В чем польза для общества дизайнера
Современный дизайн во многом порождён стремлением удовлетворить эмоциональный голод по чему-то прекрасному.
Эта черта – показатель того, что общество потребления перерастает в общество переживания, которому важнее внутренний мир человека, его индивидуальные ощущения.
Задача дизайнера в современном мире – предложить такое разнообразие эстетики, в котором каждый нашёл бы что-то своё.
ИДЕЙНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДИЗАЙНА
Самое дорогое для человека – понимание ответа на вопрос «Кто я?». Силы, деньги, время отдаются за ответ на этот вопрос. Люди передают, делятся, принимают – смыслы.
У человека есть склонность одухотворять свою деятельность и предметы какими-то смыслами. Идеи являются топливом для деятельности человека и её результатом. Приобретая предметы, особенно среднего и люксового класса, человек приобретает не столько функцию, сколько содержание.
Люди группируются вокруг смыслов, воюют за них. Предметы – одна из сфер деятельности человека и форм передачи идей. Это знаки, подтверждающие или опровергающие какие-то понимания.
В одной древней поговорке, ставшей эпиграфом к знаменитой книге «Дизайн для реального мира», сказано: «Содержание предмета отражает пустота, а не его детали. Колесо состоит из обода и спиц, но пустота отражает суть колеса».
ДИЗАЙН И… ЧУВСТВО
Какое место чувство занимает в дизайне?
Какое место чувство занимает в искусстве?
Какое место чувство занимает в нашей жизни?
Должен ли дизайн быть чувственным?
В моем понимании полноценная жизнь человека происходит во внутренней или внешней деятельности. Самый дорогой ответ для человека: ради чего жить?
Долгое время человечество жило ради удовлетворения физических, потребностей. Другими словами, это стремление выжить или психология нужды. В настоящий момент человеку не угрожает смерть от тайфуна или голода, также у человека нет жизненно важной необходимости примыкать к какой-то общности людей или семье. Технический прогресс заставляет двигаться ценностные принципы жизни отдельного человека и обществ в целом. Теперь всё острее становится вопрос: а ради чего жить? Что является мотивацией для моей деятельности? К чему я стремлюсь? То есть человек моделирует себе некоторую картину мира, к которой он стремится.
Я склоняюсь к мнению, что главное место в процессе мотивации занимают чувства – то есть некоторое состояние, которое ищет реализации в мире.
Я дизайнер. Своей деятельностью я вдыхаю состояние в пространство. В моём понимании весь объёмный мир, включая живую и не живую природу – это результат состояний, то есть каких-то чувств. Я постоянно проживаю этот процесс на практике: когда какое-то состояние есть во мне, оно переходит на мою деятельность, а в моём случае – это пространство. И реорганизованное мной пространство уже является носителем моего состояния и вовлекает в «соучастие» всё своё окружение.
В каком-то смысле наша деятельность есть процесс диалога с миром, принятие и выдача информации, то есть состояния. Кто-то сказал: «мы есть то, что мы едим». По аналогии можно сказать, что мы имеем то состояние, которое нас окружает.
Объект в искусстве XX-го века – это не столько летопись знаков или символов, повествующих о чём-то, а некий эмоциональный образ, вовлекающий зрителя в сопереживание. Этот эстетический приём всё больше вбирает в себя дизайн. Искусство формулирует вопросы, говорит о каких-то чувственных конфликтах. А дизайн решает вопросы и формирует чувственную среду.
В какой-то мере дизайн становится самостоятельным видом искусства, в дизайне всё меньше функциональная составляющая и всё больше эстетическая. И наличие именно большой доли эстетической составляющей делает предмет более ценным для человека. Большая доля эстетики является признаком большего развития предмета, человека, общества.
Компиляция на основе нескольких статей с сайта: https://velvex.shop/stati/
Желаем вам исключительно тёплых и уютных интерьеров ????
Подписывайтесь на наш канал и до встречи в новых выпусках! ????
Источник
Дизайнер является частью системы производства, рынка и общества. Задачи, которые ставит и решает для себя дизайнер могут быть разного уровня.
Узкоспециализированные задачи -создание эстетически привлекательной, композиционно вымеренной формы, линии, цвета. Более глубокая работа дизайнера – работа над функцией объекта, областью его применения.
