В чем польза игры го
Го – настольная логическая игра. И она может стать не только увлекательным занятием, но и помощником в воспитании детей. Приведите своего ребенка в секцию Го, и он непременно удивит вас. Может быть, он не станет чемпионом, но причин для гордости будет предостаточно!
Математика — это серьезно
Конец весны и начало лета в Москве – горячая пора для школьников и их родителей. Именно в это время многие дети переходят в другие школы и сдают там вступительные экзамены. Традиционно самыми сложными для поступления в Москве считаются школы математические.
В них трудно учиться, в них много задают. На уроках приходится напряженно думать, быстро обрабатывать и усваивать большой объем информации. И дома каждый день настойчиво разбираться со сложными задачами. Но именно эти школы обладают и наиболее высоким официальным рейтингом, и самым высоким престижем. Именно туда хотят отправить своих детей многие родители. Почему?
Математика — царица всех наук!
Потому что — даже если ребенок в дальнейшем не свяжет свою жизнь с математикой, а займется историей или биологией, станет предпринимателем или врачом, — опыт, полученный в хорошей математической школе, останется с ним навсегда.
Математика дисциплинирует ум, учит логически мыслить, обосновывать выбор, разрабатывать стратегию. То есть, формирует стиль мышления, который пригодится любому успешному, активному, независимому человеку. Этим объясняется и успех в Москве дополнительного математического образования для детей, и расцвет шахматных кружков.
Тренажер для ума
А теперь представьте, что существует тренажер, который, в дополнение ко всем плюсам математики, также активно развивает качества, традиционно присущие и художественному мышлению:
- умение мыслить «картинками»,
- запоминать образы,
- мысленно сопоставлять и комбинировать их,
- создавать в уме свою модель реальности, а затем воплощать задуманное.
Одним словом, есть тренажер ума, который одинаково хорошо развивает правое и левое полушарие, логическое и образное мышление, интеллект и интуицию. К тому же, этот тренажер работает по очень простым правилам. СтОит он копейки, но способен вызывать такой же азарт, как интересная настольная игра или красивый гол на футбольном поле.
Название этому тренажеру – игра Го. Го – стратегическая игра с минимальными правилами, но глубоким смыслом. Она возникла в Древнем Китае между 2000 и 200 годами до н.э. и уже пять тысячелетий не теряет своей популярности. Что же это за игра, и в чем ее секрет?
Десять интересных фактов об игре Го:
- Входит в число четырех базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных игр;
- Самая древняя стратегическая игра;
- Одна из самых распространенных настольных игр в мире;
- Является обязательным предметом для изучения детей с дошкольного возраста в Китае, Японии, Южной Корее. Эти страны известны своими успехами в образовании и высоким уровнем развития экономики;
- Является одним из «четырех Благородных искусств Китая». Туда традиционно входит каллиграфия, живопись, игра на музыкальном инструменте цинь и игра Го;
- По одной из легенд, Го была изобретена легендарным китайским императором Яо. Он придумал игру для своего сына, чтобы развить его ум и способность к концентрации внимания;
- Традиция обязательного изучения игры Го в императорской семье была известна с XII века. Начиная с того времени практически все правители Китая играли в Го. В начале VII век Го попало в Японию. Известные японские военачальники и правители XVI века серьезно увлекались Го. Например, Ода Нобунага, Тоетоми Хидэеси, Токугава Иэясу. Они считали эту игру прекрасной тренировкой ума, которая помогает правильно управлять войсками и государством;
- Выдающиеся ученые, политические деятели и предприниматели: Нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн, основатель и глава корпорации Microsoft Билл Гейтс, британский математик Джон Хортон Конвей и многие другие играли в интеллектуальную игру;
- В шахматах после четвертого хода может возникнуть около ста тысяч позиций. В Го — более 16 миллиардов. Это требует особого искусства стратегии и комбинаторного мышления. Не зря китайская пословица говорит: «Шахматы – это сражение, го – это война»;
- Долгие годы компьютерные программы не могли обыграть человека в игре Го, хотя уже давно сделали это в шахматах. Только в 2016 году программа AlphaGo компании Google при помощи искусственного интеллекта впервые обыграла чемпиона мира по Го.
Высокотехнологичные компании проявляют большой интерес к Го. Спонсорами самых крупных турниров являются такие фирмы, как Samsung, LG electronics, Toyota, KiaMotors, BC card, NEC, Fujitsu. Призы на соревнованиях мирового уровня достигают миллиона долларов.
