Все о молоке и его пользе рассказ для детей
Молоко полезно детям.
Пейте, дети, молоко – будете здоровы! Так поется в одном известном мультфильме. И о том, что детям молоко жизненно необходимо, знает каждый. Чем же полезно молоко детям?
Чем молоко полезно детям.
Молоко – это продукт, в котором большое содержание легко усваиваемого кальция. Он укрепляет и способствует росту детских костей, а также делает здоровыми зубы. Ни в одном другом продукте нет такого количества кальция и веществ, которые способствуют его усвояемости.
Молоко содержит в себе иммуноглобулины, которые помогают справляться с простудами и вирусными инфекциями. Поэтому, если ребенок заболел, нужно обязательно включать в рацион молоко, чтобы ускорить процесс выздоровления. Регулярное его употребление, помогает укреплять иммунитет и предупреждает возникновение заболеваний.
Благодаря содержанию в молоке аминокислот, этот напиток является хорошим успокаивающим средством. Когда ребенок набегается и наиграется на протяжении всего дня, теплое молоко с медом перед сном, обеспечат спокойную ночь и здоровый сон малыша.
Молоко также является очень полезным, для формирования комфортной работы желудочно-кишечного тракта ребенка, поскольку обладает свойствами, понижающими кислотность желудочного сока. Кроме того, оно формирует правильный обмен веществ в организме ребенка. Это является залогом здорового развития всех органов и систем подрастающего человека. А лактоза (молочный сахар) помогает формированию хорошей микрофлоры в кишечнике.
Усвояемость биологически активных веществ, которые есть в молоке, очень высока – до 95% (тогда как тех, которые содержатся в картофеле, например, – лишь 14%). Именно поэтому молоко входит в набор необходимых для детского питания продуктов (молоко, морская рыба, яйца, овощи, фрукты). Особенно полезен жир, который содержится в молоке. Он транспортирует витамины A, D, Е, а его компоненты – незаменимые жирные кислоты – способствуют усвоению белков и витаминов B и С. Роль молока в жизнедеятельности человека хорошо отражена в индусской пословице: пей молоко и проживешь долго.
Самым полезным является козье молоко, поскольку по составу похоже на материнское. Помимо перечисленных полезных элементов, оно содержит также калий и тиамин, который способствует правильному развитию нервной системы и головного мозга.
Если ребенок категорически не приемлет молока в чистом виде, его можно заменить различными молочными продуктами: кефиром, творогом, йогуртом.
Удивительно, но молоко также полезно в косметологии. Молоко прекрасно увлажняет кожу, снимает воспаления и раздражения. Все слышали о знаменитых молочных ваннах Клеопатры. Это же можно делать и в наши дни, просто вылив литр молока в теплую ванну.
Молоко является очень важным продуктом, необходимым для употребления подрастающего организма ребенка. Его пользу и положительное влияние на рост малыша сложно недооценить. Ведь самая первая еда для малыша – это молоко.
Совместимость молока с другими продуктами
По мнению ученых, молоко можно сочетать практически с любыми продуктами. Даже с такими, как соленые огурцы или селедка. Если ваш организм хорошо воспринимает такие, на первый взгляд, несочетаемые продукты, то можете спокойно к этому относиться. Ведь молоко нейтрализует все негативные воздействия соленой и острой пищи. Поэтому, вредно или полезно молоко с тем или иным продуктом, решать только вам. Что же касается более привычных продуктов – молочных каш и супов, то они полезны как детям, так и взрослым. Правда, в таком виде молоко теряет половину своих полезных качеств. Некоторые любят пить чай с молоком. В таком виде молоко прекрасно нейтрализует действие кофеина, что крайне полезно тем, кому вреден именно кофеин.
Одним словом, не бойтесь сочетать молоко с другими продуктами, а тем более, пейте его почаще в чистом виде – ведь польза молока несомненна.
Откуда пришло слово «молоко».
Древнерусское – молоко. Старославянское – млеко. Общеславянское – melko.
Слово «молоко» – славянское по происхождению. «Молоко» – «белая жидкость, вырабатываемая молочными железами женщин и самок животных, предназначенная для кормления детей и детёнышей».
Слова с похожим значением встречаются во многих языках, например в литовском (malkas – «глоток»), латышском (malka – «питьё»), готском (mihma – «облако»), это позволяет учёным предполагать, что слово возникло в индоевропейский период.
