В чем польза загадок для детей

В чем польза загадок для детей thumbnail

Большинство из нас, наверное, считает загадки интересной увлекательной забавой. И это действительно так. Правильно подобранные шарады могут стать прекрасным способом проведения досуга не только для детей разных возрастов, но и для взрослых! Загадки одинаково хорошо подходят для занятий с одним ребенком и с численной группой детей. Но в последнее время к этому виду игры мы прибегаем все же нечасто…

Ни в коем случае не забывайте о загадках! Этот простой, занимательный и совершенно доступный всем метод развития ребенка воистину бесценен! Вы поймете и осознаете это в полной мере, когда на несколько минут задумаетесь: а в чем же состоит польза загадок для детей? На этот вопрос можно ответить очень коротко и емко: в развитии. И, кажется, таким увлекательным занятиям подвластно воздействовать на все сферы развития ребенка, за исключением разве что физической.

polza-zagadok-v-razvitii-rebenka2

Загадки для развития ребенка

Только вдумайтесь, до чего это простое и гениальное изобретение! Чтобы найти ответ на задаваемый вопрос, ребенку необходимо создать в своем воображении образ, сравнить и сопоставить его с другими образами, найти искомую черту и установить логическую связь между ней и спрашиваемым. Иногда ответы оказываются совершенно неожиданными, но вполне логичными при более детальном анализе задания.

А потому, чтобы уметь с легкостью разгадывать устные головоломки, ребенок должен обладать абстрактным, логическим, ассоциативным, образным, творческим, нестандартным мышлением! Регулярное разгадывание головоломок эффективно, но ненавязчиво тренирует и развивает все эти качества у ребенка.

Загадка аккумулирует все внимание на самой яркой, характерной черте предмета, существа или явления, порой противопоставляя его другому, имеющему такой же признак (не лает, не кусает, а в дом не пускает). Ребенок вынужден мыслить творчески, фантазировать, видеть шире и смотреть глубже, чтобы найти разгадку. Впредь он более внимательно наблюдает за окружающим его миром, стараясь запоминать и улавливать штрихи, которые при необходимости напомнят ему о том или ином предмете (мяч круглый, трава зеленая, игла острая). Затем начинает понимать, что слова бывают многозначными, а предметы и явления имеют разные свойства.

Узнавая все больше, ребенок будет интересоваться новыми темами, явлениями, понятиями. Одновременно с мировоззрением, знаниями, памятью будет расширяться и его словесный запас, а значит, будет активно развиваться речь. Подбор соответствующей интонации и ритма озвучивания загадки побуждают ребенка также учиться этому: правильно преподносить материал и доносить свою мысль, оформляя ее при помощи голоса. Поскольку занятия происходят в игровой форме, то усваивается такой материал очень просто, быстро и естественно.

Поиски ответа на вопрос требуют определенных усилий и работы над собой, терпения и желания закончить начатое дело. Ребенок, заинтересованный вопросом, пытается решить непростую задачу. Это развивает не только терпение и ответственность, но также напористость, последовательность, целеустремленность, умение принимать решение и находить выход из сложившейся ситуации.

Казалось бы, простенькая загадка, а столько пользы в себе несет, столькими возможностями обладает! Итак, подобного рода задания развивают:

  • мышление,
  • смекалку,
  • сообразительность
  • наблюдательность,
  • память,
  • любознательность,
  • речь,
  • словарный запас,
  • терпение.

polza-zagadok-v-razvitii-rebenka3

Как изъять пользу из загадок?

Чтобы привить ребенку интерес к разгадыванию шарад и ребусов, очень важно подобрать «правильные», подходящие для его возраста задания. Это должны быть простые, короткие и точно характеризующие разгадку фразы. Описания должны зашифровывать предметы, хорошо знакомые малышу, окружающие его быт и наполняющие его повседневную жизнь. Для детей младшего возраста (дошкольников и младших школьников) прекрасно подходят вопросы, предусматривающие ответ, который будет рифмоваться с вопросом — такие загадки отгадывать легко, а потому они приносят огромное удовольствие малышам.

