Велика ведь бывает польза от
Когда Ярослав был в Новгороде, пришла к нему весть, что печенеги осадили Киев. Ярослав собрал воинов многих, варягов и словен, пришел к Киеву и вошел в город свой. А было печенегов без числа. Ярослав выступил из города, и исполчил дружину, и поставил варягов посредине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая, и едва к вечеру одолел Ярослав. И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня. В тот же год посадил Ярослав брата своего Судислава в темницу во Пскове – был тот оклеветан перед ним.
В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.
Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания, Велика есть мудрость; ведь и Соломон, прославляя ее, говорил: “Я, премудрость, вселила свет и разум, и смысл я призвала. Страх Господень… Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила. Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют правду. Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Любящих меня люблю, ищущие меня найдут благодать». Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.
Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими.
В год 6546 (1038). Ярослав пошел на ятвягов.
В год 6547 (1039). Освящена была митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, которую создал Владимир, отец Ярослава.
В год 6548 (1040). Ярослав пошел на Литву.
В год 6549 (1041). Пошел Ярослав на мазовшан в ладьях.
В год 6550 (1042). Пошел Владимир Ярославич на Ямь и победил их. И пали кони у воинов Владимировых; так, что и с еще дышащих коней сдирали кожу: такой был мор на коней!
В год 6551 (1043).
Источник
О книге с любовью
Мудрецы древности о книге
«Велика ведь бывает польза от учения книжного… это – река,
наполняющая вселенную, это – источники мудрости; в книгах
неизмеримая глубина… Если поищешь в книгах прилежно мудрости,
то найдешь великую пользу для души своей»
Летописец Нестор
«Ты должен обратить сердце твое к книгам. Право, нет ничего выше книг… Я хотел бы показать очам твоим их красоту»
Древнеегипетское изречение
Афоризмы деятелей истории, науки и культуры о книге
«Читатель – это человек без истории, без биографии, без психологии, он всего лишь некто, сводящий воедино все те штрихи, что образуют письменный текст»
Ролан Барт
«Человек делается мудрым не силою, а часто читая»
Дж. Бруно
«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»
Ф.Бэкон
«Чтение возвышает душу»
Вольтер
«Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу – значит вновь увидеть старого друга»
Вольтер
«Книга – это друг, советчик. Это – источник многих добрых мыслей, чувств, знаний»
Ю. А. Гагарин
«Беседовать с писателями других веков – почти то же, что путешествовать»
Р.Декарт
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Д. Дидро
«Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют»
Екатерина II Великая
«Книги…духовные инструменты, а не предмет роскоши.»
П.Лафарг
«Нет человека, который проведя час с доброй и интересной книгой, не стал бы лучше и счастливее»
Д.Леббок
«Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами»
Г.Лихтенберг
«Чтение служит мне исключительно для того, чтобы расширяя мой кругозор, будить мою мысль, чтобы загружать мой ум»
М.Монтень
«Всякое мое горе исчезало после часа чтения книги.»
Монтескье
«Книга – это общество. Хорошая книга, как хорошее общество, просвещает и облагораживает чувство и нравы»
Н. И. Пирогов
«Книга – немой учитель»
Платон
«Бестселлер – позолоченная гробница посредственного дарования»
А.Смит
«Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности»
С. Смайлс
«Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души»
Цицерон
Писатели о книге и чтении
«Склонись над книгой – только в ней отыщешь правды зерна»
Абай
«Чтобы постичь науку по книгам, нужно прежде всего очистить от скверны душу, помыслы, и только потом приступить к чтению»
Абай
«Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду.
Д. Аддисон
«Книга – неутомимые крылья мысли.»
