Польза от преподавания иерархии уровней развития

Оливер Венделл Холмс сказал: «Однажды изменив свои очертания под влиянием новой идеи, разум человека уже не возвращается к изначальному состоянию». Когда дети узнают об уровнях социального развития, они начинают осознавать ответственность в отношении себя и других.

Иерархия служит средством коммуникации. Она дает детям и взрослым общий словарь. Единая терминология помогает прояснить понимание и способствует общению учителя с учениками и учеников между собой.

Когда дети узнают об уровнях социального развития, они начинают осознавать ответственность в отношении себя и других.

Иерархия подталкивает детей самостоятельно поддерживать учебную обстановку, а не полагаться в этом на учителя. Поддерживая правила поведения, одноклассники проявляют задатки лидерства. Помогая друг другу создавать комфортную учебную обстановку, школьники делают важный шаг к образованию учебного сообщества. Сообщество наиболее успешно, когда его члены сами преодолевают возникающие трудности.

Иерархия помогает понять, что такое ответственный гражданин. Наше общество основано на большой автономности его членов. Быть гражданином – значит разделять такие ценности, как ответственность, уважение, забота, честность и надежность – ценности, с помощью которых можно преодолеть различия, создаваемые расами, вероисповеданием, политическими убеждениями, полом и финансовым состоянием. Эти ценности заключены в иерархии и подкрепляются примерами, которые придумывают школьники.

Иерархия помогает осознать индивидуальную ответственность. Научить ребенка жить в гражданском обществе – это не просто рассказать, где подчиняться, а где нет. Когда давление сверстников настолько сильно, что ребенок хочет сделать нечто безответственное, то всего лишь знание об уровнях социального развития может оказать освобождающий эффект и способствовать проявлению ответственности. Так, во многих старших и средних классах возникает проблема с учебой и выполнением домашних заданий. Многие школьники не учатся и не делают заданий, поскольку в их среде это не одобряется. В этом случае иерархия может выступить мотиватором. Школьники начинают понимать, что не делать домашние задания и не учиться из-за давления друзей – это поведение уровня С.

Зная об уровнях, школьник начинает оценивать уровень своего выбора. Интериоризация уровней может значительно помочь развитию желаемого поведения и личной ответственности.

Знание об иерархии привлекает внимание к тому, что люди постоянно делают выбор и что, сознательно или нет, школьники сами выбирают уровень своих поступков.

Они усваивают, что их уровни поведения выбраны самостоятельно и являются результатом их решений. Они узнают, что у них есть выбор, как отреагировать на ситуацию, стимул и даже сильное желание.

Иерархия дает детям почувствовать свои силы. Она создает контекст, в котором ученики могут проанализировать и скорректировать свое поведение. Дети видят, что можно контролировать свою жизнь, полагаться на свои силы и сопротивляться мышлению жертвы.

Иерархия стимулирует школьников действовать на самом высоком уровне. Сама природа иерархии вдохновляет на усилия. У детей есть внутренняя потребность быть компетентными и максимально успешными. Умалчивая о возможностях, мы лишаем их шансов. Знание об иерархии усиливает внутреннюю мотивацию, благодаря чему школьники хотят вести себя ответственно.

Иерархия поощряет взрослый подход к принятию решений. Подростки больше ориентируются на роли, чем на цели. Рассказав молодым людям об уровнях поведения, вы естественным образом поощряете их задуматься о долгосрочных решениях. Это существенно, учитывая количество рекламы и давление сверстников.

Иерархия помогает развитию хороших черт характера, как описывалось в объяснении уровня D, даже если в каких-то сообществах посчитают что-то неприемлемым в преподавании этики или морали.

Иерархия помогает разграничить само неприемлемое поведение и человека, который поступил неправильно. Это отделяет действие от делателя (Kon, 1996, с. 123) и хорошего человека от плохого поведения. Преимущество иерархии в том, что она естественным образом добивается того, что многие взрослые пытаются, но не могут до конца объяснить, а именно: что поведение человека и сам человек – не одно и то же. Вспомните последний раз, когда вас оценивали. Отделяли ли вы то, что оценивающий человек говорил о результатах вашего труда, от себя как личности? Во время оценивания осознавали ли вы, что рассматривают не вас, как человека, а ваши действия? Общаясь с сотнями учителей и администраторов школ, я понял, что лишь ничтожно малое количество людей сознательно отделяют себя от своего поведения во время оценивания. Даже если мы изо всех сил стараемся показать, что мы не критикуем ребенка как человека, что мы просто не одобряем его поведения, дети с трудом понимают разницу. Иерархия помогает облегчить эту очень трудную задачу, потому что мы никогда не говорим о поведении школьника, а только об уровне, который он выбрал.

Термины иерархии описывают поведение, а не людей. Навешивание на людей ярлыков не способствует построению хороших взаимоотношений. Называние уровней поступков порождает антагонизм в меньшей степени.

Читайте также:  Очистка самогона марганцем польза и вред

Как-то мы ехали с женой в машине, и она решила поделиться со мной сюжетом нового рассказа. Она говорила неторопливо, будто размышляя вслух. Потом повисла пауза, которую я счел довольно долгой, и я включил радио. Послушав с минуту музыку, я повернулся к жене и спросил:

–?Все в порядке?

