В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика thumbnail

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика

6

2 ответа:

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика

0

0

Хм…так я думаю что это барщина)

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика

0

0

Повинность крепостных крестьян в пользу помещика называлась Барщина.

Читайте также

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика

В Османской империи.
Янычары – военное сословие Османской империи. К службе их готовили с раннего детства. Дисциплинированные, абсолютно преданные султану, они жили войной.

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика

Нельзя выделить один какой-то стиль, поскольку строительство велось не один год и даже век. Так архитектуру раннего периода строительства Санк-Петербурга условно называют «барокко первой трети 18 века». Для неё характерна ярко выраженная декоративность (Кунсткамера и здание Двенадцати коллегий). Более поздние памятники архитектуры относят к русскому барокко середины 18 века. Лучшими примерами этого стиля являются произведения Растрелли — Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцы Строганова и Воронцова, а также Никольский собор архитектора Чевакинского. В 1760-х годах стиль барокко вытесняется классицизмом. В конце 18 века наступает период строгого классицизма . В самом конце 19 века в архитектуре формируется стиль, получивший название «модерн». Примерами этого архитектурного направления являются дом купца Елисеева и здание компании «Зингер» на Невском проспекте, Царскосельский вокзал и др. В противовес этому направлению ряд зодчих возводит здания, в которых возрождает приемы русского классицизма и итальянского Возрождения. Это течение, получившее название «неоклассицизма», представлено работами М. Лялевича, В. А. Щуко, А. Белогруда, И. А. Фомина. Это что касается Санкт-Петербурга. Архитектура Москвы так же представляет собой смешение стилей и разнообразие форм.

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика

Я давно хотел побывать в Афинах, так как слышал о фантастической красоте этого города. Для того, чтобы попасть в Афины через море нужно заплыть в порт Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, я увидел возведенные на случай войны Длинные стены. В Пирее я заметил две военные и одну торговую гавань.

Наш корабль прибыл в торговую гавань Пирея. Здесь я встретил много торговцев и купцов, которые торговали различными товарами из разных стран. Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки – слоновую кость, из причерноморских колоний – зерно, соленую рыбу и рабов.

Жадные до новостей афиняне кинулись и нашему кораблю с вопросом: «Что нового?». Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищ

Попадая в сами Афины, идешь вместе с потоком людей на рынок и главную площадь – Агору. Кроме рынка, в другой части Агоры на холме находился обнесенный колоннами храм бога-кузнеца Гефеста.

Но, больше всего мне в глаза бросился Акрополь – холм с крутыми и обрывистыми склонами. Его вершину украшала бронзовая статуя Афины, которую создал гениальный скульптор Фидий. Еще подплывая к Пирею, все на нашем корабле заметили, как блестят на солнце ее позолоченные шлем и наконечник копья. Лишь одна дорога вела на Акрополь. По пути я увидел они справа на уступе скалы небольшой храм. Это был храм богини победы Ники.

Далее передо мной открылся вид на храм богини Афины – Парфенон. Это самое прекрасное творение греческих строителей! Парфенон, сооруженный из мрамора, окруженный колоннами, вызывал восхищение. Его фронтоны заполняли статуи. На одном фронтоне я увидел спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой, на другом – рождение Афины из головы Зевса.

Внутри Парфенона я увидел статую той же богини работы Фидия. Основа статуи была деревянная; одежда, щит и шлем сделаны из сверкающего золота; лицо, шея и руки покрыты тонкими пластинками из слоновой кости цвета человеческого тела.

Посещение Афинской Агоры и Акрополя произвело на меня неизгладимое впечатление.

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ СЕЛЕВЫХ ПОТОКАХ И ОПОЛЗНЯХ

В первой половине 19 века повинность крепостных крестьян в пользу помещика

Собор Василия Блаженного , т.к. он строился в Москве при Иване Грозном и царь после постройки приказал выколоть глаза мастерам делавшем этот собор что бы они не построили такой же или ещё более красивый

Источник

Зависимых людей в усадьбах помещика было много. Каждый из них выполнял возложенные на него обязательства. Самыми многочисленными жильцами в поместье были крестьяне. Повинности крепостных крестьян были обширны: строительные работы, подати натуральными продуктами, работа на фабриках и заводах, переезд с хозяевами на новые места и т.д.

