В чем польза сенсорной комнаты

В чем польза сенсорной комнаты thumbnail

У чело­ве­ка есть орга­ны чувств: гла­за (зре­ние), уши (слух), язык (вкус), нос (обо­ня­ние), кожа и сли­зи­стая (ося­за­ние), вести­бу­ляр­ный аппа­рат (ощу­ще­ние веса, чув­ство рав­но­ве­сия и поло­же­ния в про­стран­стве, уско­ре­ние). В каж­дом из этих орга­нов чувств есть рецеп­то­ры – пери­фе­ри­че­ские зве­нья ана­ли­за­то­ра или сен­сор­ной систе­мы (по И. П. Пав­ло­ву). К при­ме­ру, рецеп­то­ры зре­ния – это палоч­ки и кол­боч­ки сет­чат­ки гла­за. Сам же ана­ли­за­тор состо­ит из трех частей: пери­фе­рии (рецеп­то­ра), про­вод­ни­ко­во­го отде­ла (цен­тро­стре­ми­тель­ных ней­ро­нов), кор­ко­во­го отде­ла (участ­ков коры боль­ших полу­ша­рий голов­но­го моз­га, вос­при­ни­ма­ю­щих инфор­ма­цию от соот­вет­ству­ю­щих рецеп­тор­ных образований).

Таким обра­зом, сен­сор­ную систе­му (ана­ли­за­тор) мож­но опре­де­лить как часть нерв­ной систе­мы, состо­я­щей из рецеп­то­ров, нерв­ных путей и отде­лов голов­но­го мозга.

Зная, что такое сен­сор­ная систе­ма мож­но перей­ти к сен­со­ри­ке – функ­ции нерв­ной систе­мы, кото­рая заклю­ча­ет­ся в вос­при­я­тии раз­дра­жи­те­лей, и выпол­ня­ет­ся при помо­щи сен­сор­ной систе­мы (ана­ли­за­то­ра). Бла­го­да­ря изу­че­нию сен­со­ри­ки, а так­же роли сен­сор­ной систе­мы в жиз­ни чело­ве­ка появи­лись спе­ци­аль­ные ком­на­ты, кото­рые назы­ва­ют сенсорными.

Сенсорная комната — что это?

Опре­де­лить сен­сор­ную ком­на­ту мож­но как осо­бым обра­зом орга­ни­зо­ван­ную окру­жа­ю­щую сре­ду, напол­нен­ную раз­лич­но­го рода сти­му­ля­то­ра­ми, цель кото­рых заклю­ча­ет­ся в воз­дей­ствии на орга­ны чувств чело­ве­ка. Сен­сор­ную ком­на­ту в наро­де при­ня­то назы­вать «ком­на­той релак­са­ции», одна­ко по сути сво­ей сен­сор­ная ком­на­та может исполь­зо­вать­ся не толь­ко с целью ока­за­ния успо­ка­и­ва­ю­ще­го и рас­слаб­ля­ю­ще­го дей­ствия, но и для дости­же­ния тони­зи­ру­ю­ще­го и сти­му­ли­ру­ю­ще­го эффек­та. Сек­рет заклю­ча­ет­ся в соче­та­нии раз­ных сти­му­лов. К ним отно­сят­ся: свет и цвет, зву­ки (музы­ка), запа­хи, а так­же так­тиль­ные ощу­ще­ния. Набо­ры сти­му­лов мож­но объ­еди­нить в груп­пы в зави­си­мо­сти от рецеп­то­ра, на кото­рый они воздействуют.

Классификация стимулов

Све­то­те­ра­пия и цве­то­те­ра­пия – воз­дей­ству­ют на зре­ние. Мяг­кий свет – покой. Яркий свет – воз­буж­де­ние. Кро­ме того, части­цы све­та (фото­ны) под­дер­жи­ва­ют ритм суточ­ных коле­ба­ний, улуч­ша­ют состо­я­ние иммун­ной систе­мы. Исполь­зу­ет­ся тера­пия цве­том, напри­мер, крас­ный – сти­му­ля­ция, оран­же­вый – вос­ста­нов­ле­ние, жел­тый – тони­зи­ро­ва­ние и т.д.

