В какой зависимости находятся добродетель и польза

Польза и добродетель

Проблема добродетели не могла не восприниматься Миллем особенно обостренно именно в связи с принципом пользы. Ведь согласно многим этическим учениям, добродетель — это то, что люди желают ради нее самой; добродетель считается самоцельной. Но в системе ценностей, претендующей на цельность и непротиворечивость, самоцельным может быть что-то одно. Если в качестве цели самой по себе берется польза, пусть и понятая как всеобщее благо, то добродетель должна быть понята как-то иначе. Это переосмысление добродетели и предпринимает Милль.

Характерно утилитаристское решение проблемы добродетели заключается в следующем. Хотя добродетель и может желаться ради нее самой, и ей принадлежит первое место среди благ, и она может восприниматься индивидом как благо само по себе, — она не является целью самой по себе, а лишь средством для ее достижения.

«Человек не имеет ни малейшего побуждения, ни малейшего желания быть добродетельным: добродетель возбуждает его желание только потому, что составляет средство получить наслаждение и, в особенности, устранить страдание…» (с. 148).

Добродетель ценна не сама по себе, а как средство для достижения счастья или как часть счастья.

Трактуя таким образом добродетель, Милль по сути дела развивал идеи, высказанные английским моралистом начала XVIII в. Б. Мандевилем, одним из первых европейских философских критиков общественных нравов. В отличие от Милля Мандевиль считал, что в основе морали лежит стремление человека к личному благу; дело же общества и мудрых правителей устроить так, чтобы корыстные устремления конкретных индивидов содействовали возрастанию общего блага. Стремление же собственно к добродетели, превращение добродетели в цель саму по себе, считал Мандевиль, — прямая дорога к упадку. Важная теоретическая проблема, которая стоит за этими рассуждениями, касается природы морали. Мораль — практична и деятельна, но не деятельностна: мораль представляет собой деятельное начало в человеке, но она не составляет особый вид деятельности и не сводится к каким-то конкретным, предметно определенным действиям. Есть деятельность плотника или политика, или писателя, или проповедника; и нет такой деятельности, которая по составу производимых действий может быть квалифицирована как моральная. Названные профессиональные или профессионально соотносимые и предметно определенные деятельности плотника, политика и т. д. имеют соответствующие, содержательно конкретные цели, они требуют определенных навыков и опыта, они предполагают адекватные целям средства и т. д. Добродетель не является целью такого рода; поэтому и добродетели не учат, а человек становится добродетельным благодаря полученному воспитанию и личным духовным усилиям по самосовершенствованию.

Характерно, что Милль, как и его предшественник Бентам, провозглашая общее благо как высший принцип нравственности, подчеркивает, и далее этот момент мы рассмотрим подробнее, что человек должен, имея в виду высший нравственный принцип, стремиться обеспечить хотя бы свое частное благо. Вполне в духе протестантской этики тем самым предполагается, что человек должен исполнить в первую очередь свое профессиональное и социальное предназначение; но исполнить его с чистыми руками, по совести — добродетельно.

Милль таким образом как бы подсказывает нам мысль о недопустимости смешения целей и ценностей. В практической деятельности следует ориентироваться на цели, сверяя их с ценностями, в том числе высшими. Делая же ценности целями, ничего, кроме урона, как себе, так и окружающим, нельзя нанести. Поэтому Милль и утверждает, что человек должен стремиться к добродетели как к тому, что помогает ему в осуществлении высшего принципа нравственности, но не как к цели самой по себе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

2. Где польза – там и истина (прагматизм)

2. Где польза – там и истина (прагматизм)
Направлением в современной философии во многом близком позитивизму является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX века Чарльз Пирс. Его основной мыслью было утверждение о том, что значение идей и понятий

КРАСОТА, СОДЕРЖАНИЕ И ПОЛЬЗА

КРАСОТА, СОДЕРЖАНИЕ И ПОЛЬЗА
Давайте посмотрим, какие бастионы мог бы воздвигнуть человек, из страха перед ненавистным ему протаскиванием суждений желающий защитить ту точку зрения, что никаких социальных идей в искусстве совсем не должно быть. Конечно, “не должно” –

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА от Теории структуры жизни

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА
от Теории структуры жизни
Сначала рассмотрим пару общеизвестных сентенций.1. Человек с возрастом осознаёт, что года его бегут, причём с ускорением. Проносятся годы, а потом и десятилетия. И чем старше возраст, тем быстрее бегут года. Тем быстрее, по

