В чем польза красоты искусство
1. В чем польза красоты? (красота радует взгляд, поднимает настроение, раскрывает ценность природы, жизненных явлений и т.д.)
2. Какие качества присущи красоте? (гармоничность, чувство меры)
3. Красота – это привилегия чего? (привилегия искусства)
4. Польза – это привилегия чего? (привилегия обычной жизни)
5. Существует ли такое четкое разграничение красоты и пользы? И почему? (не существует, потому что искусство активно вторгается в нашу жизнь в виде интерьеров, мебели, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна машин и бытовой техники, музыкальной среды, песенных и танцевальных ритмов и т.д. И наоборот – обыденная жизнь становится содержанием художественных произведений)
6. Какую возможность давало искусство во все времена? (давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни; благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди глубокой древности до наших дней)
7. Чем являлась красота для древних людей? (не являлась самоцелью; считали красивым то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе; красивое – это, прежде всего, быстрое, сильное, стремительное)
8. Что считал красивым античный философ Сократ? (то, что наилучшим образом соответствует своему назначению; «Большие уши лучше улавливают звук, поэтому они красивы»)
9. Чем восхищались фламандские художники XVII века? (восхищались великолепием огромного количества снеди, фруктов, овощей, даров моря)
10 Что голландские художники считали красивым? (тихий, домашний уют)
11. Что отражало искусство в эпоху барокко? (отражало напряженную эмоциональную жизнь человека, его сложный и многообразный внутренний мир)
12. Какие темы получили широкое воплощение в искусстве в эпоху барокко? (борьба противоположных сил: света и тьмы, силы и слабости, грубой власти и нежной покорности; это повлекло за собой замысловатые, причудливые и противоречивые формы искусства)
13. На чем основана драматургия «Высокой мессы» И.С.Баха? (основана на раскрытии контрастных образов: скорби, страдания и радости, света, которые пробуждают величие духа и устремленность к активному действию)
14. Могут ли обрести высокий смысл и красоту произведения о заурядных или трагических событиях, которые далеки от представлений о прекрасном? И почему? (да; они побуждают нас к размышлению, переживанию, состраданию, помогают, открыть новые грани окружающей действительности)
12. Что такое «шлягер»? (легкая, развлекательная, потребительская музыка; модная песенка танцевального характера)
13. Можно ли утверждать, что музыкальные пристрастия человека – это своеобразное зеркало? (да, но отражается в нем не внешняя форма, а внутреннее содержание)
14. Какое отношение к искусству формируется в нашей современной жизни? (происходит преувеличение утилитарности искусства, прикладной ее функции; при этом эстетические, художественные качества отодвигаются на второй план)
15. В каких областях современной жизни музыка и живопись применяются в прикладном, утилитарном значении? (в медицине, в воспитании; они способны лечить, психически оздоровлять людей)
16. А в каком качестве издавна применялась музыка? (применялась как средство управления поведением человека, организации его действий)
17. Какие две крайности объединяет в себе музыка? (глубокая задушевность, проникновенность и строгая рассудочность)
18. Как называются жанры искусства, которые изображают повседневную жизнь? Какие художники работали в этих жанрах? (бытовой жанр (жанровая живопись) – жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас; художники: Репин «Не ждали», Решетников «Опять двойка», Брейгель старший «Охотники на снегу», Ватто, Шарден и др.)
19. Вспомните музыкальные сочинения и произведения изобразительного искусства, которые разрушают представление человека о красоте и гармонии. Они приносят вред или пользу? В чем это проявляется? (__________________________________)
20. Поясните смысл выражения поэта Давида Самойлова: «Музыка лечит… Музыка губит» (___________________________________)
Образ, наполненный определенным идейным эмоциональным смыслом. В предмет музыкальной эстетики входят проблемы эстетической организации…
С чем связано перемещение “центра тяжести” с онтологических проблем на проблемы гносеологии в философии Нового времени?
Конечно же это логика. Существуют множество различных логических задач и сегодня на уроке мы с вами рассмотрим некоторые из них
Заботу о воспитании детей, характер отношений, умение воспитывать, народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека,…
Лучше испытать несправедливость на себе, чем самому поступать несправедливо (Сократ)
Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности
Что такое умозаключение? В чем суть и отличия непосредственного и опосредованного умозаключений?
