Вопли в пользу де сада
Ги Дебор был весьма разносторонней личностью: философ, политический активист, художник-авангардист и даже режиссер. В данной заметке пойдет речь о первом фильме Дебора – «Завывания в честь де Сада» (в другом переводе – Вопли в пользу де Сада).
В XIX веке Ф.Ницше утверждал, что “Бог умер”. Он подразумевал под этим упадок западноевропейской культуры и христианской морали. Э.Фромм писал, что в XX веке умер человек. Он же понимал под этим господство модуса обладания над экзистенциальным модусом, широкое социальное отчуждение человека от всего и даже самого себя. Ги Дебор в своём антикино утверждал, что умерло кино. Попробуем разобраться, что же он хотел этим сказать.
Вот что написано в ситуационистском журнале “Потлач” по поводу первого показа дебютной работы Ги Дебора: «Демонстрация киноленты «Завывания в честь де Сада», состоявшаяся вечером 30 июня 1952 г. в якобы авангардистском киноклубе, вызвала бурю негодования среди зрителей. После двадцати минут замешательства показ фильма был прерван». А все потому, что фильма то и не было.
«Завывания в честь де Сада» представляет собой чередование черного и белого экранов, то есть картинка вообще отсутствует. Звуковая дорожка есть, но текст её весьма мал (https://www.anarh.ru/anarch/8/vopli.htm). Однако данное антикино длится час с небольшим. Таким образом, между несколькими предложениями была тишина и черный экран, подобные паузы иногда доходили до ~10-20 минут.
Нельзя забывать, что Дебор автор концепции под названием «Общество спектакля», против которой боролся всю сознательную жизнь. Пассивное созерцание, навязываемое обществом спектакля, превращает людей в объекты, не способные к творчеству и к какой-либо деятельности. «Завывания в честь де Сада» – это вызов пассивному зрелищу, ибо здесь совершенно нечего созерцать.
Кстати, единственное упоминание о де Саде заключается в следующих словах из антикино: «Но ведь никто не говорит о де Саде в этом фильме», да и воплей никаких здесь нет. Тогда при чем же де Сад и завывания?
В те года (а сейчас особенно) было модным ходить на различные тусовки (показы арт-хауса, авторского кино и прочее), культурный продукт которых является эзотеричным и понятен лишь «избранным», особенным неакадемичным интеллектуалам. Интеллигенции нового поколения. Конечно, это редко соответствует действительности, но люди то о себе так думают. Фигура Маркиза де Сада очень притягательна для подобных «авторских» штучек и многих подобное название заинтриговало. Эти интеллектуалы жаждали скандалов, интриг, разоблачений, мерзостей и ублюдочности под соусом самолюбования, однако они пришли и их ждало Ничто. Потому, что они сами были Никем. Когда же до них это доходило, зрители устраивали ор. Они считали, что их обманули. Они ждали скандального кино, но им представили лишь пустой черный экран и несколько бессвязных цитат и мыслей. Однако Дебор не обманул – просто Вопли в честь де Сада устроили сами зрители недовольные фильмом.
Из антикино «Завывания в честь де Сада»: «Когда фильм должен уже был начаться, Ги-Эрнест Дебор влезал на сцену, чтобы произнести несколько слов в качестве вступления. Он просто говорил: «Фильма нет. Кино умерло. Фильмов больше не может быть. Если хотите, давайте устроим дискуссию».
