Выбор александра невского в пользу подчинения золотой орде

Выбор александра невского в пользу подчинения золотой орде thumbnail

Раздел 5. XIII век

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«В XIII веке в Великом Новгороде окон­чательно сложилась своеобразная система управления – боярская оли­гархическая республика».

Аргументы в подтверждение:

• глава городского самоуправления – по­садник – с самого появления этой долж­ности являлся выходцем из бояр;

• по мнению большинства историков, на общегосударственном вече были представлены не все новгородцы, а лишь выходцы ив знатных бояр – «300 золотых поясов».

Аргументы в опровержение:

• в Великом Новгороде была создана своеобразная система разделения властей, где были представлены не только бояре: приглашенный князь собирал дань и ведал защитой горо­да от внешних врагов, архиепископ ведал церковными делами, внешней политикой и казной;

• в Великом Новгороде в XIII веке вы­ходцем из бояр был лишь посадник, а остальные должности занимали пред­ставители других сословий: например, выборный тысяцкий, возглавлявший городское ополчение в случае войны, до середины XIV века не являлся боя­рином, простые горожане избирались старостами концов (районов) города и улиц.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Правление князя Юрия Всеволодовича было очень успешным, поскольку он успел сделать много полезного для страны».

Аргументы в подтверждение:

• Владимирское княжество за годы правления Юрия Всеволодовича рас­пространило свое влияние на боль­шую часть территории бывшей Киев­ской Руси;

• при Юрии Всеволодовиче было по­строено множество православных храмов и городов;

• при Юрии Всеволодовиче была устра­нена опасность набегов со стороны мордвы и Волжской Булгарии;

• Юрий Всеволодович нередко мирил удельных князей в ходе их междо­усобиц.

Аргументы в опровержение:

• Юрий Всеволодович не сумел объеди­нить русские княжества перед лицом внешней опасности накануне наше­ствия монголо-татар;

• Юрий Всеволодович не оказал своевре­менной помощи Рязанскому княжеству в борьбе против монголо-татар.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Правление князя Александра Невского было очень успешным, поскольку он успел сделать много полезного для страны».

Аргументы в подтверждение:

• при Александре Невском укрепилась власть великого князя, которому под­чинялись удельные князья;

• Владимирское княжество за годы правления Александра Невского рас­пространило свое влияние на боль­шую часть территории бывшей Киев­ской Руси;

• Александру Невскому удалось защи­тить русские земли от нападений шве­дов, ливонцев и литовцев;

• своевременная выплата дани Золотой Орде сняла опасность новых набегов татар.

Аргументы в опровержение:

• Александр Невский жестко подавлял восстания на Руси против монголо-татар;

• Александр Невский отказался открыто противостоять Орде, чем многие его современники были недовольны;

• выплата дани Золотой Орде значи­тельно замедляла развитие экономи­ки Руси.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Выбор князя Александра Невского в пользу подчинения Золотой Орде был исторической ошибкой и не соот­ветствовал национальным интересам Руси».

Аргументы в подтверждение:

• во время нашествия Батыя монголо- татарами было разорено не более 20% русских городов, что давало возмож­ность собрать и вооружить большое войско для борьбы с захватчиками;

• полководческие таланты А. Невского, по мнению ряда историков, в случае прямого военного столкновения мог­ли свести на нет превосходство мон­голо-татар в численности;

• выплата дани Золотой Орде значи­тельно замедляла развитие экономи­ки Руси.

Аргументы в опровержение:

• в 1240-х годах русские земли подвер­гались нападениям шведов, ливонцев и литовцев и подчинение А. Невского Орде давало ему возможность успеш­но отражать эти нападения, а в случае отказа подчиниться пришлось бы вое­вать на два фронта, что неминуемо привело бы к поражению;

• в сражениях 1237-1240 годов с монголо-татарами погибла большая часть профессиональных воинов-дружин­ников, составлявших ядро русского войска, а выступление против войска Орды с плохо обученными ополчен­цами неминуемо привело бы к пора­жению;

• подчинение Орде давало А. Невскому стратегическую паузу, необходимую для укрепления власти великого кня­зя, подчинения удельных князей и на­копления сил для решающего удара по Орде.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Ордынского ига на Руси не было».