Дизайнер в нашем обществе. Кто он и зачем нужен
Развитое современное общество, трансформированное информационной открытостью, возможностями постоянного общения, узнавания нового – дарит своим участникам возможность придумывать, моделировать и творить почти без границ. У кого-то это получается более успешно, чаще – менее успешно; в редких случаях признание достигает всенародного масштаба. Однако удручающее количество разработок так и остается разработками.
Творческая индивидуальность – прекрасное явление, однако не все так просто. Вид объекта тесно связан с его функциями, и персональность никогда не должна превращаться в эгоизм, наносить ущерб тем, кто будет пользоваться предметом. Иногда горе-изобретатель может непредумышленно нанести вред своему собственному здоровью (так, в 2009 году в Украине погиб браконьер, забыв перед сбором улова вынуть из воды электроудочку).
Кто же обладает необходимыми теоретическими знаниями из области эргономики и при этом следит за развитием художественных стилей и тенденций? Ответ: хороший дизайнер.
По сути дизайнер объединяет в себе сразу три роли: участника производства, участника рынка и участника социальной системы. Соответственно, работать он должен над тремя направлениями задач.
Дизайнер, занятый в промышленном производстве, подходит к разработке объекта не как к индивидуальному творческому акту (неважно, насколько поэтичен и идейно наполнен конечный образ), а как к результату совместной работы команды высоковалифицированных специалистов узкого профиля. Это означает, что в распоряжении дизайнера, изобретателя, находится некий объем ресурсов, и он распределяет их для того, чтобы получить безопасный, удобный, надежный и эстетичный предмет, который понравился бы другим его собратьям по обществу.
Уровень, который требует сегодняшний цивилизованный мир от бытового предмета, очень высок. При этом чем больше функциональная нагрузка предмета, тем выше уровень. В плюс к перечисленным качествам предмет должен обладать долговечностью: в противном случае увеличится вред окружающей среде. Долговечность влечет за собой определенные параметры внешнего вида: если предмет слишком броский или громоздкий, повышается вероятность того, что владелец захочет от него избавиться. А внешний вид, в свою очередь, связан с пониманием общественных идейно-политических изменений.
А дизайнер при этом, как вечный двигатель, вращается между всеми задействованными в производстве людьми и всеми деталями, которые необходимо принять во внимание. Он консультируется с каждым из специалистов, учитывает все сильные и слабые стороны фирмы – и, опираясь на то, что имеет, создает некий продукт, который будет исполнять потребности людей, даст им больше комфорта, чем у них уже есть, больше красоты и защищенности. Стив Джобс по этому поводу сказал: «Суперменов не бывает. Всё значимое и судьбоносное создаётся с командой». Российский дизайнер и бизнесмен Артемий Лебедев высказал другую важную мысль: «Мы не обсуждаем дизайн. Мы обсуждаем: решена задача, которая перед нами была поставлена, или не решена».
На первый взгляд такой подход может показаться обезличенным и даже несправедливым. Представьте себя в роли человека, который долго трудился над очень сложной моделью, а в итоге все перечеркнули и выбросили. Обидно? Пока вы придумываете что-то лично для себя, вы имеете право на личные обиды и личную гордость. Но как только вы вступаете в область профессионального дизайна, вы становитесь лишь точным надежным инструментом взаимодействия между клиентами и производством. Это, безусловно, создает высокую психическую нагрузку. Поэтому дизайнеру мало быть талантливым и знающим, необходимы еще и выносливость, стрессоустойчивость, постоянная готовность отметать свои собственные идеи и учиться у других в поисках лучшего, оптимального решения.
И если такое решение найдено, то дизайнер выходит на совершенно новый уровень ответственности – уже не только перед клиентами, которые могут посчитать новинку удачной и приобрести ее, а могут и пройти мимо, – но еще и перед работниками.
Американский дизайнер Виктор Папанек получил прозвище «дизайнер мусорного бачка» после того, как спроектировал для населения стран третьего мира радиоприемник, способный уместиться в банке из-под консервов. Дешевый, сделанный из бросовых материалов, этот небольшой и неказистый на внешний вид аппарат, любовно украшавшийся своими владельцами кусочками меха и ткани и разноцветными бусинами, стал полной противоположностью функцонализму. Но нас интересует другая история, которая произошла с Папанеком во времена начала его карьеры и связана с другой его работой – тоже радиоприемником.