Образ 5. Польза объяснений

Образ 5. Польза объяснений
«В таких случаях учитель обычно говорит своему ученику, что они прибыли на последний перекрёсток. Но говорить так – значит вводить в заблуждение. На мой взгляд, нет никакого последнего перекрёстка и никакого последнего шага к чему-либо. А раз

§ 3. Польза такого исследования

§ 3. Польза такого исследования
 Если бы мне удалось показать, что сделанный предметом такого исследования закон вытекает не непосредственно из одного, а из различных основных понятий нашего духа, то из этого последует, что необходимость, которой он обладает в качестве a

§ 27. Польза понятий

§ 27. Польза понятий
 Сущность нашего разума или способности мыслить состоит, как было показано выше, в способности к абстракции или созданию понятий: наличие этой способности в сознании и приводит, следовательно, к таким удивительным результатам. То, что она может этого

27.СОЗЕРЦАНИЕ, ДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА

27.СОЗЕРЦАНИЕ, ДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА
В любой исторической системе Вечной Философии есть аксиома: целью человеческой жизни является созерцание или непосредственное и интуитивное сознавание Бога; любое действие является средством достижения этой цели; общество

Тема 22 ПОЛЬЗА

Тема 22
ПОЛЬЗА
Лишь малоискушенное сознание может наивно предполагать, что наслаждение действительно непосредственно, и уповать на полную осуществимость гедонических порывов. Увеличение времени досуга и повышение потребительских стандартов в постиндустриальном

Польза и добродетель

Польза и добродетель
Польза ни под каким видом не может заменить добродетель. И вопрос не заключается в определении меры включения принципа полезности в обоснование поведения с тем, чтобы нравственность и целесообразность как бы опосредствовали друг друга. В

Ритм: его польза (227–234)

Ритм: его польза (227–234)
Так как мы сказали о ритмической речи подробнее, чем кто-либо до нас, теперь скажем о пользе такого рода речи.(227) Ты лучше, чем кто бы то ни было, знаешь, Брут, что говорить красиво, как говорит истинный оратор, это не что иное, как выражать прекрасные

Глава 7. Какая польза в унынии?

Глава 7. Какая польза в унынии?
«Вторичная выгода»
Как счастливы пессимисты! Какую радость они испытывают, когда оказывается, что радости нет!
М. Эбнер-Эшенбах
Казалось бы, все понимают, что уныние — это плохо, что унывающий человек тяжко влачит груз своей жизни и страдает

Великая польза смирения

Великая польза смирения
Описанная таким образом даосская мудрость Пути может показаться слишком невнятной и парадоксальной, а потому непрактичной. Но сила философских учений измеряется не только и не столько их доказательностью, сколько тем, насколько убедительно они

Великая польза смирения

Великая польза смирения
Описанная таким образом даосская мудрость Пути может показаться слишком невнятной и парадоксальной, а потому непрактичной. Но сила философских учений измеряется не только и не столько их доказательностью, сколько тем, насколько убедительно они

Источник

ЭтикаАпресян Рубен Грантович

Польза и добродетель

Проблема добродетели не могла не восприниматься Миллем особенно обостренно именно в связи с принципом пользы. Ведь согласно многим этическим учениям, добродетель — это то, что люди желают ради нее самой; добродетель считается самоцельной. Но в системе ценностей, претендующей на цельность и непротиворечивость, самоцельным может быть что-то одно. Если в качестве цели самой по себе берется польза, пусть и понятая как всеобщее благо, то добродетель должна быть понята как-то иначе. Это переосмысление добродетели и предпринимает Милль.

Характерно утилитаристское решение проблемы добродетели заключается в следующем. Хотя добродетель и может желаться ради нее самой, и ей принадлежит первое место среди благ, и она может восприниматься индивидом как благо само по себе, — она не является целью самой по себе, а лишь средством для ее достижения.

«Человек не имеет ни малейшего побуждения, ни малейшего желания быть добродетельным: добродетель возбуждает его желание только потому, что составляет средство получить наслаждение и, в особенности, устранить страдание…» (с. 148).

Добродетель ценна не сама по себе, а как средство для достижения счастья или как часть счастья.