Перечислите повинности и виды оброка крепостных крестьян

Крепостные крестьяне выполняли следующие виды повинностей:

барщина;

оброк

натуральный;

денежный;

другие обязательства.

Крестьяне должны были отдавать часть выращенных продуктов помещику, а так же работать на его полях. Позже повинности перевели на деньги. Феодалу было удобно: он получал доход в удобной форме, а отданные крестьянами продукты часто были плохого качества.

Величина оброка за землю зависела от надела крестьянина. Позже он приобретал форму постоянного денежного платежа. Обесценивание денег было выгодно крестьянам. Однако тяжелее оказывался натуральный оброк – он платился различными продуктами. Помещики все время придумывали новые поводы для собирания натурального оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и т.п. Иногда денежный оброк заменялся натуральным. Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. Часто урожай портился от дождя или ветра. Развитие товара-денежных отношений улучшило положение крестьян – они могли откупаться деньгами. Однако право выбора формы уплаты оброка выбирал помещик.

Барщина – работа на земле феодалов. Сильная эксплуатация крепостных приводила к угнетению крестьянских хозяйств. Крестьянам не оставалось времени хорошо обрабатывать свои наделы. Другим феодалам, наоборот, барщины была не выгодна. Крестьяне плохо работали на чужих землях, так как не заинтересованы были в результате труда. На помещика ложились обязательства кормления в дни отработки крепостных. В некоторые дни работники съедали больше, чем наработали.

Замена барщины деньгами стала выгодна обеим сторонам. Конечно к этому подходили постепенно. Вначале ограничили количество отрабатываемых дней (3-4 дня в неделю). За пропущенные дни полагался штраф – начало формирование тарифов за различные работы. Со временем крестьянам стало выгоднее выплачивать штрафы, чем тяжело работать на помещика. Так барщина заменилась денежным оброком.

Читайте также:  Сула рыба польза и вред

Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик. Позже откупаться стали не индивидуально, а коллективно – целыми селами. Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила.

Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников. Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами.

В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем (Фландрия, селения Шампани, Орлеан). В других сохранили общественные работы и сторожевую службу. В Германии в конце XIII века началась сильная раздробленность феодальных земель. Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году.

Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т.п.

Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе. Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение. Позже за любой переход земли помещик получал определенные денежные взносы. Аналогичная ситуация была и с движимым имуществом. Но позже помещику стали отдавать лучшую корову, рой пчел и т.д.

Кроме имущества крепостного феодал имел право на его жену – право первой ночи. В последующие столетия это право заменилось на одобрение помещиком заключения брака среди крепостных, который сопровождался внесением денежных средств в пользу помещика.

Крепостные крестьяне обязаны были молоть зерно на мельнице помещика, использовать пресса хозяина, печь хлеб в его печах и т.д. За все это так же бралась немалая для невольных людей плата. При посещении помещиком определенной поселения крестьян, последние должны были кормить хозяина с сопровождающими его людьми. Многие помещики кормились подобным образом целый год.

Источник

Первая половина XIX века ознаменовала начало модернизации и преобразования крепостного права и соответственно изменения правового положения крестьян в Российской Империи, вызванного как политическими так экономическими мотивами государства.

Категории крестьян в России

С утверждением и окончательным оформлением в XVIII веке крепостного права в Российской империи самое большое сословие – крестьянство попало в экономическую и правовую зависимость от помещиков и отчасти государства. Фактически по состоянию на начало XIX века крестьяне Империи практически не имели никаких прав, могли быть проданы от одного помещика к другому, в их отношении могли применяться телесные наказания и различные штрафы, а возможность перехода к иному хозяину (Юрьев день) была вовсе отменена. При этом всё крестьянство в Империи делилось на 2 основные группы, каждая из которых имела собственные права и обязанности:

  • Самая многочисленная группа крестьян – частновладельческие, принадлежащие определённому помещику хозяину. Именно положение данной категории сословия, составлявшего 85% от численности всего крестьянства, оставалось самым тяжёлым вплоть до манифеста об отмене крепостного права (19 февраля 1861 года);

  • Государственные и фабричные крестьяне, состоявшие в фактической собственности государства или приписанные к государственным фабрикам и заводам. Их положение было несравненно легче, так как в отношении этой категории устанавливались определённые правила и обязанности самим государством, а не прихотью помещика.