Десять причин, по которым стоит привести
своего ребенка в секцию Го:
- Го способствует интенсивному развития интеллекта: в игре задействованы оба полушария. Ребенку приходится постоянно заниматься устным счетом и при этом запоминать зрительные формы.
- Го улучшает память. Игрок должен хранить в памяти большой объем информации и постоянно пополнять свои знания.
- Го способствует развитию комбинаторики: все варианты ходов из-за их огромного количества запомнить невозможно. Приходится постоянно искать их в процессе игры. И затем соединять в одну картину большое количество информации о происходящем на поле.
- Го развивает пространственное мышление: большая часть информации в процессе игры передается через образы.
- Го совершенствует логическое мышление, учит понимать причинно-следственные связи. Анализируя множество вариантов ходов и их последствия для игры, дети максимально напрягают свой интеллект. Во время игры им приходится представлять, как могут развиваться события на доске. Необходимо отслеживать множество анализируемых вариантов. На основе этого анализа нужно выбирать наилучший ход.
- Го учит ставить задачи разного уровня и искать их решения. Благодаря многогранности игры, большинство ходов в Го не имеют однозначной оценки. Критериев выбора хода очень много. Приходится учитывать силу и слабость своих камней и камней соперника, оценивать баланс сил, влияния, риски.
- Го учит концентрироваться. Когда ребенок играет, его взгляд прикован к доске. Ведь одна ошибка, допущенная им из-за невнимательности, может привести к поражению во всей игре. В отличие от пассивной концентрации, например, при просмотре телевизора, такая концентрация является активной. Ребенку приходится не просто внимательно наблюдать за происходящим, но и активно оценивать увиденное.
- Го учит широкому взгляду на ситуацию, развивает стратегическое мышление. Положение камней в одном углу доски оказывает влияние на всю расстановку сил. Приходится учиться выделять главное. Не делать выбор в пользу мгновенной выгоды, а работать на более отдаленную цель.
- Поскольку в Го ограничения ходов минимальны, игрок обладает почти неограниченной свободой в принятии решения. Так ребенок учится работать в условиях неопределенности, нарабатывать ценный опыт правильного поступка в незнакомой ситуации.
- Наконец, Го помогает формировать важные личностные качества – настойчивость, волю, выдержку, самоконтроль. В самых тяжелых ситуациях, возникающих на доске, юный игрок учится не терять веры в себя. И находить в себе внутренние ресурсы продолжать поединок.
Разве это не ценные качества?
Автор пожелал остаться неузнанным ????
Следите за нашими новостями в группе ВК (https://vk.com/mfgoru) и в телеграмм-канале МФГ (https://t.me/mfgoru)
Но насколько это так? Может быть, это просто совпадение? Успешные владельцы крупных компаний – как правило, люди с хорошим интеллектом, и, может быть, поэтому они достигают успехов в Го? Хотелось бы разобраться. Го – интересная интеллектуальная игра, но, как и во всяком деле, чтобы достичь высокого уровня в ней, требуется затратить немало времени. Распространено мнение, что для того, чтобы научиться хорошо играть в Го, умному человеку требуется сыграть не менее 100 партий. Как пишет Гришин в своей книге “Мыслить и побеждать” (полное название более длинное; это хорошая книга для начинающих, её легко найти), освоить правила Го очень просто, но сыграть “полноценную” партию человек сможет лишь после нескольких лет накопления опыта. И у многих, познакомившихся с Го (у меня, в частности), возникает резонный вопрос: стоит ли уделять время этой игре, и если да, то сколько? Играть или не играть? Что полезного мы можем извлечь из этой игры?
Прежде всего, отметим одну особенность, отличающую Го от многих других интеллектуальных игр: Го плохо поддаётся алгоритмизации. По словам Игоря Гришина, все известные на сегодняшний день компьютерные программы играют в Го неприлично плохо. Человек, усердно посвятивший Го несколько месяцев, может без особого труда обыграть любую из таких программ (кроме тех, что работают на суперкомпьютерах, просчитывают гигантское число комбинаций и используют огромные базы данных, но опытные люди пока обыгрывают и такие программы). Простой перебор возможных ситуаций, в котором силён компьютер, в Го не годится. Дело в том, что число возможных ситуаций в Го намного превосходит число ситуаций в других играх, например в шахматах, где лучшие программы на сегодняшний день обыгрывают лучших игроков-людей. По приближённой оценке, число всевозможных позиций в Го по порядку величины примерно равно числу частиц во Вселенной (по современным представлениям, это примерно десять в восьмидесятой степени)! Поэтому простой перебор ситуаций быстро заходит в тупик. Оценка той или иной позиции также плохо поддаётся алгоритмизации.