У многих народов его название звучит одинаково: млеко (польское, чешское, хорватское), мляко (болгарское), молоко (украинское, белорусское).
История употребления молока в пищу.
С раннего детства нам внушают, что молоко необходимо для поддержания здоровья. Это убеждение было свойственно людям во все времена. В течение нескольких тысячелетий молоко и приготавливаемые на его основе продукты были главной пищей у многих народов. Причем употребляли их и в лечебных целях. До наших дней дошло немало документальных свидетельств, в которых отразились накапливавшиеся веками сведения о пользе молока. В древности люди не имели ни малейшего представления о химическом составе продуктов и о действии содержащихся в них веществ на организм. Поэтому все их выводы были основаны на практических наблюдениях.
По всей видимости, молоко животного человек впервые стал употреблять в пищу в 8-9 тысячелетии до нашей эры, когда народы, населявшие Средний Восток, сумели одомашнить овец и коз.
В 7 тысячелетии на территории современной Турции люди начали пасти коров, таким образом, получив в свой рацион один из наиболее популярных современных продуктов.
Оказывается, что самое раннее упоминание о молоке находится в Библии. В ней есть много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко.
Обычно европейцы пьют много молока. Например, во Франции около 429 литров в год, а в Великобритании – 286 литров. Молоко поддерживает силы человека уже на протяжении 7500 лет.
Ученые считают, что сначала молоко употреблять начали народы, проживающие между Центральной Европой и Балканами, скорее всего таким образом наши предки инстинктивно искали дополнительный источник фосфора, кальция и витамина D, который на протяжении целого года вырабатывается в организме человека в солнечных странах, а в Европе, где солнце светит не всегда, человек должен дополнительно получать его из продуктов.
Кроме витаминов древнее люди получали животные жиры из молока, которые являются отличным топливом. Молоко было хорошо и тем, что его можно было пить тогда, когда качество воды было сомнительным. На протяжении многих тысячелетий молоко стали пить не только дети, но и взрослые. Исследователи говорят, что благодаря молоку организм европейцев изменялся – в нем начали вырабатываться ферменты, которые работают над усвоением лактозы или молочного сахара. Поэтому многие из нас могут спокойно лакомиться и молоком, и молочными продуктами. У некоторых представителей народов Африки и Азии этот фермент отсутствует, поэтому молоко является для них не съедобным.
На Востоке до недавнего времени молоко тоже не было слишком популярно. Например, в Китае его начали больше употреблять после 1999 года, когда потребность молока в детском питании была определена на государственном уровне. Китайские врачи решили, что дети других стран растут быстрее благодаря молоку и молочным продуктам.
Особенно почитают молоко в Индии. Древние философские трактаты гласят о том, что человек, который пьет молоко, перенимает доброту, сострадание и любовь. Пить его необходимо в определенное время: с 6 до 9 утра и с 18 до 21 часа вечером. Согласно аюрведе, молоко лучше всего пить с сладкими продуктами.
Легенды о молоке
1. У южных славян и на Русском Севере известны легенды о коровах, обитающих в озерах. Считается, что иногда они выходят на прибрежные луга, тогда человек может отбить одну корову от стада, обежав вокруг нее. Такая корова дает очень много молока и всегда крепка и здорова.
2. Учёные хотели узнать, из чего состоит наша пища.
Они исследовали разные продукты, но особенно долго исследовали молоко.
Однажды вечером оставили в тёплом месте на кухне стакан молока, а утром в стакане, вместо молока, увидели простоквашу.
Сверху простоквашу покрывали жирные сливки.
Вот молоко и рассказало, что содержит жир.
Сняли сливки, а простоквашу переложили в кастрюлю и поставили на огонь.
Скоро простокваша превратилась в зеленоватую сыворотку, в которой плавали белые хлопья творога.
Химики стали исследовать творог. Они установили, что творог- это белок, похожий на яичный.
Белки находятся в мясе, икре, рыбе.
Без них нельзя прожить, их ничем не заменить в пище.
И вот в молоке оказалось достаточно белков: в одном стакане содержится столько, будто в нём разболтали 2 яйца.
Жидкое молоко не такое уж водянистое.
Сыворотку, которая осталась после отделения творога, поставили кипятить , выпаривать.
Когда она загустела и стала светло-коричневой, её поставили в холод.
