Вкусите вина ради пользы желудка

Вкусите вина ради пользы желудка thumbnail

профессор Александр Павлович Лопухин

Отношение Тимофея к старым женщинам и мужчинам (1–2). Отношение к вдовам (3–16). Тимофей и пресвитеры (17–20). Заключение пастырских наставлений (21–25).

1Тим.5:1. Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;

1Тим.5:2. стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.

С каждой группой и состоянием верующих нужно действовать по-разному. Старого человека не нужно укорять, т. е. выговаривать ему слишком резко. Что здесь разумеется действительно старый возраст человека, а не положение человека как пресвитера (по-греч. здесь поставлено слово πρεσβύτεροι), это видно из того, что этому определению далее противополагаются термины, означающие именно возрасты (старицы, молодые). Тимофей был молод, поэтому ему не трудно было говорить со старцем как с отцом своим. »Со всякою чистотою«. В отношении к молодым женщинам Тимофей должен быть свободен от всяких пожеланий.

1Тим.5:3. Вдовиц почитай, истинных вдовиц.

1Тим.5:4. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.

1Тим.5:5. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;

1Тим.5:6. а сластолюбивая заживо умерла.

1Тим.5:7. И сие внушай им, чтобы были беспорочны.

Немало забот доставляли апостольской церкви вдовы, которых в те опасные для христианства времена было довольно большое число. Тимофей должен их почитать, т. е. с уважением относиться к ним и помогать им из церковных средств. Но только это должны быть »истинные вдовицы», т. е. женщины, оставшиеся по смерти мужей совершенно одинокими. Есть вдовы другого рода – имеющие детей или внучат: те, конечно, должны получать пособие от этих последних и не обременять собою церковной кассы. «Они прежде пусть учатся«… Апостол говорит не о детях и внуках, а о самих вдовах (Иоанн Златоуст, Феодорит и др.) и вместо «пусть учатся» лучше читать: «пусть учится» (μανθανέτω). “Почитать свою семью« – точнее: заботиться, чтобы дети или внуки приобретали благочестивые навыки (εύσεβείν) и возрастали в почтении к предкам (τ. προγόνοις – по-русски неточно: »родителям”.)

Иное дело вдовица в истинном смысле этого слова (ст. 5): она, не имея детей или внуков, будучи вполне одинокой, конечно возложит всю надежду только на Бога и будет стоять вдали от практической домашней работы, все свое время посвящать молитве и благочестивым подвигам. Если же она предается сластолюбивой жизни вместо благочестия, то этим ясно покажет, что она – только по имени христианка и причастница новой лучшей жизни: на самом деле она – духовно мертвый человек (ср. Откр 3:1). Тимофей должен постоянно внушать вдовам мысль об этом, чтобы они не служили предметом нареканий, главным образом со стороны лиц, не принадлежащих к Церкви (ср. 1Пет 3:16).

1Тим.5:8. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

Всякий, кто не заботится о своих собратьях и особенно о членах своего рода, отрекся от веры Христовой, главное требование которой состоит в том, чтобы христиане оказывали деятельную любовь по отношению к ближним, и даже хуже язычника, которому нельзя было отказать в заботливости о своих родственниках. Апостол, конечно, имеет здесь в виду главным образом тех христиан, которые по разным соображениям отказывали в своей помощи родственницам своим – вдовам. Таким образом этот стих представляет собою переход к следующему.

1Тим.5:9. Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,

1Тим.5:10. известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.

В каталог или список вдов, получающих пособие от Церкви (на такой список указывает глагол καταλεγέσύω, неточно переведенный по-русски выражением: «должна быть избираема»), должны быть заносимы вдовы, удовлетворяющие трем условиям: 1) когда они не моложе 60-ти лет – возраст, когда женщина уже не в состоянии зарабатывать себе собственным трудом пропитание, 2) когда вдова имела одного мужа (ср. 1Тим.3:2) и, наконец, 3) вообще когда она известна Церкви своими добрыми делами. «Умывала ноги святым», т. е. христианам, приходившим в ее дом издалека. «Была усердна ко всякому делу», т. е. отзывалась на всякое благое общественное начинание.

1Тим.5:11. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.

