В чем заключается польза детям при инклюзивном образовании

В чем заключается польза детям при инклюзивном образовании thumbnail

07.09.2018, 1873 просмотра.

Сегодня мы поговорим об инклюзивном образовании. Какие плюсы может увидеть обычный родитель, когда его здоровый ребенок посещает детский сад вместе с его сверстником, обладающий ограниченными возможностями здоровья?

Многим уже известно, что инклюзия, в общем, — это включение инвалидов, детей-инвалидов в жизнь, социум, а инклюзивное образование — осуществление процесса инклюзии именно через образование.

Для реализации нового вида образования детский сад полностью преобразуется:

  1. улучшается организация территории, крыльца (появляются широкий пандус с безопасным покрытием, увеличиваются дверные проемы, добавляется контрастная окраска и тактильное покрытие лестниц), фасада,
  2. изменяется дизайн внутренних помещений (игровое оборудование и интерьер),
  3. преобразуется образовательная программа с учетом включения адаптированной части для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья),
  4. повышается качество преподавания педагогов и специалистов за счет повышения их квалификации.

Соответственно, из-за улучшений условий в детском инклюзивном саду, у обычных детей появляется больше возможностей раскрыть свой потенциал, удовлетворить интересы каждого ребенка и увидеть в зачаточном положении слабые стороны, с которыми необходимо начинать работать, чем раньше, тем лучше.

Важно заметить, что для того, чтобы быть успешными в обществе, дети должны приобретать определенные умения, однако, одни навыки и знания не могут составить надежную основу для получения желаемого результата. При планировании и оценке общеобразовательной программывоспитания и обучения для всех детей необходимо учитывать все три сферы – причастности, отношений и знаний/умений. Поэтому, благодаря инклюзивным образовательным учреждениям формируется цельная и важная для общества картину значимых результатов, которые помогут ребенку в будущем стать успешным.

Самое главное достоинство инклюзивного образования для наших детей заключается в том, что у них формируется безбарьерное мышление. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты «очкарик», ты «толстый» и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми.Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Человек с инвалидностью перестанет казаться диковинкой.

Находясь в одном коллективе вместе с ребенком с ОВЗ, у обычного сверстника уменьшится боязнь различий между детьми и одновременно появится большее спокойствие и понимание действительности; повысится рост социальной сознательности, увеличится развитие самосознания и самооценки; научится проявлять искреннюю заботу и дружбу. Такое развитие гуманных качеств в ребенке заложит его основу нравственных установок и морали и поможет ему вырасти добрым,отзывчивым и культурным человеком.

Самое энергичное участие в процессе инклюзии должны принимать сами родители, а не только детский сад, школа, педагоги, общество. Родители обычных детей должны учить своих ребятишек с пониманием относиться к детям-инвалидам, и на своем примере показывать, как это делать, потому что от нашего воспитания и мировоззрения зависит каким ребенок вырастит человеком.

Источник

Инклюзивное образование: польза или вред?

Развитие инклюзивного образования в России становится одним из главных направлений государственной образовательной политики. Как наиболее гуманное и наиболее эффективное совместное (инклюзивное) обучение направлено на исключение любой дискриминации детей, обеспечивающее равное отношение ко всем людям, но создающее особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В этом учебном году ряд школ приступило к реализации программы инклюзивного образования. Для каких-то образовательных учреждений реализация инклюзивного образования связана с трудностями, в первую очередь потому, что это новая для них деятельность.  Кроме прочего, для многих не все так однозначно. Личное отношение к такому виду образования может повлиять на реализацию этой программы в каждом конкретном образовательном учреждении по-разному: подтолкнуть или притормозить.  

Родители детей с ОВЗ, являющиеся сами педагогами, считают: под таким благовидным предлогом развитые государства (не только наше) хотят просто банально сэкономить на коррекционных учреждениях. В Германии в прошлом году (2015) проходил симпозиум по инклюзии, на котором была коллега одного из родителей ребенка с ОВЗ: «выступал там министр и красиво говорил, а потом встали специалисты и, со слов   коллеги, его “порвали”: настолько отрицательные результаты у инклюзивного образования. Я сама мама ребенка-инвалида, а также медицинский психолог по образованию, потому считаю, что инклюзия должна быть точно не в образовании, а больше создавать возможностей для людей с инвалидностью».