Аргументы в подтверждение:

• отправки русских воинов в ордынское войско во второй половине XIII – XIV веке фактически не проводились;

• восстания в русских княжествах во второй половине XIII – первой трети XIV века подавлялись русскими князья­ми (нередко с помощью войск Орды), но не исключительно ордынцами;

• ордынские «рати» во второй половине XIII – первой трети XIV века на Русь приводили русские князья в ходе меж­доусобиц;

• дань для Орды («выход») во второй половине XIII – XIV веке собирали сами русские князья, баскаки лишь наблюдали за сбором дани и вели ее учет;

• ордынский «выход», по мнению ряда историков, являлся не данью покорен­ного народа, а откупом от сильного и агрессивного соседа (так, Россия откупалась от набегов со стороны Крымского ханства вплоть до конца XVII века);

• факт выдачи ханами русским князьям ярлыков (письменных разрешений) на княжение является спорным, посколь­ку информация о выдаче ярлыков на княжение дошла до наших дней лишь из летописей, ни одного ярлыка до наших дней не сохранилось;

• русские князья самостоятельно, не спрашивая ордынского хана, заключа­ли внешнеполитические соглашения.

Аргументы в опровержение:

• русским князьям приходилось полу­чать у ордынских ханов ярлык на кня­жение;

• ордынские войска совершали кара­тельные набеги на русские земли;

• уплата Орде ежегодной дани (выхо­да) и иных платежей (подарки хану и др.);

• отправка русских воинов в ордынское войско;

• содержание ордынских послов;

• жителям Руси приходилось выполнять в пользу ордынцев различные нату­ральные повинности (извоз, строи­тельство и т.п.);

• создание привилегированных условий для ордынских купцов.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто проти­воречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Ордынское владычество отрицатель­но сказалось на дальнейшем развитии русских княжеств».

Аргументы в подтверждение:

• ордынское владычество привело к упадку строительства ив камня и ис­чезновению сложных ремесел;

• выплата дани Орде замедляла раз­витие экономики русских княжеств;

• ордынские ханы постоянно ссорили русских князей между собой, не до­пуская таким образом объединения русских земель.

Аргументы в опровержение:

• ордынское владычество во многом способствовало прекращению княже­ских междоусобиц на Руси;

• ордынское владычество во многом способствовало ускорению процесса объединения русских земель;

• ордынское владычество не привело к смене системы духовно-нравственных ценностей на Руси;

• ордынцы осуществили на Руси неко­торые прогрессивные по тем вре­менам мероприятия: организовали почтовую службу («ямскую гоньбу»), провели перепись населения в фи­скальных целях.

Источник



Изучая историко-культурный стандарт для школьников [1, с. 49], в перечне «трудных вопросов по истории России» очень интересен следующий: «исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде». Существует определенная специфика источниковой базы по данной теме, характерная особенность которой – скудность и краткость. Именно поэтому обобщающие построения в этой области подвержены интерпретации автора и, как следствие, противоположным точкам зрения. Многое зависит от уровня компетенции исследователя, его пристрастий и целей. При этом стремление представить оригинальную точку зрения зачастую, несмотря на неполную аргументацию, приводит к фальсификации исторической действительности.

XIII век – один из самых сложных периодов в истории России. В ослабленные междоусобными войнами земли Древней Руси вторглись монголо-татары, в это же время ситуацией воспользовались немецкие рыцари и шведы. Именно в этом и заключался выбор между Западом и Востоком, однако возможен и третий путь – борьба и с западной экспансией, и с восточной.

О том, как «проходила» битва на Неве, написано очень много, но стоит обратить внимание на время, когда была битва. Тогда же Русь оказалась под влиянием не столько восточной цивилизации, сколько восточного варианта варварства, что сказалось на всех сторонах ее жизни, усилило цивилизационный раскол страны, сохранявшей свои европейские основания, привело к огрублению нравов и быта, к изоляции и общему падению уровня культуры.