Зву­ко­те­ра­пия – воз­дей­ству­ет на слух. Может быть пас­сив­ной (чело­век слу­ша­ет зву­ки или музы­ку) и актив­ной (чело­век сам созда­ет зву­ки или музы­ку). Спо­кой­ная мело­дич­ная музы­ка, зву­ки при­ро­ды – покой. Меха­ни­че­ские зву­ки, элек­трон­ная музы­ка, про­из­ве­де­ния с раз­ной силой тональ­но­сти (про­из­ве­де­ния Моцар­та), музы­каль­ные про­из­ве­де­ния с быст­рым тем­пом (валь­сы) – возбуждение.

Аро­ма­те­ра­пия – воз­дей­ству­ет на обо­ня­ние. При­ят­ные запа­хи – покой. Рез­кие запа­хи – воз­буж­де­ние. Кро­ме того, эфир­ные мас­ла обла­да­ют бак­те­ри­цид­ны­ми, про­ти­во­ви­рус­ны­ми и про­ти­во­вос­па­ли­тель­ны­ми свойствами.

Так­тиль­ные ощу­ще­ния – воз­дей­ству­ют на рецеп­то­ры кожи. Ощу­ще­ния мяг­ко­сти, теп­ла, неж­но­сти – покой. Пока­лы­ва­ние, надав­ли­ва­ние, виб­ра­ция – воз­буж­де­ние. Исполь­зо­ва­ние при­бо­ров для мас­са­жа сни­ма­ет мышеч­ное напря­же­ние и улуч­ша­ет кровообращение.

Обо­ру­до­ва­ние, из кото­ро­го состо­ит сен­сор­ная ком­на­та, мож­но услов­но клас­си­фи­ци­ро­вать на два вида: релак­са­ци­он­ное и акти­ва­ци­он­ное. Ана­ло­гич­но мож­но раз­де­лить и сами комнаты.

Виды сенсорных комнат

Релак­са­ци­он­ная сен­сор­ная комната

Как пра­ви­ло, эта ком­на­та име­ет мяг­кое покры­тие, настен­ные и наполь­ные маты. В ней при­сут­ству­ют пуфи­ки и поду­шеч­ки, крес­ло-качал­ка, повто­ря­ю­щее кон­ту­ры тела чело­ве­ка, сухой бас­сейн с без­опас­ны­ми зер­ка­ла­ми. Она снаб­же­на све­то­вы­ми при­бо­ра­ми, кото­рые созда­ют рас­се­ян­ный свет, обла­да­ют фибе­роп­ти­че­ским эффек­том  (звезд­ное небо, звезд­ный дождь), под­ве­шен­ны­ми подвиж­ны­ми кон­струк­ци­я­ми (зер­каль­ный шар, сухой дождь). Такая ком­на­та допол­ня­ет­ся уста­нов­кой для аро­ма­те­ра­пии и музы­каль­ной систе­мой для воспроизведения.

Здесь исполь­зу­ет­ся сле­ду­ю­щий набор сти­му­лов: мяг­кий про­плы­ва­ю­щий свет, успо­ка­и­ва­ю­щая музы­ка или зву­ки при­ро­ды, при­ят­ный запах, удоб­ная сво­бод­ная поза в соче­та­нии с так­тиль­ны­ми ощу­ще­ни­я­ми неве­со­мо­сти, мяг­ко­сти и нежности.

Акти­ва­ци­он­ная сен­сор­ная комната

Ком­на­та покры­та сен­сор­ны­ми пане­ля­ми для рук и ног (спе­ци­аль­ные сен­сор­ные тро­пы для ног, воз­душ­но-пузырь­ко­вые труб­ки, созда­ю­щие виб­ра­цию при каса­нии). Ком­на­та обо­ру­до­ва­на све­то­вы­ми при­бо­ра­ми, обла­да­ю­щи­ми све­то­оп­ти­че­ским эффек­том и зву­ко­вым сопро­вож­де­ни­ем (интер­ак­тив­ные пане­ли, систе­мы про­жек­то­ров). Так­же есть систе­ма для вос­про­из­ве­де­ния музы­ки или набо­ров зву­ков. Могут при­сут­ство­вать мас­саж­ные мячи­ки и про­чие подоб­ные вещи. Для уси­ле­ния све­то­вых эффек­тов ком­на­та может иметь спе­ци­аль­ные зер­ка­ла, спо­соб­ные зри­тель­но изме­нять пло­щадь ком­на­ты в боль­шую сторону.

