Вред и польза солнца для человека 2 класс

О пользе и вреде солнечного излучения.

В чем польза солнца? В чем его вредное воздействие? Почему зимой чаще бывают депрессии и хандра? Откуда брать витамин D? Почему солнце особо опасно для малышей? Вреден ли загар? Какие вещества увеличивают вред солнечного излучения? Почему у дальнобойщиков кожа быстрее стареет с одной стороны лица? Как пользоваться солнцезащитным кремом? Что такое УФ-индекс, и для чего его важно знать? В какие часы пребывание на солнце особо опасно?

Ультрафиолетовое излучение солнца делят на 3 диапазона по длине волны:

– ближний ультрафиолет (УФ-А), длина волны – 315-400 нм;

– средний ультрафиолет (УФ-В) длина волны – 280-315 нм;

– дальний ультрафиолет (УФ-С) длина волны – 100-280 нм.

Когда солнечные лучи проходят сквозь атмосферу, то почти весь (около 90%) дальний ультрафиолет (УФ-С) поглощается ею. Меньше атмосферой поглощается средний ультрафиолет (УФ-В) и еще меньше ближний (УФ-А).

На дворе весна, скоро лето, солнышко становится активнее, а значит сильнее на нас воздействует, принося не только пользу, но и, к сожалению, некоторый вред.

Польза солнца.

Солнце нам полезно тем, что оно даёт нам тепло и свет, способствует выработке серотонина (“гормона счастья”) и витамина D.

Именно поэтому зимой, когда солнечного излучения мало, чаще бывают депрессии и хандра.

При недостатке витамина D у детей может возникать тяжелое заболевание под названием рахит (нарушение костеобразования).

Рахит – заболевание быстрорастущего организма, характеризующееся нарушением минерального обмена и костеобразования.

Но в последнее время выяснилось, что витамин D участвует не только в формировании костной ткани, он также имеет другие функции (развитие нервной системы, иммунной систем и др), поэтому недостаток витамина D может приводить к остеопорозу, аутоиммунным заболеваниям, проблемам с памятью, когнитивным расстройствам, бессоннице, сердечно-сосудистым заболеваниям, онкологии, мышечным болям.

Всё же получать витамин D лучше с продуктами (жирная рыба, печень, яичные желтки, сливочное масло и др.) и препаратами, содержащими витамин D (витамин D3 (холекальциферол) или мицеллированный водный раствор витамина D), а не посредством облучения солнца. Почему? Потому что ультрафиолет солнца оказывает также и вредное воздействие на организм. Читайте дальше.

Вред солнца.

Солнце может приносить не только пользу, но и вред. Интенсивное солнечное излучение вредит нашей коже и глазам. Особый вред ультрафиолет солнца причиняет детям из-за их более нежной кожи. Чем младше ребёнок, тем менее развита у него кожа (тонкость всех слоёв кожи, не вполне развитые сальные и потовые железы).
Поэтому детям до 6 месяцев жизни пребывание на прямом солнечном свете особо опасно! Только в помещении, и так чтобы солнечный свет через окно не попадал на малыша, или на улице, но в тени. Если в коляске, то так, чтобы солнечные лучи не попадали ни на какую часть тела малыша.

Вредное воздействие могут оказывать не только прямые солнечные лучи, но и отраженные (например, от снега или воды).

Загорать вредно! Загорая, вы не особо обогатитесь витамином D, но вот ожог кожи получите + вероятность возникновения рака кожи (меланомы). Меланома – очень опасный вид рака, т.к. быстро даёт метастазы.

Получить ожоги можно не только от прямых солнечных лучей (чем дольше вы находитесь на солнце и чем более интенсивно солнечное излучение, тем быстрее вы получите солнечный ожог).

Некоторые вещества повышают чувствительность кожи к воздействию ультрафиолета солнца. Такие вещества называют фотосенсибилизаторами, а явление это называется фотосенсибилизация.

