Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки какая ж от этого польза

Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки какая ж от этого польза thumbnail
 

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

                                     1.  ВНЕШНОСТЬ

«человек высокого роста в длинном черном балахоне…стиснул
обнаженную красную руку…

Лицо оживлялось спокойной улыбкой и выражало
самодостаточность и ум» (гл II,
9)

«…лицо его, желчное…необыкновенно правильное и чистое,
словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной.
Весь облик…изящный и породистый…сохранял стремление вверх, прочь от земли» (гл.IV,17)

«Вынул из кармана…свою красивую руку с длинными розовыми
ногтями»

                    
Контраст между внешностью виден через художественные детали

                                    2. ОБРАЗ ЖИЗНИ

«По саду…шел Базаров. Его полотняное пальто и панталоны
были запачканы в грязи»

«Базаров работал… привез с собой микроскоп и по целым
часам с ним возился»

«Базаров вставал очень рано и отправлялся верст за две, за
три, не гулять – он прогулок терпеть не мог, а собирать травы, насекомых» (X, 45-46)

«Он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь» (V, 23)

«одинокий холостяк вступал в то смутное, сумеречное время,
время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления, когда
молодость прошла, а старость еще не настала»

…потеряв все прошедшее, он все потерял

… он всю жизнь свою устроил на английский вкус, редко
виделся с соседями. Те считали его гордецом, его уважали»

«Он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других
и ничего не предпринимал»

(VII,
33)

                               3. МНЕНИЕ ДРУГ О ДРУГЕ

«А чудаковат у тебя дядя… щегольство-то какое в деревне…
Ногти-то хоть на выставку отсылай»

«Эти старенькие романтики»

(IV,19)

«… всеми силами души своей возненавидел Базарова: он
считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем, он подозревал, что Базаров не
уважает его»

«Ненавижу я этого лекаришку, по-моему, он просто
шарлатан!» (Х, 47)

                                   4. ВЗГЛЯДЫ НА ЖИЗНЬ

                              4.1 На чем основаны убеждения

«Он нигилист… человек, который не склоняется ни перед
какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким
бы уважением ни был окружен этот принцип» (VI, 4)

«Да зачем же стану я их (принципы) признавать? Мне скажут
дело, я соглашусь, вот и все» (VI, 27)

«Принципов вообще нет!»

«Я уже доложил вам, что ни во что не верю» (VI, 28)

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В
теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем» (Х,51)

«Мы люди старого века. Мы полагаем, что без принсипов,
принятых на веру, шагу ступить нельзя» (VI, 25)

«Ты стараешься не забыть того, чему тебя учили, а там –
хвать – оказывается, что все это вздор»

«Я не понимаю, как можно не признавать принципов, правил»
(X, 50)

«Вы все отрицаете, разрушаете. Да ведь надо же и страсть»
(X, 51)

                                4.2 Мнение об аристократии

«Дрянь, аристократишко»

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы –
подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они и
даром не нужны» (X,
50)

«Я уважаю аристократов – настоящих…без чувства
собственного достоинства, без уважения к себе, а в аристократе эти чувства
развиты»

Аристократизм – принцип, а без принципов в наше время
могут одни безнравственные или пустые люди»

                               4.3 Отношение к труду

«…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки, какая же от
этого польза для общественного блага»

«хозяйственные дрязги наводили на него тоску»

«ничего не предпринимал»

                         4.4 Отношение к русскому народу

«Народ полагает, что это Илья Пророк в колеснице
разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?»

«Мой дед землю пахал, спросите любого из ваших же мужиков,
в ком из нас он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не
умеете»

«Мужик наш рад сам себя обокрасть, чтобы только напиться
дурману в кабаке»

«А я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или
Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не
скажет. Да и надо ли мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из
меня лопух расти будет»

«Русский мужик Бога слопает»

«Я не хочу верить, что вы достаточно знаете русский народ,
что вы предсказыватели его потребностей, его стремлений. Нет, русский народ
не такой, каким вы его воображаете. ОН свято чтит предания, он
патриархальный, он не может жить без веры»

Вы говорите с ним (мужиком) и презираете его в то же
время.

У Павла Петровича на столе пепельнице в виде мужицкого
лаптя, но сам он прикрывает нос платком, когда говорит с мужиком.