Трактуя таким образом добродетель, Милль по сути дела развивал идеи, высказанные английским моралистом начала XVIII в. Б. Мандевилем, одним из первых европейских философских критиков общественных нравов. В отличие от Милля Мандевиль считал, что в основе морали лежит стремление человека к личному благу; дело же общества и мудрых правителей устроить так, чтобы корыстные устремления конкретных индивидов содействовали возрастанию общего блага. Стремление же собственно к добродетели, превращение добродетели в цель саму по себе, считал Мандевиль, — прямая дорога к упадку. Важная теоретическая проблема, которая стоит за этими рассуждениями, касается природы морали. Мораль — практична и деятельна, но не деятельностна: мораль представляет собой деятельное начало в человеке, но она не составляет особый вид деятельности и не сводится к каким-то конкретным, предметно определенным действиям. Есть деятельность плотника или политика, или писателя, или проповедника; и нет такой деятельности, которая по составу производимых действий может быть квалифицирована как моральная. Названные профессиональные или профессионально соотносимые и предметно определенные деятельности плотника, политика и т. д. имеют соответствующие, содержательно конкретные цели, они требуют определенных навыков и опыта, они предполагают адекватные целям средства и т. д. Добродетель не является целью такого рода; поэтому и добродетели не учат, а человек становится добродетельным благодаря полученному воспитанию и личным духовным усилиям по самосовершенствованию.

Характерно, что Милль, как и его предшественник Бентам, провозглашая общее благо как высший принцип нравственности, подчеркивает, и далее этот момент мы рассмотрим подробнее, что человек должен, имея в виду высший нравственный принцип, стремиться обеспечить хотя бы свое частное благо. Вполне в духе протестантской этики тем самым предполагается, что человек должен исполнить в первую очередь свое профессиональное и социальное предназначение; но исполнить его с чистыми руками, по совести — добродетельно.

Милль таким образом как бы подсказывает нам мысль о недопустимости смешения целей и ценностей. В практической деятельности следует ориентироваться на цели, сверяя их с ценностями, в том числе высшими. Делая же ценности целями, ничего, кроме урона, как себе, так и окружающим, нельзя нанести. Поэтому Милль и утверждает, что человек должен стремиться к добродетели как к тому, что помогает ему в осуществлении высшего принципа нравственности, но не как к цели самой по себе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

2. Где польза – там и истина (прагматизм)
Направлением в современной философии во многом близком позитивизму является прагматизм, основателем которого был американский философ XIX века Чарльз Пирс. Его основной мыслью было утверждение о том, что значение идей и понятий

КРАСОТА, СОДЕРЖАНИЕ И ПОЛЬЗА
Давайте посмотрим, какие бастионы мог бы воздвигнуть человек, из страха перед ненавистным ему протаскиванием суждений желающий защитить ту точку зрения, что никаких социальных идей в искусстве совсем не должно быть. Конечно, «не должно» –

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА
от Теории структуры жизни
Сначала рассмотрим пару общеизвестных сентенций.1. Человек с возрастом осознаёт, что года его бегут, причём с ускорением. Проносятся годы, а потом и десятилетия. И чем старше возраст, тем быстрее бегут года. Тем быстрее, по

Образ 5. Польза объяснений
«В таких случаях учитель обычно говорит своему ученику, что они прибыли на последний перекрёсток. Но говорить так – значит вводить в заблуждение. На мой взгляд, нет никакого последнего перекрёстка и никакого последнего шага к чему-либо. А раз

§ 3. Польза такого исследования
 Если бы мне удалось показать, что сделанный предметом такого исследования закон вытекает не непосредственно из одного, а из различных основных понятий нашего духа, то из этого последует, что необходимость, которой он обладает в качестве a

§ 27. Польза понятий
 Сущность нашего разума или способности мыслить состоит, как было показано выше, в способности к абстракции или созданию понятий: наличие этой способности в сознании и приводит, следовательно, к таким удивительным результатам. То, что она может этого

27.СОЗЕРЦАНИЕ, ДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА
В любой исторической системе Вечной Философии есть аксиома: целью человеческой жизни является созерцание или непосредственное и интуитивное сознавание Бога; любое действие является средством достижения этой цели; общество

Тема 22
ПОЛЬЗА
Лишь малоискушенное сознание может наивно предполагать, что наслаждение действительно непосредственно, и уповать на полную осуществимость гедонических порывов. Увеличение времени досуга и повышение потребительских стандартов в постиндустриальном

Польза и добродетель
Польза ни под каким видом не может заменить добродетель. И вопрос не заключается в определении меры включения принципа полезности в обоснование поведения с тем, чтобы нравственность и целесообразность как бы опосредствовали друг друга. В

Ритм: его польза (227–234)
Так как мы сказали о ритмической речи подробнее, чем кто-либо до нас, теперь скажем о пользе такого рода речи.(227) Ты лучше, чем кто бы то ни было, знаешь, Брут, что говорить красиво, как говорит истинный оратор, это не что иное, как выражать прекрасные