Как считает известный советский историк, доктор исторических наук, профессор Пашуто В. Т., «этой битвой [Невской] началась борьба Руси за сохранение выхода к морю, столь важного для будущности русского народа. Победа предотвратила утрату берегов Финского залива и не дала прервать торговый обмен Руси с другими странами и тем облегчила русскому народу борьбу за свержение татаро-монгольского ига» [2, с. 67].

Еще одна проблема – это неверное представление о князьях в качестве всемогущих монархов, которые правят единолично и исключительно в своих интересах. На самом деле мы знаем о вечевой структуре, народном ополчении земель во главе с тысяцким, об избрании и изгнании князя на вече, чаще всего за бегство с поля сражения. Даже Александра Ярославовича новгородцы изгнали после его победы на Неве в 1240 году. Ответ на сложный вопрос «чем он их не устроил» источник не освещает, можно только догадываться, учитывая волевой характер князя.

Когда в 1241 году возникла угроза Новгороду от Ливонского ордена, после захвата рыцарями Изборска и Пскова, новгородцы просят обратно на престол князя Александра, его брата Андрея они не признали. Им нужен был победитель, способный князь.

Для Александра Невского период 40-х – начала 50-х гг. и есть период выбора, сделать который было очень трудно: необходимо было знать степень опасности и способность верно ее оценить, а уже исходя из этого, искать способы решения проблемы, да ещё и чтобы они не были отторгнуты населением.

Путь союза с Западом против Орды – выбор галицко-волынского князя Даниила Романовича. Как мы знаем, помощи Даниил не получил. Он принял титул короля, но католичество не принял, хотя Рим на этом упорно настаивал. В дальнейшем земли юго-запада Руси теряют самостоятельность и входят в состав европейских государств – Венгрии и Польши. Практически все союзы в тот период были непрочные, заключались и разрушались в зависимости от изменившейся политической ситуации.

Выбор брата Александра Невского Андрея Ярославовича – борьба с Ордой. Была ли ориентация на союз с Западом, доказательств не хватает. Хронологически повиновение Батыю совпадает с неповиновением Даниила Галицкого. Против Андрея Батый посылал карательную рать Неврюя, а против Даниила – Куремсы. Андрей был женат на дочери Даниила Галицкого, исходя из чего можно считать, что союз между ними очень даже возможен для совместного выступления. После разгрома Андрей нашел себе укрытие в Швеции.

В 1241 году после смерти великого кагана Угедея императорский престол захватила его вторая жена Туракина и управляла империей до августа 1246 года, когда на курултае каганом был избран ее сын Гуюк. Хан Бытый отказывался подчиняться ему еще во времена похода на Русь 1237-1240 гг.

Александр Невский выбрал другой путь – он отправился в Каракорум. В связи с этой поездкой его и обвинили в наведении на Русь рати Неврюя и в доносе на своего брата Андрея. В летописи про это ничего не сказано, аргументы исходят из логики: в 1248 году в Каракоруме вдова хана Гуюка наделила ярлыком на Киевское княжение старшего брата Александра. Младшего Андрея – Владимирским княжением. Казалось бы, формально Киевское княжение почетнее, но ситуация на Руси меняется, и фактически великим князем становится Владимирский. Разумеется, Александр недоволен.

В 1251 году Александр Невский отправился к новому монгольскому хану Мунке. Получает ярлык на Владимирское княжение и возвращается на Русь, но уже после того, как была послана карательная рать Неврюя и после бегства Андрея. Отсюда вопрос: откуда могли узнать Батый и его ставленник Мунке об антиордынской политике Андрея? Возможно, от Александра Невского.

Но почему Александр не поддержал Андрея? Видимо, братья пришли к разным выводам, тем более, что Александр был в далекой Новгородской земле, где и сталкивался с экспансией Запада. Однако для Владимирской земли и ее князя Андрея угроза с Запада весьма неактуальна.

С другой стороны, почему Александр должен был согласиться с выбором брата, если считал его губительным? Ведь во время завоевания Восточной Европы площадь Монгольской империи составляла 38 млн. кв. км с населением в 160 млн. человек. Да и никто не говорит, что князья не преследовали своих интересов, но и интересов Руси в том числе.