Этот рассказ? – Какую истину вы поняли для себя? В чем нравственное значение истории Кусаки?
Смыслом человеческой жизни является максимальное получение чувственных удовольствий
Отмываться всегда трудней, чем плюнуть. Надо уметь быстро и в нужный момент плюнуть первым
Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 8 класс>> Как соотносятся красота и польза
Как соотносятся красота и польза
Есть ли в красоте какая-то польза? Конечно, ведь красота радует взгляд, поднимает настроение, раскрывает ценность природы, жизненных явлений и др. Красивое всегда гармонично, ему присуще чувство меры. Не случайно даже математики говорят, что истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию.
Если строго разграничить искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, что красота — это привилегия искусства, а польза — привилегия обычной жизни. Но подобного разграничения не существует, так как искусство активно вторгается в нашу жизнь в виде оформления интерьеров, мебели, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна машин и бытовой техники, музыкальной среды, песенно-танцевальных ритмов и т. д. А обыденная жизнь становится содержанием художественных произведений. Такое взаимопроникновение обеспечивает гармонию красоты и пользы.
Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней.
Красота для древних народов не была самоцелью. Для них красивым было то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе. Красивое — это прежде всего быстрое, сильное, стремительное.
Античный философ Сократ (V в. до н. э.) считал красивым то, что наилучшим образом соответствует своему назначению. На основании этого утверждения он, не отличаясь привлекательной внешностью, в шутку, но, тем не менее, очень убедительно доказывал, что необычайно красив. «Большие уши лучше улавливают звук, — говорил он, — поэтому они красивы».
И в последующие эпохи люди поразному воспринимали красоту и пользу окружающего мира. Например, фламандские художники XVII в. восхищались великолепием огромного количества снеди. Их грандиозные полотна вмещали фрукты, овощи, дары моря. А голландские художники того же времени радовались тихому домашнему уюту.
В эпоху барокко искусство отражало напряженную эмоциональную жизнь человека, его сложный и многообразный внутренний мир. В живописи, скульптуре, музыке получила воплощение борьба противоположных сил: света и тьмы, силы и слабости, грубой власти и нежной покорности. Это повлекло за собой замысловатые, причудливые и противоречивые формы искусства.
В «Высокой мессе» И.-С. Баха драматургия основана на раскрытии контрастных образов: скорби, страдания и радости, света, которые пробуждают величие духа и устремленность к активному действию.
Сцены заурядных или даже трагических событий, которые в обычной жизни далеки от представлений о прекрасном, в художественном воплощении обретают высокий смысл и красоту. Их польза в том, что они побуждают нас к размышлению, переживанию, состраданию, помогают открыть новые грани окружающей действительности и своего внутреннего мира и тем самым приобщиться к творчеству.
Музыка сопровождает человека повсюду. Современная техника сделала ее доступной каждому. Сегодня можно говорить об омузыкаленном, озвученном быте. Легкая, развлекательная музыка стала основой музыкального рациона, так называемой потребительской музыкой. Она вызывает у слушателей все новую и новую потребность в себе самой. К такой музыке относится шлягер — модная песенка танцевального характера, в основе которой, как правило, лежит текст любовного содержания.
Однокоренной глагол «schlagen» имеет значения «бить, колотить, вколачивать», что выражает сущностную черту самого действа: исполнение такой музыки опирается, как правило, на жесткую ритмическую фигуру, обычно повторяемую на значительном или даже на предельном уровне громкости. Отличительными чертами шлягера являются его вненациональный характер и использование определенного набора штампов.
Музыка представляет все разнообразие Вселенной, воплощенное в бесконечных сочетаниях звуков. Каждый слушает ту музыку, которая ему нравится. Музыкальные пристрастия человека — это своеобразное зеркало, но отражается в нем не внешняя форма, а внутреннее содержание.
В жизни происходит преувеличение утилитарной значимости музыки, ее прикладной функции, при которой эстетические, художественные качества отодвигаются на второй план. Именно с этим связано применение музыки как средства магического воздействия. Музыка используется и в медицинских и воспитательных целях, она способна лечить, психически оздоровлять человека.
Издавна музыка понимается как средство управления поведением человека, организации его действий, усмирения его необузданности. Музыка объединяет в себе две крайности, которые легко делаются самостоятельными по отношению друг к другу: в ней царят глубочайшая задушевность и проникновенность и вместе с тем строжайшая рассудочность.