Айбек
«Удивительной силой обладают книги большого художника. Ты открываешь их, а они – тебя»
Ч.Айтматов
«Если человеку суждено стать богом, то престолом его будет книга»
Л.Андреев
«Каждый интеллигентный человек должен как следует прочесть за свою жизнь 8-10 книг. Каких именно? А вот чтобы узнать это, прочтите тысяч пятнадцать томов»
И.Бабель
«Книга есть жизнь нашего времени. Все в ней нуждаются – старые, и молодые, и деловые, и ничего не делающие, дети – также»
В. Г.Белинский
«Величайшее сокровище – хорошая библиотека»
В. Г. Белинский
«Свет книги…Свет добра и мудрости. Он негасим»
Г.Бельгер
«Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться»
А.Блок
«В обществе моих книг я испытываю большую радость, чем короли мира»
Д.Боккаччо
«Ум, как ручей, высыхает и старится, если ты выпустишь книгу из рук»
В.Боков
«Книга является средством перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы»
И.Бродский
«Прошедшего не существует, пока будут существовать книги»
Э.Булвер-Литтон
«Из научных произведений читайте предпочтительно самые новые, из литературных – наиболее старые. Классическая литература не перестает быть новой»
Э.Булвер-Литтон
«Надо уважать книгу, надо с почтеньем входить в этот храм мысли»
А.Герцен
«Люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё ещё не могу сказать, что вполне достиг цели»
И.Гёте
«Пустился я в то плавание по морю книг, которое начал с отрочества и продолжаю до сих пор. Царство книг действительно может быть названо морем, так оно необозримо…такие дива можно в нём найти»
И. Гёте
«Человек с хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким»
К.Гольдони
«Книга, может быть, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством…»
М. Горький
«Иногда читатели отрываются от книги совершенно преображенными. Самые гордые умы, и самые тонкие, и самые деликатные, и самые простые, и самые великие подчиняются этому очарованию»
В.Гюго
«Без книги – в мире ночь, и ум людской убог,
Без книги, как стада, бессмысленны народы
В ней добродетель, дом, в ней мощь и соль природы,
В ней будущность твоя и верных благ залог»
В.Гюго
«Творец книги – автор, творец ее судьбы – общество»
В.Гюго
«Книги – это драгоценный сосуд, который нас наполняет, но сам не становится пустым»
П. Декурсель
«Книги – лучшие друзья. К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни. Они никогда не изменят»
А.Доде
«Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают – имеет будущее»
А.Дюма
«Настоящий читатель – это не тот, кто прочел книгу, а тот , кто возвращается к ней. Но для этого и книга должна быть настоящей»
Ф.Искандер
«Обращение с книгами приготовляет к обращению с людьми. И то и другое равно необходимо»
Н.Карамзин
«Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания – это книги»
Т.Карлейль
«Нет на земле чуда большего, чем хорошая книга»
Л.Кассиль
«Задача книги – облегчить, ускорить познание жизни, а не заменить его»
Я.Корчак
«Окружающие тебя книги всегда должны быть такими, чтобы, обратившись к книжным полкам, иметь все основания сказать: «Друзья мои – книги»
В.Лидин
«Несомненно, я люблю книгу; я, может быть, больше всего из всех вещей, созданных людьми, люблю книгу»
А. В. Луначарский
«Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение»
А.Моруа
«Милее книги в мире друга нет»
А.Навои
«Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую незаслуженно помнили бы»
У.Х.Оден
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги!»
К.Паустовский
«В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами ,дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас»
Ф.Петрарка
«Слава достигается добродетелью, но сохраняется для потомства книгами»
Ф.Петрарка
«Лишь то читается легко, что пишется с трудом, Что в час написано, то в час и позабыто»
А.Пушкин
«Следить за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»
А.Пушкин
«Да, книг, ради Бога, книг! Стихов, стихов, стихов! Это пища для души»
А.Пушкин
«Когда я читаю книгу, мне кажется, что она живая и беседует со мной»
Д.Свифт
«Человека можно узнать то тем книгам, которые он читает»
С.Смайлс
«Если бы я могла, я превратила бы в читателей всех людей, знакомых и незнакомых. Потому что знаю: судьба человека читающего одна, а не читающего – другая»
Сэй-Сёнагон
«Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека»
А. Т. Твардовский
«Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. Читатель получает от неё знание и обобщение действительности, способность понимать жизнь»
А.Н.Толстой
«Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех народов и времен…»
Л. Н. Толстой
«Скука незнакома тем, которые умеют занять себя чтением»
Фенелон
«Дурные книги могут так же испортить нас, как и дурные товарищи»
Г.Филдинг
«Чтобы писать легко продающиеся книги, нужно иметь легко продающиеся мозги»
О.Хаксли
«Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки»
С.Цвейг
«Как можно дышать без дуновения мира, который струится из книг?»
