Всемилостивейше указали мы для лучшей государственной пользы и содержания
История, 10 класс
История, 10 класс
Зачет №4. Вариант №2
Сроки изучения материала: четвёртая четверть. Сроки выполнения зачета: к 15.05.
Материал для подготовки к зачету:
Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. ч. 2.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений- М.: Русское слово, 2013.
Данный зачёт проходит в форме тестирования. Учащемуся в присутствии учителя предлагается дать письменные ответы на задания Варианта №1 либо Варианта №2. Пользоваться какими либо записями, учебником или другим справочным материалом (кроме атласа) во время тестирования запрещается. Оценка за зачёт зависит от количества набранных баллов.
Часть 1
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Полтавская битва
2) Издание «Манифеста о вольности дворянской»
3) Война за независимость США.
Ответ:
2. Установите соответствие между названиями войн и военачальниками, принимавшими в них участие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Крымская война
Б) Отечественная война 1812 г.
В) Северная война
Г) русско-японская война
ВОЕНАЧАЛЬНИКИ
1) М.Д. Скобелев
2) З.П. Рожественский
3) Н.Н. Раевский
4) В.И. Истомин
5) Б.П. Шереметев
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
3. Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, относятся к эпохе правления Петра I.
1) рекруты; 2) коллегии; 3) Государственный совет; 4) Святейший Синод;
5) Правительствующий сенат; 6) приписные крестьяне.
Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), относящегося
к другому историческому периоду.
Ответ:
4. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и напишите имя императрицы, о которой в нем говорится.
«… Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица… Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…»
Ответ: _____________
5. Установите соответствие между событиями, явлениями, относящимися к развитию промышленности и торговли, и десятилетиями, в которых они произошли (возникли): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) начало образования торгово-промышленных монополий
Б) начало использования труда посессионных крестьян
В) начало промышленного переворота
Г) отмена внутренних таможенных пошлин
ДЕСЯТИЛЕТИЯ
1) 1720-е гг.
2) 1750-е гг.
3) 1830-е гг.
4) 1860-е гг.
5) 1890-е гг.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
7. Какие из перечисленных положений характеризуют взгляды славянофилов? Выберите три ответа и запишите в таблице
цифры
, под которыми они указаны.
Крестьянская община, «выдержавшая вековой гнёт государства и помещиков», ячейка будущего социалистического общества
Монархия – проявление суверенитета народа, его свободной воли
Россия – европейская страна, отставшая в развитии от западноевропейских держав.
Крестьянская община – образец общегосударственного устройства, организатор жизни крестьян в соответствии с христианскими заповедями
Раскол в обществе, отделение в культурном отношении «служилого класса» от народа – следствие реформ Петра I.
Революция – дело интеллигентского меньшинства, а не народа.
Ответ:
8. Задание данного типа отсутствует в зачёте для 10 класса.
9. Установите соответствие между фамилиями деятелей российской культуры XIX века и сферами их творчества.
1) К.И. Росси
2) И.И. Левитан
3) М.И. Глинка
4) А.М. Опекушин
СФЕРЫ ТВОРЧЕСТВА
А) музыкальное искусство
Б) драматический театр
В) скульптура
Г) живопись
Д) архитектура
Ответ:
10. Задание данного типа отсутствует в зачёте для 10 класса.
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Нововведение
Год
Монарх
Учреждение Правительствующего сената
1711 г.
__________ (А)
__________ (Б)
__________ (В)
Екатерина II
__________ (Г)
1874 г.
__________ (Д)
__________ (Е)
1802 г.
Александр I
Пропущенные элементы:
1) основание Московского университета
2) 1785 г.
3) Павел I
4) принятие жалованной грамоты дворянству
5) Пётр I
6) введение всеобщей воинской повинности
7) учреждение министерств
8) Александр II
9) 1755 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
12. Прочтите отрывок из письма российской императрицы.
«Милостивый государь, я писала вам дней десять назад, что граф <…> разбил крымского хана, соединившегося со значительным турецким отрядом, что у них отняли палатки, артиллерию и т.д., на маленькой речке, называемой Ларга; имею удовольствие сообщить вам сегодня, что вчера вечером курьер графа привёз мне известие, что в тот самый день, когда я вам писала (21-го июля), моё войско одержало полную победу над войском Мустафы, командуемым визирем Али-Беем, начальником янычар, и семью или восемью пашами; они были разбиты в своих укреплениях; их артиллерия в количестве ста тридцати пушек, их лагерь, багажи, всевозможный провиант попали в наши руки. Их потеря значительна; наша же так мала, что я боюсь говорить о ней, чтобы она не показалась баснословной. Однако сражение длилось пять часов.