Однако с течением времени вплоть до середины XIX века и манифеста от 19 февраля 1861 года положение крестьянства улучшалось от фактически рабского до полусвободного сословия, обладающего даже некоторыми определёнными привилегиями.

Политические и гражданские права крестьян

В начале XIX века значительные изменения произошли в гражданских правах крестьянского сословия. Принятие в 1803 году указа «О вольных хлебопашцах» разрешало помещикам заключать соглашения со своими крестьянами о предоставлении фактической свободы и наделов с землёй за денежный или иной выкуп. Это означало предоставление крестьянам хоть и призрачной, но возможности на обретение статуса вольного хлебопашца, то есть фактической свободы, хоть и за денежный выкуп.

Основы для получения свободы впоследствии нашли своё трактование в манифесте об отмене крепостного права, по указу же 1803 года свободу и наделы земли получили 47 тысяч душ мужского пола. Вместе с семьями эта цифра составила порядка 150 тысяч крестьян. В 1827 году был издан закон, который вовсе запрещал продажу безземельных крестьян от одного помещику другому. Тем самым этот законодательный акт облегчал положение крестьянства.

В сфере политического устройства это сословие фактически не имело никаких прав. Крестьяне не могли повлиять не только на общегосударственные дела путём, к примеру, выборов, но и на местном уровне в советах уездов или губерний крестьяне имели критическое меньшинство, состоящее преимущественно из зажиточных свободных крестьян, или вовсе не были представлены. Центральное правительство не допускало никакой возможности для предоставления политических прав низшему сословию, не без оснований опасаясь справедливых требований относительно земли и свободы со стороны этой группы населения.

Экономические возможности крестьянства в первой половине XIX века

В первой половине XIX века экономические возможности низшего сословия были достаточно скромны и выражались в нескольких аспектах:

  • Крестьянам выдавалось разрешение на реализацию излишков собственной продукции, которая не подпадала под оброк, на местных или региональных ярмарках;

  • Также они могли осуществлять торговлю внутри городов при получении специального разрешения с местными купцами, а также государственными предприятиями по определенным законом ценам;

  • Оставлять в своей собственности промышленные и сельскохозяйственные товары и изделия, приобретённые на собственные средства и передавать их по наследству в отрыве от обязательства перед помещиком.

При этом существовали и некоторые привилегии крестьян в первой половине XIX века, которые выражались в:

  • Разрешении приобретать недвижимость вследствие принятия закона от 1848 года;

  • дозволялось выкупаться целыми населёнными пунктами (сёлами, деревнями) в случае продажи имущества помещика с торгов вследствие разорения;

  • Разрешалось обращаться в суд в случае нарушения собственных прав или в иные государственные учреждения.

Читайте также:  Отказ от кофе есть ли польза

Государственные реформы в отношении крестьянства

Государством постоянно предпринимались шаги для изменения устоявшего положения крепостного права в отношении помещичьих крестьян. Реформы по изменению статуса данного сословия проводились преимущественно в Прибалтике и Царстве польском, которые входили в состав Российской империи.

В отношении этой категории в 1848 году вводится правило аренды земель у помещика, так как ещё в 1807 году крестьянам Царства польского была предоставлена личная свобода без земель Наполеоном Бонапартом, а впоследствии Русскими властями это правило отменено не было. Аналогичные правила в 1816–1819 годах были введены в отношении данного сословия Прибалтийских областей империи. В отношении русского крестьянства вплоть до 1861 года кардинальных изменений правового статуса не происходило, соответственно правовое положение помещичьих крестьян сохранялось на уровне полусвободных граждан Российской Империи, не имеющих базовых прав.

Положение крестьян к середине XIX века

В итоге положение крестьянства к середине XIX века хоть и претерпело небольшие изменения, они наделялись определёнными правами и даже некоторыми привилегиями, но в целом сохранило основные черты крепостного права в худшем его проявлении. Крестьяне фактически не могли получить базовое образование (кроме церковно-приходских школ с 3 годами обучения), не могли отправлять правосудие и рассчитывать на справедливый суд при споре с помещиком.

Также данная категория была ограничена налогами и сборами в пользу помещика в своей экономической деятельности, лишь немногие представители могли позволить заплатить за себя и собственную семью и получить личную свободу вместе с земельным наделом. Тем самым, до принятия манифеста об отмене крепостного права положение крестьянского сословия за прошедшие 50 лет вплоть до середины XIX века кардинальным образом не изменилось.

Источник

Чтo мы знaeм oб истoрии крeпoстничeствa? Мнoгиe дo сих пoр считaют, чтo Рoссийскaя Импeрия всeгдa былa стрaнoй рaбoв и гoспoд, чтo всe крeстьянe были крeпoстными рaбaми и oни влaчили жaлкoe сущeствoвaниe. В Eврoпe жe якoбы всe былo нaoбoрoт. Нa сaмoм дeлe в Eврoпe oчeнь дoлгo былo крeпoстнoe прaвo, длилoсь oнo примeрнo с IХ пo ХIХ вeк рaзных фoрмaх, тo eсть, oкoлo 1000 лeт. В сeрeдинe XVI вeкa пoльский крeстьянин прoвoдил нa бaрщинe 5—6 днeй в нeдeлю, a мнoгиe и вoвсe лишaлись свoих нaдeлoв и жили зa счeт пaйкa, выдaвaeмoгo хoзяинoм. Пaны имeли прaвo нaкaзывaть, лишaть имущeствa и дaжe убивaть свoих хoлoпoв. Импeрский диплoмaт Гeрбeрштeйн oтмeчaл, чтo в Пoльшe «нaрoд жaлoк и угнeтeн тяжeлым рaбствoм, ибo eсли ктo в сoпрoвoждeнии тoлпы слуг вхoдит в жилищe пoсeлянинa, тo eму мoжнo бeзнaкaзaннo твoрить всe, чтo угoднo, грaбить и избивaть». Пoльский интeллeктуaл XVI вeкa Aнджeй Мoджeвский был с этим сoглaсeн: «Eсли шляхтич убьeт хлoпa, тo гoвoрит, чтo убил сoбaку, ибo шляхтa считaeт кмeтoв (крeстьян) зa сoбaк».

В 1810 гoду прусским крeстьянaм пo сoглaшeнию с пoмeщикoм рaзрeшили выкупaть пoвиннoсти. Крeстьянин дoлжeн был уплaтить их зa 25 лeт или жe oтдaть пoмeщику oт трeти дo пoлoвины свoeгo зeмeльнoгo учaсткa.

В 1848 Aвстрo-Вeнгeрскaя импeрия oтмeнилa бaрщину и прoчиe фeoдaльныe пoвиннoсти. При этoм нa плeчи крeстьян лeглo тяжкoe брeмя рaсхoдoв пo сoдeржaния сeльских oбщин, выплaтe пoдaтeй и т.д.

Пoстeпeннoe зaкрeпoщeниe свoбoдных рoссийских крeстьян нaчaлoсь в XV вeкe, a oсвoбoждeниe прoизoшлo в 1861 гoду. Тaким oбрaзoм, крeпoстнoe прaвo прoсущeствoвaлo в Рoссии примeрнo 300-400 лeт – нaмнoгo мeньшe, чeм в Eврoпe. Рoссийским крeстьянaм, кaк и eврoпeйским, пришлoсь зaплaтить зa oсвoбoждeниe, рaзмeр выкупных плaтeжeй сoстaвлял 6-7 руб. в гoд. Прaвитeльствo нeскoлькo рaз чaстичнo списывaлo нeдoимки, a с 1 янвaря 1907г. выкупныe плaтeжи были oтмeнeны и нeдoимки пoлнoстью списaны.

Однако далеко не все российские крестьяне принадлежали помещикам и попадали под определение крепостных. Согласно исследованиям русского историка Ю.В.Готье в 1796 году крепостных на территории центральной части России всего насчитывалось 5 700 465 душ мужского пола, что составляло 53 % от всей тогдашней численности крестьян и 5 миллионов государственных крестьян. Таким образом, на протяжении 18 века крепостные крестьяне составляли чуть более половины в общей массе великорусского крестьянства.