По мере развития ребенка задания будут постепенно усложняться, тематика — расширяться, форма — видоизменяться. Начните с простых и однозначных заданий, но затем включайте в свой арсенал вопросы, на которые возможны несколько вариантов ответа (не птица, но летает). Впрочем, видов загадок существует огромное множество: прямые, на основе отрицательного сравнения, математические, рифмовки, обманки, ориентированные на образное мышление и пр. Используйте их все, но когда для этого наступит подходящий возрастной период — каждой свое время.

polza-zagadok-v-razvitii-rebenka1

Как правило, детям очень нравится искать ответы на разные задания. Когда они хорошо освоят это занятие, то начнут сами сочинять различные головоломки. Это значительно труднее и еще более полезно, чем разгадывание загадок, а потому необходимо всячески поддерживать малыша в этом и поощрять! К примеру, мы с доченькой всегда придумываем и загадываем друг другу загадки, когда принимаем вечерний душ или прогуливаемся по улице (чтобы скучно не было и время зря не пропадало). Порой детская фантазия и наблюдательность меня просто поражает!

Сочинять загадки и находить ответы на вопросы очень интересно! Непременно попробуйте! Тем более что для этого совершенно ничего не нужно специального.

Играйте в загадки всегда, когда возникает соответствующая ситуация или удобный случай (к примеру, прогуливаясь осенним лесом можно загадать загадку про гриб, желудь, ежика), а также когда есть желание и свободная минутка.

Читайте также:  Чай с чабрецом при беременности польза

Интересного и полезного вам досуга! 

Специально для nashidetki.net- Елена Семенова

Источник

денисова ольга
Консультация для родителей «В чем польза загадок и как научить ребенка их отгадывать»

В чем польза загадок и как научить ребенка их отгадывать

Родители не всегда знают и не задумываются о пользе загадок для детей. Загадка играет немаловажную роль в развитии ребенка.. Загадки это особый весёлый, интересный, загадочный мир. Кстати само слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления для узнавания которого требуется немалое размышление. И в то же время при всей сложности загадок – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Загадки:

-учат поэтическому видению мира, нестандартному мышлению;

-расширяют кругозор и представления об окружающем мире;

-помогают активизировать внимание, умение понимать и чувствовать худ. образ;

-развивают воображение, речь, любознательность; тренируют память.

Многие дети любят отгадывать загадки, и это их увлекает. Искать разгадку очень интересно и весело. Всегда поощряйте интерес к загадкам у детей. Они учат думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания о мире, прививают любовь к родному языку. Загадки прекрасно развивают мышление, память, внимание, усидчивость. Разгадывать загадки можно в игровой форме и непринужденно.

Загадка – это краткое описание предмета или явления. Она включает немало ценных сведений об окружающем мире. Из представленной загадки ребенок может получить сведения о внешнем виде предмета. Большое значение загадки имеют для развития мышления ребенка, так как заставляют наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадки являются своеобразной зарядкой для детского ума. Они приучают к размышлениям и доказательствам, учат логически мыслить, анализировать, делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления и таким образом развивают умственные способности у ребенка.

Учите ребенка разгадывать загадки. Чтобы отгадать ответ, ребенку надо выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где он видел тот или иной предмет. Если ребенку трудно отгадать, не спешите сразу сообщать разгадку. Дайте время подумать, иначе интерес к загадкам быстро пропадет. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, искать пути решения и, что немаловажно, объяснять и доказывать правильность своего ответа.

Придумывайте с ребенком загадки сами. Это не менее увлекательно и полезно, чем разгадывать. Придумывать загадки можно обо всем. Начинайте с простых описаний окружающих вас предметов. Такое творчество учит ребенка говорить ярко и образно, смотреть на обычные предметы с новой стороны, находить сходства между разными предметами.Например: В загадки можно играть специально, то есть объяснить ребенку, что ему нужно очень внимательно все вокруг осмотреть, запомнить и отгадать загадку. А можно и спонтанно, например, собираясь на улицу или гуляя по парку. Главное, чтобы вы сами их знали и могли вспомнить в нужный момент.

Не забудьте объяснить ребенку, что в загадке важно все, нельзя пропустить ни одного слова. После того как ребенок нашел ответ, надо выяснить, как он это сделал, почему решил именно так. Такие вопросы учат малыша рассуждать, объяснять, доказывать, а вам дают возможность узнать ход его мыслеи и при необходимости подкорректировать выводы.                                                                                                                                           Важно, чтобы загадкибыли на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня – про животных, завтра – про природу, потом – про кухонную утварь и так далее. Такое сужение тем помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.