С.Цвейг
«Книга должна создавать читателя»
Карел Чапек
«Все бледнеет пред книгами»
А. П. Чехов
«Компьютерная информация забегает вперед, а книга путешествует вместе с нами, с удобной для нас скоростью. И даже если выбросить нас на необитаемый остров, где нет электрической розетки, мы сможем читать книгу, а компьютер – не сможем. Книгу можно читать, сидя на верблюде, лежа в ванне, занимаясь любовью…»
У.Эко
«Моя родина там, где моя библиотека»
Эразм Роттердамский
Высказывания художников
«Какое чудо – восхищаться в живописи тем, чем в реальности не восхищаешься»
Эжен Делакруа
«Где дух не водит рукой художника, там нет искусства»
«Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника»
«Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат»
«Живопись – это немая поэзия, а поэзия – это слепая живопись»
Леонардо да Винчи
Использованы материалы сайтов:
- https://www.wisdoms.ru/68.html
- https://aforizmer.ru/aforizmi/o-knigakh?page=1
- https://sch69.narod.ru/raz/1/681/misli.htm
- https://www.kalugin.org/ru/clauses/frazi2.php
- https://www.spring.kz/?lang=ru&id=3&subid=5
Источник
Лики святых воинов В Тамбове открылась выставка современной канонической иконописи “Святые воины”. Она стала настоящим подарком тамбовчанам – и к Пасхе, и ко Дню Победы, и к 800-летию святого благоверного князя Александра Невского. В экспозиции представлено более сорока икон, большинство из которых выставляются впервые. Все они созданы в строгих рамках устава, с использованием натуральных пигментов – так, как писали святые лики и века назад. Между тем в произведениях отразилось видение соврем
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ТАМБОВСКОГО И РАССКАЗОВСКОГО ФЕОДОСИЯ АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ, ДИАКОНАМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ, ВСЕЙ БОГОСПАСАЕМОЙ ПАСТВЕ ТАМБОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ «… И се Христос встретил их и сказал: радуйтесь!» (Мф. 28, 9) Преосвященные архипастыри! Возлюбленные о Господе пастыри, диаконы, иноки и инокини! Дорогие братья и сестры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! От всего сердца поздравляю вас с величайшим вселенским чудом – Воскресением Господа н
Христос Воскресе! Поздравляем наших читателей и всех православных христиан с Пасхой Христовой! Звонят колокола, пробуждается природа, ликует человечество – наступил долгожданный праздников праздник. Христос смертью попрал смерть, и восторжествовала жизнь. Землю осенил благодатный свет, а в сердцах людей ярче засияли лучшие их сокровища – любовь к Богу, доброта, чистая радость. Да сопутствует нам эта духовная радость по жизни и согревает нас на всех дорогах. Мира, любви, благоденствия и мило
Православный календарь на май 1 мая – Великая Суббота. Схождение во ад. Максимовской иконы Божией Матери. 2 мая – СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА. ОКОНЧАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Святой блаженной старицы Матроны Московской. Преподобного Иоанна Ветхопещерника 3-8 мая – Светлая Седмица. Сплошная седмица, пост отменяется. 3 мая – Кипрской иконы Божией Матери. Преподобного Александра Ошевенского. 4 мая – Иверской иконы Божией Матери. Шуйской иконы Божией Матери. Моздокской иконы Божией Матери. Мучени
добавлена 30 апреля в 12:23
Да молчит всякая плоть человеческая В Великую Пятницу Церковь воспоминает святые, спасительные и страшные страдания Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел за род человеческий. Оплевания, избиения, поношения, насмешки, багряница, трость, губка, уксус, гвозди, копье и после этого Крест и смерть – все это было в пятницу. Иисуса отвели к Пилату. Но тот, не найдя в Нем никакой вины, умыл руки, не желая принимать участие в Его осуждении, и предал Христа бичеванию. Но иудеи отвечали: Он д
добавлена 29 апреля в 12:10
Тайная вечеря В Великий четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает Тайную вечерю, которая совершилась в Сионской горнице. Накануне праздника Пасхи ученики спросили Господа, где бы Он хотел совершить праздничную трапезу. Господь указал, к кому в Иерусалиме ученики должны обратиться: «Пойдите и скажите ему: “Время Мое близко; у тебя буду праздновать Пасху с Моими учениками”». Ученики сделали все, как им велел Иисус, и приготовили пасхальную трапезу. На этой трапезе присутствовали только Иис