Утром на стенках сосуда осели жёлтые кристаллики.
Кристаллики на вкус были сладкими и очень приятными.
Это молочный сахар. Значит, в молоке находятся и жиры, и белки, и сахар.
Есть в молоке и витамины.
3. Кошка для людей спасла Молоко.
Когда-то вымя у коров было на всё брюхо и молока было «как воды».
Люди возгордились.
Стали купать в Молоке детей, да и сами умывались им.
Бог отнял у коровы вымя, но кошка упросила его оставить корове только четыре соска.
Интересные факты.
– Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.
– Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу!
– Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А без них человек просто не может жить.
– Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.
– За день корова дает 160 стаканов молока.
– В 2009 году ветеринары доказали, что корова, имеющая какую бы ни было кличку, дает больше молока, чем безымянная.
– В одном стакане молока содержится столько необходимого нам кальция, сколько его в 7 сардинах или в 3-х стаканах арахиса, или в 4-х стаканах черной фасоли.
Источник
Цель: расширить знания детей о молоке – ценном продукте питания, который необходим для здоровья детей.
Задачи:
- Познакомить учащихся с питательной ценностью молока, его влияние на здоровье человека, уточнить знания детей о разнообразии молочных продуктов.
- Развивать сознательное желание заботиться о своем здоровье, правильно питаться, вести здоровый образ жизни. Развивать активное отношение к миру и творческое воображение, мыслительную активность.
- Воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратность. Воспитывать чувство коллективизма через командные игры.
Прогнозируемый результат: осознание учащимися необходимости пить ежедневно молоко, чтобы сохранить свое здоровье.
Приемы и методы:
- Словесно-наглядные:
рассказ, беседа, демонстрация и наглядность
- Практические:
- активные методы обучения, дидактические игры, решение проблемных задач.
Формы проведения:
Беседа
- Игры, конкурсы
- Инсценировка
- Просмотр мультфильмов “На лугу пасутся ко…”, “Фиксики о молочных продуктах”
План проведения:
- Мотивация учащихся.
- Сюрпризный момент.
- Исполнение песни “На лугу пасутся ко..”
- Работа в группах.
- Дыхательная игра “Мычалки”.
- Игра “Соедини стрелками”
- Подвижная игра “Подои корову”.
- Беседа.
- Инсценировка сказка “Польза молока”.
- Представление молочных продуктов.
- Просмотр мультфильма “Фиксики о молочных продуктах”.
- Чтение детьми стихов о пользе молока для нашего здоровья.
- Рефлексия.
Оборудование: ПК и проектор, посылка, конверты с заданиями, конверты с разрезанными картинками животных, которые дают молоко, корзина с молочными продуктами: кефир, молоко, сметана, масло, сливки, сырок, ряженка; рисунки, с изображением капельки молока, медицинские перчатки, ведерки.
Ход урока
1. Вводная часть
– Здравствуйте, ребята. Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья. А какого человека вы считаете здоровым человеком? (Человек, который не болеет).
Презентация.
– А что надо делать, чтобы быть здоровым (закаляться, заниматься спортом, правильно питаться).
– Правильно. Питание очень важно для нашего здоровья. Сегодня мы поговорим об очень известном продукте питания. Его название вы угадаете из ребуса. (Слайд 2)
МОК – К +ЛО + КОЗ – З (молоко)
А теперь загадка:
От него – здоровье, сила,
И румянец на щеках всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (Слайд 3)
– Молодцы, ребята. Это молоко.
2. Основная часть
Вам в школе каждый день дают молоко, и я случайно услышала, что некоторые ребята не любят молоко.
(Слайд 4) В древности молоко называли ” соком жизни”, а академик Иван Петрович Павлов говорил: “Молоко – это изумительная пища, приготовленная самой природой”. Давайте сегодня начнём открывать тайны этого очень полезного продукта. Тема нашего урока Здоровья “Молоко коровье – всем даёт здоровье”. (Слайд 5)
Из Молочной страны пришла посылка, но открыть её мы сможем, выполнив задания героев, которые очень любят молоко.
1 задание от героя, имя которого вы узнаете из песенки, которую мы вместе споем.
Просмотр мультфильма “На лугу пасутся ко..” Дети поют песню.
“Пейте, дети, молоко, будете здоровы”, – говорит корова Бурёнка. Пусть эта фраза будет девизом нашего урока Здоровья.
