В чем польза от пазлов
Дата публикации: 06.10.2019
Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме игры помогают деткам осваивать такие умения и навыки, как концентрация внимания, самоконтроль и развитие мышления. Сегодня прилавки детских магазинов пестрят различными конструкторами, настольными играми, мозаиками, наборами для творчества. Но особое внимание все же стоит обратить на пазлы и составные картинки, в процессе игры с которыми ребенок должен решить некую головоломку – собрать целостное изображение из отдельных частей.
Пазлы придутся по вкусу как малышам и деткам постарше, так и взрослым, ведь не зря они на протяжении многих лет пользуются такой популярностью. К тому же, составление картинок – это не только приятное и занятное времяпровождение, но и очень полезное развивающее занятие.
Чем полезны занятия с пазлами?
Во время занятий по сбору картинки из частей малыш учится понимать связь между отдельными частичками и целым. Также эта универсальная игра способствует тренировке внимания и памяти.
Не меньшую роль пазлы играют в развитии мелкой моторики рук. У деток младшего возраста такой навык развит слабо, а во время выкладывания деталей малышу приходится выполнять максимум действий, которые благотворно влияют на его развитие:
- выбор глазами подходящей детальки;
- удерживание небольших частичек в руках;
- выкладывание деталей на соответствующее место.
Для взрослого человека выполнение всех перечисленных действий не представляет абсолютно никаких трудностей. А вот для малыша дошкольного возраста очень часто все эти манипуляции вызывают определенные затруднения. Но в процессе игры детки намного быстрее справляются с поставленными задачами.
В процессе выкладывания картинки у детей вырабатывается свободная ориентация в пространстве. В дальнейшем это умение помогает быстрее освоить навыки письма.
Игра по составлению картинки очень полезна для формирования и развития логического мышления. Ведь для того, чтобы правильно составить целостную картинку, стоит сопоставить множество данных:
- форму элемента;
- размер детальки;
- цветовую гамму части картины;
- общую картину.
Во время собирания пазла ребенок учится разрабатывать стратегию действий. Помимо перечисленного, стоит отметить, что во время подобной игры развивается фантазия и воображение. Полезны занятия с пазлами и для развития памяти. В игровом процессе, требующем внимания и сосредоточенности, малыш учится усидчивости и терпению.
Как подобрать пазлы для ребенка
Наборы пазлов стоит выбирать в зависимости от возраста малыша и его характера:
- Пазлы для самых маленьких. Первые пазлы можно предложить уже годовалому ребенку. Они отличаются простотой сюжетной картинки и достаточно большим размером составных деталей. Первые пазлы могут состоять всего из 2-4 частей, иметь крепления в виде рамки и подсказки, прорисованные на основе.
Лучше всего ребенку будет начинать учиться складывать пазлы на самых простых примерах, чтобы понять сам принцип этой игры. Первые разы стоит помочь малышу, направить его действия, чтобы он ощутил успех и в дальнейшем не боялся складывать более сложные картинки.
- Для дошколят. В трехлетнем возрасте малышам уже можно предлагать пазлы, которые будут состыковываться, иметь стандартные формы деталек. Но что касается рисунка, то предпочтительнее выбирать яркие и крупные картинки, не нагроможденные отдельными деталями. Начиная с самых простых вариантов, в возрасте 3-4 лет детки уже способны самостоятельно собрать пазл из 24 деталек. Если ребенок с легкостью справляется со сбором пазла из такого количества элементов, то ему можно предложить уже более сложные варианты, состоящие из 36 и более деталей. Но картинка все равно должна оставаться с простым и красочным сюжетом.
- Для школьников. Для детей младшего и среднего школьного возраста рекомендуется выбирать пазлы, ориентируясь на их увлечения. Так, например, девочкам можно предложить собрать картинки с принцессами, куклами, забавными зверушками. Мальчикам же интересно будет собирать картинки с изображением автомобилей, роботов, оружия. Для школьников количество деталей уже может достигать двухсот элементов, а для самых увлеченных ребят не проблемой будет сложить пазл даже из 500 деталек.