1Тим.5:12. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;

1Тим.5:13. притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

Молодые вдовы не должны быть вносимы в список вдов, получающих пособие от Церкви, потому что они, утешаясь Христом или, точнее, получая пособие от Церкви Христовой (по-русски выражение καταστηναάχοσι) переведено слишком обще: «впадая в роскошь противно Христу»), в то же время думают не о том, чтобы послужить Христу или Его Церкви, а о личных своих выгодах и прежде всего об утехах брачной жизни. «Они подлежат осуждению» (какому и от кого – не сказано), потому что изменили своему прежде высказанному решению – отдать себя на служение Церкви. Кроме того, апостол считает нужным указать и на то, что такие вдовы привыкают к праздности и пустым пересудам в разговорах с другими женщинами.

1Тим.5:14. Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;

1Тим.5:15. ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.

1Тим.5:16. Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

Поэтому апостол решительно требует («желаю» – не совсем правильный перевод выражения βούλομαι), чтобы молодые вдовы снова вступали в брак и занимались детьми и хозяйством, не подавая противникам христианства – иудеям и язычникам – повода хулить христианскую веру. А опасаться за молодых вдов есть основание: некоторые из них уже пошли дурною дорогою («вслед сатане»). Свои наставления относительно вдов апостол заключает приглашением ко всем верующим – помогать своим вдовам – родственницам и знакомым, не обременяя заботами о них Церковь.

Читайте также:  Резонанс вред и польза резонанса

1Тим.5:17. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

1Тим.5:18. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.

1Тим.5:19. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.

1Тим.5:20. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.

Переходя к пресвитерам, апостол требует, чтобы они за свое предстоятельское служение были почитаемы вдвойне – и как старцы по возрасту, и как носители особого высокого звания. Особенно заслуживают такого почета те, которые не только занимаются делами церковного управления, но и выступают как проповедники и учители веры. Почтение же должно выражаться прежде всего в вознаграждении за их труды, которое пресвитеры должны получать, как и всякий трудящийся: об этом сказано и в Ветхом (Втор 25:4), и в Новом Завете (Мф 10:10). Что же касается пресвитеров, не удовлетворяющих своему высокому назначению, то обвинение против них должно быть принесено при достаточном количестве свидетелей. В таком случае жалующийся на пресвитера, конечно, будет осторожнее в своих речах против пресвитера, чем в том случае, когда он будет наедине с епископом. Если пресвитер окажется действительно виновным, то его нужно обличить пред всеми другими пресвитерами, чтобы этим самым предохранить последних от повторения тех же проступков, в каких изобличен повинный пресвитер.

1Тим.5:21. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

1Тим.5:22. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.

1Тим.5:23. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.

Вопрос о суде над пресвитерами так важен, что апостол заклинает Тимофея Богом, Христом и ближайшими к престолу Божию («избранными») Ангелами , чтобы он помнил его указание, только что им высказанное. Тимофей должен быть чужд всякого пристрастия при разборе обвинений, предъявленных пресвитерам. Не должен Тимофей также быть скорым в рукоположении лиц на разные церковные должности и прежде всего в пресвитеры, потому что недостаточно подготовленный к пресвитерскому служению человек может сделать немало проступков, нравственная ответственность за которые должна по справедливости лежать и на епископе, поставившем такого человека в пресвитеры… Но кроме ответственности за чужие грехи, епископ может подлежать осуждению и за свои личные, и апостол внушает Тимофею, чтобы он держал себя в чистоте. Впрочем, Тимофей не должен быть и излишне суров к самому себе: он может употреблять понемногу и вино для укрепления желудка (красное вино дается врачами при слабости желудка как вяжущее средство), тогда так Тимофей, по-видимому, вовсе не хотел вкушать вина из боязни, чтобы его не упрекнули в сластолюбии…

1Тим.5:24. Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.

1Тим.5:25. Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.

