Вот как раз о пользе пушкина мне бы хотелось поговорить

Задание В7 проверяет умение анализировать строение текста и определять лексико-грамматические связи между предложениями в нем. Неумение найти средства связи предложений в тексте приводит к неспособности строить собственное высказывание на заданную тему, чему посвящено задание части С.

Вспомним, что основное свойство текста – это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.

Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства:

• слова-заместители: местоимения (девушка – она), наречия (в лесу – там), синонимы (быстро, стремительно), антонимы

• имя собственное – имя нарицательное (офицер – Соболевский);

• лексические повторы: …рядом стоял дед. Дед был очень старый.

• повтор грамматической формы, связывающей два предложения: Пашка попил из бачка. Еще раз перечитал расписание (В. Белов) Сказуемые попил и перечитал выражены одинаковыми формами глагола (прошедшее вр., сов. вид, ед. ч.) и поэтому могли бы быть однородными сказуемыми одного предложения.

• синтаксический параллелизм: …что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь… чего не знаешь в детстве — не знаешь на всю жизнь. (М. Цветаева);

• противопоставление: Хотел было двинуться дальше. Но не мог;

• вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы”?);

союзы; союзные слова, частицы, вводное слова;

• порядок слов в предложениях (прямой, обратный);

• слова-организаторы логических связей: вот почему, из этого следует;

• вводные слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора.

Напоминаем, что предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последующим, но и с несколькими, стоящими в некотором отдалении.

Разберем задания

В7-1Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза и наречия?

(1)Спустя много лет я уяснил для себя совершенно определенно, что путешествие – не только романтика, но и тяжелое испытание духа. (2)Это изнурительная работа, если хотите – ремесло. (3)А еще — целая наука, включающая в себя много составляющих, в том числе искусство выживания.

(По В. Сундакову)

В7-2. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза?

(1)Я шел напрямик, через предгорья, вдали от дорог и селений. (2)Можно было в Крымске сесть на автобус и через два часа оказаться у теплого моря. (3)Но я решил идти пешком по бездорожью, чтобы через несколько дней увидеть с вершины горы море. (4)Ради этого необыкновенного мгновения я мучил себя спусками и подъемами, переходил вброд горные речки.

В7-3. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью

союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1) Нахожусь во власти странного ощущения. (2) Идя по луговой тропинке, по лесной

опушке, по всякой земной дороге, временами воображаю себя пришельцем из далёкой

галактики и с первозданным удивлением разглядываю конструкции и модели, называемые здесь то деревом, то травой, то лютиком, то ромашкой, то подсолнухом, то берёзой.

(3) В каждой из этих моделей я готов увидеть великое чудо. (4) Но в чудеса я не верю, и

тогда мне остаётся только одно: согласиться с воображаемыми космонавтами из книги В. Н. Комарова и предположить, что здесь, в этих сложных зелёных сооружениях, а вернее, в зелёных живых существах, действительно побывал разум, а если по науке – природа, эволюция, жизнь.

В7-4.Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью

союза, указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого

предложения.

(1) Вот как раз о пользе Пушкина мне бы хотелось поговорить. (2) В наше время, когда

безраздельно господствует рынок с его точным расчётом, многим кажется, что

духовная сфера человека несущественна, ею можно пренебречь, её можно

проигнорировать. (3) Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная

«арифметика»: покупаешь там, где дешевле и лучше, и производитель, если он не хочет вылететь в трубу, позаботится о том, чтобы угодить потребителю. (4) Но такая понятность и логичность на самом деле иллюзорна, те, кто в неё верит, гораздо более доверчивы и наивны, чем те, кто верит в нравственные силы человеческой души.

(5) «Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». (6) «А

зачем?» – спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни.

В7-5. Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при

помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1) Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической

жидкостью. (2) Было задумано расширить площадь лугов. (3) Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (4) Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным.

Читайте также:  Помидоры польза вред для здоровья

(5) Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (6) Но есть и очень большие

минусы. (7) Их не всегда замечают. (8) А ведь здесь погибло 27 лосей, загублены

тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (9) Гибнут

насекомые, из которых многие – наши друзья.

В7-6. Какое из предложений связано с предыдущими с помощью подчинительного

союза? Напишите номер этого предложения.

