и вина. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими кишками животных. Развитие торговли с соседними странами значительно расширило познания русских людей об иноземных лекарственных средствах.
Слайд № 6
Оставив в стороне глубокую старину, попробуем разобраться, откуда взялись те лекарства, которые мы используем в настоящее время, и как создаются новые лекарства.
Очень небольшое число лекарств пришло из глубины веков практически без изменений. Это травы: Горицвет, адонис весенний, черногорка, – дикорастущее растение. В качестве лекарственного сырья используют траву горицвета. Препараты горицвета применяют при заболеваниях сердца, а также в качестве успокаивающего средства.
Горчица сарентская – дикорастущее растение. Семена используют для получения горчичного порошка (для горчичников, горчичных обёртываний) и эфирного горчичного масла. Спиртовой раствор эфирного горчичного масла применяют для растираний при ревматизме.
Зверобой продырявленный – дикорастущее и культивируемое растение. Трава является сырьём для изготовления антибактериального препарата новоиманина, который используется как наружное средство для лечения ожогов, язв, абсцессов, ран, ринитов, маститов. Настойку зверобоя применяют как вяжущее, желчегонное, мочегонное и противовоспалительное средство.
Женьшень обыкновенный – дикорастущее растение. Препараты из корня женьшеня (настойки, порошки) применяют как тонизирующее средство при пониженном артериальном давлении, переутомлении, неврастении.
Слайд № 7
Все лекарственные вещества могут быть разделены на две большие группы:
неорганические и органические. Их получаются из природного сырья и синтетические.
Сырье для получения неорганических препаратов являются горные породы, руды,
газы, вода озер и морей, отходы химических производств.Сырье для синтеза органических препаратов служат природный газ, нефть, каменный уголь, сланцы и древесина. Нефть и газ являются ценным источником сырья для синтеза углеводородов, являющихся полупродуктами при производстве органических веществ и лекарственных препаратов. Полученные из нефти вазелин, вазелиновое масло, парафин применяются в медицинской практике.
Один вид сырья мы уже рассмотрели, это – растения ( листья, травы, цветы, семена, ягоды, кора, корни) и продукты их обработки ( жирные и эфирные масла, соки, камеди, смолы);
Другой вид сырья: животное сырье – железы и органы животных, сало, воск, тресковая печень, жир овечьей шерсти и другое; Гусиный, медвежий и рыбий жир применяется при обморожениях и ожогах. Жир растапливают и хранят в прохладном месте. Ценится жир диких гусей, черной утки, которым залечивают раны. Растущий рог северного оленя (пант) – важное средство для лечения ряда болезней. Пант сверху покрыт небольшим и плотным волосом, напоминающим бархат. Ненцы пант обжигают над костром, ножом соскабливают остатки волоса и поедают кожу и мягкую хрящевую верхушку рога. Данное средство повышает иммунный статус организма, укрепляет физиологический тонус, способствует заживлению ран, лечению суставных болей и головной боли.
– ископаемое органическое сырье – нефть и продукты ее перегонки, продукты перегонки каменного угля;
– неорганические ископаемые – минеральные породы и продукты их химической переработки.
Минеральное сырье (природные источники). Например, для приготовления натрия хлорида (Natrii chloridum) NaCl используются природные растворы – воды озер и морей; калия хлорида (Kalii chloridum) КС1 – минералы: сильвинит КС1 • NaCl, карналлит КС1 • MgCl2- 6Н20; кальция хлорида (Calcii chloridum) СаС12 – мел или мрамор СаС03;.
Слайд № 8
Все лекарственные препараты можно классифицировать на:
1. снотворные и успокаивающие
2. сердечно – сосудистые;
3. анальгезирующие (болеутоляющие), жаропонижающие и противовоспалительные;
4. противомикробные (антибиотики, сульфаниламидные препараты и др.);
5. местно-анестезирующие;
6. антисептические;
7. диуретические;
8. гормоны;
9. витамины и др.
Попробуйте самостоятельно определить принадлежность препаратов в аптечке к той или иной группе. Учащимся предоставляется аптечка кабинета химии.
Слайд № 9
Мы рассмотрели аптечку кабинета химии, но аптечки бывают разные. Например, аптечка для отдыха должна содержать препараты обязательные, это жаропонижающие, обезболивающие, от аллергии, диареи, ферменты, уголь активированный, нашатырный спирт, зеленка, йод, перекись водорода, перевязочный материал и специфические, если вы или ваши близкие имеют хронические заболевания.
Слайд № 10
Аптечка домашняя: кроме лекарственных средств, назначенных членам семьи врачами, должна содержать необходимые препараты общего пользования для купирования внезапных недомоганий, травм и несчастных случаев.
