В чем польза местного самоуправления
Актуальность темы заключается в том, что органы местного самоуправления являются важной и законной структурой любого общества, имеющие права и обязанности, деятельность которых направлена на реализацию потребностей населения, причем за любое действия или бездействия со стороны органов наступает юридическая ответственность.Органы местного самоуправления являются основой демократического строя, а так же важнейшим элементом гражданского общества. Решение задач, стоящих перед органами местного самоуправления решать очень сложно, поэтому в статье приведены примеры реализации данной проблемы.
Актуальность темы заключается в том, что органы местного самоуправления являются важной и законной структурой любого общества, имеющие права и обязанности, деятельность которых направлена на реализацию потребностей населения, причем за любое действия или бездействия со стороны органов наступает юридическая ответственность.
Местное самоуправление (система организации) – это деятельность граждан, направленная на правильное решение вопросов местного значения на определенной территории, на основе законодательных актов[1].
Органы местного самоуправления являются основой демократического строя, а так же важнейшим элементом гражданского общества.
Субъектом и объектом местного самоуправления являются граждане, которые входят в организацию данного вида власти, причем происходит совпадение объекта с субъектом. Это значит, что с одной стороны объектом, а с другой стороны субъектом является сама организация органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления играют немаловажную роль, так как их деятельность направлена на улучшение жизни граждан на территориях областей, на которых они зарегистрированы. Поддерживают порядок в обществе, решают определенные задачи.
Рассмотрим главные задачи органов местного самоуправления на примере Омской области:
- решение проблем, связанных с реализацией жизненно необходимых человеческих потребностей;
- решение вопросов хозяйственных дел путем референдума, то есть решение проблем путем голосования населения;
- решение проблем с занятностью населения, то есть проблема безработицы;
- проблемы транспортной сети, это означает обеспечение населения муниципальным транспортом и реализация плана ремонта дорог;
- формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов.
Целью местного самоуправления является: поэтапное решение вопросов населения, проживающих на территории области.
Рассмотрим как реализуются данные вопросы:
- решение проблем, связанных с реализацией жизненно необходимых человеческих потребностей – означает обеспечить население всеми необходимыми потребностями (медицинская помощь и др.);
- решение вопросов хозяйственных дел путем референдума – то есть голосующие население самостоятельно выбирает желаемое в сфере недвижимости;
- проблема безработицы – это проблема, связанная с экономическим показателем, которая выражена в отсутствии рабочих мест на предприятиях области;
- проблемы транспортной сети – ремонт дорог и обеспечение транспортными средствами передвижения.
Проблема безработицы является одной из самой главных задач, так как решать ее нужно в первую очередь. Дело в том, что население является безработным, и отсюда возникает множество противоречий, дискуссий и недовольства со стороны населения. Решить ее можно только благодаря контролю и обязательного вмешательства властных органов. Для этого и создают биржи труда, на которых в настоящее время зарегистрированы трудоспособное население.
Местный референдум (голосование населения) – используется по наиболее важным и значимым вопросам, требующих множества мнений граждан[2].
Таким образом, действия органов местного самоуправления главным образом направлены на охрану жизни и здоровья населения, а также на поддержание порядок в обществе.
Не стоит забывать о том, что местное самоуправление является подсистемой центральной власти, поэтому какая бы задача не стояла перед органами местного самоуправления, выполнение которой невозможно без обязательного вмешательства и контроля центральных властей.
Управление – это очень сложный процесс, который направлен на достижение поставленной цели.
Поэтому добиться цели, которая поставлена перед местным самоуправлением очень трудно, но возможно. Для этого необходимо, чтобы управленцы(муниципальные служащие) не просто умели решать вопросы местного значения, но и умели планировать это в будущем.
И еще нужно отметить о том, чтобы реализовать поставленные задачи необходимо правильно подобрать методы и подходы для реализации задач в действие. При этом это должны делать не только органы местного самоуправления, но и население которое нуждается в каких-либо потребностях. Потому как это в первую очередь делается для самого населения.