Фотосенсибилизация – повышение чувствительности кожи и слизистых оболочек к действию ультрафиолетового или видимого излучений.

Фотосенсибилизаторами является некоторые лекарственные препараты (некоторые антибиотики, сульфаниламиды, тетрациклины, фторхинолоны и др., некоторые противогрибковые, некоторые антидепрессанты, некоторые НПВС, некоторые мочегонные, некоторые снотворные, оральные контрацептивы или даже некоторые витамины (В2, В6)), некоторые косметические средства (если они содержат бергамотовое, лаймовое, лимонное, грейпфрутовое, апельсиновое масла, пачули, коры коричного дерева, зверобой, укроп, мускус, амбр), а также растения (например, особо опасен сок борщевика, который попав на кожу напрямую ожог не вызывает, но вот если на кожу попал сок борщевика и солнечные лучи, то образуется тяжелейший ожог, может дойти до реанимации; поэтому, при попадании на кожу этого сока, этот участок нужно защитить от воздействия солнца, например, прикрыв тканью), а также соки петрушки, сельдерея, цитрусовых , крапива, лебеда, лютиковые и др.

Никогда не позволяйте детям трогать незнакомые растения, а тем более пробовать их на вкус. В доме не должно быть комнатных ядовитых растений.

Борщевик и ожоги, вызванные им и солнечным светом.

Фотосенсибилизирующий эффект некоторых лекарств должен быть указан в инструкции. Внимательно её изучайте либо спросите у врача.

Например, берём инструкцию по применению противоаллергического средства димедрол, читаем:

“Побочное действие.
Возможно: кратковременное онемение слизистой оболочки полости рта, сонливость, общая слабость, снижение скорости психомоторной реакции; у детей возможно парадоксальное развитие бессонницы, раздражительности и эйфории.
Редко: головокружение, головная боль, сухость во рту, тошнота, фотосенсибилизация, парез аккомодации, нарушение координации движений, тремор.”

Или читаем инструкцию по применению противогрибкового средства нитрофунгин:

“Особые указания.
В случае выраженного раздражающего действия при ежедневном применении можно использовать раствор разбавленный водой (1:1).
Участки кожи, обработанные препаратом, не следует подвергать воздействию солнечных лучей.”

Фотосенсибилизация может давать фототоксичный (солнечные ожоги) и фотоаллергичный (зуд, покраснение, сыпь, волдыри) эффекты.

Читайте также:  Проведите время с пользой в санатории

Излучение солнца приводит к преждевременному старению кожи.
У многих дальнобойщиков можно заметить отличие кожи на левой стороне лица от кожи на правой стороне. Объясняется это тем, что левая сторона лица больше подвергалась воздействию солнечных лучей (руль слева, поэтому солнечные лучи сквозь стекло попадают именно на левую часть лица). Кожа там заметно старее (сморщенная, грубая), чем на правой стороне лица.

Старайтесь ограничить пребывание в яркую солнечную погоду в период с 11:00 до 16:00. В этот период солнечное излучение наиболее опасно и агрессивно.

Оконные стёкла почти не пропускают ультрафиолет солнца, а пропускают только видимый солнечный свет. Поэтому, загореть через оконное стекло не получится. Но некоторые оконные стёкла могут пропускать лучи УФ-А.
Лобовые автомобильные стёкла не пропускают ультрафиолет. А вот боковые автомобильные стёкла не пропускают УФ-В, но пропускают УФ-А. Лучи УФ-А могут стать причиной рака кожи. Поэтому, боковые стёкла рекомендуется заклеивать специальной плёнкой, не пропускающей ультрафиолет.

Для защиты от агрессивного воздействия солнца нужно использовать солнцезащитный крем. В состав таких средств входят вещества, из которых одни поглощают, а другие отражают ультрафиолет солнца.

