В 18 19 вв подушной податью называлась повинность в пользу
ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ – прямой личный налог.
Взималась в Древнем Риме в период республики и принципата с жителей римских провинций, а в эпоху домината, после проведения всеобщей переписи населения 289-290 годов, – со всех городских жителей. В средние века и Новое время существовала в Западной Европе: периодически вводилась в Англии в XIV и XVI века; в виде капитации (от латинского caput – голова) взималась во Франции в 1695-1699 годы и 1704 – конец XVIII века. Аналог подушной подати с немусульманского населения в Халифате и Османской империи – джизия. В России сменила систему подворного обложения. Введена царём Петром I в Европейской России и Сибири Плакатом о сборе подушных денег от 26.6(7.7).1724 года с целью обеспечить содержание новой регулярной армии; со временем была распространена на Слободскую (1765), Левобережную (1783) и Правобережную (1795) Украину, Прибалтику (1783), а также на вновь присоединённые территории.
Подушной податью были обложены все категории крестьян (помещичьи, государственные, дворцовые, монастырские, позднее – удельные), посадские люди, разночинцы, а также однодворцы и дворовые люди, которые до введения подушной подати не несли тягла в пользу государства, с 1775 года – мещанство. От уплаты подушной подати были освобождены дворянство, духовенство, казачество, с 1775 года – формировавшееся купечество (заменена сбором с объявленного капитала), с 1863 года – мещанство (кроме Сибири; для него подушная подать заменена налогом с городского недвижимого имущества). Сословия, платившие подушную подать, назывались «податными» (около 90% от общей численности населения в Европейской России в середине XIX века).
Для подготовки к введению подушной подати по указу от 26.11(7.12).1718 года в 1719-1721 годы произведена перепись населения мужского пола, подлежавшего обложению (выявила 4,8 миллионов человек), в 1722-1724 годы – проверка её результатов (ревизия), которая учла 5,4 миллионов ревизских душ. Непосредственная ответственность за взимание подушной подати возлагалась у государственных крестьян на общину по принципу круговой поруки, в помещичьих имениях – на помещика, в городах – на органы посадского (мещанского) самоуправления и городскую администрацию. Величина подушной подати законом устанавливалась в равном размере с каждой ревизской души, независимо от возраста, но община и мещанское общество осуществляли раскладку подушной подати в соответствии с тяглыми возможностями каждого двора (хозяйства); при раскладке подати в помещичьих имениях, как правило, также учитывалось благосостояние отдельных дворов. Общая сумма подати, которую ежегодно выплачивали крестьянская община или мещанское общество, рассчитывалась исходя из зафиксированного фискальными документами (ревизскими сказками) числа ревизских душ и оставалась неизменной вплоть до следующей ревизии. Изменения, происходившие в естественном составе населения между ревизиями, не учитывались, в связи с чем податное обложение было неравномерным. В местностях, где в силу к.-л. причин население сокращалось, податная тягота возрастала и, напротив, уменьшалась там, где происходил прирост мужского населения.
Первоначальный размер подушной подати был установлен путём деления суммы, необходимой для содержания армии, на число налогоплательщиков. В 1724 году подушная подать определена в 74 копейки. С 1725 года для крестьян подушная подать составляла 70 копеек, для податного городского населения – 80 копеек (кроме этого, помещичьи крестьяне платили оброк или несли барщину, государственные крестьяне и городское население были обложены дополнительным оброчным сбором в пользу государства в размере 40 копеек с ревизской души). До 1782 года старообрядцы платили двойной подушный оклад (один шёл в доход государства, другой поступал Русской православной церкви), половиной подушного оклада были обложены и женщины в старообрядческих общинах (за исключением старообрядцев, которые жили в приграничной полосе, чтобы не провоцировать их бегство из страны). В 1740-1750-е годы 70-копеечный оклад неоднократно снижался на отдельные годы (от 3 до 17 копеек), в этот период правительство увеличивало косвенные налоги (таможенные сборы, поступления от винной монополии и другие). С начала 1760-х годов, когда возможности усиления косвенного налогообложения были исчерпаны, подушная подать возрастала, к 1798 году составила 1 рубль 26 копеек для помещичьих крестьян, 4 рубля 26 копеек для государственных крестьян и близких к ним категорий и 2 рублей для мещан (включая оброчный сбор). С учётом падения курса ассигнаций, больших военных расходов подушный оклад в 1810 году увеличен до 2 рублей для крестьян и до 5 рублей для мещан, к 1818 году – до 3 рублей 30 копеек и 8 рублей 30 копеек соответственно. В 1839 году, с началом денежной реформы министерства финансов Е.Ф. Канкрина, подушный оклад переложен на серебро (для крестьян составил 95 копеек, для мещан – 2 рубля 38 копеек). В 1863-1867 годы он увеличен, но вместо уравнительного обложения ревизских душ подушные оклады были дифференцированы по отдельным местностям, составив от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.