Свое обращение к Тимофею апостол заключает некоторым утешением ему. Так как, действительно, Тимофею могло быть поставлено в упрек употребление им вина, то апостол успокаивает его тем, что его истинное побуждение, по которому он будет пить вино, не скроется от очей Всеправедного Судии. Так грехи некоторых лиц явны и теперь для всех, а у других такие же грехи – прикрыты; тем не менее и эти прикрытые грехи со временем – на страшном суде – обнаружатся. А ведь человек и должен бояться не человеческого, а Божьего суда.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 4-е. – Москва : Дар, 2009. / Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. – 1296 с. / Первое Послание святого апостола Павла к Тимофею. 1030-1063 с. ISBN 978-5-485-00276-3

Комментарии для сайта Cackle

Источник

Свт. Феофан Затворник

Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов

Слова: себе чиста соблюдай — могли понудить святого Тимофея к большему воздержанию и к большей строгости в отношении к телу, как самому прямому средству к соблюдению чистоты. Но святой Тимофей и так постоянно вел крайне воздержную жизнь, несмотря на то, что не пользовался крепким здоровьем и часто недуговал, может быть, особенно недугами стомаха (желудка). Припомнил сие Апостол и, умеряя данный урок, говорит как бы: слыша сие: себе чиста соблюдай,— ты не бросься на больший подвиг воздержания. Не делай этого. Тебе, по состоянию твоего здоровья, напротив, нужно некое послабление, и ты, с этих пор, не одну пей воду, но употребляй немного и вина. Разумеется виноградное, легкое и притом употребляемое большею частию с водою.

Не пий воды, μηκετι υδροποτει, — не значит: совсем не пей воды, а: не одну пей воду, не одною водою напояйся, или утоляй свою жажду, как тебе обычно.— Мало вина приемли, οινω ολιγω χρω, — употребляй немного вина. «Этим не дано ему позволение неумеренно напиваться вином, но разрешено пить его, сколько нужно для здоровья, а не для удовольствия» (святой Златоуст). «Не просто сказал: употребляй вино, но ограничил сие употребление, прибавив: немного. Ибо юность горяча и от вина скоро приходит в движение» (блаженный Феофилакт). Стомаха ради — указывает на болезни желудка. «Но кажется, святой Тимофей подвергался недугам не желудка только, но и других частей, как на это намекают слова: и частых твоих недугов» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт).

Читайте также:  Шиповник и каркаде их польза

Амвросиаст рассуждает при сем: «здесь святой Апостол дает святому Тимофею частный (его лично касающийся) совет, чтоб он благоразумно управлял собою. Бог хочет, чтоб Ему служили посильно, а не так, чтоб расслабляли себя чрезмерностию и потом имели нужду искать помощи врачей. Надобно так вести дело воздержания, чтоб, если можно и потребуется, постепенно его усиливать, а не так, чтоб приходилось потом умалять его, по причине в начале допущенной чрезмерности. Чрезмерность (телесного воздержания) самую душу делает немощною, и она, обеспокоенная изнеможением тела, не столько уже бывает усердна к Божественным службам. Душа же, покойная с этой стороны, всем сердцем своим восторгается к Богу, с нераздвояемым вниманием умоляя Его даровать ей потребное ко спасению».

Святой Златоуст такой задает при сем вопрос: «почему святой Павел не исцелил желудка У святого Тимофея?» И отвечает: «не потому, что не мог, а потому, что хотел отсюда извлечь какое-либо важное наставление; ибо тот, чья одежда воскрешала мертвых, без сомнения, мог сделать и это.— Зачем же именно не сделал? Затем, чтобы мы, когда и теперь видим подверженными недугам людей великих и добродетельных, не соблазнялись этим. Таким образом и это сделано с пользою. К тому же если ему самому дан был ангел сатанин, чтоб он не возгордился, то тем более (подобное предотвращение возгордения нужно было) Тимофею, потому что знамения легко могли привести его к гордости. Потому Апостол позволил ему пользоваться правилами врачебной науки, дабы и он сам меньше думал о себе, и другие не соблазнялись — и уразумели, что и те святые мужи, совершая то, что совершали (дела дивные), не переставали быть одинаковой с нами природы». «Чтоб мы не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди (подобные нам)» (блаженный Феофилакт).

Прп. Ефрем Сирин

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов

Отныне не одну только воду пей, не скажу и того, чтобы ты пил вино, – но немного (вина) пей, ради желудка твоего и частой твоей немощи, – слаб он сделался от многих постов, – а также ради многочисленных немощей, кои непрестанно посещают тебя по причине болезни желудка твоего.

