В чем польза мелкой моторики
“Руки учат голову, затем поумневшая
голова учит руки, а умелые пуки снова
способствуют развитию мозга”.
И.П.Павлов
Родителей и педагогов всегда
волновали вопросы: как обеспечить полноценное
развитие ребенка? как подготовить его к школе?
Один из “практических” ответов на оба эти
вопроса – развитие у детей мелкой моторики и
улучшение координации движений.
Что такое мелкая моторика?
Когда мы говорим “мелкая
моторика”, мы подразумеваем движения мелких
мышц кистей рук. При этом важно помнить о
координации “рука-глаз”
(зрительно-двигательной координации), поскольку
полноценное развитие мелких движений рук обычно
происходит под контролем зрения.
Почему важно развивать навыки мелкой
моторики?
Ученые доказали, что с анатомической
точки зрения, около трети всей площади
двигательной проекции коры головного мозга
занимает проекция кисти руки, расположенная
очень близко от речевой зоны. Именно величина
проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне
дают основание рассматривать кисть руки как
“орган речи”, такой же, как артикуляционный
аппарат. В связи с этим, было выдвинуто
предположение о существенном влиянии тонких
движений пальцев на формирование и развитие
речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить
ребенка говорить, необходимо не только
тренировать его артикуляционный аппарат, но и
развивать движения пальцев рук, или мелкую
моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с
такими высшими свойствами сознания, как
внимание, мышление, оптико-пространственное
восприятие (координация), воображение,
наблюдательность, зрительная и двигательная
память, речь. Развитие навыков мелкой моторики
важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных,
координированных движений кистей и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и
писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий.
Развитие мелкой моторики – залог
нормального развития интеллекта ребенка.
Чем лучше ребенок работает пальчиками,
тем быстрее он развивается, лучше говорит и
думает. Так же, развитие тонкой моторики является
важным показателем готовности ребенка к
школьному обучению и играет важную роль в
овладении учебными навыками. Умение производить
точные движения кистью и пальцами рук просто
необходимо для овладения письмом. Поэтому при
подготовке ребенка с задержкой психического
развития к школе важнее не учить его писать, а
создавать условия для развития мелких мышц рук.
Руки — инструмент тонкий, и
“настраиваются” они в течение долгого времени.
Поэтому и игрушек для развития моторики
потребуется много.
Как показывает практика, пособия,
изготовленные своими руками, детям нравятся
больше и они с удовольствием выполняют
предложенные задания.
Я хочу представить
многофункциональный развивающий коврик.
Развивающий коврик изготовлен с применением
разнофактурных, разнообразных по расцветке
материалов.
Благодаря ярким цветам своих деталей
помогает тренировать зрение ребенка.
Разнообразный материал, который применяется при
изготовлении и декорировании коврика
стимулирует развитие осязания ребенка. А
различные предметы, застежки, которые закреплены
на коврике, способствуют общему психомоторному
росту дошкольника.
Развивающий коврик обладает
множеством интересных функций, от простых до
более сложных. Благодаря таким коврикам ребенок
получит возможность самостоятельной и свободной
творческой игры. В каждой секции – игровые
элементы для развития тонкой моторики рук, для
изучения цветов, развития внимания и координации
движения (мягкие, тканевые игрушки, пуговицы,
резинки, ткани разных фактур и цветов, “молнии”,
ленты, шнуры, детали на липучках). Игровой коврик,
воспитывает игровые качества в сюжетной
композиции.
Несколько правил:
- РАЗВИВАЮЩИЕ КОВРИКИ не должны лежать в одном
месте с другими игрушками. Выдавайте их только на
занятия. Так интерес у ребенка не иссякнет. - Необходимо участие и ободряющее внимание
взрослого к трудному для ребенка процессу
попадания в цель. - Если ребенок не проявил интереса к развивающему
коврику – значит ему еще рано, ведь у каждого
дошкольника индивидуальный темп развития.
Предложить следует чуть попозже.
Для занятий коврик можно расстилать на
полу
Диаметр коврика 1,5 метра. Разделен на
четыре секции, простроченной зигзагом тесьмой.
По ней дети водят пальчиками. В каждой части
коврика используются определенные
функциональные застежки (пуговицы, липучки,
кнопки, замочки, пряжки, бантики). Для
изготовления пособия использована ткань
различных фактур.
Играть может несколько детей, каждый
выбирает себе определенный вид деятельности.
Секции развивающего коврика
Из геометрических фигур дети
составляют клоуна. Нос на липучке. Шапочка – на
кнопках. Пуговицы разных размеров и цветов
(закрепляем понятие большой – маленький).
