Вред и польза раннего чтения

Римма Чеботарева
Консультация для родителей «Раннее обучение чтению — польза или вред?»

Раннее обучение чтению – польза или вред?

С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в речевом, познавательном и физическом развитии, с различным спектром невротических проявлений. Вместе с тем у родителей наблюдается гипертрофированный интерес к раннему интеллектуальному развитию собственных детей. Такая заинтересованность объяснима – каждый желает для своего ребенка перспективного будущего. Кроме того, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательные программы, требования к знаниям выпускника школы вызывают у родителей беспокойство и озабоченность еще задолго до того, как их ребенок пойдет в школу. Однако всегда ли приносит пользу раннее обучение чему-либо? Рассмотрим этот вопрос на примере обучения чтению.

Процесс раннего обучения чтению для ребенка трех-четырех лет является достаточно сложным.

Во-первых, чтение – это прежде всего волевой процесс, требующий достаточных усилий для концентрации внимания на материале и усидчивости в течение достаточно продолжительного периода времени. Следует отметить, что условия обучения чтению в корне противоречат закону природосообразности развития дошкольника. У детей младшего и среднего дошкольного возраста повышена потребность в двигательной активности, посредством которой они изучают предметный мир и отношения. Блокировать движение и взаимодействие означает лишить ребенка непосредственно практической деятельности, в ходе которой формируются его когнитивный багаж, инициативность, развитие в рамках социальных отношений.

Во-вторых, дошкольник должен хотеть научиться читать. Речь идет о мотивации. Если говорить о старшем дошкольном возрасте, то здесь, в общем-то, все ясно. Движущей силой является желание ребенка стать взрослым и стремление получить интересующую информацию, которой можно поделиться в группе. Ребенок, владеющий широким кругозором, пользуется особой популярностью среди сверстников. У детей трех-четырех лет еще нет ориентации на сверстников, а желание быть взрослым удовлетворяется гораздо более доступными и простыми средствами, например, такими, как умение самостоятельно надеть ботинки или вытереть пыль тряпкой.

В-третьих, преждевременная интеллектуальная нагрузка ведет к перенапряжению структур головного мозга. Искусственное форсирование мозговой деятельности приводит к расшатыванию психики, а впоследствии – к деформации личности ребенка.

Наиболее часто встречающиеся изменения в развитии личности ребенка в связи с ранним обучением чтению представлены в таблице.

Положительные и отрицательные стороны раннего обучения чтению

Положительное Отрицательное

1. Развивается левое полушарие (символическое мышление, логика) 1. Обедняется ведущее правое полушарие (познание мира через эмоции, креативность)

2. Развиваются способности к учебной деятельности (знания, умения, навыки) 2. Игровая деятельность приобретает формальный характер

3. Повышается уровень общего умственного развития 3. Формируется неадекватная самооценка (заниженная, завышенная)

4. Формируется волевой компонент. Происходит систематизация целенаправленной деятельности 4. Снижается острота зрения, искривляется позвоночник, наблюдается гиподинамия

5. Развивается вербальный интеллект (увеличивается словарный запас) 5. Социальный интеллект (готовность и способность устанавливать контакты с другими людьми) уступает свои позиции

6. Развивается способность ребенка занимать себя самостоятельно, вследствие чего у родителей появляется свободное время 6. Наблюдается возрастающий дефицит общения между членами семьи

Рассмотрим отдельно каждый аспект.

Развивается левое, обедняется правое полушарие

У большинства дошкольников ведущим полушарием является правое. Оно обеспечивает им возможность познания мира посредством эмоций. Дети радуются, огорчаются, ярко проживают свои чувства, на этой основе у них формируются духовно-ценностные представления о хорошем и плохом, отношение к себе и другим. Через эмоции зарождаются привязанность и дружба. Ребенок прочно запоминает только те события, которые были эмоционально значимыми для него.

Характерная особенность правополушарных детей – потребность в активном включении в любую практическую деятельность (танцы, рисование, ролевые игры, что обеспечивает развитие творчества, интуиции. Кроме того, по мере развития правого полушария развивается гибкость мышления, формируется способность находить разнообразные варианты выхода из проблемных ситуаций.

