В чем польза частной собственности

Собственность в гражданских правоотношениях выполняет особенную, отдельную роль. Конституцией РФ охраняется право собственности, являющееся основным правом гражданина. Данное понятие не только важное, но и довольно сложное.
Определение
Частная является только одной из форм собственности, где гражданин, юридическое лицо либо группа этих лиц имеют право на какое-либо имущество. Данные права предоставляют возможность собственникам самим решать, как можно распоряжаться своей собственностью. То есть, собственник может продавать, завещать, дарить свое имущество без согласования данного факта с государственными и муниципальными властями. Но, с другой стороны, это же, данное им, право обязывает нести полную ответственность за все свои действия, а также, бездействия, возлагая на хозяина «бремя собственности». Бремя в данном случае – это содержание имущества, его налогообложение. То есть, за свое имущество всем необходимо строго нести ответственность! К примеру, исправно следить за состоянием своего автотранспорта, вовремя чинить, чтобы не было аварий на дорогах по вине хозяина. Присмотр за своими домашними животными тоже является обязательным, ответственным мероприятием. Об этом очень часто хозяева просто забывают и стараются переложить свои обязанности на других.
К объектам частной собственности можно отнести жилье, здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки с постройками, предприятия в различных предпринимательских сферах производства, оборудование, денежные средства, акции, облигации и другие объекты.
В Российской Федерации выделяют несколько форм частной собственности:
- Индивидуальная.
- Групповая.
Индивидуальная — это личная или семейная собственность. Представлена она, в основной массе, малым бизнесом. Также существует понятие личной собственности, представляющей собой объекты, не приносящие никакого дохода. То есть собственник пользуется объектами сам или предоставляет их в пользование, но только бесплатное. А к индивидуальной относят объекты, приносящие доход.
Учитывая вышесказанное, можно говорить о том, что один объект может относиться к двум видам собственности, в зависимости от способа его использования.
К групповой относится:
- Акционерная форма. Через выпуск, реализацию ценных бумаг, к которым относятся акции и облигации, создается такая форма. Ее особенность – это, именно, наличие этих бумаг. Такая форма представлена крупным предпринимательством.
- Коллективная, кооперативная собственность. Представляет собой совместную долевую собственность, в свою очередь, предполагающую групповое присвоение, владение, пользование результатами производства. Здесь есть особенность. Несмотря на то, что она делится на доли, единственным собственником остается коллектив в целом, а отдельные участники теряют право собственности. Им достанется только часть дохода, распределяемого пропорционально внесенному паю.
Плюсы частной собственности
Можно выделить следующие положительные стороны, которые со временем будут проявляться у собственников:
- Рациональное распределение ресурсов. Необходимое качество, без которого не будет достигнут успех – это умение оптимально распределить свои ресурсы.
- Необходимость развития. В данной сфере без развития невозможно. Именно повышение квалификации, умение много, упорно и качественно работать приведет к увеличению своего состояния.
- Предприимчивость. Данная жилка, если она имеется у хозяина, приведет к начинанию и осуществления дела, приносящего большой успех.
- Правильное и своевременное ведение хозяйства. Для продуктивного ведения хозяйства необходимо вовремя обновлять инструмент, производить качественный ремонт помещений и т.д.
- Постоянное стремление к увеличению своего состояния. Имея имущество, особенно, приносящее доход, постоянно хочется приумножать свое состояние, а не растрачивать его.
- Персонифицирует ответственность за использование своей собственности. Свое имущество не на кого перекладывать, поэтому формируется ответственность за использование своих ресурсов.
- Экономическое принуждение к труду. То есть, здесь можно исключить любые силовые формы воздействия и внеэкономического принуждения.
- Создает условия для предпринимательства и здоровой конкуренции. Рыночные отношения всегда развивали и будут развивать конкуренцию и соперничество.
- Эффективное, разумное и бережное использование своего имущества. Своим имуществом необходимо пользоваться должным образом, иначе оно долго и качественно не прослужит, что влечет за собой понижение стоимости и ценности.
Минусы
Но у данного понятия существуют не только достоинства, побуждающие на развитие, обогащение, но и недостатки.
Собственность:
- Порождает неравенство, делит людей на неравные классы. От этого никуда не денешься: раскол в обществе на бедных и богатых был всегда.
- Приводит к социальному расслоению общества. Подразумевает собой неравные возможности удовлетворения потребностей.
