В пользу государства несли тягло
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 ноября 2020; проверки требует 1 правка.
У этого термина существуют и другие значения, см. Тягло (значения).
Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начале XVIII века.
В древних грамотах применялось слово «тягость», позже — тягло, несущий его — тяглый крестьянин[1].
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и так далее), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII веке наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX веках. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.
Тягло в Русском царстве[править | править код]
Тягло — в Русском царстве податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII века привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые ввиду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и прочие вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожаров, услуги государству и прочее. Ввиду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения в Русском царстве XVII веке относятся крестьянская община и посадская община[2].
Тягло в духовенстве[править | править код]
Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в Древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священно-церковнослужителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 года отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иване Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.
Санкции за уклонение от уплаты тягла[править | править код]
Тяжесть тягла вела к разнообразным уклонениям от него, и вот — как в гражданской, так и в церковной администрации — является гоньба за тяглым человеком, усиленные хлопоты о том, чтобы он не оказался из былых, не вышел из службы и из тягла, строгости и правежи. Архиепископ новгородский Феофил, предписывая (1477 год) псковским священникам платить пошлины без всякого забвения, грозит: «а которые вященницы не заплатят подъезда моего, и аз тем литургисати не велю». В наказной грамоте Иоакима назначается штраф за утайку священниками приходских дворов и земли или промыть по 2 рубля по 4 алтына 11/2 деньги за каждый утаённый двор; затем поповскому старосте предписывается собрать церковную дань и все пошлины без недобора, а на ослушниках править без всякой пощады. За неисправный платёж церковной дани патриарх Адриан грозит священникам лишением мест. Количество сборов зависело от усмотрения архиереев. Случалось, что церковь облагалась слишком высокими сборами и поэтому долго оставалась вовсе без причта. Случалось и то, что причт, соединясь с прихожанами, силой отбивался от сборов. В 1435 году во Пскове духовенство вместе с народом сильно поколотили владычных людей. Тоже случилось в Вышгороде; горожане прибили и изувечили десятильника и людей митрополита Ионы. Законным средством избавиться от тяжести платежей были «жалованные грамоты», но архиереи давали такие грамоты большей частью только таким церквям, которые находились в государевых сёлах или в вотчинах уважаемых монастырей и сильных лиц. Кроме платежей в архиерейскую казну духовенство не было свободно и от гражданских платежей и повинностей. Со своих земель оно должно было выставлять ратников, давать деньги или припасы на военные нужды, поставлять корма и подводы чиновникам, поддерживать мосты и дороги, исполнять повинность городовую. Духовные лица, жившие на чужих землях, подлежали ещё сборам в пользу владельца. Жившие на чёрных землях тянули с чёрными людьми, то есть несли тягло, платили оброк наместникам и другим чиновникам, деньги ямские, стрелецкие, пищальные и другие. Белою, свободною от платежей, считалась только земля церковная, но и с неё духовенство должно было нести некоторые платежи в чрезвычайных случаях, — во время войны и для выкупа пленных. Из постоянных повинностей она не освобождалась от повинности губной, то есть содержания губного старосты. При Петре I старое архиерейское тягло сделалось для духовенства тяжелее прежнего, потому что попало теперь в ведомство сборщиков монастырского приказа. Кроме старых платежей, явились ещё новые в пользу школ и богаделен и на жалованье вновь явившемуся военному духовенству; вместо личной военной службы, с духовенства назначен особый государственный сбор, — со священнослужителей — драгунскими лошадьми, по одной лошади с каждых 150 дворов прихода, а с причетников деньгами по рублю; явились новые повинности — караульная по улицам, пожарная (отменённые в 1742 году) и другие. Все эти сборы с духовных лиц производились, как и с крестьян, посредством жестоких правежей, с большими запросами и взятками. В 1764 году, когда упразднено было в церкви существование крепостного права, уничтожено старое тягло, которое несло духовенство в пользу архиереев. Все сборы в архиерейскую казну, на епархиальных чиновников и на школы были отменены; при освящении церквей дозволено брать только 50 копеек за антиминс, а при поставлении ставленников — по 2 рубля за поставление во диаконы и то же по 2 рубля за поставление в священники; употребление ставленников на работы при архиерейских домах запрещено; в 1765 году отменены сборы за венечные памяти; в 1766 году отменён сбор и подможных денег для полковых священников. Остались сборы на содержание духовных правлений и на поездки епархиальных чиновников и властей по округам, на который штаты не назначили никаких сумм[3].
Примечания[править | править код]
- ↑ Муж // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- ↑ Ср. Лаппо-Данилевский, «Организация прямого обложения в Московском государстве и пр.» (СПб., 1890); Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII стол.» (СПб., 1892); Дьяконов, «Акты, относящиеся к истории тяглого населения в Московском государстве» (Юрьев, 1895—97).
- ↑ Смотри П. В. Знаменский, «Приходское духовенство на Руси. Повинности духовенства в древней Руси» («Правосл. Обозрение»,1867, т. 1); «О сборах с низшего духовенства русского в казнуепархиальных архиереев в XVII и XVIII стол.» («Правосл. Собеседник»,1866, т. 1); Ив. Перов, «Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI и XVII вв.» (Рязань, 1882); П. В. Знаменский, «Руководство к русской церковной истории» (Казань, 1888).
Литература[править | править код]
- Муж // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Тягло // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Тягло // Советская энциклопедия истории Украины: в 4-х томах = Радянська енциклопедія історії України (укр.) / Відп. ред. А. Д. Скаба. — К.: Гол. редакція УРЕ, 1972. — Т. 4. — С. 314.
- Тягло // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — Т. 14 : Таанах — Фелео. — Стб. 633—634.
- Тягло // Энциклопедия Криворожья. В 2 т. Т. 2. Л—Я : [укр.] / сост. В. Ф. Бухтияров. — Кривой Рог : Явва, 2005. — С. 617.
Ссылки[править | править код]
Тяглом называлась система натуральных и денежных повинностей, которые лежали как на крестьянах, так и на посадских людях. Несущий тягло назывался тяглым крестьянином. В чем особенности этого налогообложения, как оно применялось и контролировалось в Русском государстве XV-XVIII вв.? Чем занимались тягловые люди и как они выплачивали свою «тягость? На эти и другие вопросы ответим в этой статье.
Как это выглядело?
Слово «тягло» фактически было калькой с древнегреческого слова, обозначавшего «общественную нужду». До того, как были сформированы полноценные государственные институты и органы местного самоуправления, государство возлагало на своих подданных обязанность несения государственной службы или выполнения иных работ.
Все это в итоге было переведено в юрисдикцию служилых людей, а затем и различных канцелярий. Но на Руси XV-XVIII в. до этого было еще далеко. Молодое Русское государство переняло такой опыт из римской практики. Постоянные контакты с Византийской империей позволяли перенимать не только культуру, но и юридические особенности управления государством.
Кроме того, государство, пережившее вековой гнет Золотой Орды и жуткие времена Смутного времени, находилось на границе нищеты. Страна была невероятно бедной. Еще не было достаточно количества собственных ресурсов, все золото и серебро поступало в казну из-за рубежа. Единственное, что могло сделать молодое государства для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование аппарата – заставить одних людей содержать других.
Именно эта кризисная ситуация и приводит к содержанию государственного аппарата и армии зависимым населением. Так появляется тягловая повинность.
Тягло как государственная служба
Тягловое население делилось на несколько разрядов и две большие категории: городское и сельское. Первые назывались посадскими людьми, вторые – крестьянами.
Все юридически свободное население Руси (в том числе и крестьянство, которое формально считалось свободным до отмены Юрьева дня) было обложено тягловой повинностью.
Тягло можно назвать своеобразным родом службы. Правда, пока служилые люди занимались службой военной и административной, все остальное население занималось службой финансовой. Фактически, именно крестьянство содержало и княжеский двор, и дружину, и весь административный аппарат.
Тягловой повинностью облагался каждый совершеннолетний мужчина: в городах – домохозяин, в сельской местности – черносошный крестьянин. Женщины и дети тягловой повинностью не облагались.
Что же такое тягло?
- В широком смысле – государственная служба, финансирование княжеского двора, дружины, содержание всего аппарата.
- В узком смысле – конкретная и обязательная повинность.