Граф <…>, которого я только что произвела в фельдмаршалы за эту победу, сообщает мне, что, как древние римляне, мои солдаты никогда не спрашивают, многочислен ли неприятель, но только: где он? На этот раз турки были в числе ста пятидесяти тысяч, укрепившихся на возвышенностях, омываемых Кагулом, ручейком в двадцати пяти верстах от Дуная…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Автором письма является императрица Екатерина II.
2) В сражении, о котором идёт речь в письме, по словам автора, российские войска понесли незначительные потери.
3) На месте пропусков дважды упоминается Г.А. Потёмкин.
4) Начало войны, об одном из сражений которой идёт речь в письме, стало поводом для прекращения работы Уложенной комиссии.
5) Данное письмо было написано в 1780-х гг.
6) В ходе войны, о которой идёт речь в письме, медицинскую помощь раненым оказывал великий российский хирург Н.И. Пирогов.
Ответ:
13. Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2».
14. Напишите фамилию полководца, командовавшего армией, обозначенной на схеме цифрой «3».
15. Напишите название города, где соединились армии, обозначенные цифрами «1» и «3».
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Войсками, действия которых обозначены серыми стрелками, командовал король Карл XII.
2) Участниками войны, события которой изображены на данной схеме, были А.В. Суворов и П.А. Румянцев.
3) В начале военных действий, изображённых на схеме, неприятель обладал большим численным превосходством.
4) Перемещение войск в пункт, обозначенный цифрой «4», получило название «Тарутинский манёвр».
5) Участниками движения, районы действия которого обозначены точками, были Д.В. Давыдов и А.Н. Сеславин.
6) Общее командование войсками, действия которых обозначены чёрными стрелками, осуществлял Н.Н. Раевский.
Часть 2.
Прочтите отрывок из указа.
«…всемилостивейше указали мы, для лучшей государственной пользы и содержания шляхетских домов и деревень, следующий порядок учинить:
1) Кто имеет двух и более сыновей, из оных одному, кому отец заблагоразсудит, остаться в доме для содержания экономии, также которые братья родные два или три, не имея родителей, пожелают оставить в доме своём для смотрения деревень и экономии, кого из себя одного, в том давать им на волю; но чтобы те оставшие в домах довольно грамоте… обучены были…
2) Прочие все братья… должны вступить в военную службу. Но понеже какое время быть в воинской службе, по сие время определения было не учинено, …для того всем шляхтичам от 7 до 20 лет возраста их быть в науках, а от 20 лет употреблять в воинскую службу, и всякой должен служить в воинской службе, от 20 лет возраста своего, 25 лет; а по прошествии 25 лет всех… от воинской и статской службы отставлять с повышением одного ранга и отпущать в домы…
5) А которые, выслужа при армии и полках вышеписанные урочные годы, пожелают в домы свои, таковых отпущать с повышением одного ранга, токмо при отпуске из службы брать у них в службу из их собственных людей, за кем 100 душ и меньше, по одному, а с таких, за которыми великие деревни, – с каждого ж 100 душ по человеку.
6) Таким же образом, как выше сего означено, поступать и с штатскими чинами, которые свои деревни имеют. А понеже ныне с турками война, и для того отставку по вышеписанному в урочные лета чинить по окончании той турецкой войны».
20. Укажите десятилетие, когда был издан данный указ. Назовите монарха, который его издал. Какое название получил период правления этого монарха?
21. Какие новшества провозглашал указ в отношении существовавших норм о дворянской службе (укажите одно любое новшество)? Какова согласно документу цель введения новых норм? Какое внешнеполитическое событие препятствовало немедленному получению льгот дворянами на основании данного указа?
22. Какова была продолжительность дворянской службы до издания данного указа? С отменой какого указа Петра I о дворянском землевладении были связаны новые нормы? Укажите год, когда была отменена обязательная служба дворян.
23. В период правления Александра I в России были созданы военные
поселения – система организации войск, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего сельскохозяйственным. При Александре II военные поселения были отменены, опыт их создания был признан неудачным.