Внимание ребенка необходимо сосредоточить на тематику загадки и ее озвучить. Например, загадки про овощи.

Читайте также:  Польза и вред от йогурта

Начиная разгадывать загадки с ребенком,  не стоит ждать от него быстрых и правильных ответов сразу. Не стоит  с первого раза загадывать много различных загадок. Начните с одной, понаблюдайте за реакцией.   Пусть первая загадка будет очень простой, помогите ребенку сориентироваться и найти ответ  самостоятельно, потом обязательно похвалите. Первый положительный опыт повысит самооценку ребенка и будет стимулировать его  к новым разгадкам! Развивайтесь весело!

ПРИЕМЫ ОТГАДЫВАНИЯ Наряду с созданием условий, облегчающих отгадывание, следует учить детей отгадывать загадку, правильно решать логическую задачу. Чтобы решение было безошибочным, надо знать логический механизм отгадывания, владеть соответствующими приемами. Учитывая особенности содержания загадки как логической задачи, рассмотрим специфику и последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании. Чтобы отгадать загадку, нужно сначала выделить признаки предмета, указанные в загадке, т. е. произвести анализ. Затем сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи, т. е. произвести синтез. На основе установления связей и объединения признаков делается вывод, строится умозаключение, т. е. правильная отгадка. Непременность каждого из этих этапов в указанной последовательности определяется тем, что без достаточного анализа (выделения всех указанных признаков) процесс синтеза (установления связей) может быть неполным, односторонним, а следовательно, и вывод будет неточным или ошибочным. Причины ошибок детей при отгадывании Между анализом, синтезом и умозаключением существует тесная зависимость. Чем больше признаков будет выделено в загадке, тем легче произвести синтез, установить связи между признаками, тем безошибочнее сделать вывод, т. е. определить отгадку.

Способы отгадывания загадок Основой отгадывания является понимание вопроса загадки — в нем всегда содержится своеобразная задача,которую надо решить: что надо Надо также уяснить, как искать отгадку, т. е.найти пути решения: где искать? На основании чего делать вывод? Для этого надо вычленить все признаки, названные в загадке, так как именно они являются ключом к отгадке. Одни признаки указывают на область поисков — где искать отгадку, другие характеризуют сам предмет загадки — кого, что надо искать, третьи обращают внимание на связи и зависимости данного явления с другими. Вот почему для успеха в отгадывании ничего нельзя пропустить в загадке: в ней важно все, каждое слово. Таким образом, приемы отгадывания загадок весьма разнообразны. Но они всегда основываются на содержании и форме загадки и в каждом конкретном случае определяются ими. Найти приемы отгадывания — значит понять логический механизм загадки и овладеть им.

Источник

В чем польза загадок и как научить ребенка их отгадывать

        Родители не всегда знают и не задумываются о пользе загадок для детей. Загадка играет немаловажную роль в развитии ребенка. .   Загадки это особый весёлый, интересный, загадочный мир. Кстати само слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления для узнавания которого требуется немалое размышление. И в то же время при всей сложности загадок – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.           

Загадки:

          -учат поэтическому видению мира, нестандартному мышлению;

           -расширяют кругозор и представления об окружающем мире;

           -помогают активизировать внимание, умение понимать и чувствовать худ.образ;                  

           -развивают воображение, речь, любознательность; тренируют память.

     Многие дети любят отгадывать загадки, и это их увлекает. Искать разгадку очень      интересно и весело. Всегда поощряйте интерес к загадкам у детей. Они учат думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания о мире, прививают любовь к родному языку. Загадки прекрасно развивают мышление, память, внимание, усидчивость.  Разгадывать загадки можно в игровой форме и непринужденно.

Загадка – это краткое описание предмета или явления. Она  включает немало ценных сведений об окружающем мире. Из представленной загадки ребенок может получить сведения о внешнем виде  предмета. Большое значение загадки имеют для развития мышления ребенка, так как заставляют наблюдать, сравнивать и сопоставлять явления. Поэтому загадки  являются  своеобразной  зарядкой  для детского ума. Они приучают к размышлениям и доказательствам, учат логически мыслить, анализировать,  делать выводы, выделять наиболее существенные признаки и явления и таким образом  развивают умственные  способности у ребенка.                                                                    

Читайте также:  Отказ от тсж в пользу жкх

Учите ребенка разгадывать загадки. Чтобы отгадать ответ, ребенку надо выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где он видел тот или иной предмет. Если ребенку трудно отгадать, не спешите сразу сообщать разгадку. Дайте  время подумать, иначе интерес к загадкам быстро пропадет.  Детей следует учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, искать пути решения и, что немаловажно, объяснять и доказывать правильность своего ответа.