Если кино умерло то, что тогда мы смотрим? Что из себя представляет среднестатистический западный фильм? Это бессмысленный боевик или комедия, которая смешна не остротой юмора, а предельной тупостью «Чем тупее, тем смешнее» — вот манифест современной комедии. Диссиденты высмеивали, да и сейчас высмеивают наш прошлый строй, используя анонимную (сказанную в действительности или придуманную самим диссидентами?) фразу по поводу Пастернака – «Не читал, но осуждаю» или по поводу (из стенограммы суда) Бродского – «Я с Бродским лично не знаком, но …». Конечно, принцип «критикуешь — предлагай» зачастую верен, но то было раньше. Сейчас все иначе. Мы свидетели той эпохи, когда можно критиковать и не предлагать альтернативы, когда можно осуждать, не будучи знакомым с предметом осуждения. Солженицына можно ругать, не читая его. «Книги», подписанные Дарьей Донцовой, можно прямо из типографии отправлять на переработку, как и большинство продуктов «творчества», представленных в книжных магазинах. Можно ни разу не смотреть шоу «Дом-2» и пламенно желать его закрытия, при этом быть правым. Аналогичная ситуация с большинством современных «фильмов».
Фильм как товар лишен содержания. Это вещь-в-себе, понять которую можно без контекста. Чтоб понять Гомера нужно его читать и перечитывать, изучить исторический контекст, мифологию Древней Греции и много чего другого. Но настали другие времена, другие нравы в нашем королевстве постмодерна.
Любой идиот способен понять любой современный фильм. Ибо, с одной стороны, он обладает внутри себя всем, что необходимо для его «понимания», а с другой, там и понимать нечего. Пассивное созерцание спектакля не является познанием, ведь нельзя познать то, что лишено познавательной потенции. Нельзя долго удерживать взгляд зрителя на пустышках, поэтому Голливуд выпускает из-под своего конвейера фильмы, скорость подачи которых увеличивает раз за разом. Танец форм и смена образов на экране быстротечна. Мы их видим и вроде бы «узнаем», но они следуют друг за другом быстрее, чем мы способны понять их пустоту бессодержательной бессмыслицы, а поэтому нам кажется, что смысл есть. Описание сюжета современных фильмов различается лишь порядком расположения следующих элементов: взрыв, стрельба, погоня, какой-то разговор, постельная сцена. Но, видимо, мы пока недостаточно развиты, ведь актеры и режиссеры в таком случае уже не нужны. Можно использовать имеющиеся кадры из отснятых фильмов и, переставляя, выпускать новые фильмы.
Дебор же в своем антикино честен перед зрителем. «Завывания в честь де Сада» говорит правду, когда ничего не говорит. Зачем нужны пустые формы и зрелищные кадры, когда нет содержания? В таком случае можно оставить сплошной черный экран. Дебор еще нас жалеет, когда чередует белый и черный экран. Зачем вообще нужен экран — это все лишнее. Либо снимайте настоящее кино, либо не снимайте ничего. Начинайте свои фильмы с финальных титров, и, пожалуй, на этом заканчивайте!
Когда мы бегаем за образами, знаками, символами, симулякрами мы обладаем иллюзией движения к цели. Хаотично хватаемся за все то, что попадется под руку, гребем под себя пустоту, пытаясь ею наполнить пустоту внутреннюю, чем лишь только усугубляем свою никчемность.
Антикино Дебора заставляет нас остановиться и отвлечься от этого бесконечного крысиного бега. Остановившись, мы пытаемся созерцать дальше, чтобы идентифицировать себя через зрелище, но зрелища нет, а есть лишь пустой экран и тишина. В нас пустота, а спектакль окончен, созерцать больше нечего. И это вызов, который необходимо сначала принять, а потом дать на него ответ или устраниться.
(Василий Пронин.)
———————————————————————————————
“ВОПЛИ В ПОЛЬЗУ ДЕ САДА”
киносценарий
Кино-компания “Films Lettristes”, 1952 г.
Голос 1: Фильм Ги-Эрнеста Дебора “Вопли в пользу де Сада”…
Голос 2: “Вопли в пользу де Сада” посвящается Гилу Джей Уолмену.
Голос 3: Статья 115. Если человек не появлялся по месту проживания или домашнему адресу в течение четырех лет, и о нем нет вообще никаких новостей, заинтересованные стороны могут подать петицию в нижний суд с целью декларирования его или ее отсутствия.
Голос 1: Любовь достойна только в предреволюционный период.