• Как называются жанры искусства, которые изображают повседневную жизнь? Какие художники работали в этих жанрах?
• Послушайте музыку, которая украшает наш быт и музыкальные сочинения, основой содержания которых является повседневная жизнь.
• Вспомните музыкальные сочинения и произведения изобразительного искусства, которые разрушают представление человека о красоте и гармонии. Как вы считаете, они приносят вред или пользу? В чем это проявляется?
• Поясните конкретными примерами смысл выражения поэта Д. Самойлова: «Музыка лечит… Музыка губит».
Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.
Учебники по всему предметам скачать, разработка планов уроков для учителей, Искусство для 8 класса онлайн
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний – Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов –
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других “взрослых” тем.
Разработка – Гипермаркет знаний 2008-
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:
Красота в глазах смотрящего – популярное высказывание, датируемое 3-им веком нашей эры. Каждый, кому посчастливилось быть созерцателем, думаю, убедился в этом.
Шекспир, гений литературы, идеально выразил эту мысль в своей пьесе «Бесплодные усилия любви» 1588 года:
Хоть красота посредственна моя,
Я в похвале цветистой не нуждаюсь.
Она оценивается глазами, –
Язык барышника тут ни при чем.
(перевод М. А. Кузмина)
Когда речь идет об искусстве, некоторые люди могут утверждать, что оно не всегда прекрасно, но на самом деле одно и то же произведение не должно быть прекрасным для всех. Ведь взгляды одного человека чрезвычайно отличаются от взглядов другого во многих аспектах жизни, у всех различное понимание мира, надежды, любви и счастья. И взгляд на одно и то же произведение искусства даже у двух очень близких людей может быть разным. Значит ли это, что все основано на индивидуальном мнении или нет?
Что есть мир? Славный спокойный день, проведенный в кругу семьи, или мирное небо над головой? Что есть вера? Это глубокая убежденность в чем-либо глобальном, в мироустройстве или же это просто убежденность в том, что сегодня тебя ждет замечательный день?
Сколько людей, столько и мнений. Все же данные понятия основываются на особенностях интерпретации.
Красота – это субъективное понятие. Она отражается в твоих предпочтениях. Она — то, что находит отзыв в твоем сердце.
Существует принципиальное, но вовсе не обязательно верное мнение о красоте, которая якобы должна обладать законченностью, точностью и чистотой. Чаще всего эти представления навязаны обществом.
Дебаты о красоте можно продолжать до бесконечности. Но мы можем обратиться к истории, чтобы понять, что же она такое и есть ли ей место в искусстве.
Самые известные значения слова «красота»
Лев Толстой, великий русский писатель, однажды сказал фразу, в которой кратко изложил мысль о красоте в искусстве: «Вот на этой-то способности людей заражаться чувствами других людей и основана деятельность искусства. Если человек заражает другого и других прямо непосредственно своим видом или производимыми им звуками в ту самую минуту, как он испытывает чувство, заставляет другого человека зевать, когда ему самому зевается, или смеяться, или плакать, когда сам чему-либо смеется или плачет, или страдать, когда сам страдает, то это еще не есть искусство. Искусство начинается тогда, когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его <…>».
Что же представляет собой красота в искусстве?
Воздействие искусства может быть поистине сильным, да настолько, что мы можем воодушевиться на создание собственного произведения. Некоторые люди могут достигать чувства благополучия, прибегая к искусству как к терапии. Оно позволяет им не только расслабиться, но и очищает мысли, что в разы упрощает решение трудных вопросов. Однако встреча с произведениями искусства может иметь и обратный эффект. Например, какие-то из них могут вызвать у некоторых людей чувство злости или даже ярости. Реакция людей, подвергнутых воздействию искусства, непредсказуема. Оно выражает наши внутренние переживания, имеет власть над нашими эмоциями, побуждает к определенным действиям и даже открывает нам глаза на то, чего мы не замечали ранее.
Иоганн Винкельман (Johann Winckelmann), немецкий искусствовед, настаивал на том, что красота имеет три основных уровня:
- Красота формы
- Красота идеи
- Красота выражения, которая, по его словам, возможна только при наличии первых двух факторов
Итак, красота должна быть наивысшей формой выражения и, в свою очередь, главной задачей искусства.