Придумывайте с ребенком загадки сами. Это не менее увлекательно и полезно, чем разгадывать. Придумывать загадки можно обо всем. Начинайте с простых описаний окружающих вас предметов. Такое творчество учит ребенка говорить ярко и образно, смотреть на обычные предметы с новой стороны, находить сходства между разными предметами. Например:     В загадки можно играть специально, то есть объяснить ребенку, что ему нужно очень внимательно все вокруг осмотреть, запомнить и отгадать загадку. А можно и спонтанно, например, собираясь на улицу или гуляя по парку. Главное, чтобы вы сами их знали и могли вспомнить в нужный момент.

Не забудьте объяснить ребенку, что в загадке важно все, нельзя пропустить ни одного слова. После того как ребенок нашел ответ, надо выяснить, как он это сделал, почему решил именно так. Такие вопросы учат малыша рассуждать, объяснять, доказывать, а вам дают возможность узнать ход его мыслей и при необходимости подкорректировать выводы.                                                                                                                                            Важно, чтобы загадки были на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня – про животных, завтра – про природу, потом – про кухонную утварь и так далее. Такое сужение тем помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.

Внимание ребенка необходимо сосредоточить на тематику загадки и ее озвучить. Например, загадки про овощи.

 Начиная разгадывать загадки с ребенком,  не стоит ждать от него быстрых и правильных ответов сразу. Не стоит  с первого раза загадывать много различных загадок. Начните с одной, понаблюдайте за реакцией.  Пусть первая загадка будет очень простой, помогите ребенку сориентироваться и найти ответ  самостоятельно, потом обязательно похвалите. Первый положительный опыт повысит самооценку ребенка и будет стимулировать его  к новым разгадкам! Развивайтесь весело!

ПРИЕМЫ ОТГАДЫВАНИЯ Наряду с созданием условий, облегчающих отгадывание, следует учить детей отгадывать загадку, правильно решать логическую задачу. Чтобы решение было безошибочным, надо знать логический механизм отгадывания, владеть соответствующими приемами. Учитывая особенности содержания загадки как логической задачи, рассмотрим специфику и последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании. Чтобы отгадать загадку, нужно сначала выделить признаки предмета, указанные в загадке, т. е. произвести анализ. Затем сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи, т.е. произвести синтез. На основе установления связей и объединения признаков делается вывод, строится умозаключение, т. е. правильная отгадка. Непременность каждого из этих этапов в указанной последовательности определяется тем, что без достаточного анализа (выделения всех указанных признаков) процесс синтеза (установления связей) может быть неполным, односторонним, а следовательно, и вывод будет неточным или ошибочным. Причины ошибок детей при отгадывании Между анализом, синтезом и умозаключением существует тесная зависимость. Чем больше признаков будет выделено в загадке, тем легче произвести синтез, установить связи между признаками, тем безошибочнее сделать вывод, т. е. определить отгадку.

Способы отгадывания загадок Основой отгадывания является понимание вопроса загадки — в нем всегда содержится своеобразная задача, которую надо решить: что надо Надо также уяснить, как искать отгадку, т. е. найти пути решения: где искать? На основании чего делать вывод? Для этого надо вычленить все признаки, названные в загадке, так как именно они являются ключом к отгадке. Одни признаки указывают на область поисков — где искать отгадку, другие характеризуют сам предмет загадки — кого, что надо искать, третьи обращают внимание на связи и зависимости данного явления с другими. Вот почему для успеха в отгадывании ничего нельзя пропустить в загадке: в ней важно все, каждое слово. Таким образом, приемы отгадывания загадок весьма разнообразны. Но они всегда основываются на содержании и форме загадки и в каждом конкретном случае определяются ими. Найти приемы отгадывания — значит понять логический механизм загадки и овладеть им.   

Источник