Характеризующим признаком таких кремов является число “SPF”. Это коэффициент ослабления экспозиции. Если число SPF=50, то это означает, что можно пробыть на солнце 50 часов, а воздействие получить такое же, как будто вы пробыли на солнце 1 час без крема. Если SPF=30, то, пробыв на солнце 30 часов, получаете такое же воздействие, как за 1 час пребывания на солнце без крема. То есть чем выше число SPF, тем сильнее и дольше защита. Но если вы искупались или сильно вспотели, то необходимо намазаться кремом заново. И вообще, при постоянном пребывании на солнце следует мазаться кремом каждые 2 часа, т.к. предыдущая смазка теряет свою эффективность.

Не любой крем защищает от всего спектра ультрафиолета. Есть кремы, которые защищают только от УФ-В, а есть те, которые защищают только от УФ-А. Поэтому нужно приобретать кремы, которые защищают и от УФ-В, и от УФ-А, т.е. комплексной защиты.

Эти кремы защищают и от УФ-А (UVA на англ.), и от УФ-В (UVB на англ.) спектра.

Также, для защиты глаз нужно выбирать очки с качественными стёклами, которые будут защищать от всего спектра ультрафиолета. Если вы купите некачественные солнцезащитные очки, которые будут защищать только от УФ-В, а УФ-А будут пропускать, то это будет вредить вашим глазам (а они особо чувствительны к воздействию ультрафиолета), особенно если вы, посчитав, что эти солнцезащитные очки защищают вас от ультрафиолета, будете смотреть сквозь них на солнце. Приобретайте качественные очки, которые будут защищать от всего спектра ультрафиолета.

Есть такое понятие, как ультрафиолетовый индекс (УФ-индекс).

УФ-индекс – это показатель уровня ультрафиолетового излучения, разработанный специалистами Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). УФ-индекс принимает значения от нуля и выше. Чем выше УФ-индекс, тем опаснее излучение солнца.

УФ-индекс обычно указывается в прогнозе погоды. Практически в любом приложении для смартфона, планшета или компьютера, которое показывает прогноз погоды, УФ-индекс указан. Если ваше приложение с прогнозом погоды не указывает УФ-индекс, то замените его.

Вот, например, как УФ-индекс указывается в Яндекс.Погоде:

Кроме всего вышеперечисленного чрезмерное пребывание на солнце может приводить к тепловому или солнечному удару
(об этом читайте здесь).

Итак, солнечный свет, конечно, нам необходим, но не нужно злоупотреблять. Если УФ-индекс = 2 или меньше, то находиться на солнце без вреда для здоровья можно долгое время. Но при высоких значениях УФ-индекса нужно ограничить своё пребывание на солнце. Никогда не смотрите на солнце! В жаркую солнечную погоду наиболее опасно находиться на солнце с 11:00 до 16:00. Пользуйте солнцезащитными средствами (одежда, очки, крем).

Используйте положительные стороны солнышка и избегайте отрицательных, и всё будет в порядке 🙂

Следите за вашим здоровьем и вовремя обращайтесь к врачу.
Не занимайтесь самолечением – это может быть опасно!

Желаю всем здоровья и долголетия! 🙂 Понравилась статья?Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь публикацией в социальных сетях (кнопки соц. сетей справа). Приглашаю вас в сообщества: Facebook | Вконтакте | Одноклассники

Источник

Кузнецова Н.С.,

МОУ «Дубовская СОШ

с углубленным изучением отдельных предметов»

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Мой край»

Класс: 2

Тема:

«Солнце-источник света и тепла. Влияние солнца на здоровье человека».

Цель: Узнать, какое значение имеет солнце для здоровья человека.

Задачи: 1. Обобщить знания учащихся о Солнце, полученные ими на уроке окружающего мира, дополнить их сведениями о полезных и вредных свойствах звезды.

2. Продолжить формирование умения характеризовать тела окружающего мира, сопоставлять их описание и зрительный образ, умение работать с текстом, с дополнительной литературой.

3. Воспитывать экологически грамотное поведение, стремление к здоровому образу жизни. 

