В чем ломоносов видит пользу от своего труда и потому
Процесс становления Ломоносова пришелся на период подъема национального самосознания, вызванного блестящими военными победами Петра I, быстрым ростом экономики страны, вступившей на путь, ведущий к капитализму. Ломоносов впитывал в себя ощущение неисчерпаемых возможностей России, видел и чувствовал богатырскую силу своего народа. Все это рождало в его душе веру в свою страну, любовь к ней и страстное желание способствовать ее процветанию путем развития наук и распространения в ней просвещения. В наиболее завершенной форме эта программа зафиксирована им в черновике «Слова благодарственного» на так и не состоявшуюся инаугурацию (торжественное открытие с пожалованием университетских привилегий) Петербургского академического университета. В ней обращает на себя внимание утверждение, звучащее как credo, как символ веры: «науки сами все дела человеческие приводят на верх совершенства». И далее следует панегирик наукам: «Все обще, ни вас выключая, удивляемся собранным в общежитии народам. Собрали науки. Чудимся построенным городам, пристаням, кораблям, плавающим через неведомые моря; построили науки. Украшенных себя видим произведениями разных материй и очищением разума; украшают науки, и что паче до нас надлежит, с услаждением хвалимся, что мы имели просветителя Петра Великого; но просветил нас и стал велик через науки», Возражая тем, кто говорил: «что куда-де столько студентов и гимназистов? Куда их девать и употреблять будем?», – Ломоносов перечисляет, где, по его мнению, нужны в России ученые люди. В этом списке первыми названы «Сибирь пространна» и Северный морской путь – «ход Севером». В числе прочих – горное дело, фабрики, торговля, сельское хозяйство, военное дело. И конечно, «исправление нравов».
В другом разделе высказывания Ломоносова приобретают сильнейший патриотический акцент: русский язык должен превзойти «достоинство всех других языков»; «чтобы в России науки распространялись» и наконец: чтобы от русского оружия «возсиял мир, наук питатель».
Здесь уместно сказать об отношении Ломоносова к войне. Во множестве од, стихотворений, «Слов» он прославляет блестящие победы русского оружия. Но столь же многократно утверждал Ломоносов превосходство мира как условия благоденствия народов, распространения просвещения и наук:
Великая Елизавет
И силу кажет и державу,
Но в сердце держит сей завет
Размножить миром нашу славу
И выше, чем военной звук,
Поставить красоту Наук.
Ломоносов возлагал на «просвещенного» монарха надежды на осуществление своей просветительской программы, переоценивая способность «просвещенных» деспотов внять его словам и советам. Он слишком полагался на «самоочевидную истину», на разумность и убедительность своих доводов, наконец, на чистоту и бескорыстие своих помыслов. Ломоносов не понимал, не мог еще понимать классового характера государства и возлагал чрезмерные надежды на то, что только распространение наук и просвещение могут обеспечить благоденствие народа. Не понимал Ломоносов и социальной направленности петровских реформ.
Исследователь внутренней экономической политики Петра I Е. В. Анисимов в недавно вышедшей книге так говорит о его податной реформе: «Жестокое преследование беглых и их держателей, освобождение дворянства от податных обязанностей, поголовное превращение почти всех категорий населения в плательщиков подушной подати и многие другие шаги правительства Петра – все это ярко характеризует классовый характер податной реформы, организаторы которой наряду с интересами государства заботились об интересах господствующего класса»
А вот как расценивал ту же податную реформу Ломоносов: «Превратил премудрый Герой (Петр I. – Э. К. ) вред в пользу, лен-ность в прилежание, разорителей в защитников, когда исчислил подданных множество (провел переписи населения. – Э. К.), утвердил каждого на своем жилище, наложил легкую, но известную подать…».
Ломоносов не замечал в деятельности Петра I никаких негативных сторон. Петровские реформы – тот максимум, выше которого не простирались его социальные устремления. Ломоносов видел свою патриотическую задачу в том, чтобы способствовать завершению петровской программы, не выполненной потому, что «военные дела и великия другия упражнения, а особливо прекращение веку (т. е. смерть. – Э. К.) много препятствовали Государю Великому установить во всем непременные и ясные законы-..»
Теперь посмотрим, как претворялась в жизнь программа Ломоносова. Мы уже упоминали об энциклопедизме ученого. Можно с большой уверенностью утверждать, что в ряде случаев именно патриотизм становился побудительной причиной перехода к работе в новой области знаний. Это особенно ярко проявляется на начале его систематических занятий русской историей. Острейшая борьба с Миллером по вопросу о происхождении русской культуры и государственности буквально заставила патриота Ломоносова всерьез заняться русской историей. Сразу же вслед за длительной ожесточенной дискуссией Ломоносов приступил к изучению источников – «…читал книги для собирания материй к сочинению “Российской истории”: Нестора, законы Ярославли, большой Летописец, Татищева первый том, Крамера, Вейселя, Гелмголда, Арнолда к другие…», – писал Ломоносов в отчете за 1751 г.
