В чем польза интерактивных досок
По прошествии всего 10 лет, когда интерактивные доски воспринимались обществом, как чудо технологического прогресса, и ими могли похвастаться лишь пара-тройка частных учебно-образовательных учреждений, сегодня это становится обыденностью. Интерактивная доска из новомодной «игрушки» уверенно вошла в образовательный процесс, и стала его неотъемлемой частью.
Работа с интерактивной доской: преимущества
После того как компьютер и проектор подключаются к интерактивной доске, перед учениками и преподавателем открываются совершенно иные, отличные от привычных, возможности. При помощи стилуса или пальца, касаясь поверхности интерактивной доски, ученик становится не просто участником процесса, а руководит им.
Конечно, для решения каких-то не стандартных задач необходимо обладать определёнными знаниями и специальным программным обеспечением (ПО). Однако, когда речь идёт о таких простых задачах, как открытие файла, находящегося на компьютере, запуск приложения, выход в Интернет, — тут особых навыков не требуется. Принцип работы прост, а интерфейс интуитивно понятен. Даже ученики младших классов не испытывают трудностей при работе с интерактивной доской.
Использование интерактивной доски даёт следующие преимущества:
- эффективная визуализация материала (наглядность), с которой можно взаимодействовать;
- возможность создания собственного стили подачи материала (для преподавателя);
- широкий спектр дополнительных возможностей. Кроме решения стандартных задач, ученики могут сохранить или распечатать все материалы, используемые в работе с интерактивной доской, чтобы затем проанализировать их повторно уже дома (для закрепления), для работы на следующих уроках, изучения тем, которые были пройдены на пропущенных занятиях (например, по причине болезни), или просто для проверки собственных знаний.
Миссия интерактивной доски
Учитывая достаточно «молодой» возраст интерактивной доски, её реальные и потенциальные обладатели пока не могут в полной мере определить её ценность, как инструмента. Новые технологии, часто, отпугивают и вызывают сомнения. Однако, интерактивная доска – не тот случай!
Когда имеется креативность в подходе к решению повседневных задач и желание познавать что-то новое, появляется реальная возможность быстрее и эффективнее справляться с непростыми задачами. Уже сегодня, интерактивные доски применяются в школах и других образовательных учреждениях. Они успешно используются преподавателями математики и физики, иностранных языков и биологии. Благодаря интерактивной доске, процесс обучения становится более увлекательным. Ученика не нужно заставлять, ему интересно, и он делает это по собственному желанию. Для преподавателя упрощается процесс планирования и проведения урока, появляется возможность контролировать темп занятия.
Интерактивные доски применяются сегодня по-разному:
- Для занятий демонстрационного характера (презентации);
- Для активного вовлечения учеников в процесс;
- Для повышения степени восприятия материала.
Это лишь малая толика возможностей, которые открывает применение интерактивных досок в процессе обучения. Педагоги и преподаватели только начинают экспериментировать в этом направлении. Вскоре они смогут по достоинству оценить преимущества этого инструмента, и школьное образование выйдет на совершенно новый уровень.
Источник
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
За последние годы в школах стали широко
использовать интерактивные доски на всех
ступенях обучения. Общепризнано, что применение
интерактивных досок в ходе педагогического
процесса значительно расширяет иллюстративный
материал, позволяет предложить учащимся более
полную и точную информацию об изучаемом предмете
или явлении. Кроме того, можно обеспечить
наиболее комфортные условия каждому ученику,
учитывая индивидуальные особенности каждого
ребенка, Польза в преподавании предметов с
использованием интерактивных досок неоценима.
Доска на уроке очень помогает, но как это влияет
на наше здоровье – об этом нам никто не
рассказывает, а если и говорят, то ничего
страшного – не вреднее мобильного телефона.
Но, так как интерактивная доска это техническая
вещь, то должно быть и излучение.
Поэтому я решила провести исследование (измерить
радиоактивный фон в классах и состояние здоровья
школьников при работе доски).
Цель моего исследования: выявить
влияние интерактивной доски на здоровье
школьников и оценить при каких условиях оно
минимально.
Задачи:
- Оценить пользу применения интерактивной
доски на различных уроках. - Изучить документацию (САНПИН) о правилах
применения интерактивной доски в школе. - Пронаблюдать и провести опрос о влияние
интерактивной доски на организм школьников. - Произвести измерения освещенности
уровня электромагнитного поля в классе при
использовании интерактивной доски. - Сделать выводы и предложить рекомендации о
использовании интерактивной доски в школе.