Как же играет в Го человек? Тут есть мнение, что человеку помогает интуиция, основанная на работе подсознания. Вряд ли в подсознании происходит перебор огромного числа вариантов, но есть что-то, что помогает человеку превзойти лучшие программы. Кстати, известны партии (см. компьютерное Го в Википедии), в которых человек играл быстрее суперкомпьютера. И вот эта особенность, присущая игре Го, как мне кажется, чрезвычайно интересна. Чисто на уровне сознания такая игра невозможна, это кажется очевидным. Значит, наверное, что-то интересное происходит в подсознании. Если это действительно так, то Го, пожалуй, могло бы стать предметом изучения психологии или нейрофизиологии. Всё это заинтересовало меня, и я решил играть. Пока я – начинающий, но уже чувствую, что интуиция имеет в Го очень важное значение.
Однако, вопрос остаётся: насколько опыт, полученный человеком при игре в Го, может быть перенесён в другие сферы жизни? Может быть, при игре у человека вырабатываются некие стереотипы, помогающие в следующих партиях, но имеющие малое отношение к жизни? Может быть, сравнение Го с военной тактикой и стратегией – просто красивая метафора? У меня пока нет достаточно разумного ответа на этот вопрос. В тех источниках, которые я встречал, рассуждения на эту тему довольно расплывчаты (хотя, может быть, я просто мало искал). Я буду признателен, если читатель этой статьи подскажет что-нибудь интересное. Например, какой-нибудь ясный пример того, как навыки, полученные в Го, помогают в других сферах. Меня, например, учили, что Го учит “не жадничать”. Выиграв локально или, наоборот, замахнувшись на слишком большую территорию, можно проиграть впоследствии. Но в жизни понятие “не жадничать”, наверное, всё-таки более насыщенное (или, по крайней мере, несколько другое). С другой стороны, возможно, что при игре в Го подсознание использует нечто универсальное, что работает и в других областях человеческой жизни, а у компьютера этого нет. Предмет достоин изучения…
Задачка для начинающих: белые вторглись в углу на территорию чёрных. Сейчас ход чёрных. Что нужно делать?
С чего начинается работа ума? Я часто задаю этот вопрос своим ученикам, как детям, так и взрослым. В ответ звучат разные версии. Но большинство из них о том, что ум начинается с мысли. Так ли это? Или мысль – это результат работы, её продукт? И что же является исходным материалом? Иногда ум включается после того, как включились руки или ноги.
О таком говорят, что он взялся за ум. У большинства же из нас работа ума начинается с глаз и ушей. То есть с восприятия.
Обучение в Русской Школе Го и Стратегии начинается с восстановления утерянной способности воспринимать себя и окружающий нас мир. Почему эта способность нами утеряна и когда мы теряем её?
Пожалуй, главный удар по восприятию наносит школа, в том виде, в котором мы привыкли её видеть. Ставка на запоминание, заучивание и насыщение ребёнка огромным объёмом несвязанной и бессистемной информацией нарушает его воспринятийные способности, перегружая и выключая их. Главный оператор школы – память, а не восприятие. А идеального ученика можно уподобить компьютеру, способному накапливать массы информации и проводить нехитрые логические операции. Уникальные способности человека – осмыслять явления и связывать образы в целостные системы – в обычной школе не котируются и игнорируются. А «излишнее» восприятие вообще пресекается.
Память и запоминание упрощают деятельность ума. Ведь и вправду, узнав что-то однажды, и запомнив его, ты при следующей встрече со знакомым предметом узнаешь его. Достаточно лишь вспомнить. Так понимание постепенно подменяется узнаванием, когда человек пользуется лишь знакомыми ярлычками, уже не улавливая сути вещей. В этом случае уже нет надобности воспринимать, достаточно лишь вспоминать и узнавать. Что же произойдет если такой ум окажется в новой и незнакомой обстановке? Память окажется бессильна, так как она не способна созерцать и понимать.
Первая проблема, с которой сталкивается начинающий изучать Го – поиск ответа на вопрос «Что делать?» Казалось бы, простые правила и понятная цель поделить территорию не должны создавать помех для успешной игры. Однако уже после первых решений даже уверенный в себе человек невольно останавливается в замешательстве. Он не понимает – что ему делать, и как. Причина такой остановки кроется в том, что он не умеет собирать с помощью зрения достаточную информацию для принятия решений, а если и собирает ее, то не осмысляет. Человек открывает для себя состояние, которое наша школа называет стратегической слепотой. Столкнувшись с огромным по своим масштабам пространством решений (а число возможных решений в Го превышает число со ста нулями), человек без развитого восприятия теряется в нём, подобно заблудившемуся в лесу ребенку. Он не ищет ориентиров и меток, которые позволили бы ему выбраться из леса, а бездумно бредет, куда его ведут ноги.