Для занятного времяпровождения можно предложить ребенку собрать пазл из его собственной фотографии либо семейного фото. Подобный пазл можно заранее сделать самостоятельно либо заказать его изготовление в фотосалоне.
Степень сложности и количество входящих элементов, необходимо подбирать не только в соответствии с возрастом ребенка, но и в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Особенности выбора
Перед покупкой любой набора для складывания, как и любой другой игрушки, следует обратить внимание на производителя и удостовериться в высоком качестве и соответствии всем нормам. Не забудьте поинтересоваться у продавца сертификатом качества предложенной продукции, убедитесь в том, что в производстве игрушки не использовались токсичные вещества.
Прежде чем предложить малышу пазл, попробуйте самостоятельно сложить несколько деталек и проверить, легко ли они соединяются друг с другом. Ведь если элементы будут соединяться с трудом, то малыш очень скоро потеряет интерес к игре.
Совет! Если пазлы изготовлены из картона, то для увеличения их срока годности вы можете покрыть детальки лаком либо обклеить сверху прозрачным скотчем.
Пазлы – увлекательная развивающая игра для детей разных возрастов. С ее помощью ваш малыш не только разовьет многие умения и навыки, но и научится логически размышлять, выстраивать план действий. Вы непременно отметите, что ребенок станет более аккуратным, терпеливым и усидчивым.
Занимательной вам игры и веселого времяпровождения!
Похожие посты
Оставить комментарий
Популярность такого развлечения, как собирание пазлов, в последнее время только возрастает. И это не удивительно, ведь пазл – это интрига, тайна, которую так и хочется разгадать и взрослому, и ребёнку. Пазл – это и своеобразный вызов – смогу ли я решить такую задачу и собрать эту головоломку? К тому же, занятия пазлами не только интересны, но и очень полезны. Именно поэтому многие взрослые и сами не против провести тихий вечер, собирая картину, и с удовольствием приобретают пазлы детям.
Чтобы пазлы не разочаровывали, необходимо соблюдать важные правила:
• покупая пазл, учитывать индивидуальные интересы того, кто будет его собирать;
• тщательно выбирать уровень сложности: слишком простые быстро наскучат, а невероятно сложные могут отбить желание творить;
• ну, и конечно, пазлы должны быть качественными, чтобы все детали хорошо и плотно стыковались и не рассыпались от малейшего движения рукой.
Рассмотрим подробнее вопрос о том, какая же польза от игр с пазлами.
Малыши до трёх лет.
Простые пазлы для самых маленьких, как привило, разделены всего на несколько частей. Играя с ними, кроха:
• укрепляет свои пальчики, учится лучше владеть ручками, правильно захватывать мелкие предметы;
• знакомится с окружающим миром по получающимся картинкам;
• развивает речь и логику.
Непоседы от трёх до семи.
Учить дошкольника совсем непросто. Этот маленький ураганчик совершенно не усидчив. И только интересная игра способна стать добрым педагогом. Например, пазлы!
1. Собирая картинки, ребёнок развивает мелкую моторику.
2. Начинает разбираться в таких понятиях, как «часть» и «целое».
3. Развивает пространственное мышление и логику.
4. Расширяет кругозор.
Многие развивающие игры для детей этого возраста выпускаются в виде пазлов. Но даже обычные картинки складывать очень полезно. Когда картина собрана, не забудьте похвались творца (повышается самооценка и уверенность), а ещё поговорить с ним о том, что изображено (развиваем речь).
Младшеклассники.
