Все неясности закона в пользу
“Главная книга”, 2007, N 14
ТРАКТУЕМ НЕЯСНОСТИ
ЗАКОНА В СВОЮ ПОЛЬЗУ
(Применение п. 7 ст. 3
Налогового кодекса на практике)
По итогам
проверки вашей организации доначислен
налог, пеня и штраф. Произошло это потому,
что норма закона, которой вы
руководствовались при расчете налога, была
по-разному истолкована вами и налоговиками.
Обжаловать начисление спорных сумм налога,
а также пени и штрафа, видимо, придется в
суде.
Закон что дышло?
Одним из
базовых принципов налогового
законодательства является принцип
определенности налоговых норм, который
заключается в том, что акты
законодательства о налогах и сборах должны
быть сформулированы таким образом, чтобы
каждый точно знал, какие налоги (сборы),
когда и в каком порядке он должен платить .
Отсюда вытекает еще одно правило: все
неустранимые сомнения, противоречия и
неясности актов налогового
законодательства должны толковаться в
пользу налогоплательщика (плательщика
сборов) . Для начала разделим понятия:
–
неясность (неопределенность, непонятность)
нормы законодательства. Она возникает,
когда в законе (ином нормативном акте)
отсутствует четкая и понятная
формулировка, которая позволяла бы
однозначно понимать и исполнять требования
закона. Как следствие, одно и то же
положение закона (иного нормативного акта)
налоговики и налогоплательщики начинают
толковать (трактовать) по-разному. Например,
норма законодательства содержит слова и
выражения, значения которых не установлены
налоговым законодательством, а в разных
областях права или в разных сферах
деятельности эти слова и выражения могут
иметь различные значения. Также неясности
норм возникают по причине пробелов в
законодательстве, когда отсутствуют нормы,
регулирующие какой-либо вопрос;
–
противоречия норм законодательства, то
есть наличие двух и более норм, по-разному
регулирующих одни и те же отношения.
Противоречия могут возникнуть между
нормами одного нормативного акта (скажем,
две статьи Налогового кодекса противоречат
друг другу) или между нормами разных
нормативных актов одного уровня (скажем,
двух приказов Минфина).
Примечание
Существует несколько способов разрешения
противоречий. Вот лишь основные правила.
Правило 1 . Если противоречат друг
другу акты, имеющие разную юридическую
силу, то применяется акт, обладающий
большей юридической силой.
Правило
2 . Если противоречат друг другу акты
одинаковой юридической силы, но изданные в
разное время, то приоритет имеет позже
изданный акт.
Правило 3 . Если общая
норма противоречит специальной норме, то
приоритет имеет специальная норма.
Подробно об устранении противоречий между
актами мы рассказывали в журнале “Главная
книга”, 2005, N 5.
Конечно, мы можем, увидев в
законодательстве неясность или
противоречие, руководствоваться таким
пониманием нормы, которое нам наиболее
выгодно. Однако в случае несогласия
налогового органа с занятой нами позицией
свою правоту придется доказывать. Причем
представляется более правильным
обратиться в суд, а не в вышестоящий
налоговый орган. Маловероятно, чтобы
налоговики добровольно признали наличие
неясностей (противоречий, пробелов) в
налоговом законе. По их мнению, в
большинстве случаев никаких неясностей и
противоречий нет. Ведь у них действует свой
принцип понимания налоговых законов: есть
сомнения – заплати налог и спи спокойно.
Поэтому местом реализации нормы п. 7 ст. 3 НК
РФ будет суд.
Но идти в суд с одной лишь
фразой о несовершенстве налогового
законодательства бессмысленно. Поскольку
четких критериев оценки спорных норм права
на предмет ясности, определенности и
непротиворечивости пока не установлено,
судьи стараются не утруждать себя
самостоятельным созданием такой оценки.
Доказывать факт наличия неясностей
(противоречий, пробелов) в законе придется
вам самим, после чего перед судом надо
поставить вопрос о применении п. 7 ст. 3 НК РФ
. Итак, для того чтобы решение было принято
судом в вашу пользу, нужно запастись
вескими аргументами.
Внимание!
Толкование неясностей и коллизий
налогового законодательства в пользу
налогоплательщиков является не правом, а
обязанностью суда.
