В чем польза православных постов
Целью данной статьи является необходимость развенчать несколько упорно существующих мифов об отрицательном влиянии поста на организм человека. Стоит также уточнить, что мы будем рассматривать только прикладную часть поста, то есть влияние питания на здоровье с точки зрения биологии и медицины.
Организм в пост ослабевает?
Итак, миф номер один гласит, что в связи с исключением продуктов животного происхождения (мясо, жиры, молоко, яйца) организм человека резко ослабевает за счет того, что продукты растительного происхождения не могут обеспечить всех энергетических затрат. Это не так. Давайте обратимся за примером к природе.
Посмотрите, как сильны и выносливы слоны, буйволы, лошади, верблюды, а ведь они никогда не употребляют продукты животного происхождения. Кроме невероятной работоспособности вышеуказанных животных, у них весьма значительная масса тела – слон весит примерно 5 тонн, буйвол примерно 1 тонну, лошадь приблизительно 700 кг. Найдете ли вы среди животных мясоедов столь сильных и огромных? Можно ещё привести пример – горилла. Ее основной рацион на 95% состоит из продуктов растительного происхождения – листья, коренья, семена, плоды. Но даже самый слабый представитель этого вида может с легкостью справиться с пятью взрослыми, сильными мужчинами.
Правды ради стоит сказать, что для получения такого же количества калорий объем растительной пищи должен быть больше, но и это не обязательно. Серьезные исследовательские работы над группой добровольцев показали, что для обычной средней нагрузки достаточно и половины калорий от общепринятых. Данные исследования проводились в течение одного года, и главными результатами их являются повышение работоспособности, улучшение показателей здоровья (нормализация массы тела, артериального давления, анализов крови).
Пост – только для здоровых людей?
Второй, не менее распространенный миф – о том, что поститься можно только здоровым людям, а больным необходимо усиленное питание. Это в корне неверно. Даже не надо быть врачом, чтобы понять простую истину – больному организму нужен покой! Опять обратимся за примером к природе. Давно замечено, что больное животное не поглощает избыточно пищу, а наоборот – отказывается от нее. Традиционные мясоеды – собаки и кошки – во время болезни пьют воду и принимают только растительную пищу! Поэтому удивительно наблюдать, когда больного закармливают всякими котлетками, сардельками, сметаной и т. д.
Будучи студентом, я приходил на практику к своему многоопытному коллеге врачу-терапевту. Однажды на прием к нему пришла молодая женщина, которая рассказала о том, что она принимает пищу по рекомендации друзей 6-7 раз в день. Основным продуктом в этом рационе было мясо, приготовленное разными способами. И, несмотря на столь усиленное питание, ей становилось все хуже и хуже. Что делать? Ответ доктора был гениально прост: «Избавьте организм от вашей опеки, и он сам избавится от проблем!».
При переедании поджелудочная железа способна выделить до 4-х литров сока, богатого ферментами, которые в основном участвуют в переработке белка и происхождении животного жира.
Длительное употребление мясной пищи губительно не только для больного организма, но и для здорового. Мясные продукты для своей переработки требуют усиленной работы всех внутренних органов, а их избыток часто приводит к закислению внутренней среды организма, что в целом снижает устойчивость к болезням.
При усвоении белка из мясных продуктов образуется некоторое количество токсинов, которые в свою очередь для их нейтрализации требуют повышенной работы печени. Увеличение продуктов животного происхождения запускает в кишечнике процессы гниения, что в ряде случаев приводит к сложным заболеваниям. А ведь в кишечнике находится около 85% клеток, отвечающих за иммунитет человека. Избыток, а также частое употребление жиров животного происхождения приводит к жировому перерождению печени, атеросклерозу, повышению массы тела, диабету, гипертонии, поражению суставов.
Питание в пост помогает здоровью!
Во время поста люди испытывают на начальной стадии энергетический дефицит и стараются перекрыть это легкоусвояемыми углеводами: белый хлеб, конфеты, булочки. Но будьте осторожны – ведь это пустые калории, которые могут истощать запасы инсулина в поджелудочной железе, что в отдельных случаях может привести к сахарному диабету, ожирению.