Пазлы для учеников начальной школы становятся ещё более сложными. Таким ребятам уже можно предложить не только мультяшные картинки, но и сюжеты из мира природы. Игра пазлами в возрасте от 7 до 11 лет:
• делает ребёнка более спокойным и усидчивым, даёт возможность отдохнуть от школьного дня и забыть о своих мелких неприятностях;
• хороший отдых, который не возбуждает перед приготовлением домашних уроков;
• дополнительная тренировка мелкой моторики для улучшения почерка, внимательности, которая пригодится на уроках и глазомера;
• и, конечно, пазлы развивают фантазию.
Подростки.
Подростки – это народец, угодить которому довольно сложно. Родителям стоит помнить, что кризисы пройдут легче, если у подросшего ребёнка будет какое-нибудь интересное дело дома. Тогда и на улицу не так тянет. Поэтому:
• пазлы смогут стать личным хобби;
• отвлекут от компьютера;
• пазлы станут занятием для целой компании друзей;
• помогут добавить достижения в личную копилку.
Но всё это только в одном случае. Если это будут правильные пазлы для подростков. Милые картинки уже не увлекают. Пазл должен казаться сложным и практически не покоримым, но…на самом деле всё же иметь возможности для сборки. Подросток постоянно испытывает себя. Справлюсь ли?
Готовыми работами можно украсить комнату, устроить небольшую галерею. Чем не предмет для гордости? И сюжет, конечно, нужно согласовывать с сыном или дочкой.
Взрослые.
Пазлам все возрасты покорны! И это правда. Собирание пазлов для взрослого человека – это:
• невероятно мощный антистресс;
• удовольствие творить руками – не всегда доступное для работников умственного труда в другое время;
• пазлы не позволяют мозгу «застаиваться», а это уже более актуально для тех, кто занят физическим трудом. Развитие воображения и восприятия, логики и внимания, глазомера и пространственного видения – всё это дарят нам обычные пазлы.
Пазлы полезны ещё одним своим замечательным свойством – они умеют объединять! Что может быть лучше семейного вечера, когда дети и родители собираются за одним столом каждый со своим персональным пазлом! Именно в такие минуты и рождается взаимопонимание.
Многие родители покупают пазлы-головоломки для своих детей просто для того, чтобы они некоторое время сидели тихо. С другой стороны, эксперты считают, что головоломки являются важным средством обучения, которое помогает общему развитию ребенка. Читайте дальше, чтобы узнать, как игра с пазлами может помочь в развитии ребенка.
Преимущества пазлов-головоломок для детей
1. Развитие координации глаз и рук.
Дети используют метод проб и ошибок, чтобы решить головоломку, и это требует большой концентрации внимания и правильной координации глаз и рук. Ребенок будет пытаться подставить одну или несколько частей пазла, пытаясь решить головоломку.
2. Решение проблем
Пазлы состоят из частей, которые должны быть правильно соединены. Это ставит перед ребенком явную проблему, которую необходимо тщательно решать. В отличие от других игрушек, у головоломок есть только одно решение, и поэтому ребенок продолжает пытаться, пока не добьется успеха.
3. Когнитивные навыки
Пазлы помогают развить навыки мышления и, в зависимости от предмета, на котором основаны головоломки, они узнают различные темы, такие как словарный запас, цвета, алфавит, цифры, формы, транспортные средства, животные и многое другое.
4. Сортировка и классификация
Еще до решения головоломки, многие дети сортируют детали по цвету, оттенку или по частям рисунка (середина или край).
5. Словарные навыки
Одним из наиболее значительных преимуществ предложения головоломок детям является развитие словарных навыков, которые остаются незамеченными. Если темой пазла являются слова, то, собрав головоломку самостоятельно, ребенок гораздо лучше усвоит состав слова и запомнит его значение на всю жизнь.
6. Улучшение навыков памяти
Дети любят повторять решение одной и той же головоломки снова и снова, и это улучшает его память. Они останавливаются, думают и вспоминают, как собрать конкретный пазл.