Гипотеза: Интерактивная доска
оказывает влияние на здоровье школьников.
Я использовала исследовательно-познавательный
метод: изучала научную литературу, проводила
исследования; составляла графики, сравнивала
показатели приборов, полученные при измерениях,
анализировала результаты медицинских осмотров
учащихся моего класса за последние два года,
делала выводы. При проведении исследований с
дозиметром были получены данные,
позволяющие установить зависимость между
площадью доски и количеством излучаемой ею
радиацией возникающими при ее работе.
Сделанные мною выводы подтверждают безопасность
работы с современным школьным оборудованием.
Интерактивная доска и САНПИН
Интерактивная доска – это
проекционный экран, оснащенный
приемниками-передатчиками ультразвуковых и
инфракрасных сигналов. Сигналы эти не
представляют опасности для здоровья.
Приведем выдержку из СанПиН 2.4.2.1178-02
“Гигиенические требования к условиям обучения
в общеобразовательных учреждениях”,
утвержденных Главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября
2002 года, действующих с 1 сентября 2003 года.
Классы | Длительность просмотра (мин.) |
1-2 | 7-15 |
3-4 | 15-20 |
5-7 | 20-25 |
8-11 | 25-30 |
Влияние интерактивной доски на
продуктивность урока
В ходе нашего исследования 88,6% респондентов
указали, что использование на уроке
интерактивной доски повышает учебную мотивацию
учащихся, что может способствовать сохранению
уровня их работоспособности.
Исследования влияния интерактивной доки
на здоровье школьников
- Увеличение информационной нагрузки, отмеченное
выше, увеличивает риск повышения утомительности
и способно привести к обратному результату.
Учащиеся постоянно жаловались на утомление по
окончании урока с использованием новой доски. - Головные боли, ощущение тяжести в голове –
отмечают 12,2% учителей; 21,1% – указывают на
периодический характер их возникновения. 18,3%
учителей постоянно и 31,7% учителей «иногда»
отмечают у своих воспитанников симптомы
зрительного утомления. - Дети в основном жалуются на боли в области глаз.
- Среди факторов, связанных с использованием
интерактивной доски и способных оказать
негативное влияние на самочувствие и состояние
здоровья учащихся, 58,3% респондентов называют
яркий световой поток от видеопроектора, 14,1%
указывают на возможное влияние электромагнитных
излучений, а 12,3% отмечают повышение температуры
воздуха, субъективно ощущаемое у проекционного
экрана. - Изменение психоэмоционального состояния
(ощущение дискомфорта) после уроков с
использованием интерактивной доски отметили 32,9%
учителей (учитывались ответы тех, кто испытывал
дискомфорт как «изредка», так и «постоянно»).
Боли и ощущение мельканий перед глазами,
нечеткое изображение при восприятии удаленных
предметов, головные боли – явления, характерные
для состояния сниженной работоспособности, – 15,2%
учителей связывают с интерактивной доской.
Использование интерактивной доски на
уроках
По отзывам 62,6% опрошенных учителей среднее
время использования доски составляло у них менее
15 минут от продолжительности урока; у 26,3%
учителей – от 25 до 30 минут. Использование
интерактивной доски в течение всего урока
отметили всего 11,1% респондентов.
Исследовательская часть
Исследование радиационного фона в классах:
– Географии;
– Истории;
– Русский язык.
Для исследования радиационного фона я
использовала дозиметр . Первым исследованием
было измерение радиоактивного фона в классах.
Суть исследования заключается в следующем: я
брала дозиметр, оставляя его на некоторое время
на определенных расстояниях, после чего могла
видеть изменения данных дозиметра.
