Вред и польза насекомых 1 класс

Урок окружающего мира, 1 класс.

Тема: Насекомые вредные и полезные»

Цель: познакомить с полезными и вредными насекомыми.

Задачи:

Образовательные.

– закрепить знания о насекомых;

– уметь отличать полезных насекомых от вредных;

Развивающие:

– развивать память, мышление, кругозор, познавательный интерес;

Воспитательные:

– воспитывать интерес к уроку, бережное отношение к насекомым.

Тип урока:  комбинированный

Ход урока:

I.  Организационный момент.

Ну-ка, посмотри, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II.  Повторение пройденного материала:

а) Проверка домашнего задания по вопросам – «Блиц-викторина» (отвечать нужно очень быстро, не задумываясь)

– Животные бывают дикие и домашние.

     –  Млекопитающие – это животные, которые вскармливают своих детёнышей молоком.

     –  Оперенье имеют птицы.

     –  Домашние птицы – это куры, гуси, утки, индюки.

     –  Яйца рыб и лягушек – икра.

     –  Детёныш лягушки – головастик.

     –   Малёк – это детёныш рыбы.

     –  Ящерицы, змеи, крокодилы и черепахи – пресмыкающиеся.

      б) Игра «Найдите лишнее животное» ( на слух определить лишнее животное в группе, выбор    обосновать).

      – Медведь, лисица, гепард, лошадь.

      – Щука, орёл, лещ, судак.

      – Лев, леопард,  коза, домашняя кошка.

      – Лягушка, змея, тритон, жаба.

      – Синица, ворона, пчела, голубь.

Физминутка «Стрекоза»

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево, вправо, назад, вперед,

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Сообщение темы, целей урока.

     – Прослушайте загадки. О ком пойдёт речь на уроке?

     – Пролетела мимо уха
Вроде муха, но не муха
Эта муха  не жужжала
У нее, ребята, жало
Коль ужалит, будет «ай»
Кто же это отгадай!
– Муха с жалом? – Чудеса!
Знают все это – (Оса)!

Кто б подумать только мог,
Что взлетит живой цветок!
Из личинки лапочка!
Так ведь это (Бабочка)

Он пищит, когда летит!
А укус его зудит.
С хоботком, хотя не слон.
Кто, скажи, дружочек, он?
(Комар)

Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву “Ж” все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(Жук)

         – Как назвать их одним словом? (Насекомые)

         – Каких вы знаете насекомых?

         – Назовите признаки класса насекомых.

        – Сегодня мы поговорим о полезных и вредных  насекомых.

Работа над новым материалом.

            а) Рассказ учителя

Мы с вами уже знаем, что в мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие  – один день, одни – полезные, другие – вредные.

б) просмотр презентации, работа над темой урока:

– Как вы думаете, какие насекомые полезные, а какие – вредные? ( Просмотр презентации)

Физминутка «Кузнечики».

Чок – чок, каблучок! (Потопать ногами)

В танце кружится сверчок.( Покружиться)

А кузнечик без ошибки исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке)

 Крылья бабочки мелькают (Движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает. (Покружиться )

Под веселый гопачок лихо пляшет паучок. (Танцевальные движения)

Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши)

 Всё! Устали наши ножки! (Тихо сесть)

Закрепление нового материала.

а) Чтение текста в учебнике по абзацам («Познание мира – 1», с. 95-96)

б)  Работа по вопросам:

   – Как размножаются насекомые?

   – Кто появляется из яиц? (запись схемы размножения в тетради)

   – Какой вред приносят личинки?

   – Как называются личинки бабочки?

              – О каких полезных насекомых прочитали?

            – Какую пользу приносят наездник, жужелица, шмель?

          в) Работа по карточкам

           У каждого ребенка на парте карточка с насекомыми.

          – Обведите зеленым цветом полезных насекомых, а красным – вредных.

           Проверка.

          г) Работа в тетради (по презентации)

           Записать в первый столбик несколько полезных насекомых, а во второй

           вредных.

Итог урока

   – О ком говорили на уроке?

