Вред и польза железной дороги

С появлением железных дорог жизнь человечества в корне изменилась. Еще не так давно все грузы транспортировались на тележках, которые тащили лошади, а сегодня мы в считанные часы добираемся из одного города в другой.

И пользуются железнодорожным транспортом все: от бизнесменов, которые используют калькулятор ОСАГО для расчета страховки, до рабочих и студентов.

В XIX веке для перевозки грузов использовался водный и гужевой транспорт, особую роль играли реки – водные артерии страны. Первая железная дорога в России появилась на заводах Урала и Алтая в начале XIX века. В 1810 году благодаря усилиям Петра Фролова на Колыванском заводе Алтая проложили двух километровую железную дорогу с конной тягой, а спустя 24 года Ефим и Мирон Черепановы подарили Нижнетагильскому заводу железную дорогу с паровой тягой. Первой доступной для общего пользования стала Царскосельская железная дорога, которая соединяла Санкт-Петербург с Царским Селом. Ее длина составляла 26 км.

Особое развитие получали прежде всего дороги, выполнявшие стратегически важные для России функции. В конце XIX века появились дороги, соединявшие Петербург и Москву, Петербург, Псков, Варшаву и Вену. Далее стали строить дороги, обеспечивавшие связь столицы с основными продовольственными районами и морскими портами. Железная дорога из Москвы в Нижний Новгород предоставила выход к Волге и отдаленным районам России. Строительство Закаспийской дороги было вызвано необходимостью завоза в страну хлеба. Первая Мировая Война дала новый толчок к строительству. Тогда появились линии, соединяющие Новосибирск, Барнаул и Семипалатинск, а также Плетаево, Троицк и Кустанай. Октябрьская революция привела к тому, что все железнодорожные пути оказались в руках государства, что привело к полной разрухе, и властям пришлось принимать жесточайшие меры. В 1926 году появился первый электрифицированный участок, соединявший Баку, Сабунчи и Сураханы.

Во годы Второй Мировой фашисты уничтожили километры железнодорожных путей, которые были восстановлены спустя годы. В 1947 стала строиться Байкало-Амурская магистраль, которая должны была помочь в освоении Сибири и Дальнего Востока. Распад СССР привел к резкому уменьшению объема перевозок в страны СНГ. Железнодорожный транспорт среди всех остальных видов занимает лидирующие позиции благодаря целому ряду преимуществ: он универсален, обслуживает все отрасли хозяйства, работает в любое время года во всех климатических зонах страны и удовлетворяет потребности в перевозках всех категорий населения, от депутатов и экономистов, знающих не понаслышке, что такое ОСАГО и для чего, до пенсионеров.

Более того, железнодорожный транспорт – это большая скорость, возможность перевозки больших грузов, безопасность, низкая стоимость, экологичность по сравнению с другими видами транспорта.

В нашей стране с огромными территориями и богатой сырьевой базой именно железнодорожных транспорт является самым главным. Он выполняет около 80% грузооборота и 40% пассажирооборота среди всех видов транспорта. Железные дороги являются основным звеном транспортной системы и в странах СНГ. Сфера применения железнодорожного транспорта – это массовые перевозки пассажиров и грузов междугородном, межрайонном, пригородном сообщениях.

Железнодорожный транспорт классифицируется на транспорт общего пользования, магистральный (внешний) транспорт, ведомственный транспорт, внутрихозяйственный транспорт. Сложно представить нашу жизнь без железных дорог. Каждый из нас хотя бы раз путешествовал в поездах, и очень важно, что сегодня железнодорожный транспорт в нашей стране развивается бурными темпами, появляются новые сверхскоростные поезда, новинки телемеханики и связи, сокращаются временные затраты на переезды, развиваются железнодорожные сети.

Источник

Отправляясь в дальнюю дорогу по железной дороге, нужно всегда помнить об опасностях, которые вас поджидают.

Ежегодно на железнодорожном транспорте гибнут сотни и даже тысячи людей. И причина этому пренебрежение элементарными мерами безопасности, которые необходимо соблюдать находясь на железной дороге.

Железная дорога – зона повышенной опасности! Опасность поджидает практически кругом.

