В чем польза рифмы в стихах

В чем польза рифмы в стихах thumbnail

Ответ или решение1

Благодаря рифме любое стихотворение легко выучить. Она придает произведению легкость звучания, певучесть и ритм, что способствует быстрому запоминанию стихов. Подбор качественной рифмы – это нелегкая задача, подвластная настоящим мастерам своего дела.
Без рифмы не было бы поэзии. Даже несмотря на то, что современная поэзия все чаще отходит от понятия рифмы, предпочитая велибры, без нее не было бы тех гениальных поэтических строк, которые подарили нам классики.

ВашУрокРекомендация

????‍????Сдай ЕГЭ по химии на сотню. Это просто, если повторить все от и до и проработать все задачи, от самых легких до сложных и мега-сложных.???? Разборы вариантов от опытных педагогов, подсказки и лайфхаки помогут подготовиться. ЖМИ!????

Знаешь ответ?

Как написать хороший ответ?Как написать хороший ответ?

Как добавить хороший ответ?

Что необходимо делать:

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Что делать не стоит:

  • Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
  • Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» – подобные выражения не приносят пользы;
  • Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
  • Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.

Пример вопроса

Аноним

Русский язык

7 минут назад

Какой синоним к слову «Мореплаватель»?

Хороший ответ

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Плохой ответ

Аноним

Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.

Будьте внимательны!

  • Копировать с других сайтов запрещено. Стикеры и подарки за такие ответы не начисляются. Используй свои знания. 🙂
  • Публикуются только развернутые объяснения. Ответ не может быть меньше 110 символов!

Как добавить хороший ответ?

Что необходимо делать:

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Что делать не стоит:

  • Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
  • Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» – подобные выражения не приносят пользы;
  • Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
  • Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.

Пример вопроса

Аноним

Русский язык

7 минут назад

Какой синоним к слову «Мореплаватель»?

Хороший ответ

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Плохой ответ

Аноним

Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.

Узнай, что тебя ждёт на ЕГЭ 2020

Регулярно решая тесты, ты сможешь оценить свой уровень знаний и поработать над слабыми местами

Перейти к разделу

Хочешь выучивать по 10 английских слов в день?

Выбирай верные определения слов и продвигайся в рейтинге игроков. Чем больше слов запоминаешь, тем выше результат!

Играть!

Получи подарки и стикеры «Вконтакте»

Отвечая на вопросы любознательных учеников, зарабатывай баллы, которые можно потратить на подарок себе или другу!

Узнать больше

В чем польза рифмы в стихах

Источник

Задумывались ли вы, почему одни стихи вызывают восторг и умиление, а другие — разочарование и раздражение? Качественное стихотворчество включает очень много различных факторов, в том числе не только литературные, но и технические. Поиграем в ассоциации: какие «ключевые слова» возникают у вас в уме при слове «стихотворение»? Уверен, что в числе первых будут «ритм», «рифма»… Пока на этом остановимся.Русская поэтическая традиция, в отличие от многих западных или восточных, подразумевает, что в стихах, как правило, должна присутствовать рифма. Никто и не думал отвергать безрифменные поэтические жанры, но если автор начал использовать рифму в стихотворении, то от него ожидается, что он до конца серьезно отнесётся к ней. Вряд ли стоит утверждать, что рифма — главная составляющая славянской поэзии. Но всё же если она используется неумело, это портит впечатление от произведения.

Как этого не допустить? Что нужно учитывать, придумывая рифму? Какая рифма считается плохой, а какая — хорошей? Сразу почему-то хочется начать с отрицательных примеров… Но для начала определимся с понятием. Рифмой называется такое составление концовки стихотворных строк, при котором ударные слоги на слух воспринимаются как похожие. Бессмысленно искать какие-то чёткие законы и рамки в отношении того, сколько букв или звуков должны быть одинаковы. Рифму нужно почувствовать, в чём, надеюсь, поможет, эта статья.

Плохие рифмы 

Рифмы плохого качества легко укладываются в простую классификацию. О ней сейчас и поговорим, но для начала — что рифмой вообще не является. Даже в известных песнях встречаются «странности» вроде пар «везде» – «уже», но там это, во многом, сглаживается музыкой. А вот едва созвучные слова типа «тебя» – «меня», «дорога» – «друга» и подобные вообще не относятся.К плохим же причисляются, в частности, однокоренные, грамматические, тавтологические, бедные и штампованные, или заезженные.