Оборудование: карточки, фломастеры, шарики, магнитофон.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Учитель: – Ребята, у нас гости. Повернитесь, поздоровайтесь. Гости наверняка хотят с вами познакомиться, давайте хором скажем как вас зовут. (Все хором называют имя). У нас сегодня необычное занятие. Сегодня  мы с вами отправимся в космическое путешествие на летающем аппарате НЛО, а вы будете его пилотами.

Внимание! Всем пилотам занять свои места!  (Рассаживаются на стулья – полукругом).

Читайте также:  Польза масла семени льна для женщин

 – Пристегнуть ремни! – Включить зажигание!  

А куда же мы с вами полетим? На какую планету?! А чтобы это узнать, вы должны отгадать загадку. Посмотрите вокруг, кто первый ее обнаружил? (Зачитывает нашедший).

Ну-ка, кто из вас ответит:

 Не огонь, а больно жжет,

 Не фонарь, а ярко светит,

 И не пекарь, а печет?

Ты весь мир обогреваешь

 Ты усталости не знаешь,

 Улыбаешься в оконце,

 И зовут тебя все … (Солнце).

Верно, Солнце! Так куда мы отправимся? (На Солнце).

Начать обратный отсчет!  10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0 Старт!

2.Введение в тему..        

Итак, 5 минут, полет нормальный. Но мы получили сообщение на головной компьютер с планеты Земля.

      «Уважаемые астронавты, просим вас узнать все сведения о Солнце и прислать свои сообщения на Землю».

Учитель: -Пилоты, вам понятна наша задача? (Да).

Наше исследование пройдет под девизом: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Я, как главный научный консультант, предлагаю сначала вспомнить, на какие группы делится природа?  

Ученики:- Живая и неживая природа.

Открываются карточки на доске.

Учитель: – Посмотрите на доску и помогите распределить картинки по группам. Назовите объекты живой природы. Неживой? (картинки распределяются по группам).

Куда относится Солнце? (к неживой природе). Это планета или звезда? (звезда).

Вывод: Солнце – звезда, объект неживой природы.

Чтобы продолжить наш полет и исследования, необходимо отдохнуть.

Физминутка. Игра «Атом и молекулы».

Ход игры:

Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. (Разбиваются на молекулы по 5 человек.  Каждая молекула ищет свою «космическую станцию»-конторку.)

Ребята, вы знаете, что солнце всегда удивляло и привлекало внимание человека. Было придумано много стихотворений, рассказов, сказок о солнце.

Работа в группах. У вас, на столе космического корабля, есть стихотворение. Но оно рассыпалось. Его необходимо собрать и в правильном порядке наклеить на листок.  Выбрать капитана, который зачитает получившийся вариант и объяснит, о чем это стихотворение.

Солнце — монетка, — скупой проворчал.

 Нет, сковородка! — обжора вскричал.

 Нет, каравай, — хлебопёк произнёс.

 Компас, — сказал убеждённо матрос.

 Солнце- звезда, — астроном объявил.

 Доброе сердце, — мечтатель решил.

А у солнца – сто забот:

Обогреть наш огород,

Все цветочки распустить,

На веранде погостить,

После ливня, на бегу,

Сделать радугу-дугу.

И Наташке-хохотушке

На нос бросить конопушки.

               Плачет бедный воробей.

               Выйди, Солнышко, скорей!

               Нам без Солнышка обидно.

               В поле зернышка не видно!

Пилоты, возвращаемся на корабль! Прежде, чем мы продолжим наш космический полет, давайте сделаем веселую зарядку!

Физминутка под музыку «Солнышко лучистое».

Игра «Верно-неверно».

А теперь, мы с вами сыграем в игру «Верно, неверно». Ребята, по классу разлетелись лучики солнца… Каждый из вас  должен найти свой лучик.  Посмотрите внимательно вокруг. Каждый, по очереди, должен прочитать утверждение и сказать верно оно или не верно, прикрепить на доске под словами «верно», «не верно». (Под словом «верно» появляется солнышко).