Итак, вопрос от коровы Буренки: ” Назовите животных, которые дают человеку молоко”. (Дети называют).
Работа в группах. Давайте проверим. У вас в конвертах лежат пазлы, из которых вы составите изображение животных, которые дают человеку молоко. (Дети составляют и называют.)
Презентация: Молоко, каких животных употребляет человек в пищу? (Слайды 6-13)
- В Испании употребляют овечье молоко.
- В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.
- В Египте молоко дает буйвол.
- В Перу молочным животным является лама.
- В Тибете люди получают молоко от яка.
- На севере – от северного оленя.
- Во многих странах молоко людям дает коза.
Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова. В Индии она считается священным животным.
– Итак, коровы нам дают нам вкуснейшее молоко. Весной и летом они целый день находятся на свежем воздухе и правильно дышат. Корова Буренка хочет проверить, у кого в нашем классе лучше всех развита дыхательная система. Давайте поиграем в игру “Мычалки”.
Дыхательная игра “Мычалки”. Наберите в лёгкие как можно больше воздуха и промычите.
– Мы пришли на ферму. Давайте выполним задание. Соедините стрелками, люди каких профессий работают на ферме. (Слайд 14)
– Труд этих людей очень тяжелый. Но все эти люди любят животных.
Игра “Подои корову” В медицинские перчатки наливается вода, дети “доят” её в ведерки.
– Да, непросто подоить корову. Много сил надо приложить и аккуратности.
Конверт с заданием Матроскина.
Вопрос: “Что вы знаете о полезных свойствах молока?”
(Слайд 15) Для нормального развития и укрепления нашего здоровья для людей разного возраста, требуется полноценный рацион питания, в котором достаточное количество жиров, белков, углеводов, минеральных солей, витаминов и других полезных веществ.
(Слайд 16) Витамины группы В (борются с плохим настроением, улучшают сон, состояние кожи и волос), витамин А (нужен для хорошего зрения), витамин D(помогает организму усваивать кальций), витамин Е: (защищает от появления разных морщин и сердечн6о-судистых заболеваний). А ещё стаканчик молока снабдит организм кальцием, железом, магнием и фосфором.
Инсценировка сказки “Польза молока”.
– А теперь вашему вниманию предлагается театрализованное представление – сказка о пользе молока.
На сцене два мальчика с рюкзаками.
1-й: – Ох! Давай сделаем привал, а то я уже устал и проголодался!
2-й: – Давай! Место хорошее, можно присесть и отдохнуть!
Снимают рюкзаки.
1-й: – Посмотрим, что мне моя мама покушать положила!
Достаёт бутерброды и пакет молока.
– Фу, опять молоко! Ненавижу молоко! Ну, скажи, что в нём хорошего?
2-й: – Это правда! Вот кока-кола – другое дело! Но разве мамы в этом что-нибудь понимают? Моя мама тоже заставляет меня молоко пить! Вот зачем его пить, объясни?!
1-й: – Ой, смотри! Куда это мы попали?
Оглядываются.
– Всё белым-бело кругом, как царство какое-то!
Выходит Матушка-Молоко, а за ней Белки, Жиры, Витамины и Кальций.
Молоко: – Здравствуйте, путешественники! Я – Матушка-Молоко. Я так удачно адаптирована к вашему организму, что вы можете употреблять меня с самого рождения и на протяжении всей жизни. Я считаюсь самой лёгкой пищей. Я могу подавить раковые клетки, вывести яды из организма и склонить ко сну. Я стимулирую память, внимание, интеллектуальную деятельность. А ещё я помогаю человеку справиться с экстремальной ситуацией.
Во мне много Белков.
Из-за спины Молока выходит Белок. В игрушечном грузовике вывозит пакеты из-под молока.
Белок: – Мы, Белки, строители организма!
Из молочных пакетов строит пирамиду.
Молоко: – Есть во мне и Жиры!
Из-за спины молока выходит Жир.
Жир: – Я – источник энергии!
Делает несколько танцевальных движений.
– Я придаю такой приятный белый цвет личику нашей Матушки!
Припудривает лицо молока.
Выбегает Лактоза.
Лактоза: – А я придаю приятный сладковатый вкус нашей Матушке!
Поглаживает Молоко по голове, от чего Молоко улыбается.
Выходит Кальций.