(1) В том-то и дело, что в шестидесятые и семидесятые годы, которые теперь

называют «эпохой застоя», все эти могучие средства, находящиеся под строгим

контролем государства, оказались закрытыми для настоящего искусства. (2) И народ,

со свойственной ему изобретательностью, снова вернулся к средневековым формам

общения. (3) Так что сам факт появления авторской песни в эти годы свидетельствовал о большом непорядке в «датском королевстве». (4) И это было сразу же понято ревнивыми хранителями идейной чистоты нашего искусства. (5) Действительно, с момента своего появления авторская песня постоянно запрещалась и многократно предавалась анафеме с высоких трибун и в печати.

(6) В чём же главная заслуга Булата Окуджавы в создании второго песенного

искусства? Почему именно его считают родоначальником этого направления, хотя ещё до него стали известны песни Юрия Визбора, Ады Якушевой и других авторов?

В7-7. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью

притяжательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого

предложения.

(1) Учёные утверждают, что своей уникальностью Байкал обязан тому, что он

обладает удивительной системой самоочищения. (2) Его воду очищает большая группа живых организмов. (3) Это дружная семья, сложившаяся за те миллионы лет, что существует байкальская впадина. (4) В прозрачной воде невиданно мощный слой

микроскопических растений поглощает солнечный свет, выделяет больше десяти

миллионов тонн кислорода в год и создаёт около четырёх миллионов тонн новых

органических веществ! (5) Это всё даёт возможность дышать несметному числу

животных, настолько мелких, что их можно и не заметить в прозрачной воде. (6) Эту

армаду учёные объединяют понятием «зоопланктон».

В7-8. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи

частицы и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1) Это не просто шок будущего, это супершок. (2) Приходится только удивляться

душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами.

(3) Так стоит ли искать виноватых в том, что дети и внуки не похожи на нас?. (4)

Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (5) А кто лучше, мы или они, – вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (6) Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае – странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся.

(7) Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? (8) Прежде всего

нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чужими они нам не казались. (9) И это, разумеется, трудно, но необходимо.

Ответы:

В7-1 Номер правильного ответа: 3.

В7-2 Номер правильного ответа: 3.

В7-3. Номер правильного ответа: 4

В7-4. Номер правильного ответа: 4

В7-5. Номер правильного ответа: 7

В7-6. Номер правильного ответа: 3

В7-7. Номер правильного ответа: 2

В7-8. Номер правильного ответа: 4

Задание №1

Вставьте на место пропусков названия изобразтельно-выразительных средств

«Канцелярит, обедняющий, «обесцвечивающий» нашу речь, очень многолик, и СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ (предложения 3–9) позволяет увидеть некоторые приметы этого негативного языкового явления. Говоря о нем, Н. Галь использует ЭПИТЕТЫ («убогий, скудный словарь», «говорят….сухим, казённым языком» в предложении 10). Её резко отрицательное отношение к канцеляриту передано МЕТАФОРОЙ «мертвечина», точно отражающей суть неуместного употребления стандартных выражений официально-деловой речи, которые убивают живой язык. Опасность этого явления подчеркнута и таким синтаксическим средством, как ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (предложения 13–14). По мнению автора, источников появления канцелярита довольно много: РЯДЫ ОДНОРОРДНЫХ ЧЛЕНОВ («из …материалов, из газет, от радио и телевидения» в предложении 15) и РАЗВЁРНУТАЯ МЕТАФОРА (предложение 17) создают ощущение, словно мы все уже давно перестали говорить живым языком, красоту которого воссоздают ЭПИТЕТЫ ( «такой чудесный, такой богатый, выразительный, многоцветный язык» в 29 предложении). Несомненное богатство русского языка подчеркивают и КОНТЕКСТЫЕ СИНОНИМЫ («бесценное» и «бесценный» в предложениях 27 и 28). Поэтому вполне понятна тревога автора за судьбу нашей живой речи, которая звучит в РИТОРИЧЕСКОМ ОБРАЩЕНИИ (предложение 26)».

Задание 2.

Прочитайте текст и запишите соответствующие средства художественной изобразительности, использованные автором. (Пример, а рядом название)

Ответ:

1. Контекстные синонимы

2. Фразеологизм

3. Контекстные антонимы, окказионализмы

4. Градация

5. Повторы

6. Инверсия

7. Метафора

8. Ряд однородных членов предложения

Читайте также:  Самогоном на шиповнике польза и вред

9. Риторический вопрос

10. Сравнительный оборот

11. Вопросно-ответная форма построения

12. Эпитеты

13.Оксиморон

14. Цитирование

15. Композиционный стык

Задание 3.

Прочитайте следующие фрагменты из рассказа Н. Гумилева «Скрипка Страдивари». Укажите, какие художественные средства позволяют ему добиться яркой выразительности (в каждом фрагменте назовите самое основное).