Укажите две цели создания военных поселений. Назовите одну причину неудачи реализации идеи их создания.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Реформы Александра I имели целью уменьшение привилегий дворянства».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1801-1812. 1825-1855
В сочинении необходимо:
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.
В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Источник
ФИПИ XVIII в.
42) C5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.
«Проводя свои реформы, Пётр I заимствовал сложившиеся в Западной Европе формы организации производства (экономики), способы организации армии и государственные институты (органы управления и властные структуры)».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) …
43) Варианты ЕГЭ по истории 2014г. Вариант №1 (365)
Прочтите отрывок из законодательного акта.
«Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскоюзлостиюнадмен был сын наш …, и что не раскаянием его оное намерение, но милостиюБожиею ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тоже мужеска пола нашей фамилии был и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затверждён… ибо …блаженный и вечно достойный памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, рассыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил… дважды отменял, усматривая достойного наследника, …перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука, уже венчанного, и отдал сыну его наследство…
В таком же рассуждении, в …1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однако ж отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотря достойного, хотя и меньшому мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощиюБожиею ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагорассудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определённому, видя какое (его) непотребство, вновь отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия сей наш устав пред Богом и его Евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен или иначе как толковать станет, тот за изменника почтён, смертной казни и церковной клятве подлежать будет».
С1.Укажите десятилетие, когда был принят этот акт. Назовите монарха, издавшего этот акт. Назовите сына упомянутого в тексте великого князя Ивана Васильевича, которому он «отдал наследство».
С2.Назовите закон 1714г., о котором идёт речь в отрывке. Приведите норму закона 1714г., на которую указывает автор в данном отрывке. Какое право получил «правительствующий государь» согласно данному законодательному акту?
С3.Назовите одно любое последствие издания этого акта. Назовите императора, при котором право «правительствующего государя», установленное данным актом, было отменено. Разъясните порядок, пришедший на смену этому праву «правительствующего государя».
44) Экономическая политика Петра I была направлена на подъём отечественной промышленности и торговли.
Назовите законодательный акт, который ставил целью поддержку отечественных производителей и защиту их от конкуренции более сильных иностранных фирм на российском рынке. Почему в XVIII в. ввозные пошлины на испанское или французское вино были высокими, а на красители (индиго, кармин и др.) из колоний тех же стран – низкими?
48) Назовите изменения в социальной сфере жизни российского общества, происшедшие в период правления Петра I (укажите не менее трех позиций). Приведите примеры законодательных актов (не менее двух примеров), с которыми связаны эти изменения.
45)Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1695–1696 гг. Петр I с целью получения выхода к морю совершил два Азовских похода. В итоге последнего из них Азов был взят. Однако вскоре Петр I меняет ориентацию внешней политики России, и на первый план выступает борьба не за выход к южным морям – Черному и Азовскому, – а борьба за выход в Балтику.
Что послужило причиной переориентации внешнеполитического курса? Укажите не менее двух причин. Приведите не менее двух примеров, фактов, подтверждающих, что Петр I с 1699 г. начал подготовку к борьбе за выход к Балтийскому морю.
46) Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1722 г. Петр I издал «Указ о наследовании престола», давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.
Что побудило Петра I изменить порядок престолонаследия? Укажите не менее двух причин.
Назовите не менее двух последствий опубликования этого Указа.
47) Ниже приведены две точки зрения на предпосылки преобразований Петра I в первой четверти XVIII в.:
1. Преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России.
2. В XVII в. не было предпосылок, необходимых для проведения столь масштабных реформ.
Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими обе точки зрения.
48)Сравните систему управления в России периода царствования Алексея Михайловича и после реформ, проведённых Петром I. Что было в них общим (2 характеристики), а что – различным (не менее 3).
49) С5 – 2008г. Ниже приведены две точки зрения на преобразования Петра I в сфере культуры:
1. Преобразования Петра в сфере культуры привели к углублению социального и культурного раскола общества, резкому разделению культуры на народную (национальную) и дворянскую (ориентированную на западноевропейские ценности).
2. Преобразования Петра в сфере культуры привели к значительному продвижению в развитии российской науки, системы образования, приобщению страны к достижениям европейской культуры.
Какую из названных точек зрения вы считаете более убедительной? Приведите факты (не менее 3-х), которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
50) Прочтите отрывок из законодательного акта.