Заказчик Виктора Папанека спросил, осознает ли тот свою ответственность, берясь за дизайн приемника. Папанек начал отвечать про «красоту на уровне рынка» и «удовлетворение потребностей», но заказчик обратил его внимание на другое. Он рассказал про то, что для производства радиоприемника в Лонг-Айленде строится новый завод, куда наймут не одну сотню рабочих. Многие из этих людей покинут свои родные места, продадут жилье там и купят здесь, а своих детей отправят в местные школы. Вместе с новой общиной откроются магазины, аптеки и бензозаправочные станции. «А теперь только представьте себе, – сказал заказчик потом, – что радиоприемник не будет продаваться. За год нам придется их всех уволить. Они прекратят ежемесячные выплаты за приобретенные в рассрочку дома и машины. Магазины и бензозаправки обанкротятся, когда прекратится поступление денег; дома будут проданы за бесценок. Детям, если их папа не найдет новую работу, придется сменить школу. Все очень сильно пострадают, и я пока даже не думаю о моих акционерах. И все из-за того, что вы сделали ошибку в дизайне. Вот в чем на самом деле заключается ваша ответственность; держу пари, этому вас в колледже не учили!».
И даже такой, казалось бы, полный взгляд на ответственность можно счесть слишком узким. Хороший дизайнер обязан всегда быть на стороне общества, любую идею и вещь оценивать с точки зрения того, насколько она пригодна здесь, в конкретных условиях, и производить эту оценку задолго до начала работы.
Во многом современный дизайн – это способ удовлетворить эмоциональный голод по чему-то прекрасному, что хочется созерцать каждый день и иметь рядом с собой. Эта черта – показатель того, что общество потребления перерастает в общество переживания, которому важнее внутренний мир каждого человека, его индивидуальные ощущения. Красный, который видит один человек, – это совсем не тот красный, который видит другой. У каждого со зрительным образом связан какой-то собственный духовный опыт. Задача дизайнера – предложить такое разнообразие эстетики, чтобы каждый нашел что-то свое.
Источник
Каждое утро человек просыпается и начинает свой день с одного и того же: кто-то собирается в школу, кто-то в университет, кто-то на работу. Однако в суете серых будней люди перестают обращать внимание на вещи, которые кажутся им обыденными, будь то исписанная рабочая тетрадь, новый ноутбук или кухонный сервиз, пылящийся в бабушкином серванте. Но всем ли известно, что скрывается за той или иной картинкой на обложке? Было ли создание росписи на блюдцах спонтанной идеей или за этим стоит целая творческая история? Что же такое «дизайн» и как он проявляет себя в жизни человека? Во всём этом сейчас и попробуем разобраться.
«Дизайн — это деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий и результат этой деятельности». Благодаря данному определению с сайта «Википедия», имеется достаточно точное значение данного термина, однако, этого мало для того, чтобы в полной мере иметь представление о том, что подразумевает под собой столь обширное значение. Рассматривая разновидности проявления дизайна, можно убедиться, что эта сфера деятельности постоянно охватывает что-то новое.
Новый архитектурный стиль — модерн в начале ХХ века способствовал развитию ремесел, новых строительных технологий, появлению новых направлений в дизайне, литературе, изобразительном искусстве [2, 955]. Это привело к появлению новых видов в дизайне.
Всем известный промышленный дизайн позволяет улучшать внешние свойства объекта; транспортный дизайн создает модные и комфортные формы автомобиля; компьютерный дизайн разрабатывает оформление информационной среды; архитектурный дизайн проектирует здания; дизайн интерьера позволяет наиболее приятно и удобно оформить внутреннее пространство; дизайн церемоний является комплексным оформлением торжественных мероприятий; ландшафтный дизайн сочетает действия для благоустройства, озеленения и окультуривания территорий; футуродизайн проектирует дизайн и типологию будущего; звуковой дизайн создаёт звуковые и акустические эффекты; экодизайн направлен обратить внимание общества на отношение к природным ресурсам; книжный дизайн используется для подготовки книг к изданию; информационный дизайн делает информацию более удобной для восприятия, а так же успешно существуют полиграфический дизайн; дизайн имиджа человека, арт-дизайн, боди-арт и т. д.
