Выход дань в пользу золотой орды

Выход дань в пользу золотой орды thumbnail

ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД – налог, собиравшийся с населения русских княжеств и земель в пользу Орды.

Вве­дён в 1242 году, ко­гда хан Ба­тый объ­я­вил русским князь­ям о под­чи­не­нии их вла­сти ха­на Мон­голь­ской им­пе­рии и ус­та­но­ви­лось мон­го­ло-та­тар­ское иго. На Ру­си этот на­лог по­лу­чил название «вы­ход» (до­слов­ный пе­ре­вод араб. тер­ми­на «ха­радж»), или «ор­дын­ская дань».

Пер­вое опи­са­ние раз­ме­ров Ордынского выхода при­над­ле­жит Ио­ан­ну де Пла­но Кар­пи­ни, ко­то­рый, в 1246 году бу­ду­чи в Кие­ве, от­ме­тил, что ка­ж­дый жи­тель вплоть до мла­ден­ца дол­жен был еже­год­но от­да­вать 5 шкур (мед­ве­жью, боб­ро­вую, со­бо­лью, хорь­ка, чёр­ной ли­си­цы). Лю­ди, не за­пла­тив­шие Ордынского выхода, долж­ны бы­ли быть об­ра­ще­ны в ра­бов мон­го­лов. Эти сви­де­тель­ст­ва XIII века со­пос­та­ви­мы с дан­ны­ми бо­лее позд­не­го вре­ме­ни. В ча­ст­но­сти, гра­мо­та великого княжества вла­ди­мир­ско­го Дмит­рия Ива­но­ви­ча (ме­ж­ду 1363 и 1374 годами), вы­дан­ная не­кое­му охот­ни­ку Ев­сев­ке, за­фик­си­ро­ва­ла тот же раз­мер да­ни – 5 шкур, од­на­ко толь­ко кунь­их. Оче­вид­но, что Ордынский выход 1246 года был бо­лее об­ре­ме­ни­те­лен, чем московский на­лог 3-й четверти XIV века. Бо­лее то­го, охот­ник- об­роч­ник XIV века до­пол­ни­тель­но по­лу­чал различные на­ло­го­вые льго­ты.