Введение подушной подати привело к значительному росту государственных доходов, поступления от неё составляли 54,1% государственных доходов в 1724, 52,7% – в 1749 году, 34,6% – в 1758 году, 57,1% – в 1785 году. В дальнейшем роль подушной подати снижалась за счёт роста косвенных налогов и введения новых прямых налогов – с городских недвижимых имуществ (1863), государственного поземельного налога (1875). К 1881 году подушная подать составляла около половины всех прямых налогов, а те, в свою очередь, давали 18% государственных доходов.
Необходимость обеспечить исправную уплату подушной подати стала одной из причин введения паспортной системы. На протяжении всей истории подушной подати её сбор сопровождался значительными недоборами. Так, к 1740-м году общая сумма недоимок достигла 5 миллионов рублей. Власти, с одной стороны, неоднократно предпринимали жёсткие меры по их взысканию, с другой – периодически прощали их из-за невозможности взыскать полностью по причине слабости бюрократического аппарата и разорения крестьянских хозяйств (особенно характерного для 1-й половине XVIII века).
Согласно Плакату 1724 года, сбор подушной подати осуществлялся земским комиссаром (выбирался дворянами дистриктов – военно-администртивных округов) совместно со штаб-офицерами и под наблюдением командира полка (в 1727-1730 годы земские комиссары и штаб-офицеры подчинялись провинциальным воеводам). С 1736 года сбор был передан уездной администрации, которая собирала подушную подать при содействии «офицеров у подушного сбора». После губернской реформы 1775 года им занимались казённые палаты. В XVIII веке сбором подушной подати ведали как военные (Военная коллегия, Генеральный кригс-комиссариат), так и гражданские (Камер-коллегия и ряд других) центральные учреждения под контролем Сената, в XIX веке – Министерство финансов, а также МВД, которое осуществляло контроль за деятельностью губернского начальства по взысканию недоимок.
Правительство не раз официально признавало недостатки подушной системы налогообложения (1727, 1810, 1832). Комиссия для пересмотра системы податей и сборов при Министерстве финансов в 1859 году пришла к выводу, что «без совершенной отмены подушной системы нельзя достигнуть существенного улучшения в устройстве прямых податей». Подушная подать в Европейской России постепенно отменена императором Александром III. По указу от 18(30).5.1882 года прекратилось с началом 1883 года взимание подушной подати с безземельных крестьян, бывших дворовых людей и с крестьян, получивших в ходе крестьянской реформы 1861 года земельный надел в размере 1/4 от высшей нормы (так называемых крестьян-дарственников). Законом от 14(26).5.1883 года размер подушной подати понижен, а для бывших фабричных и заводских крестьян она отменена. Законом от 28.5(9.6).1885 года взимание подушной подати прекращено с началом 1886 года с большинства крестьян, а с началом 1887 года – со всех бывших податных сословий, кроме жителей Сибири, где подушная подать законом от 18(30).1.1898 года упразднена с началом 1899 года. Отмена подушной подати была компенсирована ростом поземельного налога, налога с городских недвижимых имуществ, налогов за право торговли и промыслов, увеличением акциза со спирта, а также оброчной подати с бывших государственных крестьян с последующим её преобразованием в выкупные платежи.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Источник
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Пензенского государственного педагогического университета
им.
13 мая 2012 года
Сайт факультета – ist.
Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ
Вариант № 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 39 заданий.
Часть 1 включает 21 задание с выбором ответа. К каждому заданию даются 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 12 заданий, требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или последовательности цифр).
Часть 3 состоит из 6 заданий с развернутым ответом.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А21) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1. Как называлась в Древней Руси доля члена княжеского рода в родовом владении?
1) удел
2) поместье
3) барщина
4) вотчина
A2. Кто из названных исторических деятелей были современниками?