  В апреле 2016 года беседовала я с сотрудником коррекционной школы, которая также считает, что образованием таких детей должны заниматься специалисты. «При всех достоинствах наша специальная школа отличается основным недостатком – замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка и не вводит его в настоящую жизнь. Задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсация не в биологическом, а в социальном аспекте», – говорит учитель начальных классов одной из школ Приморского района СПб.  Точно знаю, что ответила бы сотрудник коррекционной школы, и я с ней согласна: замыкание воспитанника такой школы произойдет только в том случае, если ничего не делать дополнительно. А делать можно очень многое, например, через совместную деятельность с обучающимися общеобразовательных учреждений, такую как концерты, субботники, праздники и другое. Таким образом, обучение происходит отдельно, а при совместной деятельности присутствуют как дети из общеобразовательных школ, так и из коррекционных. В этом случае снимается ряд противоречий и возражений как сторонников, так и противников инклюзивного образования. Для сторонников инклюзивного образования главным достоинством такого образования является социализация детей с ОВЗ, и она в вышеизложенном варианте сохраняется. Для противников инклюзивного образования главный недостаток такого образования – это невозможность в обычной школе уделить достаточное количество времени на обучающегося с ОВЗ, и, замедление процесса обучения других обучающихся. В вышеизложенном варианте обучение по образовательным программам вынесен за скобки.

Думаю, что инклюзивное образование необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья, но с сохранным интеллектом, «т.к. оно социализирует и исключает позицию иждивенчества, только надо учитывать личностные возможности каждого ребенка. А для здоровых детей совместное обучение с особыми детьми тоже важно, потому что позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, осознавать, что все равны» (учитель начальных классов одной из школ Приморского района СПб).

Сейчас трудно судить об эффективности инклюзивного образования, потому что еще не может быть окончательного результата (инклюзия еще внедряется), еще нет выводов исследования большой выборки обучающихся по реализации инклюзивного образования и результатов такого обучения. Но думаю, что отношение общества к людям с ОВЗ надо формировать в раннем возрасте. В 2008 году, когда мой сын ходил в детский сад (логопедический), я наблюдала за первыми попытками внедрить инклюзивное образование в учреждение. На тот момент в саду уже была отдельная группа детей с ОВЗ. И именно в том году заведующая приняла решение перевести в группу моего сына девочку с ОВЗ. Она посещала нашу группу практически весь учебный год. Были ли какие-либо изменения в развитии, спросите вы. К сожалению, не знаю, не привелось уточнить ни у воспитателей, ни у мамы ребенка. Но.. отношение обычных детей к таким детям, оно ведь формируется достаточно рано: так вот отношение здоровых детей к этой девочке было более спокойным, чем могло бы быть в другом случае. Получается, что дети с малых лет привыкали к тому, что есть другие дети, пускай не такие сообразительные, не такие социальноадаптированные, не умеющие самоорганизовываться, но зато более терпимые к каким-либо недостаткам. И каждый ребенок, что с одной, что с другой стороны, учился жить с другими в общении, в обществе. Приобретал качества, которых ему не хватало. Только тогда будут какие-то сдвиги в мировоззрении детей, в будущем взрослых членов общества.

Источник

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ru https://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001

____________ Исх. № ______________

На № _______ от « ____» _________ 201__ г.

Преимущества инклюзивного образования для детей с ОВЗ

Подготовил: учитель – логопед ГБОУ Школа №281 д.о. №4

Деминцева Татьяна Петровна

Москва 2016г.

  1. Интеграция (от лат. Integration – соединение) – процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

Инклюзия (с англ.inclusion)включение, добавление, прибавление присоединение.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования всех, вплане приспособления кразличным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

  1. В чем преимущество инклюзии для ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

Инклюзивное образование, ставит свей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Это становится особенно очевидным, если количество детей с особенностями находятся в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом.

Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счет характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего. В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалеку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одноклассниками вне школы. Учителя играют ведущую роль в установлении такой дружбы.

Таким образом, я всецело поддерживаю инклюзию для ребенка с ОВЗ.

В инклюзивном классе обычные дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов и способствует искренней заботе и дружбе.

Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение ( «инклюзивное образование») способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости , а самое главное – изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться толерантными и учиться уважать другие личности независимо от их особенностей.