   – Какую приносят пользу?

   – Какой приносят вред?

          Выставление оценок.

         Домашнее  задание:

         – Составить рассказ о полезных и вредных насекомых.

         – Нарисовать несколько полезных насекомых.        

Рефлексия

На столах у детей бабочки.

Выберите синюю бабочку, если урок понравился и на уроке работали хорошо;

жёлтую, если что-то не поняли и нужно дома ещё прочитать тему по учебнику.

Давайте теперь посадим этих бабочек на ромашку.

Источник

Оксана Парфенчук
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Насекомые» по программе «Начальная школа 21 века»

1. Орг. момент.

– Присаживайтесь, ребята! Наш урок мы начнём со стихотворения. (Читает Иван Гофман)

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так целый день

Пойдем – ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

– Пойдём искать ответы?

2. Актуализация знаний?

– Мы начинаем урок окружающего мира. Нам нужно сегодня найти ответы на многие вопросы!

-Какое время года сейчас? Назовите, какой сейчас месяц? Скажите, как изменился окружающий мир с приходом весны? А что с приходом весны происходит в мире животных? А среди птиц?

– Мы сейчас с вами посмотрим видео и попробуем очутиться в весеннем лесу. Вы внимательно смотрите и слушаете. Потом расскажите, что услышали. (видео леса)

– Что вы слышите? (птиц, шум листьев, жужжание насекомых)

-Да, мы слышим звуки мира растений, мы слышим звуки мира птиц! Но, оказывается, есть ещё мир, огромный! Это мир насекомых.

-Что же это за загадочный мир?

– Смотрите, там кто-то идёт….(жужжание мухи)

Стих «Муха –цокотуха».(ученик в костюме Мухи-Цокотухи)

-Как называется это произведение? Кто автор? А кто главный герой этого произведения? А к какому миру относится муха? А какие герои ещё встретились в сказке? А они к кому относятся?

– Может такое быть? Конечно, нет. Ведь это сказка. Но всё-таки, что же это за существа? Почему их назвали «Насекомые»? Как они живут весной?

3. Постановка темы и целей.

– Хотите об этом узнать? Давайте и займёмся изучением, как живут насекомые весной сейчас на нашем уроке.

– Назовите тему урока. (Жизнь насекомых весной)

-Назовём задачи урока: что мы с вами хотим изучить.

• Кто такие насекомые?

• Почему их так назвали?

• Где они живут?

• Что происходит с насекомыми весной?

• Чем они питаются?

• Есть ли от них польза?

– Предлагаю следующий план работы:

• Изучение насекомых: работа в группах.

•Представление результатов работы групп: защита.

• Проверка полученных знаний.

• Подведение итогов урока.

Изучение нового материала.

– Посмотрим на наш план урока.

• Изучение насекомых: работа в группах.

•Представление результатов работы групп: защита.

• Проверка полученных знаний.

• Подведение итогов урока.

Первый пункт – это изучение насекомых в группах. (слайд)

– А знаете, как называется профессия, люди которой занимаются изучением жизни насекомых?

-Энтомологи. Это слово пришло к нам из древнегреческого языка и обозначает учение о насекомых.

– Изучать насекомых стали для того, чтобы определить вредные и полезные виды. Для того, чтобы научиться бороться с вредителями. Стали изучать, каково их место в природе.

– Изучать жизнь насекомых весной вы будете в группах-лабораториях.

– У каждой лаборатории свой номер. В каждой лаборатории есть главный ведущий специалист – главный энтомолог. Он будет следить за работой своих коллег и представит результат работы всей группы. Итогом должна стать таблица, которой можно будет пользоваться и на следующих уроках.

Особенности насекомых Место

обитания насекомых. Жизнь насекомых весной Питание насекомых Польза насекомых.

Вред насекомых.