1) Иван Калита и Ярослав Мудрый
2) Андрей Рублев и Александр Невский
3) Дмитрий Донской и Мамай
4) Владимир Мономах и хан Ахмат
A3. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком церковном деятеле в нем идет речь.
«А великодержавный князь… достохвальный и победоносный великий Дмитрий… пришел к святому, ибо большую веру имел к старцу, чтобы спросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что [он] добродетелен и обладает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя, благословил его, вооружил молитвой и сказал: «Победишь и с великой славой живым возвратишься в свое отечество».
1) патриархе Филарете
2) патриархе Никоне
3) Сергии Радонежском
4) Иосифе Волоцком
A4. В XVI – начале XVIII вв. приказами называли
1) рассылаемые царем указы
2) органы центрального управления
3) решения Земского собора
4) распоряжения Боярской думы
А5. Что из названного произошло в XVII в.?
1) крестьянская война под руководством Е. Пугачева
2) Медный бунт
3) Семилетняя война
4) Северная война
A6. Историческое полотно «Меншиков в Березове» воссоздает события, связанные
1) с дворцовыми переворотами
2) с Северной войной
3) со стрелецкими бунтами
4) с крестьянским восстанием под руководством Кондратия Булавина
A7. Что было условием получения Анной Иоанновной российского престола?
1) ликвидация Верховного Тайного совета, восстановление роли Сената
2) сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками
3) освобождение дворян от обязательной военной службы
4) совместное правление императрицы с Верховным Тайным советом
A8. В XVIII – XIX вв. подушной податью называлась повинность крестьян в пользу
1) помещика
2) государства
3) церкви
4) общины
А9. Прочтите отрывок из воспоминаний офицера неприятельской армии и укажите дату событий, о которых идет речь.
«Было принято решение о том, что нам придется двинуться вперед и начать наступление на Москву, от которой нас отделяло расстояние в двадцать дней походного марша. Среди <французов>, кто особенно горячо выступал против немедленного марша на Москву, назывались имена генерала Коленкура и генерала Мутона…, обер-гофмаршал двора Дюрок неоднократно пытался отговорить <Наполеона> от осуществления этого проекта. Но все его попытки, натолкнувшись на волю императора, оказались бесполезными.
Мы шли по направлению к Смоленску. Русские только что эвакуировали его… Мы вошли в город при свете пламени пожаров, но они были ничто по сравнению с тем, что ожидало нас в Москве».
1) 1812 г.
2) 1814 г.
3) 1825 г.
4) 1831 г.
A10. В каком году было создано III отделение Собственной канцелярии Николая I?
1) 1818 г.
2) 1826 г.
3) 1856 г.
4) 1877 г.
A11. Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началу царствования
1) Николая I
2) Николая II
3) Александра II
4) Александра III
А12. Состоявшийся в 1878 г. Берлинский конгресс закрепил результаты
1) Семилетней войны
2) Отечественной войны
3) русско-японской войны
4) русско-турецкой войны
A13. «Могучей кучкой» в середине XIX века называлось объединение, созданное
1) композиторами для развития национальной музыкальной школы
2) историками для сбора и публикации документов по русской истории
3) художниками для организации своих выставок
4) театральными деятелями для организации гастролей за границей
А14. Как называлась политическая партия, представители которой заняли большинство мест в I Государственной Думе?
1) эсеры
2) кадеты
3) анархисты
4) октябристы
А15. Прочтите отрывок из телеграммы, адресованной Николаю II, и укажите год, к которому относятся описанные события.
«Правительство совершенно бессильно подавить беспорядок. На войска гарнизона надежды нет. Запасные батальоны гвардейских полков охвачены бунтом. Повелите немедленно призвать новую власть… Прикажите вновь созвать законодательные палаты… Государь, не медлите. Если революционное движение перебросится в армию, победят немцы, и гибель России, а с ней и династии будет неминуема. От имени всей России прошу Ваше Величество об исполнении изложенного. Завтра может быть уже поздно. Председатель Государственной думы Родзянко».
1) 1905 г.
2) 1907 г.
3) 1914 г.
4) 1917 г.
A16. Коллективизацию в СССР характеризует
1) создание системы крупных агрогородов
2) объединение индивидуальных крестьянских хозяйств
3) развитие фермерского хозяйства
4) возрождение крестьянской общины
А17. Прочтите отрывок из работы историка и определите, о битве за какой город в нем говорится.