Преимущества инклюзии для детей с ОВЗ

– дает ощущение принадлежности к обществу

– оказывает стимулирующие условия для роста

– развитие личности как члена сообщества

– помогает развитию социальных навыков

– предоставляет возможности для развития круга друзей

– повышает самоуважение и понятие самопознания

– призывает к сотрудничеству

– помогает детям стать более изобретательными и творческими

3. В чем преимущество инклюзии для ребенка с нормативным развитием?

Инклюзивное образование – это перспективное и нужное направление, как для детей с особыми и образовательными потребностями, так и для здоровых. Очень жаль, что современное общество не понимает важности раннего вхождения в социум особых детей. Обычные дети, окружающие проблемного ребенка, смогут быть добрее по отношению к другим. Они научатся принимать и понимать во взрослой жизни людей не похожих на них. Инклюзия – это двусторонний процесс, в котором все дети получат возможность социально реализоваться.

Преимущества инклюзии для ребенка с нормативным развитием

Инклюзия – предоставляет возможность увидеть разнообразие общества

– развивает понимание того, что каждый имеет уникальные

характеристики и способности

– развивает уважение к другим людям с различными характеристиками

– развивает чувствительность к ограничениям других

– развивает желание помочь другим

– развивает способность к сопереживанию

– разнообразит дружеские отношения

– учит детей работать в команде, не смотря на недостатки и

ограничения по здоровью членов команды.

Источник

Термин “инклюзивное образование” происходит от французского слова inclusif, что переводится как “включает в себя” и означает совместное обучение людей с особыми потребностями и условно здоровых, то есть, не имеющих ограничений по состоянию здоровья. В этом случае процесс получения образования организуется таким образом, чтобы люди, непохожие между собой, обладающие интеллектуальными, физическими, психическими особенностями, получали необходимые знания и навыки вместе со своими сверстниками, у которых нет особых потребностей.

Есть у инклюзивного образования и плюсы, и минусы. Обстановка и инструментарий должны быть адаптированы к особым детям, а другие ученики и учителя должны понимать и принимать индивидуальные потребности каждого ребенка.

Инклюзивное обучение

Лица с особыми потребностями

В категорию лиц с особыми потребностями включаются люди с инвалидностью или такими заболеваниями, которые инвалидностью не считаются, но не позволяют получить общее образование в обычной школе, не оснащенной специальным инвентарем. Например, дети с проблемами зрения должны быть обеспечены аудиоучебниками.

Инклюзивное образование для детей

Принципы инклюзивного образования

Обучение в общеобразовательной средней школе рассчитано на стандартный уровень интеллектуального и физического здоровья учеников. Те, кто не вписывается в рамки стандартов, вынуждены обучаться в специализированных школах. По этой причине люди с особыми потребностями оказываются обособлены, менее конкурентоспособны в дальнейшей жизни. Хотя есть у инклюзивного образования и минусы, его плюсы очевидны: совместное обучение позволяет особенным детям получить школьный аттестат, а в будущем – овладеть какой-либо профессией и интегрироваться в общество.

Совместное обучение

Принципы инклюзии таковы:

  • ценен каждый человек, независимо от способностей и физических возможностей;
  • построение качественных взаимоотношений между ребенком с особыми потребностями, преподавателями и остальными учениками помогут получить настоящее образование;
  • совместное обучение открывает дорогу к толерантному обществу, где люди с особыми потребностями имеют равные права с остальными.

Преимущества инклюзивного образования

Образование для детей с инвалидностью

Как и у других форм обучения, есть у инклюзивного образования достоинства и недостатки. К преимуществам такого типа обучения относятся:

  1. Взаимодействие с широким кругом людей, в том числе с теми, у кого нет ограничений по состоянию здоровья, то есть обычными людьми. До появления инклюзивного образования возможность такого общения у людей с особыми потребностями практически отсутствовала. У большей части людей с различными отклонениями круг общения был ограничен ближайшими родственниками и другими посетителями центров реабилитации.
  2. Возможность интеграции в общество наравне с другими детьми. Люди с особыми потребностями так же могут посещать культурные мероприятия, например, выставки, музеи, представления в театре. Однако для них должна быть оборудована так называемая доступная безбарьерная среда, адаптированная к их потребностям.
  3. Получение коррекционного, психологического, социального сопровождения в период обучения и дальнейшей жизни. Такое сопровождение предоставляют преподаватели, специально обученные для преподавания по инклюзивному типу.
  4. Развитие навыков коммуникации и социализации. Взаимодействие с обществом происходит с помощью тьютера: посредника между человеком с особыми потребностями и людьми, не имеющих таковых. На всех этапах образования особенного ученика сопровождает тьютер.