Преждевременное развитие левого полушария, благодаря чему формируются логическое мышление, умение оперировать цифрами и знаками (чтение, письмо, счет, приводит к обеднению эмоциональной жизни ребенка и его дальнейшей аутизации. Все логические операции предполагают четкие алгоритмы действий. Дети учатся думать стереотипами, шаблонно, изъясняются готовыми клише. Это «ходячие энциклопедии», абсолютно не владеющие элементарными навыками бытовой и социальной ориентации.

Если же в ребенке от природы имеются признаки шизоидности, то ранний упор на развитие логического мышления может настолько усугубить психическое состояние дошкольника, что придется обращаться к врачу.

Игровая деятельность приобретает формальный характер

К сожалению, на сегодняшний день стоит признать очевидное – современные дети не умеют играть. Это кажется весьма странным, ведь игра является неотъемлемой частью детской жизни. Ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Именно внутри ролевой игры происходит интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. В игре ребенок познает мир, примеряет на себя различные роли, учится общению, постигает оттенки чувств.

Опыт наблюдений за взаимодействием старших дошкольников в игровой деятельности показывает, что у детей 5–6 лет уровень сформированности игровых навыков не соответствует возрасту.

Проведенный анализ игровой деятельности выявил следующее: дошкольники способны самостоятельно распределить роли в игре, выполнить действия, определяемые ролевыми ожиданиями, однако игровой спектр действий жестко фиксирован, игра заключается в однообразном повторении одних и тех же действий. Кроме того, способность к динамичному, разнообразному построению сюжета недостаточная, развернутой ролевой речи на всем протяжении игры не наблюдается, периодически дети переходят на прямое обращение.

Очень часто одной из причин неумения ребенка играть является его раннее интеллектуальное развитие. Родителям значительно проще по готовым книгам выполнять с ребенком предложенные задания, нежели придумывать какой-либо игровой сюжет, который требует развитого воображения и значительно более продолжительного времени для его реализации.

Формируется неадекватная самооценка

Одна из особенностей ранней интеллектуализации – стремление родителей к интеллектуальному превосходству собственных детей над остальными. С детства в юных «буквоежках» подогреваются эгоизм и чувство соперничества. Родители начинают сравнивать возможности ребенка с возможностями его сверстников. И здесь начинается проверка дошкольника на прочность.

Если он действительно успешен, родители восхищаются уникальностью своего чада, возвеличивая его перед другими. Такому ребенку достаточно трудно найти себе единомышленников в детской среде, ведь его амбиции часто непомерные из-за формирующейся завышенной самооценки.

Если ребенок с трудом справляется с поставленной задачей, то автоматически он попадает в тяжелую эмоциональную ситуацию. Мама начинает раздражаться, стыдить, ругаться, сравнивать с соседским успешным мальчиком. Следствие этого – неизбежное формирование чувства собственной несостоятельности, заниженной самооценки.

Необходимо также отметить, что, как любой интеллектуальный процесс, обучение чтению способствует умственному развитию ребенка. С чтением книг расширяется кругозор, общая осведомленность дошкольника. Ребенок получает интересующую его информацию, удовлетворяя свой познавательный интерес. Такой ребенок привлекателен для взрослых, ведь с ним интересно вести разговор, хороший словарный запас позволяет вести развернутые беседы.

Нарушения на уровне физиологического развития

Родителям, проявляющим активный интерес к раннему обучению своего ребенка чтению, необходимо понимать, что любая интеллектуальная нагрузка в младшем и среднем дошкольном возрасте может повлечь за собой нарушения не только в психологическом, но и в физиологическом плане.На уровне физиологического развития проблемными зонами в здоровье дошкольника могут стать следующие:

1. Качество зрения. Для того чтобы глаз ребенка был подготовлен к работе со знаками и буквами, должна быть сформирована зрительная система. Интенсивное формирование глаза ребенка происходит в течение первых 2–3 лет жизни.

На этом периоде окончательное развитие зрения не заканчивается. Активно продолжает формироваться бинокулярное зрение (способность одновременно четко видеть изображения предметов двумя глазами, формируется объем аккомодации, величина полей и острота зрения.