Были в Российской империи и целые провинции, по своей территории, превосходившие многие европейские государства, где крепостного права не было вообще – это Поморье, Приморье и Сибирь. Интересно также и то, что на западных территориях Российской империи процент крепостного населения был гораздо выше, чем в самой России. Так, к примеру, в Прибалтийских губерниях численность крепостных доходила почти до 85% от всего крестьянского населения.

В 19 веке количество крепостных крестьян стало быстро сокращаться в связи с переходом в другие сословия, так только за период с 1816 по 1856 гг. в другие сословия перешло свыше 1 млн. крепостных крестьян мужского пола. Последняя, проведенная почти перед самой крестьянской реформой ревизия 1857 года, насчитала в России 62,5 млн. человек населения, из них крепостных крестьян было 23 млн. крестьян, что составляло 34 % от всего населения страны. Таким образом, к моменту отмены крепостного права людей относящихся к крепостному сословию в Российской империи было меньшинство, всего 1/3 от всего населения.

Из множества художественных произведений русских классиков, воспоминаний современников и других исторических источников, в особенности советского периода, нам известно множество описаний бедственного, буквально нищенского существования русского крепостного крестьянства. Однако существуют, оказывается, и другие воспоминания современников. Многие иностранцы из тех, кто бывал в крепостнической России, отмечали, что в 18 веке уровень жизни крестьян России был выше, чем во многих странах Западной Европы. Так, по наблюдениям французского путешественника Жильбера Рома, проехавшего по Сибири в 1780 гг., сибирский крестьянин жил лучше своего французского собрата. Англичанин Джон Паркинсон отмечал, что русские крестьяне одеваются намного лучше, чем простой народ в Европе.

Капитан английского флота Кокрейн, путешествовавший по России 4 года писал в 1824 г. «положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии». Кокрейн отмечал в России «изобилие продуктов, они хороши и дешевы», упоминал «огромные стада» в обычных деревнях. Другой английский путешественник в 1839 году вспоминал, что русские мужики живут намного лучше, чем низшие классы не только в Ирландии, но также в Англии и в Шотландии. В те времена, оказывается, иметь корову крестьянину в Европе был признак роскоши, а в России наоборот, не иметь коровы означало крайнюю бедность.

Читайте также:  Холин в чем его польза

В самый пик крепостничества в России – а это был 18 век – повинности, которыми облагался русский крепостной крестьянин не являлись для него особо тягостными. Подушная подать платилась всем миром, барщина и оброк были ограничены законом. Разумеется, так было не везде и не всегда . Например, на территориях, которые находились возле Москвы и Петербурга, где дороговизна столичной жизни усиливала поборы помещиков, с крестьян действительно драли 3 шкуры. 

Однако представление, что крестьяне повсеместно работали, не разгибая спины, сильно преувеличено. За год до отмены крепостного права количество нерабочих дней у крестьян достигло 230, т. е. трудились они всего 135 дней. Такое обилие выходных объяснялось огромным количеством праздников. Праздники были как православные, так и традиционные. Ученый и публицист А. Н. Энгельгардт в «Письмах из деревни» так описывал свои наблюдения относительно многочисленных крестьянских праздников: «Свадьбы, никольщины, закоски, замолотки, засевки, отвальные, привальные, связывание артелей и прочее…». Именно с тех времен пошла поговорка: «Пришел сон до семи сел, пришла лень до семи деревень».

Да, права крепостных крестьян были ограничены по сравнению с другими группами населения, однако крепостной крестьянин мог быть истцом и свидетелем в суде, присягал на верность царю, имел право с согласия помещика переходить в другие сословия. По словам одного из крупнейших современных историков Б. Н. Миронова, «вопреки распространенному в литературе мнению, крестьяне и юридически и фактически вплоть до 1861 г. имели право жаловаться на своих помещиков и активно им пользовались». 