Для современного общества присуща характеристика быстрого и безотказного властями выполнения и решения проблем в очень короткий срок, но стоит понимать, что быстро, ни чего не решается по многим причинам. И в пример можно привести одну настоящую глобальную проблему общества – это ремонт дорог в Омской области.
Дело в том, что ремонт дорог это дело затяжное, и на это много требуется времени и средств местного бюджета Омской области. И если перед органами местного самоуправления стоит вопрос о решении данной проблемы, то она обязательно будет реализована в ближайшее время.
Проанализировав задачи, стоящие перед органами местного самоуправления можно сделать вывод о том, что деятельность органов местного самоуправления направлена исключительно на удовлетворение потребностей населения, на их благосостояние в обществе[3,4]. Органы местного самоуправления играют важную роль в жизни всего общества, которая заключается в поддержании порядка на территории, действующего органа. Важной стороной управления муниципальными служащими является создание условий для участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Источник
О прошлом и будущем местного самоуправления мы поговорили с Олегом Сорокиным, главой Нижнего Новгорода.
Знать власть в лицо
– Олег Валентинович, какое место занимает местное самоуправление в жизни общества?
– Мне кажется, что это понятие всё больше входит в жизнь горожанина. Нижегородцы сегодня живо интересуются политикой, разбираются в ней, понимают, что у местного самоуправления, то есть городских властей, далеко не рядовая роль. Загляните в прошлое – узнаете, что и сто лет назад к этому вопросу относились с вниманием и уважением. Хотя сегодня мы снова в самом начале пути развития МСУ в России.
– Чем занимаются сегодня городские власти?
– Во-первых, ежедневной рутинной работой – она нужна, чтобы все муниципальные учреждения работали нормально. Во-вторых, занимаются программами развития, созданием нормативно-правовой базы, принятием бюджетов, рассмотрением инвестиционных проектов… Без этой работы у города не будет будущего.
– Как вы считаете, какими должны быть выборы местной власти?
– Для депутатского корпуса на 100% эффективна одномандатная система выборов. Избиратель должен в лицо знать своего кандидата. Депутату нужно напрямую представляться избирателям, а не прятаться в партийном списке. Связь между этими двумя сторонами должна быть максимально короткой и эффективной.
– Почему?
– Депутат, если он хочет быть избранным на второй или третий срок, не может не считать работу с избирателями чем-то неважным. Иначе кто тебе снова доверит представлять свои интересы? Вот почему общественные приёмные, встречи, консультации – это неотъемлемая часть депутатской работы. Она позволяет получать информацию от населения, а затем транслировать её в органах власти, добиваясь принятия тех или иных решений.
Городские власти слышат нижегородцев. Последний пример – дискуссия о строительстве торгового центра на пл. Горького. Сквер на площади – знаковое место для каждого нижегородца. Городские власти не допустят его уничтожения и появления там каких-либо строительных проектов. Ведь это противоречит мнению абсолютного большинства жителей. В городе нельзя разрешать такие стройки, как на Нижневолжской набережной.
Тактика «всем миром»
– Насколько независимым делает город местное самоуправление?
– Непростой вопрос. Знаете, я много общаюсь с главами зарубежных городов-побратимов Нижнего Новгорода. Там история МСУ уже прошла все основные организационные этапы. Процесс перераспределения полномочий там практически завершён, а степень свободы, возможности распоряжаться своими доходами гораздо выше, чем у нас. Не менее 50% налогов, собираемых на территории европейских городов, остаётся в распоряжении местных властей. У нас – меньше 10%. Цифры несравнимые.
С другой стороны, у нас есть практика совместного решения важнейших социальных задач. Например, нашу городскую программу ликвидации очереди в детские сады поддержало сначала областное правительство, а затем и федеральные власти. Это помогло сделать мощный рывок вперёд.
