В чем польза позы дерева
“Потом Каркати влезла на одну из заснеженных вершин и начала свою епитимью, стоя на одной ноге. Она была неподвижна, как мраморная статуя и даже не замечала проходящих дней и месяцев. Так она стояла тысячу лет. Через тысячу лет перед ней возник создатель Брахма.”
древнее писание – Йога Васиштха
“Тысячу лет стоял он на одной ноге и не мигая глядел на солнце, и тогда Брахма явился своему адепту.”
Легенда о мудреце Вишвамитре
врикшасана
“Очень странное ощущение. Особенно странным было то, что я узнавал это состояние, как будто, когда-то давно, я уже сидел вот так, под деревом и чувствовал его корнями прохладную влажную землю, а его уходящими ввысь ветвями – тепло солнца. Я мог проследовать своим сознанием на огромную глубину, сквозь толщину почвы, глины, камней, мои корни (мои!?) змеились в трещины гранита, казалось, что еще глубже и я почувствую жар магмы или адского пламени. Стоя здесь на поверхности, я понимал свое единство, соединение, родство со все землей, вернее с Землей, с планетой, вернее со всеми подземными мирами. Мои корни медленно вбирали в себя тяжелую, влажную энергию земли. Тягучие потоки земного сока текли по моим корням как ручьи, сливаясь в большие реки, тонкие корни соединялись с извилистыми и узловатыми толстыми корнями, объединяясь в единый могучий ствол. Кожей спины я ощущал гладкую, теплую кору дерева и одновременно чувствовал, как по моему позвоночнику поднимается мощный поток Земной энергии. Огромное исполинское Дерево поднималось над землей спокойно и властно. На высоте кучевых облаков Дерево начинало ветвиться большими сильными сучьями. Сквозь крону Дерева просвечивалось далекое небо. Кода я внутренним взором выглядывал из ветвей Дерева, то у меня, стоящего внизу обычного человека, замирало сердце. Высота пьянила, восторг искрился на кончиках широких, глянцевых листьев, но я оставался спокойным, просто наблюдая и любуясь радугой эмоций. Верхние ветви Дерева, казалось выходили сквозь стратосферу, мешая кружиться Луне, наверное, они понимались к самому раю и еще выше, к центру Неба. Мои листья с благодарностью впитывали в себя легкую, теплую энергию солнца. Мое сознание наполнялось спокойным ощущением Вечности, когда я чувствовал связь моих листьев на самых высоких ветвях с глубокими корнями, связь Неба и Земли. Я стоял в позе дерева и наслаждался ощущением единения с мирозданием. Я стоял в позе дерева. Я стоял… Я….”
В. Левашов
падмасана с намастэ за спиной
В старинных писаниях и древних трактатах “йогической” литературы, часто встречается описание особого “магического стояния на одной ноге”. В текстах таких трудов, как Йога Васиштха, Рамаяна, Бхагавадгита, в различных старинных легендах описывается, как какой-либо аскет становился на одну ногу, долго находился в этом положении, претерпевая голод и усталость, в результате своей Аскезы накапливал Тапас и благодаря этой практике к нему нисходили боги и исполняли его желания. В Махабхарате описывается, как царственный мудрец Бхагиратха простоял тысячу лет на одной ноге и вынудил богов внять его просьбе, чтобы небесная река Ганга предотвратила засуху. А на юге Индии в городе Каньякумари до сих пор показывают туристам след от ноги богини Парашакти, которая, как гласит предание, простояла на одной ноге тысячу лет и тем самым спасла город от страшного демона Банасура.
Если отбросить рассуждения о мистике, то балансовые асаны Врикшасана – поза дерева и другие (Гарудасана, Вирабхадрасана 3, Натараджасана, и т.д.) и в самом деле требуют к себе очень пристального внимания.
Вообще, в практической части хатха-йоги существует несколько типов асан, которые по-разному действуют на наше тело и психику. Есть асаны, развивающие гибкость, есть силовые асаны, и есть особая группа асан, которые развивают чувство баланса и координацию. В чем же заключается особая польза этих упражнений? Почему, занимаясь йогой, важно уделять этим асанам большое внимание?
эка пада раджакапотасана
кукутасана
ардха мукха падма ширшасана
На мой взгляд, балансовые асаны необходимо практиковать каждому, кто занимается хатха-йогой. Я думаю, что вся суть практики йоги и сконцентрирована именно в балансовых асанах. Ведь что мы преследуем, занимаясь йогой на коврике? Мы стремимся успокоить ум, расслабить тело, убрать мышечные блоки, взять под контроль дыхание – это одни из наиболее важных задач. А для этого йогину требуется научиться концентрироваться на самых тонких ощущениях в теле, научиться чувствовать каждую мышцу, не отвлекаясь на посторонние сенсорные “шумы”, научиться “быть сознанием в теле”. И вот как раз для этих целей и подходят упражнения на баланс и равновесие.