Во- первых, смотрим под ноги. Здесь расположены рельсы, шпалы, стрелочные переводы и другие устройства. По железнодорожным путям нельзя просто так ходить или гулять, а так же переходить их в неположенном месте, то есть вне специальных пешеходных мостов, тоннелей и переездов или переходов, так как это чревато травмированием от движущегося подвижного состава (поезда, локомотива, электрички и других), которые двигаются с достаточно большой скоростью.

А остановить движущийся поезд очень сложно. Его тормозной путь в зависимости от веса, длины поезда и профиля пути в среднем составляет около одного километра. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А человеку, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. А на высокоскоростных маршрутах скорость поезда может достигать до 200 км/час.

Хождение по железнодорожным путям опасно так же по следующим причинам:

  • рельсы могут быть скользкие от смазки или от холода, на них можно поскользнуться и упасть на этот же самый рельс, получив тяжелые травмы вплоть до летального исхода;
  • концы железобетонные шпалы имеют уклон, который тоже может способствовать падению;
  • стрелочные переводы переводятся автоматически, и поэтому в момент перевода ваша нога может быть зажата между остряком и рамным рельсом с возможными тяжелыми последствиями для вашего здоровья. А если в ближайшее время здесь будет проезжать поезд, то вы рискуете быть им травмированным, если оказались зажаты в стрелке;
  • да и просто ходить по крупной щебенке (а именно такое основание имеет современный путь) очень не удобно и проблематично.

Находясь на железной дороге, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности, а именно:

  • не стоять близко к краю платформы, особенно при приближении поезда;
  • переходить пути в строго отведенных для этого местах;
  • нельзя пролазить под вагонами;
  • пассажиры и просто граждане должны переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переездами. На станциях, где нет мостов и тоннелей, граждане должны переходить железнодорожные пути по настилам, или в местах, где установлены указатели;
  • перед переходом пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава;
  • при приближении поезда следует остановиться, пропустить его и, убедившись в отсутствии поезда по соседнему пути, продолжать переход.
Читайте также:  Все о ик обогревателях польза или вред

В следующей статье расскажу, какая опасность подстерегает на железной дороге над головой.

Если понравилась статья, ставьте большой палец вверх, подписывайтесь на канал и поделитесь статьей с друзьями.

Так же читайте статьи:

как отдыхают машинисты вдали от дома

как водят поезда на дальние расстояния

для чего нужен стоп – кран и тормозной башмак

как водят поезда от Москвы до Перми

как догнать свой поезд… и другие.

Всем удачи и отличного настроения!

Спасибо, что дочитали до конца!

Источник

Дата создания: 2013/11/25

Автор: Дмитрова Валентина

Этот вид транспорта носит как и положительный, так и отрицательный характер.

С одной стороны, железнодорожный транспорт по объему грузовых перевозок занимает первое место среди других видов транспорта, по объему перевозок пассажиров второе место после автомобильного транспорта.

С другой стороны, железная дорога оказывает отрицательное воздействие на экологию и здоровье людей. Это обусловлено прокладыванием новых линий, производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, эксплуатацией железных дорог и подвижного состава, шумовых эффектов, сжиганием большого количества топлива, применением пестицидов на лесных полосах и др.

Общее воздействие железнодорожного транспорта на экологию:

  • железнодорожный транспорт влияет на экологию как большой потребитель топливных, лесных и земельных ресурсов, минеральных и строительных материалов. Хотя по сравнению с другими видами транспорта (особенно автомобильным), он причиняет меньше экологического ущерба;
  • структура негативного влияния железнодорожного транспорта на среду включает нарушение стойкости природных ландшафтов транспортной инфраструктурой путем развития эрозий и оползней;
  • загрязнение атмосферы отработанными газами;
  • постоянный рост уровня загрязнение земли нефтью, свинцом, продуктами выдувания и осыпания сыпучих грузов (уголь, руда, цемент).