——————————–
Пункт 6 ст. 3 НК РФ.
Пункт 7 ст. 3 НК
РФ.
Часть 1 ст. 65 АПК РФ.
“Как только
вы примете нашу точку зрения, мы с вами
сразу
согласимся”
В первую очередь
надо постараться убедить суд в
допустимости того толкования спорной нормы
закона, к которому вы прибегли. Доказывайте,
что именно такое решение вопроса, несмотря
на наличие неясностей (пробелов) в
законодательстве, было для вас очевидно.
Полезно сослаться на следующие документы,
свидетельствующие о правильности именно
вашей позиции.
1. Письма Минфина или
налоговых органов, подтверждающие ваше
мнение. Желательно выбрать письма
“посвежее”. Неплохо также привести ряд писем
по спорному вопросу, демонстрирующих, что у
компетентных госорганов сложилось
однозначное определенное мнение на данный
счет, сходное с вашим.
Причем в этом
случае неважно, даны ли разъяснения
компетентных должностных лиц финансового
или налогового органа непосредственно вам
по вашему запросу, адресованы ли
разъяснения неопределенному кругу лиц или
представляют собой ответ на запрос иного
лица (главное, чтобы ситуация в письме
соответствовала вашей).
Пример.
Налоговики упорно пытались исчислить НДФЛ
с компенсаций работникам, занятым на
тяжелых работах, работах с вредными и (или)
опасными условиями труда, предусмотренных
трудовыми (коллективными) договорами ,
несмотря на мнение Минфина, который
неоднократно (в 2005, 2006 гг.) указывал, что
такие компенсации включать в налоговую
базу по НДФЛ не нужно . В конце концов
черту подвел Высший Арбитражный Суд РФ,
подтвердив справедливость мнения Минфина
.
Пример. Порой сам Минфин, отвечая на
заданные ему вопросы, апеллирует именно к
норме п. 7 ст. 3 НК РФ. К примеру, финансовый
орган отмечает, что ни Налоговым кодексом,
ни Законом о госрегистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним не
предусмотрена уплата пошлины за
регистрацию прекращения прав на
недвижимость или регистрацию соглашений о
прекращении ограничения прав на
недвижимость. Соответственно, при
регистрации соглашения о расторжении
договора участия в долевом строительстве
или соглашения о расторжении договора
аренды пошлину платить не надо .
2.
Судебные решения по спорному вопросу, в
которых суд занял сторону
налогоплательщика.
Пример. Платить ли
НДС с суммы неустойки, полученной продавцом
(исполнителем по договору подряда) при
нарушении покупателем (заказчиком)
договорных обязательств? Действующее
законодательство позволяет трактовать
этот вопрос и так и эдак. А вот суды сразу
определились: пока ни одного решения в
пользу налоговиков не принято (см. рубрику
“Судебные споры” в издании “Главная книга.
Конференц-зал”, 2007, N 5, с. 57).
Пример.
Игровой автомат – один, а объектов обложения
налогом на игорный бизнес – несколько. Так
считает налоговая инспекция в ситуации,
когда установлен игровой автомат, имеющий
один корпус, выполняющий одну игровую
программу, но позволяющий играть
одновременно нескольким лицам (например,
“Столбик”, “Ромашка”, “Электронная рулетка”)
. Но арбитражная практика показывает, что
суды расценивают такие игровые автоматы в
качестве одного объекта налогообложения
независимо от количества игровых мест. И
налог с них разрешают платить как с одного
объекта . Аргументация судов проста: НК РФ
не содержит слов (или словосочетаний),
указывающих на то, что азартные игры должны
проводиться последовательно или
одновременно с участием одного или
нескольких играющих, а игровой автомат
должен иметь только один купюроприемник,
одно игровое поле или одно посадочное
место. Поэтому в силу п. 7 ст. 3 НК РФ такой
спор решается в пользу
налогоплательщика.
Что касается судебной
практики: чем выше инстанция, тем лучше.
Если по спорному вопросу имеется
постановление Пленума ВАС РФ, то это вообще
замечательно. Тогда достаточно сослаться
на него в суде, чтобы с большой степенью
вероятности получить защиту нижестоящим
судом именно ваших интересов . Также
хорошо, если подобный спор рассматривался
Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ и
был решен в пользу выбранной вами
позиции.