Разберем наши действия при исполнении какой-нибудь балансовой асаны. Например, давайте рассмотрим, как делать позу дерева (Врикшасану). Эта простая на первый взгляд асана, является одной из самых сложных в исполнении и, при этом, она одна из самых эффективных. Йогин, находясь во Врикшасане, в позе дерева, должен уметь держать несколько точек внимания одновременно, при этом концентрация внимания должна быть очень высокой, а ум – спокойным.
И так, как делать позу дерева? Начнем с положения тела. Тело практикующего должно быть вытянуто по вертикали, как в Тадасане, все мышцы правой и левой линии тела, задней и передней поверхности тела должны быть взаимоуравновешены и максимально расслаблены. Поясничный и шейный прогибы позвоночника – максимально выпрямлены. Для того что бы убрать поясничный прогиб, необходимо слегка подвернуть таз вперед. А для того что бы уменьшить прогиб шейного отдела позвоночника, следует включить легкую, без напряжений шейных мышц Джаландхару бандху, накрыть подбородком горло и вытянуть заднюю поверхность шеи. Пусть ваш позвоночник будет выстроен в уравновешенную, вытянутую линию. У вас должно появится ощущение, что каждый позвонок находится ровно над нижним. Представьте, что ваш позвоночник – это стержень, соединяющий центр Земли и Неба. Ваша опорная нога выпрямлена, но не “выключена” в коленном суставе. Мышцы плечевого пояса и особенно трапециевидные мышцы должны быть расслаблены. Мышцы живота расслаблены, дыхание – свободное, в основном брюшное. Напряжение из груди необходимо “убрать в живот”. Ладони ваших рук свободно и без напряжения сложены в знак “Намастэ” перед грудью. Расслабьте свою диафрагму и опустите ее вниз, позвольте внутренним органам быть под небольшим давлением, созданным брюшным дыханием. Мышцы тазового дна слегка в тонусе (создайте легкую Мулабандху). Ваша чувствительность должна быть переведена на самый тонкий уровень. Почувствуйте стопу опорной ноги, раскрытые пальцы, сердце стопы. Почувствуйте силу, с которой ваше тело давит на опору. Стопа другой ноги без напряжения упирается во внутреннюю часть бедра опорной ноги. Внутренним взором проследите связь между вашим центром тяжести и землей. Соберите себя в свой центр тяжести, “опустошите” плечевой пояс, руки и голову. Дышите медленно. Пусть ваш выдох будет длиннее вдоха. Обратите внимание, как ваша Пранаяма влияет на эмоциональный фон, с увеличением длинны дыхания ваши мысли успокаиваются, колебания прекращаются, ваша поза становится все более устойчивой. И если в начале выполнения упражнения вы “держались глазами за пол”, то теперь, вы можете закрыть глаза и продолжать сохранять равновесие. Если у вас получается, значит ваша концентрация становится непрерывной, значит вы подходите к верхним ступеням Аштанги йоги Дхьяны и Дхараны.
Врикшасана, как и все балансовые асаны, по праву может называться асаной “дарующей мудрость и долголетие”. Польза от выполнения позы дерева в йоге для всего тела человека, его психики и энергетики неоспорима. В этих упражнениях тренируется мозжечок, часть нервной системы, которая отвечает не только за чувство равновесия, но и за координацию, мышечный тонус и осанку. Тренируя равновесие, вы сможете повысить скорость своей реакции, способность к запоминанию сложных координационных движений, сможете лучше танцевать и изучать боевые искусства. Повысите умение быстро и надолго концентрироваться на объекте или процессе. У вас улучшится память и внимание.
Поза дерева в йоге. Польза
На физическом плане, практика позы дерева и подобных ей асан, дает множество положительных эффектов:
1. Вы приведете в норму свою вегетососудистую систему,
2. Стабилизируете давление.
3. Находясь в асане с закрытыми глазами, вы будете задействовать те участки мозга, которые в повседневной жизни малоактивны, при этом восстанавливается гормональный баланс,
4. Улучшите баланс и стабильность процессов во внутренних органах.
5. Кроме того, акцентируя свое внимание на ступне опорной ноги, вы задействуете акупунктурные точки на стопе, тем самым активизируя энергетические каналы своего тела.