Создание «Российской истории» было для Ломоносова источником высокого патриотического воодушевления: «Коль великим счастием я себе почесть могу, ежели моею возможною способ-ностию древность российского народа и славные дела наших государей свету откроются, что весьма чувствую», – написал он И. И. Шувалову в начале 1753 г.
Другим примером подобного рода являются заботы Ломоносова об отыскании «хода Севером» – Северного морского прохода из Европы в Азию. В «дедикации» (посвящении) к «Краткому описанию разных путешествий по северным морям и показании возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» Ломоносов мотивировал свое внимание к этой проблеме в следующих выражениях: «…Северный океан есть пространное поле, где… усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерной пользою, через изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку». Этот труд, говорит автор, был создан им «от усердия к пользе отечества». Таким же усердием были пронизаны его усилия по подготовке экспедиции В. Я. Чичагова.
Можно предполагать, что пытливая и беспокойная мысль Ломоносова, интуитивно руководимая «усердием к пользе отечества», заставляла ученого стать пионером в различных областях русской науки.
Его патриотические устремления лежали в основе просветительской деятельности ученого, которая прежде всего была направлена на улучшение деятельности Академии наук и на развитие образования в России.
В течение ряда лет с болью наблюдал Ломоносов, как в результате происков «неприятелей наук российских» приходили в упадок академические университет и гимназия, как уменьшалась слава Петербургской Академии наук. В 1759 г. он писал, что при Петре Великом, когда просвещение еще только «вводилось в нашем отечестве», «многие славнейшие ученые люди во всей Европе, иные уже в глубокой своей старости, в Россию приехать не обинулись», а позже «не токмо знатные профессоры, но и те, которые недавно из студентов вышли, не хотят к нам в академическую службу».
Видя плачевное состояние наук в России, Ломоносов начал страстную борьбу за Устав Академии наук, который способствовал бы ее «исправлению» и, главное, создал условия, чтобы «иметь своих природных россиян в профессорах». Он резко протестовал против такого толкования положения дел в Академии, «что можно подумать…, что Санктпетербургская Академия наук ныне и впредь должна состоять по большей части из иностранных, то есть что природные россияне к тому неспособны».
Много сил и энергии затратил Ломоносов на устранение различных организационных неполадок в Академии, на то, чтобы ее деятельность «простиралась к пользе и славе отечества».
Идеи Ломоносова встречали сильнейшее противодействие. Лишь, некоторые из его предложений были приняты после смерти ученого. Другие его идеи (об избрании академиками президента, о введении должности вице-президента и др.) воплотились в жизнь после Великой Октябрьской социалистической революции. Однако главное, за что боролся Ломоносов, – превращение Академии в центр национальной русской науки- было достигнуто. К моменту его смерти в составе Академии было 7 русских профессоров и адъюнктов, а за период с 1766 по 1803 г. из 40 ученых, принятых в Академию на место выбывших, русскими были 14. Если же отнести к таковым и полностью обрусевших иностранцев, считавших Россию своей второй родиной, то можно утверждать, что к концу XVIII в. русские ученые заняли в Академии прочное место.
Как уже указывалось, в патриотической просветительской программе Ломоносова важное место отводилось распространению научных знаний; борьба за это означала для него борьбу за высшее благо родины. Ломоносов справедливо полагал, что «приведенные в лучшее состояние» университет и гимназия могли стать в то время единственным источником пополнения Академии национальными кадрами. Он составил проект Устава этих учебных заведений и добивался всемерного расширения социального состава учащихся за счет «детей посадских людей, государственных и дворцовых крестьян» и даже детей крепостных, правда, если помещик. освободит будущего гимназиста от крепостной неволи «навечно»..
Ломоносов замыслил также издать ряд «небольших книжек», в которых должно быть «сокращенное представление и общее понятие обо всех оных науках» (которым обучают в университете. – Э. К.). По мысли ученого, это позволило бы выпускнику гимназии выбрать одну из наук, «в которой употребит главное свое упражнение». Однако замысел этот остался неосуществленным.
Позднее, узнав, что при созданном по его идее и деятельном участии Московском университете решено иметь две гимназии – благородную и разночинную, Ломоносов предлагает свой «Регламент московских гимназий», многие положения которого вошли затем в текст Инструкции директору Московского университета. Примечательно, что в «Регламенте» Ломоносова было предложение ввести в гимназиях «Российскую школу», т. е. цикл занятий, посвященных изучению русского языка и русской истории. Это нововведение, лежащее в русле просветительской патриотической программы Ломоносова, удалось ему осуществить лишь тремя годами позднее, когда он стал куратором Академической гимназии.