Известный журналист и беллетрист, Виктор Шербюлье (Victor Cherbuliez), рассматривал искусство как деятельность, которая
- удовлетворяет нашу врожденную любовь к изображениям;
- привносит идеи в эти изображения, тем самым доставляя удовольствие одновременно нашим чувствам, сердцу и разуму. Красота – это всего лишь иллюзия, нет ничего, что можно назвать абсолютно красивым, но мы думаем, что красиво то, что гармонично.
Опираясь на эту точку зрения, можно сказать, что красота – это иллюзия. Возможно, красоты вообще не существует, не говоря уже об абсолютной красоте.
Красота есть то, что для нас гармонично.
Искусство прекрасно
Так или иначе, ты уверен, что красота в искусстве имеет место быть, и любые ее проявления, так или иначе, влияют на тебя. Очевидно, это трудно до конца объяснить и понять.
Каждое произведение искусства, будь то картина, ваза или статуя, имеет свои уникальные характеристики – цвета, линии и текстуры, которые находят отзыв в твоем сердце и твоей душе.
Те чувства, которые вызывает у тебя произведение искусства, в свою очередь, помогут тебе решить, прекрасно оно или нет.
12+
Инфоурок
›
ИЗО, МХК
›Презентации›Презентация к уроку искусствa “Как соотносится красота и польза” (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Как соотносится красота и польза? Урок искусства в 8 классе.
2 слайд
Описание слайда:
Радует взгляд Поднимает настроение Раскрывает ценность природы, жизненных явлений Есть ли в красоте какая-то польза?
3 слайд
Описание слайда:
Если вспомнить самые истоки искусства, то поймем, что рисунок, танец, пение первобытного охотника появились ради конкретного дела: не бояться зверя, прийти с добычей и прокормить свое племя.
4 слайд
Описание слайда:
Мифы, которые в древности, складывала каждая цивилизация, были нужны как источники и хранители информации, были своеобразной картой памяти своего народа. В мифах были зашифрованы знания о звездах и планетах, природных явлениях, географии, истории.
5 слайд
Описание слайда:
Самый известный архитектор Древнего Рима, Витрувий, вывел известную формулу «Прочность-Польза-Красота», ставшую золотым правилом архитектуры. Но по этой формуле может оказаться, что египетские пирамиды были самыми бесполезными сооружениями, если не были чем – то большим, чем усыпальницы фараонов или хранилищами для запасов зерна.
6 слайд
Описание слайда:
Удивительно красивы формы древнегреческих амфор и ваз. Они напоминают о красоте пропорций женской фигуры. Но в каждом виде этих керамических сосудов была определенная функция. В одних носили воду девушки из горных источников, в других хранили вино или зерно. Для удобства применения в быту форма вазы или амфоры предусматривала наличие ручки, форму горлышка, размеры. Рисунки на краснофигурных или чернофигурных изделиях иллюстрировали мифы, рассказывали о событиях современности, то есть выполняли информативную функцию.
7 слайд
Описание слайда:
В другие времена, как будто вырывалось наружу желание окружить себя красивыми предметами, жить в роскошных жилищах. Иногда, как в Древнем Риме или в эпоху Барокко все было немного чересчур, но именно тогда людям приходило в голову подумать об отоплении, водопроводе, банях. А уж насколько они были удобны и красивы, мы знаем из учебников истории.
8 слайд
Описание слайда:
Конечно, были периоды, когда людям было не до красоты, народы стремились к одному – выжить. Но независимо от трудностей, идеологии аскетизма простой крестьянин даже в средние века стремился сделать уютной свой дом, свою кухню, красиво одеть жену. Оружие средневекового рыцаря представляло самое важное в его жизни и поэтому красота отделки меча, щита и прочих доспехов составляла имидж его среди прочих. Ну а церковь должна была быть самой высокой, самой нарядной!