7. Навыки мелкой моторики
Решение головоломок помогает детям развить мелкую мотрику, которая очень важна в повседневной жизни. Они учатся брать большие и маленькие кусочки головоломок и концентрироваться, чтобы они поместились в пространство, предусмотренное для завершения головоломки. Все эти действия помогают ребенку развить силу в пальцах и использовать их, чтобы схватить вещи и удержать их.
Также педагогами неоднократно подтверждалась связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у детей.
8. Лучший инструмент для обучения
Пазлы – это лучшие инструменты для обучения маленьких детей. Дети должны размещать пазлы в точном месте, потому что они помещаются только тогда, когда правильно расположены. Они должны поместить каждую частичку головоломки, повернуть её и убедиться, что она идеально вписывается, прежде чем переходить к следующей части головоломки.
9. Социальные навыки
Пазлы могут собираться совместно с друзьями, братьями/сестрами или родителями и это помогает развивать социальные навыки у детей.
10. Уверенность в себе
Поскольку дети решают головоломки самостоятельно, их уверенность в себе возрастает.
Выбирая пазл для ребенка в качестве игрушки, вы не только дарите ему чудесный способ проведения досуга, но и способствуете появлению у него массы полезных навыков.
Врачи отмечают, что пазлы полезны для людей любого возраста. Но чаще всего эти интересные головоломки мы покупаем для наших детей — в качестве развивающей игрушки. И это правильно, ведь они действительно способны помочь развить мелкую моторику, которая, в свою очередь, отвечает за речь, логику и мышление. Рассмотрим подробнее.
Пазлы — польза для детей
- Мы уже отметили, что головоломка развивает мелкую моторику. Складывая единую картинку из кубиков или бумажных частей, малыши учатся координировать свои движения. Развитие мелкой моторики влияет на центр мозга, отвечающий за развитие речи (про развитие речи подробно мы рассказали здесь), а в более старшем возрасте развитие сенсорики помогает детям легко освоить чтение и письмо. Пазлы — это профилактика дислексии и дисграфии.
- Память, фантазия и пространственное мышление — это тоже развивается во время игры в пазл. Специалисты рекомендуют давать деткам собирать головоломку по памяти — подсматривать на картинку редко.
- Логика. Собирая воедино изображение, ребенок учится размышлять логически. Ведь во время игры он учитывает несколько факторов: форма фрагмента картинки, изображение на кусочке картинки, этап игры – начало, середина или близится к финалу.
- Усидчивость. Это действительно пригодиться в будущем.
- Аккуратность — ребенок старается не разрушить уже то, что получилось. А это поможет ему научиться беречь вещи.
- Самостоятельность. Детям важно что-то сделать самим. Особенно это приятно, когда родители хвалят за удачный результат.
- Пазлы могут быть и совместным досугом для семьи. Это укрепляет взаимоотношения, учит ребенка работе в команде.
Как подобрать пазлы по возрасту ребенка
Головоломки могут быть созданы из самых разных материалов — картон, дерево, пластик, поролон, резина. Также они различаются по форме — плоские или объемные, количеству фрагментов — от двух до сотен, по специфике — не только обычные картинки, но и коврики и даже целые книжки. Из такого изобилия важно выбрать правильную игрушку для своего малыша — особый акцент на безопасность.
- Ребенку до года еще не подвластны игры в пазлы. Но ему будет интересно смотреть, как кто-то собирает из кубиков веселую картинку. Кубики должны стать первым пазлом для детей от года до двух лет. Важно — детали крупные, изображена одна картинка (собачка, кошка), деталей — от двух до шести.
- Для деток от двух до трех лет можно подобрать и более сложные головоломки — до 24 элементов, картинка может быть уже в виде домика, мультяшных персонажей.
- С трех лет можно малышей переводить на обычные картонные пазлы. Здесь сложней картинка, большее количество элементов. Также можно купить кубики, магнитный пазл с изображением цифр и букв.