Поэтому стратегическое обучение в школе начинается с тренировки зрения и его главной функции – внимания. В результатом тренировки восстанавливается верный алгоритма деятельности: сначала смотрим, затем думаем, а после действуем.
Первое живое впечатление о Го чаще всего визуальное. Ведь Го – это очень красивая игра. В Азии Го претендует на звание университета стратегии. Его изучал император Китая и император Японии. Как заинтересовать императора изучать стратегию не в реальных политических или военных схватках, а умозрительно, в игре?
Игровой комплект японского императора эпохи Нара (VIII век).
Древняя школа, основавшая в Китае традицию Го, блестяще справилась с этой задачей. Доказательством тому служит, что Го уже на протяжении более 4000 лет остается одним из ведущих стратегических искусств Востока. История не сохранила до нас даже примерное описание первых наборов Го. Однако кое-что всё-таки известно.
Го это редкая и дорогая образовательная технология. Известно, что с самых древних времен набор Го изготовляли из особых материалов, которые можно назвать «предметами силы». Игровые фишки вырезали из костей либо редких либо особенных животных, например, из бивней мамонтов и слонов или из рога носорога. Для чего? Правитель и его двор были охотниками. Они понимали, чего стоит противоборство со свирепым зверем, знали энергию такой борьбы. Более того, они могли добыть материал для набора самостоятельно, победив в смертельном поединке мощное животное. Игровые фишки, или кости заключали в себе силу поверженных животных и символизировали их. Выточенные в виде небольших пирамидок, они соединяли игрока с сущностью зверя. Некогда дикое животное становилось послушным инструментом в руках победившего его охотника. Само соприкосновение с таким набором становилось событием. Кости животных использовались шаманами и жрецами в мистических ритуалах, особенно в гадании. Игровой набор из костей передавал в руки правителя сакральную власть, доступную жрецам. Так, через игровой набор, человек переходил от эстетического и тактильного переживания к интеллектуальному осознанию, открывая за внешним предметом образы и идеи.
игровые кости Го из бивня мамонта и костей шерстистого носорога из Сибири
Игровое поле Го, выполненное в виде матрицы размером 17х17 или 19х19 с самых древних времен было таким большим. Такие размерности превосходят на порядки счетные способности самых совершенных суперкомпьютеров современности. В древности же им не могли найти иной интерпретации, кроме сравнения со вселенной.
Что способна дать современному человеку игра Го? Во-первых, вернуть ему силу и глубину восприятия. Во-вторых, научить его мыслить утонченно и эффективно. В-третьих, построить ему интеллект. В-четвертых, открыть путь к искусству стратегии.
Мы мало знаем о лидерах политики и бизнеса, кто серьезно изучал или изучает Го, так как владение Го не принято выставлять напоказ. В их числе Мао Цзедун, Билл Гейтс, Нолан Бушнер (основатель компании Atari, в которой начал свою карьеру Стив Джобс), руководители и владельцы крупных компаний Японии и Кореи (из известных в России: Toyota, Samsung, Japan Airlines, LG, Acer), большим поклонником Го является Ли Якокка (бывший CEO Ford и Chrysler). В конце прошлого десятилетия председатель КНР Китая Ху Цзинтао получил от президента США Барака Обамы набор Го в подарок.
Копирую сюда свой перевод главы из книги Тё Тикуна.
Магия Го. Глава “Го и интеллект”
Только недавно образовательное значение игр и их роль в развитии интеллектуальных способностей у детей были оценены. Ряд исследований на Западе показал, что игра в шахматы ведет не только к раннему развитию мозга, но и приносит общественную и личную пользу юным игрокам, также как и способствует успехам в школьном обучении вообще.
Тем не менее, все исследования на Западе, посвященные этой теме, пренебрегают игрой го, наиболее воздействующей на умственные способности игроков.
Почему же го столь эффективно для образования молодежи?
