В чем польза социальных наук

В чем польза социальных наук thumbnail

Интервью с Андреем Алексеевым
«Троицкий вариант» №16(185), 11 августа 2015 года

Этот номер ТрВ-Наука посвящен проблемам российской социологии. С просьбой поделиться своим видением ситуации мы обратились к одному из тех, кто возрождал российскую социологию, независимому исследователю, колумнисту портала «Когита.ру», консультанту научно-информационного центра «Мемориал» (Санкт-Петербург) Андрею Николаевичу Алексееву. Беседовала Наталия Демина.

— Каково, на Ваш взгляд, положение дел с социологией в России? Сохранились ли независимые от государства социологические центры? Возможно ли сохранить независимость социологии в современной России?

— Состояние социологии в современной России в принципе мало отличается от общего положения дел в российской науке. Это положение последнее десятилетие интенсивно ухудшается. Достаточно вспомнить пресловутую «реформу» Российской академии наук. Я имею в виду состояние науки как социального института, а не как совокупности идей и сообщества людей, где могут быть свои достижения и озарения.

В частности, научная деятельность в сфере обществознания приобретает всё более имитационный характер. Кроме того, увеличивается зависимость от институтов управления обществом, растет и идеологизированность социальной науки. Не могу сказать, чтобы даже прикладная наука, не говоря уж о фундаментальной, была сильно востребована — хоть властью, хоть обществом. Исключение составляет, пожалуй, политическая, особенно электоральная социология, хотя и она используется больше в пропагандистских, чем в экспертных целях.

Можно указать на две относительно автономные друг от друга тенденции. Одна — возрастающая ориентация на следование в фарватере мировой социологии, иногда — с утратой самостоятельности и с отрывом от реалий нашего общества. Другая тенденция — растущая бюрократизация, особенно академической и университетской науки. (Одни только формальные «показатели результативности научной деятельности» чего стоят.)

Во всё более затруднительном положении оказываются некоммерческие научные организации. Участились случаи их преследования как «иностранных агентов», если они пользуются поддержкой зарубежных фондов. Между тем именно поддержка со стороны отечественных государственных и полугосударственных фондов чревата зависимостью от «пожеланий» заказчика, вплоть до полной сервильности.

Сказанное относится не только к социологии, но к социологии в большой мере и ярких проявлениях.

— Каковы, по Вашему мнению, самые актуальные проблемы социологии в России? Насколько эти проблемы похожи на те, с которыми Вы сталкивались в СССР?

— Пожалуй, актуальнейшей проблемой сегодня становится состояние массового сознания, которое, приходится признать, не лишено предрасположенности к агрессивности, ксенофобии, псевдопатриотизму, имперскости, своего рода мессианству, в смысле особого пути России, призванной отстоять «традиционные» ценности «русского мира» и т. п. Эта предрасположенность усиленно эксплуатируется и гипертрофируется государственными и официозными СМИ, точнее, — средствами массовой пропаганды, особенно федеральными телеканалами с их многомиллионной аудиторией.

Общество оказывается беззащитным перед напором и/или накалом этих средств «массового духовного поражения». Происходит тотальное «облучение» общественного сознания в духе известных антиутопий, от замятинского «Мы» до «Обитаемого острова» Стругацких.

Исследование социально-психологических механизмов этого оглупления (соответственно, «поглупения») общества в целом, с одной стороны, и возможности и перспектив сопротивления этим разрушительным процессам, с другой стороны, — сегодня едва ли не первоочередная задача общественной науки. Однако именно этот круг задач игнорируется отечественной социологией. Последняя как бы встраивается в систему идеологического воздействия, лишь на словах сохраняя свою автономию.

Другой важнейшей задачей нашей социологии, на наш взгляд, является исследование нынешней социальной структуры, особенно — в ее поколенческих «разрезах». Это — едва ли не terra incognita современного отечественного обществознания. По счастью, достаточно распространены сегодня эмпирические исследования процессов всевозрастающего социального неравенства, далеко обгоняющего даже страны «третьего мира».

Наконец, к актуальнейшим проблемам социологии у нас относится взаимодействие (порой драматическое) личности и социальных институтов, от детского сада до пенсионного фонда, и особенно — институтов власти, будь то политической, экономической, правоохранительной и т. д.

Нельзя сказать, чтобы эти и другие ключевые проблемы социальной науки не вставали и не ставились в советские времена. Тогда крупицы истины об общественных реалиях высвечивались сквозь фильтр цензуры, туман идеологических заклинаний и максимы марксистско-ленинского учения. Социолог сегодня свободнее идейно, но более зависим экономически.