Расстояние до доски, м | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Радиационный фон, МкР/ч | 0,14 | 0,13 | 0,13 | 0,14 | 0,14 | 0,13 |
Расстояние до доски, м | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Радиационный фон, МкР/ч | 0,14 | 0,14 | 0,13 | 0,12 | 0,12 | 0,13 |
Расстояние до доски, м | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Радиационный фон, МкР/ч | 0,15 | 0,14 | 0,14 | 0,15 | 0,14 | 0,13 |
Выводы
Таким образом, предварительные результаты
свидетельствуют, что использование
интерактивной доски в учебном процессе
расширяет дидактические возможности обучения
детей и сопровождается, с одной стороны,
увеличением объема учебной нагрузки, а с другой
– способствует повышению уровня учебной
мотивации со стороны учащихся. Средняя
продолжительность использования интерактивной
доски в процессе урока составляет 15 минут, а
время непосредственной работы с ней учащихся – в
пределах 10 минут. Установлено, что к концу уроков,
на которых использовалась интерактивная доска,
отмечалось появление жалоб астенического
характера, указывающее на развитие общего (треть
опрошенных) и зрительного утомления (половина
опрошенных). Появление дискомфортных состояний и
зрительного утомления после работы с новой
доской характерно не только для учащихся, но и
для педагогов.
Полученные данные по радиационному фону имеют
среднее значение, который получен при
исследовании общего радиационного фона в школе и
равен 0,14 МкР/ч. Эти показатели (полученные в
результате исследований радиационного фона в
классах) соответствуют разрешенным нормам.
Таким образом, радиационный фон в классах,
где расположены интерактивные доски не
значителен, поэтому не может нанести вред
здоровью учащихся.
Степень тяжести нарушения зрения не
изменилась: все нарушения зрения легкой степени.
Это связанно, я думаю с тем, что доска покрыта
антибликовым составом серо-белого цвета, который
не раздражает глаза. Так же доски имеют большие
размеры, что вынуждает переводить взор в разные
части доски. Таким образом, работают разные
группы мышц глаз, и глаза не устают.
Подводя итог своей исследовательской работе, я
могу сказать о том, что интерактивные доски
прочно вошли в жизнь учащихся, помогают лучшему
усвоению знаний, на основе наблюдений за
интерактивными досками можно изучать разделы
физики. Я думаю, что интерактивные доски – это
шаг вперед. Несмотря на сложность этой техники,
она не оказывает существенного влияния на
здоровье учащихся. Я думаю, в ближайшем будущем
на смену обычным доскам придут интерактивные.
Список используемой литературы
- Е.М.Гершензон «Курс общей физики»
- С.А.Тихомирова «Физика в школе».
- Журнал «Директор школы» №4, 2010 год «Безопасное
использование интерактивных досок». - СанПиН 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к
условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях”.
Сайты в Интернете
- www.smartboard.ru
- www.aitek-d.ru
- www.hitachi-interactive.ru
- www.mon.gov.ru.
Источник
Специализированная школа I-III ступеней № 35
с углублённым изучением немецкого языка
Семинар методических работников ИПО СГГУ
Доклад подготовила
учитель начальных классов
Понизова Е.Н.
г.Севастополь
21.03.2011 г.
Использование интерактивной доски в начальной школе.
Все «за» и «против». (слайд 1)
Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность использовать в педагогической практике психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения.
Переход к компьютерным технологиям обучения, создание условий для их разработки, апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным сложны и требуют решения целого комплекса психолого-педагогических, учебно-методических и других проблем. Среди них можно выделить следующие направления: (слайд 2)
- Выработка единого комплексного научно-методического подхода к решению проблемы внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс.
- Разработка методики использования компьютерных технологий в практической деятельности.
- Подготовка педагогических кадров к освоению компьютерных технологий обучения и внедрению их в образовательный процесс.
- Подготовка обучающихся к использованию компьютерных технологий для приобретения знаний и умений.
- Материально-техническое оснащение образовательного учреждения.
- Поиск, разработка и создание соответствующего методического обеспечения.
В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.
Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера.
Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – обучающийся».
Новейшей компьютерной технологией, внедряемой в учебный процесс, является использование интерактивной доски.
Внедрение интерактивных досок в образовательный процесс.(слайд 3)
Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Internet-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика.
Методика разработки занятий с использования интерактивной доски.(слайд 4)
Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски нами был разработан алгоритм, следуя которому преподаватель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.
- Определить тему, цель и тип занятия;
- Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.
- Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
- Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
- Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
- Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;
- Составляется временная развертка (поминутный план) урока.
- При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа.
- Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий.
- Апробация урока.
При создании занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации.(слайд 5)
- Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности обучающихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
- При отборе материала избегать дальних планов и мелких деталей.
- Зрительный ряд и дикторский тест должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной ученикам логической последовательности, порционно шаговым методом в доступном темпе, дикторский текст должен быть четким и ясным.