1.Солнце согревает и освещает Землю.

2.Плодородную землю солнце может превратить в бесплодную пустыню.

3.Солнце – источник жизни на нашей планете.

4.Жизнь на Земле не возможна без энергии солнечных лучей.

5.Солнце влияет на смену дня и ночи.

6.Солнце может нанести вред здоровью.

7. Солнце находится на небе, значит это небесное тело.

8. Солнце – раскаленный газовый шар.

9. Солнце может стать причиной лесных пожаров.

11.При длительном пребывании на солнце нельзя получить ожог.

12.На солнце смотреть можно без защиты, не боясь за здоровье глаз.

13. Загорать можно, сколько хочется.

14. В солнечную погоду нельзя получить тепловой удар

15. Солнце является источником витамина D.

16. Помогает укрепить наш иммунитет.

Какой вывод вы можете сделать? Солнце полезно или вредно? (Полезно, когда в меру).

Как вы думаете, нужно ли человеку знать правила приема солнечных ванн? Давайте, мы с вами выведем эти правила (при озвучивании открываются на доске).

  1. Принимать лучше утром, а также ближе к вечеру.
  2. Спустя 1,5-2 часа после приёма пищи.
  3. Нельзя принимать ванны сильно утомлёнными.
  4. Использовать минутный способ дозировки.
  5. Во время приёма солнечных ванн нельзя спать!
  6. Голову нужно прикрывать панамой, а глаза тёмными очками.
  7. После приёма следует сделать обливание или другую водную процедуру.

Рефлексия.

А теперь скажите, нам нужно солнце? (Да!) Вы будете выполнять правила приема солнечных ванн? Вам понравилось занятие? (Да!). Что узнали на занятии? Кому понравилось, похлопайте, кому не понравилось, потопайте…

Скажите, а верно ли, что в солнечные дни гораздо реже бывает плохое настроение?

Давайте, подарим друг другу хорошее настроение, любовь и тепло. (Раздаю желтые воздушные шарики). Ребята, нарисуйте солнышко и подарите его своему товарищу, чтоб у него было хорошее настроение, чтоб было тепло и радостно на душе.  Давайте подарим друг другу песню и потанцуем! (Звучит «Песня о дружбе»).

Читайте также:  Утро с пользой для здоровья

        Я благодарю вас за вашу работу. Вы молодцы!

Источник

21 Мая 2013

0

0

19643

Солнце – свет, солнце – тепло, солнце – все сущее. Не будь Солнца или если бы оно было другим, жизнь на Земле тоже была бы другой. А может, ее и вовсе не было бы…Множество религий основано на поклонении Солнцу. В Индии – Брахма, олицетворяющий принцип добра, в Египте – Осирис – символ вечной жизни (вечером умирает, утром возрождается вновь), у персов – Митра, Адонай (сейчас одно из имен Бога в иудаизме и христианстве) у финикийцев, у греков – Аполлон. Был бог Солнца – Ярило и у русичей. В мусульманстве день весеннего солнцестояния 21 марта отмечается особым праздником «Навруз». Бреторианцы считают, что можно прожить жизнь, питаясь питаясь лишь солнечным светом, воздухом и водой.

То что солнце необходимо организму, не вызывает сомнений.

Совсем недавние исследования группы ученых под руководством Ричарда Уэллера (Эдинбург) выяснили, что при нахождении на солнце у человека снижается давление, уменьшается образование тромбов, а поэтому солнце не только улучшает здоровье, но и продлевает жизнь, может предотвратить возникновение таких серьезных заболеваний, как инсульт и инфаркт. И если поставить на весы пользу от предотвращения сердечных заболеваний и вред от возможности возникновения раковых заболеваний, то первое перетянет.

Выводы ученых актуальны, потому что ранее основным плюсом нахождения на солнце было лишь одно – выработка витамина D.

