Всегда ли польза научных знаний и новых открытий очевидна
НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ВСЕ ЛИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛЕЗНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?
Ключевые слова: наука, технологии, изобретения, научные открытия, цивилизация.
Аннотация: Основная форма человеческого познания – наука – в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Влияние современной науки на повседневную жизнь человека достаточно велико.
Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые , а мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование – не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука – игра, связанная с риском, а игра – это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно.
Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся.
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Значимость научных открытий не может вызывать сомнения. Благодаря достижениям цивилизации мы пользуемся ее благами, которые получили в результате множества открытий и изобретений. Тем самым во многом наша жизнь облегчилась, стала комфортнее, интереснее. И возможности выбора у человека огромны. Например, в средствах связи, мультимедийных средствах, в средствах транспорта. Трудно представить свою жизнь без мобильного телефона, компьютера, интернета, телевизора, многочисленной бытовой техники и других благ. Человечество не смогло бы существовать без постоянного прогресса, нахождения и внедрения новых технологий, изобретений и открытий. Все, что окружает нас, сотворил человек. Новейшие изобретения могут изменить наши взгляды на мир. То, что раньше было прекрасной мечтой, считалось плодом безумной фантазии, сегодня прочно вошло в наш быт, стало нашей повседневной действительностью. В наше время технический прогресс достиг наивысших высот. Сегодня по-прежнему лучшие умы человечества изобретают, выдвигают новые идеи и предложения, совершают открытия во имя дальнейшего развития и совершенствования нашего мира.
В наше время технический прогресс достиг наивысших высот. Однако, мало кто задумывался над тем, что некоторые достижения цивилизации могут быть как полезны, так и вредны.
Компьютер — величайшее изобретение человечества! Компьютер и здоровье тесно взаимосвязаны. Мы рискуем испортить себе зрение, если будем подолгу сидеть даже перед самым лучшим монитором. Многочасовая работа в одной позе приводит к развитию множества проблем
Телевидение. На сегодняшний день телевизор – это не предмет роскоши, как в советские времена, а необходимая вещь каждого дома. Посредством телевидения мы снимаем напряжение после долгого, напряжённого, рабочего дня, получаем всю необходимую информацию, чтобы быть в курсе самых последних событий, происходящих в мире. Но это приводит к малоподвижному образу жизни.
Мобильная связь. Сотовые телефоны уже давно стали незаменимым атрибутом современного мира. С помощь них мы всегда на связи с теми, кто нам дорог и с теми, кто может решить самые сложные вопросы, находясь в любой точке мира. Ученые доказали, что, проникая в ткани, электромагнитные волны, вызывают их нагревание. Со временем это неблагоприятно сказывается на функционировании всего организма, в частности, на работе нервной, сердечно-сосудистой, и эндокринной систем. И это доказывает, что вред сотовых телефонов огромен.
Генно-модифицированные продукты. Генно-модифицированные продукты – это ответ ученых на решение задачи ликвидации голода на Земле. В современном мире генно-модифицированные продукты (ГМО) изучены слабо. И подобные разработки вызывают неоднозначную реакцию во всех странах мира. ГМО получают, внедряя в генетическую структуру какого-либо организма так называемые «целевые гены». Никто не доказал, что это безопасно, – предупреждают одни российские ученые. Практически все изобретения имеют и плюсы, и минусы в разной соразмерности. Любое достижение цивилизации может нести пользу и вред.
Мир великих открытий и изобретений – нелегкий путь, пройденный человечеством с его пытливым острым умом, можно проследить и через историю его величайших открытий и изобретений, внедрение которых привело к значимым изменениям в жизни всего общества, изменило взгляды на мир. И сегодня жизнь не стоит на месте, она тесно связана с техническим прогрессом, с внедрением новых технологий, новых изобретений и открытий. И должны нести человечеству благо. Они сделали нашу жизнь проще и удобнее. Нужно всегда соизмерять, что от такого «достижения» будет больше, вреда или пользы. Открытия и изобретения действительно делают жизнь человека более комфортной, удобной, интересной. Но также определили и другую сторону. Что нести они могут и пользу и вред. По результатам исследования можно сделать вывод, что все перечисленное полезно при грамотном использовании. Что всеми из них надо пользоваться в меру. Мы так привыкли к тому, что нас сегодня окружает, что невозможно себе представить, как люди раньше без всего этого обходились.
Научные исследования представляют собой уникальный процесс, на протяжении которого изучаются действующие теории, основные проблемы и разрабатываются совершенно новые методы их решения. Итогом научного исследования является подтверждение или опровержение изначально выдвинутой автором гипотезы.