В просветительской программе Ломоносова важное место занимала подготовка учебников и учебных пособий для учащегося юношества. Перечислим их в том порядке, в каком они выходили в свет:
1. «Вольфианская экспериментальная физика» (1746).
2. «Краткое руководство к красноречию» (1748).
3. «Российская грамматика» (1757).
4. «Краткий Российский летописец» (1760).
5. «Первые основания металлургии или рудных дел» (1761).
6. «Древняя Российская история» (1766).
В этот ряд может быть поставлено и неоконченное «Введение в истинную физическую химию», которое должно было стать первой частью учебника по курсу физической химии.
Некоторые из ломоносовских учебников издавались неоднократно и служили нескольким поколениям русских людей.
В своем стремлении «распространять науки в России» Ломоносов не ограничивался только учебной и учебно-организационной деятельностью. Он был, если сказать современным языком, первым популяризатором науки в России. Прекрасным образцом такого рода деятельности являются его «Слова»: «Слово о пользе химии» (1751), «Слово о происхождении света…» (1756), «Слово о рождении металлов от трясения земли» (1757), «Слово о явлениях воздушных…» (1753). В «Похвальных словах» Петру I и Елизавете Ломоносов не упускает случая высказать похвалу наукам, от распространения которых растет и польза и слава России.
Патриотизм, любовь к Родине были определяющей чертой его личности, его гения. Отмечая это, Н. В. Гоголь писал: «Всякое прикосновение к любезной его сердцу России, на которую он смотрит под углом ее сияющей будущности, исполняет его силы чудотворной».
Патриотическая традиция в русской науке была заложена Ломоносовым, она сохранялась и сохраняется поныне лучшими ее представителями.
* * *
Значение Ломоносова как исторического деятеля, а также деятеля культуры определяется, в первую очередь, его осознанным или интуитивным умением найти свое место в культурно-историческом процессе и придать этому процессу ту или иную степень ускорения. «Исторические процессы без выдающихся исторических личностей не изменили бы своего направления, – пишет академик Д. С. Лихачев, – но были бы сильно замедлены, замедлен был бы процесс перехода русской культуры от средневекового типа к типу культуры нового времени. Однако сами исторические личности являются порождениями закономерных процессов».
По мнению Лихачева, Петр I сумел сменить формы многих проявлений русской культуры. Представляется, что Ломоносов был в числе тех, кто наполнял эти формы культуры новым содержанием, и, безусловно, был первым, кто проделал это в отечественной науке. В этом смысле дело его жизни было продолжением дела Петра, и, как нам кажется, сравнимо с ним по заслугам.
Ломоносов был первым ученым нового времени, заложившим в России основы ряда наук: физики, физической химии, минералогии, кристаллографии, языкознания, филологии и многих, многих других. Он первым в России сделал успешную попытку создать научную физическую картину мира, что ставит его выше тех европейских ученых-энциклопедистов, с которыми его сравнивает обычно историческая традиция.
В сокровищницу русской духовной культуры вошли ломоносовский материалистический подход к изучению явлений природы, доверие к эксперименту как высшему критерию истины, свойственный Ломоносову рационализм мышления и многое другое.
Его просветительская, популяризаторская деятельность вызвала в русском обществе новое отношение к науке, не только как к полезному для развития хозяйства и промышленности явлению, но и как к духовной ценности. Знаменательно, что в конце XVIII в. вслед за людьми простого звания в науку потянулись даже представители высшего русского общества, дав ей таких ученых, как князь Д. А. Голицын и граф А. А. Мусин-Пушкин.
Оценку личности Ломоносова, его творчества и деятельности хочется закончить высказыванием президента АН СССР М. В. Келдыша:
«Ломоносов принадлежит к числу величайших деятелей науки и культуры всего человечества. Необычайно широкая и плодотворная научная, литературная и общественная деятельность Ломоносова – это целая эпоха в истории нашей отечественной и мировой) науки и культуры».