Японские психологи тестировали детей, играющих в го. Их исследования подтверждают: изучение го – лучший способ развития прирожденных способностей. Стратегия го всеобъемлюща: действия в одной части доски оказывают влияние на все остальные. В противоположность этому, детский взгляд на мир является узким. Однако, играя в го, дети быстро приучаются к широкому обозрению мира со своей точки зрения. И чем раньше начинается обучение игре го, тем лучше результаты. Лучший возраст для начала обучения – 4-5 лет. В этот период у детей мозг развит на 65-70%, так что польза от занятий го для процесса мышления оптимальна. К тому же дети получают удовольствие от игры, так как она является развлечением.
Одно из самых важных, что дает го детям – способность концентрироваться. Сосредоточение на игре – следствие удовлетворения от процесса игры. Более того, через концентрацию на таком трудном, требующем анализа множества вариантов и их результатов процессе, они проявляют чудеса памяти и максимально напрягают умственные способности. В этом процессе им приходится представлять в уме, какие гипотетические последовательности ходов могут возникнуть на доске, отслеживая множество анализируемых вариантов, и, наконец, приходить к выбору своих ходов на основе всего этого анализа. Трудно найти другой такой пример усислий, при которых бы дети использовали свои умственные способности столь интенсивно одновременно с получением удовольствия от процесса.
С уверенностью можно сказать, что способность к концентрации вовсе не приходит сама собой. Люди учатся сосредотачиваться путем занятия тем, что им интересно. Но есть разного рода концентрация: пассивная и активная. Дети могут быть поглощены просмотром любимых TV-программ, но это пассивный вид концентрации. Когда вы играете в игру типа го, вам приходится напрягать весь свой ум.
Если вы наблюдали за детьми, поглощенными игрой го, то могли заметить, что их взгляд прикован к доске и ничто не может отвлечь их. В конце концов эта способность к концентрации может быть легко перенесена на другие сферы обучения.
Это может быть причиной того, что многие студенты престижных вузов, таких как Университет Токио (японский Гарвард), являются сильными игроками го.
При поверхностном взгляде может показаться, что то количество суммарных усилий, которое требуется при подготовке для сдачи вступительных экзаменов в такие вузы, должно было бы устранить расточительство времени на игру го. Однако скорее наоборот – предшествовавшее изучение го позволило таким студентам преодолеть конкурсный барьер.
Одно из уникальных свойств го – необходимость использовать как интуитивные, так и аналитические способности в процессе игры. В ранней стадии партии имеется столь богатый выбор, что нельза с уверенностью сказать, какой из возможных ходов лучший. Конечно, есть стратегические принципы, которыми можно руководствоваться, но даже сильнейшие игроки должны в конечном счете опираться на интуицию. Но по ходу игры аналитические способности приобретают все более и более важную роль, вплоть до финальной стадии партии, когда это становится главенствующим фактором. Аналитически шахматы могут быть сопоставлены с го, но с точки зрения развития чьих-либо творческих способностей шахматы оказываются меньше на целую размерность.
Для объяснения этого необходимы некоторые знания о мозге. Человеческий мозг разделен на два полушария: правое и левое. Вообще, левое доминирует у правшей. Логические и лингвистические способности также контролируются этим полушарием. У левшей доминирующее – правое полушарие. Большинство интуитивных способностей, таких как музыкальные или распознавание сложных образов, контролируются этим полушарием.
При мозговых ударах одно из полушарий повреждается. Если у игрока го повреждено правое полушарие, то начальная стадия партии в его игре становится очень слабой, но средняя и завершающая стадии остаются сильными. Если повреждено левое – то начало остается сильным, но середина и окончание становятся слабыми.
Вообще, восстановление после удара происходит медленно. Однако левши восстанавливают свою речь соответственно быстрее. Неожиданно, но игроки го, приступившие к интенсивным занятиям в четырех-, пятилетнем возрасте, восстанавливают речь после удара аналогично левшам, даже если они сами – правши.
Использование только одной половины мозга – неэффективно. Как бы то ни было, а игра го развивает в равной степени логические и творческие способности.
………..
PS. К этому добавлю из своего личного опыта. Цитирую с небольшими сокращениями из одного интервью — часть ответа про “интересное дело не на один год”, каковым является организация и участие в мероприятиях по Го:
…Это общение, много интересных людей, поездки и новые впечатления. Много друзей во всех концах страны и за рубежом. Я побывал там, куда вряд ли попал бы в обычной жизни вне Го. Я съездил в Японию и там целый месяц общался с игроками Го и простыми людьми. Я расширил свой кругозор, стал более спокойным и уверенным, сдержаннее веду себя в сложных, критических ситуациях, тщательно все взвешиваю при принятии решений. Можно даже сказать, что увлеченность Го способствует гармонизации личности.