Голос 2: Никто из них не любит тебя, ты, лжец! Искусство начинается, вырастает и исчезает, потому что фрустрированные люди обходят стороной мир официального выражения и фестивали его нищеты.
Голос 4 (девушка): Скажи, ты спал с Франсуаз?
Голос 1: Какое время! Меморандум истории кинематографа: 1902 – “Путешествие на Луну”. 1920 – “Кабинет доктора Калигари”. 1924 – “Антракт”. 1926 – “Броненосец “Потемкин””. 1928 – “Андалузский пес”. 1931 – “Городские огни”. 1951 – “Рождение Ги-Эрнеста Дебора”. 1952 – Антиконцепция – “Вопли в пользу де Сада”.
Голос 5: “Когда фильм должен уже был начаться, Ги-Эрнест Дебор влезал на сцену, чтобы произнести несколько слов в качестве вступления. Он просто говорил: “Фильма нет. Кино умерло. Фильмов больше не может быть. Если хотите, давайте устроим дискуссию””.
Голос 3: Статья 516. Всякая собственность является либо движимой, либо недвижимой.
Голос 2: Дабы никогда больше не быть одиноким.
Голос 1: Она – уродливость и красота. Она такая же, как все, что мы любим сегодня.
Голос 2: Искусство будущего будет СБРАСЫВАНИЕМ всего или ничем.
Голос 3: В кафе на Сен-Жермен-де-Пре!
Голос 1: Знаешь, ты мне очень нравишься.
Голос 3: Важная группировка леттристов, состоящая из 30 человек, каждый из которых был облачен в униформу, которая является их единственной по настоящему оригинальной торговой маркой, появилась в Круасетт с непоколебимым желанием развязать какой-нибудь скандал, способный привлечь к ним внимание.
Голос 1: счастье – это новая идея для Европы.
Голос 5: “Я знаю только о поступках людей, но в моих глазах они ТРАНСПОЗЕД, один за другого. В конечном анализе, одни лишь труды дифференцируют нас.”
Голос 1: И их бунт обратился в конформизм.
Голос 3: Статья 488. Возраст большинства установлен на 21-м; в этом возрасте человек способен совершать акты цивильной жизни.
Голос 4 (девушка): Его память открывала это снова и снова, как вспышка, словно БЕРНИШД фейерверком соприкасающимся с водой.
Голос 1: Он достаточно хорошо знал, что ничто из того, чем он воспользовался не осталось в городе, который вращался вместе с Землей, в то время, как Земля вращалась в Галактике, которая, сама по себе – лишь мелкая часть островка, который убывает от нас в бесконечность.
Голос 2: Во всем черном, глаз закрытые на излишки катастрофы.
Голос 1: Надлежит создать науки ситуаций, которая позаимствует элементы психологии, статистики, урбанизма и этики. Эти элементы должны совместно привести к абсолютно новому выводу – сознательному созданию ситуаций.
Голос 1: Несколько строк из газеты 1950 года: “Известная молодая радио-актрисса бросилась в реку Изер, Гренобль. Молодая Медлен Рейнери, двенадцати с половиной лет от роду, которая, работая под псевдонимом Пируэт, вносила оживление в радиопередачу “Счастливые четверги” на радиостанции Альпы-Гренобль, бросилась в Изер в пятницу в полдень, предварительно оставив свой СЭТЧЕЛ на берегу реки.”
Голос 2: Моя сестрица, на нас не стоит и смотреть. Изер и “ля мизер” продолжаются. Мы бессильны.
Голос 4 (девушка): Но ведь никто не говорит о де Саде в этом фильме.
