Вся мысль его слова деянья должны быть польза слава честь

Не украшение одежд
 Моя днесь муза прославляет,
 Которое, в очах невежд,
 Шутов в вельможи наряжает;
 Не пышности я песнь пою;
 Не истуканы за кристаллом,
 В кивотах блещущи металлом,
 Услышат похвалу мою.
Хочу достоинствы я чтить,
 Которые собою сами
 Умели титлы заслужить
 Похвальными себе делами;
 Кого ни знатный род, ни сан,
 Ни счастие не украшали;
 Но кои доблестью снискали
 Себе почтенье от граждан.
Кумир, поставленный в позор,
 Несмысленную чернь прельщает;
 Но коль художников в нем взор
 Прямых красот не ощущает,—
 Се образ ложныя молвы,
 Се глыба грязи позлащенной!
 И вы, без благости душевной,
 Не все ль, вельможи, таковы?
Не перлы перские на вас
 И не бразильски звезды ясны,-
 Для возлюбивших правду глаз
 Лишь добродетели прекрасны,
 Они суть смертных похвала.
 Калигула! твой конь в Сенате
 Не мог сиять, сияя в злате:
 Сияют добрые дела.
Осел останется ослом,
 Хотя осыпь его звездами;
 Где должно действовать умом,
 Он только хлопает ушами.
 О! тщетно счастия рука,
 Против естественного чина,
 Безумца рядит в господина
 Или в шумиху дурака,
Каких ни вымышляй пружин,
 Чтоб мужу бую умудриться,
 Не можно век носить личин,
 И истина должна открыться.
 Когда не сверг в боях, в судах,
 В советах царских — сопостатов,
 Всяк думает, что я Чупятов
 В мароккских лентах и звездах.
Оставя скипетр, трон, чертог,
 Быв странником, в пыли и в поте,
 Великий Петр, как некий бог,
 Блистал величеством в работе:
 Почтен и в рубище герой!
 Екатерина в низкой доле
 И не на царском бы престоле
 Была великою женой.
И впрямь, коль самолюбья лесть
 Не обуяла б ум надменный,—
 Что наше благородство, честь,
 Как не изящности душевны?
 Я князь — коль мой сияет дух;
 Владелец — коль страстьми владею;
 Болярин — коль за всех болею,
 Царю, закону, церкви друг.
Вельможу должны составлять
 Ум здравый, сердце просвещенно;
 Собой пример он должен дать,
 Что звание его священно,
 Что он орудье власти есть,
 Подпора царственного зданья;
 Вся мысль его, слова, деянья
 Должны быть — польза, слава, честь.
А ты, второй Сарданапал!
 К чему стремишь всех мыслей беги?
 На то ль, чтоб век твой протекал
 Средь игр, средь праздности и неги?
 Чтоб пурпур, злато всюду взор
 В твоих чертогах восхищали,
 Картины в зеркалах дышали,
 Мусия, мрамор и фарфор?
На то ль тебе пространный свет,
 Простерши раболепны длани,
 На прихотливый твой обед
 Вкуснейших яств приносит дани,
 Токай — густое льет вино,
 Левант — с звездами кофе жирный,
 Чтоб не хотел за труд всемирный
 Мгновенье бросить ты одно?
Там воды в просеках текут
 И, с шумом вверх стремясь, сверкают;
 Там розы средь зимы цветут
 И в рощах нимфы воспевают
 На то ль, чтобы на всё взирал
 Ты оком мрачным, равнодушным,
 Средь радостей казался скучным
 И в пресыщении зевал?
Орел, по высоте паря,
 Уж солнце зрит в лучах полдневных,—
 Но твой чертог едва заря
 Румянит сквозь завес червленных;
 Едва по зыблющим грудям
 С тобой лежащия Цирцеи
 Блистают розы и лилеи,
 Ты с ней покойно спишь,— а там?
А там израненный герой,
 Как лунь во бранях поседевший,
 Начальник прежде бывший твой,—
 В переднюю к тебе пришедший
 Принять по службе твой приказ,—
 Меж челядью твоей златою,
 Поникнув лавровой главою,
 Сидит и ждет тебя уж час!
А там — вдова стоит в сенях
 И горьки слезы проливает,
 С грудным младенцем на руках,
 Покрова твоего желает.
 За выгоды твои, за честь
 Она лишилася супруга;
 В тебе его знав прежде друга,
 Пришла мольбу свою принесть.