Глава 7. Какая польза в унынии?
«Вторичная выгода»
Как счастливы пессимисты! Какую радость они испытывают, когда оказывается, что радости нет!
М. Эбнер-Эшенбах
Казалось бы, все понимают, что уныние — это плохо, что унывающий человек тяжко влачит груз своей жизни и страдает

Великая польза смирения
Описанная таким образом даосская мудрость Пути может показаться слишком невнятной и парадоксальной, а потому непрактичной. Но сила философских учений измеряется не только и не столько их доказательностью, сколько тем, насколько убедительно они

Великая польза смирения
Описанная таким образом даосская мудрость Пути может показаться слишком невнятной и парадоксальной, а потому непрактичной. Но сила философских учений измеряется не только и не столько их доказательностью, сколько тем, насколько убедительно они

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 февраля 2019;
проверки требуют 6 правок.

Доброде́тель — философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слов «грех» и «порок».

В античности[править | править код]

По Гесиоду, путь к добродетели тягостен и труден, она не даётся от рождения, а требует постоянных жизненных усилий[1].

Сократ[править | править код]

Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель, заключающую в себе все остальные, усматривал в мудрости.

Платон[править | править код]

Платон различал четыре добродетели (греч. αρετή):

  • мудрость,
  • мужество,
  • справедливость,
  • умеренность (греч. σωφροσύνη, софросюне).

По Платону, добродетели опираются на свойства души: мудрость — на разум, мужество — на волю, умеренность — на преодоление чувственности. Справедливость является сочетанием трёх предшествующих добродетелей. Платон считает, что каждое сословие имеет свою добродетель: у философов — мудрость; у правителей — справедливость; у воинов — мужество; у земледельцев и ремесленников — умеренность.

Аристотель[править | править код]

Аристотель является основателем учения о «золотой середине». Добродетель — это умение и желание находить середину между двумя крайностями: недостатком (endeia) какого-то качества и его избытком (hyperbole).

Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и её избирает.

По Аристотелю, добродетельные привычки одного человека соотнесены с удобными формами общественной жизни.

Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели ума (дианоэтические) и напрямую связывал добродетель со счастьем, заметив в добродетели не только путь к счастью, но и важную часть самого счастья. Аристотель считает, что неразумная, чувственная часть души послушна её разумной части так же, как ребёнок послушен отцу.

Григорий Нисский отстаивал учение о произвольности добродетелей: только добровольное следование человека добру может привести к спасению, навязанное не может быть добродетелью[2].

Средневековье[править | править код]

Фома Аквинский определяет добродетель (virtus) как «совершенство способности» (potentiae perfectionem) и относит её к разряду добрых навыков, посредством которых совершаются добрые поступки[3]. Наиболее важными Фома считал четыре добродетели: благоразумие (prudentia), справедливость (iustitia), умеренность (temperantia) и мужество (fortitudo). Кроме того, существуют высшие добродетели «Вера, надежда, любовь» (fides, spes et caritas). Вслед за Аристотелем добродетели различаются на моральные и интеллектуальные (moralem et intellectualem). К добродетелям Фома также причисляет: щедрость (liberalitas), великолепие (magnificentia), величавость (magnanimitas: устойчивость к отчаянию), честолюбие (philotimia или honoris), ровность (mansuetudo: сдержанность на гнев), дружелюбие (amicitia), правдивость (veritas) и остроумие (eutrapelia).

В Ренессанс[править | править код]

Знаком добродетели являются дельфины.

В Новое время[править | править код]

Спиноза под добродетелью понимал любовь к Богу (природе). Добродетель для него была идентична пользе. «Действовать абсолютно по добродетели есть для нас не что иное, как действовать, жить, сохранять своё существование (эти три выражения обозначают одно и то же) по руководству разума на основании стремления к собственной пользе».

Французские просветители считали, что добродетели тесно связаны с истиной и общественным счастьем. По Гельвецию, «добродетели покидают те места, откуда изгнана истина», добродетель это «… только стремление к всеобщему счастью…, предмет добродетели есть общественное благо и что приписываемые ею поступки суть средства для достижения этой цели».

В новых системах философии (Кант, Фихте, Гегель) понятия свободы духа и высшего блага вытеснили понятие добродетели как этический принцип.

По Канту, «добродетель есть моральная твёрдость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления». Кантовская добродетель выводится из чистых основоположений, а не является привычкой к добрым делам, она не определяется как умеренность между двумя пороками; между добродетелью и пороком есть качественное отличие.