В отличие от многих «передовых и просвещенных» стран тогдашней Европы, где например, в той же Польше, убийство крепостного вообще не считалось государственным преступлением и подлежало только церковному наказанию, законы России защищали жизнь и имущество крестьян от помещиков. «Убийство крепостного рассматривалось как тяжкое уголовное преступление». Еще начиная с середины 17 века специальное Соборное Уложение от 1649 г. разделяло меру ответственности помещика за неумышленное и предумышленное убийство крестьянина. В случае неумышленного убийства, к примеру, в драке, дворянин подвергался тюремному заключению до специального распоряжения царя. При предумышленном убийстве крестьянина виновного казнили, независимо от социального происхождения. В правление Елизаветы Петровны, когда смертная казнь в России была фактически отменена, дворян, виновных в смерти своих крестьян, обычно отправляли на каторгу. Так что царское правительство довольно внимательно следило за отношениями помещиков и крестьян, пресекая при этом всяческий беспредел.

В советских учебниках крепостное право ассоциировалось со знаменитой помещицей-психопаткой Салтычихой, которая жесточайшими наказаниями умертвила десятки своих крепостных. Однако в тех же учебниках не писали, что в ходе следствия и и суда Салтычиха была полностью изобличена в своих преступлениях. Указом императрицы преступница была приговорена к заточению в камере с земляным дном, без света, писем и общения, где она провела 33 года до самой смерти. 

Екатерина II в 1775 г. уполномочила своих генерал-губернаторов преследовать помещиков за жестокое обращение с крестьянами вплоть до конфискации имений и передачи их в управление опекунским советам. Александр I в 1817 г. указал за произвол помещиков предавать их суду и брать имения под опеку казны. Из исторических источников известно, что только за период с 1834 по 1845 годы царское правительство привлекло к суду 2838 дворян и осудило из них 630 человек.

В правление Николая I в опеке находилось ежегодно около 200 имений, взятых за плохое обращение помещиков с крестьянами. Правительство постоянно регулировало отношения помещиков и крестьян.

Наказание несли и крестьяне, так за тот же самый период с 1834 по 1845 гг. в России было осуждено 0,13 % крестьян за неповиновение своим помещикам и столько же 0,13 % помещиков за превышение власти над крепостными крестьянами.

К вопросу о земле. Факты говорят о том, что крестьяне получили в ходе реформы 1861 г. в среднем 4,8 десятин на душу муж. пола, или по 14, 4 десятин на двор (1 десятина составляла примерно 1,1 гектара). Прожиточный минимум для крестьянской семьи составлял в 1870 гг. 10 — 11 десятин на двор. 

Русское освобождение оказалось бесконечно более щедрым, чем подобные реформы в соседних Пруссии и Австрии, где крепостным была предоставлена совершенно голая свобода, без малейшего клочка земли.

В результате проведения столыпинской аграрной реформы к 1916 г. у помещиков осталось только 40 млн. десятин земли, причем значительной частью это были земли с лесом. Когда в 1917-18 гг. крестьяне разделили между собой эти 40 млн. десятин помещичьей земли, то есть, реализовали популистский лозунг большевиков “земля – крестьянам”, то выяснилось, что крестьянские наделы выросли незначительно, и большого значения эти земли не сыграли. В целом, характеризуя начало 20 века профессор Гарварда Ричард Пайпс отмечал, что в отличие от государств Европы Англии, Испании, Италии, Франции, где подавляющая часть земли находилась в руках крупных землевладельцев, до революции 1917 г. «Россия … была классическим примером страны малых крестьянских хозяйств». По итогам столыпинской реформы помещичьи хозяйства утеряли хозяйственную значимость, непосредственный производитель – крестьяне – в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственных животных.

Также весьма любопытно ознакомиться с документами ХХ века, в которых описывается обращение с российскими крестьянами, освобожденными от “гнета кровавого самодержавия” Октябрьской революцией 1917г. 

Записка начальника СОУ ОГПУ Е.Г. Евдокимова И.В. Сталину о перегибах при коллективизации и раскулачивании (март 1930г.)

«…Член штаба бригады по сбору посевматериала в д. Тимоновка Омельчук Илья, в связи с отказом середнячки (40 лет) вывезти пшеницу, направил ее в другой штаб с «препроводительной» следующего содержания: «Поведите ее в темный угол и там изнасилуйте»… Этой же бригадой изнасилованы 2 кулачки, избит 65-летний старик, которого заставляли петь, плясать, обливали водой, давали в зубы загаженную папиросу…»

Источник