Для князей Северо-Восточной Руси контакты с кочевниками были привычны: династические связи, союзнические и военные столкновения, широко практиковалось использование половецких орд в межкняжеских столкновениях, что было обычным делом. Нередко князья терпели серьезные поражения от половцев, как это было в конце XI века, возможно, даже платили им дань. Восприятие монголов могло проходить через призму опыта русско-половецких отношений, тем более, что монголы оказались веротерпимы, не насаживали своей веры, наместников на княжение не оставляли, ограничивались сбором дани.

Между шведами и северной Русью шла борьба за влияние на карельские и финские земли, а также земли Прибалтики. В этом вопросе Рим занимал сторону противников Руси, неоднократно призывая к крестовому походу против племен этих территорий и их соседей, под которыми явно понималась Русь. Александр Невский знал практику крестоносцев, их цели не понаслышке. О том, что вопросы веры играли немаловажную роль в мотивации населения Руси, говорить не приходится.

Отсюда вопрос: могла ли Русь выдержать сопротивление и западной агрессии, и восточной, да еще и в условиях политической раздробленности? Вероятно, нет. Население Руси того времени и не представляло, насколько опасность с Востока велика, воспринимали ее лишь с позиции первичных русско-половецких связей. Объединить свои усилия с Даниилом Галицким Александр Невский тоже не мог. Во-первых, они были соперниками, лидерами в борьбе за объединение русских земель под личной властью. Во-вторых, у каждого из них было свое видение ситуации, свой выбор, который они считали единственно верным. На формирование их точек зрения влияло и геоположение их княжеств, и старые связи.

Под 1257 годом в летописи сообщается о восстании в Великом Новгороде в ответ на требования ордынских посланников провести перепись населения. Как сообщает источник, «пришла весть злая из Руси, что хотят татары тамгу и десятину (брать) на Новгороде, и волновались люди все лето» [3, с. 82]. В числе поддержавших восстание оказался княжич Василий. Александр Невский свел его с новгородского княжения, Василий бежал в Псков и больше, видимо, к самостоятельной деятельности допущен не был. Позиция и Андрея Ярославовича, и Василия Александровича свидетельствует о наличии среди населения антиордынских настроений и готовности к сопротивлению Орде.

Что касается расправы над новгородцами, то, по мнению исследователей, Александр расправляется с ними весьма жестким способом. Здесь тоже точки зрения историков разнятся: одни ставят князю это в упрёк, другие усматривают в подавлении восстания предотвращение карательного похода ордынцев.

Литература:

  1. Историко-культурный стандарт (проект). – М., 2013. – 50 с.
  2. Пашуто В. Т. Александр Невский. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1975. – 160 с.
  3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов // Полное собрание русских летописей. Т.3. – М., Л.: АН СССР, 1950. – 720 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Русь, Запад, Владимирское княжение, карательная рать, Киевское княжение, Нева, Новгород, Псков, Рим, русский народ.

Источник

Тип работы:Сочинение
Предмет:История
Дата добавления:11.10.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки сочинения.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы научитесь писать и оформлять сочинения по истории на любые темы:

Посмотрите похожие темы сочинений по истории возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

В XIII веке Россия попала в порок, узкий, с одной стороны, Монгольской Азией, а с другой – Латинской Европой. В 1206 году началось монгольское движение в Китай, Туркестан и Малую Азию. А менее чем через двадцать лет передовые конные отряды Чингисхана уже нанесли страшное поражение русским князьям в Калке.

Почти одновременно, в 1204 году, западноевропейские крестоносцы взяли Царьград в наступление и разграбили его; на месте православного Византийского царства была основана Латинская империя.

Трудный выбор между Востоком и Западом произошел у Александра Невского, когда нападение на Россию шло по всем фронтам. Венгрия и Польша устремились в Галицию и Волынь; немецкие крестоносцы утвердились в начале XIII века в Риге (Ливонский орден) и Пруссии (Тевтонский орден) и оттуда начали наступление на Псков и Новгород; шведы двинулись в Россию через Финляндию. Огнем и мечом европейские завоеватели обратились в католическую веру как язычники – литовцы, эстонцы и финны, так и православные – русские.