– У вас на партах лежат конверты. Под конвертами находятся маршрутные листы. Главный энтомолог читает задание на маршрутном листе. Говорит задание своему коллеге, следит за его выполнением. В лаборатории работают все. Каждый должен выполнить задание из маршрутного листа. Когда вы выполните все задания, то сможете сделать вывод. Главный энтомолог нам его представит. В конвертах ещё лежат листы самооценки. Каждый сам после окончания работы группы напишет своё имя и оценит своё участие в исследовательской работе в цвете. Синий – активно принимал участие, зелёный – принимал участие, красный – не принимал участие в исследованиях. Есть вопросы?

– Вспомним правила работы в группе.

– Приступайте.

Группа №1. Особенности насекомых.

Маршрутный лист лаборатории №1.

Цель: Изучение особенностей насекомых.

1. Возьмите таблицу с названиями насекомых.

2. Возьмите картинку с изображением муравья.

• Рассмотрите, сколько частей тела у муравья? Запиши в таблицу.

• Рассмотрите, сколько ног у муравья? Запишите в таблицу.

• Рассмотрите, есть ли у муравья крылья? Запишите в таблицу.

3. Возьмите картинку с изображением пчелы.

• Рассмотрите, сколько частей тела у пчелы? Запиши в таблицу.

• Рассмотрите, сколько ног у пчелы? Запишите в таблицу.

• Рассмотрите, есть ли у пчелы крылья? Запишите в таблицу.

4. Возьмите картинку с изображением мухи.

• Рассмотрите, сколько частей тела у мухи? Запиши в таблицу.

• Рассмотрите, сколько ног у мухи? Запишите в таблицу.

• Рассмотрите, есть ли у мухи крылья? Запишите в таблицу

5. Найдите лист «Особенности насекомых».

6. Достаньте из конверта слова.

7. Вклейте недостающие слова.

8. Защитите свою работу.

Вывод:

1.Тело разделено на 3 части: голова, грудь, брюшко.

2. у них всегда 3 пары ног, то есть 6 ножек.

3. У большинства насекомых в определённое время отрастают крылья

Название насекомого Количество частей тела Количество ног Есть или нет крылья

муравей

пчела

муха

Особенности

насекомых.

У насекомых … части тела:___,

___,

.

У насекомых по…

пары ног, всего …

ног.

Почти у всех есть

….

Подписать части тела у насекомых.

Группа №2. Где живут насекомые?

Маршрутный лист лаборатории №2.

Цель: изучение места обитания насекомых.

1. Возьмите лист с картинкой №1.

2. Прочитайте, где насекомое обитает.

3. Возьмите лист с таблицей.

4. Впишите под номерами названия мест, где можно встретить насекомых.

5. Проделайте такую же работу с остальными картинками.

6. Найдите лист «Места обитания насекомых».

7. Вклейте названия мест обитания насекомых.

8.Сделайте вывод: где обитают насекомые?

9. Вклейте нужную карточку.

10. Расскажите свой вывод другим учёным.

Места обитания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Места обитания насекомых.

Насекомых можно встретить ___, ___,

___, ___, ___,

___ .

Насекомые обитают

1. Насекомые обитают во льдах, например ледниковые блохи.

2. Основой животного населения пустынь являются насекомые, среди которых — большое количество жуков.

3. Сибирское озеро Байкал глубиной 1620 м — самое глубокое озеро на Земле. На самом дне обитает личинки одного из видов мошек.

4. Есть вид водомерок, который обитает на поверхности в бухтах океана. Насекомые держатся вблизи берега, на рифах и в мангровых зарослях.

5. На теле многих животных обитают паразитирующие насекомые. Если вы поймаете ежика в лесу, то удивитесь, сколько у него блох. Блохи сопровождают также моржей, тюленей и других морских млекопитающих и даже людей.

6. Земля, особенно в лесах и полях, скрывает в себе миллионы насекомых. В каждой пригоршне лесной земли обитает до тысячи вилохвосток.

Маршрутный лист лаборатории №3.

Группа №3. Изменения в жизни насекомых с приходом весны?

Цель: Изменение жизни насекомых с приходом весны.

1. Прочитайте текст №1.

2. Что произошло с насекомыми с приходом весны?

3. Возьми конверт со словами.

4. Вклей недостающие слова в таблицу.

5. Прочитай. Сверь с текстом №1.