Источники и виды загрязнения железнодорожным транспортом

Загрязнение атмосферы

Экологические преимущества железнодорожного транспорта состоят, главным образом, в значительно меньшем количестве вредных выбросов в атмосферу на единицу выполненной работы. Основным источником загрязнения атмосферы являются отработанные газы дизелей тепловозов. Исследования экологических служб показывают, что содержание в воздушной среде оксида углерода, оксидов азота, сернистого ангидрида превышает предельно допустимые максимально разовые концентрации для атмосферного воздуха. Это свидетельствует о существенном загрязнении воздуха железнодорожных станций отработавшими газами тепловозов. На расстоянии 150 м от станции оксиды азота обнаруживаются в тех же концентрациях, что и на станции.

Загрязнение воды

Ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200 м³ сточных вод, содержащих патогенные микроорганизмы. Это приводит к загрязнению железнодорожного полотна и окружающей природной среды. При мытье подвижного железнодорожного состава в почву и водоёмы переходят вместе со сточными водами синтетические поверхностно – активные вещества, нефтепродукты, фенолы, шестивалентный хром, кислоты, щелочи, органические и неорганические взвешенные вещества. Содержание нефтепродуктов в сточных водах при мытье локомотивов, фенолов при мытье цистерн из – под нефти превышают предельно допустимые концентрации. Многократно превышаются ПДК шестивалентного хрома при замене охлаждающей жидкости дизелей локомотивов. Во много раз сильнее сточных вод загрязняется почва на территории и вблизи пунктов, где производится обмывка и промывка подвижного состава.

Опасность влияния тепловых излучений на организм человека

На предприятиях железнодорожного транспорт к горячим производствам, в которых излучение оказывает существенное влияние на организм человека, относятся литейные и кузнечные участки, баббитозаливочные, пропиточные, термические и сварочные отделения, а также отдельные сварочные посты и секции тепловозов.

Наибольшей проникающей способностью обладают красные лучи видимого спектра и короткие инфракрасные лучи, глубоко проникающие в ткани и мало поглощаемые поверхностью кожи. Длительное воздействие коротких инфракрасных лучей вызывает катаракту глаз.

Сварочная дуга является мощным источником излучения как видимого, так и невидимого спектров. Видимый спектр оказывает слепящее действие. Невидимый спектр при длительном воздействии часто проводит к общей потери зрения, а при кратковременном – к светобоязни. Излучение сварочной дуги вызывает также ожоги незащищённых участков кожи лица и рук сварщиков.

Шум и вибрация при движении поездов и их влияние на здоровье жителей:

  • шум от поездов вызывает негативные последствия, выражающиеся прежде всего в нарушении сна, ощущении болезненного состояния, в изменении поведения, увеличении употребления лекарственных препаратов и т. д.;
  • восприятие шума поездов зависит от общего шумового фона. Так, на заводских окраинах городов он воспринимается менее болезненно, чем в жилых кварталах. Шум от вокзалов и особенно сортировочных станций вызывает более негативные последствия, чем шум от обычного движения поездов;
  • основным источником шума вагонов являются удары колес на стыках и неровностях рельсов, а также трение поверхности катания и гребня колеса о головку рельса. Качение колес по сварному рельсу без выбоин и волнообразного износа приводит к образованию шума в широком диапазоне частот. Дефекты поверхности рельсов вызывают вибрации и удары, снижают устойчивость рельсов и верхнего строения пути в целом, приводят к износу подвижного состава и повышению уровня шума.

Способы улучшения экологической обстановки

Утилизация отходов железной дороги:

  • Проведение системной работы по снижению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве источников сырья;
  • Более 30% отходов используется в технологических процессах производства в качестве вторичного сырья, часть отходов обезвреживается на площадках структурных подразделений железных дорог, имеющих специальные мусоросжигательные установки

Современные технологии борьбы с шумом

На железных дорогах применяются новые пассивные и активные средства шумоподавления.

К пассивным средствам относятся полимерные прокладки, они устанавливаются между земляным полотном и щебёночным балластом, между шпалами и щебёночным балластом, между рельсами и шпалами. К этим же средствам относится шлифовка рельсов и колёс. Проведение таких мероприятий значительно сокращает шум и вибрацию и позволяет достичь уровня шумового воздействия на окружающую среду в пределах 35-40 дБА, это значительно ниже допустимого в дневное время суток уровня шума в 65 дБА.