Голос 1: Холодное межпланетное пространство, тысячи градусов ниже температуры замерзания или абсолютного нуля по шкале Фаренгейта или Цельсия; первые индикаторы приближающегося рассвета. Торопливое прошествие Жака Ваше через облака войны, та катастрофическая спешка, которая уничтожила его; грубое ЛЭШИНГ Артура Крейвена, самого поглощенного в то же время Мексиканским Заливом…
Голос 3: Статья 1793. Когда архитектору или бизнесмену выдается контракт на постройку здания по плану, согласованному с хозяином земли, он не имеет права потребовать более высокую цену как на основании увеличения рабочей силы и материалов, так и по причини любых изменений или добавлений к плану, если только таковые изменения, добавления или повышения не были письменно авторизированны, а цена – согласована с хозяином земли.
Голос 2: Совершенство самоубийства – в АМБИГЬЮИТИ.
Голос 2: Какая любовь уникальна?
Голос 2: Течение континентов отталкивает тебя все дальше с каждым днем. Девственный лес неподвижней тебя.
Голос 4 (девушка): Ги, еще минута, и наступит завтра.
Голос 2: Демон Оружия. Ты помнишь. Вот что. Никто не удовлетворит нас. Все одно… Клич на знаменах стекла. Мы запомним ее, ту планету.
Голос 2: Вот увидите, позднее они станут знаменитыми! Я никогда не смирюсь с таким скандальным и едва ли достоверным фактом, как существование полицейской силы. Несколько соборов было сооружено на память о Серже Берна. Любовь достойно лишь в предреволюционный период. Я снял этот фильм, пока еще было достаточно времени, чтобы сказать об этом, Жан-Исидор, дабы выбраться из этой преходящей толпы. На площади Габриэль-Померан, когда мы состарились. У всех ЛИТТЛ СКИВЕРС оказалось славное будущее в школьных и коллежских системах.
Голос 2: Все еще существуют многие люди, которых мораль не заставит ни смеяться, ни плакать. Голос 3: Статья 489. Взрослый человек, постоянно находящийся в состоянии имбециллизма, сумасшествия или безумного гнева, обязан быть задержан, даже если его состояние перемежается интервалами ясности ума.
Голос 2: Столь близко, столь нежно, я теряю себя в бессмысленности языка. Я проталкиваюсь в тебя, ты широко открыта, это легко. Это похоже на горячий поток. Гладко, словно нефтяное море. Это похоже на лесной пожар.
Голос 1: Это – кино!
Голос 3: Парижская полиция насчитывает 30 000 ТРАНЧЕНС.
Голос 2: “Поэтические миры закрываются и забывают сами собой”. В углу ночи матросы заняты войной, а корабли в бутылках – для вас, любивших их. Ты ложишься на пляже, и руки, любящие сильнее дождя, ветра и грома, играют под твоим платьем каждый вечер. Летом в Каннах жизнь прекрасна. Изнасилование, находящееся под запретом, становится банальным в наших воспоминаниях. “Когда мы были в Шенандоа”. Да. Конечно.
Голос 1: И эти отступившие силы, однажды озаренные вспышками желания, как расплескавшиеся по стене чернила, были подобны падающим звездам. Пускай джин, ром и бренди плывут, словно Непобедимая Армада. Для похоронной оратории. Все эти люди все так же обыденны.
Голос 1: Мы едва успели скрыться.
Голос 2: Все самое прекрасное еще должно произойти, иначе смерть имела бы вкус сырого бифштекса. И мокрые волосы на пляже, который зноен, и который – наша тишина.
Голос 1: Но ведь он – еврей!
Голос 2: Мы были готовы взорвать все мосты, но мосты подвели нас.
Голос 1: Юная Мадлен Рейнери, двенадцати с половиной лет отроду, под псевдонимом “Пируэт” оживлявшая радиопередачу “Счастливые четверги” на волнах Альпийско-Гренобльской радиостанции, бросилась в Изер.
Голос 2: Мадмуазель Рейнери, в той четверти Европы у вас всегда будет удивленное выражение лица и это тело, лучшая из земель обетованных. Как неоновый свет, слова повторяют свои банальные темы.
Голос 1: Я люблю тебя.
Голос 4 (девушка): Умирать, должно быть, ужасно.