А там — на лестничный восход
 Прибрел на костылях согбенный
 Бесстрашный, старый воин тот,
 Тремя медальми украшенный,
 Которого в бою рука
 Избавила тебя от смерти:
 Он хочет руку ту простерти
 Для хлеба от тебя куска.
А там,— где жирный пес лежит,
 Гордится вратник галунами,—
 Заимодавцев полк стоит,
 К тебе пришедших за долгами.
 Проснися, сибарит! Ты спишь
 Иль только в сладкой неге дремлешь,
 Несчастных голосу не внемлешь
 И в развращенном сердце мнишь:
«Мне миг покоя моего
 Приятней, чем в исторьи веки;
 Жить для себя лишь одного,
 Лишь радостей уметь пить реки,
 Лишь ветром плыть, гнесть чернь ярмом;
 Стыд, совесть — слабых душ тревога!
 Нет добродетели! нет бога!» —
 Злодей, увы!— И грянул гром.
Блажен народ, который полн
 Благочестивой веры к богу,
 Хранит царев всегда закон,
 Чтит нравы, добродетель строгу
 Наследным перлом жен, детей,
 В единодушии — блаженство,
 Во правосудии — равенство,
 Свободу — во узде страстей!
Блажен народ!— где царь главой,
 Вельможи — здравы члены тела,
 Прилежно долг все правят свой,
 Чужого не касаясь дела;
 Глава не ждет от ног ума
 И сил у рук не отнимает,
 Ей взор и ухо предлагает,—
 Повелевает же сама.
Сим твердым узлом естества
 Коль царство лишь живет счастливым,—
 Вельможи!— славы, торжества
 Иных вам нет, как быть правдивым;
 Как блюсть народ, царя любить,
 О благе общем их стараться;
 Змеей пред троном не сгибаться,
 Стоять — и правду говорить.
О росский бодрственный народ,
 Отечески хранящий нравы!
 Когда расслаб весь смертных род,
 Какой ты не причастен славы?
 Каких в тебе вельможей нет?—
 Тот храбрым был средь бранных звуков;
 Здесь дал бесстрашный Долгоруков
 Монарху грозному ответ.
И в наши вижу времена
 Того я славного Камилла,
 Которого труды, война
 И старость дух не утомила.
 От грома звучных он побед
 Сошел в шалаш свой равнодушно,
 И от сохи опять послушно
 Он в поле Марсовом живет.
Тебе, герой! желаний муж!
 Не роскошью вельможа славный;
 Кумир сердец, пленитель душ,
 Вождь, лавром, маслиной венчанный!
 Я праведну здесь песнь воспел.
 Ты ею славься, утешайся,
 Борись вновь с бурями, мужайся,
 Как юный возносись орел.
Пари — и с высоты твоей
 По мракам смутного эфира
 Громовой пролети струей
 И, опочив на лоне мира,
 Возвесели еще царя.—
 Простри твой поздный блеск в народе,
 Как отдает свой долг природе
 Румяна вечера заря.
Анализ стихотворения «Вельможа» Державина
В литературе Г.Р.Державин сформировался как главный продолжатель и наследник творчества Ломоносова, переняв у него оду как главный лирический жанр русской поэзии XVIII века. Однако ключевой особенностью гражданской лирики Державина стало введение в оду элемента изображения: его лирика обогатилась многочисленными предметными деталями, отражающими быт государей и придворных.
Тема
К началу восьмидесятых годов Г.Р.Державин достиг заметного положения в службе и стал продвигаться в литературе. Таким образом, в его жизни соединилось два начала: поэзия и государственная деятельность. В своих произведениях Державин обличал несправедливость власти богачей, не заслуживающих знатных привилегий. Эта тема стала основой стихотворения «Вельможа».
Основные идеи
В этом произведении автор рисует потрет приближённого к власти вельможи, чья жизнь состоит из праздности и беспечности. Такой вельможа не служит государству и народу, он не способен справиться с возложенными на него обязанностями:
Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
По мнению автора, идеал государственного деятеля – человек благородный, мужественный, осознающий значимость своего положения в обществе, а значит осознающий вместе с этим те высокие цели и задачи, которые он должен выполнять:
Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно;
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно,
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
В стихотворении изображён один день из праздной жизни недостойного вельможи. С гневной сатирой Державин показывает, как большое количество людей разного происхождения дожидается, пока царедворец проснётся среди дня. Особенно остро чувствует униженное и безвыходное положение героев, зависящих от воли этого несознательного вельможи, для которого «стыд, совесть — слабых душ тревога!».