- Побуждает людей стремиться только к личной выгоде в обход интересов других членов общества. К сожалению, такое качество сейчас повсеместно. Человека интересует только его личная выгода, несмотря ни на кого больше. А это, в свою очередь, развивает эгоизм и индивидуализм.
- Порождает большие денежные траты. Развивать свой бизнес необходимо путем огромных материальных затрат. Вот окупится ли это, это еще большой вопрос.
- Является причиной разногласий и войн в истории человечества.
Вывод
Частная собственность имеет позитивные стороны развития, которые связаны с ее эффективностью. Негативными сторонами она тоже обладает. Приводят они к отрицательным последствиям в развитии экономики. Но, несмотря на это, достойной альтернативной замены частной собственности просто нет.
В рыночной экономике преимущество остается на стороне частной собственности. То есть плюсы в итоге, все-таки, превалируют над минусами. Именно она является основой экономической системы.
Источник
Частная собственность, как и любая другая форма, имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Главными ее характерными чертами являются, во-первых, спонтанное развитие, во-вторых, более высокая эффективность (по сравнению с государственной собственностью). Частная собственность стимулирует инициативу, предприимчивость, ответственное отношение к труду. В то же время она имеет и отрицательные черты (стихийность, стремление к наживе любой ценой, эксплуатация).
Однако не следует гипертрофировать недостатки частной собственности. Прежде всего, отметим два не вполне справедливых тезиса в отношении частной собственности.
Во-первых, при частной собственности на средства производства, как констатируется в работах К. Маркса и В.И. Ленина, возникает эксплуатация, присвоение результатов чужого труда. На этом основании ими был сделан вывод о недопустимости частной собственности на средства производства в условиях экономического строя, именуемого социализмом. На этот счет можно возразить, что эксплуатация чужого труда, понимаемая как изъятие у работника части созданного его трудом прибавочного продукта (прибыли), имеет место при любой форме собственности. Не факт, что доля изымаемой реальным собственником средств производства прибавочной стоимости в условиях всех других форм собственности на средства производства (в том числе государственной) будет меньше, чем в условиях частной собственности.
Во-вторых, следует отметить ошибочность бытующих представлений, что частная собственность занимает ведущее место в рыночной экономике. Если это и было, то очень давно. Нынешней рыночной экономике присущи в основном совместные, коллективные, смешанные формы собственности. В достаточно типичной капиталистической экономике рыночного типа 10 – 15 процентов средств производства находятся в частной собственности, 15 – 20 процентов – в государственной, 60-70 процентов – в коллективно-корпоративной, акционерной.
Коллективная (иначе – совместная или групповая) собственность – занимает промежуточное место между государственной и частной собственностью. В строгом смысле слова уже семейная собственность может считаться совместной, хотя обычно субъектами коллективной собственности считают социальные группы, трудовые коллективы, население. При таком понимании совместная собственность берет свое начало в узко – коллективной, групповой собственности и простирается до общенародной, в которой не выделяется субъект собственности как индивидуум, личность, а право собственности распространяется на всех граждан.
Нужно подчеркнуть, что не существует и не может существовать абсолютного разделения форм собственности, неизбежны производные и смешанные формы собственности, в том числе переходные от одной формы к другой. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства – коллективной, на землю – государственной и все эти факторы производства соединены на одном предприятии, то собственность предприятия заведомо становится смешанной. Отсюда следует, что нужно признать взаимопроникновение и общее существование разных форм собственности. Все это дает основание говорить о существовании системы форм собственности. /5/
Частная собственность на землю
К основным преимуществам от введения правового института частной собственности на землю, при прочих равных условиях, можно отнести:
- – возможность собственника земельного участка вести на нем любые не запрещенные законодательством и соответствующие градостроительным, природоохранным и иным специальным требованиям работы, обеспечивая тем самым максимальную эффективность своих инвестиций и, как следствие, – создание новых рабочих мест и увеличение налоговой базы;
- – возможность собственника земельного участка получить доход не только от использования земли, но и от ее перепродажи, что может повысить доверие и заинтересованность инвесторов;
- – возможность собственника получать земельную ренту, отдавая по договору аренды принадлежащий ему земельный участок иным частным лицам или государству;
- – возможность заложить в явном виде не застроенный участок земли с целью ипотечного кредитования инвестиционного проекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что частная собственность на землю дает бесспорные экономические преимущества отдельным лицам – собственникам земли, что в условиях не проработанного законодательства о налогообложении и ином обременении недвижимости в публичных интересах делает эти преимущества весьма существенными.