Только к 6–7 годам функциональное созревание глаза достигает взрослых характеристик.

2. Гиподинамия. Чтение литературы, как и любой другой интеллектуальный процесс, неизбежно приводит к малоподвижному образу жизни.

Ребенок, читающий книгу, погружается в интересный мир героев, проживает события, которые с наибольшей силой вовлекают его в происходящее. Таким образом, его времяпрепровождение за книгой затягивается.

Гиподинамия (низкая двигательная активность) влечет за собой нарушения осанки, деформацию позвоночника. С целью профилактики возможных нарушений чтение литературы необходимо чередовать с активным отдыхом на свежем воздухе.

Замедляется развитие социально-коммуникативных навыков

Практика раннего обучения детей чтению может неблагоприятным образом отразиться на формировании коммуникативных способностей ребенка.

Средний дошкольный возраст – это период зарождения интереса детей друг к другу. Дошкольники все чаще проводят время в совместной игре, наблюдая за действиями сверстников, либо активно включаясь в любой совместный процесс. Начинает складываться со-бытийность. Формируются избирательные предпочтения детей в выборе партнера по общению.

Ребенок, вступая во взаимодействие со сверстником, начинает открывать для себя совсем иной мир человеческих взаимоотношений, в котором действуют другие правила и законы, не похожие на отношения со взрослыми. Мир, где приходится считаться с мнением другого, делиться игрушками, уступать в ущерб собственным интересам, отстаивать свои позиции с «боем».

Формируется психологическая избирательность, социальный опыт в выборе предпочтений.

Как отмечалось выше, ребенок, ориентированный родителями на раннюю интеллектуализацию (обучение чтению, учится заполнять свое коммуникативное пространство посредством погружения в мир информации, не требующей развития социально-коммуникативных навыков.

В книге предлагается готовый сюжет, зачастую далекий от решений тех жизненных проблем, с которыми сталкивается дошкольник в детской среде. Один на один с книгой ребенок отстраняется от происходящего вокруг, аутизируется. Ему так хорошо и комфортно, что проблемы других становятся непонятными и неинтересными для дошкольника. Из-за аутизации поведение такого ребенка выглядит не совсем адекватно, что еще больше затрудняет контакты со сверстниками. Ребенок либо уединяется где-нибудь в укромном уголке, либо использует неконструктивные формы взаимодействия, проявляя повышенную раздражительность, обиду и гнев. Такие дети, с одной стороны, интеллектуально более развиты, а с другой – инфантильнее в социальном плане.

Дефицит общения между членами семьи

Способность дошкольника самостоятельно читать вызывает у родителей не только чувство гордости, но и некую удовлетворенность тем, что ребенок может занять себя делом. В свою очередь, у родителей высвобождается время для решения личностных или бытовых проблем.

Таким образом, каждый член семьи занят своим делом, никто никому не мешает. И все хорошо, если бы не одно очень важное обстоятельство – дефицит общения между детьми и родителями.

Межличностные контакты в современной семье обеднены не столько отсутствием времени, сколько недостаточностью эмоциональной привязанности членов семьи друг к другу, наличием эгоцентрических потребностей в реализации собственных интересов и игнорированием духовных потребностей растущих детей.

Самое ценное, что есть у каждой семьи – это отношения! В отношениях человек рождается, развивается и определяет свой жизненный путь. В каждодневном общении и взаимодействии напитывается почва для духовного совершенствования и развития эмоциональной привязанности близких друг другу людей. Отношения – это то интимное пространство, которое качественно отличает одну семью от другой!

В заключение стоит отметить следующее: родителям, ориентирующим дошкольника на раннее обучение чтению, необходимо понимать и учитывать реальные возрастные потребности и возможности ребенка.

Для полноценного созревания психики дошкольник должен пройти этапы своего развития последовательно, наполняя когнитивный багаж опытом прежде всего практического и эмоционального взаимодействия со взрослыми и детьми. А знания, полученные в результате взаимодействия, помогут ребенку естественным образом дозреть до образа успешного ребенка, о котором мечтает каждый родитель.