В «Вельможе» Державин также излагает свои собственные мысли об идеальном устройстве государственной власти:
Блажен народ!— где царь главой,
Вельможи — здравы члены тела,
Прилежно долг все правят свой,
Чужого не касаясь дела;
В этих строках можно увидеть и зачатки теории разделения властей, и вариации на тему органической теории происхождения государства по Спенсеру, согласно которой каждый политический институт, входящий в государство, должен выполнять определённую функцию, как выполняет свои уникальные задачи каждая часть тела в составе общего организма.
Таким образом, в стихотворении «Вельможа» Державин ярко и образно показал, насколько власть может развратить человека. Тема взаимоотношений народа и государства, гражданина и покровителя никогда не утратит своей актуальности, потому что во все времена люди желают видеть достойных правителей у руля страны.
Источник
Не украшение одежд
Моя днесь муза прославляет,
Которое, в очах невежд,
Шутов в вельможи наряжает;
Не пышности я песнь пою;
Не истуканы за кристаллом,
В кивотах блещущи металлом,
Услышат похвалу мою.Хочу достоинствы я чтить,
Которые собою сами
Умели титлы заслужить
Похвальными себе делами;
Кого ни знатный род, ни сан,
Ни счастие не украшали;
Но кои доблестью снискали
Себе почтенье от граждан.Кумир, поставленный в позор,
Несмысленную чернь прельщает;
Но коль художников в нем взор
Прямых красот не ощущает,—
Се образ ложныя молвы,
Се глыба грязи позлащенной!
И вы, без благости душевной,
Не все ль, вельможи, таковы?Не перлы перские на вас
И не бразильски звезды ясны,-
Для возлюбивших правду глаз
Лишь добродетели прекрасны,
Они суть смертных похвала.
Калигула! твой конь в Сенате
Не мог сиять, сияя в злате:
Сияют добрые дела.Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
О! тщетно счастия рука,
Против естественного чина,
Безумца рядит в господина
Или в шумиху дурака,Каких ни вымышляй пружин,
Чтоб мужу бую умудриться,
Не можно век носить личин,
И истина должна открыться.
Когда не сверг в боях, в судах,
В советах царских — сопостатов,
Всяк думает, что я Чупятов
В мароккских лентах и звездах.Оставя скипетр, трон, чертог,
Быв странником, в пыли и в поте,
Великий Петр, как некий бог,
Блистал величеством в работе:
Почтен и в рубище герой!
Екатерина в низкой доле
И не на царском бы престоле
Была великою женой.И впрямь, коль самолюбья лесть
Не обуяла б ум надменный,—
Что наше благородство, честь,
Как не изящности душевны?
Я князь — коль мой сияет дух;
Владелец — коль страстьми владею;
Болярин — коль за всех болею,
Царю, закону, церкви друг.Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно;
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно,
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
Должны быть — польза, слава, честь.А ты, второй Сарданапал!
К чему стремишь всех мыслей беги?
На то ль, чтоб век твой протекал
Средь игр, средь праздности и неги?
Чтоб пурпур, злато всюду взор
В твоих чертогах восхищали,
Картины в зеркалах дышали,
Мусия, мрамор и фарфор?На то ль тебе пространный свет,
Простерши раболепны длани,
На прихотливый твой обед
Вкуснейших яств приносит дани,
Токай — густое льет вино,
Левант — с звездами кофе жирный,
Чтоб не хотел за труд всемирный
Мгновенье бросить ты одно?Там воды в просеках текут
И, с шумом вверх стремясь, сверкают;
Там розы средь зимы цветут
И в рощах нимфы воспевают
На то ль, чтобы на всё взирал
Ты оком мрачным, равнодушным,
Средь радостей казался скучным
И в пресыщении зевал?Орел, по высоте паря,
Уж солнце зрит в лучах полдневных,—
Но твой чертог едва заря
Румянит сквозь завес червленных;
Едва по зыблющим грудям
С тобой лежащия Цирцеи
Блистают розы и лилеи,
Ты с ней покойно спишь,— а там?А там израненный герой,
Как лунь во бранях поседевший,
Начальник прежде бывший твой,—
В переднюю к тебе пришедший
Принять по службе твой приказ,—
Меж челядью твоей златою,
Поникнув лавровой главою,
Сидит и ждет тебя уж час!А там — вдова стоит в сенях
И горьки слезы проливает,
С грудным младенцем на руках,
Покрова твоего желает.
