Выбор владимира в пользу православия
В «Ипатьевской летописи» есть особо ценный эпизод, относящийся к 984-986 годам. В нем описано посольство представителей разных стран к князю Владимиру Святославичу и выбор киевским правителем новой религии.
После повествования об одном из успешных военных походов летописец говорит, что в 6494 году от сотворения мира (986 году от Рождества Христова) к князю пришли болгары, которые убеждали его принять мусульманство. Их примеру последовали католики из Рима и хазарские евреи. Наконец, прибыл и греческий философ. Он рассказал князю Владимиру о православном исповедании Христа.
Интересно, что автор повествования не считает нужным объяснять причины прибытия такого посольства, описание которого так контрастирует с предшествующей деятельностью князя и рассказом о его бурной жизни. Между тем, именно через нетипичное построение повествования летописец позволяет понять, насколько осмысленным был путь киевского князя к принятию православия.
Решение принять новую веру — рискованный шаг для любого правителя. Чтобы разобраться в предпосылках таких кардинальных перемен, необходимо учитывать как исторический контекст, так и условия формирования личности самого князя.
Владимир был сыном князя Святослава Игоревича — язычника и полководца, вызывавшего уважение у предводителей славянских племен, печенегов и даже византийского императора. В то же время отец крестителя Руси имел представление о справедливости и чести, о чем свидетельствует его обычай предупреждать противников о начале военных действий словами «иду на вы!» Присуще ему было стремление к ограничению собственных потребностей: Святослав просто одевался, питался в походах тем, что мог найти, спал на земле, подложив седло своего коня под голову.
Мать князя Владимира Малуша была служанкой княгини Ольги, как гласит «Ипатьевская летопись», ее «милостницей». По мнению Д. И. Прозоровского, она помогала княгине раздавать милостыню, и отсюда можно сделать вывод, что она тоже, как и сама княгиня, была христианкой.
Рос юный князь в Киеве под присмотром мудрой бабушки, которая стремилась привить ему веру и научить его добродетельной жизни, но на формирование мировоззрения мальчика значительное влияние оказал авторитет отца, категорически отказывавшегося принять крещение. Таким образом, влечение к земным удовольствиям и неодолимое стремление к добру как две противоположные черты проявились впоследствии в деятельности князя Владимира.
По историческим данным, он был человеком воинственным, идущим до конца в своих желаниях, и в то же время мудрым правителем. Так, одной из предпосылок, повлиявших на его решение о перемене вероисповедания, стало понимание того, что именно религия является стержнем сильного государства.
Отсутствие единства между славянами и спор о превосходстве богов приводили к постоянным распрям между языческими племенами. Выделив из всех идолов Перуна, князь предпринял попытку придать ясность и общность религиозным воззрениям славян, но его усилия оказались тщетными. Это событие указало талантливому правителю на два возможных варианта существования его народа: разделение славян и подчинение их более сильными державами или же объединение племен и создание крепкого государства, прочной основой которого станет вера в Единого Бога.
Если быть внимательным к тексту летописи, то сразу можно отметить, что среди иностранных посетителей были только представители монотеистических религий. Скорее всего, визит иноземных подданных инициировал сам князь, поскольку далее следует повествование о том, как Владимир Святославич отправляет гонцов в те страны, из которых прибыли посланники, чтобы узнать, кто «как служит Богу».
В первую же очередь в выборе религии киевский правитель руководствуется личным стремлением к познанию Истины.
Князю Владимиру было не чуждо следование голосу совести – тому неотъемлемому нравственному закону, который Бог вложил в душу каждого человека (см. Рим. 2, 14–15). Даже тот, кто не ведает Творца, может следовать этому естественному ориентиру, помогающему контролировать мысли и поступки, или же заглушить его в себе и предаться порочной жизни. Этот же внутренний голос помогает человеку познать Бога.
Не случайно жизнь князя Владимира и его деятельность сравниваются с жизнью и служением апостола Павла. Савл, как его звали до крещения, предавал на мучения и смерть христиан.
Но только Богу — Единому Сердцеведцу (см. Деян. 15:8) было известно, что не жестокость руководила им, а ревностное желание прославить Творца и защитить иудейскую веру. Именно поэтому, когда Спаситель явился гонителю верующих на пути в Дамаск, тот с готовностью откликнулся на призыв Божий: «Господи! Что повелишь мне делать?» (Деян. 9, 6).