- С пяти лет количество элементов в пазлах — от 50 до сотни. А с шестилетнего возраста дети легко справляются с головоломкой до 250 элементов (кто-то и больше, если пазлы действительно нравятся).
Если ребенок отказывается собирать головоломку — не настаивайте. Попробуйте сложить ее самостоятельно при нем, покажите, как это интересно. Играйте вместе, в скором времени малыш «втянется» и будет с удовольствием собирать пазл сам.
Читайте также по теме: Какими играми увлечь ребенка от года: развитие памяти, мелкой моторики, речи, логики
Читайте также по теме: Простые и не затратные развивающие игры для детей от полутора до пяти лет
Правильно подобранные пазлы могут стать источником удовольствия и развивающей игры. Однако если задать ребенку слишком сложное задание, это может вызвать скуку. Об этом стоит помнить при выборе пазлов. Ниже приводим несколько советов, как лучше всего адаптировать игру к умениям и уровню развития ребенка.
На уровень сложности, прежде всего, влияют следующие факторы:
· количество элементов
· размеры элементов
· степень подробности картинки и цветовая дифференциация
· опыт ребенка в складывании пазлов
· качество изготовления (толщина картона, стойкость к деформации элементов, точность резки)
· другие характеристики, которые могут помочь при складывании (контуры картины, формы элементов и т.п.)
На сегодняшний день нет единого мнения о том, когда ребенок может начинать собирать пазлы, однако, на большинстве коробок с пазлами написано, что они рекомендованы для детей «от трех лет». Действительно, пазлы, состоящие из достаточно мелких деталей, ни в коем случае нельзя давать крохам, поскольку они могут случайно их проглотить. Но это совершенно не означает, что самым маленьким детишкам вредно или бесполезно играть в пазлы.
Польза детских пазлов в том, что они обладают развивающими способностями, которые проявляются в виде игры. Складывая картинку, ребенок развивает мелкую моторику рук и начинает лучше координировать свои движения. Развивая подобные навыки, ребенок в дальнейшем сможет легко освоить письмо и речь.
Пазлы отлично влияют на развитие логического мышления. Кроме всего вышеперечисленного, пазлы также развивают пространственное мышление, внимание, память. Чтобы в конце игры получилась картинка, ребенок всегда воспроизводит ее в памяти и, соответственно, подбирает все детали и располагает их в нужных местах.
С помощью пазлов ребенок учится быть более самостоятельным. Ведь он старается сам сложить интересную картинку, что придает ему уверенности в себе и в своих действиях.
Пазлы – это отличная развивающая игрушка, с одной стороны, а, с другой стороны, это отличный способ совместного семейного времяпрепровождения с вашим ребенком. Однако не стоит думать, что малыш будет самостоятельно собирать свой первый пазл. Во всех развивающих занятиях присутствие взрослых необходимо. Именно близкие взрослые могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и игрушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать. При этом всегда нужно помнить, что игра с пазлами будет различаться в каждом возрасте. Рассмотрим основные периоды игр с пазлами и их специфику.
От 12 месяцев до 18 месяцев.
Дети могут уже самостоятельно собирать простейшие пазлы – разрезные картинки, состоящие из двух-трех частей. В процессе игры ребенок знакомится с изображением разных предметов, которые ему предстоит собрать. Это способствует развитию пространственной ориентации и логическому мышлению. Начинать лучше с картинок, разрезанных по прямым линиям. Лучше всего ближе к году познакомить малыша с самыми простыми разрезными картинками, на которых изображен один крупный предмет и поделен на две части. Сначала картинки нужно просто рассматривать и «обсуждать»: где бабочка? Как бабочка крылышками машет? Где мишка? Как мишка рычит? Где у мишки глазик? И так далее. Вовлекайте малыша в активное рассматривание картинок, стимулируйте звукоподражание, поощряйте к подражательным действиям.