За выгоды твои, за честь
Она лишилася супруга;
В тебе его знав прежде друга,
Пришла мольбу свою принесть.А там — на лестничный восход
Прибрел на костылях согбенный
Бесстрашный, старый воин тот,
Тремя медальми украшенный,
Которого в бою рука
Избавила тебя от смерти:
Он хочет руку ту простерти
Для хлеба от тебя куска.А там,— где жирный пес лежит,
Гордится вратник галунами,—
Заимодавцев полк стоит,
К тебе пришедших за долгами.
Проснися, сибарит! Ты спишь
Иль только в сладкой неге дремлешь,
Несчастных голосу не внемлешь
И в развращенном сердце мнишь:«Мне миг покоя моего
Приятней, чем в исторьи веки;
Жить для себя лишь одного,
Лишь радостей уметь пить реки,
Лишь ветром плыть, гнесть чернь ярмом;
Стыд, совесть — слабых душ тревога!
Нет добродетели! нет бога!» —
Злодей, увы!— И грянул гром.Блажен народ, который полн
Благочестивой веры к богу,
Хранит царев всегда закон,
Чтит нравы, добродетель строгу
Наследным перлом жен, детей,
В единодушии — блаженство,
Во правосудии — равенство,
Свободу — во узде страстей!Блажен народ!— где царь главой,
Вельможи — здравы члены тела,
Прилежно долг все правят свой,
Чужого не касаясь дела;
Глава не ждет от ног ума
И сил у рук не отнимает,
Ей взор и ухо предлагает,—
Повелевает же сама.Сим твердым узлом естества
Коль царство лишь живет счастливым,—
Вельможи!— славы, торжества
Иных вам нет, как быть правдивым;
Как блюсть народ, царя любить,
О благе общем их стараться;
Змеей пред троном не сгибаться,
Стоять — и правду говорить.О росский бодрственный народ,
Отечески хранящий нравы!
Когда расслаб весь смертных род,
Какой ты не причастен славы?
Каких в тебе вельможей нет?—
Тот храбрым был средь бранных звуков;
Здесь дал бесстрашный Долгоруков
Монарху грозному ответ.И в наши вижу времена
Того я славного Камилла,
Которого труды, война
И старость дух не утомила.
От грома звучных он побед
Сошел в шалаш свой равнодушно,
И от сохи опять послушно
Он в поле Марсовом живет.Тебе, герой! желаний муж!
Не роскошью вельможа славный;
Кумир сердец, пленитель душ,
Вождь, лавром, маслиной венчанный!
Я праведну здесь песнь воспел.
Ты ею славься, утешайся,
Борись вновь с бурями, мужайся,
Как юный возносись орел.Пари — и с высоты твоей
По мракам смутного эфира
Громовой пролети струей
И, опочив на лоне мира,
Возвесели еще царя.—
Простри твой поздный блеск в народе,
Как отдает свой долг природе
Румяна вечера заря.
1794 г.
Источник
Не украшение одежд
 Моя днесь муза прославляет,
 Которое, в очах невежд,
 Шутов в вельможи наряжает;
 Не пышности я песнь пою;
 Не истуканы за кристаллом,
 В кивотах блещущи металлом,
 Услышат похвалу мою.
Хочу достоинствы я чтить,
 Которые собою сами
 Умели титлы заслужить
 Похвальными себе делами;
 Кого ни знатный род, ни сан,
 Ни счастие не украшали;
 Но кои доблестью снискали
 Себе почтенье от граждан.
Кумир, поставленный в позор,
 Несмысленную чернь прельщает;
 Но коль художников в нем взор
 Прямых красот не ощущает, –
 Се образ ложныя молвы,
 Се глыба грязи позлащенной!
 И вы, без благости душевной,
 Не все ль, вельможи, таковы?
Не перлы перские на вас
 И не бразильски звезды ясны, –
 Для возлюбивших правду глаз
 Лишь добродетели прекрасны,
 Они суть смертных похвала.
 Калигула! твой конь в Сенате
 Не мог сиять, сияя в злате:
 Сияют добрые дела.
Осел останется ослом,
 Хотя осыпь его звездами;
 Где должно действовать умом,
 Он только хлопает ушами.
 О! тщетно счастия рука,
 Против естественного чина,
 Безумца рядит в господина
 Или в шумиху дурака,
Каких ни вымышляй пружин,
 Чтоб мужу бую умудриться,
 Не можно век носить личин,
 И истина должна открыться.