Как-то, слушая лекцию по питанию больного человека, я невольно воскликнул: «Это ведь рекомендации по питанию в пост!» Вот к чему пришла современная медицина – она вернулась к забытой, родной матери – монастырской медицине, основными принципами которой были: пост, молитва и только потом лечение. Так что поститесь на здоровье!
Польза постной пищи
Вам нужны витамины? Вряд ли вы найдете что-либо богаче, чем фрукты, ягоды, некоторые овощи, в них также содержится много микроэлементов. Вы не найдете среди мясных продуктов такой ценной клетчатки для работы внутренних органов, а ведь она есть в большом количестве в овощах. Не зря салат из буряка, моркови и сельдерея называют «противораковым». Он при помощи содержащейся в нем клетчатки как метлой вычищает наш кишечник от токсинов, паразитов, кишечных камней. Жиры растительного происхождения приводят к нормализации функции печени, к очищению сосудов, нейтрализуют вредные продукты распада тканей. Выбирайте, какое масло вам по душе – подсолнечное, оливковое, кунжутное и т.д.; можно добавлять их в первые, вторые блюда, салаты. Также источником жиров могут быть орехи, различные семена.
Источники белка в пост
И самый болезненный вопрос: чем заменить белки? Богатым источником белков является соя, бобы, горох, грибы, а также рыба, кроме белка содержащая витамин D, омега жиры, которые хорошо влияют на репродуктивные органы и на продолжительность жизни. Возьмите, к примеру, японцев – они чемпионы по продолжительности жизни, ведь в их рационе в основном растительная пища и рыба.
Смысл поста – духовное очищение
Продукты питания – конечно, не главная составляющая поста. Пост дается нам для очищения души, смысл его – воздержание. А через телесное воздержание, в том числе и в пище, очищается дух, ведь тело является храмом души. Пост ведет нас к главной цели христианской жизни – душевному спасению.
Автор: Золотарев Валерий Филиппович,
врач, прихожанин храма во имя св. Великомученика Пантелеймона Целителя,
с. Кислица (Украина).
Источник: Журнал «Старообрядческая молодость» (№ 1)
Источник
Пост — это не разгрузочная диета
Председатель Московского общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской патриархии, профессор медицины Александр Недоступ в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал о том, какую медицинскую пользу человеческому организму способен принести Великий пост при условии правильного к нему духовного отношения.
— В чем основная польза человеку от поста, с точки зрения православных докторов?
— Для православного врача очень важной представляется духовная сторона поста. Ведь православные признают, что природа человека представляет собой не только тело, но также и душу, и дух. Душа занята эмоциональными, интеллектуальными, логическими, волевыми проблемами, в то время как дух — это та часть души, которая призвана общаться с высшим миром.
Очень важно, что во время поста человек будет соблюдать не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни — гнева, очень буйных развлечений. Это нашло отражение и у великих учителей Церкви, говорящих: «поститесь, братия, телесно, поститесь и духовно». Духовный пост тоже очень важен, потому что все мы — верующие, неверующие — духовно, конечно, являемся больными людьми.
Мы можем быть душевно вполне здоровыми, логически четко мыслить, знать высшую математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень поврежден. Все мы этим страдаем — маловерием, отсутствием любви, — то есть качествами, которые измеряются уже по иным критериям, чем логическое мышление. Об этом очень подробно сказано в замечательной книге православного врача, святителя и исповедника Луки Войно-Ясенецкого «Дух, душа и тело».
— Почему, с медицинской точки зрения, может быть важным отказ от негативных чувств и мыслей, страстей, борьба с которыми должна происходить во время поста?
— Мы, православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телесное, но и духовное, причем болезнь и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь как правило — это следствие греха, который присутствует в организме. Об этом можно рассказать даже без привлечения богословских аргументов. Предположим, человек совершил нехороший поступок — то, что со всеми нами происходит сплошь и рядом. При этом человек очень редко не сознает того, что совершил. Он может стремиться забыть свой проступок, загонять его в себя, стараться себя оправдать, но все-таки след от поступка обязательно останется, и человек будет носить это ощущение в себе. И когда это сознание застревает в мозгу, там, в коре головного мозга, создается, даже с чисто физиологической точки зрения, очаг раздражения, дискомфорта.