6. Приготовься защищать свою работу.

Текст №1.

Поздней осенью все насекомые уже давно зарылись кто куда. Кто закопался в землю, кто в щель забился. С приходом весны они просыпаются. Насекомые зависят от температуры воздуха. Пригрело солнышко, насекомые проснулись и стали выбираться из своих укрытий. Первыми на весенний воздух выбираются веснянки.

Текст №2.

Весной насекомые просыпаются и выбираются из своих укрытий.

Весной насекомые

___ и ___

из своих укрытий.

Группа №4. Чем питаются насекомые весной?

Цель: Питание насекомые весной.

1. Прочитайте текст №1.

2. Чем питаются насекомые весной? Обдумайте свой ответ.

3. Подчеркни в тексте, чем питаются муравьи, пчёлы, стрекозы.

4. Возьми конверт со словами.

5. Возьми таблицу «Насекомые питаются».

6. Вклей слова в таблицу.

7. Прочитай. Сверь с текстом №1.

8. Приготовься защищать свою работу.

Текст №1.

Весной муравьи питаются соком деревьев, плодами, семенами, корневищами растений.

Пчёлы весной питаются пыльцой и нектаром первых цветов.

Стрекоза прожорлива и постоянно охотится. Она питается мелкими насекомыми: комарами, жуками, мухами, мотыльками. За час стрекоза может съесть 40 мух.

Насекомые питаются

___

___

___

___

___

___

Группа №5. Польза насекомых.

Цель: Изучение пользы насекомых.

1. Прочитайте текст №1.

2. Подчеркните в тексте, какую пользу приносит божья коровка.

3. Прочитайте текст №2.

4. Подчеркните в тексте, какую пользу приносит пчела.

5. Прочитайте текст №3.

6. Подчеркните в тексте, какую пользу приносит стрекоза.

7. Прочитайте все подчёркнутые слова в текстах№1, 2,3.

8. Возьмите таблицу.

9. Достаньте из конверта приготовленные слова.

10. Вклейте недостающие слова.

11. Прочитайте весь вывод.

12. Приготовьтесь рассказать.

Текст №1.

Просыпаясь весной, божья коровка откладывает яйца. Из них вылупляются личинки. Божья коровка вместе со своими личинками поедает в день более 200 вредных насекомых!

Текст №2.

Пчёлы опыляют растения, обеспечивая высокие урожаи зерна, овощей, плодов и ягод. Огромное значение для человека имеет мед, который называли в старину пищей богов. В разных сферах активно используются прополис, пчелиный яд, маточное молочко, воск.

Текст №3.

Стрекоза.

Красивые насекомые, приводящие своим видом в восторг детей, питаются комарами, мошками и некоторыми другими мелкими вредителями. Стрекозы вылавливают их на лету.

Просыпаясь, многие насекомые начинают приносить пользу.

Опыляют

первые цветы.

Поедают

вредных личинок и вредных насекомых.

Дают

людям полезные продукты.

Группа №6. Вред насекомых.

1. Прочитайте текст №1.

2. Подчеркните, какой вред приносят насекомые.

3. Возьмите таблицу.

4. Достаньте из конверта слова.

5. Вклейте пропущенные слова в таблицу.

6. Прочитайте.

7. Сравните с текстом №1.

8. Расскажите, о чём узнали.

Текст №1.

Самыми вредными и опасными насекомыми являются кровососущие насекомые. Они являются разносчиками самых разнообразных заболеваний человека и домашнего скота

Очень серьезный вредитель– жук короед. Он наносит ущерб хозяйству, в больших масштабах уничтожают леса, а также разрушают деревянные постройки.

Саранча, колорадский жук могут уничтожить целый урожай.

Насекомые являются

людей и животных,

уничтожают

-Работа наших учёных окончена. Пора представить результат.Мы переходим к следующему пункту нашего плана:

• Изучение насекомых: работа в группах.

•Представление результатов работы групп: защита.

• Проверка полученных знаний.

• Подведение итогов урока.