 Когда не сверг в боях, в судах,
 В советах царских – сопостатов,
 Всяк думает, что я Чупятов
 В мароккских лентах и звездах.
Оставя скипетр, трон, чертог,
 Быв странником, в пыли и в поте,
 Великий Петр, как некий бог,
 Блистал величеством в работе:
 Почтен и в рубище герой!
 Екатерина в низкой доле
 И не на царском бы престоле
 Была великою женой.
И впрямь, коль самолюбья лесть
 Не обуяла б ум надменный, –
 Что наше благородство, честь,
 Как не изящности душевны?
 Я князь – коль мой сияет дух;
 Владелец – коль страстьми владею;
 Болярин – коль за всех болею,
 Царю, закону, церкви друг.
Вельможу должны составлять
 Ум здравый, сердце просвещенно;
 Собой пример он должен дать,
 Что звание его священно,
 Что он орудье власти есть,
 Подпора царственного зданья;
 Вся мысль его, слова, деянья
 Должны быть – польза, слава, честь.
А ты, второй Сарданапал!
 К чему стремишь всех мыслей беги?
 На то ль, чтоб век твой протекал
 Средь игр, средь праздности и неги?
 Чтоб пурпур, злато всюду взор
 В твоих чертогах восхищали,
 Картины в зеркалах дышали,
 Мусия, мрамор и фарфор?
На то ль тебе пространный свет,
 Простерши раболепны длани,
 На прихотливый твой обед
 Вкуснейших яств приносит дани,
 Токай – густое льет вино,
 Левант – с звездами кофе жирный,
 Чтоб не хотел за труд всемирный
 Мгновенье бросить ты одно?
Там воды в просеках текут
 И, с шумом вверх стремясь, сверкают;
 Там розы средь зимы цветут
 И в рощах нимфы воспевают
 На то ль, чтобы на всё взирал
 Ты оком мрачным, равнодушным,
 Средь радостей казался скучным
 И в пресыщении зевал?
Орел, по высоте паря,
 Уж солнце зрит в лучах полдневных, –
 Но твой чертог едва заря
 Румянит сквозь завес червленных;
 Едва по зыблющим грудям
 С тобой лежащия Цирцеи
 Блистают розы и лилеи,
 Ты с ней покойно спишь, – а там?
А там израненный герой,
 Как лунь во бранях поседевший,
 Начальник прежде бывший твой, –
 В переднюю к тебе пришедший
 Принять по службе твой приказ, –
 Меж челядью твоей златою,
 Поникнув лавровой главою,
 Сидит и ждет тебя уж час!
А там – вдова стоит в сенях
 И горьки слезы проливает,
 С грудным младенцем на руках,
 Покрова твоего желает.
 За выгоды твои, за честь
 Она лишилася супруга;
 В тебе его знав прежде друга,
 Пришла мольбу свою принесть.
А там – на лестничный восход
 Прибрел на костылях согбенный
 Бесстрашный, старый воин тот,
 Тремя медальми украшенный,
 Которого в бою рука
 Избавила тебя от смерти:
 Он хочет руку ту простерти
 Для хлеба от тебя куска.
А там, – где жирный пес лежит,
 Гордится вратник галунами, –
 Заимодавцев полк стоит,
 К тебе пришедших за долгами.
 Проснися, сибарит! Ты спишь
 Иль только в сладкой неге дремлешь,
 Несчастных голосу не внемлешь
 И в развращенном сердце мнишь:
«Мне миг покоя моего
 Приятней, чем в исторьи веки;
 Жить для себя лишь одного,
 Лишь радостей уметь пить реки,
 Лишь ветром плыть, гнесть чернь ярмом;
 Стыд, совесть – слабых душ тревога!
 Нет добродетели! нет бога!» –
 Злодей, увы! – И грянул гром.
Блажен народ, который полн
 Благочестивой веры к богу,
 Хранит царев всегда закон,
 Чтит нравы, добродетель строгу
 Наследным перлом жен, детей,
 В единодушии – блаженство,
 Во правосудии – равенство,
 Свободу – во узде страстей!
Блажен народ! – где царь главой,
 Вельможи – здравы члены тела,
 Прилежно долг все правят свой,
 Чужого не касаясь дела;
 Глава не ждет от ног ума
 И сил у рук не отнимает,
 Ей взор и ухо предлагает, –
 Повелевает же сама.