Источник

Как и любой маме, мне пришлось в свое время искать ответы на важные вопросы: когда лучше обучать ребенка читать, какой возраст считается для этого оптимальным? Расскажу о том, что я узнала по этой теме.

Моя история

Перед тем, как начать обучение, я прочитала мнение психологов по этому вопросу и решила отложить его на 5-6 лет. Но встретила непонимание моей позиции. Некоторые родственники настаивали на том, что учить ребенка чтению нужно еще до 3 лет, более того, не просто навязывали свое мнение, а дарили ребенку соответствующие книги, например, «Азбуку». Даже те из них, кто был согласен с моей позицией, принимали ее, считали, что раннее обучение чтению навредить не может, оно только полезно для ребенка.

Я настояла на своем: начала учить читать дочку в 5 лет. Буквы она выучила рано, сама, просматривая образовательные ролики. А складывать буквы в слоги их учили в садике, также я сама с ней занималась, при помощи специального домино со слогами. И вот ребенок пошел в 1 класс. На собрании учитель сказал результаты тестирования после полугода обучения. У ребенка лучший результат в классе: 110 слов в минуту. И это при том, что я ее не заставляла читать, только хвалила, когда она читала детские журналы, книги, сообщения в интернете. Поэтому такое «запоздалое» обучение никак не влияет на способность ребенка к чтению, можно и за 2 года научиться отлично читать, если поощрять ребенка и не забывать покупать ему книги и журналы, которые его интересуют. Но почему так вредно учить ребенка читать до определенного возраста? Послушаем мнения психологов.

Почему не стоит раньше времени учить ребенка читать

Психологи и эксперты в области дошкольного образования предупреждают, что раннее чтение только вредит ребенку, не приносит ему никакой пользы. Психолог Ольга Исаенко говорит, что ранее развитие так же вредно, как и задержка развития, т.к. структуры мозга ребенка работают неправильно. Те структуры мозга, которые должны были развиваться в этот период времени, остаются менее востребованными, т.е. попросту обкрадываются. Вся энергия уходит на сложный процесс чтения, а должна была тратиться на другое.

Это почти то же самое, что учить ходить ребенка, которому пока всего 6 месяцев. Попробуйте поставить его на ноги. Он пока не может сам передвигаться, но, если вы дадите ему костыли, он будет ходить. В этом случае вы сможете сказать, что ваш малыш ходит в 6 месяцев, пусть и с костылями. Но будете ли гордиться таким достижением? А между тем, обучение ребенка чтению в 3 года – это почти тоже самое, вы начали с ним заниматься тогда, когда его организм не готов к подобным достижениям. Он будет читать, но будет делать это не так, как положено, также, как будет «ходить» ребенок в 6 месяцев, только в этом случае «костылей» не видно, но, тем не менее, они есть.

Вред от раннего обучения чтению

Если приведенные ранее аргументы были неубедительными, перечислим тот вред, который наносит организму ребенка раннее обучение чтению:

  • Ребенок вырастет неуклюжим, неловким, у него могут появиться и серьезные двигательные нарушения. В 3-4 года ребенок должен, в первую очередь, разрабатывать крупную и мелкую моторику. Если он учится читать, вся энергия уходит на этот навык, развитие происходит неправильно. К сожалению, исправить это уже нельзя, «телесный» дефицит останется на всю жизнь.
  • Происходит перегрузка нервной системы, и как следствие у ребенка может нарушиться сон, он станет капризным и агрессивным, у него могут появиться соматические заболевания, может наблюдаться нарушение речевого развития и заикание….

….

Читайте продолжение статьи на сайте GirlDay.ru: https://girlday.ru/articles/189/

Источник

От автора: Беседа представителя РИА “Иван Чай” с Анной Владимировной Семенович – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, профессором кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ на тему раннего развития детей.

Отличная статья. Нельзя лишать детей детства!

А.В. Семенович – нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.

Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?

Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?

Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.

Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.

К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…

Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.

Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.

На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?

Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.

Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?

Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»

Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»

Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.

Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…

Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»

Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д…

источник итатьи: https://www.ivan4.ru

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник