В слове польза мягкий знак для обозначения мягкости согласных
Ь не пишется в сочетаниях чн, чк, чт, нч, например: начну, нянчить, почта, почка
***
Звуки мы слышим и произносим. Буквы — пишем и читаем.
***
Согласные ж, ч, ш, щ называют шипящими из-за особенностей их произношения.
***
ЖИ, ШИ пиши с И, например: жираф, ширь.
***
ЧУ, ЩУ пиши с У, например: чудо, щука.
***
ЧА, ЩА пиши с А, например: чаща, щавель.
***
В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков, например: пе-ре-го-ро-дить (5 слогов)
***
В русском языке есть только приставка с-, приставки з- — НЕТ, например: сделать, склеить, сдать.
***
В словах здесь, здание, здоровье, ни зги з не приставка, а часть корня.
***
Написание устойчивых буквосочетаний: ОРО — воронё́нок, городово́й OЛO — оловя́нный, полови́нка ЕРЕ — деревя́нный, берегово́й ЕЛЕ — зелене́ет, пелена́ть.
***
Слова с непроверяемыми безударными гласными нельзя писать так, как они слышатся.
***
В именах существительных мужского рода II склонения в конце слова после шипящих ь не пишется, например: мяч_, лещ_, сторож_, камыш_.
***
Мягкий знак пишется перед -ся в неопределённой форме глагола.
***
Написание слов с сочетаниями чк, чн, нч, чт, чш, нщ, щн отличается от их произношения!
***
В этих словах нет двойных согласных: актриса, алюминий, волейбол, галерея, грамотный, десант, десерт, драма, карикатура, коридор, количество, раса, расизм, ресурсы, росомаха, лилипут, привилегия, пудинг, тротуар.
***
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно!
***
Некоторые существительные употребляются только в единственном числе, например: молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция.
***
Некоторые существительные употребляются только во множественном числе, например: очки, сани, именины, ножницы, ворота, Гагры
***
Существительные среднего рода всегда относятся ко II склонению.
***
Род и число прилагательного определяются по роду и числу имени существительного, к которому относится прилагательное.
***
Имена прилагательные во множественном числе не изменяются по родам.
***
Имя прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.
***
Проверяй безударное окончание имени прилагательного по вопросу, например: взгляда (какого?) нежного.
***
Местоимения с предлогами пишутся раздельно, например: у_меня, с_тобой, к нам.
***
Глаголы в неопределённой форме пишутся с Ь знаком на конце, например: петь, играть, носить.
***
Безударные личные окончания глаголов совпадают с ударными!
***
Глаголы хотеть и бежать имеют личные окончания первого и второго спряжения. Их называют разноспрягаемыми.
***
От глагола победить 1-е лицо единственного числа не образуется.
***
Глагол быть в настоящем времени не спрягается. Он сохранил только форму 3-го лица единственного числа — есть.
***
Суффикс -Л- у глаголов является показателем прошедшего времени!
***
Перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме глагола, например: клеил — клеить
***
В личных окончаниях глаголов I спряжения пиши букву Е, а глаголов II спряжения — букву И.
I спр.: ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ
II спр.: ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ.
***
Пиши Ь после согласных (кроме й) на конце глаголов, выражающих приказ, просьбу, требование (Ь сохраняется перед -ся и -те), например: спрячь — спрячьте — спрячься, отрежь — отрежьте, ответь — ответьте.
***
От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
***
Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, например: Начался дождь.
***
Предложение — это слово или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.
***
Законченность мысли подчёркивается интонацией — в конце предложения делается пауза.
***
Пауза в конце предложения на письме передаётся знаками:
. (точка);
! (восклицательный знак);
? (вопросительный знак);
?! (вопросительный и восклицательный знаки);
… (многоточие).
После этих знаков начинается новое предложение.
***
Предложение, в котором есть только главные члены, называется нераспространённым например: Дети играли.
***
Предложение, в котором есть хотя бы один второстепенный член, называется распространённым, например: Дети весело играли.
***
Между простыми предложениями в составе сложного предложения на месте точки ставится запятая.
Простые предложения в составе сложного могут быть соединены союзами и, а, но, чтобы, потому что, если и др.
Перед союзами в сложных предложениях ставится запятая.
Я пошёл домой, а мои друзья остались во дворе. Я пошёл домой, потому что начался дождь.
***
Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений.
Пришла зима. Снег покрыл дома и дороги. (Два простых предложения)
Пришла зима, снег покрыл дома и дороги. (Сложное предложение)
***
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и в предложении относятся к одному и тому же слову, например:
(какие?) Красные, жёлтые, золотые листья лежат на аллеях парка.
(чем?) Мой брат увлекается спортом, музыкой и рисованием.
***
Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам.
***
В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Чаще всего непроизносимые согласные стоят перед суффиксом и.
***
Часто двойной согласный звук произносится немного дольше, как бы протягивается: [ва́н~а] — ванна, [жуж~а́т’] — жужжать. Правописание таких слов можно определить на слух. Но во многих словах с двойными согласными буквами звук не протягивается: [клас] — класс, [трал’э́йбус] — троллейбус. В этом случае двойные согласные являются орфограммой.
***
В окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени пишется ь, например: (что делаешь?) умываешься, пишешь; (что сделаешь?) вернёшься, нарисуешь.
***
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед буквами: Е, Ё, Ю, Я.
***
Разделительный твёрдый знак (ъ) показывает, что согласный звук, последний в приставке, не сливается в произношении с первой гласной корня (между ними находится звук [й]), например: съедобный [с’йи], предъюбилейный [д’йу], подъём [д’йо], объявление [б’йи]
***
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета, называется определением (трава какая? высокая густая; в какой? прозрачной воде; гнёзда чьи? птичьи)
***
Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения, называются однородными. Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения: Ученики читают, пишут, решают и рисуют. На лугу росли красные, жёлтые, синие цветы
***
Имена существительные женского рода в именительном падеже с нулевым окончанием и с ь на конце относятся к 3-му склонению (степь, ткань, ночь, рожь)
***
На конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие согласные, пишется Ь (печь, помощь, рожь, глушь).
***
На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие согласные, Ь не пишется (луч, товарищ, сторож, камыш)
***
Числительные, которые обозначают количество и отвечают на вопрос сколько?, называются количественными (один день, девять домов, десять лет).
***
Числительные, которые обозначают порядок при счёте и отвечают на вопрос какой?, называются порядковыми (первый день, девятый дом, десятый год).
***
Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать пишутся с Ь на конце (пять, десять, четырнадцать, двадцать, тридцать). В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать Ь не пишется. (Одиннадцать — пишется с двумя н.)
***
Количественные и порядковые числительные.
Сто — сотый, пятьдесят — пятидесятый, шесть, два, одиннадцать, восемнадцать, двадцать, восемьдесят, девяносто, двадцать пять, тридцать семь, сорок девять, сто пятнадцать, сто двадцать один.
***
Роль мягкого знака в русском языке
Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.
Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова
Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.
Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.
Разделительный мягкий знак
В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.
Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.
Правила написания слов с мягким знаком
Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.
Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.
Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.
Игры с буквами и словами
«Игры с буквами и словами» — это забавное путешествие в мир русского языка! С помощью весёлых стихов и иллюстраций ребята узнают о прописных и строчных буквах, о многозначных словах, о правилах переноса, а также поотгадывают загадки и посмеются вместе с героями этой умной и весёлой книжки!
Купить
Правила написания слов с разделительным мягким знаком
- Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я: вьюга, шью, братья.
- Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон.
- Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.
С темой орфографии удобно работать по учебнику «Русский язык. 4 класс».
Методические советы учителям
Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.
В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:
- «Роль мягкого языка»,
- «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».
Задания для закрепления темы
Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.
«Два столбца»
Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.
Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.
Ответ:
Ь — мягкость | Разделительный Ь |
лось | друзья |
боль | заячья |
букварь | крестьянин |
польза | деревья |
лень | семья |
лягушачьи | |
серьёзный | |
вьюга | |
клочья |
«Добавь слово»
Задание:дописать предложение, используя слова с мягким знаком; объяснить, в каких словах разделительный Ь, а в каких — показатель мягкости. Получившиеся слова можно записать в соответствующие столбцы в таблицу из предыдущего задания.
Предложения:
- Мама, папа, я — счастливая …
- После петушиной драки во дворе повсюду были …
- Сегодня на улице плохая погода — весь … идёт …
- Ястреб расправил …
- Охотник зарядил своё …
- Вчера наша кошка поймала …
- Женя и Вова — закадычные …
- Сова охотится …
- Катя пошла в магазин, а … забыла дома
- На улице громко чирикали …
Ответы:
- Мама, папа, я — счастливая семья.
- После петушиной драки во дворе повсюду были перья.
- Сегодня на улице плохая погода — весь день идёт дождь.
- Ястреб расправил крылья.
- Охотник зарядил своё ружьё.
- Вчера наша кошка поймала мышь.
- Женя и Вова — закадычные друзья.
- Сова охотится ночью.
- Катя пошла в магазин, а деньги забыла дома.
- На улице громко чирикали воробьи.
Слова с разделительным мягким знаком: семья, перья, крылья, ружьё, друзья, ночью, воробьи.
Слова, где Ь — признак мягкости: день, дождь, мышь, деньги.
«Всем сестрам по серьгам»
Задание: преобразовать словосочетания по типу «шерсть кошки — кошачья шерсть». Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут данные словосочетания, а во втором — новые получившиеся .
Словосочетания:
- шубка лисы
- стая волка
- икра рыбы
- кваканье лягушек
- рога оленя
- берлога медведя
- шерсть овцы
- уши зайца
- молоко козы
- карканье вороны
Ответы:
- лисья шубка
- волчья стая
- рыбья икра
- лягушачье кваканье
- оленьи рога
- медвежья берлога
- овечья шерсть
- заячьи уши
- козье молоко
- воронье карканье
Наглядные материалы к уроку
«Создай фамилию»
Задание: образовать от данных имён фамилии. Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут записаны имена, а во втором — получившиеся фамилии.