По законам индукции работы мозга, это раздражение распространяется также и вокруг, на близлежащие отделы, в первую очередь, на так называемую подкорку, которая находится под корой головного мозга и которая ведает деятельностью наших внутренних органов — сердца, сосудов, желудка и кишечника. Соответственно, это возбуждение переходит в подкорку, и оттуда импульсы начинают распространяться дальше. И вот вам, пожалуйста, — так и начинают возникать и язвенная болезнь, и гипертония, и астма, и все прочие недуги.
Все это близко и психосоматике Фрейда, и павловской теории. Но только Фрейд, как известно, яростный атеист, сводил все к половым инстинктам, все у него было однобоко. И Павлов также был атеист, хотя и рассматривал эти процессы на более высоком уровне. Верующие же люди считают, что физическая поврежденность имеет более глубокие внутренние причины, и в первую очередь это — совесть. Без понятия «совесть» никак не обойдешься, потому что именно она тревожит и будоражит человека. Есть такой афоризм, что совесть — это голос Бога, ведь человеку совершенно непонятно, откуда она берется.
— Можно ли в связи с этим сказать, что пост как просто ограничение в питании не имеет смысла?
— Да, обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно — временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост — это не разгрузочная диета, а нравственное очищение.
Православные поздравляют друг друга с началом поста именно потому, что понимают, что это — великие дни духовного очищения. Сейчас предстоят дни, когда Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать не предписанных поступков. У каждого из нас есть свои страсти и страстишки, которым мы потакаем, потом каемся в них и снова их совершаем. Вот от этого очень важно воздержаться.
— Что бы Вы ответили светским людям, которые утверждают, что пост вреден для здоровья?
— Надо не забывать, что Церковь не настолько жестока и эгоистична, чтобы заставлять всех людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в средние века. Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снисходит к людям, когда им бывает трудно. Во-первых, для больных существуют многочисленные послабления, причем иногда до такой степени, что пост снимается совсем. Я однажды был свидетелем того, как одно высокое духовное лицо запретило поститься больной монахине, когда я сказал, что ей здоровье не позволяет поститься. А уж людям светским, которым это вдвойне трудно, безусловно, разрешаются послабления.
Вообще у церковных людей есть такое выражение: «рвение не по разуму». Надо понимать, что можно, а что нельзя. Детишек надо очень постепенно приучать к посту, конечно, давать молоко, которое им нужно для роста. Так же подходит и Церковь к этой проблеме: если человеку трудно дается пост, он чувствует большую раздражительность, начинаются телесные, голодные боли, он чувствует, что не может ни о чем думать, кроме как о еде, то духовник в меру своего разумения, конечно, ему позволит нарушить пост немного.
Источник
Архимандрит Никифор (Хоря) – настоятель Ясского
монастыря во имя трех святителей и административный экзарх
монастырей Ясской архиепископии (Румынская Православная
Церковь).
Архимандрит Никифор (Хоря)
– Отец архимандрит, зачем нужно поститься? Какую
пользу приносят нам эти труды?
– Святой апостол и евангелист Лука говорил,
передавая слова Спасителя: «Смотрите за собою, чтобы
сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и
заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Таким образом,
увещание поститься исходит от Самого Спасителя, а слово
Спасителя для нас, христиан, – высший ориентир. Мы,
жаждущие жизни вечной и истины в мире сем, должны делать
слово Господа нормой своей жизни.
С одной стороны, пост для нас – это аскетический
подвиг, совершаемый для того, чтобы плоть не властвовала
над душой, не замутняла проницательность ума, духовное
внимание, а с другой стороны, пост – это
естественное состояние человека, когда он сочувствует
страданию другого или скорбит. Когда учеников Господа
нашего Иисуса Христа фарисеи укоряли за то, что не
постились, они услышали от Спасителя это слово:
«Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с
ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но
придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут
поститься в те дни» (Мк. 2: 19–20). Сам царь
Давид, когда заболел его ребенок, долго постился, желая
этими лишениями выразить свое раскаяние пред Богом[1].