К основным препятствиям и недостаткам введения частной собственности на землю можно отнести следующие:
- – неудовлетворительное и разнесенное по разным отраслям федеральное законодательство о природных ресурсах и о недвижимости, часто принимаемое с нарушением действующей Конституции РФ, игнорирующее интересы субъектов РФ и затрудняющее нормативное регулирование на местах;
- – ограниченность земельных ресурсов в самых привлекательных для инвесторов регионах России (например, в Москве на каждого москвича приходится чуть более 100 квадратных метров земли, включая земли, предназначенные для общего пользования);
- – отсутствие справедливого налогообложения земли (федеральная налоговая система и закон о плате за землю);
- – отсутствие эффективной системы государственной регистрации прав на недвижимость;
- – отсутствие зонирования территории городов и иных поселений по видам разрешенного использования объектов недвижимости;
- – отсутствие основанных на законе возможностей установления обременений недвижимости в публичных интересах (реальных повинностей и сервитутов);
- – существенное усложнение и увеличение стоимости градостроительных работ и работ по ремонту инженерной инфраструктуры в городах;
- – сомнительное подчинение публичных интересов поколений жителей России, чей труд капитализирован в земле, частным интересам отдельных лиц и передача земельной ренты частнику, а не государству.
Кроме того, отсутствие необходимой нормативной базы и упрощенное представление общественного правосознания о частной собственности на землю, как абсолютной вседозволенности собственника в отношении своей земли, породит в будущем массу споров, как по поводу обременений, так и по поводу использования земли. В результате может быть дискредитирован в глазах общественности сам институт частной собственности на землю. /6/
Преимущества частной собственности: частная собственность поощряет разумное управление имуществом. Если частные владельцы не могут должным образом содержать свою собственность либо допускают плохое с ней обращение, то они будут наказаны понижением ее ценности. Например, владея автомобилем, вы заинтересованы в том, чтобы менять масло, проводить регулярное техническое обслуживание и уборку салона машины. Почему? Потому что, если не заботиться об этом, ценность машины как для вас, так и для ее потенциальных владельцев, будет снижаться. И, наоборот, если машина аккуратно содержится и находится в рабочем состоянии, ее ценность будет выше как в ваших глазах, так и в глазах тех, кто захочет приобрести ее впоследствии. В условиях частной собственности поощряется именно разумное управление ею. Частная собственность побуждает людей увеличивать свое состояние и эффективно им пользоваться. В условиях частной собственности люди стремятся повышать свою квалификацию, больше и лучше работать, поскольку это им выгодно. У них появляется стремление увеличивать свое состояние: квартиры, офисы, здания. Стимулирует развитие, способствует эффективному распределению ресурсов. Частные собственники стремятся использовать свои ресурсы так, как это выгодно остальным. Если их действия вызывают одобрение других людей, ценность их имущества возрастает, если нет – снижается.
Недостатки: появление частной собственности сформировало внутренний антагонизм в обществе, т.е. противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения факторов производства и готового продукта;
- – частная собственность расколола человечество на классы, расколола общество на бедных и богатых при изобилии и роскоши меньшей части общества вынуждена вести борьбу за выживание большей части общества;
- – необходимость защиты интересов частной собственности и собственников вовлекает человечество в громадные дополнительные расходы, прежде всего это создание государства и специальных охранных служб;
- – частная собственность стала причиной большинства войн в истории человечества.
Источник
Преимущества частной собственности
Частная собственность есть, как известно, отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, то есть по поводу средств производства. Поскольку конечной целью всякой деятельности является достижение определенного эффекта, то распорядителем и владельцем эффекта является собственник материальных средств производства: земли и капитала.
Правовая база под необходимость приватизации в России была подведена в статье 35 Конституции Российской Федерации: “1. Право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами”. В последующих правовых актах высшей юридической силы установлена неприкосновенность частной собственности, были устранены ограничения в составе и стоимости имущества, которое может находиться в распоряжении граждан.
Для этого в переходный период надо было создать то, что предстояло охранять, а именно частную собственность. И эта собственность, как известно, была создана.
В настоящее время Президент России и правительство прекрасно понимают, что частная собственность эффективнее государственной, что частный собственник более успешно руководит принадлежащими ему компаниями, чем государственный чиновник.
Об этом свидетельствует тот факт, что число частных предприятий составило в 2012 году 4195 тысяч из 4886 тысяч существующих в России предприятий. Таким образом, доля приватизированных предприятий достигла 86%.
Таблица 3
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1998-2002 гг.