Ученые предупреждают, что время нахождения на солнце будет изучаться в дальнейшем. Сделаны только первые выводы.

Польза солнца

  • В мозге под действием солнца вырабатывается серотонин (уточним, что серотонин вырабатывается не только под действием солнца) – гормон, играющий громадную роль в процессах свертываемости крови, влияет на аллергические реакции, его называют «гормоном счастья», наличие в крови серотонин в достаточном количестве повышает настроение, отвечает за половое возбуждение.
  • Под действием солнца вырабатывается витамин D (кальциферол), который способствует укреплению костной ткани, помогает вывести из организма тяжелые металлы, способствует укреплению иммунитета.
  • Под воздействием лучей солнца в организме высвобождается биологически инертный нитрит NO3 и превращается в нитрат и окись азота, которые снижают давление и уменьшают вероятность инфарктов и инсультов.
  • Солнце оказывает антибактериальное действие, уменьшается количество угрей, быстрее заживают ранки и порезы, а значит, кожа становится лучше.

Вред солнца

  • Загар – защитная реакция организма на действие солнечных лучей, он является первым признаком вредного воздействия солнца на человеческий организм. При дальнейшем пребывании на солнце можно получить ожог (кожа болит, появляется краснота, затем кожа облезает). У некоторых людей возможно возникновение меланомы (рак кожи).
  • Вредно для глаз/
  • Длительное воздействие ультрафиолетовых лучей сушит кожу, а значит, способствует старению.
  • При длительном пребывании на солнце возможен солнечный удар. Признаки: тошнота, учащение пульса, повышение температуры. Возможна потеря сознания и даже летальный исход.

При нахождении на солнце надо принять некоторые меры предосторожности:

  • На голову надеть головной убор, лучше светлый;
  • Воспользоваться специальными средствами от загара;
  • При физических нагрузках пейте воду;
  • Наденьте солнцезащитные очки;
  • Старайтесь избегать нахождения на солнце днем в 11 до 16 часов.

Считая, что солнечные лучи вредны, многие девушки стали заменять естественный загар искусственным. Конечно, возможность получить красивый загар всего тела привлекает. Но помните, что искусственный загар не менее вреден. К тому же, он не приносит радости пребывания на солнце. Здоровый образ жизни позволит обойтись без искусственного загара.
Многие женщины стесняются бывать на пляже из-за нескольких лишних килограммов. Диета к лету поможет Вам похудеть быстро и эффективно. Подкорректировав свое питание определенным образом в сторону здорового питания, Вы можете не только насладиться солнечными лучами, но и помочь своему организму настроиться таким образом, чтобы получить не обгоревшую кожу в пятнах, а красивый шоколадный загар.

6 составляющих красивого загара:

  • Тирозин – аминокислота, из которой образуется меланин, имеется белковой пище;
  • Триптофан – незаменимая аминокислота, которая не вырабатывается в организме человека и должна поступать с белковой пищей, стимулирует иммунную систему;
  • Бета-каротин – пигмент, способствует защите кожи от ультрафиолета и, следовательно, ожогов, антиоксидант, содержится в красных, желтых продуктах растительного происхождения;
  • Токоферол – витамин Е, препятствует удалению влаги с поверхности кожи, и как результат – старению, основное содержание в маслах растительного происхождения;
  • Селен – химический элемент, укрепляет иммунную систему, в большом количестве имеется в продуктах моря (кальмары, морская капуста), в капусте, чесноке;
  • Ликопин – пигмент, способствует ровному загару, есть в плодах красного цвета.

Солнце не обидит, но может наказать. Поэтому не пренебрегайте правилами защиты от солнечных лучей. Будет солнце в радость или принесет неприятности – зависит только от Вас. Здоровый образ жизни без живительных лучей не возможен. Болезни пребывают там, куда редко заглядывает Солнце.

Интересно: солнце нормализует выработку женских гормонов как у женщин, так и у мужчин. А женские гормоны повышают либидо.
 

похожие статьи

Источник