добавлена 27 апреля в 08:00
Великий вторник Вторник Страстной седмицы – один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день Христос прямо сказал ученикам о грядущих страданиях, последний раз проповедовал в Иерусалимском храме. Он предупредил учеников о втором пришествии, изрек притчи о десяти девах и о талантах. Фарисеи пытались искусить Спасителя, первосвященники и старейшины хотели арестовать его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророк
добавлена 26 апреля в 12:35
Великий понедельник Наступила Страстная седмица – время воспоминания о тех тяжелых днях, что пережил Иисус Христос перед подвигом искупления человечества от греха. Вслед за Христом Его последователи всецело погружаются в духовную жизнь и соскорбят Спасителю. В Великий понедельник вспоминается несколько событий из Нового Завета. Во-первых, проклятие бесплодной смоковницы. В Евангелиях рассказывается о том, что после торжественного входа в Иерусалим, в тот же день Иисус удалился из города в Вифани
Источник
«Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилъжно, то обрящеши велику ползу души своей…» (Велика ведь бывает польза от учения книжного… Если поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей). Повесть временных лет Сначала «Аз» и «Буки» – потом все наукиВся наша жизнь – это дорога. И на этой дороге мы встречаемся со множеством людей, принимаем разные решения и, конечно же, учимся… В любом возрасте. А будучи учениками, мы сталкиваемся с книгами, с учебниками. Без них слабо представляется обучение. Учебники же, то есть тексты, используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времён: их история насчитывает несколько тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные дощечки. Это было 4-5 тысяч лет тому назад. В античном мире было создано большое количество учебников, и традиция их написания сохранилась и в средневековой Европе. Так, учебник «Комментарии по грамматике», который создал ещё в V в. Присциан, нашёл своё применение и в XII-XIII вв., а учебник по грамматике Доната, созданный в VI в., во Франции и Германии учили наизусть ещё десять столетий спустя. Можно вспомнить об учебнике, который придумал Евклид. Он назывался «Начало» и был создан за 300 лет до нашей эры. Эта книга служила «стабильным учебником» геометрии на протяжении многих веков. Она побила все рекорды, так как была переиздана 2500 раз, не считая рукописных изданий. Христианство, в отличие от язычества, религия книжная; его распространение стимулировало развитие грамотности, чтения, распространение книг на Руси. Знаменательно, что первая русская книга из дошедших до нас – Евангелие. Оно было изготовлено, написано дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира (1056-1057) и получило название «Остромирово Евангелие». Как свидетельствуют современные исследования книговедов, и самая первая печатная отечественная книга тоже Евангелие – Четвероевангелие, выпущенное в Москве в 1553-54 гг. безымянным издателем. А в 1581 г. на Волыни в Остроге первопечатник Иван Федоров издает первую полную печатную славянскую Библию тиражом более тысячи экземпляров. Следует сказать, что на Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. Древнейшие славянские азбуки в виде надписей, нацарапанных на стенах сооружений, относятся еще к IX в. Например, азбука, записанная глаголицей, на стене Круглой церкви в г. Преслав (Болгария), и кириллическая азбука XI в. на стене церкви Святой Софии в Киеве. Самая же древняя русская учебная азбука относится к XI в. и записана на берестяной грамоте. К более позднему времени относятся находки кириллических азбук, выполненных на дощечках. И это не случайно. Велика была потребность в грамотных людях, способствующих распространению новой веры. В «Повести временных лет» говорится о том, что уже в год крещения Руси святой князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей» (состоятельных граждан) в Киеве. Строились храмы, открывались школы и в других городах. С принятием Христианства на Русь пришли Библия, богослужебная литература, сочинения отцов церкви (проповеди, поучения), жития