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов- всего | 2129 | 1536 | 2274 | 2287 | 2557 |
в том числе по формам собственности: | |||||
федеральная | 264 | 104 | 170 | 125 | 86 |
субъектов Российской Федерации | 321 | 298 | 274 | 231 | 226 |
муниципальная | 1544 | 1134 | 1830 | 1931 | 2245 |
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе | 76,1 | 74,6 | 73,0 | 73,9 | 61,4 |
из нее продажа: | |||||
имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий | 6,0 | 5,2 | 5,0 | 3,6 | 1,8 |
недвижимости | 47,6 | 47,7 | 56,7 | 59,1 | 47,4 |
земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий | 4,0 | 2,3 | 3,4 | 4,9 | 7,2 |
выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду: | |||||
арендатором в соответствии с договором об аренде | 6,8 | 8,3 | 18,0 | 20,0 | 32,9 |
посредством преобразования в открытое акционерное общество с правом первоочередного приобретения акций арендатором | 0,3 | – | – | – | – |
продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации: | |||||
работникам общества | 9,6 | 12,0 | 3,7 | 3,2 | 3,4 |
на специализированном аукционе | 1,6 | 1,9 | 2,0 | 0,4 | 0,0 |
на аукционе и коммерческом конкурсе | 4,6 | 2,2 | 2,8 | 1,3 | 0,8 |
преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности | 0,9 | 0,7 | 0,3 | 0,5 | 0,6 |
внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ | 0,1 | 0,3 | 0,1 | 0,7 | 0,8 |
отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций | 0,0 | – | 0,1 | – | 0,1 |
Видимо, поэтому, а также потому, что основные фонды в негосударственном секторе к 2012 году выросли в 7,59 раза, – ВВП с 2000 по 2012 год вырос в 8,57 раза. В расчете же на одного работника – в 8,13 раза. То есть несколько меньше, чем ВВП в целом. Эти цифры свидетельствуют о том, что рост ВВП в расчете на одного работника оказался ниже роста ВВП в целом, что произошло, видимо, из-за политики государства по сокращению безработицы и роста занятости.
Правительство, начиная с 90-х годов и до сих пор настойчиво осуществляет приватизацию, а также строит планы по распродаже госимущества в будущем.
На совещании в октябре 2012 года при обсуждении перспектив приватизации глава Правительства Дмитрий Медведев заявил: “Еще раз повторю, что смысл, конечно, не только в пополнении бюджета: нам нужна эффективная и основанная на частной собственности экономика, и именно поэтому мы и занимаемся приватизацией”.
Дмитрий Медведев также предостерег от покупки контролируемыми государством структурами профильных и непрофильных активов: “Приватизация должна быть приватизацией, а не попыткой переместить государственное имущество из одного кармана в другой. Это ничего не дает”.
Многие простые граждане и чиновники до сих пор не убеждены в необходимости развития института частной собственности, а существенная доля населения искренне считает, что олигархи и другие крупные бизнесмены их ограбили.
Но если считать, что олигархи разворовали государственные предприятия, то по этой же логике можно утверждать, что простые граждане разворовали квартиры.
Национализация частной собственности означает лишь ее переход из рук эффективных менеджеров в руки гораздо менее эффективных. Ведь чиновник не имеет сейчас непосредственной экономической заинтересованности в лучшем управлении и распоряжении государственной собственностью, ибо рост объема ее продукции не ведет к росту зарплаты чиновников. Она сейчас растет совсем по другим законам.
Любой же частный собственник, наоборот, кровно заинтересован в повышении продуктивности своих предприятий, ибо это ведет к росту его доходов. А чем больше доходы, тем больше можно потратить на себя, тем значительнее их личное имущество, тем больше личных потребностей он может удовлетворить.
Все это является мощным стимулом лучше организовать работу предприятия, чтобы на нем производилось больше общественной полезности, в результате чего, в конечном счете, чтобы более динамично рос ВВП страны в натуральном и денежном выражении.
Вопрос об эффективности форм собственности мог бы решиться на основе показателя эффективности.
Для его расчета необходимо знать численность занятых и объем выпускаемой продукции в каждой из форм собственности. К сожалению, Росстат не публикует эти данные вместе. Если приводятся данные о среднегодовой численности занятых в экономике по формам собственности, то отсутствует информация в таком же разрезе об объемах производства. Если есть данные об объемах производства по формам собственности, то нет данных о численности занятых.
Наилучшим аргументом в пользу частной собственности был бы показатель величины общественной полезности на одного занятого в частной и в государственной собственности.