«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам. Чем плотнее они охватывали город, тем ограниченнее становились возможности для тактического маневра как средства преодоления сопротивления противника. Сужение фронта к тому же облегчало оборонявшимся задачу переброски внутренних ресурсов на оказавшийся под угрозой сектор обороны. Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.
На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжелых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им все дороже и приносил все меньше результатов».
1) Харьков
2) Севастополь
3) Сталинград
4) Ленинград
A18. Что было одной из причин возврата к довоенному варианту развития экономической системы в СССР после Великой Отечественной войны?
1) осложнение международной обстановки, начало «холодной войны»
2) задача приоритетного развития сельского хозяйства
3) активизация национальных движений во всех республиках СССР
4) многочисленные выступления рабочих
A19. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 г.?
1) осуждение культа личности Сталина
2) построение за двадцать лет коммунистического общества
3) введение принципа разделения властей
4) построение в СССР развитого социализма
A20. Прочтите отрывок из документа и укажите год, когда он был принят.
«Содружество Независимых Государств в составе республик Беларуси, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств – членов Союза ССР, и также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения».
1) 1985 г.
2) 1991 г.
3) 1993 г.
4) 1998 г.
A21. Что из названного стало одной из важнейших задач федеральной власти в России в начале XXI в.?
1) образование новых субъектов федерации
2) создание системы судебной власти
3) подготовка новой редакции Конституции РФ
4) приведение регионального законодательства в соответствии с общероссийским
ЧАСТЬ 2
Ответом к заданиям этой части (В1-В12) является слово (словосочетание) или последовательность цифр и букв. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1.
В1. Расположите в хронологической последовательности их жизни и деятельности следующие имена. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) митрополит Иларион
Б) патриарх Никон
В) патриарх Филарет
Г) Иосиф Волоцкий
Ответ:____________________________.
В2. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ТЕРМИНЫ А) детинец Б) тризна В) секуляризация Г) «семибоярщина» | ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1) правительство России, образованное после свержения В. Шуйского 2) укрепление внутри города вокруг княжеского дворца 3) языческий обряд, посвященный поминовению 4) круг соратников Ивана IV 5) обращение церковной собственности в светскую |
В3. Какие три из перечисленных понятий, терминов связаны с преобразовательной деятельностью Петра I? Запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.
1) Указ о единонаследии
2) кондиции
3) аракчеевщина
4) Табель о рангах
5) подушная подать
6) кабинет министров
В4. Установите соотношение между именами деятелей науки XIX в. и областью знаний, к ним относящейся. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) Б) В) Г) | 1) медицинские исследования 2) проблемы органической химии 3) изучение иммунитета 4) неевклидова геометрия 5) географические исследования |
В5. Какие три из перечисленных событий относятся к царствованию Николая I? Запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.
1) Крымская война
2) введение подушной подати
3) создание первых министерств
4) Ленский расстрел
5) строительство Царскосельской железной дороги
6) замена ассигнаций кредитными билетами
В6. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены эти события, в правильной последовательности в таблицу.
1) вступление СССР в Лигу наций
2) введение войск ОВД в Чехословакию
3) отмена 6-й статьи Конституции
4) отречение Николая II
5) Брестский мир
В7. Какие три из перечисленных черт характеризуют политику «военного коммунизма»? Запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.
1) создание трудовых армий
2) введение продразверстки
3) концессии
4) национализация промышленности
5) индустриализация
6) гласность
В8. Установите соответствие между советскими партийными и государственными деятелями и занимаемыми ими в 1940-е – 1950-е гг. постами, ролью в политике: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
ФАМИЛИИ А) Б) В) Г) | Посты, роль в политике 1) руководитель МГБ и МВД, куратор «атомного» проекта 2) руководитель Госплана СССР, участник экономической дискуссии 1951 г. 3) председатель Совета министров СССР, сменивший на этом посту 4) Один из наиболее влиятельных политиков, курировавший идеологию в ЦК ВКП (б) 5) Инициатор создания агрогородов, целинной эпопеи, насаждения посевов кукурузы |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В9. Прочтите отрывок из Закона СССР и напишите название периода, когда этот закон был принят.
«Референдум СССР проводится на основе следующих принципов: участие в референдуме является свободным; голосование является добровольным и тайным и осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права; …каждый участник референдума обладает одним голосом. При проведении референдума обеспечивается гласность, в том числе при подсчете голосов, участие общественности».
Ответ: ___________________________.
