В чем польза философских знаний при ответе используйте
Андрей Глинка
13 мая 2019 · 19,2 K
Биология, анатомия и психология человека, общество, происхождение понятий и явлений. Блог… · factroom.ru
Философия — мать всех наук, не образно, а в буквальном смысле. Сначала был человек, и у него были вопросы. Человек философствовал, чтобы найти ответы: Как устроен мир? Почему встаёт Солнце? Почему дует ветер? Почему вода мокрая? Почему появляются дети? Почему мы хотим есть? И так далее.
В процессе поиска ответов на эти вопросы возникла физика, химия, математика, биология, анатомия и т. д., и т. п. Следовательно, изначально философия была нужна, чтобы изучать мир. Впоследствии этот раздел и функцию философии мы вынесли отдельно и назвали «Наука».
Передоверив науке эти простые вопросы, философия стала изучать более сложные и глубокие проблемы, которые не так легко объяснить. Что есть жизнь? В чём её смысл? Что есть добро и зло? Что есть любовь? Что есть творчество? Что есть гармония? Что будет после смерти?
Философские вопросы обязательно рано или поздно встают перед человеком. Обычно мы называем этот период в жизни «экзистенциальным кризисом» или «кризисом среднего возраста». Философия нужна именно для того, чтобы дать исчерпывающие ответы на эти вопросы.
Иногда ответы находятся в религиях и религиозно-философских системах. Иногда их удаётся найти в учениях философских школ. Иногда — в трудах отдельных мыслителей, к школам не относящихся. Такие мыслители были и в древнем мире, и в Средневековье, и в Эпоху возрождения и сейчас они тоже есть (например, Нассим Талеб, один из наиболее известных современных философов). Философия также может быть вашей личной: обычно это компилляция из наиболее близких вам максим разного авторства.
Философия — самая древняя, самая неточная, самая всеобъемлющая и важнейшая из всех наук.
Изучая философию, вы, как минимум, развитиваете навыки критического и творческого мышления. Философия учит воспринимать другое мировоззрение, вести диалог с человеком, его представляющим, предоставлять аргументы, доказывать свою точку зрения. Изучение различных философских концепций позволяет выйти за пределы очевидного, задуматься, а может и… Читать далее
Изучать философию необходимо для умения мыслить логически, то есть мыслить правильно и единственно верно.
В первую очередь понимание того, что приобретение имущества, обретение власти и исполнение сексуальных желаний не являются единственным и истинным содержанием человеческого существования
Был уже похожий вопрос, но я отвечу еще раз (он, очевидно, многие умы волнует:)
Кроме помощи в составлении “личной конституции”, о которой я уже говорила, философия выполняет одну важную для жизни функцию: она держит открытым разум. Постоянно находясь в многообразии порой противоречивых идей, человек начинает привыкать к тому, что мир – не… Читать далее
Напрямую философия не несет пользы – ни для народного хозяйства, ни для душевного бардака. Если философия становится полезной, да еще и для всех – это уже не философия, а догматика или идеология.
По большому счету изучение философии дает некоторые эффекты (краткосрочные и долгосрочные, заметные сразу или лишь в перспективе). Большинство из них… Читать далее
Здравствуйте, Андрей.
Я бы сказал, философия несет не только пользу, но и вред. Каждому – свое. Как говорит народная мудрость, не всякий вопрос к добру ведет, много будешь знать, скоро состаришься. Экклезиаст также умудряет: «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18).
Сократ говорил о себе, я знаю лишь то, что я ничего не знаю.
Философия – это… Читать далее
Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders
Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит… Читать далее
“Все науки полезнее философии, а лучше нет ни одной, ведь философия удел свободного человека”. Так сказал Аристотель. Это очень глубокая мысль, так как она указывает на связь человека с философией, которая появляется только в первое осевое время, когда индивид, персона выделяется из рода и осознает себя в качестве самостийного существования. При этом… Читать далее
Изучать флософию и быть философом это два больших понятий. Что такое изучать—это получать информацию от автора который познал эту информацию.Вы ее не познаете, а изучаете и конечно ваш кругозор расширается.Я думаю,что в этом ее польза, но не более того!!! “Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания—это прошлое. Мудрость—это будущее”!!!… Читать далее
Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders
Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит… Читать далее
Что было самым ужасным в преподавании философии в вашем вузе?