Если аналогичные споры ВАС РФ
не рассматривались, то можно и нужно
привести положительные судебные решения,
принятые судом кассационной инстанции
округа, в котором слушается ваше дело.
Если такая судебная практика по вашему
округу отсутствует, то следует
проанализировать судебную практику по
интересующему вас вопросу по всем округам и
сопоставить количество дел, в которых суды
поддержали или не поддержали позицию
налогоплательщика по существу вопроса.
Подготовьте сводную таблицу судебных дел,
из которой было бы видно, что на вашей
стороне большинство судов. Сами судебные
решения распечатайте из справочной
правовой системы
Статья: Недвижимость глазами инвестора (особенности учета участия в долевом строительстве) (Елина Л.А.) (‘Главная книга’, 2007, n 14)
»
Читайте также
Да, время нахождения в суде исключается из сроков.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума ВС РФ № 29 от 11.12.2012 г. «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»,
Цитата:
8. Исходя из положений части 2 статьи 376, пункта 3 части 1 статьи 379.1, статьи 382, пункта 6 части 1 статьи 390 ГПК РФ шестимесячный срок для кассационного обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений является единым для обжалования судебных постановлений в кассационном порядке, и подача кассационных жалобы, представления в Судебную коллегию по административным делам, в Судебную коллегию по гражданским делам или в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации после обжалования судебных постановлений в президиум областного или равного ему суда не влечет за собой его исчисление заново.
Указанный шестимесячный срок начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока (часть 3 статьи 107, часть 5 статьи 329, статья 335 ГПК РФ). При этом объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок не более чем пять дней (статья 199 ГПК РФ) не продлевают дату его вступления в законную силу.
Если после вынесения апелляционного определения суд апелляционной инстанции рассмотрит апелляционные жалобу, представление, поступившие от других лиц, которым был восстановлен срок на подачу апелляционных жалобы, представления, шестимесячный срок для обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений следует исчислять со дня, следующего за днем принятия последнего апелляционного определения.
В случае вынесения судом апелляционной инстанции дополнительного апелляционного определения (часть 4 статьи 1, статья 201 ГПК РФ) шестимесячный срок на кассационное обжалование основного апелляционного определения и дополнительного апелляционного определения начинает течь со дня, следующего за днем вынесения дополнительного апелляционного определения.
Вместе с тем, если судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении заявления о вынесении дополнительного апелляционного определения, срок на подачу кассационной жалобы исчисляется со дня, следующего за днем вынесения основного апелляционного определения.
Срок на подачу кассационных жалобы, представления не считается пропущенным, если они были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока (часть 3 статьи 108 ГПК РФ). В этом случае дата подачи кассационных жалобы, представления определяется по штемпелю на конверте, квитанции о приеме заказной корреспонденции либо иному документу, подтверждающему прием корреспонденции (справка почтового отделения, копия реестра на отправку почтовой корреспонденции и т.п.).
При исчислении шестимесячного срока необходимо иметь в виду, что время рассмотрения кассационных жалобы, представления в суде кассационной инстанции не учитывается.
Вместе с тем, если кассационные жалоба, представление были возвращены без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьей 379.1 ГПК РФ, то время, в течение которого решался вопрос о возвращении жалобы, представления, не подлежит исключению при подсчете шестимесячного срока.
Всего Вам самого доброго и удачного разрешения проблемы. Спасибо за выбор нашего сайта.
Высший арбитражный суд РФ своим определением от 7 августа 2012 г. N ВАС-7971/12 вызывал очередное беспокойство у профессионального сообщества. Предметом налогового спора между компанией, занимающейся выпуском минеральных удобрений, и межрайонной инспекцией ФНС России стал вопрос о правомерности применения налоговой ставки 0%, повлекшего неисчисление и неудержание налога на прибыль с дивидендов в сумме более 416 млн руб., выплаченных в 2008-2009 гг. единственному участнику акционерного общества.
Налоговая ставка 0% в соответствии с пп.1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.2008) применяется к доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, если на день принятия решения о выплате дивидендов получающая их организация не менее 365 дней непрерывно владеет на праве собственности как минимум 50% в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации, а вклад в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации превышает 500 млн руб.