святых, а затем и светская литература. Первые книги привозили с собой болгарские и греческие священники, но уже в летописи за 1037 г. сообщается, что князь Ярослав Мудрый приказал собрать множество писцов, которые переводили с греческого на славянский язык: «И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным» . К ремеслу писца подготавливали школы-скриптории. Рукописные книги имели узорчатые заставки и миниатюры – первые иллюстрации. Переписка книг была сосредоточена, в основном, в монастырях. Одним из ведущих центров книжности был Киево-Печерский монастырь. При монастырях и соборных церквях создавали библиотеки. К первой половине XI в. относится летописное свидетельство об организации библиотеки князем Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве. Древнерусские авторы часто пользуются выражением «учение книжное» . Так, видимо, называли обучение, к которому приступали, овладев азами грамоты и счета. «Книжное учение» , понятие более высокое, предполагало изучение Священного Писания, произведений церковно-учительной литературы, риторики, грамматики. Но и обучение элементарной грамоте длительное время на Руси было связано с богослужебными книгами, в первую очередь, учились по Псалтыри. Многочисленные источники свидетельствуют, что и значительно позднее, вплоть до конца прошлого века, детей еще учили читать, а потом и писать по этим книгам. По-древнерусски первая буква алфавита называется аз, вторая – буки. Вот и получилось аз-буки, или азбука. А слово букварь означает «собрание букв», ровно как словарь – «собрание слов». Первоначально под азбукой понимали алфавит, приспособленный для обучения грамоте. Древнейшие славянские азбуки в виде надписей, нацарапанных на стенах сооружений, относятся к IХ в. Самая древняя русская учебная азбука относится к ХI в. и записана на берестовой грамоте. Так что можно сказать, что Азбука древнее Букваря. Букварём же стали называть печатные азбуки, в состав которых входили не только алфавит и слоги, но и материал для чтения. В богатейшем книжном наследии Древней Руси особое место принадлежит учебной литературе. Самые первые азбуки, древние пособия для овладения грамотой не сохранились, видимо, в силу своего утилитарного характера и непрочности материала. Известно лишь, что обучение детей грамоте начиналось с заучивания наизусть всего алфавита, затем переходили к чтению (складыванию) слогов и только потом приступали к чтению текста. Процесс обучения был длительным и сложным. Для облегчения запоминания букв алфавита составлялась азбука-граница. Так называли акростих, первые буквы которого представляли прямой азбучный ряд. А. Аз есть всему миру свет. Б. Бог есть прежде всех веков. В. Вижу всю тайну человеческую. Таких акростихов (все они были религиозного содержания) было несколько, и они переходили из азбуки в азбуку. С появлением в Русском государстве во второй половине XVI в. книгопечатания число книг для обучения стало увеличиваться. Самая ранняя из них – «Азбука» Ивана Федорова, напечатанная в 1574 г. во Львове. Через четыре года издание с некоторыми изменениями было повторено уже в Остроге. Это был весомый вклад в развитие отечественного просвещения, национальной культуры. Сам автор, осознавая значимость своего деяния, посвящает его «возлюбленному, честному, христианскому народу» . В послесловии Федоров указывает, что его азбука составлена «ради скорого младенческого научения» . Но это был серьезный труд, в котором русский просветитель соединил начальное обучение с грамматическими знаниями, почерпнутыми из различных сочинений. В историю учебной детской книги вошел и первый букварь, напечатанный в Москве в 1634 г. Василием Бурцовым. По структуре букварь повторяет федоровские азбуки, в нем также выдержано требование последовательности в овладении грамотой: буквы-слоги-слова-связный текст. Дидактический раздел – «Азбука толковая» – содержал изречения, расположенные в алфавитном порядке, заповеди, притчи, традиционный уже рассказ о том, как «святой Кирилл Философ составил азбуку» . Каждый новый автор букваря вносил свою лепту в развитие этого вида литературы. Так, Симеон Полоцкий, известный деятель просвещения и стихотворец, воспитатель царских детей, подготовил