Читайте также:  Польза отвара овса для детей

Активные средства шумоподавления – современные системы, состоящие из микрофонов, динамиков и электронного устройства, которое анализирует спектр шума и формирует сложный гармонический сигнал, подающийся в динамики в противофазе источника шума. Сигналы накладываются друг на друга, образуя за динамиками область с низкими шумовыми показателями.

Железнодорожный транспорт оказывает отрицательное влияние на экологию и здоровье людей (особенно работников и людей, живущих близ железнодорожных линий).

Источник

02 марта 2016

К сожалению, большинство технологий, которыми пользуется сегодня человечество, оказывают в той или иной степени вредносное воздействие и ведут к деградации и вырождению планетарной экосистемы. И железные дороги здесь не являются исключением.

Железнодоро́жный тра́нспорт как вид наземного транспорта, в котором перевозка грузов и пассажиров осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям, сегодня используется по всей планете чрезвычайно широко. Эксплуатационная длина ж/д путей в мире уже подходит к 1 млн. км и продолжает стремительно разрастаться. Железные дороги считаются одним из основных неотъемлемых признаков высокоразвитой цивилизации. В РФ, например, на долю железнодорожного транспорта приходится 80% грузооборота и 40 % пассажирооборота транспорта общего пользования.

И вполне логично, что чем больше разрастаются по планете железнодорожные магистрали, тем большее губительное и пагубное влияние они оказывают на окружающую среду. Любая железная дорога представляет собой отчужденную у природной среды полосу, искусственно приспособленную к движению поездов с заданными техническими показателями. Для экологической системы, для природы железная дорога является чужеродным элементом, причём чрезвычайно агрессивным и вредоносным!

Воздействие железной дороги на экосистему проявляется прежде всего загрязнением воздушной среды, водной и земель при строительстве и эксплуатации железных дорог. Часто железные дороги, шпалы и рельсы имеют насыпи или наоборот расположены ниже общего уровня земли. Это создает искусственный барьер для экосистемы, разделяющий её на части. В результате растения не имеют возможности разрастаться естественным путем, животные не могут переходить с одной стороны на другую. Не последнюю роль в этом играет сильная шумовая характеристика железной дороги.

Степень воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду оценивают по уровню расходования природных ресурсов и уровню загрязняющих веществ, поступающих в природную среду регионов, где расположены предприятия ж.-д. транспорта. Все источники загрязнений окружающей среды по характеру функционирования делятся на стационарные и передвижные. Стационарными источниками являются локомотивные и вагонные депо, заводы по ремонту подвижного состава, пункты подготовки подвижного состава, котельные, пропарочно-пропиточные заводы. К передвижным источникам относятся магистральные и маневровые тепловозы, путевые и ремонтные машины, промышленный транспорт, рефрижераторный состав, пассажирские вагоны и т.п. В свою очередь, стационарные источники по сложности и числу технологических процессов нерав!
нозначны и могут создавать загрязнения не одного, а нескольких видов.

В целом, факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду можно классифицировать по следующим признакам: — механическое воздействие (твердые отходы, воздействие дорожной техники на почву); — физическое (тепловое излучение, электромагнитные поля, ультра- и инфразвук, вибрация, радиация); — химическое (кислоты, щелочи, соли металлов, углеводороды, краски и растворители, пестициды); — биологическое (макро и микроорганизмы, бактерии, вирусы); нарушение ландшафтов, осушение, заболачивание. Эти факторы могут действовать на природу долговременно, в течение многих лет!

Эволюция развития человечества и создание индустриальных методов хозяйствования привели к образованию глобальной техносферы, являющейся по сути агрессивным средством уничтожения природной экосистемы, одним из элементов этой техносферы и является железнодорожный транспорт. Природная среда при функционировании элементов техносферы является источником сырьевых и энергетических ресурсов и пространства для размещения ее инфраструктуры.