Так и князь Владимир, следуя призыву совести, неизменно стремился узнать Истину. С детства приученный относиться к вере как к важной составляющей жизни человека, Владимир Святославич сделал все, чтобы должным образом почтить богов. Как отмечает летописец, чествование идолов достигло наивысшего пика именно при правлении этого князя.
Вместе с возрастающим почитанием богато украшенных истуканов в душе правителя Киева возрастало и сомнение в том, что созданные человеческими руками идолы могут являться предметом поклонения, а также понимание того, что существует только один Бог. Это главным образом способствовало тому, что князь пожелал из всех языческих божеств выделить единственного, главного.
Вслед за открывшимся ему новым знанием последовало и постижение истинной веры. Подобное произошло и с заточенной в башне великомученицей Варварой. Через размышление и изучение природы она пришла к убеждению, что есть только один Творец этого мира, а затем уже она узнала о Христе.
Принимая представителей различных религий, князь проявил особую внимательность к рассказу гостей. Он искренне желал понять сущность каждой веры, что указывает на то, что Владимир Святославич в выборе вероисповедания искал смысл жизни, а не политические или экономические выгоды, как это было с Византийскими императорами Львом Исаврянином, желавшим воспользоваться религией для расширения территорий, или Иоанном VIII Палеолог, согласившемся принять Флорентийскую унию, чтобы сохранить от распада империю. Напротив, стремление киевского князя найти правильную веру стало началом развития единого русского государства.
Как гласит тропарь равноапостольному князю, желая найти «бесценный бисер — Христа», просветитель Руси исполнил слова Священного Писания: «взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29, 13).
Поэтому, когда князь услышал слова православного философа, он откликнулся на них всем сердцем и пожелал узнать, зачем Иисус Христос претерпел распятие. Тогда философ поведал ему о смысле Искупительной Жертвы и о евангельском описании Страшного Суда. И далее летопись гласит, что просветителю Руси «запали эти слова в сердце», поскольку он услышал то, к чему стремился и о чем говорил Спаситель: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).
За этим последовало крещение и чудесное исцеление князя Владимира от настигшей его слепоты, которое вновь возвращает нас к событию уверения первоверховного апостола Павла.
«Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он» (Деян. 9, 13), — усомнился тогда в достоинстве Савла принять крещение священнослужитель Анания, и до сих пор подвергают критике искренность намерений князя Владимира некоторые люди. Но Спаситель, Который и в первые века христианства, и во времена служения равноапостольного князя, и поныне все Тот же (см. Евр. 13, 8), предвидел преображение души крестителя Руси, и теперь уверяет смущающихся: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами» (Деян. 9, 15).
Источник
Одна легенда гласит, что Князь Владимир принял христианство в одном из городов Византии Херсонес, который захватил и соглашался вернуть только взамен за царевну Анну. По другой версии Владимир послал своих людей узнать о вере в других странах. Он не стал принимать законы евреев потому, что они после своего падения подвергались гонениям, и правитель не хотел такой судьбы для своего народа. Не устроили его и католики, и мусульмане, и в итоге князь остановил свой выбор на православии, приняв его в Киеве. Так как же было на самом деле?
Сейчас, мне кажется, достаточно трудно восстановить все события, но ученые неустанно собирают информацию по крупицам. По некоторым данным история великого киевского правителя началась то ли в 960-ом, то ли в 963-ем году от рождения Христова, в селение Будутино или Будутино-весь, что расположено под Псковом. Там у любовницы князя Святослава появился на свет сын, и дали ему имя Владимир, что значило владеющий миром.
Владимир с раннего возраста патологически боялся смерти. Возможно, это и подтолкнуло его к поиску ответов в новой религии. События, послужившие возникновением этого страха, произошли, когда мальчик был еще совсем юным, 9-ти лет от роду. В это время Киев оцепили печенеги. Лето того года вышло невыносимо жарким и к его середине в городе не было ни еды, ни воды. Люди стали есть не только своих домашних животных, но и себе подобных. Будущий князь запоминает состояния одиночества, безнадеги и огромного страха смерти, который будет двигать им всю его сознательную жизнь.