– Сейчас по очереди наши главные энтомологи будут выходить к доске и зачитывать нам выводы, которые они получили в результате своих исследований. Мы будем их вставлять в итоговую таблицу.

(заслушиваем детей, для каждого слайд с выводом, результаты в таблицу).

– Защиту прошу начинать со слов: «В результате исследований мы пришли к выводу, что….»

– Молодцы! Посмотрите, как вы хорошо потрудились. Результатом нашей работы стала таблица, которой мы может пользоваться сами и давать другим ребятам на урок по изучению насекомых.

– Давайте вспомним, что же мы с вами планировали узнать о насекомых?

• Кто такие насекомые?

• Почему их так назвали?

• Где они живут?

• Что происходит с насекомыми весной?

• Чем они питаются?

• Есть ли от них польза?

– Мы ответили на поставленные вопросы? На все? А на какой не ответили? «Почему их так назвали?»

– Давайте попробуем найти ответ на наш вопрос в учебнике на стр. Поработаем в парах. Найдите особенности насекомых, которые исследовали энтомологи лаборатории №1.

Прочитайте названия насекомых. Посмотрите, сколько ног у каждого насекомого? А частей тела? У некоторых чётко прослеживается три части. У некоторых они прикрыты.Но у всех 3 части тела: голова, грудь, брюшко. У большинства есть крылья.

– Внимательно посмотрите на брюшко насекомого. Что вы видите? Полоски. Тело покрыто полосками, будто насечками. Поэтому и название – насекомые, от слов насечка или насекать.

– Прочитаем вывод на стр., там, где восклицательный знак.

ВЫВОД:

– Все поставленные задачи выполнили?

-Давайте снова обратимся к нашему плану:

• Изучение насекомых: работа в группах.

•Представление результатов работы групп: защита.

• Проверка полученных знаний.

• Подведение итогов урока.

– Следующий пункт нашего плана: проверка полученных знаний. У вас на столах есть тесты. Прочитайте задание. Что нужно сделать в тесте? Выполняйте.

– Поменяйтесь листочками. Проверяем. Взяли зелёную ручку. Внимание на экран. Если ответ верный- ставим +, если нет, то ставим -.

ТЕСТ.

Соедини вопрос и ответ. 3

1. Сколько частей тела у насекомого? вред

2. Сколько ног у насекомого? всеядны

3. Где обитают насекомые? 6

4. Чем питаются насекомые? везде

5. Что приносят насекомые людям? пользу

– Оцените работу одноклассников: если нет ни одной ошибки -5, если допущена одна ошибка- 4. Ниже не оцениваем.

– Кто получил 5? 4? не получил оценку?

-Вспомните снова сказку «Муха-цокотуха» Все ли герои сказки являются насекомыми? Кто? Почему?

– Паук относится к отдельному виду, так как у него 8 ног!

– Молодцы! Вы хорошо потрудились на уроке, всё хорошо поняли и запомнили.

– А сейчас мы с вами поиграем в игру «Открытый микрофон». Я вам задам вопрос, а вы попробуете мне на него ответить. Если насекомые приносят вред, то зачем они нам нужны? Может, уничтожить их всех и всё?

– Кто выскажет своё мнение по этому вопросу?

Вывод: в природе всё взаимосвязано и нарушать ничего нельзя. Если мы уничтожим хоть один вид насекомых, то это приведёт к катастрофе.

ИТОГ УРОКА.

– Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.

-Что нового вы узнали во время исследований?

– Что интересного вам больше всего запомнилось?

– Дома по желанию вы можете найти и нам рассказать интересные факты о насекомых.

– Закончить наш урок можно стихотворением.

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа – мать им жизнь дала –

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий и пустой!

РЕФЛЕКСИЯ

– Понравилось вам самим изучать окружающий вас мир? У меня распустился цветок! Давайте украсим наш цветок бабочками. Если вам нравится такая работа- то бабочка синяя. Если вам не понравился такой урок – красная. Берём магнитик и прицепляем. К нам прилетели только синие бабочки Значит будем исследовать мир дальше.

Урок окончен. Всем спасибо за урок. Можете быть свободны.

Источник