Состояние окружающей среды при взаимодействии с объектами железнодорожного транспорта зависит от инфраструктуры по строительству железных дорог, производству, ремонту и эксплуатации подвижного состава, производственного оборудования, интенсивности использования подвижного состава и других объектов на железных дорогах, результатов научных исследований и их внедрения на предприятиях и объектах отрасли. Достаточно сказать, что железнодорожный транспорт потребляет до 7% добываемого топлива, 6% электроэнергии и 4,5% леса.

Поэтому уровень воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду чрезвычайно высок. Характер влияния транспорта на природу определяется составом технических факторов, интенсивностью их воздействия, экологической весомостью этих воздействий на элементы окружающей среды. Загрязнения от объектов железнодорожного транспорта накладываются на загрязнения от хозяйственно-производственной деятельности предприятий и коммунальных служб городов. Техногенное воздействие на окружающую среду почти всегда носит комплексный (от группы различных факторов) характер. Эти воздействия, как правило, характеризуются различными коэффициентами экологической опасности в зависимости от вида воздействия и их характера, а также объекта воздействия.

Для оценки уровня воздействия объектов железнодорожного транспорта на экологическое состояние окружающей среды используются следующие интегральные характеристики:

— абсолютные потери окружающей среды, выраженные в конкретных единицах измерения состояния биоценозов (флоры, фауны, почвы, морей); — компенсационные возможности экосистем, характеризующие их восстанавливаемость в естественном или искусственном режимах, созданных принудительно; — опасность нарушения природного баланса, возникновение потерь и локальных экологических сдвигов, которые могут вызвать экологический риск и кризисные ситуации в окружающей среде; — уровень экологических потерь, вызванных воздействием объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду. Эти характеристики и позволяют определить экологическую безопасность в районах расположения транспортных объектов. Воздействие объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду, как уже отмечалось, обусловлено строительс!
твом железных дорог и транспортной инфраструктуры, производственно-хозяйственной транспортных предприятий, эксплуатацией железных дорог и подвижного состава, сжиганием большого количества топлива, применением пестицидов на полосах отчуждения и др. Строительство и эксплуатация железных дорог связано с загрязнением природных комплексов, выбросами в атмосферу, стоками в водоемы и отходами. Железные дороги прокладываются на сложившихся путях миграции животных, нарушают их развитие и даже приводят к гибели целых сообществ и видов. Для строительства железных дорог вырубаются тысячи гектар леса!

Читайте также:  Какая польза от велосипеда для мужчин

На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий и подвижного состава. Они подразделены на стационарные и передвижные. Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде наносят котельные, в зависимости от применяемого топлива при его сгорании выделяются различные количества вредных веществ. При сжигании твердого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа. Мазуты при сгорании в котельных агрегатах выделяют с дымовыми газами, оксиды сер, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия.

Приготовление в депо сухого песка для локомотивов, его транспортировка загрузка в тепловозы сопровождается выделением в воздушную среду пыли и газообразных веществ. Нанесение лакокрасочных покрытий сопровождается выделением в атмосферу паров растворителей, аэрозоля краски. При использовании растворителей, шпатлёвок, грунтовок, лаков, эмалей поступающие в воздух пары содержат ацетон, бензол, ксилол, бутиловый спирт, формальдегид.

Путевая техника, тепловозы при сжигании топлива с выхлопными газами выделяют оксид серы, углерода, азота, альдегиды.

Источники загрязнения водных объектов:

После использования на ж/д предприятиях вода загрязняется различными примесями и переходит в разряд производственных сточных вод. Многие вещества, загрязняющие стоки предприятий токсичны для окружающей среды. Качественный и количественный состав стоков, а также их расход зависят от характера технологических процессов предприятия.

Производственные сточные воды на ж/д транспорте в основном содержат взвешенные частицы, нефтепродукты, бактериальные загрязнения, кислоты, щёлочи, поверхностно-активные вещества (ПАВ).

Источники загрязнения территорий предприятий:

Наиболее распространёнными загрязнителями территорий предприятий железнодорожной отрасли является нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы. Причиной загрязнения железнодорожных путей нефтепродуктами является утечка их из цистерн, неисправных котлов, при заправке колесных букс. Предприятия железнодорожного транспорта занимают территории от 2 до 50 га (локомотивные и вагонные депо-4-5 га, территории промывочных станций, железнодорожные станции, пункты подготовки пассажирских вагонов, шлакопропиточные заводы — 12 га).