В такой набор обычно рекомендуют включать: бактерицидный пластырь (для наложения на мелкие порезы кожи и ссадины); бинты стерильные и нестерильные (для наложения повязок); лейкопластырь (для укрепления повязок): вату медицинскую стерильную; стерильные марлевые салфетки; аэрозольные препараты – лифузоль (создает на коже защитную пленку, закрывающую мелкие порезы и ссадины) и пантенол (ускоряет заживление ран, ожогов, трещин кожи); раствор бриллиантового зеленого (зеленки) для обработки кожи вокруг раны; марганцовокислый калий (перманганат калия), из которого готовят бледно-розовый раствор для полоскания полости рта и промывания желудка, розовый для промывания гнойных ран, темно-вишневый – для обработки краев ран, ссадин; 5% спиртовой раствор йода (для обработки краев раны); валидол (применяется при болях в сердце, головокружении, тошноте); нитроглицерин (при сильных болях в сердце, которые не проходят после приема валидола); валокордин или корвалол (при болях в сердце, учащенном сердцебиении, повышенной раздражительности, бессоннице); активированный уголь (применяется при вздутии живота и отравлениях); пинцет и иглу (для удаления заноз); медицинский термометр и глазную пипетку.
Беседа о правильном применении спиртового раствора йода, раствора бриллиантового зеленого, перманганата калия, активированного угля и других препаратов.
Слайд № 11
Группы лекарственных препаратов:
Алкалоиды:
Кофеин содержится в кофе, чае, какао, коле и матé (парагвайский чай). В составе многих напитков его потребляют миллионы людей во всем мире. Кофеин обычно извлекают из чая, чайной пыли, чайных отходов или выделяют возгонкой при поджаривании кофе. Его также можно синтезировать из теобромина. Кофеин оказывает возбуждающее действие на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, используется для стимуляции сердечной деятельности, дыхания и как противоядие при отравлении морфином и барбитуратами.
Анальгезирующие, жаропонижающие и противовоспалительные средства:
Крупная группа лекарственных препаратов – производные салициловой кислоты. Салициловая кислота – сильное дезинфицирующее средство. Ее натриевая соль применяется как болеутоляющее, противовоспалительное, жаропонижающее средство и при лечении ревматизма. Из производных салициловой кислоты наиболее известен ее сложный эфир – ацетилсалициловая кислота, или аспирин. Аспирин – молекула, созданная искусственно, в природе он не встречается. При введении в организм ацетилсалициловая кислота в желудке не изменяется, а в кишечнике под влиянием щелочной среды распадается, образуя анионы двух кислот – салициловой и уксусной. Анионы попадают в кровь и переносятся ею в различные ткани.
Салол – сложный эфир салициловой кислоты с фенолом (фенилсалицилат)
обладает дезинфицирующими, антисептическими свойствами и употребляется при
заболеваниях кишечника.
Распространенными жаропонижающими и болеутоляющими средствами являются
производные фенилметилпиразолона – амидопирин и анальгин. Анальгин обладает
небольшой токсичностью и хорошими терапевтическими свойствами.
Местноанестезирующие средства:
Главенствующее место в арсенале обезболивающих средств веками занимал морфин – основной действующий компонент опия. Он использовался еще в те времена, к которым относятся первые дошедшие до нас письменные источники.
Основные недостатки морфина – возникновение болезненного пристрастия к нему и угнетение дыхания. Хорошо известны производные морфина – кодеин и героин.
Большое практическое значение имеют синтетические анестезирующие (обезболивающие) вещества, полученные на основе упрощения структуры кокаина. К ним относятся анестезин, новокаин, дикаин.
Антибиотики:
Это – вещество, синтезируемое одним микроорганизмом и способное препятствовать развитию другого микроорганизма. В 1929 г. случайность позволила английскому бактериологу Александру Флемингу впервые наблюдать противомикробную активность пенициллина. Культуры стафилококка, которые выращивались на питательной среде, были случайно заражены зеленой плесенью. Флеминг заметил, что стафилококковые палочки, находящиеся по соседству с плесенью, разрушались. В 1940 году удалось выделить химическое соединение, которое производил грибок. Его назвали пенициллином.
В настоящее время описано около 2000 антибиотиков, но лишь около 3% из них находят практическое применение, остальные оказались токсичными.
Антибиотики обладают очень высокой биологической активностью. Они относятся к различным классам соединений с небольшим молекулярным весом.
Они различаются по своей химической структуре и механизмом действия на вредные микроорганизмы. К сожалению, бактерии постепенно приспосабливаются к антибиотикам, и поэтому перед микробиологами постоянно стоит задача создания новых антибиотиков.
Противомикробные средства:
Препараты этой группы обладают широким спектром противомикробного действия, оказывая влияние на большинство бактерий (в том числе на протей и синегнойную палочку), дрожжеподобные грибки и протозойные инфекции. Они эффективны также в лечении кишечных инфекций: дизентерии, сальмонеллеза, пищевых токсикоинфекций, ферментной диспепсии и др.
1. Производные 8-оксихинолина
2. Производные нафтирид?