Написание научной работы сопровождается изучением большого объема информации и получением новых знаний и навыков.
Научное исследование: работа и творчество в одном лице
Проведение научного исследования основывается на таких действиях, как:
– распознавание проблемы;
– определение ее симптомов и причин;
– выявление свойств и воздействия проблемы на объект исследования;
– изучение теоретических аспектов по поставленной проблеме и выбранной теме исследования: выявление истоков, закономерностей, развитие и оценка текущего состояния;
– определение стандартных, оптимальных или неординарных методов решения проблемы;
– оценка эффективности предлагаемых мероприятий.
Научное исследование – это целенаправленный процесс, то есть работа, предусматривающая выполнение конкретных действий (обязанностей) и пр. Здесь автору требуется глубоко изучить выбранную тему, определить границы «дозволенного» с помощью постановки цели, задач, предмета и объекта.
Таким образом, научное исследование позволяет получить новые знания, укрепить имеющийся багаж знаний и навыков, а также проявить свои творческие способности в части обработки текста, выбора методов исследования, интерпретации полученных результатов и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Научное исследование как главный элемент научных открытий
Наука – это познавательный вид деятельности человека, которые направлены на разработку новых теорий, методик и иных открытий. Совершить столь колоссальный прорыв невозможно без исследования, которое предполагает выполнение конкретных действий в целях получения новых данных.
Научное исследование предполагает анализ текущей ситуации, конкретизацию существующих проблемы и выявление оптимальных способов их решения. В целях поиска нового способа воздействия на проблему исследователи используют следующие меры: наблюдение, эксперимент, опрос, анализ, сравнение и др.
Фактически, научные исследования являются не только толчком для развития и рождения чего-то нового, но и неким способом фиксации открытия, так как весь ход проделанной работы будет зафиксирован в виде ВКР, диссертации, монографии, научной статьи и пр.
Роль научных исследования в современной науке и жизни общества
Научные исследования призваны разработать что-то новое. Именно научные труды являются теоретической базой, своего рода «инструкцией» для новых технологий и изобретений. С помощью результатов таких проектов ученые могут создавать товары и продукты лучшего качества с наименьшей себестоимостью, новые методики лечения болезней, способы противостояния стихийным бедствиям и пр.
Каждое научное исследование обладает своей ценностью. Данный критерий выражается в теоретической или практической значимости проекта, его новизне. Эти постулаты автор работы описывает во введении и заключении. Они характеризуют вклад исследователя в развитие науки и отрасли: как полученные результаты и предлагаемый метод может применяться в жизни, что он принесет, что ожидать и пр.
В ходе исследования автор может досконально изучить интересующий его вопрос, собрать доказательную базу, а затем на основе полученной информации аналитических данных разработать уникальный метод (алгоритм).
Таким образом, научное исследование способствует развитию науки и выступает в качестве главного механизма для свершения новых открытий.
А не зря ли? Мы спросили у молодого учёного Светланы ЯКОВЛЕВОЙ, можно ли добиться успеха, посвятив свою жизнь науке.
Наука полезна для здоровья
Яковлева Светлана
— Светлана, стоит ли вообще связывать свою жизнь с наукой, особенно молодёжи?
— Естественно, стоит, потому что настало то время, когда во многих областях знаний требуются новые, свежие решения актуальных проблем (в той же экологии, в медицине и др.). Наукой может заниматься любой человек. Конечно, все люди разные, и не каждый обладает способностями к математике или к гуманитарным знаниям, но это решается желанием узнавать что-то новое, делать полезные для человечества открытия. Занятие наукой развивает способность к поиску и анализу информации, критическое мышление, формирует научное мировоззрение и, в конце концов, это просто интересно. Доказано, что интенсивная умственная работа предотвращает многие старческие заболевания, связанные с работой мозга (к примеру, склероз, аутизм).
Сейчас профессия учёного в мире достаточно престижна и уважаема. Учёный — это уже не романтик, жертвующий собой и своими интересами во благо общества, а человек, добившийся успеха. Наука даже стала модной (особенно модно сейчас искать методы лечения рака, развивать клонирование, изучать стволовые клетки, редактировать гены и т. д.). И научные исследования предполагают не только работу в лаборатории, но и бесконечные поездки (в том числе в поле для сбора данных), командировки, общение с коллегами, участие в конференциях в России и за рубежом. Наука не может оставаться запертой в четырёх стенах, она должна быть открытой.
— Что отталкивает молодых людей от научной деятельности и что, напротив, притягивает?