«…всегда вступается за крестьян, правда, говоря с ними, он
морщится и нюхает одеколон»

                       4.5 Взгляд на человеческую личность

«Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг
на друга похожи как телом, так и душой. Достаточно одного человеческого
экземпляра, чтобы судить всех других»

«Исправьте общество – и болезней не будет»

«Я не встречал еще человека, который не спасовал бы перед
мной»

«Личность – вот что главное; человеческая личность должна
быть крепка, как скала, ибо на ней все строится»

«Я уважаю в себе человека»

            4.6 Взгляд на воспитание и формирование личности

Читайте также:  Массаж клитора польза и вред

«Всякий человек сам себя воспитывать должен»

«Ты не то, что наш брат, самоломанный»

«Ты стараешься не забыть того, чему тебя учили»

                4.7 Отношение к семье, родственным чувствам

«…родственное чувство очень упорно держится в людях. От
всего готов отказаться человек… но сознаться, что брат – вор… это выше его
сил»

«Базарову было не до того, чтобы разбираться, что выражают
глаза матери: он редко обращался к ней»

«Ты стараешься не забыть того, чему тебя учили»

                         4.8
Отношение к женщине и любви

 «Человек, который
всю свою жизнь поставил на карту любви, не мужчина, а самец»

«Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает»

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?
Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Это все романтизм, чепуха, гниль,
художество»

«еще мучительнее, еще крепче привязался к этой женщине»

«он терзался и ревновал… чуть с ума не сошел»

«он все потерял»

«А не правда ли, в Фенечке есть что-то общее с княгиней?»

«Что может быть ужасней, как любить и не быть любимым?»

                              4.9 Отношение к природе

«И природа пустяки»

«Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник»

«Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть»

                                                  
4.10 Отношение к искусству

«… по-моему, Рафаэль гроша ломаного не стоит»

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»

«В сорок четыре года человек, отец семейства, играет на виолончели!»,
– Базаров расхохотался»

«Он Пушкина читает… Это никуда не годится. Пора бросить
эту ерунду»

«И охота же быть романтиком в наше время»

«…были Шиллеры, Гете. А теперь пошли какие-то химики,
материалисты»

«Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни
ногой. Рафаэля считали чуть ли не дураком, потому что это авторитет, а сами
бессильны и бесплодны до гадости»

Источник

– Слыхали мы эту песню много раз, – возразил Базаров, – но что вы хотите этим доказать?

– Я эфтимхочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни – эфто,другие – эхто:мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтимхочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному… bien public… [44]общественному зданию. Личность, милостивый государь, – вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность, наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да-с, да-с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.

– Позвольте, Павел Петрович, – промолвил Базаров, – вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.

Павел Петрович побледнел.

– Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай?

Николай Петрович кивнул головой.

– Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, – говорил между тем Базаров, – подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.

– Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте – логика истории требует…

– Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.

– Как так?

– Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!

Павел Петрович взмахнул руками.

– Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?

– Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, – вмешался Аркадий.

– Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.

– Все?

– Все.

– Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

– Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.

– Однако позвольте, – заговорил Николай Петрович. – Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.

– Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.

– Современное состояние народа этого требует, – с важностью прибавил Аркадий, – мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма.

Эта последняя фраза, видимо, не понравилась Базарову; от нее веяло философией, то есть романтизмом, ибо Базаров и философию называл романтизмом; но он не почел за нужное опровергать своего молодого ученика.

– Нет, нет! – воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович, – я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…

Читайте также:  Стейки зубатки польза и вред

– Я не стану против этого спорить, – перебил Базаров, – я даже готов согласиться, что в этомвы правы.

– А если я прав…

– И все-таки это ничего не доказывает.

– Именно ничего не доказывает, – повторил Аркадий с уверенностию опытного шахматного игрока, который предвидел опасный, по-видимому, ход противника и потому нисколько не смутился.

– Как ничего не доказывает? – пробормотал изумленный Павел Петрович. – Стало быть, вы идете против своего народа?

– А хоть бы и так? – воскликнул Базаров. – Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом – он русский, а разве я сам не русский?

– Нет, вы не русский после всего, что вы сейчас сказали! Я вас за русского признать не могу.

– Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.

– А вы говорите с ним и презираете его в то же время.

– Что ж, коли он заслуживает презрения! Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?

– Как же! Очень нужны нигилисты!

– Нужны ли они или нет – не нам решать. Ведь и вы считаете себя не бесполезным.

– Господа, господа, пожалуйста, без личностей! – воскликнул Николай Петрович и приподнялся.

Павел Петрович улыбнулся и, положив руку на плечо брату, заставил его снова сесть.

– Не беспокойся, – промолвил он. – Я не позабудусь именно вследствие того чувства достоинства, над которым так жестоко трунит господин… господин доктор. Позвольте, – продолжал он, обращаясь снова к Базарову, – вы, может быть, думаете, что ваше учение новость? Напрасно вы это воображаете. Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным…

– Опять иностранное слово! – перебил Базаров. Он начинал злиться, и лицо его приняло какой-то медный и грубый цвет. – Во-первых, мы ничего не проповедуем; это не в наших привычках…

– Что же вы делаете?