Здесь исполь­зу­ет­ся сле­ду­ю­щий набор сти­му­лов: яркий свет, созда­ю­щий атмо­сфе­ру празд­ни­ка, весе­лья, тони­зи­ру­ю­щие зву­ки, так­тиль­ное воз­дей­ствие (пока­лы­ва­ние) на рецеп­то­ры кожи и рецеп­то­ры мышц, при­во­дя­щее их в состо­я­ние возбуждения.

Для чего нужна сенсорная комната?

Пока­за­ни­я­ми  к заня­ти­ям в сен­сор­ной ком­на­те могут служить:

  • нев­розо­по­доб­ные состояния,
  • адап­та­ци­он­ные расстройства,
  • нару­ше­ния в эмо­ци­о­наль­ной сфе­ре (стра­хи, замкнутость),
  • пси­хо­со­ма­ти­че­ские заболевания,
  • стресс, депрес­сив­ное состо­я­ние, пси­хо­эмо­ци­о­наль­ное напряжение,
  • мышеч­ное напряжение,
  • нару­ше­ния в сфе­ре пове­де­ния (агрес­сив­ное поведение),
  • син­дром гипе­р­ак­тив­но­сти и дефи­ци­та внимания,
  • ослаб­ле­ние сен­сор­ных функ­ций (зре­ние, слух, осязание),
  • задерж­ка рече­во­го и пси­хо­мо­тор­но­го развития,
  • рези­ду­аль­но-орга­ни­че­ские пора­же­ния ЦНС,
  • нару­ше­ния дви­га­тель­ных функций,
  • лег­кие фор­мы аутизма,
  • эну­рез и энкопрез,
  • нерв­ный тик,
  • заи­ка­ние.

Где и как применяются сенсорные комнаты?

В насто­я­щее вре­мя сен­сор­ные ком­на­ты исполь­зу­ют­ся в самых раз­ных учре­жде­ни­ях: шко­лах, дет­ских садах, интер­на­тах, боль­ни­цах, родиль­ных домах, сана­то­ри­ях, а так­же в каче­стве ком­нат отды­ха раз­лич­ны­ми фир­ма­ми и ком­па­ни­я­ми, психологами.

В шко­лах, дет­ских садах, интер­на­тах сен­сор­ные ком­на­ты исполь­зу­ют в основ­ном для кор­рек­ции раз­лич­ных рас­стройств у детей. Заня­тия с детьми про­ис­хо­дят в фор­ме игры.

В боль­ни­цах сен­сор­ные ком­на­ты исполь­зу­ют­ся в основ­ном для под­го­тов­ки боль­ных к опе­ра­ции, сни­же­нию у боль­ных нев­ро­ти­че­ских и веге­то-сосу­ди­стых реак­ций, для сня­тия или умень­ше­ния хро­ни­че­ских болей.

Читайте также:  Что такое соя польза и вред

В родиль­ных домах с помо­щью сен­сор­ных ком­нат гото­вят жен­щин к родам.

Очень попу­ляр­но исполь­зо­вать сен­сор­ные ком­на­ты в част­ных ком­па­ни­ях для сня­тия стрес­са у сотруд­ни­ков и повы­ше­ния их работоспособности.

Обыч­но заня­тия в сен­сор­ной ком­на­те состав­ля­ют не более 45 минут. Заня­тия могут про­во­дить­ся как неболь­ши­ми груп­па­ми 2–4 чело­ве­ка, так и инди­ви­ду­аль­но. Во вре­мя заня­тия в сен­сор­ной ком­на­те чело­век может быть наедине с собой или вме­сте со спе­ци­а­ли­стом-пси­хо­ло­гом. Обыч­но для пси­хо­со­ма­ти­че­ских рас­стройств и веге­то-сосу­ди­стых реак­ций доста­точ­но воз­дей­ствия толь­ко сти­му­лов сен­сор­ной ком­на­ты, а для кор­рек­ции раз­ви­тия и лече­ния, к при­ме­ру, раз­лич­ных эмо­ци­о­наль­ных, адап­та­ци­он­ных рас­стройств необ­хо­ди­ма так­же тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ная помощь специалиста-психолога.

Огра­ни­че­ний по воз­рас­ту нет. В домаш­них усло­ви­ях мож­но создать атмо­сфе­ру, близ­кую к той, кото­рая есть в сен­сор­ной комнате.

Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты

Про­ти­во­по­ка­за­ни­я­ми явля­ют­ся глу­бо­кая умствен­ная отста­лость, эпи­леп­сия, инфек­ци­он­ные забо­ле­ва­ния. Огра­ни­че­ние – гипе­р­ак­тив­ность и раз­лич­ные пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ские забо­ле­ва­ния, лече­ние кото­рых осу­ществ­ля­ет­ся с при­ме­не­ни­ем пси­хо­троп­ных препаратов.

Заключение

Изу­че­ние сен­сор­ных систем актив­но раз­ви­ва­ет­ся. Воз­дей­ствие через рецеп­то­ры на голов­ной мозг зани­ма­ет умы мно­гих уче­ных мира. И хотя иссле­до­ва­ния еще не окон­че­ны, мы с вами уже зна­ем, что сен­сор­ная ком­на­та, несо­мнен­но, явля­ет­ся уни­каль­ным «изоб­ре­те­ни­ем» и ока­зы­ва­ет поло­жи­тель­ное воз­дей­ствие на орга­низм человека.

Источник

Сегодня все чаще в детских садах, центрах инклюзивного образования, школах можно встретить новое популярное пространство – сенсорную комнату. Попробуем разобраться, для чего она нужна и чем может быть полезна.

Волшебная комната

Сенсорная комната – это организованная среда, где с помощью специального оборудования и предметов происходит воздействие на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. Врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги, учителя начальных классов проводят здесь развивающие и лечебно-коррекционные занятия, психологические тренинги и сеансы релаксации. 

Часто такая комната делится на две зоны:

  • темная сенсорная комната – помогает расслабиться и снять напряжение. Упражнения в сухом бассейне, звуки водного фонтана или отражения зеркального шара в сочетании с тихой и приятной музыкой способствуют релаксации; 
  • светлая сенсорная комната – место для занятий и дидактических игр. 

В активной зоне можно выполнять упражнения для развития органов чувств, коммуникативных навыков и физического здоровья. Здесь специалисты часто используют пузырьковую колонну, сенсорные дорожки, столы для рисования песком или фиброоптические светящиеся волокна. 

Сенсорная комната для дошкольников

Дошкольники на занятии в сенсорной комнате. Педагог Юлия Зуева 

В эру телевидения и гаджетов детям для полноценного развития не хватает разнообразия ощущений. Этот пробел и помогает устранить сенсорная комната. В игровой форме малыши могут получить представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. 

С радостью прыгая в сухом бассейне и прохаживаясь по сенсорным «кочкам» (на дорожке из ковролина крепятся мешочки из ткани с различными наполнителями), дети и не догадываются, что они чему-то учатся. Здесь они знакомятся с материалами, которые имеют разную форму и фактуру: различные виды ткани, дерево, пластмасса, камень, металл; изучают свойства предметов: теплый – холодный, мягкий – жесткий, круглый – квадратный. Специальное сенсорное панноразвивает тактильные ощущения: большой – маленький, один – много, колючий – гладкий, мягкий – жесткий, длинный – короткий, включить – выключить.

Логопеду «волшебная» комната помогает разговорить самых стойких молчунов. Например, с цветными светящимися  шнурами можно поиграть в прятки. Игра снимает все зажимы, и ребенок радостно откликается, произнося слова: «Ау!» или «Ку-ку».

Веселые игровые задания развивают у малышей память, речь, моторику, творческие способности, воображение, любознательность и наблюдательность. Дыхательная гимнастика успокаивает и помогает тренировать концентрацию внимания. 

Педагог-психолог Юлия Зуева уже не первый год проводит занятия в сенсорной комнате с дошкольниками. Приводим описание упражнений с ее занятий.

Фрагмент занятия с дошкольниками в сенсорной комнате

Сенсорная комната в школе

Сенсорная комната в школе – это «лечебное» пространство для учеников любого возраста. Оно помогает школьникам справляться с переутомлением, эмоциональным напряжением вместе с психологом или педагогом в безопасном месте, где нет оценок и критики. Для подростков такая комната – настоящее спасение. Старшеклассники часто с недоверием относятся к взрослым. А сенсорная комната создает комфортную зону общения со специалистом. 

Педагог или психолог проводят здесь для детей и подростков обучающие игры и психотехнические упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастику, релаксационные упражнения, творческие мероприятия. Здесь можно работать над формированием позитивной жизненной установки, снижением агрессивности,  перепадами настроений, преодолением робости и застенчивости. А можно просто зайти, чтобы разгрузить голову после уроков. И 15 минут достаточно, чтобы набраться сил и энергии. 