— Многих пугает необходимость учиться дальше и погружаться в работу. Студенты часто говорят: «Я уже пять лет отучился — хватит, пора деньги зарабатывать». Также учёному необходимо как минимум владеть иностранным языком. Наука в настоящее время — такая же конкурентная отрасль, как и остальные. И это в целом хорошо.
Притягивает же современную молодёжь в науку, как ни странно, мода, желание быть «не таким, как все», интеллектуалом, похожим на героев современных фильмов и сериалов. Но это, скорее, исключение, потому что ребята не хотят работать, строить самих себя сложно. Студенты мало чем интересуются, отвыкли думать, искать решения самостоятельно, некоторые и мысли-то свои выражать не умеют. Есть же Интернет, где информацию очень легко получить, поэтому она больше и не задерживается в голове надолго.
Среди моих однокурсников много людей выбрало науку в качестве основной работы. Мы живём в такое время, когда молодой специалист при желании может попасть на стажировку в Европу или Штаты. Среди выпускников биофака есть парни и девушки, которые так и остались работать в зарубежных лабораториях и добились успеха.
Где поможет наука?
— Говорят, что и в быту научный подход бывает полезен. Так ли это? Чем коллайдер на кухне поможет?
— Если ускорение частиц вряд ли пригодится в повседневной жизни, то биологические знания вполне. Основы экологии и природопользования помогут человеку правильно вести своё хозяйство на дачном или огородном участке, грамотно сеять семена и удобрять почву, бороться с вредителями, брать на службу их естественных хищников (например, кормушки притянут птиц, а те, в свою очередь, могут избавлять урожай от гусениц и жуков). Знание же простейших генетических законов поможет в разведении породистых кошек и собак, кроликов и голубей, а основ химии — понять инструкцию к лекарству. Бывают успокаивающие препараты, которые по факту на человека никак не влияют (содержат в составе, допустим, белок, который есть и в обычной еде). «Лечение» происходит разве что благодаря эффекту плацебо. Так зачем на эти лекарства тратить деньги? Ну и, конечно, наука всегда будет помощником в ответах на бесконечные детские вопросы: «А почему?»
— Мы постоянно слышим об открытиях то тут, то там. А в жизни этих открытий почти не видим. Что за парадокс?
— К сожалению, провести научное исследование — это только полдела. Нужно ещё попытаться внедрить результаты, с чем часто бывают финансовые проблемы, поэтому новые технологии медленно проникают в обыденную жизнь. В первую очередь в Кузбассе реализуются достижения в области угольной промышленности: учёные разрабатывают новые способы извлечения метана из угольных пластов и его использования. Разрабатывают и внедряют новые технологии рекультивации отработанных земель, шахтных отвалов и др. Это то, что мы можем наблюдать уже сейчас.
Относительно недавно молодые учёные КемГУ создали контактные линзы, которые могут эффективно лечить ожоги глаз и способствовать их восстановлению после операций.
Инвестиции в будущее
— Когда говорят о прогрессе, то вспоминают, что он выгоден не всем. Например, электромобили, мол, погубят нефтяную отрасль… Что, по вашему мнению, тормозит прогресс?
— Тормозят прогресс слабо развитая система внедрения инноваций (плохая подготовка кадров, плохая поддержка малого бизнеса, отсутствие денег и т. д.) и бюрократия, от которой никуда не деться. Чтобы получить грант, нужно написать множество бумажек, подписать их у руководства и носить их из кабинета в кабинет, хотя время можно было бы потратить на само исследование.
Ещё гранты чаще отправляют туда, где результат будет быстрее заметен, или на что-то более значимое для региона. Приведу пример: недавно кемеровские учёные разработали технологию разложения пластиковых бутылок, что немаловажно при растущих объёмах отходов (мы в лидерах по объёму мусора в стране). Но, чтобы внедрить её, кузбасским предприятиям, производящим пластиковую упаковку и бутылки, нужно полностью переоборудовать производства. А это дополнительные траты, на которые, конечно, никто не пойдёт, несмотря на несомненную пользу новации для общества и экологии.
— Какие великие открытия готовит нам наука в биологии и других научных сферах?
— В биологии — это лечение наследственных заболеваний, наномедицина, развитие биотехнологий, создание искусственных органов и продление жизни — всё это может появиться в ближайшем столетии.
В других областях науки — совершенствование квантовых компьютеров, разработка ядерных двигателей для межпланетных перелётов, переход на новые экологически чистые виды топлива (биотопливо, водородное топливо и др.). Я уверена, что научные открытия нужны всему человечеству. Даже если новые знания не помогут победить рак или полететь к звёздам, они сделают знания о мире более полными, как, например, если бы мы собирали пазл. Каждое открытие — это маленький кусочек большой картины, который рассказывает, как на самом деле устроена наша планета и жизнь на ней.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных об окружающем мире.