- Следует избегать больших текстовых фрагментов. Недопустимо использовать для чтения текста полосы прокрутки или кнопки перехода от экрана к экрану.
- Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков.
Что дают интерактивные доски в обучении? (слайд 6)
- Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Выводят процесс обучения на качественно новый уровень.
Соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции .
Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. – в них просто отпадает необходимость.
Помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.
Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.
Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
- Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.
Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителей.
Школьникам – и младшим, и старшим – просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.
Что нужно для успешного внедрения интерактивных технологий в школе? (слайд 7)
Мировой опыт использования интерактивных досок показал, что главных организационных составляющих факторов успеха (разумеется, если вынести за скобки финансовый аспект) всего три, но каждый из них критически важен. Это:
Приоритет – образовательным целям
Продуманно организованное обучение учителей и обмен опытом
Действенная поддержка со стороны администрации школы
Что дает интерактивная доска по сравнению с просто проектором и экраном? (слайд 8)
Яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником.
Лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом – это интерактивные доски. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.
Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.
Здоровьесбережение школьников при работе с интерактивной доской. (слайд 9)
Внедрение в учебный процесс такого технического средства идёт без создания мер безопасности при работе с ним. Институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (Степанова Марина Исааковна, доктор медицинских наук) провёл исследования по обоснованию гигиенических требований к использованию таких досок.
Были сделаны такие выводы:
- Несоответствие размера, цвета шрифта и сочетание фона экрана, длительное его использование, оказывают влияние на зрение.
- Негативное влияние на здоровье оказывает мощный световой поток проектора и электромагнитные излучения.
- По некоторым данным, увеличение информационной ёмкости урока приводят к повышению утомляемости на нём ( возможно снижение уровня мотивации)
- Должны соблюдаться гигиенические временные нормы, отводимые на использование такой доски.
По результатам опроса утомление и снижение зрительной и умственной работоспособности отмечали и учителя, использующие интерактивную доску на уроках
Однако, применение интерактивных досок должно обязательно сочетаться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников. Дело в том, что зрение ребенка чрезвычайно чувствительно к повышенным нагрузкам, неизбежно возникающим при работе с такой доской. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует внимательно подходить к выбору учебного материала. К примеру, недопустимо использовать слишком мелкий шрифт и перегружать рабочее поле посторонними элементами. Правильным образом следует выбирать и цветовое оформление, т.е. шрифт должен максимально контрастировать с фоном, а количество ярких элементов на экране должно быть минимальным.
При непосредственной работе ученика с интерактивной доской преподаватель должен внимательно следить за тем, чтобы ребенок случайно не повернулся лицом в сторону проектора, т.к. его чрезмерно яркий свет повреждает сетчатку глаза.
Также, при введении интерактивных досок в образовательный процесс, необходимо откорректировать учебные планы, причем не только в рамках одного предмета, но и всей сетки уроков по школе. Расписание занятий должно быть выстроено так, чтобы уроки с использованием интерактивных досок перемежались с общеразвивающими, такими, как трудовое воспитание, физкультура, ОБЖ и т.п.
Использование интерактивной доски в учебном процессе начальной школы.
В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и умениям. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
Каковы же преимущества (слайд 10) использования информационных технологий на уроках в начальных классах?
¬ Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.
¬ Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность.
¬ Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.
¬ Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
¬ Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
¬ Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
¬ Уроки, проводимые использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.
В целом, применение интерактивных досок в школе совершенно оправдано, т.к. они улучшают восприятие учебного материала, позволяют наладить тесный контакт учителя и класса, а также способствует прочному закреплению полученных знаний. Однако, такая методика преподавания требует более осмотрительного отношения преподавателя к здоровью учеников.
Использованные ресурсы: (слайд 16)
- Что дают интерактивные доски в обучении? Что нужно для успешного внедрения интерактивных технологий в школе? Что дает интерактивная доска по сравнению с просто проектором и экраном? https://www.hitachi-interactive.ru/edu/eduschqa.htm
- Внедрение интерактивных досок в образовательный процесс. https://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2769/Itemid,118/
- Использование интерактивной доски в учебном процессе начальной школы https://interaktiveboard.ru/publ/4-1-0-38
- Здоровьесбережение школьников при работе с интерактивной доской https://interaktiveboard.ru/publ/7-1-0-35
Источник