9 слайд
Описание слайда:
Стремление к поэтизации простого быта, поисков красоты в любом ее проявлении можно увидеть в работах художников XVIII века Хогарта и Шардена, у которого женщины красиво стирают белье, готовят пищу. Медный бак, темная бутылка оливкового масла и старый ковшик как – то удивительно сочетаются друг с другом, находятся в такой же гармонии, как мольберт, книги, кисти в его «Атрибутах искусства». Шарден «Медный бак»
10 слайд
Описание слайда:
Фламандские художники 17 в восхищались великолепием огромного количества снеди: фруктов, овощей, даров моря…
11 слайд
Описание слайда:
Голландские художники (17 век) радовались тихому домашнему уюту
12 слайд
Описание слайда:
Промежуток мирной жизни Европы на рубеже XIX и XX веков привел к появлению того, что мы сейчас называем дизайном. В России группа художников создала творческий проект под названием «Мир искусства». Они создали журнала, устраивали выставки, свои взгляды наглядно демонстрировали в художественных произведениях. По мысли «мирискусников» окружающая человека бытовая среда должна быть организована по законам большого искусства и все ее элементы должны быть в одном стиле, сочетаться по форме, цвету, декору. От штор, обоев до мебели вазы и женской шляпки представляло собой законченное художественное целое. В.Серов «Портрет Орловой»
13 слайд
Описание слайда:
В довоенной Германии теорию и практику функционализма воплотили в архитектурной школе Ба́ухауз. Утверждая, что утилитарно, удобно, то и красиво молодые архитекторы и художники искали новые зримые формы зданий, интерьеров, предметов. В выпущенном школой «Манифесте» 1919 года архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции. Основатели движения стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными и максимально удобными. Те изделия, что создавались в Баухаузе, были настолько особенны, настолько отличались от всех предшествующих разработок в сфере предметного дизайна своей эстетической смелостью и одновременно практичностью, что сразу становились знаковыми и узнаваемыми. Их тиражировали, им подражали.
14 слайд
Описание слайда:
Возьмем, к примеру, такой привычный для офиса предмет как стул. Вы знаете, сколько стульев спроектировали в Баухаузе? Огромное количество! Был среди них и созданный студентами разборной табурет, который отличался закругленным сидением и подпоркой для отдыха ног, и «кубически-парящий» стул из дерева и текстиля и экземпляр с опорой из металлических трубок, подлокотниками и сетчатым сидением.
15 слайд
Описание слайда:
Никто из нас не согласится с мнением, что одежда для человека появилась для того, чтобы он мог крыться от непогоды холода, жары, дождя. Через эстетику костюма каждый человек и каждый народ, эпоха рассказывают о себе. Польза, красота, осмысленность составляют основу любого периода моды. XX век показал, как высота прически, длина женской юбки, косметика зависели от развития техники, транспорта, политической жизни. Так распространение автомобиля заставило женщин забыть об изысканной моде модерна.
16 слайд
Описание слайда:
В современном мире автомобиль уже не только средство передвижения. Дизайн его служит удобству и безопасности в эксплуатации, а такая модная деталь, как аэрография не только украшают, но и выражают характер владельца. Кроме того, такие автомобили редко угоняют.
17 слайд
Описание слайда:
Политические волнения в молодежной среде 60 – х годов прошлого столетия не только породили движение хиппи, другие субкультуры, но и привели к изменениям в моде, которые постепенно переодели в современный «прикид» тысячи юношей и девушек во всем мире. Сейчас рокер, рэпер, панк выглядят по – разному, их одежда – это форма внутреннего самовыражения.
18 слайд
Описание слайда:
Покупая телефон, ipad, ifone или планшет мы, конечно, оцениваем и его функции и дизайн. Такую же оценку дают и веб – сайтам, цена которых зависит от сочетания логики, функциональности и красоты. Оформление сайтов становится очень престижным и высокооплачиваемым направлением на стыке компьютерных технологий и высокого искусства.
19 слайд
Описание слайда:
Для чего многие в современном мире приобретают предметы искусства? Книги, чтобы читать или чтобы они красиво смотрелись на полках. Есть даже вид услуги – подобрать клиенту собрания литературы по цвету и размеру книжных переплетов. Музыка на ходу становится музыкальным «фастфудом». Картина, которую вешают, чтобы «прикрыть дырку на обоях» выполняет ли свою функцию?
20 слайд
21 слайд
Описание слайда:
Современный мир – это омузыкаленный, озвученный быт. Каждый слушает ту музыку, которая ему нравится. Музыкальные пристрастия человека – это своеобразное зеркало, которое отражает внутр