Хорошая тренировка для пальчиков,
совершенствуется ловкость. В кармашке спрятаны
детали других геометрических форм
(прямоугольной, круглой, различные
многогранники). Используется ткань различной
фактуры. На звездочке пришита пуговица, на
которую так же можно пристегивать фигуры
геометрических форм самостоятельно и по заданию.
Девочкам очень нравится заплетать
косички, завязывать бантики (пространственное
ориентирование, усвоение понятий “право”,
“лево”). На поясе шнурок, на котором привязаны
разноцветные резиночки. Можно смело придумывать
прически.
При шнуровании дети испытывают
трудности (сложно продеть в петельку). Для
непослушных пальчиков это не очень простая
работа! Можно предложить шнуровать в виде
лесенки, стежка или полоски. Это обязательно
привлечет ребенка и подтолкнет его повторить
действия. Если ребенок справился с заданием, то
его ждет приз – цветочек. Цветок многослойный,
пристегивается на большую пуговицу. Можно
собирать в различной последовательности (от
большого к маленькому и наоборот).
Нравятся детям играть с различные
зажимами, которые при надавливании можно
перемещать. В кармашках на молнии собраны
разноцветные шнурки, которые дети используют при
шнуровании.
На цветах нашиты липучки. В кармашке на
молнии хранятся разноцветные клубочки. Задача
детей подобрать клубочек цветочку(соотнесение
по цвету). Очень увлекательное занятие, ребятишки
придумывают свои “сказочные” цветы. Серединку
цветка можно выложить шнурком или тесемкой.
Источник
Развитие и восстановление мелкой моторики
“Нет неизлечимых заболеваний, есть недостаток знаний…”
(В. И. Вернадский)
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой, для выполнения мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики, от примитивных жестов до очень мелких движений.
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, и, наконец, работает на том же компьютере, поэтому, от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый “пинцетный захват” и т.
д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, требующих согласованных действий обеих рук.
Развитие мелкой моторики можно ускорить следующими способами:
- Упражнения с мелкими предметами- пазлы, мозаика, бисер, бусины и т. п.
- Массаж кистей и пальцев
- Лепка
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два, научно-подтвержденных факта, позволяют рассматривать кисть руки как “орган речи” наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему развитие движений пальцев рук просто необходимо для развития памяти, внимания, мышления и речи, что в своё время и доказал Российский физиолог В.М. Вехтерев. В своих трудах он доказал, что простые движения рук, так же способствуют снятию умственной усталости. Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления. Прежде всего, необходимо помнить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает человек (ребенок), тем чувствительнее подушечки пальцев. Уровень развития речи и навыков общения напрямую зависит от степени сформированности мелкой моторики рук. Развивать её необходимо в любом возрасте – как малышам, так и взрослым людям!
Китайские ученые, во II веке до новой эры, знали о влиянии действия рук на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.
Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком. Делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник, безымянного пальца – положительно влияете на работу печение и почек. Массируя мизинец, вы помогаете работе сердца. Массаж кистей рук оказывает, как положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, так и стимулирует мыслительные функции и речь.
Конечно, в первую очередь, вышеперечисленное важно для развития малышей, но в век повальной гиподинамии и атрофии мозга, становится актуальным и для взрослых. Для которых даже самое обычное написание текста, особенно перьевыми приборами, чрезвычайно полезно. Стучание по клавиатуре компьютера подобного эффекта, к сожалению, не дает.
Упражнения на развитие мелкой моторики не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с подчинёнными структурами. А так же памятью, мышлением, вниманием и наблюдательностью. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Все случаи речевых расстройств, когда человек с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает угнетением речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются нарушениями речи.
Главные причины, из-за которых развивается нарушение речи это:
- травма при родах;
- перенесенные телесные (соматические) заболевания, продолжительные по времени;
- неблагоприятная речевая среда;
- педагогическая запущенность;
- нехватка внимания, дефицит любви и общения.
В тяжелых случаях речевых нарушений, человек не только не может ясно и четко говорить сам – он плохо воспринимает и усваивает чужую, звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас.
Это касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова), так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у человека возникают серьезные проблемы общения и, как следствие – развитие всевозможных комплексов, препятствующих межличностному общению, раскрытию умственного и творческого потенциала.
Как правило, человек с нарушенной речью весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения – это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов.
Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затрудненность и формируется нормальное словопроизношение. Поэтому стоит обратить особое внимание на массаж пальцев и упражнения по развитию и восстановлению мелкой моторики.