Время наибольшего напряжения для России – конец 30-х годов XIII века. Зима 1237-1238. – первый татарский погром в городах и селах Северо-Восточной Руси; в 1240 Орда взяла Киев; в том же году шведский правитель и полководец Биргер, воодушевленный отцом в крестовый поход против “неверных”, высадился на берегах Невы.

Россия могла героически погибнуть, буквально сгорев между двух огней, но не смогла устоять и спастись в бою одновременно на двух фронтах. Это очевидно для профессионального военного, способного оценить человеческие и материальные ресурсы. Поэтому российским правителям пришлось сделать выбор между Востоком и Западом – это очень интересный момент в истории, актуальный сегодня.

Два сильнейших русских князя того времени шли разными путями. Даниил Галицкий делал ставки на Запад и с его помощью пытался бороться с Востоком. Александр Невский отдал предпочтение Востоку и под его защитой решил дать отпор Западу. Даниил Галицкий был одним из четырех русских князей, переживших жестокое поражение на реке Калке. Он вспомнил первое знакомство с монголо-татарами, которое закончилось катастрофой. Во внешней и внутренней политике ему приходилось маневрировать между Папой Римским, правителями Угрии, Чехии, Польши и Литвы, и между татарскими ханами, их собственными боярами и родственниками князей. Первый страшный удар татар нанес юго-запад Руси в конце 1240 года, взяв Киев; тогда были опустошены вся Волынь и Галичина; разрушения были настолько сильны, что, например, к Бересте нельзя было подойти со зловонием гниющих трупов.

Дэниел не пытался сопротивляться. Еще до взятия Киева он отправился за помощью против монголо-татар у угорского царя. Но его усилия были напрасны. Как известно, монгольская волна охватила всю Восточную и Центральную Европу – Венгрию, Силезию, Моравию, Хорватию и Балканы. И монголы покинули Европу не потому, что там встретили серьезное военное сопротивление, а наоборот, везде одержали победу (у Легницы в Силезии; на реке Солоней в современной Венгрии). Они повернули назад из-за споров в глубине монгольской власти между правящими кланами.

Даниил вернулся в Россию, где ему пришлось вести долгую борьбу с боярами, князем Ростиславом Черниговским, угорским и поляческим. В 1250 году монголы вновь заинтересовались Юго-Западной Русью. Послы Батыя приказали Даниилу: “Отдай Галича”. Не имея сил для вооруженного сопротивления, Даниил решил подчиниться и сам отправился к Батыю. Пробыв в Орде почти месяц, он убедил хана оставить все свои земли позади. Западу тоже срочно понадобился князь, который бы понравился Батыйе: угорский царь Бела IV послал к Даниилу послов с предложением мира и родственного союза.

Сын Даниила Льва женился на дочери угорского царя. Со стороны Белого Даниил вмешался в ссору Центральной Европы – спор по поводу австрийского герцогства, чешских и моравских дел.

Повинуясь монголам, Даниил присоединился к мировой державе монгольской экспансии – словно попал в направление исторического потока. В Восточной и Центральной Европе у него были почти невидимые дипломатические перспективы. Но сам он закрыл их своей неспособностью понять значение исторического момента. Его союз с монголами не был задумчивым и последовательным, это был лишь случайный, хотя и умный, политический шаг. Его симпатии и привычки оттолкнули Даниила от Монгольской Азии. Блестящий и амбициозный князь предпочитал общество царей и рыцарей, восхищаясь и удивляя их своей храбростью. Зависимость от диких, с его точки зрения, кочевников и варваров казалась ему унизительной. Благосклонное отношение Батые было оскорбительным и трудным для Даниила. Эти чувства были ярко отражены летописцем.

Даниил начал искать возможности освободиться от монгольской зависимости.