Голос 1: Пока.
Голос 4 (девушка): Ты слишком много пьешь.
Голос 1: На что похожи детские влюбленности?
Голос 4 (девушка) : Я не понимаю, о чем ты говоришь.
Голос 1: Я так и знал. А было время, когда я очень сожалел об этом.
Голос 4 (девушка) : Хочешь апельсин?
Голос 1: Прекрасное разрывание вулканических островов.
Голос 4 (девушка) : В прошлом.
Голос 1: Мне больше нечего тебе сказать.
Голос 2: После всех несвоевременных ответов и стареющей юности ночь снова падает свысока.
Голос 2: Мы живем, словно потерявшиеся дети, наши приключения не завершены.
КОНЕЦ
Ги Дебор
Перевод Сергея Клейна
——————————————————————————————
Источник
Антикино
Завывания в честь де Сада (Hurlements en faveur de Sade), 1952
Андрей Волков рецензирует картину французского философа
Ги Дебор родился в 1931 году, и это важный факт для истории кино, как не без иронии повествуется в его фильме (точнее, антифильме) “Завывания в честь де Сада”. Его ценность и смысл неразрывно связаны с личностью творца, одного из идеологов ситуационизма, автора фундаментального труда “Общество спектакля”.
Дебор родился в буржуазной семье и, как и другой ярый критик капитализма Жан-Поль Сартр, мог ни в чём не знать нужды. Но у Дебора, в соответствии с известной французской поговоркой, оказалось неравнодушное сердце, оттого он примкнул к троцкизму, но вскоре разочаровался, поскольку у него были мозги (как известно, если человек в 20 лет не коммунист, у него нет в сердца, а если коммунист в 50 – нет ума)
Выход фильма “Завывания в честь де Сада” совпал с одной из скандальных акций молодого Дебора, бывшего тогда членом Интернационала леттристов, устроившего погром на пресс-конференции короля немого кино Чарльза Чаплина. Дебор, в частности, назвал его “мошенником чувств и шантажистом страданий”. Произошедшее свидетельствует не только против воспитанности молодого Дебора (по молодости мы все совершали ошибки), но и уже содержит целую программу ситуационизма. Чаплин, создавший в кино человечный образ маленького бродяги, заработал благодаря ему огромное состояние, сравнимое сейчас разве что с финансами таких режиссёров дня настоящего, как Джордж Лукас и Стивен Спилберг. И маленький бродяжка – это один из многих образов, которые аккумулирует капитал. Дебор развил учение Карла Маркса о прибавочной стоимости, обратив внимание, что капитал аккумулирует не только физические, но и “духовные” блага. Если раньше люди действительно проживали свою жизнь, то теперь они смотрят, как за них живут герои фильмов, книг, рекламы и персоны из светской тусовки. Любая информация становится товаром, и человек вынужден тратить свою жизнь, подражая образам массовой культуры, покупать ненужные бренды и испытывать воздействие пропаганды. Дебор учил, что есть спектакль распыленный, характерный для демократических стран, и концентрированный, как, например, в странах коммунистического блока, где человек отчуждён от самого себя и является лишь винтиком в руках капиталиста, пусть даже этот капиталист и мнит себя марксистом. Усваиваются также и символы протеста. Не успел ещё героический Че Гевара лечь в могилу, как его изображение моментально стало товаром, а образы, созданные самими ситуационистами, позднее использовались для выкачивания денег (выставки, сувениры) из людей. Дебор предлагал в плане взаимоотношения искусства и общества отказ от авторских прав, а в человеческих взаимоотношениях – потлач (буквально – дарение).
Ги Дебор
Кино не интересовало Дебора в плане самовыражения. Он видел в нём один из каналов общества спектакля и был убеждён, что культура – язык буржуазии, и для того, чтобы расправиться с ней – нужно уничтожить этот язык. Поэтому в 20-летнем возрасте Ги Дебор снял (условно говоря) фильм “Завывания в честь де Сада”. Несмотря на малоизвестность, эта картина оказала влияние на предсмертный фильм Дерека Джармена “Блю”, где автор также отказался от изображения. А чуть позже премьеры фильма Дебора появилась музыкальная пьеса Джона Кейджа “4:33”, где нет ни одной мелодии.