Там, где в расчете на одного занятого приходится больше общественной полезности, та форма собственности и более эффективна.
Производить больше общественной полезности означает многое: народ будет лучше питаться, одеваться, носить более качественную обувь, жить в более комфортном жилье, не испытывать недостатка в транспорте, вносить весомый вклад в науку и культуру, укреплять свое здоровье, повышать уровень образования, быть добрее и внимательнее друг к другу и еще иметь много чего хорошего.
Надо предположить, что частная собственность всего этого может создать больше, чем “общественная”, государственная.
Чтобы убедиться в этом, надо научиться измерять полезность. Пока в данном направлении лишь в теоретическом плане решена проблема социально-экономической меры полезности и разработана теория измерения полезности. В сжатой форме эта теория изложена в нашей статье, опубликованной в “Альманахе современной науки и образования”.
Задача же практического измерения созданной на предприятиях, в отраслях и в целом по национальному хозяйству общественной полезности пока не решена и требует дополнительных исследований.
Когда же эта задача будет решена, тогда можно будет организовать оплату труда по полезности результатов. Но уже сейчас руководители крупного, среднего и малого бизнеса по существу свои доходы получают в зависимости от величины созданной на их предприятиях полезности, ибо чем больше количество и выше качество продукции, чем больше полезности на них производится, тем выше их доходы и прибыль.
Можно предположить, что эффективность частного и государственного менеджмента почти сравняется, если оплату труда чиновники тоже будут получать в зависимости от созданной под их руководством полезности.
Однако достучаться до них и внедрить систему оплаты по полезности пока не удается.
Пока задача практического измерения полезности, как отмечено, не решена, в частности, поэтому не только в России, но и в странах Запада окончательно не доказано, что приватизация государственных предприятий приводит к росту их эффективности.
Однако уже установлено, что приватизация в промышленно развитых странах способствовала росту их эффективности производства, повышению производительности труда и совершенствованию методов хозяйствования. Известно также, что приватизация приводит к устранению чрезмерной бюрократизации управления, постоянного и бесконтрольного вмешательства в экономику государственного чиновничества.
В условиях, когда эффективность не удается измерить ни с помощью объема общественной полезности, ни с учетом выпуска продукции в денежном выражении, приходится приводить другие аргументы в пользу частной собственности.
При этом надо отметить, во-первых, что речь идет не только о частной, но обо всей негосударственной собственности. Во-вторых, надо учитывать, что многообразие современных общественных потребностей может быть удовлетворено только на основе всех форм собственности.
Превосходство частной собственности над государственной уже доказана крушением социализма в Советском Союзе, где господствовала и занимала монопольное положение государственная собственность. Более же наглядно преимущества частной собственности заключаются в следующем.
Частная собственность поощряет разумное управление предприятиями и фирмами. Если их частные владельцы плохо управляют ими, то они наказываются низкой прибыльностью, а в конечном счете банкротством. Наоборот, должное управление приводит к обогащению и к росту доходов. Это выгодно не только частным собственникам, но и обществу, поскольку с ростом доходов бизнесмен платит больше налогов и других платежей, что выгодно всем.
Пристрастие к богатству заложено в природе человека изначально. Частные собственники особенно стремятся к нему, поэтому стремятся повышать свою квалификацию, больше и лучше работать, поскольку это приносит им пользу: они живут, питаются, одеваются, развлекаются, покупают предметы роскоши и т.д. гораздо лучше и больше, чем те, кто не стремится ко всему этому.
Как известно, менеджерам работать на себя гораздо интереснее, чем на кого-то, на чужого дядю, на государство, как работают чиновники. Руководители производства – а от них зависит очень многое – работают более охотно и усердно, когда плоды их труда принадлежат им.
Поэтому и сам собственник, и его наследники заинтересованы в развитии своих способностей, навыков и в приумножении своих знаний.
Частная собственность порождает у командиров производства творческую инициативу, предприимчивость, физические и интеллектуальные силы, поощряет разумно управлять своей собственностью, побуждает их увеличивать свое состояние и эффективно им пользоваться.
В частный бизнес идут чаще всего лучшие люди, имеющие необходимые способности и талант менеджера. Все это говорит о преимуществах частной собственности над государственной.
О.Е. Ивашко в результате проведенного ею исследования пришла к выводу, что у персонала частных фирм наблюдается высокая процессуальная мотивация к деятельности (по сравнению с работниками государственных учреждений).
