Урок на тему о пользе времени

Урок на тему о пользе времени thumbnail

Составили: Блохина Т.А., Чувилина Е.Ю., Заречная средняя школа.

Интегрированный урок по курсу

«Познание мира, основы экономики и финансовой грамотности»

(для 4-х классов)

Раздел 9. Школа. О пользе знаний.

Тема урока: О пользе знаний. Экономим время. Режим дня.

Цель: формировать представления учащихся о том, что образование необходимо получить каждому, о значении экономии времени;

расширять кругозор учащихся, развивать навыки ориентирования во временных отрезках;

прививать стремление к знаниям, бережное обращение со временем.

Тип урока: интегрированный.

Технологии: критическое мышление, интеграция предметов.

Формы работы: работа в группах, индивидуальная, творческая.

Методы: словесный, наглядный, практический, анализ, синтез, самостоятельная работа.

Оборудование: «Без знаний ничего не приобретается в этом мире»

А. Кунанбаев

Ход урока

1. Организационный момент, психологический настрой.

Хочешь плыть по океанам,

Опускаться в глубину,

Побывать во многих странах

И домчаться на Луну,

Быть отважным следопытом

В чащах вековых – все края тебе раскрыты на страницах (КНИГ)

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Побуждение.

Актуализация знаний. (Мозговой штурм по материалу предыдущего параграфа.)

  • Доскажи пословицу «Сильный побеждает одного, умный – ….» (тысячу)

  • «Через всю жизнь Касым Кайсенов пронес чувство глубокой благодарности к …» (своему первому учителю)

  • Ученые, писатели, артисты достигают высот в жизни благодаря – ….. (знаниям)

4. Осмысление (работа в группах).

  • Чтение текста с использованием инсерта

Инсерт

+ знаю

V новое

! удивило

– не понял

Дети читают 1 и 2 абзац и делают записи в таблице.

+ знаю

V новое

! удивило

– не понял

Много знаний дает школа. Научились читать. Писать. Приобрели трудовые навыки.

Использование знаний в жизни.

Редко проводились концерты, фильмы.

В прошлом, когда население было безграмотным, ученики учили взрослых людей писать и составлять деловые бумаги.

  • Чтение с предугадыванием.

Учитель зачитывает несколько строчек из следующего абзаца.

В настоящее время и в аулах, и в селах, и в городах повсеместно проведены линии радиовещания, установлены телевизионные вышки. Но это не значит, что все свое свободное время ты должен посвящать просмотру радиопередач.

  1. Как вы думаете, о чем будет рассказываться дальше?

  2. Почему вы не должны все свое свободное время посвящать просмотру радиопередач?

Ответы детей.

Дочитывание абзаца.

  • Чтение дополнительного текста с использованием инсерта.

Время дорого человеку и он определяет время по часам. С работой часов связаны некоторые выражения. Например, говорят: «много воды утекло с тех пор», и мы понимаем, что ушло много времени. А говорят так потому, что в древности существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам устроены песочные. Позднее появились механические часы. Они у нас разные.

Часы говорят о времени, и остановить его нельзя, как нельзя его убивать, т. е. проводить его без пользы.

Наша задача: выработать у себя чувство времени, умение использовать разумно каждый час. Каждую минуту.

Рабочая минута – отрезок времени, из минут складываются часы и годы.

За 1 мин. завод может выпустить 13 телевизоров.

Книга печается так быстро, что счет надо вести по секундам.

Книг – 2700, Обуви – 1560 пар, Часов – 77 штук.

А ведь сколько минут впустую тратится на уроках! Их ведь так мало: 45.

Отвлечешься, поговоришь с соседом вот и убежала минутка. Не приготовился к уроку вовремя – минутка ушла.

Дети заполняют таблицу.

+ знаю

V новое

! удивило

– не понял

Время дорого человеку.

Определяет по часам.

В древности существовали водяные часы.

Они были устроены в виде двух сообщающих-

ся сосудов.

Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой.

За 1 мин. –

13 телевизоров.

Книг – 2700

Обуви – 1560 пар

Часов – 77 штук.

5. Рефлексия.

  • Составь таблицу. Сколько понадобиться времени для следующих дел?