Читайте также:  Мыть лицо молоком польза и вред

Однокоренные (слова с одним корнем) выдают слабый словарный запас или, по меньшей мере, неаккуратность автора. Даже в хорошем по смыслу произведении рифма в стиле «кеды» – «полукеды» или «работал» – «заработал» убьёт всё впечатление напрочь. Однако и у известных авторов попадаются варианты вроде «столетий» – «тысячелетий». Конечно, этим не стоит оправдывать использование таких рифм в своих стихах — хотя бы потому, что начинающие поэты вряд ли смогут компенсировать подобные вещи литературностью или глубиной.

Пушкин был не прав?

Грамматической называют рифму, где используются слова одной и той же части речи в одинаковой форме. Фактически автор пытается срифмовать слова за счет тех же суффиксов и окончаний. Хотя ранее грамматические  считались нормой (по подсчетам, у Пушкина их доля составляла 16%), современный уровень поэзии диктует необходимость по возможности избегать их или хотя бы свести к минимуму. Наиболее примитивной считается глагольная. И не так уж важно, в какой форме стоят глаголы: «считать» – «мечтать» или «уважаю» – «провожаю» не отнесешь к шедеврам. Нежелательны и, образованные из прилагательных, причастий и некоторых существительных. При рифмовке существительных лучше избегать пар с одинаковыми продуктивными суффиксами вроде -ан-, -ен- и т.п. (чтение — сомнение, внимание – желание).

Тавтологические (иногда их называют эпифорами) широко применялись ранее, однако теперь не считаются хорошими. Чтобы понять, что это такое, можно привести известное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина:

«Всё моё», — сказало злато;
 «Всё моё», — сказал булат.
«Всё куплю», — сказало злато; 
«Всё возьму», — сказал булат. 

Как видим, Пушкин не постеснялся срифмовать между собой одинаковые слова, но здесь это хотя бы оформлено со вкусом. Чего не скажешь об известной песне современной певицы Земфиры, где слово «тоже» рифмуется само с собой.
Впрочем, не следует путать такое явление с омонимической, которая, напротив, считается «высшем пилотажем» поэзии. Например, у недавно ушедшего от нас популярного поэта Игоря Царева встречались такие:

Там от звуков ночных и касаний темный пот выступает из пор –
Это эхо боев на Хасане между сопок живет до сих пор. 

Покопавшись в словарях омонимов, можно обнаружить и немало примеров омонимов в разных частях речи: «кос» (родительный падеж от слова «коса» и прилагательное в краткой формы), или же фонетические омонимы, где порой встречаются более одного образующих рифму слов, например «Плутон» — «плут он», «львы» – «ль вы». Их употребление приветствуется.
Следующая категория неудачных рифм — бедные. Литераторы назвали это ассонансом (такой термин, в частности, встречается в «Письмах о русской поэзии» Николая Гумилёва), и считали допустимым в небольших «дозах» и при условии использования «со вкусом». Сюда относим типа «заря» – «звеня», «зима» – «холода» и так далее. А вот пример известного четверостишия, где обе пары можно считать неудачными:

Твоих лучей небесной силою 
Вся жизнь моя озарена. 
Умру ли я, ты над могилою 
Гори, гори, моя звезда! 

Как легко заметить, слова «озарена» – «звезда» не очень созвучны, а другая пара является грамматической. Конечно, произведение Владимира Чуевского выигрывает во многом другом, чего не скажешь о большинстве примеров современных произведений с неудачными рифмами, которыми наполнен интернет. Итак, если в рифме участвуют только гласные звуки, а согласные нет, она считается бедной.

И вновь любовь…

И, наконец, штампованные (заезженные), возможно не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий, однако используются настолько часто, что вызывают у читателей и критиков ощущение оскомины на зубах. Прежде всего, к таковым следует отнести «любовь» – «вновь» – «кровь», «тебя» – «любя», «берёзы» – «слёзы» – «морозы» – «грёзы»… Вот знаменитое пушкинское («Евгений Онегин»): 

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
Читатель ждёт уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!

Да, еще во времена «Золотого века» поэзии подобные рифмы «приелись». Что уж говорить о нынешних! Ясно, что использование таких рифм вызывает стойкое отторжение, на которое (если вам сделают замечание) не следует обижаться. А лучше узнайте о том, как подобрать хорошие.