Прп. Икумений Триккский

Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов

См. Толкование на 1 Тим. 5:22

Блж. Феофилакт Болгарский

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов

Видишь ли, что, имея сколько недугов, Тимофей еще истощал себя употреблением воды? Научись же и ты не огорчаться, когда кто-нибудь дает наставления относительно воздержания, ибо и Тимофею, который столько времени употреблял воду, так что часто стал подвергаться недугам, Павел дает заповедь о воздержании, и не просто сказал: употребляй вино, но ограничил сие употребление, прибавил: немного. Для здоровья, говорит, а не для удовольствия. Ибо юность горяча, и от вина скоро приходит в движение. Почему же не исцелил его Павел, который платками своими воскрешал мертвых (Деян. 19:12)? Чтобы мы, когда и теперь видим святых людей, подверженных недугам, не соблазнялись и не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди, подобные нам; наконец, чтобы и сам Тимофей не возгордился своей добродетелью. Об этом пространнее сказано у святого Иоанна Златоуста, в начале так называемой книги проповедей «О статуях». Но кажется, Тимофей от природы был болезненный человек, подвергался недугам не желудка только, но и других частей, поэтому апостол и прибавил: и частых твоих недугов.

Лопухин А.П.

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов

См. Толкование на 1 Тим. 5:21

Источник

В этой третьей статье, посвященной теме марихуаны, мы продолжим анализ аргументов сторонников ее использования, которые прибегают к ряду отрывков Священного Писания, и проверим их состоятельность.

Поскольку сам термин «марихуана» в Библии отсутствует, что было продемонстрировано в первой статье, ее сторонники, постулирующие свою приверженность Слову Божию, используют отрывки, поднимающие тему иных средств наркотического (опьяняющего) воздействия. Логика здесь такова: если разрешены иные средства, то разрешена и марихуана.

Отрывков, касающихся темы опьянения, в Библии довольно много; однако тех, которые содержат повеления об употреблении и, потому, являются нормативными, во всем Писании всего три. Во второй статье этого цикла мы рассмотрели первый из них – Второзаконие 14:26. В этой статье рассмотрим оставшиеся два.

2. «Дайте сикеру погибающему».

В книге Притчей есть следующий призыв: «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» (Притчи 31:6,7). Это место Библии довольно популярно у сторонников марихуаны, ибо воспринимается как призыв использовать средства, снимающие эмоциональный дискомфорт, дающие облегчение в страдании. Об этом ли идет речь?

Начнем с легкого: каково воздействие принятых веществ, согласно отрывку? Написано: «он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании». Как известно, любые наркотические средства создают эффект амнезии в отношении проблем человека лишь на время их воздействия на организм. Когда алкоголь, например, выветривается, к человеку возвращается осознание всех его бед и страданий. Здесь же описывается ситуация, при которой страдалец «забудет… и не вспомнит более…». Явно, перед нами нетипичная ситуация.

Посему проясним термин, который описывает принимающего, слово «погибающий». Кто может быть так назван? В оригинале используется слово אוֹבֵ֑ד (овэд). Приведем несколько примеров: «И сказали сыны Израилевы Моисею: вот, мы умираем, погибаем, все погибаем!» (Числа 17:12); «Гофолия, мать Охозии, видя, что сын ее умер, встала и истребила все царское племя» (4 Царств 11:1); «Князья у нее как волки, похищающие добычу; проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть» (Иезекииль 22:27); «Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим» (Псалтырь 48:11). Совершенно очевидно, что «погибающий» – это умирающий, находящийся при смерти.

Читайте также:  Эллиптические тренажеры какая польза а

Второе обозначение того, о ком говорится в книге Притчей, выражено фразой «огорченный душою». Это словосочетание – לְמָ֣רֵי נָֽפֶשׁ (лэмарэй нафэш) – встречается в оригинале Библии лишь еще один раз: «На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею» (Иов 3:20). Контекст этого высказывания тоже повествует о людях, которые находятся при смерти, «которые ждут смерти» (Иов 3:21; см. весь отрывок с 11-22 ст.). Итак, изучаемый призыв книги Притчей описывает человека, который в действительности является «погибающим», находится при смерти, и страдает. Чтобы облегчить его страдания, ему можно дать наркотическое средство. Он примет его, «и не вспомнит больше о своем страдании».