Сим твердым узлом естества
 Коль царство лишь живет счастливым, –
 Вельможи! – славы, торжества
 Иных вам нет, как быть правдивым;
 Как блюсть народ, царя любить,
 О благе общем их стараться;
 Змеей пред троном не сгибаться,
 Стоять – и правду говорить.
О росский бодрственный народ,
 Отечески хранящий нравы!
 Когда расслаб весь смертных род,
 Какой ты не причастен славы?
 Каких в тебе вельможей нет? –
 Тот храбрым был средь бранных звуков;
 Здесь дал бесстрашный Долгоруков
 Монарху грозному ответ.
И в наши вижу времена
 Того я славного Камилла,
 Которого труды, война
 И старость дух не утомила.
 От грома звучных он побед
 Сошел в шалаш свой равнодушно,
 И от сохи опять послушно
 Он в поле Марсовом живет.
Тебе, герой! желаний муж!
 Не роскошью вельможа славный;
 Кумир сердец, пленитель душ,
 Вождь, лавром, маслиной венчанный!
 Я праведну здесь песнь воспел.
 Ты ею славься, утешайся,
 Борись вновь с бурями, мужайся,
 Как юный возносись орел.
Пари – и с высоты твоей
 По мракам смутного эфира
 Громовой пролети струей
 И, опочив на лоне мира,
 Возвесели еще царя. –
 Простри твой поздный блеск в народе,
 Как отдает свой долг природе
 Румяна вечера заря.
Поэтические произведения в некоторых случаях могут служить не только для эстетического удовольствия, но и интеллектуального развития. Многое о нравах и событиях конца XVIII века могут рассказать оды Гавриила Романовича Державина.
Одно из наиболее злободневных произведений поэта – стихотворение «Вельможа». В нём содержатся одновременно и поучение, и критика, и размышление на тему идеального политического устройства в России эпохи Просвещения. Оно было написано в 1794 году, и долгое время Гавриил Романович открещивался от авторства, поскольку в стихотворении весьма резко порицались деятели эпохи.
Вот, к примеру, такую метафору работы сенатских министров приводит поэт в строках оды:
 Осёл останется ослом,
 …
 Где должно действовать умом,
 Он только хлопает ушами.
Конечно, именитым екатерининским вельможам такое сравнение понравиться не могло. А как поэт проходится по приближённым императрицы! Используя узнаваемые образы, эпитеты и намёки, автор рисует портрет виднейшего царского фаворита князя Г. А. Потёмкина:
 А там израненный герой,
 Как лунь во бранях поседевший,
 Начальник прежде бывший твой,
 В переднюю к тебе пришедший
 …
 Сидит и ждёт тебя уж час.
В стихотворении приводится большое количество персонажей минувшего и настоящего. Поэт умело переплетает историю, сравнивая героев прошлого с современниками. При этом люди, прославившиеся за счёт своей жестокости, глупости и других отрицательных качеств и поступков ставятся в один ряд с гордецами, жившими во времена Державина. Так, тот же Потёмкин заслужил эпитет «второй Сарданапал» за свою тягу к праздности и любовь к пиршествам. Вельмож, которые стремятся получать награды, не делая ничего полезного, поэт сравнивает с сумасшедшим купцом Чупятовым, который изукрасил свой костюм фальшивыми орденами.
Есть, по мнению поэта, и достойные персоны. Намекая на них, Гавриил Романович использует сравнения со славными героями прошлого. Например, с римским консулом Камиллом автор сравнивает графа П. А. Румянцева-Задунайского, указывая на его имя в выражении «румяна вечера заря».
Размышляя о правильном устройстве государства, поэт предлагает свою модель. В его понимании страна предстаёт в виде организма, где царь – это голова, а чиновники выполняют функцию рук. Интересно, что похожая идея (органическая теория происхождения государства) будет сформулирована только к концу XIX века.
При всей политической актуальности ода «Вельможа» не лишена художественной ценности. В ней использованы нетривиальные эпитеты («позлащённая грязь», «душевны изящности», «бодрственный народ»), усиливающие эмоциональный накал анафоры («А там…», «Блажен народ!»). Сама композиция стихотворения внушает невольное уважение к таланту Гавриила Романовича: поэту удалось на протяжении 25 строф сохранять одну и ту же форму. Строфа представляет собой два четверостишия, первое имеет рифму вида abab, а второе – кольцевую рифму cddc.
Стоит отметить, что несмотря на то, что ода «Вельможа» написана более 200 лет назад, она по сей день не теряет остроты.
Источник