Крестьянин, обложенной тягловой повинностью, должен было проживать на государственной земле (это значит, что никакой собственности у него не было). Тягло забирается только с земли государственной, поэтому все служилые люди, занятые войной и административной работой, владеющие собственными посадами, от этого налога были полностью освобождены.
Однако здесь наблюдается интересный юридический казус. Если на земле помещика живет свободный крестьянин, он должен нести тягловую повинность, так как фактически земля государственная, а значит налог он платить обязан. Если же на этой же земле проживает холоп (фактически – раб), то этот холоп освобожден от тягловой повинности, потому что подчиняется непосредственно боярину, которому принадлежит земля, и который сам не платит тяглового налога.
Таким образом, становится понятна привлекательность несвободного состояния в этот период русской истории. Люди продавали себя в холопы именно потому, что разорялись, будучи не в состоянии терпеть тягловую повинность. И эта массовая продажа крестьян своих семей и самих себя в рабство, в итоге, заставила государство холопство отменить.
Категории тяглового населения
У тяглового населения были свои категории, которые по-разному облагались повинностью.
Гости
Считались самой привилегированной частью населения. Но, во-первых, их число строго регламентировалось (по некоторым источником, всего гостей не могло быть больше тридцати человек).
Во-вторых, гости – это иностранные купцы, которым оказывают некоторые почести (в зависимости от дипломатических отношений Русского государства с теми или иными зарубежными державами).
В-третьих, служилая честь гостя защищена: в случае каких-либо неустоек ему положено выплатить 50 рублей.
Стоит сделать важное замечание: «гостями» становились не все зарубежные торговцы, а только те, которых русское государство решило поощрить. Например, за оказание финансовой помощи.
Так что не удивительна эта «квота» по количеству «гостей». Далеко не каждый мог позволить себе крупную помощь чужеземному государству. Зато те, кто становился «гостем», получал массу преимуществ.
У гостей были и другие привилегии. Они могли покупать себе землю, просить справедливости в суде, вызывая к ответу в том числе и служилых людей, состоящих непосредственно на государевой службе. А еще им выдавались жалованные грамоты, где указывались их особенные права. За такие грамоты взималась пошлина в размере 2,5 рублей.
Надо отметить, что купцы в принципе пользовались особенным положением на Руси. Русская власть всячески способствовала развитию торговли, стремилась создать самые выгодные условия для купцов.
Торговый класс подлежал особой защите: за любые оскорбления купеческому люду предусматривались солидные штрафы. А сам процесс торговли был регламентирован до мельчайших подробней.
Несмотря на все преференции, купцам запрещалось торговать, где вздумается: для этого существовали специальные выделенные места. Была и своя сеть внутренних таможен между разными городами, а также на мостах через крупные реки. Проходить такую таможню без лишних проблем могли только гости, обладающие правом свободного разъезда.
Иностранцам, не получившим жалованной грамоты, разъездная торговля внутри страны строго запрещалась. При въезде на территорию Руси купцам приходилось предъявлять весь свой товар, а казна имело право преимущественной покупки (нередко по сниженной цене). Только после этого торговец мог начать торговлю с русскими купцами.
Городское население
Именно этот слой составлял основное тяглое население на Руси, и именно городские жители несли самое тяжелое налоговое бремя. У них не было такого количества льгот, как у гостей, но преимущества все-таки были:
- Они могли свободно торговать;
- Они могли заниматься ремеслом;
- Они могли заниматься любым промыслом.
Для правительства было очень важным, чтобы тяглое городское население не переходило в «белые слободы» — частные дворы, население которых не было обложено тягловой повинностью.
В итоге Соборное уложение запретило создание подобных слобод, а все прежние «белые» земли переходили в собственность государства. Так, в одним момент, все население бывших белых слобод, ушедшее туда от непомерного налога, снова было вынуждено этот налог платить. Беглых тяглецов, стремящихся уйти от повинности, возвращали вне зависимости от того, куда такой беглый подался, даже если он нанимался в холопы.
Городское население было четко организовано. Существовали сотни и слободы. Местным органами управления были выборные головы, причем выбирались они только на один год. Слободские головы занимались административной работой, в частности – управляли финансами поселения.