Тогда как демотивирующие факторы труда у персонала государственных учреждений и частных фирм одинаковы (недостаточно эффективная организация труда руководителем, его непонимание, несправедливость, грубость, низкая оплата труда).
Как отметила Е.В. Попова, частный подрядчик имеет относительно более высокие стимулы для повышения качества продукции и для снижения издержек по сравнению с государственным производителем.
Государственные фирмы являются неэффективными потому, что его служащие имеют слабые стимулы к снижению издержек, а также из-за передачи ресурсов прежде всего тем, кто поддерживает правительство, а не самым эффективным производителям. Как правило, чиновники заинтересованы в передаче ресурсов тем производителям, которые поддерживают правительство и дают чиновникам взятки.
За взятки частные фирмы, которые что-то покупают или продают правительству, могут получать более низкие цены на используемые ресурсы или более высокие цены на производимую продукцию. За счет этого их эффективность может быть искусственно завышенной.
Более низкая эффективность государственного сектора консервируется, в частности, тем, что неэффективных сотрудников увольняют не всегда, потому что их защищенность выше, чем в частном секторе. В частном секторе от таких сотрудников избавляются более решительно.
На основании вышеизложенного можно выделить следующие положительные стороны частной собственности.
1. Частная собственность стимулирует экономическую активность и предприимчивость, эффективное, рациональное ведение хозяйства.
2. Оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, частная собственность придает рыночной экономике необходимую гибкость.
3. Частная собственность мобилизует значительные фин- нансовые и производственные ресурсы населения, в том числе трудовые и сырьевые, которые ранее не использовались. Очевиден ее вклад в решение проблемы занятости.
4. Частная собственность вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды.
5. Значительна роль частной собственности в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики.
6. Частная собственность является фундаментальной основой формирования среднего класса, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации.
С другой стороны, частная собственность на средства производства обладает отрицательными сторонами. Частный капитал, как правило, обладает меньшими финансовыми ресурсами и производственным потенциалом, что ограничивает масштабы реализуемых проектов. Она порождает неравенство, приводит к расслоению общества, может пробуждать стремление к личной выгоде в ущерб интересам других членов общества.
Изучая возможные пути консолидации государственного и частного секторов, некоторые исследователи предлагают в качестве решения концепцию государственно-частного партнерства (РРР – public private partnership).
Данная концепция предполагает развитие любых договорных отношений, регулирующих сотрудничество государственного и частного секторов экономики с целью производства общественных и смешанных благ, модернизации общественной инфраструктуры и развития других сфер, затрагивающих национальные интересы.
Как отмечает Ефимова Л. И., проекты РРР являются хотя и спорным, но реальным механизмом взаимодействия и нивелирования отрицательных сторон государственного сектора и частного капитала.
В настоящее время подобная форма партнерства получает все большее распространение. Для России ГЧП является исторически, экономически и социально приемлемым инструментом государственной экономической политики, соответствует хозяйственному укладу и современному этапу развития страны.
При условии необходимого развития законодательной базы, институциональной среды, экономической и организационной проработки всех аспектов ГЧП возможно существенное экономическое преобразование хозяйственных отношений в России на основе широкого использования РРР в области управления государственной собственностью, инвестиционной политики, для решения задач социально-экономического развития.
Таким образом, поиск наиболее оптимального соотношения между государственной и частной формами собственности на средства производства, каждая из которых обладает собственным потенциалом развития, имеет не только теоретический интерес, но и практическое значение.
Необходимо равноправное функционирование данных форм собственности.
В полной мере раскрыть преимущества частной собственности в России мешают ее недостаточная правовая защищенность, законодательные изъяны в оформлении ее прав и особенно недостаточно четко установленные права по ее перераспределению и переходу из рук в руки от неэффективных к более эффективным собственникам, а также чрезмерно завышенные обязанности и диктат чиновников.
Все это препятствует получить обществу максимальную выгоду от частной собственности, ставит частные компании на грань выживания и заставляет их регистрироваться в оффшорах.
Совершенствованию законодательства о частной собственности, по нашему мнению, препятствуют и прокоммунистические силы, лозунг которых всегда был: “чем хуже, тем лучше”. Союз прокоммунистических сил и склонных к коррупции чиновников тормозят развитие многих рыночных процессов, в том числе и совершенствование института частной собственности.
Общественная мораль одобряет рационализм, бережливость и аккуратность собственника, но ждет от него стремления жертвовать свои блага для публичных целей. Несмотря на то, что многие богатые бизнесмены занимаются благотворительной деятельностью, – тем не менее, у нас не любят успешных людей.
Источник