– Православный пост можно назвать самым строгим
во всем христианском мире. Как объяснить тот факт, что в
Православии, в отличие от других вероисповеданий, не
произошло приспособления к духу времени, заметного
ослабления тех подвигов, которые требуются от
верующих?
– Не только в том, что касается поста, но и во всем
богослужебном цикле Православная Церковь не проводила
аджорнаменто[2]; она не стала
приспосабливаться к изменениям, произошедшим с
человеком, не последовала за модой времени – но
сохранила унаследованные ею истинные ориентиры как
сокровище. На подобный вопрос отец Галериу[3] отвечал, что и пшеница,
этот основной продукт питания, уже так стара, но, тем
не менее, никогда не обесценится, ибо всегда будет
хлебом насущным для человека. Все наследие, принятое
нами от святых отцов, вся наша традиция – это
сокровище, и мы его, надеемся, не лишимся.
Человеческая немощь может послужить причиной для
индивидуальных послаблений в посте при известных условиях
– например, в случае болезни, беременности, но ее ни
в коем случае нельзя возводить в норму, потому что
человек, в какое бы время он ни жил, нуждается в строгом
исполнении всех тех подвигов, о которых Церковь учит, что
они и есть та самая жизнь, полная смысла, взыскуемая нами.
А Церковь не делала послаблений в посте потому, что в этом
не было необходимости. Если бы, например, в каких-нибудь
краях или при определенных жизненных условиях не было
другой еды, кроме яиц и брынзы, то Церковь непременно
разрешила бы употреблять их в пост.
Пост, который соблюдается в нашей Церкви, не вредит, но,
напротив, оживляет душу и прибавляет здоровья телу.
– С одной особенностью все чаще сталкиваешься в
последние годы, и вас, ваше преподобие, уже, вероятно,
спрашивали об этом: не теряет ли пост своего истинного
смысла, если мы употребляем специальные так называемые
«постные продукты», продающиеся в магазинах?
Например, постный паштет, постную колбасу…
– Сегодня у нас много всяких
«помощников», но при этом перед нами встают
все новые и новые проблемы, и мы оказываемся более
занятыми, чем люди минувших времен. Деревенская хозяйка, у
которой нередко было еще и по семь-восемь детей, все же
успевала заготовить все необходимое для поста. Это была
часть ее домашних обязанностей, и так она выражала свою
любовь и к семье, и к христианскому учению. Сегодня же,
особенно в городах, очень часто и муж, и жена заняты сверх
всякой меры и совершенно измотаны этой ежедневной
сутолокой дел.
Возвращаясь к заданному вопросу: если мы, например, едим
соевый паштет, приготовленный без всяких искусственных
добавок и специй, или соевое молоко, чтобы восполнить
количество белков в период поста, то это не значит, что мы
не почитаем и не ценим поста. Ведь можно, в конце концов,
и картофелем или капустой объедаться и есть их с такой
жадностью, что тут не будет ничего общего с идеей поста, а
можно съесть немного соевого паштета на завтрак, и это
более здоровая альтернатива куску хлеба с маргарином, к
примеру.
– Некоторые говорят: «Я не пощусь, потому
что боюсь заболеть от этого» – или: «Я
не смогу работать весь день, если стану
поститься».
– Есть в «Добротолюбии» одно место
– у аввы Иоанна Карпафского, – где говорится
следующее: «Слышал я некоторых братий, постоянно
болящих телом и не могущих поститься, обратившихся ко мне
с вопросом: как можем мы без пощения избавиться от диавола
и страстей? Таковым надобно отвечать, что не одним
воздержанием от пиши, но и сердечным сокрушением можете
победить и изгнать злые помыслы и врагов, внушающих
их»[4].
Отношение к посту зависит от духовного состояния и веры
каждого. По мере того как человек углубляет в себе молитву
и веру в Бога, он получает силу, неведомую ему ранее, он
обретает утешение и дерзновение к Богу. Спаситель говорил,
что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким
словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).