– А вот что мы делаем. Прежде, в недавнее еще время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда…

– Ну да, да, вы обличители, – так, кажется, это называется. Со многими из ваших обличений и я соглашаюсь, но…

– А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; [45]мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.

– Так, – перебил Павел Петрович, – так: вы во всем этом убедились и решились сами ни за что серьезно не приниматься.

– И решились ни за что не приниматься, – угрюмо повторил Базаров.

Ему вдруг стало досадно на самого себя, зачем он так распространился перед этим барином.

– А только ругаться?

– И ругаться.

– И это называется нигилизмом?

– И это называется нигилизмом, – повторил опять Базаров, на этот раз с особенною дерзостью.

Павел Петрович слегка прищурился.

– Так вот как! – промолвил он странно спокойным голосом. – Нигилизм всему горю помочь должен, и вы, вы наши избавители и герои. Но за что же вы других-то, хоть бы тех же обличителей, честите? Не так же ли вы болтаете, как и все?

Источник

– Слыхали мы эту песню много раз, – возразил Базаров, – но что вы хотите этим доказать?

– Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни – эфто, другие – эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному… bien public…[44] общественному зданию. Личность, милостивый государь, – вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность, наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да-с, да-с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.

– Позвольте, Павел Петрович, – промолвил Базаров, – вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.

Павел Петрович побледнел.

– Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай?

Николай Петрович кивнул головой.

– Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, – говорил между тем Базаров, – подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.

Читайте также:  Заявление об отказе наследства в пользу другого

– Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте – логика истории требует…

– Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.

– Как так?

– Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!

Павел Петрович взмахнул руками.

– Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?

– Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, – вмешался Аркадий.

– Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.

– Все?

– Все.

– Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

– Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.

– Однако позвольте, – заговорил Николай Петрович. – Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.

– Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.

– Современное состояние народа этого требует, – с важностью прибавил Аркадий, – мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма.

Эта последняя фраза, видимо, не понравилась Базарову; от нее веяло философией, то есть романтизмом, ибо Базаров и философию называл романтизмом; но он не почел за нужное опровергать своего молодого ученика.

– Нет, нет! – воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович, – я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…

– Я не стану против этого спорить, – перебил Базаров, – я даже готов согласиться, что в этом вы правы.

– А если я прав…

– И все-таки это ничего не доказывает.

– Именно ничего не доказывает, – повторил Аркадий с уверенностию опытного шахматного игрока, который предвидел опасный, по-видимому, ход противника и потому нисколько не смутился.

– Как ничего не доказывает? – пробормотал изумленный Павел Петрович. – Стало быть, вы идете против своего народа?

– А хоть бы и так? – воскликнул Базаров. – Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом – он русский, а разве я сам не русский?

– Нет, вы не русский после всего, что вы сейчас сказали! Я вас за русского признать не могу.

– Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.

– А вы говорите с ним и презираете его в то же время.

– Что ж, коли он заслуживает презрения! Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?

– Как же! Очень нужны нигилисты!

– Нужны ли они или нет – не нам решать. Ведь и вы считаете себя не бесполезным.

– Господа, господа, пожалуйста, без личностей! – воскликнул Николай Петрович и приподнялся.

Павел Петрович улыбнулся и, положив руку на плечо брату, заставил его снова сесть.

– Не беспокойся, – промолвил он. – Я не позабудусь именно вследствие того чувства достоинства, над которым так жестоко трунит господин… господин доктор. Позвольте, – продолжал он, обращаясь снова к Базарову, – вы, может быть, думаете, что ваше учение новость? Напрасно вы это воображаете. Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным…

– Опять иностранное слово! – перебил Базаров. Он начинал злиться, и лицо его приняло какой-то медный и грубый цвет. – Во-первых, мы ничего не проповедуем; это не в наших привычках…

– Что же вы делаете?

– А вот что мы делаем. Прежде, в недавнее еще время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда…

– Ну да, да, вы обличители, – так, кажется, это называется. Со многими из ваших обличений и я соглашаюсь, но…

– А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству;[45] мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.

– Так, – перебил Павел Петрович, – так: вы во всем этом убедились и решились сами ни за что серьезно не приниматься.

– И решились ни за что не приниматься, – угрюмо повторил Базаров.

Ему вдруг стало досадно на самого себя, зачем он так распространился перед этим барином.

– А только ругаться?

– И ругаться.

– И это называется нигилизмом?

– И это называется нигилизмом, – повторил опять Базаров, на этот раз с особенною дерзостью.

Павел Петрович слегка прищурился.

– Так вот как! – промолвил он странно спокойным голосом. – Нигилизм всему горю помочь должен, и вы, вы наши избавители и герои. Но за что же вы других-то, хоть бы тех же обличителей, честите? Не так же ли вы болтаете, как и все?

Источник