Сегодня дизайн задействован практически во всех сферах жизни общества. С каждым днем производители товаров и услуг всё чаще вынуждены обращаться к оформительской деятельности, дабы быть на шаг впереди конкурентов, отличаясь оригинальностью, и идти в ногу со временем, тем самым показывая свою значимость и необходимость потенциальному покупателю. Так Борисом Арватовым, теоретиком производственного искусства 20-х годов прошлого века, было выведено мнение, что дизайн не является искусством, хоть и «произошёл» от него. Дизайн — это проектирование, которое будет учитывать помимо условий производства условия потребления. Станет некой связью между производством и потреблением [1, 43].
Начиная с доисторической эпохи можно заметить, что люди старались всячески выделить свои вещи, подчеркнуть то, что принадлежит какому-то конкретному человеку. Они, сами того не осознавая, стали украшать собственные орудия труда, а затем и предметы быта, изображая своеобразные рисунки и орнаменты, порой понятные лишь автору. Заниматься оформлением присуще даже необразованным, так же не имея и знаний о прекрасном. Вероятнее всего, подобными действиями человек уже тогда проявлял желание находиться в наиболее эстетически привлекательной среде. Благодаря декоративно-прикладному творчеству, найденному при раскопках, сейчас исследователи могут изучить быт хозяев какой-нибудь кухонной утвари. Это удивительно и ценно тем, что никаким иным образом мы не имеем возможность узнать о людях, живших сотни лет назад.
Если задуматься, то, что это было, как ни проявление дизайна? Самобытное, не всегда понятное самовыражение человека с желанием сделать своё предметное окружение наиболее привлекательным. Глядя на историю дизайна становится ясно, что всё тесно связано с эволюцией материальной среды человека, путем развития техники и технологий. В роли объекта дизайнерской деятельности теперь выступает абсолютно всё.
Некоторые изделия ремесленного производства и прикладного искусства, плавно перешли в область дизайна. В основном это изделия, которыми пользовался человек издревле, и их функция практически не изменилась, например, посуда, одежда, мебель и пр. На сегодняшний день все эти предметы производят в различных сферах деятельности. При этом любой прикладной предмет, из области прикладного искусства, созданного дизайнером, можно отличить друг от друга, если говорить о чётко выраженных формах. Но эта граница в некоторых случаях становится размытой, тогда становится трудно определить, что это: дизайн или прикладное искусство.
За последние пару десятилетий практика дизайна довольно усложнилась, и провести границу между дизайном и иными областями профессиональной деятельности художника вне искусства становится все сложнее. Создание совершенно новых промышленных изделий; косметические изменения в облике промышленной продукции с незаметными изменения ее технических характеристик; изобретение фирменного стиля — все это теперь называется дизайном и разрабатывается профессиональными дизайнерами.
Одной из проблем теоретического осмысления дизайна всё ещё не закрыт вопрос о природе дизайнерской деятельности и её отношениями с иными видами искусства. Конечно, промышленные дизайнеры трудятся над формой изделия, необходимые выпускать серийно. Порой это можно сравнить с работой инженеров и конструкторов, которые придумывают новые материалы, имеющие влияние на облик предметного мира.
В повседневной жизни дизайнерские изделия повсюду окружают современного человека. Некоторые изделия насколько привычны, что никто не подумает, что известную форму женской талии для бутылки «Кока-Кола» спроектировал Раймонд Лоуи. Этот выдающийся дизайнер также обрел популярность, когда немного усовершенствовал облик сигаретной пачки, сменив зеленый цвет на белый и изобразив логотип на обеих сторонах упаковки. Казалось бы, продукт получил минимальные изменения, однако, благодаря этому затраты на изготовление пачки снизились, а продажи сигарет «LuckyStrike» поднялись до небес.
Есть много вещей, на которые мы давно не обращаем внимание. Это становится чем-то совершенно обычным и привычным, но вы когда-нибудь задумывались над процессом выбора шариковой ручки? Она является обыденным атрибутом современной канцелярии, которым пользуются абсолютно все. Большинство людей перед покупкой руководствуются лишь внешним видом, порой забывая проверить, пишет ли она вообще. Однако, взглянув, можно увидеть насколько они различны. За каждой такой маленькой ручкой стоит целый проект по её созданию. Начиная с подробных чертежей и заканчивая практически ювелирной отделкой, дизайнер кропотливо старается передать свою идею, используя обыденное для всех, но особенное для него пишущее изделие. Конкретно для этой ручки выбирается именно такой цвет, а не иной, поскольку именно этот оттенок наиболее приятно сочетается, допустим, с металлической отделкой, над которой так скрупулезно работал мастер, и множество других нюансов, которые известны только создателю изделия. Дизайнер вложил множество усилий в то, чтобы однажды, созданные именно им, шариковые ручки находились в пенале каждого человека.