Определенно, большую роль в выборе Владимиром христианства сыграла его бабушка Ольга. Она стала первой православной женщиной на Руси. Историю ее крещения интересно описывает летопись: Ольга была не только умна, но и прекрасна и сводила многих мужчин с ума. В их числе оказался император Византии, который активно начал завоевывать ее расположение. Тогда княгиня сказала, что союз состоится только в том случае, только если они будут принадлежать одной религии, и византийский император крестил её. После обряда Ольга хитро вскинула бровь и произнесла, что отношения между ними теперь невозможны, ведь он стал её крестным отцом, на что правителю оставалось только восхититься умом женщины.
Когда княгиня ушла из жизни, Владимир был еще маленьким, но, несомненно, мудрости он научился у неё. В начале своего правления, князь имел большое количество наложниц, отличался буйным и дерзким нравом. Но еще тогда молодой правитель понял, что хочет иметь власть не только над Киевом, а над всей Русью, что в то время была необъединенной абстрактной территорией. Князь понимал, чтобы собрать все земли и народы воедино, мало просто захватить их, нужно дать еще что-то общее, что сплотило бы племена людей.
В то время стало важно наладить связи с Византией – крупнейшей и развитой державой. Это можно было сделать самым простым способом – женится на сестре императора. Таким образом, за 4 года до крещения, Владимир уже просил руку Анны, но получил решительный отказ. Но, спустя некоторое время, империя начала переживать сложные мятежные времена, и не могла справиться своими силами. Тогда византийский правитель обратился за подмогой к Владимиру. Князь поставил условие, что помощь будет только взамен за царевну, на что получил согласие, но в последующем императоры не сдержали слово.
Владимир не хотел отступать от задуманного и, собрав свое войско, захватил один византийский город. Он не предпринимал никаких боевых действий, просто ждал с дружиной ответа императоров. Спустя два месяца царевну Анну привезли князю и для того, чтобы соединить их союз, Владимир принимает христианство.
Также существует еще одно предание, рассказывающее о жестоком правителе, который безумно боялся смерти – исчезнуть навсегда, и пытался найти способ решения. Он нашел все ответы в византийском христианстве, что говорило о возможности воскрешения, и о том, что человеческая жизнь – это не просто короткий отрезок времени. Князь уверовал и отказался от язычества.
После принятия новой веры, Владимир начал воздвигать храмы на территории всей Руси, и достаточно жестко заставлял население отказаться от идолопоклонства. Сжигались статуи уходящего божества, обряды крещения проводились против воли жителей. Несмотря на грубый переход от одной религии к другой, это был умный политический ход для сплочения народов. Православие хорошо прижилось на Руси и что удивительно, даже в век развитой науки и технологического прогресса, не прекращает развиваться и набирать все большие обороты.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? – палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world) и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.
Источник
Князь Владимир Святославич — одна из ключевых фигур в истории русского народа. При его правлении Киевская Русь стала православным государством. В статье рассмотрим кто такой князь Владимир, жизнь на Руси до принятия православия, причины выбора христианства князем Владимиром.
Дата рождения князя достоверно неизвестна, датируют ее примерно 960 годом. Владимир — сын князя Святослава Игоревича и служанки Малуши, которая была раздатчицей милостыни при княгине Ольге.
Причина 1: Его бабушка Ольга приняла христианство
Будущего правителя в Киеве предположительно воспитывал его дядя, воевода Добрыня. Несмотря на то, что он жил при княжеском дворе Ольги, его долго обзывали «робибич» (сын служанки).
Ольга в 955 году приняла христианство в Константинополе. При крещении ей было дано имя Елена. Она стала первой крещенной правительницей Руси. Очевидно, религиозное мировоззрение княгини наложило отпечаток на воспитание Владимира.
Княгиня Ольга — первая правительница Руси, принявшая крещение. Бабушка князя Владимира
В 969 году князь Святослав, отец Владимира, разделил свои владения между братьями Владимира. Ярополку отдал Киев, а Олегу — Древлянскую землю. В это же время новгородцы приехали просить князя для своих земель. По совету Добрыни, князем новгородцев стал несовершеннолетний Владимир.
В 972 году отец князя погиб. В 977 году между старшими братьями Владимира начались междоусобные войны, в которых погиб Олег. Владимир, испугавшись подобной участи, сбежал. Предположительно, в Скандинавию или Прибалтику. Через некоторое время он вернулся в Новгород и одержал победу в войне со своим братом. В 978 году Владимир стал править в Киеве.