Упражнение «Водопад»  
Расположитесь поудобнее. Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, мягко струятся по всему телу. Постойте немного под водопадом. Расслабьтесь. Пусть вода унесет прочь ваши страхи и неприятности. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.
Из упражнений на релаксацию с использованием зеркального шара или интерактивного панно «Водопад»

Особые дети в сенсорной комнате

Занятие в Центре инклюзивного образования «Подсолнух»

Читайте также:  Польза перепелиного яйца для кошек

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в развитии сенсорной сферы. Оборудование, общая атмосфера сенсорной комнаты и индивидуальные программы помогают им успешно развиваться.  

У некоторых детей, которые к нам приходят, не развит навык зрительного контакта, − говорит кандидат педагогических наук, директор и педагог Центра инклюзивного образования «Подсолнух» Виктория Козырева. − Как правило, не сформирован указательный жест. Это базовые вещи, которые необходимы, чтобы ребенок начал чему-нибудь обучаться. Тогда мы подводим малыша к пузырьковой трубе, он видит, что там рыбки плавают, и волей-неволей он начинает на них смотреть. И тут педагог начинает разговаривать с ребенком, и указательный жест можно формировать: «Покажи рыбку! Покажи дельфинчика! Посмотри, куда он поплыл: вверх или вниз?». 
Или, например, зеркальный шар. Дети могут ловить солнечных зайчиков на полу, на стене, на потолке. Так ребенок незаметно для себя постепенно учится видеть какой-то предмет и переключать внимание.
Бывает и так, что перед занятием ребенку нужно успокоиться. В таких случаях мы используем музыкальную кровать. Через нее проходят низкочастотные звуки. Эти низкие частоты и спокойная классическая или храмовая музыка помогают даже очень агрессивного ребенка привести в уравновешенное состояние. Например, у нас есть девочка, которая бывает очень агрессивна по отношению к себе, просто бьет себя, и когда кладешь ее на эту кровать, она успокаивается, и дальше можно с ней продуктивно заниматься.

Сенсорная комната – новый подход к решению психологических проблем и устранению проблем, связанных с дефицитом сенсорных ощущений. Эта уникальная среда стимулирует положительный настрой, активирует сенсорный опыт ребенка, улучшает физические и социальные навыки, стимулирует общение и развивает способность чувствовать свое тело. 

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Сенсорной комнатой называют особую интерактивную зону, помогающую расслабиться, снять стресс и отдохнуть, проводя время за интересными занятиями. Предлагаем познакомиться с ней поближе.

Какими бывают помещения для сенсорной терапии?

Существует 2 основных вида комнат для расслабления и психоэмоциональной разгрузки детей.

Релаксационные

Обычно в таких помещениях имеются мягкое напольное и настенное покрытия – все поверхности застелены матами и подушками. В интерьере присутствуют кресла-качалки, сухой бассейн с пластиковыми светящимися шариками. Освещение в этой зоне слегка приглушено, обладая эффектом звездного неба. На потолочных конструкциях развешиваются зеркальные шары, блестящий дождь. Зачастую обстановка дополняется музыкальным сопровождением.

Активационные

Данные комнаты полностью покрыты тактильными панелями (пузырьковыми вибрационными трубками, массажными ковриками и приборами со светооптическими эффектами). В активационной комнате присутствуют пупырчатые фитболы, зеркала, визуально изменяющие размер площади. Периодически здесь включается яркое разноцветное освещение, создающее праздничную атмосферу.

Польза сенсорной комнаты для детей и особенности ее оборудования

специальное оборудование используется для активации или релаксации детей

Какое оборудование требуется для проведения занятий?

Для полноценных занятий в сенсорном помещении потребуются особые предметы.

Мягкие фигурки

Для правильной организации тактильной среды необходимы специальные мягкие геометрические фигурки: квадратики, прямоугольники, круги или полукруги. На них можно не только посидеть, но и построить из них что-нибудь интересное. Также очень часто в сенсорной комнате можно увидеть подушки, сделанные в виде животных. Данные элементы создают атмосферу уюта и комфорта.