После многократного рассматривания, когда малыш будет легко узнавать картинки, хорошо их запомнит, можно перейти ко второму – основному этапу занятий с пазлами. Возмите две картинки так, чтобы правая и левая половинки не совпадали, например, слева половинка бабочки, а с права – половинка другой картинки. Обратите внимание малыша, что картинки перепутались и попросите «наладить» картинки. Предложите, например, сделать бабочку и начните поочередно прикладывать вторые половинки картинок. Каждый раз спрашивайте малыша: получилась бабочка или нет? И сами же отвечайте, что нет, бабочка не получилась. В начале второго года малыш уже способен сам собирать картинки. Разрезные картинки вы можете купить или сделать самостоятельно.
Со временем можно усложнять задания, предлагая малышу картинки, состоящие из большего числа деталей (4, 6). После этого можно переходить к фигурным пазлам (разрезанным не по прямой линии). Желательно, чтобы детали жестко фиксировались при правильной сборке и картинка не могла случайно сломаться, если ребенок заденет ее. Если пазл вкладывается в специальные рамки, то малышу будет намного легче.
Целью этой игры для самых маленький является уяснение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости.
От 18 месяцев до 36 месяцев.
В этом возрасте малышу можно предлагать как небольшие бумажные пазлы, так и доски-вкладыши. Ребенок учится соотносить форму фигурки и отверстие вкладыша, что значительно обогащает его знания о пространственном соотношении, о взаимосвязи фигуры и ее контура. В это время активно развивается мелкая моторика пальцев и рук. В это же время можно предложить ребенку пазлы-кубики. В три года подойдут пазлы, обладающие крупными элементами, которыми легко манипулировать. Важно тщательно подобрать тему пазлов, в соответствии с интересами ребенка. В этом возрасте ребенок любит складывать хорошо знакомые предметы и персонажи, с которыми он встречался раньше (популярные сказки, животные, машины и т.п.). Для начала подойдут пазлы из 4, 5, 6 и 7 элементов. Игру следует начинать с картинки с наименьшим количеством элементов, чтобы после достижения успеха, сложить следующую – немного труднее.
Для малышей в возрасте 3 лет, которые уже приобрели некоторый опыт, можно предлажить пазлы из 8, 12, 16 и 20 элементов. Если с раннего детства ребенок занимается сборкой пазлов, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов.
От 4 лет до 8 лет.
Дети активно конструируют в игре, самостоятельно создают какие-то фигуры или вещи, строят что-то по просьбе взрослых без наличного образца. Тем самым они познают внутреннюю логику и связи предметов, что способствует формированию и развитию образного мышления. Накапливая опыт, полученный в процессе складывания первых пазлов, ребенок начинает самостоятельно справляться с манипулированием и соединением элементов. Невзирая на то, что ребенок все еще часто пользуется методом проб и ошибок, можно перейти к головоломкам, содержащим большее количество элементов или более сложные иллюстрации. Для четырехлетних малышей подойдут головоломки с крупными элементами. Затем предлагайте пазлы вкоторых размер элементов немного меньше. Детям на пятом году жизни советуем выбирать пазлы на 60 элементов.
У шестилетних детей настолько развиты способности, что они умеют определять элементы по месту их предназначения. Кроме того, они справляются с их сортировкой. Они умеют вырабатывать собственные методы (стратегии) складывания – по цвету или по объекту на картинке. Дети этой возрастной группы ищут игры, которые будут для них достаточно сложными. В зависимости от прежнего опыта с пазлами, восьмилетние дети могут справиться с пазлами в количестве от 260, вплоть до 500 элементов.
От 10 лет.
Через пазлы и головоломки дети учатся решать новые творческие задачи, алгоритм которых не задан заранее, а зачастую неизвестен.
Предлагаемое количество элементов и степень сложности нужно подбирать, в зависимости от индивидуальных способностей ребенка. Нельзя забывать об этом.