– Какое будущее у самоуправления?
– МСУ в России переживало периоды то расцвета, то забвения. Мне очень интересна работа местного самоуправления в начале XX века. Думу Нижнего Новгорода тогда волновали примерно те же вопросы, что и нас сейчас. На заседаниях обсуждали строительство трамвайных путей, прокладку водоводов, поддержку социально незащищённых слоёв населения – например, женщин без кормильцев… Эти темы актуальны и спустя сто лет. Принципы работы МСУ практически не подвержены течению времени.
Убеждён: роль городских властей в России будет расти. Нас ждут кардинальные изменения не только в сфере распределения полномочий, но и в сфере их финансирования. Эффективность системы и её необходимость ни у кого почти не вызывает сомнений. Доверие людей депутатскому корпусу будет крепнуть.
Смотрите также:
- Александр Вайнберг о выборах, избирательных технологиях и гражданской активности →
- Альтернатива, а не оппозиция. Чего ждать нижегородцам от грядущих выборов? →
- Нужны ли Нижнему прямые выборы мэра? →
Источник
Пишет a_v_ivaschenko (a_v_ivaschenko)
2012-10-02 08:01:00
a_v_ivaschenko
a_v_ivaschenko
2012-10-02 08:01:00
Категории:
- Общество
- Политика
- Отменить
Даже среди знакомых мне специалистов по конституционному и муниципальному праву есть сомневающиеся в необходимости существования местного самоуправления как отдельной формы публичной власти. Все аргументы обычно сводятся к тому, что те же функции могут выполнять органы государственной власти на местах. А раз так, то зачем создавать лишние юридические конструкции, гарантировать права на участие в местном самоуправлении и т.д.? Другая претензия: органы местного самоуправления мало чем отличаются от государственных, а право местного самоуправления (объективное) и право на местное самоуправление (субъективное) – близнецы-братья тех же прав, действующих на государственном уровне. Первый тезис подтвердил даже ЕСПЧ в решении по делу Герасимовой против России, назвав органы местного самоуправления “государственными организациями”. Второй тезис легко подтверждается анализом законодательства. Отличия только в тех уровнях, на котором осуществляются эти две формы публичной власти (то есть просто-напросто в масштабе), и в некоторых деталях, например, более широком применении форм прямой демократии на местном уровне, что вполне естественно.
И несмотря на это, в законодательстве и судебной практике последовательно реализуется идея о местном самоуправлении как отдельной форме публичной власти. Она признается в Конституции (ст. 12), на ее обязательность указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 №15-П. Более того, местное самоуправление существует в большинстве стран мира, а его основополагающие принципы закреплены в нормах международного права (например, в Европейской хартии местного самоуправления, которую подписала и Россия). Возникает вопрос: зачем это нужно?
Я пришел к выводу, что единственной серьезной причиной существования этой отдельной формы публичной власти является защита от возможных нарушений государством тех прав и законных интересов граждан, которые связаны с их проживанием в определенной местности. Прежде всего, это право определять, в какой среде гражданам хотелось бы жить. Государственная власть, решая вопросы всей страны или регионов, может не учитывать интересы местных жителей. Условный пример: стране нужен химический завод, и уполномоченный орган государственной власти разрешает его строительство в паре километров от какого-нибудь села. То, что выбросы от этого завода вызывают рак, ну или просто портят идиллический сельский пейзаж, никого не волнует. Кроме, конечно, самих местных жителей. И если у них не будет подотчетных им и независимых от государственной власти органов местного самоуправления, то так и мучиться им от соседства с этим заводом, что, конечно, ужасно. Общее для страны благо не должно создавать проблем жителям отдельных местностей. Вот 99,99% населения страны ничего, кроме блага, в этом заводе не видят, и они избрали правительство, которое обеспечит его строительство. Но 0,01% селян благодаря местному самоуправлению могут послать строителей завода к черту, а точнее туда, где этот завод никому не повредит. Потому что никто за них не имеет права решать, каким должно быть то место, в котором они живут. И потому, что большинство должно уважать права меньшинства, что, между прочим, является одним из принципов современной демократии. Нельзя, чтобы общество, или государство, или общество через государство довлело над отдельными своими группами! Этот принцип последовательно проводится в жизнь в развитых странах, в том числе с помощью местного самоуправления.