Примером исполнения этого призыва является одно обстоятельство казни Иисуса Христа: «И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его» (Евангелие от Марка 15:22-25). Как рассказывает Талмуд, «тому, кто идет на казнь, дают зерно ладана в чаше вина, чтобы замутнить его разум, как написано “Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею”» (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 43а). Таким образом, изучаемый отрывок никоим образом не санкционирует распространенное в современном мире использование наркотиков в качестве средства временного побега от действительности. На самом деле здесь содержится весьма гуманный принцип облегчения страданий умирающих. В современном мире эквивалентом исполнения этого принципа является, например, принятие морфина смертельно больными для притупления боли.

3. «Употребляй немного вина».

В одном из посланий апостола Павла содержится следующий призыв: «Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Послание Тимофею 5:23). В некоторых изданиях Библии перед этим стихом размещен заголовок: «Отношение христиан к алкоголю». На самом деле, нетрудно увидеть в этом приглашении легитимизацию умеренного использования («немного вина») алкогольных напитков и, по тому же принципу, иных наркотиков. К чему здесь призывает апостол Павел?

Для разумения этого отрывка необходимо базовое знание ситуации с качеством воды в древности. Помню, как во время поездки в Египет наш гид предупреждал о «египетской казни» для туристов, проистекающей из использования местной необработанной воды; те, кто не внял предостережениям и употребил небутилированную воду, а также сырые овощи и фрукты, обмытые такой водой, быстро обрели сильное расстройство желудка. К сожалению, до Луи Пастера никто не знал о невидимых глазу болезнетворных микроорганизмах и способах борьбы с ними путем термической обработки. Не существовало ныне стандартных в цивилизованных странах систем тестирования, обработки и очистки воды. По этой причине сырая вода нередко становилась опасным напитком, что случается и сегодня в слабо развитых странах.

Апостол Павел советует Тимофею пить не одну воду, но употреблять немного вина, чтоб помочь слабому желудку. Что это означает на практике? Пить отдельно воду, и отдельно вино? Запивать воду вином? Пить воду вместе с вином? Обратимся к имеющимся данным, сначала непосредственно в Библии: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: ‘кто неразумен, обратись сюда!’ И скудоумному она сказала: ‘идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное» (Притчи 9:1-5). Обратите внимание на фразы «растворила вино», «вино… растворенное». Вино смешивается с водой!

Согласно Мишне – документу, который содержит ценную информацию для воссоздания исторического контекста Апостольских Писаний, алкогольное вино именно размешивали. Приведем несколько примеров: «разбавляют вино» (раздел Зраим, трактат Брахот 8:2, перевод Меира Левинова); в комментарии на эту фразу написано: «в те времена было принято пить вино разбавленным: как правило, на одну часть вина доливали две или три части воды»; «налили ему бокал» (раздел Зраим, трактат Дмай 7:2), за чем следует тот же комментарий о пропорциях; «вино, разбавлено ли оно теплою, или холодною водой» (раздел Зраим, трактат Маасрот 4:4, перевод Переферковича); «вина – столько, сколько берут для одного бокала» (раздел Моэд, трактат Шаббат 8:1) и далее комментарий: «вино палестинское обыкновенно разбавлялось водой, так что чистого вина для одного бокала брали треть или четверть бокала». Мишна использует подобные высказывания многократно.

Итак, мы установили, что и в самой Библии, и в Мишне указывается, что вино размешивали. Призыв апостола Павла Тимофею не означает пить отдельно воду и отдельно вино, или запивать воду вином, а именно пить воду вместе с вином. Указанная исследователями пропорция (1 к 3 и 1 к 4) создавала напиток, от которого было трудно опьянеть. Однако в результате алкоголь, содержащийся в вине, обеззараживал воду, делая ее менее опасной для желудка. Именно это советовал апостол Павел Тимофею. Как видим, этот призыв далек от легитимизации употребления алкоголя для опьянения. Вместо этого Писание содержит здесь принцип использования алкоголя в медицинских целях. Эквивалентом сегодня могут быть всевозможные лекарства на спирту.

Продолжение следует

Виталий Олийник
Центр духовного просвещения

***

Оригинал статьи размещён здесь

Понравилась статья? Жмите “палец вверх”, комментируйте, делитесь статьёй.

Подписывайтесь на мой Дзен канал.

Заходите на мой канал на YouTube.

Больше статей на сайте.

Источник