Несмотря на выборную форму правления, слободские головы быстро становились достаточно богатыми: за хорошую службу им полагалось не только жалование, но и всяческие подарки от княжеского двора. Например, упоминаются серебряные ковши, отрезы сукна или тафты, в зависимости от личных достижений человека и от прибыльности его слободы.
Впрочем, слободские головы, плохо справляющиеся со своей работой, могли быть наказаны, и наказаны довольно жестоко. Их не только обкладывали дополнительными налогами, но и могли выпороть кнутом.
Еще одни управленцы от слободы – десяцкие – следили за соблюдением винной монополии и общественным порядком, в частности, за курением табака: это было под запретом.
Сельское население
Сельское население занимало довольно большую прослойку всего тяглого народа. Здесь же было огромное количество разрядов, каждый из которых занимался собственным делом. Например, в исторических документах упоминаются половники, серебряники, монастырские дети, соседи и т.д.
Далеко не все категории сельского населения входили в состав тяглого населения. Как уже говорилось, черными людьми, вынужденными нести тягло, были те, кто проживал на государственной земле и был фактически свободным человеком.
То есть отношения между крестьянством и государством выстраивались на основе земельного права, которое регулировалось порядной записью. Если крестьянин был свободным и обрабатывал государственную землю, то он автоматически становился вытным – владельцем выти, с которой нес тягло. Он имел право взять себе в батраки безземельных крестьян, которых в исторических документах называли захребетниками.
Отдельно стоит отметь особый разряд повинного населения – полувытчиков. Сюда входили бобыли (холостые крестьяне, не обзаведшиеся собственным двором) и казаки. Эти категории были «льготниками», они несли только половину тягла (отсюда и характерное название).
Чтобы крестьянин мог сменить одну общину на другую, нужно было придерживаться нескольких строгих правил:
Для черносошных и крепостных крестьян эта возможность была закреплена законодательно, и указан единственный день в году, позволительный для перехода – Юрьев день.
Совершить переход можно было только с одобрения «принимающей» общины, которая решала, будет она брать к себе нового человека, или же нет.
Переходя в другую общину, крестьянин мог либо стать вытным, либо взять землю общины и отрабатывать там свою повинность. Только в этом случае крестьянин нес не тягловую повинность, а оброчную, и должен был работать на общину, которая получала новый источник дохода.
Впоследствии это сложилось в полноценные арендные отношения, которые были зафиксированы в кортомных записях. «Кортомля» — это и есть вид арендных отношений, характерных только для русского древнего права.
Если же вытник собирался покидать одну общину и переходить в другую, своим прежним общинникам он был обязан заплатить откуп. Так что здесь работала точно такая же схема, что была предусмотрена для откупа крестьянина от помещика
Интересные факты:
- Черносошные крестьяне, в отличие от холопов и других несвободных людей, изначально имели ряд тех же прав, что и служилые люди.
- Первый русский Судебник допускает черносошных крестьян к показаниям на суде и приравнивает их слова к словам служилого человека (в том числе боярина или дворянина).
- А вот второй Судебник это соотношение уже меняет: теперь показания двух боярских детей равны показаниям трех крестьян. И чем дальше, тем сильнее усиливается это неравенство. Для крестьян выделяется отдельный суд – земской и губной, где назначаются крестьянские судьи.
Санкции за отказ от тягловой повинности
Тяжесть тягловой повинности закономерно приводила к тому, что люди всячески старались от нее уклоняться. Итогом этих уклонений стала борьба государства и церкви с «уклонистами» и беглецами.
Например, новгородский архиепископ Феофил предписывал псковским священникам вовремя платить пошлины, грозясь отказать в церковной поддержке.
Грамота Иоакаима указывает размеры штрафа за утайку прибыли, приходских дворов и земли.
Патриарх Адриан грозил священникам лишением сана за утайку доходов.
Свободными от налога были белые церковные земли. С них тягло взималось только в случае крайней нужды: во время крупных войн, эпидемий, неурожаев.
Законным способом избавиться от тягла было только получение жалованной грамоты, но эти грамоты, выдаваемые княжеским или церковным двором, получали только высокородные и сильные лица.