Налоговая инспекция при проверке соблюдения компанией этих условий неожиданно для самой себя выяснила, что если в данном случае применить п. 6 ст. 6.1 НК РФ, в соответствии с которым “срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях”, то 365 дней – это вовсе не год, а примерно 1,4 года. Таким образом, правовая позиция инспекции в данном споре строилась на том, что именно этот срок законодатель и имел в виду, предусматривая налоговую льготу по дивидендам.
Решением суда первой инстанции требования компании были удовлетворены. Однако апелляционная инстанция это решение суда отменила, в удовлетворении требований отказав, кассационная инстанция оставила постановление без изменения. Не согласившись с принятыми судебными актами, организация обратилась в ВАС РФ с заявлением о пересмотре принятых судебных актов апелляционной и кассационной инстанций и просьбой оставить без изменения первое решение.
Но в передаче дела в президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора было отказано со следующим обоснованием: “Коллегия судей полагает, что суды апелляционной и кассационной инстанций обоснованно исходили из буквального толкования названной нормы кодекса”. Таким образом, ВАС признал, что поддержанный им же подход к выработанной Конституционным судом РФ позиции о том, что арбитражные суды не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах, перестал вдруг применяться. Хотя практика арбитражных судов демонстрировала единообразие в вопросе недопустимости подобного формального подхода. Как указывал ФАС Московского округа, “в случае сомнений при применении норм законодательства о налогах и сборах арбитражные суды обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств”.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика
И для правильного разрешения рассматриваемого дела нельзя было пренебречь очевидной истинной волей законодателя, поскольку такое условие для применения налоговой льготы как периода непрерывного владения в 365 дней следует рассматривать как общепринятое восприятие именно календарного года! В данном случае имела место ошибка законодателя, заключающаяся в том, что не были приведены в соответствие вновь вводимые нормы законодательства о налогах и сборах с прежними действующими положениями. И именно как ошибку судам в данном деле следовало бы понимать пп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ, а не как необходимость соблюдения условия 365 именно рабочих дней. Тем более что 1 января 2009 года пп. 1 п. 3 ст. 284 кодекса после слов “не менее 365” был дополнен словом “календарных”. Что также подтверждает наличие законодательной ошибки, впоследствии исправленной самим законодателем.
Удивительно и то, что ВАС РФ рассматривает дополнение данной нормы словом “календарных” с 1 января 2009 года непосредственно как обоснование “буквального толкования названной нормы кодекса”, а не как нормотворческой ошибки. Такая формализация в толковании законодательства приводит не только к искажению истинной воли законодателя, но к забвению таких основных начал законодательства о налогах и сборах, как п. 7 ст. 3 НК, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Этот спор примечателен и тем, что налогоплательщик, получив отказ в передаче дела в президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора, повторно обратился с заявлением о пересмотре, с новыми основаниями. В практике, как правило, подобное не встречается. В повторном заявлении компания выражает свое несогласие с принятыми по делу судебными актами апелляционной и кассационной инстанций в части отказа в признании недействительным решения инспекции по эпизоду, касающемуся правомерности применения ставки 0% при выплате дивидендов единственному участнику АО, указывая на то, что ошибка судов привела к грубому нарушению его права на уважение собственности, гарантированного ст. 1 Протокола N 1 Европейской конвенции, поскольку различные судебные органы пришли к противоречащим друг другу выводам, проявив тем самым отсутствие согласованности и единообразия в решении спорного вопроса.
Однако ВАС в своем повторном определении об отказе в передаче дела в президиум, никаким образом не обосновав, в отличие от налогоплательщика, свою повторность, сухо указал на то, что коллегия судей признала правомерной трактовку положений пп. 1 п. 3 ст. 284 НК, данную судами апелляционной и кассационной инстанций, в связи с чем не установила неправильного применения ими норм права. К большому сожалению, пересмотр ВАС РФ ранее сформированных правовых позиций и подходов в последнее время встречается все чаще. Рассмотренный налоговый спор имеет последствия не только в виде неприменимости отдельной налоговой льготы, но и в виде невозможности налогового планирования при появлении подобных судебных прецедентов.