Проблему дизайна затрагивают в совершенно разных аспектах деятельности, в том числе и в кинематографе. Так в комедийной драме «Дьявол носит Prada» режиссёр подчеркнул момент, когда зритель может узнать о нелёгком процессе создания дизайна одежды. Там рассказывается, как в 2002 году Оскар де Лорента создал коллекцию платьев небесно-голубого цвета. После этого Ив Сен Лоран показал коллекцию френчей того же оттенка. Затем другие дизайнеры ввели небесно-голубой в свою палитру, а со временем изделия этого цвета просочились в крупные магазины одежды и, постепенно спускаясь всё ниже, достигли какого-нибудь магазина уценённых товаров. Только это не голубой, не бирюзовый, не лазурный, а небесно-голубой. «Однако, ради появления этого оттенка были затрачены миллионы долларов и огромный труд», говорит героиня.
Было удивительно узнать, что, казалось бы, ничем не выдающийся оттенок голубого мог иметь настолько большой резонанс в мире моды. Благодаря усилиям именитых дизайнеров и грамотном использовании, «небесно-голубой» стал цветом, который останется в истории надолго, в то время как сегодня девушка может надеть свитер данного оттенка, не придавая этому никакого значения.
Дизайн занял своё место во всех областях и постоянно нас окружает, хотим мы того или нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно сесть за свой письменный стол. На нём наверняка стопка тетрадей, органайзер с листочками для записей, любимая чашка, а, возможно, даже фантики от конфет. Приглядитесь на обложки лежащих тетрадей, именно дизайнер решает, где будет располагаться место для подписи, будут ли закругляться края листов, где находиться рисунок обложки, в какой цветовой гамме выполнить. Почему именно эта чашка стала любимой? Её удобно держать в руке или красиво выполнен рисунок? Кто, если не дизайнер, продумывает всё до мелочей, начиная с формы, заканчивая мелкими деталями в росписи? Почему захотели съесть именно эти конфеты? Потому что оранжево-бежевый цвет на обёртке внушает больше доверия, нежели ядовито-зеленый. А на что вы облокотились локтями? Это рабочая поверхность письменного стола, выполненного в стиле минимализма, который в своё время так тщательно разрабатывался дизайнерами.
Многие думают, что не имеют никакого отношения к дизайну. Однако, всё, что находится вокруг человека, создано для людей. Все вещи, находящиеся в комнате или в любом другом месте, создавались дизайнерами для того, чтобы люди имели возможность находиться в комфортном пространстве и окружать себя эстетически-приятными вещами. Изменение потребностей человека заставляют дизайнеров пересмотреть свои работы, с целью улучшения. Так же и мода диктует свои правила. Подчиняясь увлечениям потребителей, дизайн снова будет изменяться.
Главной функцией дизайна является приобретение благоприятных эстетических свойств промышленному изделию, однако это не исключат влияние мнения потребителя на конечный результат. Таким образом деятельность дизайна не направлена в одну сторону без ответа, а взаимодействует с человеком. Поэтому не стоит думать, что кто-то указывает, что приобретать, но и вы сами можете задавать моду.
Дизайнерская деятельность сопровождает нас издавна, просто в настоящее время с использованием новых технологий этот процесс стал более очевиден. То, что предметы дизайна окружают нас повсюду, является частью нашей жизни.
Литература:
- Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория: учебное пособие / Н. А. Ковешникова. — М.: Омега-Л, 2005. — 224 с.
- Сырова, Н. В. Роль первых всемирных выставок в развитии архитектуры и дизайна / Н. В. Сырова, В. С. Давыд //Молодой ученый– 2016. — № 12 (116). — С. 952–955
- Предметный мир доиндустриальных цивилизаций[Электронный ресурс] / Учебное пособие — Режим доступа: https://studopedia.su/17_23776_vvedenie.html (Дата обращения: 28.10.2016 г.).
- Дизайн [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия // — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %94 %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %B0 %D0 %B9 %D0 %BD (Дата обращения: 28.10.2016 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): дизайн, дизайнер, дизайнерская деятельность, прикладное искусство, вещь, изделие, письменный стол.
Источник