Кальций: – Меня в нашей Матушке содержится столько, что один стакан молока каждый день обеспечит вас крепкими костями и хорошими зубами! И о мышечной работе есть у кальция забота!
Поигрывает мышцами.
Молоко: – А витаминов во мне, каких только нет!
Выбегают Витамины-шарики. Они держатся за руки, водят хоровод вокруг Молока, вместе с Белком, Жиром, Лактозой и Кальцием.
Молоко: – Ну вот, путешественники, вы познакомились со мной. А теперь подкрепитесь, и в путь: вас ждёт дальняя дорога.
1-й и 2-й мальчики: – Спасибо, Матушка-Молоко, спасибо!
1-й: – Я понял, зачем нужно пить молоко, и теперь не буду отказываться от школьных завтраков!
2-й: – И я не буду! Какая же молодец моя мама, она знает, что нужно моему организму!
Пьют молоко, собираются и уходят.
– Спасибо. Ребята поняли, что питаться нужно правильно. Чем больше молока и молочных продуктов вы едите, тем лучше вы себя чувствуете. Молоко – источник веществ необходимых нашему организму, поэтому следует отдавать предпочтение не сладким газированным напиткам, а молоку. Не зря говорят: “Молоко коровье – всем дает здоровье”
Конверт от Шарика. Вопрос: “Какие молочные продукты вы знаете?”
(Дети называют)
-Молодцы. У меня в корзинке тоже лежат молочные продукты. Это (учитель достаёт пакеты, дети хором называют) кефир, ряженка, молоко, творог, сметана, масло, сырок. Это продукция хорошего качества, изготовленная нашим Воткинским молокозаводом. Но почему они такие холодные? (Учитель дает потрогать детям. Дети отвечают)
Правильно. Молочные продукты нужно хранить в холодильнике из-за того, что они являются скоропортящими продуктами.
Молоко не любит дневной свет, так оно будет дольше свежим в темном месте.
Молоко и молочные продукты сильно впитывает посторонние запахи, поэтому их необходимо хранить отдельно от резко, неприятно или сильно пахнущих продуктов – мяса, чеснока, рыбы.
– А теперь вопрос от меня, потому что я тоже очень люблю молоко.
Посмотрите ещё раз внимательно на эти продукты и назовите, какой продукт здесь самый главный. (Молоко). Почему?
– Молодцы! Они все сделаны из молока.
Просмотр мультфильма “Фиксики о молочных продуктах”
Заключительная часть
Давайте подведём итог нашему уроку Здоровья и дадим несколько советам тем ребятам, которые пока ещё не любят молоко.
Дети:
1.
Молоко – продукт особый,
Просто замечательный,
Рассказать о нём мы можем
Очень увлекательно.
2.
Молоко – продукт полезный,
Очень вкусный, всем известно.
Я скажу вам от души:
“Лучше пищи не ищи”.
3.
Молоко полезно очень
И для взрослых и ребят,
Кашу, йогурт и сметану
Большой ложкою едят.
4.
В молоке полезных много витаминов и веществ.
Пейте молоко парное, чтобы кариес исчез.
Чтобы кости были крепка, не болела голова,
Настроение, чтоб было превесёлое всегда!
(Слайды 17-18) Советы: “Чтоб здоровым быть всегда, начинай день с молока!”
“Молоко коровье – всем дает здоровье!”
Рефлексия.
– Думаю, что после сегодняшнего урока у вас точно не возникает вопрос: пить молоко или не пить?
У вас на столе лежит рисунок капельки молока. Если вы считаете, что молоко полезно, и вы с удовольствием будете использовать в своем питании молочные продукты, то пусть ваша капелька улыбнется.
Ученики рисуют и прикрепляют картинки на доске в изображенный стакан молока.
Посылка открывается, и дети пьют “Школьное молоко”
Список литературы.
1. Бабенкова Е.А, Как помочь детям стать здоровыми [Текст]: методическое пособие / Е.А. Бабенкова – М: Астрель, 2006. – 208 с.
2. Дерюгина М.П. Детское питание. [Текст]: / М.П. Дерюгина.- Мн.: ООО “Хелтон”, 1997.
3. Ильин М. “Сто тысяч почему” [Текст]: / М. Ильин – изд. Детская литература, 1960.- 125с.
4..https://nsportal.ru
5..https://urok.1sept.ru
Источник