Просмотр телевизионных программ.

6. Домашнее задание.

Учебник «Познание мира» с. 129 прочитать, ответить на вопросы. Составить синквейн к слову ЗНАНИЯ.

Составить БУРИМЕ.

Часы даны не для… (красы),

Диктует время нам … (часы).

Чтоб вечером, ложась в ….(кровать)

Когда наступит …… (срок),

Ты мог уверенно … (сказать):

– Хороший был … (денек)!

7. Итог урока.

В заключении звучит стихотворение Н. Юркова «Минута».

Бежит

Стремглав

Минута

Минута коротка

Но за минуту можно

Найти звезду,

Жука,

Решение задач…

И редкий минерал,

Который, до сих пор еще

Никто не открывал

Источник

              Урок импровизация « Самое важное в жизни – время…»

Цель: создать  предпосылки для развития способности видеть успешные перспективы   своего будущего

Задачи:

-способствовать актуализации смыслового содержания жизненного пути, жизненных целей и ценностей;

-подвести к нахождению связи прошлого, настоящего и будущего, иметь представления о возможности учиться на своем прошлом опыте и видеть перспективы будущего с учетом жизненных планов и целей;

Читайте также:  Свежий тыквенный сок польза вред

-способствовать умению выбирать альтернативы в пользу активной жизненной позиции и здорового образа жизни.

Инструментарий : проектор, компьютер, видеоролик «Две минуты о жизни… » , рабочий лист-«Билет в музей», цветная бумага и маркеры. 

https://www.youtube.com/watch?v=wCEzh3MwILY&list=RDbR3N1yBEGbw&index=2 – Эдвард Григ 4, 18 мин

https://yandex.ru/video/search?filmId=14782869082265106295&text=2%20минуты%20о%20жизни%20видео&noreask=1&path=wizard 2 минуты о жизни

https://www.youtube.com/watch?v=oiTr_4VVoro – ролик о ценности времени 3,46 мин https://www.youtube.com/watch?v=i0Gtkw5lSbs 

Ожидаемый результат:

способность видеть успешные перспективы своей будущей жизни; осознавать каждым участником себя свободной и уникальной личностью,    уметь жить в гармонии с самим собой и окружающими, и осознавать смысл своего бытия в этом мире и свое место в нем.                                                                                          

 Методы: проблемно-поисковый, интерактивный                                

Технологии: ситуативного анализа, моральной дилеммы, проблемного обучения.

                       обучения в сотрудничестве,

                                                        Ход урока.

Учитель.

Здравствуйте ребята! Мне очень приятно , что эти 45 минут мы проведем вместе и надеюсь с пользой. Удачи нам всем!

-Ребята, Я хочу вас сегодня  пригласить в очень необычный музей, точнее в картинную галерею, в которой  всего три зала, каждый из которого разного цвета: красный, зеленый и белый. Для этого необходим билет.

/ учитель раздает рабочие листы –«билеты в музей»

 Задание: на «билете» забыли написать название нашего музея, поэтому совершив экскурсию, я предлагаю исправить этот недочет.

Итак, я приглашаю вас в зал №1. Красный. Слайд 1.

Олицетворением этого зала стала  репродукция картины Сальвадора Дали   «Мягкие часы» или «Постоянство памяти».  

– Что хотел передать нам автор?

     – Почему, как вы думаете?

Варианты ответов детей:  Часы нам говорят о времени, о событиях минувших лет, напоминают о приятных и не очень моментах жизни.                                                                                                                                       Это   символ человеческого  переживания времени и памяти.

Учитель. Значит, о каком периоде человеческой жизни нам рассказывает этот зал?

Ответ. О прошлом…

Учитель. Почему этот зал окрашен в красный цвет?

Возможные ответы. Красный цвет, как предупреждение человеку о том, чтобы он не забывал прошлого, не делал ошибок, извлекал уроки

Учитель. Молодцы.

Задание. Предложите такие картины, которые были бы уместны именно в этом зале. / Винсента Ван Гога «Подсолнухи», «Апофеоз войны» Верещагина, другие варианты, воспоминания из своей жизни. Дают комментарии к своему выбору.