«…дед наш, Пётр Великий… в тогдашнее ж время российскому дворянству… повелел вступить в военные и гражданские службы … Правда, что таковые учреждения, хотя и в начале казались тягостными и несносными для дворянства… (но) последовали от того неисчётные пользы, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежность к службе умножило… усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была. И тако мы… отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству…
1. Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают, и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время компании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы… просить да не дерзают…
6. А как по сему нашему всемилостивейшему установлению никто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет, …разве особливая надобность потребует, но то не иначе как за подписанием нашей собственной руки именным указом поведено будет…
7. …о малолетних их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в герольдии, губерниях, провинциях и городах, …причём от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известия, чему они до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают, …однако ж чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом…
8. Находящихся же ныне в нашей военной службе дворян в солдатах и прочих нижних чинах менее обер-офицера, кои не дослужились офицерства, не отставлять, разве кто более 12 лет военную службу продолжал, то таковые получат увольнения от службы».
С1. Укажите, в каком году был издан данный акт. Какое название он получил? Какой государь (государыня) его издал(-а)?
С2. В чём заключалось основное право, предоставленное русскому дворянству этим законодательным актом? Какие ограничения предоставленного дворянам права вводились этим актом (укажите не менее двух ограничений)?
С3. Какие другие важные внутриполитические мероприятия были предприняты императором, при котором был издан данный акт? (Укажите одно любое мероприятие.) Как окончилось его правление? В каком последующем законодательном акте были закреплены права и привилегии дворян?
51) Прочтите отрывок из указа.
«…всемилостивейше указали мы, для лучшей государственной пользы и содержания шляхетских домов и деревень, следующий порядок учинить:
1) Кто имеет двух и более сыновей, из оных одному, кому отец заблагоразсудит, остаться в доме для содержания экономии, также которые братья родные два или три, не имея родителей, пожелают оставить в доме своём для смотрения деревень и экономии, кого из себя одного, в том давать им на волю; но чтобы те оставшие в домах довольно грамоте… обучены были…
2) Прочие все братья… должны вступить в военную службу. Но понеже какое время быть в воинской службе, по сие время определения было не учинено, …для того всем шляхтичам от 7 до 20 лет возраста их быть в науках, а от 20 лет употреблять в воинскую службу, и всякой должен служить в воинской службе, от 20 лет возраста своего, 25 лет; а по прошествии 25 лет всех… от воинской и статской службы отставлять с повышением одного ранга и отпущать в домы…
5) А которые, выслужа при армии и полках вышеписанные урочные годы, пожелают в домы свои, таковых отпущать с повышением одного ранга, токмо при отпуске из службы брать у них в службу из их собственных людей, за кем 100 душ и меньше, по одному, а с таких, за которыми великие деревни, – с каждого ж 100 душ по человеку.
6) Таким же образом, как выше сего означено, поступать и с штатскими чинами, которые свои деревни имеют. А понеже ныне с турками война, и для того отставку по вышеписанному в урочные лета чинить по окончании той турецкой войны».
С1. Укажите десятилетие, когда был издан данный указ. Назовите монарха, который его издал. Какое название получил период правления этого монарха?
С2. Какие новшества провозглашал указ в отношении существовавших норм о дворянской службе (укажите одно любое новшество)? Какова согласно документу цель введения новых норм? Какое внешнеполитическое событие препятствовало немедленному получению льгот дворянами на основании данного указа?
С3. Какова была продолжительность дворянской службы до издания данного указа? С отменой какого указа Петра I о дворянском землевладении были связаны новые нормы? Укажите год, когда была отменена обязательная служба дворян.
52) Ниже приведены две точки зрения на правление императора Петра III:
1. «Он боялся всего в России, называл ее проклятой страной и сам выражал убеждение, что в ней непременно придется погибнуть, но нисколько не старался освоиться и сблизиться с ней, ничего не узнал в ней и всего чуждался; она пугала его, как пугаются дети, оставшиеся одни в обширной пустой комнате».
(В.О. Ключевский, историк)
2. «Типичные черты политики «просвещенного абсолютизма» за короткое царствование Петра III обнаружились особенно эффективно… Так называемый Век Екатерины начался, по существу, еще за несколько лет до ее восшествия на престол».(А.Б. Каменский, историк)
Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими и ту и другую точку зрения.
Источник