Хорошие рифмы

Итак, нужно делать рифму поточнее и пооригинальнее. Но не всё так просто, поскольку хорошие  тоже имеют свои разновидности, и их полезно знать. Не претендуя на полноту классификации, обратим внимание на несколько типов хорошей рифмы. Прежде всего, на авторские, составные, акустические, глубокие, надстроечные и абсолютные.

Точность или оригинальность?

Когда речь заходит об авторской, сразу вспоминается Маяковский с его «куст вам» – «искусство», «спокоен как» — «покойника», «воздухе» – «звёзд ухе»… В самом деле, Владимир Владимирович работал над стихом, и в том числе над рифмой, очень старательно, что оставляет и по сей день у многих яркое впечатление. Не нравится Маяковский — почитайте более лиричного Есенина:

Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату. 

Можно привести много примеров: «лёд щеки» – «лётчики», «Киева» – «старики его», «усадьбы» – «записать бы», «эпитеты» –  «хотите то»…Вероятно вы заметили, что нередко самые интересные авторские рифмы бывают составными, то есть состоящими из более чем одного слова. И в самом деле, они способны сделать поэтическую речь еще выразительнее. Хотя нередко из-за этого страдает точность, современные поэты и критики, устав от объёмов и банальности бледных творений «сетературы», склонны больше ценить оригинальную, нежели точную рифму. Конечно, в погоне за такими, стоит быть осторожным, не забывая о главной цели поэзии.

Читайте также:  Трава мокрица и ее польза

Впрочем, следующие разновидности хорошей рифмы, которые мы рассмотрим, касаются как раз точности. Акустические рифмы различны по написанию, однако они хорошо «слушаются». Посмотрите, например, на такие варианты: «грешно» – «конечно», «спиться» – «спица», «нализаться» – «канализация». Стоит заметить, что последняя пара (придуманная мною в ходе работы над статьей, хотя не исключаю, что она уже могла использоваться) относится к категории неравносложных, и на слух воспринимается отлично. Еще один пример из творчества Маяковского: «врезываясь» — «трезвость». Такие тоже считаются хорошими.Акустические подразделяются на объективные (подчиненные законам произношения: «нас» – «раз», «поп» – «лоб») и субъективные (созвучия, которые основаны на индивидуальном восприятии: «ящик» – «оснастчик», «длинный» – «дивно»).

Шипящие требуют уважения

Теперь перейдём к глубоким, которые считаются очень хорошими и качественными, даже если пара представляет одну и ту же часть речи. В ней рифмуется не только ударный слог, но и предударный или послеударный, что делает её точнее, но нередко лишает оригинальности. То есть такая рифма идёт глубже ударного слога. К ней относятся, например, пары «вода» – «провода», «полей» – «тополей». А вот более оригинальный представитель глубоких рифм у известного поэта и критика начала 20-го века Николая Гумилёва:

Или, бунт на борту обнаружив, 
Из-за пояса рвёт пистолет 
Так, что сыплется золото с кружев, 
С розоватых брабантских манжет.

В данном случае «обнаружив» – «кружев» – отличный пример, поскольку, во-первых, в ней используются деепричастие против существительного и потому, что созвучен безударный последний слог после шипящей «ж», которая, в противном случае, могла бы несколько подпортить созвучие. Гумилёв хорошо понимал, что шипящий звук в рифме требует другой шипящей, свистящий — свистящего в паре, сонорный — сонорного. Но шипящие и свистящие звучат резче и обращают на себя внимание, не прощая «неуважения». И как раз его мы наблюдаем во второй — четвёртой строках.

В общем, в поисках более длинных созвучий можно много экспериментировать. Это связано с трудностями (особенно в поиске глубокой дактилической рифмы, где за ударным слогом стоит еще два безударных), но поможет создать желаемый эффект. Вот пример из творчества Тима Скоренко:

Ни щита, ни забрала — пуховая красная мантия, 
Постаревший король в ожиданье последней процессии… 
А когда-то — он помнит — была в его жизни романтика: 
Он, как маленький мальчик, за пухлыми бегал принцессами… 

Говоря о надстроечной, стоит упомянуть о двух вариантах её названия: усечённая и добавленная. Суть ее сводится к использованию слов, где в одном слове после сильного рифмующегося слога звуков нет, а в паре присутствует согласный звук или даже несколько. Для примера — к слову «тоска» хорошей надстроечной рифмой является «рассказ» или «в висках», к слову «поле» – «волей», к слову «сразила» – «могилой» и так далее. Обратите внимание на следующее четверостишие Н.Асеева, где такая рифма используется в обеих парах: Мы растём, развёртывая плечи, 
Завоёвываем воздух, радио, кино; 
Но — сквозь новый облик человечий 
Просквозит внезапно век иной. 