Ответ:

1 — сравнение;

2 — олицетворение;

3 — вопросно-ответная форма построения;

4 — эпитет;

5 — ряд однородных членов;

6 — перифраза

Задание 4. Прочитайте текст и отметьте номера неверно указанных средств выразительности:

Ответ: 9, 12, 15, 20

Задание 5. Прочитайте текст и укажите номера ошибочных утверждений.

Ответ: 2, 4, 10, 12, 13

Задание 6. Отметьте, какое из указанных средств выразительности не использовано автором данного текста?

Ответ: б, г, ж

Задание 7.

Выполните задание В8 экзаменационного теста: прочитайте тексты и фрагменты сочинения по ним. В этих фрагментах рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в сочинениях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Ответ: 4, 6, 5, 2

Задание 8.

Выполните задание В8 экзаменационного теста: прочитайте тексты и фрагменты сочинения по ним. В этих фрагментах рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в сочинениях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Ответ: 4, 5, 6, 7

Источник

Задание В7
проверяет умение анализировать строение текста и определять лексико-грамматические
связи между предложе­ниями в нем. Неумение найти средства связи предложений в
тек­сте приводит к неспособности строить собственное высказыва­ние на заданную
тему, чему посвящено задание части С.        Вспомним, что основное свойство текста –
это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, то есть от­сутствие
связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.

Связь  предложений  
в  тексте  осуществляют 
следующие средства:

·        

слова-заместители:
местоимения (девушка – она), наречия (в лесу – там), синонимы (быстро,
стремительно),
антонимы;

·       имя
собственное – имя нарицатель­ное (офицер – Соболевский);

·        

лексические
повторы: …рядом стоял дед. Дед был очень старый.;

·        

повтор
грамматической формы, связывающей два предложе­ния: Пашка попил из бачка.
Еще раз перечитал расписание
(В. Белов) Сказуемые попил и перечитал
выражены одинако­выми формами глагола (прошедшее вр., сов. вид, ед.ч.) и по­этому
могли бы быть однородными сказуемыми одного пре­дложения;

·        

синтаксический
параллелизм: …что знаешь в детстве -зна­ешь на всю жизнь… чего не знаешь
в детстве
не знаешь на всю жизнь. (М. Цветаева);

·        

противопоставление:
Хотел было двинуться дальше. Но не мог;

·        

вопросительные
предложения (Да разве найдутся на свете такие силы”?);

союзы; союзные слова, частицы, вводное
слова;

·        

порядок
слов в предложениях (прямой, обратный);

·        

слова-организаторы
логических связей: вот почему, из этого следует;

·        

вводные
слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение
разговора.

Напоминаем, что предложение в тексте может быть связано
не только с предшествующим
предложением или последую­щим, но и с несколькими, стоящими в некотором
отдалении.

Разберем
задания

В7-1Какое из предложений
связано с предыдущим с помощью союза и наречия?

    (1)Спустя много лет я уяснил для себя
совершенно определенно, что путешествие – не только романтика, но и тяжелое
испытание духа. (2)Это изнурительная работа, если хотите – ремесло. (3)А еще —
целая наука, включающая в себя много составляющих, в том числе искусство
выживания.

(По
В. Сундакову)

В7-2. Какое из
предложений связано с предыдущим с помощью союза?

    (1)Я шел напрямик, через предгорья, вдали
от дорог и селений. (2)Можно было в Крымске сесть на автобус и через два часа
оказаться у теплого моря. (3)Но я решил идти пешком по бездорожью, чтобы через
несколько дней увидеть с вершины горы море. (4)Ради этого необыкновенного
мгновения я мучил себя спусками и подъемами, переходил вброд горные речки.

В7-3. Среди предложений найдите такое,
которое связано с предыдущим с помощью

союза и лексического повтора. Напишите номер
этого предложения.

(1)
Нахожусь во власти странного ощущения. (2) Идя по луговой тропинке, по лесной

опушке,
по всякой земной дороге, временами воображаю себя пришельцем из далёкой

галактики
и с первозданным удивлением разглядываю конструкции и модели, называемые здесь
то деревом, то травой, то лютиком, то ромашкой, то подсолнухом, то берёзой.

(3)
В каждой из этих моделей я готов увидеть великое чудо. (4) Но в чудеса я не
верю, и

тогда
мне остаётся только одно: согласиться с воображаемыми космонавтами из книги
В.Н. Комарова и предположить, что здесь, в этих сложных зелёных сооружениях, а
вернее, в зелёных живых существах, действительно побывал разум, а если по науке
– природа, эволюция, жизнь.