Большинство зрителей, рискнувших посмотреть самый первый фильм классика авангарда, будут явно растеряны, не только из-за навязчивого белого прямоугольника, который временами мигает и меняет цветовой регистр с белого на серый, но и дезориентированы вроде бы бессвязным текстом, который за кадром читают единомышленники Дебора. И лишь редкие зрители, прежде всего те, кто знаком с теоретическими работами Дебора или с книгами отца экзистенциализма Жан-Поля Сартра, догадаются, что режиссёр всего лишь впускает реальность в пространство кино, наполняя его информацией к размышлению – газетными статьями, выдержками из законов, рассуждениями о любви. Это всё то, от чего отворачивается зритель, любящий два часа погрезить в кинозале, наблюдая за красивой жизнью. Авангардный метод Дебора, абсолютного противника искусства в его традиционном понимании, смыкался с поисками новой реальности Аленом Рене и Микеланджело Антониони, которые тоже отказались от повествовательного кинематографа. Антониони прямо говорил, что его фильмы направлены против эскапизма и поворачивают зрителя лицом к неидентифицируемой реальности, напоминая, что жизнь – это не кино.
Композиционно фильм Дебора выстроен как чередование информации к размышлению и немых сцен, так называемых антрактов, во время которых человек должен сбросить с себя кинодурман и подумать о своей жизни. Работа Дебора – это психотерапевтический сеанс, направленный на избавление человека от зависимости кино. Режиссёр напоминает, что жизнь, какая бы она ни была, не стоит того, чтобы тратить её в кинозале, смотря на очередной бренд или товар и тем принося капиталисту прибыль. Подумайте о своих родных, друзьях, поговорите с близкими. Посмотрите на краски мира, с которыми никогда не сравнятся краски кино. Будьте собой и никогда никому не подражайте.
Работа Дебора – это психотерапевтический сеанс, направленный на избавление человека от зависимости кино. Режиссёр напоминает, что жизнь, какая бы она ни была, не стоит того, чтобы тратить её в кинозале, смотря на очередной бренд или товар
Эта мысль кажется экстремальной, но ранний фильм Дебора, как и вся его деятельность, затрагивает важные вопросы человеческого бытия. Что лучше – матрица или реальная жизнь? Как не потерять искренность самовыражения в мире кино, который с самого начала основан на деньгах? Где граница между диалогом со зрителем и промыванием мозгов? Может ли режиссёр заниматься эмоциональным шантажом (тут впору вспомнить придуманный Сартом антироман)? Не является ли всё искусство лишь матрицей, дабы человек поменьше видел неприглядную реальность?
20-летний Дебор, по молодому горячий, мечтающий об избавлении от спектакля жизни, тоньше и умнее многих наших современников, которые в 20 лет даже не задумываются над теми проблемами, которые волновали молодых людей в 1950-е годы. Его антикино, направленное на деконструкцию искусства, дало импульс другим режиссёрам, таким, как Рене и Антониони, поставило перед ними задачу очищения кино от культуры потребления. И это тот авангард, который, несмотря на намеренно хаотическое содержание, политизированность и безапелляционность, говорит о человеческой душе, даже о такой, казалось бы, потерянной, как де Сад, любое упоминание имени которого было под запретом в те годы. В то же время именно опального маркиза позднейшие критики провозгласили отцом массовой культуры, чего-то сказочного, нереального, что пленяет ум и уводит разум из реальности в мир вымысла.
В дальнейшем Ги Дебор снял ещё 5 фильмов, уже в более традиционном ключе документального кино. В этих картинах он всё так же делился со зрителем своими мыслями о том, что происходит в мире.
Источник