–?Ты точно с Марса, – отозвалась она (намекая на книгу Джона Грея «Мужчины с Марса, женщины с Венеры»).

Мы уже обсуждали с ней природные различия между мужчинами и женщинами и были знакомы с метафорами Джона Грея о том, что мужчины – с Марса (ориентированы на действия), а женщины – с Венеры (ориентированы на взаимоотношения). Определив мой поступок как «марсианский», она за несколько секунд разрядила ситуацию, которая могла бы стать источником трений.

Я сразу понял, что был не прав, и понимание было достигнуто описанием моего поведения. Я сделал важный вывод: мы говорили на одном языке, мы оба были знакомы с метафорами Марса и Венеры. Мы понимали, что замечание было сделано по отношению к типу поведения, а не к человеку. Моя жена не сказала, что я грубый человек, а лишь, что я поступил по-марсиански. Обозначив мое поведение, жена не вызвала конфронтации, способствовала коммуникации, пониманию и изменению моего поведения.

Иерархия помогает понять разницу между внешними и внутренними стимулами. Это понимание может сильно повлиять на мотивацию. Учителя младших и средних классов нередко предлагают ученикам стимулы для хорошего поведения. Переходя к другому учителю, эти дети часто спрашивают, что они получат за хорошее поведение. Стимулы превратились в вознаграждения, а школьники попали под контроль внешнего вознаграждения в ущерб своей автономности. Парадокс в том, что мы хотим вырастить детей самодисциплинированными личностями, способными независимо преодолевать трудности, но внешние стимулы делают их зависимыми. Дети быстро понимают, что внешние поощрения на самом деле являются взятками, с помощью которых манипулируют их поведением. И хотя эти поощрения влияют на них, они сами могут выбирать, опираться ли на них как на мотивы к действию.

Иерархия помогает укрепить самооценку. Когда школьники обсудили разницу между внешним вознаграждением и внутренним чувством удовлетворения, пора помочь им разобраться, что такое самооценка. В попытках повысить самооценку детей учителя дают им вознаграждения вроде грамот и похвальных писем. Однако в отчете «К состоянию самооценки: окончательный отчет по развитию самооценки и личной и социальной ответственности у школьников Калифорнии» читаем:

«Строительными кирпичиками самооценки являются навыки. Чем больше у человека навыков, тем лучше он сможет справиться в жизни и трудных ситуациях. Усиливая навыки социальной и личной ответственности, школы могут помочь учащимся расширить поведенческие сценарии».

Самооценка тесно связана с удовлетворенностью собой. Человек, довольный своими достижениями, как правило, повторяет их. Чем чаще человек с успехом выполняет задачу, тем лучше в ней разбирается. Такое подкрепление создает чувство компетентности и собственной ценности – важнейших элементов самооценки. Эти чувства возникают благодаря внутренним процессам, а не внешним воздействиям. Первичный мотиватор – достижение мастерства.

Школьники узнают, что их поведение играет роль в том, как они хотят общаться с учителями. Для поведения в классе неприемлемы уровни А (анархия) и В (тирания). Поступки на любом из этих уровней усиливают контролирующую реакцию учителей. Действуя на этих уровнях, школьники словно говорят учителям: «Применяйте к нам силу». Когда школьники разбираются в уровнях иерархии, учитель может разрешить неприятную ситуацию одним вопросом:

–?Вы хотите, чтобы сегодня я был учителем на уровне В?

При наличии выбора школьники без вариантов отвечают:

–?Нет, мы будем вести себя на уровне С.

Какое простое решение конфликта! Кроме того, и это очень важно, дети вскоре поймут, что если класс ведет себя на уровне С или D, то атмосфера способствует автономности учеников и поддержке со стороны учителя.

Понимание иерархии помогает управлять собой. Изучая четыре концепции, учащиеся одновременно изучают систему ценностей, на которых они основаны. Например, уровень В, который подразумевает эгоизм, находится в иерархии социального развития ниже уровня С.

Читайте также:  Маточное молочко и его польза видео

Сотрудничество и конформизм, подразумевающие порядок и честность, должны превалировать до того, как сможет утвердиться демократия. Демократия призывает к ответственности и правильным поступкам – независимо от того, смотрит на вас кто-то еще или нет. Эти концепции – фундамент Системы повышения ответственности. Вторая часть системы – всего лишь проверка на понимание.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

? Система повышения ответственности действует упреждающе. Цель в том, чтобы подготовить почву для предотвращения деструктивного поведения. Реактивные же системы занимаются фактами плохого поведения.

? Используется дедуктивный подход. Сначала детям рассказывают о четырех концепциях. А более распространенные индуктивные системы предусматривают сначала рассказ о деталях, а уже затем обобщение до концепций.

? Поведение отделено от человека, что устраняет естественную тенденцию к самозащите.

? Чем чаще учитель напоминает о высших, приемлемых уровнях системы (а не о низших, неприемлемых), тем сильнее учащиеся хотят вести себя ответственно.

? Программа усиливает внутреннюю мотивацию, поэтому ребенок начинает чувствовать потребность быть ответственным как в личном, так и в социальном плане.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.