В7-4.Среди предложений найдите такое,
которое связано с предыдущим с помощью

Читайте также:  Утиный жир польза или вред метод применения

союза, указательного местоимения и
однокоренного слова. Напишите номер этого

предложения.

(1)
Вот как раз о пользе Пушкина мне бы хотелось поговорить. (2) В наше время,
когда

безраздельно
господствует рынок с его точным расчётом, многим кажется, что

духовная
сфера человека несущественна, ею можно пренебречь, её можно

проигнорировать.
(3) Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная

«арифметика»:
покупаешь там, где дешевле и лучше, и производитель, если он не хочет вылететь
в трубу, позаботится о том, чтобы угодить потребителю. (4) Но такая понятность
и логичность на самом деле иллюзорна, те, кто в неё верит, гораздо более
доверчивы и наивны, чем те, кто верит в нравственные силы человеческой души.

(5)
«Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». (6) «А

зачем?»
– спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни.

В7-5. Среди предложений найдите такое, которое
соединяется с предыдущим при

помощи личного местоимения. Напишите номер
этого предложения.

(1)
Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической

жидкостью.
(2) Было задумано расширить площадь лугов. (3) Подсчитали, что корчевать живой
лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (4) Дело не
новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и
выгодным.

(5)
Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (6) Но есть и очень большие

минусы.
(7) Их не всегда замечают. (8) А ведь здесь погибло 27 лосей, загублены

тетерева,
мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (9) Гибнут

насекомые,
из которых многие – наши друзья.

В7-6. Какое из предложений связано с
предыдущими с помощью подчинительного

союза? Напишите номер этого предложения.

(1)
В том-то и дело, что в шестидесятые и семидесятые годы, которые теперь

называют
«эпохой застоя», все эти могучие средства, находящиеся под строгим

контролем
государства, оказались закрытыми для настоящего искусства. (2) И народ,

со
свойственной ему изобретательностью, снова вернулся к средневековым формам

общения.
(3) Так что сам факт появления авторской песни в эти годы свидетельствовал о
большом непорядке в «датском королевстве». (4) И это было сразу же понято
ревнивыми хранителями идейной чистоты нашего искусства. (5) Действительно, с
момента своего появления авторская песня постоянно запрещалась и многократно
предавалась анафеме с высоких трибун и в печати.

(6)
В чём же главная заслуга Булата Окуджавы в создании второго песенного

искусства?
Почему именно его считают родоначальником этого направления, хотя ещё до него
стали известны песни Юрия Визбора, Ады Якушевой и других авторов?

В7-7. Среди предложений найдите такое,
которое связано с предыдущим с помощью

притяжательного местоимения и однокоренного
слова. Напишите номер этого

предложения.

(1)
Учёные утверждают, что своей уникальностью Байкал обязан тому, что он

обладает
удивительной системой самоочищения. (2) Его воду очищает большая группа живых организмов.
(3) Это дружная семья, сложившаяся за те миллионы лет, что существует
байкальская впадина. (4) В прозрачной воде невиданно мощный слой

микроскопических
растений поглощает солнечный свет, выделяет больше десяти

миллионов
тонн кислорода в год и создаёт около четырёх миллионов тонн новых

органических
веществ! (5) Это всё даёт возможность дышать несметному числу

животных,
настолько мелких, что их можно и не заметить в прозрачной воде. (6) Эту

армаду
учёные объединяют понятием «зоопланктон».

В7-8. Среди предложений найдите такое,
которое связано с предыдущим при помощи

частицы и личного местоимения. Напишите
номер этого предложения.

(1)
Это не просто шок будущего, это супершок. (2) Приходится только удивляться

душевной
стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами.

(3)
Так стоит ли искать виноватых в том, что дети и внуки не похожи на нас?. (4)

Просто
они живут в другое время, в другую эпоху. (5) А кто лучше, мы или они, –
вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (6) Если они для
некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае – странные
старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся.

(7)
Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? (8) Прежде всего

нужно
набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чужими
они нам не казались. (9) И это, разумеется, трудно, но необходимо.

В7-1  Номер
правильного ответа:
3.

В7-2  Номер
правильного ответа:
3.

В7-3.
Номер
правильного ответа:  
4

В7-4. Номер правильного
ответа:
 4

В7-5.
Номер
правильного ответа:  
7

В7-6.
Номер
правильного ответа:  
3

В7-7. Номер правильного
ответа:
 2

В7-8.
Номер
правильного ответа:
 4

Источник