Бенджамин Франклин в автобиографии систематизировал «тринадцать добродетелей»:

  1. Воздержание — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
  2. Молчание — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
  3. Порядок — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь своё время.
  4. Решительность — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
  5. Бережливость — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.
  6. Трудолюбие — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
  7. Искренность — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.
  8. Справедливость — Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
  9. Умеренность — Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.
  10. Чистота — Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
  11. Спокойствие — Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
  12. Целомудрие — Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твоё или чьё-либо ещё.
  13. Скромность — Подражать Иисусу и Сократу.

См. также[править | править код]

  • Христианские добродетели
  • Аретология
  • Арететерапия (лечение идеалами, добродетелями)
  • Прусские добродетели
  • «Златая цепь» — древнерусский сборник наставлений
  • Капелла Сан-Северо — многочисленные надгробия, аллегорически представляющие добродетели

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Добродетель // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Автобиография Бенджамина Франклина
  • Под редакцией А.А. Ивина. Добродетель // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики (рус.). — 2004.. // «Философия: Энциклопедический словарь». / Под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
  • Под редакцией А.А. Ивина. Добродетель // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики (рус.). — 2004.. // «Философская энциклопедия». В 5-х т. — М.: Издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1960—1970.

Источник

Добрые дела могут быть наградой сами по себе, а также благотворно влиять на наше психическое здоровье. Ряд недавно опубликованных исследований показывает, что тот, кто делает добрые дела, помогает другим и имеет благодарное сердце не только оказывает большую пользу окружающим, но и самому себе.

Наукой доказано, что добродетель приносит огромную пользу нашему умственному и физическому здоровью.

  1. Тот, кто творит добрые дела сладко спит

Вылечить бессонницу без лекарств поможет добродетельная и целеустремленная жизнь. Недавнее исследование показало, что тот, у кого есть цель в жизни не имеет проблем со сном. Хотя исследование проводилось с пожилыми людьми, ученые заявляют, что, если люди начнут жить жизнью, ориентированной на конкретные цели, тогда уровень расстройств сна, которым страдает население в целом может сократиться.

  1. Тот, кто творит добрые дела счастливее окружающих

Предыдущие исследования показали, что когда человек тратит свои деньги на других, он счастливее, чем когда тратит только на себя ту же сумму. Сканирование мозга показывает, что, когда человек совершает даже маленькие добрые и щедрые поступки его мозг начинает вырабатывать «теплое свечение» в ответ на повышение уровня счастья. Даже, если ваш бюджет невелик, не стоит беспокоиться. Мозг все равно вырабатывает это “теплое свечение” даже, когда человек совершает маленький незапланированный добрый поступок.

Еще в 2004 году одно исследование попросило участников выполнять пять случайных добрых дел каждую неделю в течение шести недель. Те, кто совершал незапланированные добрые дела сообщили, что чувствуют себя счастливее, чем участники исследования, которые не сделали ни одного случайного доброго дела.

  1. Тот, кто творит добрые дела переживает больше положительных эмоций

Тот, кто идет по жизни с благодарным сердцем, размышляет о своих благословениях в течение дня и пишет благодарственные записки больше переживает положительных эмоций.

По словам психолога Роберта А. Эммонса, благодарное сердце не только повышает уровень счастья, оно также повышает контрольную точку вашего счастья, где вы чувствуете себя счастливым независимо от обстоятельств. Благодаря добродетельной жизни человек еще больше переживает положительные эмоции, такие как радость, оптимизм, удовольствие и энтузиазм. Добродетель подавляет чувство депрессии, зависти и негодования.

  1. Добродетель снижает уровень депрессии

Когда вы отдаете свое время, таланты и финансы это снижает ваши шансы на депрессию. Согласно исследованиям, проведенным в Гарварде, чем больше человек тратит свое время на помощь другим людям, тем счастливее будет его жизнь. Исследование показало, что существует «крепкая взаимосвязь между добрыми делами и состоянием здоровья. Тот, кто добровольно помогает другим показывает более низкие показатели смертности, более высокие функциональные способности и более низкие показатели депрессии в преклонном возрасте, чем те, кто не занимался добровольчеством». Отдавая свое время другим и стремясь к добродетельной жизни человек лучше справляется с одиночеством и депрессией.

  1. Добродетель повышает самооценку

Тот, кто живет и не скупясь делиться тем, что имеет (время, таланты, финансы и т.п.) обретает цель жизни. Например, ваша помощь окружающим может внести весомый вклад в ваше общество, в жизнь ваших соседей и друзей. Когда человек не думает только о себе, а тратит свое время на окружающих – это сильно повышает чувство принадлежности. Современное волонтерство обеспечивает человека новыми навыками и опытом. Это дает человеку чувство достижения.

Источник
Перевод Натальи Починовской, специально для ТБН

comments powered by HyperComments

Источник

Источник