Источник
VII. . . – . . , . , , . . . , . ” ” , ” , ” [1, . 7, . 288]. . . , ” ” (, , .) “” ( ). , ” , , …” [1, . 7, . 93]. . . , “” . . , . , ” , , – , , , , , , , , ” [1, . 9, . 502-503]. , , ” , “. . . : ” , “. “, , , , , , , , ” [1, . 7, . 168]. . . , , . , . . , . : “… , , ; …” – : “… , ” [1, . 7, . 121]. -, . . , , , , . . . , ” , , , ” [1, . 7, . 582]. , . . . , ” ” ” , ” [1, . 7, . 288]. , . . . : ” , , !” [1, . 2, . 351]. . . , . : ” : 1) ; 2) ; 3) ; 4) ” [1, . 9, . 503-504]. , , ” “. . . , ; , ; ; . ” ” : 1) , ; 2) ; 3) , ; 4) ” [1, . 9, . 504-505]. , . . , . , , . , , ” “, . ” , , . , . , ” [1, . 9, . 517]. . . XVIII . , ” “, . “” ” “. ” “, . . , . , . . . “” “” : ” , , , ; ” [1, . 9, . 503]. , ” , ” , , , , , “. , , . , . . , ” “. . . : ” , ” [1, . 9, . 517], “” “” (, , ) . . . , , , , , , , , ” [1, . 9, . 518-519]. . . . , , “”. ” , , “. , 8 1757 . . . , . , , , . . . , . . . . ” , , , , ” [1, . 9, . 507]. . . : ” , ; , , ” [1, . 9, . 505-506]. . . . . . . . . -, , . . . , ” “. ” ” , , , , . . . . , , , , , , , . , , , . . . , “”, : ” , , , ” [1, . 9, . 508]. , ” “, , ” ; , , , ” [1, . 9, . 512]. . . , , ” ” . , “” : ” , , , …” [1, . 9, . 512]. . . , . , . . . ” , , , ” [6]. , , . ” “. ” , ” , ” “. . . , , ” “. . . . . , . . . . . ” , ” [1, . 9, . 506]. ” , , ” [1, . 9, . 512]. . . , ” ” , . , , . , , , , . 17 1745 . , ” “, ” ” (. . ). . , . . . “”, . , , “, , “. . . , : , , . . . , , , , , , . [1, . 8, . 400 – 402] . ” 1747 .”, , , . : 1, . 8, . 206. . , ” ” . . . , -, , , , , . . . , , . , . , , . . “” : , , . , ” , ” [1, . 7, . 436], . . . . . , , . , , , , ” , , , , ” [1, . 7, . 582]. . . , , , , . , , , . . . [1, . 10, . 598-599] , ” “, . . . : ” , , , ” [1, . 2, . 349]. : ” , , , , ” [1, . 7, . 121]. . . . . , , : ” , , , . . , , , ” [1, . 7, . 156-157]. . . . . . . , . ” “, , , “… , , , “. , ” ” [1, . 7, . 326]. . . , . , , , , . . . , , , ” … “. . . . . ” , “, ” … “. , . . . . , , , . . , , . . . , : – – . . ” , , , . , . . . , ” , ” [3, . 48]. ” “, , , . . . , . , . , . . , . , : ” , , , , , “. , , , . ” “. , , . . , . , . ” , 60- XVIII , . 1763 . II , … 25 , … , , , – . ” [3, . 49-50]. . . – , : , , . , “. . , , , . , , . , ” [3, . 46]. M. . , . : ” , , , , , . , ” [1, . 6, . 46]. “, “, . . . . , . . , . . , , (“”, “”, “”, “” .). . . , (X – XIII .) , , , , . , , , , . , , (” “, “-“, ” ” .) -, (“”, “”, “-” .). (” …”, “”, “”, “” .) , , , ” “, ” “, “”, “”, “” [7]. c . . . , , . – , , ” “, ” ” . . . , , “”, , . , . . . “” , , . ” “. . . . , . . , . . ” ” : ” , , , , , . , : . , , – …” [1, . 6, . 384]. , . . , , ” , , , “. , , “, , ” [1, . 6, . 385]. . . , , , 15 : ” , , , . 45 , 60 ” [1, . 6, . 385]. , , , , . , , , : ” , , ” [1, . 6, . 388]. . . , : “… . , , , , , , , . , , , , ” [1, . 6, . 392]. . . . . , – , . , , , , : ” , , . , , , , , ” [1, . 6, . 389]. . . , ” “, ” “. ” “, “”. , , ” , , , …” [1, . 6, . 389]. . . , ” , “. . . , . , , ” , , ” [1, . 6, . 388]. . . , , , ” “. ” ” , . . , , , ” “. … ” “, . . , . , , ” ” ” [4, . 53]. . . : ” , “ [1; . 8, . 784] . , . I. “-, , , , , , (“”) . -, (“”) , , , , , . -, , – , – , , ” [5, . 218 – 219]. . . . . . , . , . . . , . , ” ” , , . 1. . . : 11 . / . . . . . – .; .: , 1950 – 1959, 1983. 2. . . XVIII : . …. . . . – , 1983. 3. . . // . -. ./ . ., . . . – , 1986. 4. . . . . / . . . . . – .: , 1964. 5. . . . . – . – : , 1969. 6. . . XIX. XX . – . . … – . . – ., 1982. 7. . – ., 1909. – . 1-2. / . . . , . . . – .: – ,1985. |
Источник