И последняя интересная разновидность рифмы, которую мы рассмотрим, – абсолютная. В ней слова идентичны по звуковому наполнению, однако один из предударных согласных мягкий, а другой — твёрдый. Примеров можно привести огромное множество: «слог» – «слёг», «ложа» – «лёжа», «выселится» – «виселица»… Однако «на закуску» приведу пример абсолютной рифмы из творчества того же Пушкина. Она использована в первой – третьей строках.

Чернилами я не марал бы пальцы, 
Не засорял бумагою чердак, 
И за бюро, как девица на пяльцы, 
Стихи писать не сел бы я никак. 

Ну как, вы заметили, в чем можно улучшиться, но ещё настроены писать стихи, «марать» бумагу, «засорять» память компьютера?.. Если да, то прекрасно, вы готовы учиться, а это главное.

Замечу, что моей целью не было приводить полную классификацию или диктовать вам придуманные кем-то строгие требования, от которых нельзя отступать ни на шаг. Всё это — лишь авторские наблюдения в отношении того, как могут восприниматься рифмы в ваших произведениях другими читателями, которые не всегда решатся высказать свои замечания в комментариях. Используя рифмы из второго подраздела (и избегая приведённых в первом) можно значительно улучшить «удобоваримость» ваших стихотворений.

Источник

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

С рифмой мы встречаемся раньше, чем начинаем говорить.

Родители читают детям стишки, потешки, поют колыбельные.

Поэтический текст прекрасно воспринимается во многом из-за ритма, но рифма — не меньшее волшебство.

Кто и когда первым заметил гармонию (это как?) рифмующихся строк, какие бывают рифмы и для чего они нужны – читайте здесь.

Рифма — это…

Рифма – это сходные по звучанию окончания поэтических строк. Термин происходит от греческого слова «соразмерность, ритмичность». Рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф (это как?).

Немаловажным условием созвучия является ударение. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.

Например, когда Незнайка из сказочной повести Носова пытался научиться основам поэтического мастерства у Цветика, он подумал, что прекрасный пример рифмы: «веник-пряник». Однако того, что оба слова заканчиваются на «ник», оказалось недостаточно, ведь ударные гласные – разные.

Чтобы стало совсем понятно, подберём настоящие рифмы к слову «веник»: пленник, соплеменник, денег (звучит как деник), вареник. А со словом «пряник» созвучны слова: племянник, странник, многогранник. Может быть, вы придумаете ещё?

Из истории термина

Любопытно, что рифма – это сравнительно молодое явление человеческой культуры. Письменные памятники древнейших народов не знают рифмы.

Шумерские и аккадские эпические поэмы, памятники раннеиндийской цивилизации строго структурированы по ритму, богаты ассонансами (это как?), но лишены рифмующихся строк.

Читайте также:  Глютен в пиве вред и польза

Дохристианская Греция чрезвычайно тонко обращалась с ритмикой и звукописью, но и там рифма в чистом виде отсутствовала.

Учёные пришли к выводу, что первыми открыли и развили полноценную систему рифм китайцы. В сборнике древней китайской поэзии «Шицзин», составленном великим Конфуцием, представлено более 300 стихотворений (это как?) со сквозной рифмой, что говорит о достаточно давней и хорошо разработанной традиции.

Знала рифму и древнейшая арабская поэзия. Ещё в доисламский период в лирических песнях кочевых народов присутствуют рифмующиеся окончания.

Широкое распространение рифмы началось в период раннего восточного средневековья. Так, в 3-7 веках индийская поэзия обогатилась мощной структурой рифмующихся двустиший.

С Востока эта традиция перешла на Запад, закрепилась в раннехристианской, а затем — в монастырской европейской культуре. Со временем рифма в большинстве европейских стран стала считаться непременным условием «правильного» стихосложения.

Что касается России, то рифма была присуща народному стиху раешнику, но отсутствовала в более древних памятниках (воинских повестях, былинах, сказаниях).