«Рука – вытекший наружу мозг!» (Кант)
Одним из самых высоких по эффективности воздействий на рече-двигательную проекцию в нашей голове является рукоделие: бисероплетение, вышивание бисером, просто вышивка, макраме и прочее.
И чем большего количества движений высокой точности от вас требуется – тем лучше. Это не только развивает память и мышление, но и снимает нервное напряжение.
Отдельно необходимо отметить лепку. И не важно, будет материалом глина, пластилин или тесто! Ни одна точка на наших ладонях, ни одна мышца руки не останется незадействованной!
Наиболее частым увлечением мужчин, так же развивающим моторику, является изготовление всевозможных моделей самолетов, танков, парусников, резьба по дереву, ювелирная работа. Взрослым такого рода игры нужны не меньше, чем детям. Так как для глубинного понимания самого себя и своего мироощущения, каждому взрослому необходимо, хоть иногда, возвращаться в детство!
Подробнее остановимся на способе восстановления и развития мелкой моторики и, как следствие, восстановления речи и общения в целом – Вышивании бисером.
Тактильное восприятие кончиками пальцев жёстких, мелких стеклярусов (бисера) в сочетании с необходимостью выполнить точное движение по прикреплению его к тканевой основе (канве), вызывает гиперстимуляцию двигательной проекции мозга. Одновременно концентрируя зрение на мелких деталях рисунка и на ярких цветах бисера, мы восстанавливаем ассоциативные связи с результатом собственной двигательной активности, что в свою очередь приводит к развитию мелкой моторики. Одним из важных способов контроля над течением процесса восстановления системы общения и способом усиления эффективности упражнений по восстановлению мелкой моторики, является вовлечение пациента в разговор или описание им результата действий, визуализации восприятия цветов и картины в целом, перехода к позитивному мировосприятию.
Начинать упражнения необходимо с небольших объектов, с несложной информативностью и не более чем пятью цветами бисера.
Желательно использовать для этого специализированные схемы или наборы с уже нанесённым на канву цветным схемо-рисунком. На этапе описания упражнения или постановки задачи необходимо объяснить, а затем и проконтролировать выполнение первичных правил вышивания:
- бисер должен быть пришит ровно и одинаковым наклоном;
- элемент основного рисунка, должен быть в центре вышивки и выделяется отделкой;
- величина бисера должна быть одинакового размера;
- полотно для вышивания должно натягиваться очень плотно, поэтому используются гобеленовые рамы или пяльцы;
- нитки использовать синтетические и армированные, можно пользоваться леской;
- цвет нити должен совпадать с цветом канвы;
- по канве вышивка выполняется рядами;
- длина нити на один ряд должна быть в 4-5 раз длиннее самой ширины вышивки;
- число бисера в ряду должно равняться числу клеток в строке схемы.
По мере освоения техники вышивания и речевого описания, необходимо усложнять схемы для вышивания, подбирая варианты с большим числом используемых цветов бисера и нитки и их цветового предпочтения, увеличением размера и сложности композиции.
На этом этапе, необходимо вводить дополнительную мотивацию, посредством описания вышивания бисером как искусства, с глубокими историческими корнями. Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид.
Многие стили и в современной моде не обходятся без бижутерии из бисера. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.
Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности, которые постепенно осваиваются по мере продвижения по методике восстановления мелкой моторики и вербального общения.
Особое внимание необходимо уделить завершению каждого упражнения. На этапе незаконченного вышивания, это поощрительная беседа с подведением промежуточных результатов. А по завершении каждой из работ, это их оформление рамой или багетом и совместное определение её в некую галерею с экспонированием третьим лицам и проведением совместного обсуждения достоинств композиции.
Также, важным моментом, является повышение эргономики приспособлений для вышивания, по мере усложнения упражнения.
Подбор правильного размера пялец и стойки крепления, а также контейнеров для бисера очень значимо, поскольку это позволяет сфокусировать внимание на основном процессе и обеспечивает удобство, а, следовательно, и необходимую длительность выполнения упражнений.
Одним из основных критериев оценки успешности и завершённости выполнения методики можно считать устойчивое проявление у пациента положительного восприятия окружающего мира, включение его в свободное вербальное общение в референтной группе, отсутствие затруднений с визуализацией мысленных образов и их корректного описания.
Автор методического руководства:
Психолог, Малиш А.Е.
Генеральный директор
Психологической консультации
«Свой Выбор»
https://www.b17.ru/article/4607/
Новое современное увлечение браслеты loom bands подходит и для взрослых и детей. Вспомните детство!
Источник