в 1679 г. для малолетнего Петра Алексеевича (Петра I) «Букварь языка словенска, сиречь начало учения детям хотящим учитеся чтению писаний». Традиционную схему букваря Полоцкий, педагог и поэт, дополняет разделом о стихосложении и синтаксисе. Книга открывается и завершается назидательными стихотворениями о пользе знаний в жизни человека: Отроче юный, от детства учися, Письмена знати и разум почтися. Преодолевая средневековую схоластику в обучении, русские просветители вели активный поиск более доступных, привлекающих учеников способов усвоения знания. Так родился наиболее совершенный для того времени тип учебно-познавательной книги – букварь, автором которого был иеромонах Карион Истомин. В традициях своего времени он имел длинное название: «Букварь славенороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и полских, со образованием вещей и со нравоучительными стихами во славу Всетворца Господа Бога» (1692 и 1694 гг.). А в истории известен как «Букварь в лицах», или «Лицевой букварь». Это была первая иллюстрированная книга для обучения детей. Детям она была доступна, понятна, интересна. Оформил букварь книжный мастер Леонтии Бунин. Карион Истомин впервые применил принцип наглядности, провозглашенный «учителем народов» Яном Амосом Коменским в его книге «Мир чувственных вещей в картинках» (1657). Свой аналог русский автор провозглашает так: «да что видит, сие и назовет» . Во вступлении цель своего издания он определяет так: «ради любезного созерцания» (у предшественников было – «ради… научения»). Такой букварь расширял кругозор: обучающиеся могли зримо, «в лицах» познакомиться с различными сведениями из Священного Писания, космографии, физиологии, географии. Свой букварь автор адресовал не только ученикам, но и ученицам, что было смелым шагом по тому времени. Педагогические воззрения К. Истомина в целом устремлены к воспитанию человека добродетельного, человеколюбивого, деятельного. Источник познания и образованности он видел в книгах. Образованный и воспитанный человек, по его словам, «всем благ, звучит как орган» . Автор сам, будучи человеком просвещенным, к тому же связанным с издательским делом в России, особо ценил и воспевал книгу, ибо «книжное чтение во вкусе есть сладко» . Истомин создал еще несколько книг, предназначенных для обучения: «Букварь языка словенска» (1696), «Полис» (род энциклопедии), «Домострой» (свод правил поведения), ориентируясь в первую очередь на потребности царской семьи и двора. Существовал еще один вид учебной книги – азбуковник. Так называли рукописные сборники, содержащие в алфавитном порядке сведения по различным отраслям знаний. Они известны с конца XIII в., наибольшее распространение имели в XVI-XVII вв., наряду с печатной книгой, ибо те были еще дороги и малодоступны. Азбуковник – книга учебного характера, она позволяла преодолеть трудности самостоятельного чтения после изучения азбуки. Отсюда толкование слов, изложение понятий, терминов. В «Азбуковнике полном» (вторая половина XVII в.) после стихотворного вступления о важности знаний приводится толкование семи свободных мудростей наук (грамматики, диалектики, риторики, музыки, арифметики, геометрии, астрономии). Здесь же можно было прочитать библейские легенды и притчи, исторические предания, узнать о происхождении календаря, летосчисления, о значении имен. Многие азбуковники носили утилитарный характер, содержали «приветства», «письмовники». Как правило, азбуковники включали раздел «Школьное благочиние» – собрание нравоучительных изречений и правил поведения. Сохранились и такие своеобразные рукописные азбуки, как «Азбука о голом и небогатом человеке», написанная в традициях сатирической литературы XVII в., свитки-азбуки, или «учительные прописи» . Они писались на одной стороне листов, склеенных в ленту, без деления на страницы. В Российской государственной библиотеке хранится 70-метровый свиток такой азбуки-прописи. XVI-XVII вв. вообще смело можно назвать периодом учебной книги, своеобразным «азбучным» периодом литературы для детей. В качестве книг, способствующих обучению, использовались азбуки, буквари, грамматики, азбуковники, как и в предыдущий период – книги религиозного содержания: Псалтыри, Часовники, «учительные