Воздушно-пузырьковая колонна

Такое устройство применяется для стимуляции органов зрения, тактильных ощущений и эмоциональной разгрузки. Оно выполнено из прочного, закаленного стекла, которое наполнено чистой, дистиллированной водой. Под влиянием воздушного напора появляются пузырьки, подсвечивающиеся светодиодными лампочками.

Сухой бассейн

Для установки данного элемента необходимо выбрать обычный надувной бассейн, наполнив его пластмассовыми шариками небольшого диаметра (до 10 см). Его можно использовать для мышечной релаксации, отдыха, а также для активных развивающих игр. За счет занятий на таком снаряде ребенок научится понимать свое тело, контролировать эмоции, высвобождая излишки гиперактивной энергии. Постоянное контактирование тела с шариками оказывает благоприятное воздействие на нервную систему малыша.

Массажные предметы

Сюда можно отнести различные фитболы и рельефные коврики, которые способствуют снижению психоэмоционального напряжения. Они используются для проведения активных игр, а также для расслабления и отдыха.

Световые элементы

Главными источниками света в тактильном помещении являются настенный и напольный ковролин, оснащенный оптоволокном, светодиодные проекторы, подвесной потолок со светящейся лентой, флуоресцентные рисунки, фосфорные детали. Все они способствуют развитию зрительных ощущений, концентрации внимания, а также исследовательского интереса.

Польза сенсорной комнаты для детей и особенности ее оборудования

световые элементы в комнате

Сенсорная панель

Данный элемент необходим для улучшения зрения и слуховых рецепторов, мыслительной деятельности, общего представления мира, творческих способностей, а также для выработки и тренировки логического мышления. Для создания сенсорной панели применяются разнообразные зрительные эффекты – цветовые решения (например, радужное покрытие стен) и световые уловки. Также очень часто используют современные проекторы, подключаемые к компьютеру. При помощи этого достаточно просто оживить пространство комнаты, сделав его необычным и интересным для ребенка.

Сухой душ

Простым и одновременно эффективным элементом является сухой душ. За счет него ребенок учится правильно воспринимать окружающее пространство. Данная деталь выполнена в виде небольшого шатра со множеством атласных ленточек, закрепленных на горизонтальной платформе. Малыш может трогать ленточки руками, проходить через них, будто бы через струи водопада или дождя.

Читайте также:  Занятия балетом для взрослых польза

Кресло-мешок

Рассмотрим еще один невероятно полезный элемент сенсорной комнаты – мешкообразное кресло с наполнителем из сухих гелиевых гранул. При любом положении тела ребенок будет чувствовать себя комфортно и удобно. А внутренний наполнитель оказывает точечный массажный эффект. Такое кресло всегда должно присутствовать в тактильном помещении профессионального психолога.

Музыкальное сопровождение

Во время занятий с ребенком обязательно звучание спокойной и мелодичной музыки. Для этой цели подойдут:

  • классические произведения (Баха, Бетховена, Чайковского);
  • специальные аудио-нарезки для релакса и расслабления;
  • музыка для медитации;
  • природные звуки (дождя, пения птиц, шума деревьев, крики дельфинов или чаек);
  • колокольный звон;
  • записи со звуком от хрусталя или металла.

Ароматерапия

Сверхэффективным дополнением для проведения релаксационных уроков является использование ароматерапевтического оборудования – аромасвечей, аромаламп или специальных подвесок с пряными травами. Считается, что разные ароматы влияют на определенные зоны детского организма, улучшая их работу.

Тонизирующий и освежающий эффект оказывают:

  • грецкий орех;
  • ель;
  • душица;
  • календула.

Для того, чтобы устранить депрессивное настроение и уменьшить невротическое расстройство, используются:

  • мята;
  • мелисса;
  • чайное дерево;
  • лаванда.

Стимуляция иммунной системы производится за счет эфирных масел:

  • ромашки;
  • эвкалипта;
  • сосны;
  • ели;
  • аниса.

Польза сенсорной комнаты для детей и особенности ее оборудования

кроме игрушек и других специальных предметов в комнате используется ароматерапия и музыка

Показания к посещению комнаты

Сенсорные занятия назначаются специалистами (неврологом, педиатром, психологом) при следующих отклонениях и заболеваниях, имеющихся у ребенка:

  • неврозы различной этиологии;
  • психическо-адаптационные расстройства;
  • страхи, фобии, замкнутость в себе;
  • соматические болезни;
  • склонность к депрессии, стрессам и сильным эмоциональным переживаниям;
  • агрессивное поведение;
  • повышенная гиперактивность;
  • нехватка внимания со стороны родителей;
  • резидуальный синдром;
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • аутизм в легкой форме;
  • мочевое недержание;
  • заикания;
  • нервный тик.