В то же время, местное самоуправление – не цель, а средство. Смыслом его существования, как уже говорилось, является защита прав граждан (что закреплено в том числе в ст. 18 Конституции РФ), и разделение местного самоуправления и государства должно иметь соответствующие пределы. Если же это разделение защите прав граждан никак не способствует, то его нельзя считать оправданным.В уже упоминавшемся решении по делу Герасимовой против России ЕСПЧ по сути занял именно такую позицию.
О смертной казни
Вопрос смертной казни всегда вызывал бурные дискуссии ее сторонников и противников и настолько хорошо исследован, что, кажется, уже невозможно…
Оперативная комбинация
Наткнулся на двухнедельной давности статьи в интернет-изданиях – на РСН и Гранях – о том, как задержали Алексея Русакова, участника ДТП, в котором…
Местное самоуправление и оппозиция: парочка революционных советов
В продолжении темы предыдущего поста. Касательно настоящего момента. Скорее всего, Чирикова в этих ваших Химках проиграет. Но отрицательный результат…
Источник
Людям надоело терпеть грязь на улицах, отсутствие воды и нормальных дорог. О первом опыте местного самоуправления, о трудностях, с которыми «самоуправленцам» пришлось столкнуться, рассказал Александр Гладышев, председатель Местного образования «Ржавец-Весёлое».
В свои руки
Екатерина Деревяшкина, АиФ: Александр Михайлович, липчане жалуются, что власть их не слышит. Она отгородилась от народа кабинетами, помощниками, секретарями, не желая знать о проблемах простых людей. Но вы своим примером доказали, что с «тугоухостью» чиновников можно бороться…
Александр ГЛАДЫШЕВ. Родился в 1953 г. в Вологодской области. Затем переехал в Липецк. Окончил Институт стали и сплавов. 21 год занимался грибоводством. Последние несколько лет занимается возрождением села и общественной деятельностью.
Александр Гладышев: Не бороться, а сотрудничать. Борьба ни к чему не приведёт: каждый будет тянуть одеяло на себя. Когда мы организовали местное самоуправление, то сразу обозначили главе сельсовета свою позицию: мы будем вам помогать, но и от вас ждём того же. Знаете, какая главная проблема в селе? Не свалки и даже не дороги – это всё второстепенное, а первостепенное – это то, что с людьми не считаются. Так и живут какие-нибудь три старушки в захудалой деревеньке – никому до них нет дела.
– И как заставить власть с ними считаться?
– Очень просто. Если те же бабушки соберутся вместе и объявят, что они приступают к осуществлению местного самоуправления с тем, чтобы решать вопросы местного значения, а потом примут решение, например, расчистить дороги, чтобы «скорая» могла беспрепятственно проехать к их домам, или провести освещение, и донесут его до соответствующих структур, то те будут обязаны его исполнить. Вся проблема в том, что люди не знают о своих правах, не знают, как работают федеральные законы, а потому сидят и ждут, когда на их проблемы обратят внимание. Но можно ждать год и два – и не дождаться.
– Вы ждать не захотели. И что же вы сделали?