Из содержательных моментов укажу на современную потребность в исследованиях социальных изменений, каковые, увы, превращаются из прогрессивных в реверсивные, возвращающие общество к состоянию периода «развитого социализма» и даже сталинизма.

— В марте 2014 года был проведен опрос по Крыму, который исследователи из ФОМа и ВЦИОМа назвали мегаопросом и очень гордятся тем, как умело он был проведен. Горячо поддержал этот опрос и Дмитрий Рогозин, интервью с которым мы публикуем параллельно. Но далее в Крыму произошли известные события, которые продолжают развиваться по спирали. Ваше отношение мегаопросу?

— Свое отношение к нему мне приходилось высказывать не однажды, особенно подробно — в статье «Звездный час или позор российской опросной социологии?», опубликованной на портале «Когита.ру» [1], а также на сайте Санкт-Петербургской ассоциации социологов [2].

Этот опрос, небывалый по масштабам (около 50 тыс. опрошенных), является характерным примером того, как властные институты используют социологов-полстеров в своих целях и как охотно ведущие опросные фирмы клюют на эту «наживку». Названное «социологическое мероприятие», на мой взгляд, находится ниже всякой профессиональной критики, хоть и осуществлялось квалифицированными и, пожалуй, даже добросовестными исполнителями. Некоторые сотрудники ВЦИОМа и ФОМа, похоже, и впрямь гордятся тем, что, получив от Кремля (через посреднический фонд) заказ за три дня до известной «крымской речи» первого должностного лица государства, сумели уложиться в эти три дня, чтобы:

    а) подготовить методический инструмент,

    б) рассчитать грамотную выборку,

    в) договориться с десятками колл-центров, мобилизовавших сотни интервьюеров,

    г) опросить по телефону, как уже указывалось, 50 тыс. граждан в разных регионах России,

    д) статистически обработать собранную информацию,

    е) положить на стол президенту сакраментальную цифру — 91% россиян поддерживают отторжение Крыма от Украины в пользу России.

Эта и другие цифры из данного опроса вошли в историческую речь Путина 18 марта 2014 года в качестве социологического обоснования (подкрепления) к тому времени уже состоявшейся «аннексии Крыма» или «восстановления исторической справедливости» (кому как угодно называть).

Благодаря Дмитрию Рогозину, еще год назад опубликовавшему во ВЦИОМовском «Мониторинге общественного мнения» (2014, №2) статью под названием «Насколько корректен телефонный опрос о Крыме: апостериорный анализ ошибок измерения» [3], оказалось возможным детально ознакомиться и с инструментарием (гайдом телефонного разговора), и с обстоятельствами опроса, и с огрехами бесед интервьюеров с респондентами.

Статья Рогозина была методолого-методическая, якобы критическая, а по сути — апологетическая в отношении данной «социологической акции». В ней приводились примеры аудиозаписей телефонных интервью, проведенных как некорректно, так и корректно с точки зрения автора. Однако из всех этих примеров прекрасно видно, что характер вопросов, их последовательность, не говоря уж о настойчивости интервьюеров, являются «наводящими» на позитивный ответ.

Не следует думать, что интервьюеры и/или организаторы опроса «рисовали» эти результаты. Респонденты действительно отвечали «как надо», вот только содержание вопросов и ситуация опроса их «слегка» подталкивали к этому. В итоге возникли данные, вполне отвечающие интересам заказчика.

Разумеется, россияне в большинстве своем согласились со «спецоперацией» по присоединению Крыма. Мало того, именно этот внешнеполитический шаг дал мощный импульс подъему патриотических чувств и небывалому (со времен российско-грузинской войны 2008 года) взлету рейтинга «национального лидера». Но ни тогда, ни даже теперь это большинство на самом деле отнюдь не такое уж подавляющее и абсолютное.

Кстати, и современный «заоблачный» рейтинг главы государства имеет ту же природу артефакта. Народная поддержка на уровне 86% (а теперь уже и почти 90%) есть не что иное, как сумма позитивных ответов на вопрос: «Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность Владимира Путина на посту президента РФ?» (формулировка Левада-Центра). В условиях жестко авторитарного общества, дрейфующего в сторону тоталитаризма, массовый ответ и не мог быть иным.

[1] «Звездный час или позор российской опросной социологии?». Блог А. Н. Алексеева.
[2] А. Н. Алексеев «Следует ли так уж доверять результатам опросов общественного мнения?».
[3] Д. М. Рогозин «Насколько корректен телефонный опрос о крыме: апостериорный анализ ошибок измерения». DOI:10.14515/monitoring.2014.1.01.