Недостатки

Взвешивая все “за” и “против” инклюзивного обучения, необходимо учесть и недостатки такого типа образования. К минусам относятся:

  1. Отсутствие квалифицированного персонала – воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов, обученных для сопровождения детей с особыми потребностями.
  2. Преподавательский персонал часто относится снисходительно к ученикам с особыми потребностями, поэтому оценка их знаний оказывается необъективной.
  3. Общегосударственный учебный план часто не позволяет некоторым ученикам продолжать образование с определенного этапа.
  4. Родители детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, часто не обладают достаточным объемом информации. В результате дети получают только среднее образование и не имеют возможности продолжить обучение.
  5. Не только инклюзивное, но и обычное школьное образование нуждается в повышении качества обучения.

Обучение детей с проблемами зрения

Плюсы и минусы инклюзивного образования в таблице

ПреимуществаНедостатки
Равные права для всех учеников, независимо от их способностей и возможностейОтсутствие материально-технической базы для внедрения инклюзии
Индивидуальная помощь тьютера в процессе обученияОтсутствие подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, необходимых детям с особыми потребностями
Получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностямиСтандартная программа обучения не подходит некоторым детям с особыми потребностями, поэтому требует доработки и модернизации
Получение качественного образования, а в дальнейшем – возможность обучаться в вузе, освоить профессию, стать полноправным и независимым членом обществаПедагоги необъективно оценивают знания детей с особыми потребностями, поэтому оценка знаний часто не соответствует действительности
Обычные дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, толерантностьНеприветливое, а часто и враждебное отношение к инвалидам со стороны здоровых детей и их родителей

Инклюзивное образование в детском саду

Особенности

Совместное обучение детей здоровых и тех, что имеют особые образовательные потребности, необходимо для того, чтобы обеспечить социальную адаптацию последних. Дошкольное образование инклюзивного характера позволяет воспитать толерантность к людям с инвалидностью, так как малыши еще не имеют враждебных предубеждений против сверстников, родившихся не такими, как все. Мировой опыт подтверждает, что дошкольники, обучающиеся в совместных группах, демонстрируют более высокие результаты. Это относится и к здоровым детям, и к тем, что имеют особые потребности.

Преимущества инклюзивного образования

Хотя очевидны и плюсы инклюзивного образования в школе, минусы значительны и пока что труднопреодолимы. Отсутствие финансовой базы для покупки нужного оборудования, перепланировки образовательных помещений, подготовки учителей и психологов делают такой тип обучения практически невозможным. Однако, с каждым годом ситуация хоть и не слишком быстро, но улучшается.

Проблемы

Выделяя основные плюсы и минусы инклюзивного образования, необходимо остановиться на проблемах. Хотя мировой опыт такого обучения не выявил негативных последствий ни для учеников с особыми потребностями, ни для их одноклассников, в отечественных реалиях есть ряд объективный и субъективных препятствий для полноценного внедрения инклюзии.

  1. Во-первых, педагоги, которые привыкли к традиционным методам обучения, не готовы менять свои принципы.
  2. Во-вторых, консервативно настроенные родители здоровых детей часто выступают против того, чтобы вместе с их ребенком учились дети с инвалидностью.
  3. В-третьих, финансовый вопрос стоит чрезвычайно остро: большинство школ не имеют соответствующего оборудования и не имеют средств, чтобы приобрести нужные материалы, как учебные, так и бытовые.

На государственном уровне отсутствуют правовые и экономические нормы, которые необходимы для внедрения инклюзивного образования. О плюсах и минусах такого способа обучения чиновникам известно, направление считается приоритетным, однако на практике пока труднореализуемо.

Этапы обучения

Несмотря на минусы, плюсов у инклюзивного образования значительно больше. Такая система обучения включает в себя детские сады и прочие заведения для дошкольников, средние школы, а также среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. Основная задача инклюзии – создать безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями.

Источник