Значит, как называется одним словом  этот зал?

Ответ. ПРОШЛОЕ

(дети делают запись названия красного зала в рабочем листе)

Учитель. Зал  №2 -зеленого цвета и олицетворяет другое время. Слайд 2.

– Как вы думаете,  какое?

Ответ. Это зал НАСТОЯЩЕГО времени /делается запись в рабочем листе/

-Почему нам важно посетить его?

Ответ.  Нам это близко, потому что это происходит в режиме реального времени.

Учитель. Именно в режиме реального времени я предлагаю вам встречу с  современником.

 Задание.

  1.Посмотрите первый ролик «2 минуты о жизни»,  раскройте его главный смысл.

– Можно ли его назвать героем нашего времени?

-Как вы думаете, он счастливый человек? Почему?

Второй ролик «Жизнь за две минуты» (позитивный). https://yandex.ru/video/search?filmId=14782869082265106295&text=2%20минуты%20о%20жизни%20видео&noreask=1&path=wizard 2 минуты о жизни

2.Предлагаю вам в рабочем листе-«Билете»отметить  те позиции , с которыми ваша точка зрения совпадает с мнением героев ролика :УЧЕБА -ДРУЗЬЯ – ЛЮБОВЬ –  ЖИЗНЬ

  3.Представьте свою позицию.

   (идет обмен мнениями)

   Вывод. Действительно, наше СЕГОДНЯ  и есть  многообразие и противоречивость,  как ,собственно,  ваши представленные  полярные точки зрения.

Учитель. Зал  №3 -белого цвета. Слайд 2.

Учитель. Заключительным этапом нашей экскурсии является посещение белого зала. В нем вы не увидите ни одной картины.

– Как вы думаете, почему?

Варианты ответов. Потому что, этот  зал посвящен  БУДУЩЕМУ времени.

Дети делают запись название зала в рабочем листе.

Вряд ли мы знаем, как сложится наша  дальнейшая жизнь или хотя бы ближайшее будущее. Человек сам художник своей жизни, поэтому я предлагаю КТД                                                                                                                               Задание. КТД- коллективное творческое дело.

Читайте также:  Напиток из красной смородины польза

Все участники разделены на 2 команды , каждая из которых в течении 5 минут должна  нарисовать картину , олицетворяющую желания и  мечты в будущем.

Для этого нужно выбрать цвет и с помощью фломастеров выполнить рисунок.

 ( работа в группах по составлению картины будущего  на музыкальном фоне)

https://www.youtube.com/watch?v=wCEzh3MwILY&list=RDbR3N1yBEGbw&index=2 – Эдвард Григ 4, 18 мин

Участники  размещают свои «картины» в третьем зале и дают свои  комментарии

Итак, наш третий зал оформлен! Пусть все желания ваши обязательно сбудутся.  Но  мечты и желания могут никогда не осуществиться, пока мы не поставим перед собой конкретные цели.  Я предлагаю вам дома спроектировать свое собственное будущее. Учитель раздает эскиз плана жизненной карьеры. (Приложение 2).

На вопрос «Что мы должны сделать, чтобы наше прекрасное будущее претворилось в жизнь?» мы ответим, просмотрев следующий видеоролик:

https://www.youtube.com/watch?v=oiTr_4VVoro – ролик о ценности времени 2 мин с начала ролика https://www.youtube.com/watch?v=i0Gtkw5lSbs                                                                            

– Начать уже сегодня! – шаги: постановка целей, выбор способов достижения целей, сделать первый шаг и отслеживать реализацию КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Нужно ценить свое время и не тратить его бессмысленно.  

   Заключение.

Учитель. Итак,  ребята, я думаю, что вы уже готовы исправить тот недочет, о котором мы говорили в начале. 

-В каком же музее мы сегодня с вами побывали?

Ответ. В наших руках находится билет в музей … ВРЕМЕНИ.

(делается запись названия музея на рабочем листе)

– Были ли для вас полезными последние 40 минут? Чем? Что-нибудь изменится сегодня в вашей жизни?

Учитель. Значит, прав был Константин Щемелинин,  говоря, что «Самое важное в жизни – время»…Такова была тема моего урока-импровизации.

Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые слова и умные мысли!

Методическая составляющая

Понятие “урок-импровизация” стало знакомо учителям, участвующим в различных конкурсах педагогического мастерства как одна  из форм презентации опыта педагога.

Он имеет несколько особенностей:

1. Это урок необычного вопроса, оригинальной постановки интересной проблемы, открытия для себя в обычном  удивительного, нового  

2.Это урок, позволяющий  выйти за рамки предмета на уровень философского обобщения и показать свою гражданскую зрелость, кругозор, образованность, умение увлечь детей манерой объяснения материала.

3.   Цель такого урока: В споре дойти до истины. Расширение представлений о мире

Задачи носят не предметный, а развивающий, мировоззренческий характер

4.Темой урока является афоризм или чье-то яркое, интересное высказывание, особенно если оно содержит в себе проблему. Афоризм концентрирует в себе некое знание, высказывание, которое можно доказать и опровергнуть.

Можно озвучить тему в начале, в конце, в середине урока

5. Урок не должен быть стандартным, состоящим из определенных, всем известных, этапов. При этом вовсе не обязательно излагать в полном объеме в соответствии с заданной темой ее содержание и требовать от аудитории полного ответа. Умение найти «золотую» середину, владение содержанием, способность использовать его в необходимом контексте определяют в конечном счете профессионализм учителя.

6.Такой урок требует: Доверительных отношений. Отсутствие оппозиции «я» – «вы». Разновидности беседы: «вопрос – ответ», «тезис – антитезис», провокационные вопросы, высказывания, стимулирующие эмоциональный отклик, мыслительный процесс. Следить за ходом беседы, чтобы она не ушла в сторону

9. В результате урока рождается некий «продукт» 

Основные критерии оценки урока-импровизации  

  1.  Общая культура учителя: эмоциональные проявления, поведение (естественность);речь; эрудиция.
  1. Создание оптимальной психологической атмосферы на уроке: контакт с аудиторией; владение инициативой; умение создать необходимый эмоциональный настрой; активность аудитории.
  1. Авторский почерк: оригинальность творческого замысла: авторские находки и идеи;
  1. Профессиональное мастерство:

интеллектуальный уровень, обращение к другим областям знаний;

метапредметная направленность занятия, формирование целостной картины мира;

методический уровень урока: владение содержанием, использование разных типов и видов источников знаний;

импровизационность.

 Подобный урок  позволяет формировать следующие  метапредметные компетенции:

когнитивная – способность добывать знания и считать их ценностью, готовность видеть (осознавать) и решать проблему;

компетенция в решении проблем – способность видеть проблему и готовность ее решать;

аксиологическая – способность осуществлять ценностный выбор, предпочитая «добро» «злу»;

социально-мировоззренческая – способность формировать мировоззрение на современной научной основе и воплощать «активную гражданскую позицию»;

коммуникативная – способность взаимодействовать с Другими участниками урока

культуроведческая (культуросообразность) – способность нести, развивать и транслировать культуру, исходить из нее при анализе любых явлений как из некоего камертона.

Читайте также:  Высказывания великих писателей о пользе чтения

Приложение 2

Источник

План урока «Самопознание»

Школа Казанбасская СШ № 2 Дата № 27 Тема Дорожить временем

Ценность Истина Качества ценить время, общечеловеческие

Педагог Мирманова И.М. Класс 8 Кол-во уч-ся 8

Цель: способствовать развитию у учащихся умения ценить время, рационально использовать его в жизни.

Задачи:

расширение представлений о ценности времени;

– развитие умения уважать каждое мгновение и рационально распределять свое время;

– воспитание стремления использовать свободное время для духовного роста.

Ресурсы:(материалы, источники) анкеты

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

Примечания

Концентрация на горы

  1. Позитивное высказывание.

Самуил Маршак

На всех часах вы можете прочесть

Слова простые истины глубокой:

Теряя время, мы теряем честь.

А совесть остается после срока.

Она живет в душе не по часам.

Раскаянье всегда приходит поздно.

А честь на час указывает нам

Протянутой рукою – стрелкой грозной.

Чтоб наша совесть не казнила нас,

Не потеряйте краткий этот час.

Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе

Веленья нашей совести и чести.

Цитата урока

Потеряешь деньги – ничего не потеряешь.

Потеряешь здоровье – немного потеряешь.

Потеряешь время – потеряешь всю жизнь.

Беседа

  1. Что значит ценить время?

  2. Для чего необходимо дорожить временем?

  3. Как вы понимаете выражение «Время – это деньги»?

  4. Как, на ваш взгляд, надо использовать время?

  5. Есть ли у вас чувство времени? Как вы это обоснуете?

  6. Удается ли вам правильно распоряжаться временем? Каким образом вы это делаете?

Говорится о нестареющих общечеловеческих ценностях. Это способствует восприятию времени как хранителя лучших истин и подводит к значимости времени как ценности, взаимосвязи его с нравственными качествами человека. Таким образом, осуществится первый шаг на пути создания в воображении учащихся образа времени.

3. Творческая деятельность

Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы научиться ценить время и не тратить его даром?

Работа в группах

1 группа

Выберите и отметьте зеленым карандашом те черты характера, которые помогают добиться цели.

Целеустремленность Самостоятельность Рассеянность Упрямство Настойчивость Несдержанность Трусость Смелость Дисциплинированность Сила воли Безволие

2 группа

Прочитайте. Закрасьте зеленым карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

Быть настойчивым Быть решительным Не расстраиваться при неудаче, ошибке Не торопиться Не унывать Не ждать быстрого результата Верить в успех Не бросать начатое дело Не стесняться попросить помощи Верить в то, что всему можно научиться

3 группа

Выберите подходящие к сегодняшнему уроку пословицы

Всякому дню подобает работа своя. Сделал дело – гуляй смело. Не спеши языком, торопись делом. Минутка час бережет. Потеряешь минуту – потеряешь и час. Труд человека кормит, а лень портит. Век долог, а час дорог. Часом опоздал, годом не вернешь. И у самого длинного дня есть конец. Скучен день до вечера, если делать нечего.

  1. Рассказывание истории (беседа).

О времени

(В сокращении)

Валерий Суслов

  • Как знание законов времени может помочь быть созвучным миру

В научно-популярной статье В.Суслова понятие «время» рассматривается как способ познания мира, как ценность, которую следует беречь и использовать на благо себя и других людей, поскольку время необратимо.

Отвечая на поставленный к тексту вопрос, учащиеся смогут осмыслить важные истины, например, такую, как: всему в жизни отпускается свой срок, который нужно разумно использовать.

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

В книге «Гармония духа» казахстанский публицист Герольд Бельгер приводит казахские названия периодов человеческой жизни. Прочитайте их и подумайте, почему казахский народ придает большое значение каждому периоду жизни человека. Чем, на ваш взгляд, примечателен каждый из них? В каком периоде жизни находитесь сейчас вы? Какими знаниями, умениями и навыками вы обладаете в своем возрасте? Расскажите об этом.

Задание

Учащиеся выполняют задание 5 в рабочей тетради, которое поможет осмыслить материал урока с точки зрения многозначности понятия «время».

Что у вас ассоциируется со словом «время»? Запишите свои ассоциации.

  1. Домашнее задание.

Прочитать притчу о часах.

  1. Заключительная минута тишины.

Время дается человеку как возможность познать себя и окружающий мир. Тот, кто понимает ценность и значение времени, умело расходует его, добивается в жизни многого в нравственном и духовном знании (совершенствовании).

Никто из людей не может остановить или удержать время, но отчет за него придется дать каждому. Писатель Николай Островский мудро заметил, что жизнь человеку дается однажды, и прожить ее надо так, чтобы оглядываясь назад, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Человек может научиться чувствовать время и жить в соответствии с ним.

Дорожить временем – это значит использовать его по назначению, выбирая самое главное, то есть своевременно получать знания о себе, о людях, о природе, чтобы обрести подлинные ценности; вырабатывать навыки самопознания, развивать в себе способности чувствовать выпавшее нам счастье и радоваться ему, стремиться к определенным достижениям, направленным на служение людям, хорошо делать свое дело, честно трудиться, ценить жизнь.

Источник