– Создали в 2013 г. орган местного самоуправления. Я узнал, что есть такой федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», и стал думать, как бы его изучить. За помощью обратился к тем, кто уже имел подобный опыт, это были жители Петербурга. Они пригласили меня на семинар. Самое поразительное заключалось в том, что ничего нового мне там не сказали – всё это уже написано в Конституции РФ и 131-м законе. Просто нужно внимательно читать и анализировать. Когда я вернулся домой, то рассказал об этом односельчанам. Они меня поддержали, мол, поступайте, как считаете нужным, мы вам доверяем. Сейчас я понимаю, что это совершенно неправильно. Слепое доверие ни к чему хорошему не приводит. Потому что через два месяца эти же люди придут и спросят с тебя: где дорога, где вода и так далее. А вот если бы они сразу во всём разобрались, вникли, то и вопросов бы таких не возникало. Они бы знали: чтобы местное самоуправление заработало, нужно время.
– Расскажите подробнее, как вы смогли самоорганизоваться и как на это отреагировали чиновники?
– Мы – инициативная группа – объявили об организации общего сбора населения. Понятно, что пришли не все. Но с теми, кто всё-таки пришёл, мы обсудили ряд вопросов, а затем провели голосование: сначала -очное, затем – заочное (среди тех, кто не пришёл), на котором выбрали председателя и депутатов созданного нами местного образования.
– Из кого выбирали?
– Из простых людей – наших соседей. В итоге пять человек образовали Совет депутатов, то есть орган местного самоуправления, который является юридическим лицом и подлежит обязательной государственной регистрации. Что нам это даёт? А то, что получив свидетельство о регистрации, мы уже можем открыть счёт в Федеральном казначействе и на равных участвовать в региональных программах, например, дорожного развития или благоустройства сельских поселений. У местного образования таких полномочий нет, оно может просто выносить решения, но в случае с бабушками и этого было бы достаточно.
Альтернативы нет
– Насколько я знаю, власти не поняли тяги народа к самоуправлению?
– Мы письменно уведомили всех, кого посчитали нужным, включая президента, генпрокурора и, конечно, глав сельсовета, района и области о том, что создали местное образование. Через некоторое время стали получать ответы. Знаете, что самое интересное? И генпрокуратура, и администрация президента нас фактически признали, не признала только региональная власть. Нам пришёл ответ, из которого следовало, что орган местного самоуправления создан нелегитимно, а мы – чуть ли не сепаратисты. Хотя мы всё делали по закону. Несколько месяцев мы вели переписку с властью, пытаясь это доказать. И я уверен: доказали бы. Но ко мне пришли люди и сказали: не пишите больше, нам же хуже будет. Если честно, было обидно. Ведь уже и первые результаты пошли: сёла стали благоустроеннее, чище, многие нерешённые вопросы начали решаться, например, в Весёлом не было колодца, и мы добились, чтобы нам его пробурили. Я думаю, просто чиновники не хотят, чтобы у народа была власть. Представляете, какой бы мы создали прецедент?
– Как думаете, есть ли у самоуправления будущее?
– А другой альтернативы нет. Та система выборов, которая сегодня существует, себя давно изжила. Если в выборе участвует меньше, чем 50 % населения, о чём говорить? Это вынужденная необходимость, потому что если мы не будем выбирать, наступит анархия. Но общество должно развиваться, и местное самоуправление – это путь. Хотя сейчас оно у нас совершенно не развито. Люди думают, что сельсоветы и советы депутатов – и есть местное самоуправление. Но это не так – мы имеем дело с очередной подменой понятий. Местное самоуправление – это народ.
– Что же нужно делать, чтобы оно развивалось?
– Проводить всеобуч. Есть же курсы по местному самоуправлению, только их организуют для чиновников, а надо – для простого населения. Мне кажется, мы всё равно к этому придём. Вы посмотрите, какая сейчас активная молодёжь: она готова отстаивать свои права – почему бы ей не взять власть в свои руки? А я бы с радостью поделился опытом.
Смотрите также:
- Кто нас защитит? О народных дружинах и адекватности липчан →
- На пороге перемен. Липецкий политолог о жизни после выборов →
- Как отличить реального политика от популиста? →
Источник