Князь Владимир — правитель Киевской Руси
До крещения Руси на ее территории главенствовало язычество или многобожие. Язычество тесно связано с поклонением природным силам. Богом Солнца был Ярило, богом огня — Сварог, богом войны — Перун. Традиционным для язычников было жертвоприношение во имя богов. Иногда в жертву приносили людей.
Придя к киевскому престолу, Владимир не сразу принял христианство. Этому предшествовали его попытки укрепить язычество. Он установил статуи главных языческих богов на главных площадях Киева и Новгорода, куда могли приходить все жители, чтобы отдать хвалу богам. Были установлены идолы Перуна — бога войны, Стрибога — бога вехра, Даждьбога — сына бога огня, Мокоши — богини женского рукоделия.
Причина 2: Принятие христианства в европейских странах
Когда на территории Руси главенствовало язычество, в других странах языческие верования отошли на второй план. К тому моменту широкое распространение приобрели мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Они значительно отличались от язычества. Все эти религии проповедуют монотеизм – веру в единого Бога.
К моменту, когда Владимир пришел к правлению, Русь уже была хорошо знакома с христианством. Народы, что жили по соседству уже были христианами. Поэтому религия была не чужда жителям Руси.
Изменение международного положения Руси, а именно тесное сотрудничество со многими зарубежными государствами, заставило князя пересмотреть свои религиозные взгляды. Это впоследствии стало одной из причин почему Владимир принял христианство. Он стал выбирать среди мировых религий ту, которая должна стать государственной.
То, как Владимир выбирал религию, описано в летописи «Испытание вер». Согласно ему, правитель вызывал проповедников всех религий и общался с ними, чтобы сделать свой выбор. На это у князя ушло примерно 2 года. Он отнесся к выбору вероисповедания очень ответственно.
В 986 году он принял волжских булгар, представителей ислама. Когда он узнал об обрядах, традициях и запретах религии, он отказался. Особенно его смутил запрет на распитие вина. Однако, не только это повлияло на решение отказать гостям мусульманам.
Причина 3: вражеские отношения с Хазарией и Волжской Болгарией
С Хазарией и Волжской Болгарией у Владимира были вражеские отношения. К тому же они приняли ислам и построили свою культуру на основе традиций и обрядов, которые были чужды русскому народу и самому Владимиру.
Не нашел общего языка князь и с представителями католицизма из Рима.
Отказ получили и иудеи. Причиной было отсутствие собственной земли у хазарских евреев, которая была разгромлена отцом Владимира, Святославом.
Причина 4: Духовные поиски Владимира
Далее состоялась встреча князя с византийцем. Философ (так он был назван летописцем за проявленную мудрость) из Греции рассказал ему о вере христиан и о Библии. Самой удачной оказалась встреча с греческим гостем.
Кроме прочих причин почему Владимир выбрал православие, им двигало стремление познать истину. Он часто руководствовался совестью и честью в своих поступках, в принятии решений и в правлении. Поэтому, выбирая религию, он основывался на собственных принципах, схожих с теми, что описывались в Библии.
Тем не менее князь Владимир выбрал православие не сразу. После совещаний с приближенными, он принял решение посетить богослужение мусульман, иудеев, немцев и греков. Посланники князя, посетив Константинополь высказали свой восторг: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле». В итоге, Владимир выбрал христианство.
Причина 5: Политический интерес в сотрудничестве с Византией
Владимир был хорошим правителем, который беспокоился и о благополучии своих подданных. Он знал, что союзничество с Византией – выгодное решение. Один из способов его достижения – принятие византийской религии. Это обеспечивало Киевской Руси торговлю с Константинополем, Крымом и Балканами. Также Византия имела большое влияние на боевые действия печенегов. И это было веской причиной для сотрудничества с ней.
988
в этом году состоялось принятие христианства
Владимира окрестили в Константинопольском храме. После чего, в этом же году окрестили жителей Киева. К сожалению, о самом процессе крещения князя известно крайне мало. Даже о дате крещения некоторые ученые все еще спорят. Некоторые утверждают, что его крестили в 987 году, другие настаивают на 988 году.
Крещение князя Владимира — 988 год
Причина 6: люди имели доступ к книгам о богослужении на русском языке
Другой причиной почему Владимир принял христианство стало то, у русских была возможность читать богослужебные книги на родном языке. Примерно веком ранее, до княжения Владимира, священные книги были переведены на славянский язык Кириллом и Мефодием. К моменту выбора религии князем, народу уже хорошо было известно и духовно близко христианство и его основные постулаты.
Источник