К.фс.н., область интересов: философия фантастики, медиасофия, психология, методика… · vk.com/dlyaphilosophy
Да вообще кошмаров, экзистенциальной тошноты, кризисов самотождественности и прочих ништяков в студенчестве хватало, ибо учится довелось как раз “на философии”. Вспоминается, например, случай, когда один шутник из группы в день сдачи зачёта по средневековой европейской философии прислал экзаменатору с “левого” номера смс-ку от имени “Святой инквизиции” с требованием поставить всем зачёт “автоматом” и обещанием страшных мук в случае ослушания. Разумеется, шутник послал эту смс-ку уже после того, как сам сдал зачёт, а сдавал он первым. После прочтения смс-ки экзаменатор решил продемонстрировать, кто здесь Великий Инквизитор, и понеслось… Зачёт продолжался дольше, чем любой из экзаменов на моём веку – с восьми утра и до закрытия вуза (учитывая, что в группе было всего 12 человек)… Помню, как каждый, вышедший из кабинета, просто садился на скамейку и молча сидел с полчаса со стеклянным взглядом. “Нет слов, кроме матерных” – это именно про тот случай. В итоге, когда из кабинета вывалилось последнее студенческое тело, безжалостно истерзанное изощрёнными допросами, все, не сговариваясь, безмолвным строем устремились к пивному ларьку, а затем в ближайший парк (дело было задолго до закона об “открытой бутылке”). Помню, первые слова появились лишь после того, как каждый отправил в урну по паре бутылок.
Но, конечно, без таких историй студенческую жизнь вспоминать было бы скучно.
А если рассуждать уже в качестве педагога, то самое ужасное, пожалуй, когда на вопрос студентов “Зачем нам, будущим медикам (вар.: юристам, строителям, физрукам и т.д. и т.п.), изучать философию?” преподаватель отвечает: “Потому что вам по ней экзамен сдавать!” К сожалению, некоторые мои коллеги даже бравируют этим “аргументом”: мол, “Сразу все вопросы как отрубает!” Но ведь твоя задача как преподавателя философии – это поощрять вопросы, а не отбивать к ним охоту (в той мере, в какой философ – это человек, у которого на любой ответ есть вопрос)! Не говоря уже о том, что такой “аргумент” действенен лишь до тех пор, пока экзамен по философии в твоём учебном заведении не заменят на зачёт – в качестве “палки-стращалки” зачёт куда менее действенен, чем экзамен…
Ещё ужаснуло признание одной очаровательной коллеги, что для неё главным философским первоисточником является учебник “Введение в философию” за авторством научного руководителя её кандидатской. Причем, учебник этот заучен ею фактически наизусть, а если вдруг студент задаёт вопрос “не по учебнику”, то слышит в ответ: “А Вы сами как думаете?” – и, если студент “никак не думает”, то следует финальный аккорд: “Подготовьте доклад по этой теме!” В результате, как и в предыдущем примере, вопросы на парах по философии вскоре задавать перестают, уходя во “внутреннюю изоляцию”.
Прочитать ещё 33 ответа
Нужна ли философия науке? Например, сидит нейробиолог Вася и изучает мозг, смотрит, как всё работает. Как он связан с философией? То же самое и про физику и тд?
Здесь, прежде всего, придётся разобраться с тем, что такое наука. Как писал Томас Кун, развитие науки состоит из двух сменяющих друг друга стадий: (1) “нормальной науки” и (2) стадии “научной революции”.
На первом этапе учёные экстенсивно расширяют науку по уже имеющимся образцам, они работают в рамках уже устоявшихся моделей (“парадигм” в куновских терминах) и не задумываются над тем, почему они делают именно так, обходя стороной наиболее фундаментальные проблемы. Для того, чтобы заниматься наукой в этом смысле философия не нужна.
Другое дело наука во втором смысле, когда мы говорим о ревизии имеющихся парадигм. Здесь учёным приходится начинать задавать философские вопросы, например, о правильности методов, которые они используют, о природе реальности и вообще о некоторых наших наиболее фундаментальных убеждениях.
Именно поэтому к философии обращаются те учёные, которые работают на передовом крае науки, где с устоявшимися парадигмами трудновато. Яркие примеры такого рода: Э. Шрёдингер (прочитайте его работы “Природа и греки”, “Наука и гуманизм” – они многое объясняют) и Р. Пенроуз (“Новый ум короля”, “Большое, малое и человеческий разум”). И наоборот, учёные, работающие в консервативных, устоявшихся областях научного знания к философии обращаются редко.
Ну и, наконец, конкретно про нейронауки. Это как раз одна из тех областей, где обращение к философии происходит повсеместно. Возьмите, например, стандартный российский учебник по нейропсихологии Е. Д. Хомской, и Вы убедитесь, что значительная часть второй главы в нём посвящена обсуждению философского бэкграунда различных подходов в локализации психических функций. Там вообще чрезвычайно важно не собственно “посмотреть, как всё работает”, но интерпретировать, что мы увидели. И последнее неразрывно связано с философией.
Прочитать ещё 14 ответов
Как вы живёте, осознавая бессмысленность своего существования?
Более того, я живу с мыслью о вредности своего существования. Я считаю, что человек – это побочный продукт эволюции, это ошибка природы, который только вредит планете, который способен погубить большую часть живой природы.