Византийское царство было свергнуто, и, чтобы рассчитывать на помощь Запада, пришлось обратиться к формальному главе Запада – Папе Римскому. Даниил сделал это: он начал переговоры с Папой Иннокентием IV об объединении церквей. В ответ Папа обещал дать русскому духовенству различные льготы, запретил крестоносцам приобретать имения в русских краях без разрешения Великого князя; Папа обещал самому Великому князю царский титул. Наконец, Иннокентий IV дважды (в 1253 и 1254 годах) призывал всех королей Центральной и Восточной Европы начать крестовый поход против татар. Рассчитывая на помощь Запада, Даниил начал активно готовиться к войне с монголами: собирал войска и деньги, укреплял города, укреплял собственную власть. В 1255 году в Дрогичине Даниил был увенчан царской короной, присланной ему от папы римского.

Даниилу прежде всего нужна была военная помощь. Но она не пришла: никто не ответил на папины обращения.

Затем Дэниел прервал ношение и с Невинным IV. Тем временем монголо-татары готовили новое наступление. Даниил увидел, что не может с ними справиться, и был вынужден уступить. По просьбе Орды Даниил приостановил военные приготовления и сорвал укрепления городов Волыни (1261 г.).

В 1264 году умер Даниил Галицкий. Вся его “большая политика” была неудачной, он добился результата только в “малой политике” – борьбе против литовцев, не поддерживаемых ни монголами, ни крестоносцами.

Даниил обменял на повседневные политические мелочи и потерял главные нити исторических событий. Он выиграл несколько отдельных сражений, но проиграл самое главное – православную Россию. Его действия привели к порабощению юго-западной России латинянами.

Не прошло и ста лет после смерти Даниила, как вся Галицко-Волынская земля была разорвана на куски соседями: Угоры, поляки, литовцы…

Полной противоположностью политики Даниила Романовича является деятельность Александра Ярославича. Имея гораздо меньше шансов на успех, Александр достиг больших и долгосрочных результатов. Шумная эпопея Даниила Галицкого была потрачена впустую. Глубокая и настойчивая политическая работа Александра Невского привела к большим последствиям. В распоряжении Даниила были исключительно благоприятные исторические и географические ресурсы, прежде всего, прекрасный плацдарм в центре Центральной Европы. Если бы Даниил воспользовался поддержкой монголов с тыла, он мог бы завоевать все эти земли и прочно утвердить там русскую власть и православие. Но возможности Александра с точки зрения географического расположения его владений были крайне ограничены – отсталая Северо-Западная часть европейской России не была заинтересована в потенциальных западных союзниках.

Но если бы Александр не смог много купить, он мог бы многое потерять, и не только “окна в Европу” – Новгород и Псков. Речь шла о самом существовании России, о сохранении ее самобытности.

Целью было поддержать живую энергию русской культуры – православие – и обеспечить безопасность главного источника этой энергии – Родины русского народа – уже в то время.

Если бы Латинский Запад разгромил Новгород, Псков и Тверь, Северо-Восточная Русь стала бы слишком слабой для самостоятельной жизни и могла бы раствориться в ордынской стихии. Историческая задача Александра была двоякой: защитить границы России от атак Запада и укрепить национальное самосознание внутри страны. Для решения обеих задач необходимо было четко понять и глубоко прочувствовать исторический смысл самобытности русской культуры – православия.

Политическая система Александра также основывалась на спасении православной веры. Православие не на словах, а на деле воспринималось им как “столп и утверждение истины”. Поскольку фундамент был нерушимым, Александр уже не боялся искать исторических союзников для его утверждения.

Своим блестящим историческим инстинктом Александр понимал, что в его эпоху православие и самобытность русской культуры находились под угрозой с Запада, а не с Востока. Монголы несли рабство в тело, но не в душу. Появление “латинян” угрожало исказить душу. Католицизм был воинственным религиозным строем, который стремился подчинить себе и изменить православную веру русского народа по своей модели. У монголо-татар не было единой религиозной системы – Орда была только организованной военно-политической силой. Она навязывала законы, которые были гражданско-политическими, а не религиозно-церковными.

Первоначальная монгольская волна ни в коем случае не была мусульманской. Главным принципом монгольской власти была широкая терпимость, даже покровительство всех религий. Всего через сорок лет после битвы при Калке хан Золотой Орды принял ислам.