В10. Ниже приведен перечень терминов, понятий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIX в.
Петрашевцы, выкупные платежи, контрреформы, семибоярщина, промышленный переворот, кредитные билеты.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Ответ: __________________________.
В11. Напишите пропущенное слово.
Социально-экономическая политика Советского государства в условиях Гражданской войны (), отражавшая представления о возможностях социалистического строительства путем быстрого насильственного вытеснения капиталистических элементов, называется ______________________ .
Ответ: ___________________________.
В12. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Дата | Участник (-и) |
«Кровавое воскресенье» | _______________ (А) | _______________ (Б) |
Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» | _______________ (В) | , Николай II |
___________________ (Г) | 14 июня 1905 г. | Г. Вакуленчук, А. Матюшенко |
____________________ (Д) | 27 апреля 1906 г. | __________________ (Е) |
1) восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»
2) январь 1905 г.
3) Г. Гапон
4) Г. Распутин
5) Цусимское морское сражение
6)
7) Созыв Государственной Думы
8) Утверждение «Основных государственных законов Российской империи»
9) октябрь 1905 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
ЧАСТЬ 3
Для ответов на задания этой части (С1 – С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из книги современного отечественного историка.
«В апреле… на первом после похорон Черненко пленуме ЦК КПСС (он) изложил стратегический замысел весьма обширных реформ. Ключевым словом реформаторской стратегии стало «ускорение», которое тут же было подхвачено партийной пропагандой и средствами массовой информации, стало повторяться ими как заклинание. «Ускорять» по (его мнению) нужно было все и вся: и развитие средств производства, и социальную сферу, и деятельность партийных органов, но, главное, научно-технический прогресс. Несколько позднее к стратегическим понятиям были добавлены такие как «гласность» и «перестройка». Гласность означала выявление всех недостатков, препятствующих ускорению, критику и самокритику исполнителей «сверху донизу», а перестройка предполагала внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию с целью достижения все того же ускорения общественного развития. Постепенно, однако, когда выявилось, что «ускорения» не происходит, упор стал делаться на «перестройку», и именно это слово оказалось символом (его) курса. <…>»
C1. Назовите фамилию нового руководителя СССР, хронологические рамки и название периода его пребывания у власти.
C2. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трех положений, раскрывающих «стратегический замысел обширных реформ».
СЗ. Назовите не менее двух причин перехода от «ускорения» к «перестройке», названных автором и известных вам из курса истории.
С4. Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманистами и антинорманистами начались еще в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор.
Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяснения).
С5. Ниже приведены две точки зрения на возможные пути развития СССР после окончания Великой Отечественной войны:
1. СССР мог развиваться по демократическому пути, реальной была возможность отказа от авторитарного режима уже в 1940-х гг.
2. После войны позиции авторитарного режима в СССР только укрепились, демократизация сталинской системы была невозможной.
Какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной? Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
С6. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определенной эпохи и напишите его исторический портрет.
1) Владимир Мономах
2) Елизавета Петровна
3) .
Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.
Ответы
Вариант 1
Часть 1
1) 1
2) 3
3) 3
4) 2
5) 2
6) 1
7) 4
8) 2
9) 1
10) 2
11) 3
12) 4
13) 1
14) 2
15) 4
16) 2
17) 3
18) 1
19) 4
20) 2
21) 4
Часть 2
В1.
В2.
В3.
В4.
В5.
В6.
В7.
В8.
В9.
Перестройка
В10.
семибоярщина
В11.
военный коммунизм
В12.
Часть 3
С1. Горбачев. . Перестройка
С2. ускорение социально-экономического развития (развитие средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса); гласность как критика недостатков; перестройка хозяйственных и политических механизмов.
С3. Замедление темпов экономического роста; растущее отставание от США; финансовые проблемы; падение эффективности общественного производства.
С.4. Варяги этнически норманны / славяне. Их роль в образовании государства велика / мала. Факт призвания носил добровольную / насильственную форму. К моменту призвания варягов у славян не существовало государства / государство уже существовало.
С5.
1. рост международного авторитета СССР; относительная безопасность, отсутствие военной угрозы извне; принятие сбалансированного 4-го пятилетнего плана; изменения названия армии, правительства.
2. победа в войне укрепляет политический режим в оценках массового сознания; рост национального самосознание становится угрозой для режима; автономность отдельных социальных групп, рост их самостоятельности (генералитет и пр.); начало холодной войны.
Источник