Я делаю всё, чтобы вреда от меня было как можно меньше: например, не мусорю, не гублю природу. Но всё равно приходится покупать продукты питания, тем самым финансово поддерживая фермеров, которые отравляют почву инсектицидами, химическими удобрениями, превращают живописные луга и леса в безжизненные поля.
Поэтому смысл моей жизни – в самой жизни. Жизнь – очень интересная штука, в ней можно найти много приятного, яркого, интересного. А мысль о том, что меня скоро не будет лишь подогревает интерес к этой жизни.
Успокаивает еще и то, что после моей смерти все ткани моего тела подвергнутся некробиозу, распадутся на более простые вещества, станут пищей множества микроорганизмов и насекомых, станут удобрением для будущих растений.
Прочитать ещё 11 ответов
Почему далеко не глупые люди верят в бога? Чем отличается их критическое мышление от моего?
Я, например, не глупая женщина, имею 2 высших образования, канд.диссертацию и большой стаж работы с людьми в области психического здоровья. С детства, как и многие в СССР, была атеисткой, а в Бога поверила уже после 40 лет, когда случилась беда с моей дочерью – она тяжело заболела. Врачи и медицина были бессильны, парамедицинские технологии и народные средства – тоже. В последнюю очередь взмолилась к неведомому Богу – и произошло чудо, т.к. ее состояние стало медленно, но верно приходить к норме. После этого, глубинно осознав, что проблемы в семье и здоровье связаны с грехами, совершенными в предыдущей жизни, углубилась в христианство, прошла почти все конфессии и в итоге, к своему огромному удивлению, обнаружила, что Истина – в Православии. Здесь нельзя дать развернутые аргументы…но поверьте – невозможно существовать такой дневней традиции с потрясающей живучестью, как-бы ее не пытались уничтожить во все времена, особенно в СССР в 20 веке. Только Сам Творец Вселенной способен возрождать свою Невесту – Церковь Христову – из пепла и руин. Наконец-то я обрела вместе с верой в Бога и смысл жизни, который искала 40 лет, но безуспешно…т.к. осознала, что жизнь не кончается со смертью тела, а только начинается по ту сторону либо с Богом, либо без Него (это и есть ад). Где окажется каждый человек, зависит от его жизни (не только веры) – жил-ли он по Заповедям…Вполне возможен вариант, что неверующий, но честный человек будет в раю – а верующий лицемер – где-то на подступе к раю…типа чистилища…Бог милостив и конечно возьмет его к Себе в Жизнь Вечную – но…после того как он осознает свои грехи и духовно дозреет до Царствия Божьего. В общем вывод такой: если хочешь действительно убедиться в существовании Бога – попробуй пожить хотя-бы месяц по Заповедям Божьим …когда поймешь, что сам, своими силами не можешь справиться со страстями и грехами – обратишься поневоле к Богу, и вот тут произойдет чудо – Он и только Он поможет сделать следующий шаг к чистоте сердца, полноте жизни, здоровой семье, состоявшейся судьбе, отсутствию страха смерти и ожиданию встречи с любимым Господом Иисусом Христом. Это великая радость и награда человеку – когда он наконец-то встречает Бога и соединяется с Ним навеки веков.
Прочитать ещё 30 ответов
Источник
Марина Семенова
9 мая 2019 · 1,2 K
Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных…
Широко известна фраза министра народного просвещения Платона Александровича Ширинского-Шихматова, особенно в такой версии (говорят, она неточна): “Польза от философии не доказана, а вред очевиден”. А знаете, почему так? Потому что философия ставит под сомнение сами категории пользы и вреда, а также их возможные содержания. Философия только тем и… Читать далее
Я бы на вашем месте не сужал бы в ответе спектр предметов изучения философии. У людей может возникнуть… Читать дальше
Мining (добыча полезных ископаемых).
христианин.
По данным опроса общественного мнения, проведенного Би-би-си через Интернет, величайшим мыслителем тысячелетия был признан Карл Маркс. Маркс был философом со своей собственной концепцией, которую он внедрил в умы и благодаря которой мир можно сказать перевернулся, но не в самом лучшем смысле этого слова. Его учение раскололо мир и общество на два… Читать далее
Чем вредна философия?
«Истина как плесень и зарождается в спорах»
Чтобы определить её вред, сначала дайте определение философии как таковой. Из-за того что определение расплывчато, то вред определить нельзя.
Все просто.
Если уж от себя, то могу сказать, что она может плохо сказаться на психике для особо впечатлительных.
Прочитать ещё 1 ответ
Может ли философия быть частью нашей повседневной жизни?