6. Йогатерапевты, адепты восточной медицины и современные спортивные медики рекомендуют применять балансовые асаны при лечении многих болезней: это заболевания связанные с давлением, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы (особенно если проблемы вызваны нарушениями работы гипофиза и гипоталамуса), остеохондроз, радикулит, подагру, заболевания с признаками атрофии мозжечка, болезнь Меньера (которая проявляется приступами головокружения, шумом в одном ухе, потерей слуха и нарушением равновесия).
7. Балансовые упражнения рекомендуют для укрепления иммунитета и эмоционального равновесия,
8. Очень велика польза балансовых упражнений при подготовке к спортивным соревнованиям
9. при реабилитации после травм.
На психологическом уровне польза от позы дерева и других балансовых асан тоже значительна:
1. Они увеличивают чувство уверенности в себе, тренируют нейрофизиологический механизм проприоцепции. Проприоцепция – это способность ощущать положения и движения конечностей и корпуса без зрения, способность ощущать усилия, места приложения силы, и ощущать силу тяжести и равновесие. Благодаря проприоцептивным тренировкам уходит страх падения, появляется чувство внутренней уверенности.
2. Практикующий эти упражнения буквально начинает “крепче стоять на ногах”.
3. Практика позы дерева в йоге и других балансовых асан – это способ погрузиться в состояние умиротворения, спокойствия и неспешности, способ открытия новых граней внутреннего и окружающего мира.
Практика поза дерева приносит пользу даже на уровне поведения, на кармическом уровне:
1. выполняя эти асаны, вы учитесь быть стойкими к ударам судьбы, становитесь подобны стройному дереву с сильным и гибким стволом и мощными корнями, способному выстоять в любой буре.
Поза дерева в йоге. Противопоказания.
У Врикшасаны практически нет противопоказаний, ее нужно осторожно выполнять, либо заменить Тадасаной или другой более простой асаной тем, у кого
1. серьезные травмы ног,
2. боли в суставах,
3. повышенное давление.
Согласно древним трактатам, эти асаны, “стояния на одной ноге” – не простые позы, а в них заключен большой смысл. Находясь в этих позах, стоя на “одной ноге” можно не только изменить свое тело и дух, но и, как говорят старинные трактаты, даже изменить реальность.
Так что, если вы хотите добиться успеха в практике йоги, если вы занимаетесь совершенствованием своего тела и своей души, хотите прожить долго и при этом ярко осознавая себя, жить в гармонии, то практикуйте балансы, тренируйтесь в освоении позы дерева и других балансовых асан.
Потом Каркати влезла на одну из заснеженных вершин и начала свою епитимью, стоя на одной ноге. Она была неподвижна, как мраморная статуя, и даже не замечала проходящих дней и месяцев. Так она стояла тысячу лет. Через тысячу лет перед ней возник создатель Брахма.
Йога Васиштха
Тысячу лет стоял он на одной ноге и, не мигая, глядел на солнце, и тогда Брахма явился своему адепту.
Легенда о мудреце Вишвамитре
Очень странное ощущение. Особенно странным было то, что я узнавал это состояние, как будто когда-то давно я уже сидел вот так под деревом и чувствовал его корнями прохладную влажную землю, а его уходящими ввысь ветвями — тепло солнца. Я мог проследовать своим сознанием на огромную глубину сквозь толщину почвы, глины, камней. Мои корни (мои!?) змеились в трещины гранита; казалось, что ещё глубже, и я почувствую жар магмы или адского пламени. Стоя здесь на поверхности, я понимал своё единство, соединение, родство со всей землёй, вернее, с Землёй, с планетой, со всеми подземными мирами. Мои корни медленно вбирали в себя тяжёлую влажную энергию земли. Тягучие потоки земного сока текли по моим корням, как ручьи, сливаясь в большие реки. Тонкие корни соединялись с извилистыми и узловатыми толстыми корнями, объединяясь в единый могучий ствол. Кожей спины я ощущал гладкую, тёплую кору дерева и одновременно чувствовал, как по моему позвоночнику поднимается мощный поток Земной энергии. Огромное исполинское Дерево поднималось над землёй спокойно и властно. На высоте кучевых облаков Дерево начинало ветвиться большими сильными сучьями. Сквозь крону Дерева просвечивалось далёкое небо. Когда я внутренним взором выглядывал из ветвей Дерева, то у меня, стоящего внизу обычного человека, замирало сердце. Высота пьянила, восторг искрился на кончиках широких глянцевых листьев, но я оставался спокойным, просто наблюдая и любуясь радугой эмоций. Верхние ветви Дерева, казалось, выходили за стратосферу, мешая кружиться Луне; наверное, они поднимались к самому раю и ещё выше — к центру Неба. Мои листья с благодарностью впитывали в себя лёгкую, тёплую энергию солнца. Моё сознание наполнялось спокойным ощущением Вечности, когда я чувствовал связь моих листьев на самых высоких ветвях с глубокими корнями — связь Неба и Земли. Я стоял в Позе дерева и наслаждался ощущением единения с мирозданием. Я стоял в Позе дерева. Я стоял… Я… В. Левашов
В древних писаниях и трактатах йогической литературы часто встречается описание особого магического стояния на одной ноге. В текстах таких трудов, как «Йога-Васиштха», «Рамаяна», «Бхагавадгита», а также в различных старинных легендах описывается, как какой-либо аскет становился на одну ногу, долго находился в этом положении, претерпевая голод и усталость, и в результате своей аскезы накапливал тапас. Благодаря этой практике к нему нисходили боги и исполняли его желания. В «Махабхарате» описывается, как царственный мудрец Бхагиратха простоял тысячу лет на одной ноге и вынудил богов внять его просьбе, чтобы небесная река Ганга предотвратила засуху. А на юге Индии, в городе Каньякумари, до сих пор показывают туристам след от ноги богини Парашакти, которая, как гласит предание, простояла на одной ноге тысячу лет и тем самым спасла город от страшного демона Банасура.