Наука — это также деятельность, направленная на получение новых знаний, преобразующих мир и обогащающих духовный мир человека.
Особенности научного познания:
Особые (научные) методы познания окружающего мира.
Стремление к объективности и достоверности: изучить мир таким, какой он есть, независимо от человека.
Подверженность рациональной критике, проверяемость.
Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Основные аспекты понимания науки: наука как деятельность, как система научных знаний и как социальный институт. Понимание науки как системы знаний означает накопление получаемых данных о природе и обществе, а также их критическую оценку и переоценку.
Уровни научного познания
Эмпирический | Теоретический | |
---|---|---|
Сущность | Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей. | Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений. |
Формы научного познания |
|
|
Методы научного познания |
|
|
Общенаучные методы: | ||
|
Основные формы эмпирического познания:
Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Основные формы теоретического познания:
Проблема (от греч. problema — задача) — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Гипотеза (от греч. hypothesis — основа, предположение) — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. Любая гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и призвана, в первую очередь, объяснить факты, противоречащие существующей научной теории.
Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.
Научное познание осуществляется при помощи целой совокупности различных научных методов.
Наиболее распространенными эмпирическими методами являются:
Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения являются не только предметы внешнего мира. Наблюдения должны приводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта; они должны давать объективную информацию.
Эксперимент — обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания. Эксперимент осуществляется или непосредственным воздействием на изучаемый процесс, или изменением условий его протекания. Результаты эксперимента строго фиксируются и контролируются. Повторение эксперимента обеспечивает возможность сравнения полученных учёным результатов.
Универсальными (общенаучными) методами исследования являются:
Анализ — метод, основанный на разделении изучаемого объекта на составные части с целью их изучения;
Синтез — противоположный анализу метод, заключающийся в объединении ранее выделенных составных частей в единое целое. Синтез используется для получения знаний о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют составные части в одно целое;
Дедукция — метод, основанный на переходе от общего знания к частному;
Индукция — метод, основанный на переходе от частного знания к общему;
Аналогия — метод, с помощью которого на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигается гипотеза об их сходстве и в других отношениях;
Моделирование — метод, с помощью которого характеристики исследуемого объекта воспроизводятся на другой, специально созданной модели;
Абстрагирование — метод мысленного выделения отдельных признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременное отвлечение от других свойств, признаков и отношений, которые ученый считает несущественными;
Идеализация — метод, с помощью которого учёный мысленно создает абстрактные объекты, не существующие в действительности.
Теоретическими методами являются:
Исторический метод — связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.
Логический метод — связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса.
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.
Формализация (от лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.
Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
С переходом к Новому времени начинается становление естественных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.
ВОПРОСЫ
1. Установите соответствие между уровнями научного познания и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | ||
А) | факт | 1) | эмпирический |
Б) | идеальный объект | 2) | теоретический |
В) | опыт | ||
Г) | концепция | ||
Д) | идея |
2. Найдите в приведённом ниже списке теоретические методы научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:
1) | наблюдение |
2) | сравнение |
3) | формализация |
4) | математизация |
5) | обобщение |
6) | эксперимент |
3. Студент работает над рефератом о знаниях, полученных преимущественно эмпирическим путем. Какие примеры, иллюстрирующие этот вид знаний, он может рассмотреть в своей работе?
1) | Создание теории происхождения космических чёрных дыр |
2) | Получение данных об уровне загрязнения вод озера Байкал |
3) | Получение данных об изменении курса валют |
4) | Создание теории информационного общества |
5) | Открытие явления магнитного притяжения |
6) | Определение температуры плавления различных металлов |
4. Немецкий физик Ф. А. Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцеплялись, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо… Таким образом пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: вот изображение бензола».
На основании какого метода научного познания Ф. А. Кекуле сделал открытие? Охарактеризуйте данный метод. К какой группе методов научного познания он относится?
А. Ф. Кекуле сделал естественно-научное открытие на основе метода аналогии (сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях).
В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Аналогия относится к группе универсальных методов научного познания.
5. В начале XIX века в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели его к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, погибли 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства». Какой метод научного познания использовался в приведённом случае? При каких условиях его целесообразно применять?
В приведённом случае использовался метод моделирования — процесс создания или выбора модели, ее изучения и применения полученных данных для познания основного объекта.
Этот метод научного познания целесообразно применять, когда объект недоступен исследованию, является слишком большим, дорогостоящим, слишком сложным и т. п.