Источник

В стремительно меняющемся мире наиболее актуально умение быстро ориентироваться в социальной реальности, понимать экономическую и политическую подоплеку событий, осмыслить их в длительной перспективе. В школе этому напрямую учит обществознание, которое включает в себя знания, подходы и методы не одной, а нескольких наук. В основе школьной обществоведческой подготовки лежат знания из области философии, социологии, политологии, экономики, права, социальной психологии. Именно этой изначальной междисциплинарностью определяется его уникальность и одновременно сложность.

Из-за того, что школьный курс обществознания опирается на разные науки, структура его преподавания в средней школе сложна. С 5 по 7 класс обществоведческая подготовка связана со знакомством с основными институтами, в которые учащийся уже вовлечен, например, с институтами семьи и школы. Далее задача усложняется – начинается знакомство с обществом как системой и его подсистемами – сферами жизни. Школьники изучают социальную, экономическую, политическую, духовную сферы, отдельно рассматриваются вопросы морали и права как основных регуляторов поведения человека.

В старшей школе, в 10 и 11 классах, задача преподавания обществознания немного изменяется. В фокусе преподавания оказывается сам человек – в системе экономических отношений, политических институтов.

Обществознание стоит на первом месте среди дисциплин, выбираемых выпускниками при сдаче ЕГЭ. При поступлении на большое количество востребованных направлений высшего образования требуется результат по обществознанию. Это налагает особую ответственность и на учителя обществознания, и на все формы обществоведческой подготовки. О задачах обществоведческих дисциплин в современном образовании мы разговариваем с учителем обществознания, экономики и права Аксайской средней школы № 2 Татьяной Александровной Петренко.

Петренко-Т.А.– Какие общественные дисциплины изучаются в школе № 2, где гуманитарным наукам уделяется особое внимание?
– В образовательную область обществознания интегрированы экономика, право, философия, социология и другие общественные науки. В связи с этим немаловажно, что в нашей школе обучение обществознанию ведется на третьей, старшей, ступени (10 – 11 класс) по индивидуальной траектории. Дети выбирают именно ту область изучения, которая связана с их будущим профессиональным самоопределением. Это могут быть связи с общественностью, логистика, правовое и экономическое пространство, а также таможня, силовые структуры, армия. Для этих специальностей надо изучать и сдавать ЕГЭ по обществознанию на профильном уровне, что включает в себя значительные знания по экономике и праву.

Обществознание не только востребованный предмет для сдачи ЕГЭ, но и необходимый для формирования мировоззрения, социализации, профессионального самоопределения и раскрытия творческого потенциала. Именно обществознание дает картину мира, рассказывает об этапах развития общества и человека.

Мы в школе реализуем инновационные программы, участвовали в региональном эксперименте по внедрению в образовательный процесс основ предпринимательской деятельности. Очень хорошие результаты показали дети. Например, один из наших выпускников Александр Жирков учится сейчас в Высшей школе экономики, а до этого был победителем на Всероссийском форуме «Лидеры молодежного предпринимательства «Свое дело – 2.0». Он и другие учащиеся, Руслан Крымский, Лера Латышева, становились призерами олимпиады по предпринимательству. Лера Латышева победила в проектной сессии на школьном экономическом форуме и была номинирована на Всероссийский конкурс «Молодежь за глобальное продвижение предпринимательства». Она разработала бизнес-проект «Конно-спортивная конюшня» в Аксайском районе, который очень заинтересовал устроителей школьного экономического форума и получил высокую оценку.

Сейчас мы внедряем новую инновационную программу «Финансовая грамотность», которая учит детей, как правильно управлять своими финансами, какие, помимо банковской системы, существуют еще институты, куда можно вложить свои денежные средства. Так мы начинаем изучать паевые инвестиционные фонды, рынки ценных бумаг, государственные облигации. Управление финансами – это не только умение распоряжаться своими деньгами, но и знание о том, как получить налоговый вычет, найти себе страховщика, обеспечить достойную пенсию. Дети с удовольствием знакомятся с подобной очень насущной и жизненной информацией.

Занятия проходят у нас в интерактивной форме. Ребята хотят поделиться теми знаниями, которые им удалось получить из учебников, Интернета, а также на основе собственного опыта. Поэтому занятия проходят у нас очень активно, интересно, в атмосфере диалога, общего обсуждения сложных тем.

Раньше такие дисциплины, как экономика, финансовая грамотность, не преподавались в школе. Насколько востребованы и необходимы они в современном обществе?