Если отбросить рассуждения о мистике, то балансовые асаны (Врикшасана, Гарудасана, Вирабхадрасана 3, Натараджасана и т. д.) и в самом деле требуют к себе очень пристального внимания.
Вообще, в практической части хатха-йоги существует несколько типов асан, которые по-разному действуют на наше тело и психику. Есть асаны, развивающие гибкость, силовые асаны, а есть особая группа асан, которая развивает чувство баланса и координацию. В чём же заключается особая польза этих упражнений? Почему, занимаясь йогой, важно уделять этим асанам большое внимание?
На мой взгляд, балансовые асаны необходимо практиковать каждому, кто занимается хатха-йогой. Я думаю, что вся суть практики йоги и сконцентрирована именно в них. Ведь что мы преследуем, занимаясь йогой на коврике? Мы стремимся успокоить ум, расслабить тело, устранить мышечные блоки, взять под контроль дыхание — это одни из наиболее важных задач. А для этого йогину требуется научиться: концентрироваться на самых тонких ощущениях в теле, чувствовать каждую мышцу, не отвлекаясь на посторонние сенсорные шумы, быть сознанием в теле. И вот как раз для этих целей подходят упражнения на баланс и равновесие.
Разберём наши действия при выполнении какой-нибудь балансовой асаны. Например, давайте рассмотрим, как делать Позу дерева. Эта простая на первый взгляд асана является одной из самых сложных в исполнении, и при этом одной из самых эффективных. Йогин, находясь во Врикшасане (Позе дерева), должен уметь держать несколько точек внимания одновременно, при этом концентрация внимания должна быть очень высокой, а ум — спокойным.
Поза дерева в йоге: как делать
Начнём с положения тела. Тело практикующего должно быть вытянуто вертикально, как в Тадасане; все мышцы правой и левой, задней и передней поверхностей тела должны быть уравновешены и максимально расслаблены. Поясничный и шейный прогибы позвоночника — максимально выпрямлены. Для того чтобы убрать поясничный прогиб, необходимо слегка подвернуть таз вперёд. А для того чтобы уменьшить прогиб шейного отдела позвоночника, следует включить лёгкую, без напряжения шейных мышц, Джаландхару Бандху, накрыть подбородком горло и вытянуть заднюю поверхность шеи. Пусть ваш позвоночник будет выстроен в вытянутую линию. У вас должно появиться ощущение, что каждый позвонок находится ровно над нижним. Представьте, что ваш позвоночник — это стержень, соединяющий центр Земли и Неба. Ваша опорная нога выпрямлена, но не «выключена» в коленном суставе. Мышцы плечевого пояса, и особенно трапециевидные мышцы, должны быть расслаблены. Мышцы живота также расслаблены, дыхание свободное, в основном брюшное. Напряжение из груди необходимо «убрать в живот».