Имена: Григорий. Евгений, Юрий, Василий, Арсений, Афанасий, Макарий, Аркадий, Анатолий.
Ответы:
Имена | Фамилии |
Григорий | Григорьев |
Евгений | Евгеньев |
Юрий | Юрьев |
Василий | Васильев |
Арсений | Арсеньев |
Афанасий | Афанасьев |
Макарий | Макарьев |
Аркадий | Аркадьев |
Анатолий | Анатольев |
#ADVERTISING_INSERT#
Источник
Тема: «Разделительный мягкий знак»
Предметные цели:
Формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.
Учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости.
Ход урока
I.Мотивационный этап
У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
- Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому!»
Чистописание.
Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании?
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать
Как согласную читать.
Да, сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит? (из короткой наклонной линии и полуовала)
Запишите по образцу…
Подчеркните самую красивую букву, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища.
II. Актуализация знаний
Что вы знаете о букве- мягкий знак? какая особенность у этой буквы
( она не обозначает звука)
Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?
Указывает на мягкость предшествующего согласного
Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.
Словарная работа
Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.
К…ньки, т…традь, учит…ль, м…рковь, п…льто, м…дведь.
Что это за слова?(словарные)
Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)
Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово со своей записью. Оцените работу своего товарища.
-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?
(Указывает на мягкость предшествующего согласного
Значит, где пишется ь —показатель мягкости?)
-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?
-Хотите узнать?
-Тогда за работу!
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Создание проблемной ситуации.
Давайте сейчас поиграем в игру «Назови предмет»
-с его помощью мы покупаем новые вещи…………………….деньги
-с ним легко бежать, кататься на льду……………………коньки
-мать, отец и дети……………………………семья
-это то, что остается после сруба деревьев……………..пеньки
-близкие товарищи…………………………….друзья
Скажите, чем можно объединить эти слова? (во всех словах есть мягкий знак)
Между какими буквами они стоят? (между согласными и гласными, и между двумя согласными)
— разделите данные слова на две группы и объясните, по какому принципу вы разделили слова на группы?
Давайте сейчас уберем мягкий знак, и посмотрим, что получится. Прочтите полученные слова.
Так, что же случилось, когда мы убрали ь? (варианты ответов: слились с согласными, смягчились, разделились согласные от гласных)
В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите.
(Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости)
А во втором…? Слова с разд. ь знаком. Докажите!
2) Постановка проблемного вопроса.
Значит в чём затруднение?
(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь)
Сформулируйте проблему ?
(не знаем правило правописания слов с разд.ь.)
Тема: Разделительный ь знак.
ΙV. Открытие новых знаний.
Наша цель выяснить роль мягкого знака в словах, узнать для чего он необходим.
А теперь, все открыли книги, страница 31. Послушайте очень внимательно и читайте про себя правило вместе с диктором.
Словарная работа.
Полю (полоть)-улдурертир, чымчадыр
Полью (поливать, лью, лить)- суггарар
Солю (Соль)- дузаар
Солью (сливать, лить)-кудар
V.Физминутка.
Вперед четыре шага
Назад четыре шага
Кружится, кружится наш хоровод
Ручками похлопаем
Ножками потопаем
Плечики подвигаем
А потом попрыгаем
Я предлагаю вам провести исследовательскую работу.
Попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.
Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с
заданиями.
Деревья, лень, редька, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье, польза, рояль, деньги, осень.
а) прочитай слова, обведи ь кружочками;
б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;
в) букву, которая написана после ь знака — подчеркни двумя линиями;
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?
Составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________)
4) Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске.
Итак, что получилось?
— Что дала проверка?
— Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак.
После согласных — Разделительный ь знак — Перед гласными е, ё, и, ю, я.
Проверим наше открытие, быстренько сделав тестирование.
VI. Первичное закрепление
Тестирование
Раздать детям карточки с тестовым заданием
Поменяйтесь тетрадями, и проверьте соседа.
Игра «Приумножь слово» (резерв) с мячом
Соловей- соловьи
Воробей- воробьи
Дерево- деревья
Брат- братья
Стул- стулья
Перо- перья
Друг- друзья
VII.Рефлексия
— Какое открытие мы с вами сделали на уроке?
— Что узнали нового о Ь знаке?
Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,
если при произношении слышится звук й после согласного
Разделяет буквы гласных и буквы согласных)- 2 роль разд.ь
-Что было легко? Что было трудно?
— Какое задание было самым интересным?
— Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
-Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу.
VIII. Домашнее задание
1. Сложный уровень
Деревья, лень, редька, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье, польза, рояль, деньги, осень.
а) прочитай слова, обведи ь кружочками;
б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;
в) букву, которая написана после ь знака — подчеркни двумя линиями;
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?