Её распространение характерно для периода христианизации Руси и последовавшего вслед за тем расширения культурных границ. В светскую литературу рифма пришла в 16-17 веках через переводную латинскую и французскую поэзию.

Виды рифм

Всякий поэт знает, что рифма различается:

  1. По количеству совпадающих звуков (точная, неточная);
  2. По числу слов, входящих в рифмующиеся словосочетания (простая, сложная);
  3. По общему количеству слогов (равносложная, неравносложная);
  4. По тому, на какой слог падает ударение (мужская, женская, дактилическая);
  5. По фонетическим особенностям (усечённая, замещённая, йотированная).

Точная – неточная.

Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма считается точной: конь – огонь. Если совпадает меньшая часть фонем, рифма неточная: снежок – ледок.

Простая – сложная.

Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма (пень – лень), когда соединяем между собой группы слов (в окне – на дне) или одно слово с группой слов (давно — всё равно), рифма называется составной или сложной.

Равносложная – неравносложная.

Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой число слогов одинаково: зи-ма – са-ма. В неравносложной количество слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма.

Мужская – женская – дактилическая.

  1. Если ударение падает в рифмующихся словах на последний от конца слог, такая рифма называется мужской: пожАр – самовАр.
  2. Если ударение падает на предпоследний слог, рифма является женской: гОрод – распОрот.
  3. Когда же ударение падает на третий и далее от конца слог, рифма считается дактилической: орУжие – обнарУживая.

Усечённая – замещённая – йотированная.

  1. Усечённой рифма имеет место тогда, когда на конце слова как бы отсекается звук или слог: тепло – слов. Пара держится на ударном слоге «ло», а концевой согласный отпадает.
  2. Йотированная — разновидность усечённой рифмы. «Пропадет» звук «й» на конце одного из слов: дно – родной.
  3. При замещении один звук меняется на другой в начале слова (речка – печка), середине (вагон – ворон), конце (поток – потом). Замещённая рифма очень нравится детям, она полезна для развития речи.

Способы рифмовки

В классическом стихосложении, представленном в школьной программе, поэтические тексты чаще всего делятся на четверостишия. Это вид строфики – самый распространённый в русской поэзии.

Рифмующиеся строки могут располагаться внутри четверостишия по-разному.

В зависимости от этого выделяют следующие способы рифмовки:

  1. — параллельный (парный);
  2. — кольцевой (опоясывающий);
  3. — перекрёстный.

Проиллюстрируем все три вида:

  1. Над землёй метель кружится,
    Словно сказочная птица.
    Где падёт её перо,
    Там сияет серебро.

    Слова «кружится» – «птица», «перо» – «серебро» стоят рядом, в соседних (параллельных) строчках и образуют пары. Такую рифмовку называют парной или параллельной.

  2. Над землёй метель кружится,
    Сыплет белое перо.
    Там сияет серебро,
    Где земли коснётся птица.

    Теперь рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Если соединить их линиями, получится часть колечка или пояска с короткой внутренней и длинной внешней стороной, поэтому такую рифмовку называют кольцевой или опоясывающей.

  3. Самая привычная для нас схема выглядит так:
    Над землёй метель кружится,
    Рассыпает серебро,
    Словно сказочная птица,
    Обронившая перо.

    Рифмуются 2 и 4, 1 и 3 строки. Если соединить двумя линиями пары рифм, эти линии пересекутся, образуя крест. Данный способ рифмовки назвали перекрёстным.

Использовать все три вида рифмовки в одном стихотворении не приветствуется, особенно, если человек только начал осваивать стихосложение, но мастер способен сотворить из такого соединения чудо!

Так, А.С.Пушкин придумал новый вид строфы, записав три четверостишия с разными способами рифмовки и увенчав их итоговым двустишием. Таким стихом написаны главы его знаменитого романа «Евгений Онегин». Созданную поэтом строфу стали называть «онегинской».

Заключение

Многие современные поэты устали от рифмы и с удовольствием пишут белые стихи, в которых присутствует ритм, а рифма считается необязательной. Такие тексты также называются верлибрами.

Не думайте, что авторы верлибров не умеют рифмовать. Умеют, но иногда им хочется освободиться от любых условностей и отпустить свою мысль на волю. Ведь творчество – это и есть свобода.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • Толока — заработок для всех в Яндексе
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Источник