Ладони ваших рук свободно и без напряжения сложены в намасте перед грудью. Расслабьте свою диафрагму и опустите её вниз, позвольте внутренним органам быть под небольшим давлением, созданным брюшным дыханием. Мышцы тазового дна слегка в тонусе (создайте лёгкую Мула Бандху). Ваша чувствительность должна быть переведена на самый тонкий уровень. Почувствуйте стопу опорной ноги, раскрытые пальцы, сердце стопы. Почувствуйте силу, с которой ваше тело давит на опору. Стопа другой ноги без напряжения упирается во внутреннюю часть бедра опорной ноги. Внутренним взором проследите связь между вашим центром тяжести и землёй. Соберите себя в свой центр тяжести, «опустошите» плечевой пояс, руки и голову. Дышите медленно. Пусть ваш выдох будет длиннее вдоха. Обратите внимание, как ваша пранаяма влияет на эмоциональный фон, как с увеличением длины дыхания ваши мысли успокаиваются, колебания прекращаются, ваша поза становится всё более устойчивой. И если в начале выполнения упражнения вы «держались глазами за пол», то теперь вы можете закрыть глаза и продолжать сохранять равновесие. Если у вас это получается, значит, ваша концентрация становится непрерывной; значит, вы подходите к верхним ступеням аштанга-йоги — Дхьяне и Дхаране.
Поза дерева, как и все балансовые асаны, по праву может называться асаной, дарующей мудрость и долголетие. Польза от выполнения Позы дерева в йоге для всего тела человека, его психики и энергетики неоспорима. В этих упражнениях тренируется мозжечок, часть нервной системы, которая отвечает не только за чувство равновесия, но и за координацию, мышечный тонус и осанку. Тренируя равновесие, вы сможете повысить скорость своей реакции, способность к запоминанию сложных координационных движений, сможете лучше танцевать и изучать боевые искусства. Повысится умение быстро и надолго концентрироваться на объекте или процессе. У вас улучшится память и внимание.
Поза дерева в йоге: польза
На физическом плане практика Позы дерева и подобных ей асан даёт множество положительных эффектов:
- Вы приведёте в норму свою вегетососудистую систему.
- Стабилизируете давление.
- Находясь в асане с закрытыми глазами, вы сможете задействовать те участки мозга, которые в повседневной жизни малоактивны, и при этом будет восстанавливаться гормональный баланс.
- Улучшите баланс и стабильность процессов во внутренних органах.
- Кроме того, акцентируя своё внимание на ступне опорной ноги, вы задействуете акупунктурные точки на стопе, тем самым активизируя энергетические каналы своего тела.
- Йогатерапевты, адепты восточной медицины и современные спортивные медики рекомендуют применять балансовые асаны при лечении многих болезней. Это заболевания, связанные с давлением, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы (особенно если проблемы вызваны нарушениями работы гипофиза и гипоталамуса), остеохондроз, радикулит, подагра, заболевания с признаками атрофии мозжечка, болезнь Меньера (которая проявляется приступами головокружения, шумом в одном ухе, потерей слуха и нарушением равновесия).
- Балансовые упражнения рекомендуют для укрепления иммунитета и эмоционального равновесия.
- Очень велика польза балансовых упражнений при подготовке к спортивным соревнованиям.
- Подходит при реабилитации после травм.
На психологическом уровне польза от Позы дерева и других балансовых асан тоже значительна:
- Они усиливают чувство уверенности в себе, тренируют нейрофизиологический механизм проприоцепции. Проприоцепция — это способность ощущать положение и движение конечностей и корпуса, не используя зрение, способность ощущать усилия, места приложения силы и силу тяжести, а также равновесие. Благодаря проприоцептивным тренировкам уходит страх падения, появляется чувство внутренней уверенности.
- Практикующий эти упражнения буквально начинает крепче стоять на ногах.
- Практика Позы дерева и других балансовых асан в йоге — это способ погрузиться в состояние умиротворения, спокойствия и неспешности; способ открыть новые грани внутреннего и окружающего мира.
Практика Позы дерева приносит пользу даже на уровне поведения, на кармическом уровне: выполняя эти асаны, вы учитесь быть стойкими к ударам судьбы, становитесь подобны стройному дереву с сильным, гибким стволом и мощными корнями, способному устоять в любой буре.
Поза дерева: противопоказания
У Позы дерева практически нет противопоказаний. Её нужно осторожно выполнять, либо заменить Тадасаной или другой более простой асаной тем, у кого:
- серьёзные травмы ног,
- боли в суставах,
- повышенное давление.
Согласно древним трактатам, эти «стояния на одной ноге» не простые позы — в них заключён большой смысл. Находясь в этих асанах, стоя на одной ноге, можно не только изменить своё тело и дух, но и, как написано в старинных трактатах, даже изменить реальность.
Так что если вы хотите добиться успеха в практике йоги, в совершенствовании своего тела и своей души, если хотите прожить жизнь гармонично и долго, и при этом ярко осознавая себя, то практикуйте балансы, тренируйтесь в освоении Позы дерева и других балансовых асан.