Польза

Развивающие занятия для детей в сенсорной комнате могут проводиться в группах по несколько человек, а также в индивидуальном порядке. Всего после нескольких посещений можно заметить следующие положительные результаты:

  • развивается мелкомоторная функция и тактильность ощущений;
  • улучшается эмоциональное настроение;
  • корректируется работа опорно-двигательного аппарата, координации внимания и зрения;
  • происходит становление логического мышления;
  • повышается стрессоустойчивость;
  • снимается психологическая нагрузка.

Польза сенсорной комнаты для детей и особенности ее оборудования

занятия в комнате учат ребенка концентрироваться и расслабляться, отвлекают от стресса

Противопоказания

Единственными ограничениями к посещению занятий данной направленности являются:

  • врожденная олигофрения;
  • эпилептические приступы;
  • хронические инфекционные болезни;
  • психоневротические расстройства, лечение которых возможно исключительно с применением сильнодействующих психотропных лекарственных средств.

Примерный план занятия

Занимательные уроки в сенсорной комнате проводятся по определенному алгоритму.

  • Приветствие – педагог просит детей поздороваться друг с другом, рассказав о себе пару слов (имя, сколько лет).
  • Сеанс релаксации – сюда относится цветотерапия, прослушивание музыкальных композиций, ароматерапия и точечный массаж.
  • Игры с применением сенсорных элементов и деталей.
  • Подытоживание занятия – детки рассказывают, что узнали нового и чему научились.

Польза сенсорной комнаты для детей и особенности ее оборудования

сухой бассейн с шариками и подсветкой

Эффективные упражнения

Космическое судно

Данная игра укрепляет и развивает координацию и пространственную ориентацию. Педагог предлагает ребенку или группе детей представить себя, летящими на огромном космическом судне. Он просит ребят посмотреть в иллюминатор и посмотреть на нашу планету, находящуюся вдалеке. Сначала детки должны рассмотреть близко расположенный круг, а затем резко перевести взгляд на тот, что находится подальше.

Золотая рыбка

Такая игра обязательно проводится в группе из нескольких детей. Она помогает зарядить малышей положительными эмоциями, сплотить ребят и научить их работать в коллективе. Для проведения упражнения используется пузырьковая колонна. Педагог вместе с детьми встают вокруг снаряда. Ребята могут выбрать определенный разноцветный пузырь и отслеживать его движение снизу-вверх.

Звездное небо

Обучение правильному восприятию цветовой гаммы, создание благоприятного эмоционального фона, развитие социализации и коммуникативных навыков можно получить за счет интересного упражнения «Звездное небо». Взрослый просит юного пациента поднять голову на потолок. Он включает проектор со звездами. После 2-3 минут наблюдения начинается обсуждение увиденных оттенков.

Солнечный зайчик

Взрослый включает зеркальный шар, рассеивающий на полу множественные блики. Свет в комнате должен быть приглушенным. Звучит ритмичная, но легкая музыка, тонизирующая нервную систему и вызывающая положительные эмоции. Детки будут ловить зайчиков, топая ножками, и хватая их ручками.

Мои ощущения

Психолог подбирает различные музыкальные композиции и начинает поочередно их воспроизводить. После каждой прослушанной мелодии педагог спрашивает у ребенка о тех эмоциях, которые он испытывал в момент звучания музыки. Этот метод учит правильно воспринимать собственные чувства и эмоции.

Косичка

Для проведения занятия понадобится световой фонтан, косичка из лоскутов и звук льющейся воды. Детки усаживаются рядом друг с другом. Слушают природный приятный шум и перебирают ручками косу, пытаясь ее заплести.

Фантазия

Данное упражнения может проводиться как в группе, так и с одним ребенком. Психолог просит малыша придумать какую-нибудь интересную историю, и, используя элементы помещения, попробовать ее изобразить.

Сенсорная комната – инновационное изобретение современных психологов и детских педагогов. Оно помогает малышу справиться с различного рода расстройствами и заболеваниями. Посещение таких занятий разрешается только по направлению специалиста или врача-педиатра.

Источник