– Да, о таких дисциплинах в школе раньше не слышали, может быть, поэтому наши сограждане несли деньги в МММ и подобные финансовые пирамиды. Теперь же дети прекрасно знают признаки финансовых пирамид, финансового мошенничества. Могут рассказать, как распознать такую пирамиду. Например, если ты не находишь, куда финансовая организация инвестирует деньги, то лучше близко не подходить к дверям данного учреждения. Ведь деньги в воздухе не размножаются, их надо вкладывать в какое-то выгодное дело, чтобы они приносили доход.

Курс финансовой грамотности дает практические знания и навыки, без которых современному человеку трудно стать успешным, а порой и выживать трудно, ведь финансовая стабильность – основа развития.

– Насколько обществознание и входящие в него дисциплины востребованы школьниками, особенно выпускниками?
– Каждый год не менее 30 человек сдает ЕГЭ по обществознанию, а это около половины выпускников. Наша школа дает крепкие и обширные знания по общественным дисциплинам. В районе только две учебные организации с углубленным изучением общественных наук – школа № 2 и гимназия № 3. Наши выпускники поступают на бюджет на гуманитарные факультеты ЮФУ, в Таможенную академию, учатся в Высшей школе экономики. Многие уже закончили вузы и работают по выбранной специальности, они конкуренто-способны, их знания и умения востребованы. Кроме того, обществознание – это такой предмет, который позволяет молодому человеку сориентироваться в жизни, понять, как действуют и развиваются те или иные структуры, сферы общественной жизни. А такие знания нужны не только тем, кто посвятит себя гуманитарным наукам или экономике. Знания мироустройства, происходящих в обществе процессов необходимы всем людям для принятия важных решений на личном и коллективном уровнях.

– Каковы, на ваш взгляд, основные сложности в работе с учащимися?
– Прежде всего, это соотношение того, что мы изучаем, с тем, что видим вокруг себя. Не всегда реальность совпадает с теоретическими знаниями. И «как надо» не всегда соответствует тому, «что есть на самом деле». Поэтому мы на уроках много беседуем, обмениваемся мнениями. А бывает и так, что дети задают вопросы, на которые я сразу не могу ответить. И тогда прошу подождать, пока сама разберусь в теме. Часто говорят, что учителю в работе необходимо терпение. Кто с этим поспорит. Учителю, на мой взгляд, необходимо и чувство юмора, умение самому посмеяться и детей развеселить. Жизнь непростая в наши времена, и умение посмеяться очень помогает преодолевать трудности и достигать своей цели.

– Какие вы можете дать советы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию и вообще по освоению этого непростого предмета?
– Подготовка к ЕГЭ – это не единовременный акт, а длительный процесс, поэтому мы начинаем готовиться и отрабатываем отдельные элементы уже с десятого класса. Наши ученики в большинстве своем не прибегают к помощи репетиторов, им вполне хватает той подготовки, которую они получают в школе на профильных уроках по обществознанию, экономике и праву. Однако даже в задания базового уровня входят зачастую довольно сложные вопросы. Поэтому всегда надо ориентироваться на более высокие требования. Именно поэтому я всегда стараюсь найти что-то интересное, необычное, о чем можно было бы поговорить с учениками, поспорить, порассуждать.

Мы часто обсуждаем актуальные проблемы, которые происходят в нашей жизни, затрагиваются в прессе. И это очень полезно, когда конкретные случаи накладываются на базовые знания учащихся. Мы каждый день осваиваем что-то новое. Например, недавно говорили об «индексе Робин Гуда», являющимся показателем неравенства доходов в обществе, который равен той доле дохода, которую надо перераспределить для достижения равенства всех его членов. Темы на стыке различных наук, например, экономики и социологии, стимулируют учащихся лучше разбираться в сложных задачах, увереннее себя чувствовать в современной системе знаний, а соответственно, и в сложной, изменчивой реальности.

Несмотря на свою сложность и многогранность, предмет очень интересен. Раньше обществознание называлось «Человек и общество». А что может быть важнее взаимоотношений человека и общества? Ведь категория личности имеет смысл только в обществе, и каждый человек без общества обойтись не может. Обществознание помогает преодолеть обыденное представление о мире, понять его многогранную сложность. Современные школьники хотят реализоваться, стать успешными. А для этого надо хорошо ориентироваться в обществе, быть здоровым, коммуникабельным, а также обладать желанием и способностью учиться на протяжении всей жизни. Ребята уже сейчас понимают, что нужно уметь быстро находить информацию, вычленять главное, правильно интерпретировать и очень быстро реагировать на изменения в реальной жизни. А также уметь быстро осваивать новое, переобучаться. Познавательная активность у молодежи сегодня очень развита, они жаждут знаний, и, прежде всего, тех, которые придадут им уверенности, сориентируют в современном обществе.

Екатерина ГОНЗАЛЕС

Источник