Евангелия». Первые книги, созданные для обучения чтению и письму, носили комплексный, синкретичный характер, вбирая подчас едва ли не весь свод школьных знаний – от азов грамоты до основ грамматики, арифметики, астрономии. Каждая такая книга содержала разнообразный материал для свободного, «домашнего» чтения, тексты духовного содержания, исторического и географического плана. Все это приближало азбуки, буквари, азбуковники к своеобразным энциклопедиям. Еще одна особенность учебно-познавательных книг этого периода – наличие поучительного, воспитательного чтения. Это прямые обращения к учащимся и учащим, заповеди, притчи, изречения, наставления. Первые азбуки еще слабо учитывали детскую психологию, были сухими, абстрактными. Только букварь Кариона Истомина, иллюстрированный Леонтием Буниным, хотя и был адресован «имущим учиться отрокам и отроковицам, мужам и женам» , уже отвечал особенностям детского восприятия. Он и явился прообразом настоящей детской книги. Электронный ресурс посвящен нескольким книгам-юбилярам 2019 г.: первым и самым известным русским азбукам, букварям или учебным пособиям, по которым в Древней Руси учились читать и писать. Апостол Первая датированная печатная книга на Руси. (1564 г.) С нее началась история книгопечатания в России. Азбука Ивана Фёдорова. (1574 г.) Во Львове Иван Федоров напечатал первую известную нам восточнославянскую Азбуку. Это первая украинско-российская печатная учебная книга. Букварь языка словенска. (1634 г.) Букварь (Азбука) Василия Бурцова-Протопопова. Первое московское пособие для обучения грамоте. Выпущен Московским печатным двором. Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний. (1679 г. ) Издан в Москве Симеоном Полоцким. Новшеством явилось включение в букварь материалов по стихосложению, учения о просодии (правилах стихосложения) и сведений из синтаксиса. Букварь Кариона Истомина. (1694 год.) Первая иллюстрированная русская азбука с витиеватым названием: «Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских со образованиями вещей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии и всех святых». Подарок детям в память 1812 г. (Азбука). (Спб., 1814.) Известный петербургский издатель В. А. Плавильщиков выпустил в свет разрезную картинную азбуку, которая заняла важное место в истории русской культуры. Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей (СПБ, 1844). Одна из первых русских азбук, составленная по слоговому методу. (Слоговой метод давал возможность использовать упрощённый гражданский шрифт вместо церковнославянского, заменить названия букв славянского алфавита («аз», «буки») сокращёнными названиями (а, бе). «Родное слово» К. Д. Ушинского. (1864 г.) Учебник выдержал 147 изданий. Он имел целью «…упражнять все способности дитяти вместе с ученьем грамоте, развивать, укреплять, давать полезный навык, возбуждать самостоятельность и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму». Отличительная особенность книги – введение материала для развития речи ребёнка. Впервые систематизированы и объединены материалы для чтения; соответственно темам приведены доступные детям рассказы познавательного содержания. Предусмотрены подготовительные упражнения (рисунки, элементы букв, буквы, их соединения), написание слов и предложений и т. д. Азбука в картинах Александра Бенуа. (1904 г.) Это веселая и добрая книга, в которой, в отличие от букваря, нет слогов и слов. Только краткие пояснения под иллюстрациями. Русская азбука Елизаветы Бём (1913-1914 гг.). Используя композицию иллюстрированной азбуки, художница Елизавета Бём, попыталась создать оригинальный альбом в сказочном стиле. Образцом для азбуки послужили «Буквицы» времён царя Алексея Михайловича. Это дало мысль применить и подобрать рисунки на каждую из букв, придерживаясь по возможности, духа того времени или сказочного или народного. Произведение было задумано «не для обучения грамоте малышей» , а скорее как история в картинках. Также издание содержит материал о создателе первого печатного станка в мире Иоганне Гутенберге. ДОПОЛНИТЕЛЬНОСказание како состави святый Кирилл Философ азбуку по языку словенскому и книни преведе от греческих на словенский язык изданное с древней рукописи |
Источник