Православная церковь в России сохранила полную свободу действий. С этой стороны Александру Невскому не нужно было бояться монголов. Он видел в них силу, которая могла бы помочь ему защитить русскую культурную самобытность от западной агрессии.

Вся политика подчинения Александра монголам была не случайным политическим ходом, а реализацией глубоко продуманной политической системы.

Александр Ярославич начал царствовать незадолго до монгольского нашествия. В 1236 году князь Ярослав, отправившись в поход из Новгорода в Киев, посадил своего сына в Новгород как князя. Там же он находился во время первого монгольского нашествия на Русь зимой 1237-1238 годов. Татары не дошли до Новгорода, но Новгород, вместе со всеми русскими землями, стал подчиняться Ордынской державе.

В 1239 году отец Александра Ярослава был вынужден поехать в Орду за ярлыком к царствованию. Хан Батыю она была вручена с “великой честью”. Сын Константина Ярослава был отправлен в Азию по курсу Великого хана. Под видом мира на Востоке другой сын Ярослава, Александр, в эти годы блестяще отбивал все нападки с Запада.

В июле 1240 года войска шведа Ярла Биргера высадились на берегах Невы. Узнав об этом, Александр “ворвался в огонь” и отправился в поход “в маленьком отряде, не с большой силой, но с доверием к Святой Троице”. Победа Александра была решительной и полной. Согласно летописям, победа Невского произошла в атмосфере наибольшего религиозного напряжения.

В то время как Новгород был атакован шведами, Псков был взят немцами (лифляндскими рыцарями). Затем они вошли в новгородские земли и попытались закрепиться, построив крепость в Копорье.

В 1241 году Александр взял Копорье со всем немецким гарнизоном. В начале следующего года он взял Псков и отправился в Чудскую землю, находящуюся во владении Ливонского ордена. 5 апреля на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое сражение.

После ряда славных побед над Западом Александру пришлось почувствовать силу Востока: ему пришлось поехать во Владимир, чтобы попрощаться с отцом Ярославом, который уехал в Орду в Батю.

Повиновение Востоку дало возможность одержать победы на Западе (несколько успешных сражений с литовскими рыцарями в 1245 г. под Торопецом и Витебском). В том же году со скоростью великого хана вернулся брат Константин Ярославич. Вместо этого сам Ярослав отправился в Орду в качестве заложника. В августе 1246 года он принял участие в курултае, где великий хан был провозглашен Гуюком. Вскоре Ярослав заболел и умер там, в ханском возрасте. Историки утверждают, что он был отравлен. После смерти отца Александру пришлось самостоятельно выбирать между Востоком и Западом. Все звали его на свою сторону.

На Папском бульваре 1248 года Папа обещал Александру, в благодарность за признание римского престола, помочь лифляндским рыцарям в борьбе с монголо-татарами. С другой стороны, Батый через своих послов обратился к Александру следующим образом: “Береги себя; если ты думаешь сохранить свою землю, ты поклянешься немедленно прийти ко мне…”.

Александр отправился с братом Андреем в Батю, затем братья отправились к великому хану Гуюку (поездка в Азию заняла у них два года).

Андрей княжил во Владимире, Александр – в Новгороде и Киеве, в Твери третий брат – Ярослав. Александр, как старший, требовал от братьев повиновения. Его политической целью было объединение всей Руси под одной властью, и Александр использовал разные средства для достижения своей цели. Когда его братья отказались подчиняться ему, он смирил их с помощью Орды.

Александр также жестоко наказал новгородцев, которые не хотели отдавать дань уважения Орде.

В 1262 году Александр в последний раз воевал против Запада: он отправил своего сына Дмитрия и брата Ярослава в поход против Юрия Ливонского. Русские разгромили немцев и сожгли завод. В то время Александру пришлось самому отправиться в Орду, чтобы умилостивить разозлённого на восстание хана: во многих городах Северной Руси люди избивали татар-дальнобойщиков, не понимая, что за каждым баском стояла грозная сила всей Монгольской империи.