Не может, а является. На эту тему у Томаса Нагеля есть работа “Что всё это значит?”, которая кратко вводит в философию, показывая, что в процессе взросления человек непременно сталкивается с философскими проблемами. К примеру, языка и сознания.
В повседневной жизни человек пользуется множеством понятий, обсуждения которых могут быть только философскими. Как допустим, в случае понятия “справедливость”. Если огрублять, то определенное его использование — это одновременно и определенные философские воззрения.
В общем-то всегда, когда мы соприкасаемся с условно воображаемыми вещами, как допустим с законами и правом, мы так или иначе имее дело с философией. Эти самые вещи вполне себе и составляют нашу повседневность, а поэтому сложнее представить ситуацию, в которой философия не будет частью повседневности, нежели наоборот.
Прочитать ещё 8 ответов
Как живут философы(дипломированные), на что влияют их познания в жизни? ?
Искусствовед, бизнесмен, бизнес-тренер, ресторатор
Два варианта:
1) остаются в науке. Преподают (на самом деле философский факультет выпускает ведь не философов, а преподавателей философии) в разных УЗ.
Таких 20% примерно
2) уходят в другие направления: бизнес, политика, копирайтеры, маркетинг….
По поводу “помогает” – ну, учтите, что 5 лет обучения на философском факультете это не “как мудро жить и построить свою картину мира”, а история философии.
Какие особенности:
ты даже в быту говоришь на довольно сложном языке с использованием “перцепция” и “экзистенциональный” (такая профессиональная дифформация, которая при втором варианте развития событий со временем проходит)
знаешь кучу историй как сходили с ума студенты философского (это правда. У меня в группе был такой случай)
зашкаливающее многознание (НЕ ПУТАТЬ С МУДРОСТЬЮ) и снобизм
В остальном, выпускают таких же неопытных в жизни юношей и девушек, как и остальные факультеты.
Которые точно также делают кучу ошибок, наступают на грабли и набивают шишки.
Много шишек и много граблей.
Прочитать ещё 2 ответа
Почему среди людей бытует мнение, что философия — это либо бесполезные и странные рассуждения, либо отстраненные разговоры о жизни?
кандидат философских наук, доцент кафедры КФУ
Философия, конечно, не занимается проблемами, решение которых может принести непосредственную ощутимую выгоду: построить мост, вылечить рак или придумать новый бизнес-проект, который принесёт золотые горы (хотя, согласно одной легенде, последнее удалось провернуть греческому философу Фалесу). Философия говорит о вещах, более общего характера, которые действительно кажутся “отстраненными” от тех проблем, которыми мы забиваем нашу повседневность. Вот только эта ситуация напоминает старый анекдот про человека, который прыгает за висящим под потолком бананом, никак не может его достать, а когда наблюдающие за ним пытаются ему подсказать: “думай, мужик!”, он им отвечает: “чего думать-то, прыгать надо!” Иногда прежде чем прыгать, надо сначала подумать – может быть, твоей цели легче достичь другим, неочевидным способом? Хуже того: а все ли цели, которых ты стремишься достичь, действительно заслуживают того, чтобы их достигали? Естественно, когда я вместо того, чтобы гнаться и достигать целей, останавливаюсь и начинаю размышлять над самим целеполаганием, я неизбежно начинаю отставать от других, кто продолжает участвовать в этой вечной гонке. В этом смысле философия действительно “бесполезна”.
Эту идею, наверное, лучше всех описал Платон в своем знаменитом “мифе о пещере”: когда философ, который выбрался из пещеры (которая символизирует наш обыденный мир), возвращается обратно, чтобы помочь тем, кто там остался, узники в пещере, вместо того, чтобы его благодарить, набрасываются и убивают его, потому что им кажется, что он пришел с “испорченным зрением” и так же хочет испортить и их самих.
В целом, было бы легко и понятно, если бы философия занималась некоторыми “максимально общими” вопросами, тогда как конкретные науки – проблемами более частного характера, как завещал нам, например, Аристотель. Но здесь возникает другая проблема: философия не может давать окончательные и исчерпывающие ответы на поставленные ею вопросы, как мы обычно ждем от науки. Практически любой философский вопрос имеет, как минимум, 4-5 различных (в том числе, диаметрально противоположных) ответа: познаваем ли мир? Существует ли достоверное знание? В чем состоит природа сознания? Что такое человек? Ну и так далее – сколько философских традиций, примерно столько же существует ответов на данные вопросы. Здесь можно возразить, что на самом деле существуют такие вопросы, на которые человек должен ответить самостоятельно: иначе, для чего ему вообще дан разум? В таком случае, странная “польза” философии в том и состоит, что задавая всё те же вопросы, она снова и снова возвращает нас к размышлению, напоминает, что здесь всё ещё есть над чем подумать, а не закрывать навсегда проблему, как уже “разрешённую”.
Прочитать ещё 47 ответов
Источник