Если я пощусь, но не погружаюсь в слово Божие, если я мало
молюсь, то, конечно, я ослабею, ведь у меня не будет
достаточной веры, и в какой-то момент я почувствую себя
беспомощным и испугаюсь. Сегодня многие из нас,
исполненные немощей и жалости к себе, были бы готовы
отступиться от поста, если бы можно было. У меня самого
однажды был случай, когда дорогие мне люди, придя на
исповедь, попросили: «Батюшка, благословите
поститься только на первой и последней седмице, мы так
постились всю жизнь». Я ответил им: «Очень
хорошо, но если вы так постились всю жизнь, значит, вы не
знаете, сможете ли вы выдержать весь пост. Так попробуйте
же выдержать его, посмотрим, получится у вас или нет.
Зачем исполнять заповедь о посте наполовину?»
Между делом объяснил им, что значит пост, зачем мы
постимся и каковы плоды нашего пощения. Усвоив всё
хорошенько, эти люди стали убежденными постниками и потом
признавались мне, что не только выдержали весь пост, но
даже старались, по возможности, добавить себе строгости.
Так что лишь поняв смысл тех усилий, которые мы призваны
приложить ради себя самих, а не ради кого-нибудь другого,
мы обретем силу устоять перед искушениями нарушить пост.
Я знаю людей, у которых очень тяжелая физическая работа, и
живут они в крайней нужде, но посты соблюдают строго, как
монахи. Это нам пример того, что ищущим Бог подает силу,
намного большую, чем мы можем представить себе. Люди,
которые молятся, исповедуются, причащаются, обретают
крепость в Теле и Крови Господней – этих истинной
пище и истинном питье[5].
– Если члены одной семьи пост воспринимают
по-разному, особенно когда один из супругов постится, а
другой нет, то как сделать, чтобы это не сказалось на
отношениях между супругами, например?
– Мужу, жене и вообще любому постящемуся, прежде
всего, следует проводить пост в кротости, в душевной
красоте, не изводя ворчанием другого и не ограничивая его.
Рано или поздно тот увидит подвиг постящегося, и, может,
наступит такой момент, когда он сам захочет поститься. А
первый будет молиться о нем, и так исполнится слово,
сказанное святым апостолом Павлом, что «неверующий
муж освящается женою верующею, и жена неверующая
освящается мужем верующим» (1 Кор. 7: 14). То же
самое относится и к любому другому члену семьи.
<…>
Архимандрит Никифор (Хоря)
– Некоторые спрашивают: как вынести насмешки и
презрение коллег в ситуациях, когда на рабочем месте
устраивают какие-нибудь мероприятия в постные дни?
– Такому человеку следовало бы понять, что в
подобных ситуациях преимущество на его стороне. Люди
привыкли «солидаризироваться», когда дело
касается шуток, иронии и всего того, что способно ранить
душу. Но наша твердость, в которой мы будем стоять
непреклонно, покажет другим, что мы – люди, верящие
в то, что делаем, и делающие то, во что верим. А если
немного поскрести тех, кто смеется над тобой, то увидишь,
что у них тоже есть какая-то вера, только они не следуют
ей. Так кто же больше достоин иронии и жалости? Верящий до
конца или верящий только когда гром грянет?
Очень важно исповедовать свою веру твердо, потому что наш
пост – это не просто наше частное дело: в посте я
сопряжен со всеми чадами Церкви, которые постятся. Я
пребываю в послушании Церкви, в исповедании своей веры, а
отходить от своей веры, совершая такой, казалось бы, малый
поступок[6], – это уже отречение.
Даже если я куда-нибудь пойду, к коллегам по работе или
друзьям, к примеру, и там на меня будут смотреть как на
чудака, потому что я пощусь, все-таки обязательно наступит
такой момент, когда, попав в какую-нибудь кризисную
ситуацию, те же самые коллеги или друзья скажут обо мне:
«Вот он – человек действительно верующий, он
последователен в своей вере до конца. С ним надо
посоветоваться, надо попросить его помощи».
Ведь люди не могут до бесконечности стоять на лжи. С одной
стороны, они могут отвергать то, что ставит перед ними
ограничения, но с другой – ценят твердо стоящих за
свою веру в Бога, со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Итак, мы не можем быть
теплохладными[7]. Ситуации, когда на нас
смотрят с насмешкой и презрением, – это проверка
того, способны мы или не способны исповедовать свою
веру.
Источник