Влияние выбросов железнодорожного транспорта на атмосферу, воду, почву:

Перевод железнодорожного транспорта с паровой тяги на электрическую и тепловозную, которыми в настоящее время выполняется практически вся поездная работа, вроде бы способствовал улучшению экологической обстановки: уменьшено влияние угольной пыли и вредных выбросов паровозов в атмосферу. Дальнейшая электрификация железных дорог, т.е. замена тепловозов электровозами, по распространённому мнению, позволяет исключить загрязнение воздуха отработавшими газами дизельных двигателей. Основной путь снижения выбросов токсичных веществ тепловозами заключается в уменьшении их образования в цилиндрах двигателей. Важное значение имеют обезвреживание отработавших газов, правильная эксплуатация тепловозов. Принцип действия очистных устройств основан на рециркуляции газов, применяемой для уменьшения концен!
трации оксидов азота.

Необходимо заниматься очисткой газовоздушных смесей, образующихся при различных технологических процессах на стационарных объектах железнодорожного транспорта, от газообразных, парообразных и пылевидных токсичных веществ, чего на практике тоже зачастую не делается. Для защиты окружающей природной среды необходимо также бороться с искрами, источниками которых являются газоотводные устройства тепловозов, а также чугунные тормозные колодки локомотивов и вагонов. Искры могут быть причиной пожаров на территориях, примыкающих к железным дорогам.

Правда, необходимо осознавать, что электрификацией железных дорог вроде бы частично решили проблему выбросов в окружающую среду, но взамен создали другую проблему — влияние полей электрифицированных железнодорожных сетей на электромагнитное поле планеты с каждым годом всё больше возрастает, вызывает неестественные возмущения и колебания, являясь частью всей энергосистемы техносферы, вносит свой весомый вклад в искажение естественных природных электромагнитных частот.

Более того, ещё один чрезвычайно важный момент — главным элементом железнодорожных путей являются металлические рельсы, в большинстве случаев укладываемые попарно. Поскольку Земля является естественной электромагнитной системой, генерирующей естественное электромагнитное поле, помещение в это поле металлических проводников неизбежно будет проводить к протеканию через него естественно электрического тока. То есть, другими словами, прокладка металлических железнодорожных рельс неизбежно изменяет и искажает естественное течение продольных и поперечных планетарных токов, вызывая перетекания энергии там, где их быть не должно, что вызывает лишние возмущения и колебания эфиросферы Земли. Вопрос этот исследован чрезвычайно мало, но можно не сомневаться, что по воздействию он вполне сопоставим с,!
к примеру, влиянием на планету ракетных пусков.

Также нужно помнить, что атмосфера относится к тем природным бассейнам, которые невозможно ограничить национальными или государственными границами — воздушная масса постоянно движется и находится в пользовании всего человечества. Поэтому загрязнение атмосферы одной страной нередко причиняет вред другой стране, и к железным дорогам это относится в полной мере.

При строительстве многих объектов железнодорожного транспорта приходится снимать плодородный слой почвы, зачастую даже более 1 м, который затем складывают в бурты для последующего использования. По окончании строительства нарушенные земли должны рекультивироваться (восстанавливаться), но по факту это делается далеко не всегда.

Существенное значение в защите природных ресурсов имеют утилизация и переработка отходов железнодорожного транспорта. Причём из-за сложности и многообразия состава твердых отходов не существует универсального способа их утилизации.

В целом, современный ж/д транспорт вместе со всей сопутствующей инфраструктурой является сегодня, в числе прочих (ракетных пусков, атомных электростанций и тд), одним из главных элементов агрессивного воздействия и уничтожения естественной планетарной экосистемы, и всегда нужно помнить — чем хуже будет экосистеме, тем хуже будет и человеку, так что в конечном итоге всё упирается в один вопрос — нужен ли людям вообще такой технический прогресс, если плата за него — медленное самоуничтожение. Как тут не вспомнить мудрых славянских предков, которые всегда селились по берегам рек, используя естественные водные пути в качестве дорог. 

Источник