Александру удалось решить вопрос мирным путем, но спасение русской земли от новых разрушений стало его последним политическим актом. Александр пробыл в Орде почти год. Ему также удалось договориться об отмене набора в Россию войск, которые должны были участвовать в войне на Кавказе на стороне Орды. На обратном пути, в Нижнем Новгороде, князь заболел и умер 14 ноября 1263 года в Городеце на Волге.

Деятельность Александра определялась не только политическими планами и расчетами. Его политика была тесно связана с морально-нравственными религиозными концепциями. Александр Ярославич был не только политиком и воином, он был прежде всего глубоко верующим человеком и знающим богословом. Когда Папа Римский послал двух кардиналов к Александру, чтобы убедить его в истинности латинской веры, Александр выступил с подробным возражением. Характерно, что в критический момент Александр вспомнил слова Божьи: “Кто возьмёт меч меч, тот погибнет” (Мф. 26, 52).

Религиозно-нравственная философия Александра Невского была одновременно и политической. Две основные причины его “похода в Орду” приведены в “Жизни князя”. Готовность отложить живот за свой народ и “за благочестие” – такие устремления полностью соответствуют твердости Александра в православной вере и желанию любой ценой обеспечить существование Православной Церкви.

Вот что не понравилось Александру Ярославичу, это блеск земной славы “временного царства”. Но и Батый, и Даниил Галицкий хотели такой славы. Александр пожертвовал своим внешним благополучием ради глубины истинных основ власти, которые он понимал: “за благочестие и за весь свой народ”. “Татарская честь” была для эго Даниила: Александр принял его со смирением. Для Даниила было невыносимо становиться крепостным татарского хана: Александр тоже со смирением выдержал эту ношу. Он сопротивлялся искушению, которому поддался Даниил – путем компромисса с Западом в поисках союзников против Востока. Подчинение Александра Орды нельзя было оценить иначе, как подвиг смирения.

Подвиг не всегда является внешней мученической смертью, а иногда, наоборот, внутренней: не только видимой, но и невидимой – борьбой с искушениями души, подвигом самодисциплины и смирения. И этот подвиг может быть присущ не только жителю, но и главе государства.

Два подвига Александра Невского – подвиг ругани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранить православие как нравственную политическую силу русского народа. Эта цель была достигнута: на подготовленной Александром земле увеличилось Русское православное царство. Племя Александра построило московскую власть. Когда время и условия были выполнены, когда Россия обрела силу, а Орда, наоборот, раздавила и исчерпала себя, тогда политика подчинения Орде становится ненужной: православное царство может быть возведено прямо и открыто, православный флаг поднимается без страха. Тогда политика Александра Невского должна была стать политикой Дмитрия Донского.

Исторически, конечно, так и было: слуга Дмитрия вырос в смирении Александра. Московское царство во многом является плодом мудрой политики Александра. Степная книга, привнесшая в это царство духовные и исторические основы, раскрыла глубокое понимание истории.

Александр Невский и Даниил Галицкий воплощают в себе два оригинальных культурных типа русской и даже мировой истории: тип “западный” и тип “восточный”.

Разногласия между западцами и славянофилами в середине XIX в. проявились в основном в литературе. Осознание культурных противоречий Запада и Востока, а также поступков, чувств и подвигов прошлого должно быть понято и оценено нами по-новому. Яркие маяки двух мировоззрений сияют для нас образами русских князей – Даниила Галицкого и Александра Невского. Результатом блестящих, но непродуманных подвигов одного стало латинское рабство Юго-Западной Руси. Результатом подвигов другого стало великое русское государство.

Александра Невского особенно почитают как организатора русской власти, как человека, который жертвовал собой ради главного – будущего России. Веками русский народ, стоящий перед моральным выбором, обращался к его примеру. Вблизи нас в XX веке русские офицеры должны были решить: подчиниться злой силе, но остаться с народом и защитить свою страну, или уехать из России, помогая создать армию чужих стран. В ситуации выбора были иерархи Русской Церкви: подчиниться злой силе, но остаться с народом, оказать ему духовную поддержку в трудный час и взять мученический венец, или покинуть Россию и поднять, укрепить генофонд другого народа.

Каждый должен бы?