В ре­зуль­та­те про­ве­дён­ных мон­го­ла­ми в 1250-1270-х годов в Северо-Восточной Ру­си и Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ке пе­ре­пи­сей (смотри «Чис­ло») взи­ма­ние Ордынского выхода при­об­ре­ло по­все­ме­ст­ный и ре­гу­ляр­ный ха­рак­тер. От вы­пла­ты Ордынского выхода по осо­бым яр­лы­кам хан­ским ос­во­бо­ж­да­лись толь­ко ду­хо­вен­ст­во и взрос­лые сы­но­вья свя­щен­ни­ков, ес­ли они не­раз­дель­но жи­ли с от­ца­ми. По сви­де­тель­ст­ву 1330-х годов, в Ор­ду из русских кня­жеств и зе­мель дос­тав­ля­лись мно­го­численные се­реб­ря­ные слит­ки – сау­мы (со­мы), по-ви­ди­мо­му в ка­че­ст­ве да­ни. По­сле взя­тия Мо­ск­вы ор­дын­ца­ми в хо­де Тох­та­мы­ша на­бе­га 1382 года раз­мер Ордынского выхода по­вы­сил­ся. Ле­то­пи­сец от­ме­тил, что в 1384 году «бысть ве­ли­кая дань тяж­каа по все­му кня­же­нию ве­ли­ко­му, вся­ко­му без оть­дат­ка, со вся­кые де­рев­ни по плъти­не. То­гда же и зла­том да­ва­ша въ Ор­ду, Новъ­го­родъ Ве­ли­кыи далъ чер­нои боръ». Пол­ти­на (по­ло­ви­на руб­ля) яв­ля­лась в XIV-XV веках боль­шой сум­мой. Например, в Пско­ве, зем­ли ко­то­ро­го не от­ли­ча­лись осо­бым пло­до­ро­ди­ем, в конце XV века на пол­ти­ну мож­но бы­ло ку­пить в различные го­ды в за­ви­си­мо­сти от уро­жая зер­но­вых от 200 до 975 кг зер­на. В центральных рай­онах Северо-Восточной Ру­си в XV веке за пол­ти­ну про­да­ва­ли 10 овец. В 1390 году со­во­куп­ные пла­те­жи с Мо­с­ков­ско­го великого княжества (в 1389 году был ра­вен 1000 руб.), быв­ших Га­лиц­ко­го и Дмит­ров­ско­го кня­жеств, Вла­ди­мир­ско­го великого княжества со­ста­ви­ли 5 тысяч рублей. В начале XV века с тер­ри­то­рий бывшего Ни­же­го­род­ско­го великого княжества (без его суз­даль­ской час­ти) взи­ма­лось 1,5 тысяч рублей. С других земель, на­хо­див­ших­ся то­гда под вла­стью великого княжества мо­с­ков­ско­го, со­би­ра­лось 7 тысяч рублей. Не­из­вест­ны раз­ме­ры Ордынского выхода, взи­мав­ше­го­ся с Твер­ско­го вели­ко­го, Рос­тов­ско­го, Яро­слав­ско­го, Бе­ло­зер­ско­го, Юрь­ев­ско­го, Суз­даль­ско­го кня­жеств, Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ки, Ря­зан­ско­го великого княжества. Эти кня­же­ст­ва и зем­ли ино­гда объ­е­ди­ня­лись в сою­зы, что­бы с мень­ши­ми за­тра­та­ми дос­тав­лять Ордынский выход в Ор­ду. Ве­ро­ят­но, об­щая сум­ма Ордынского выхода с русских кня­жеств и зе­мель со­став­ля­ла не ме­нее 15000 рублей. (при­мер­но 3 тонны се­реб­ра) в год. Раз­ме­ры Ордынского выхода не­сколь­ко ко­ле­ба­лись, не все­гда он вы­пла­чи­вал­ся во­вре­мя, а ино­гда во­об­ще не вы­пла­чи­вал­ся. Московские кня­зья не пла­ти­ли его в 1361-1371, 1374-1380 годах, в начале XV века, с 1472 года (по мне­нию ря­да ис­следо­ва­те­лей, с 1478 года).

Кро­ме Ордынского выхода, ино­гда с на­се­ле­ния взи­ма­лись экс­т­ра­ор­ди­нар­ные хан­ские «за­про­сы» – вне­оче­ред­ные пла­те­жи.

Не­смот­ря на свер­же­ние мон­го­ло-та­тар­ско­го ига, пе­рио­ди­че­ски фи­нан­со­вые сред­ст­ва про­дол­жа­ли по­сту­пать из русских кня­жеств и зе­мель (за­тем и из Русского государства) го­су­дар­ст­вам – пре­ем­ни­кам Зо­ло­той Ор­ды, но де­ла­лось это главным образом по со­об­ра­же­ни­ям дип­ло­ма­тии, уже на доб­ро­воль­ной, а не на при­ну­дительной ос­но­ве.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Источник

По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

Читайте также:  В чем польза путешествий для детей

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Читайте также:  Турмалин браслет польза и вред

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

***

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Читайте также:  Кешью польза и вред суточная норма

Читайте также:

История налогов. Часть 2: кто оплатил расширение Московии до империи

История налогов. Часть 3: зигзаги Российской империи

История налогов. Часть 4: скинуться на советскую власть

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX – начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Источник

Ордынский выход – это одна из самых известных повинностей, существовавших на Руси с XIII по XV века. В это время крестьяне стонали под тяжестью монголо-татарского ига, к которому прибавлялась еще и дань, выплачиваемая местным князьям. Это был один из самых сложных периодов в жизни русского народа. Русь тонула в крови от набегов чужаков и восстаний крестьян.

ордынский выход

Система выплаты дани

В начале XIII века русская земля была окроплена кровью, пылали целые деревни и города. От набегов войск Золотой Орды не было спасения, страдали люди разных сословий и возрастов. Русичи только и занимались тем, что отстраивали жилье и укрепляли поселки. Но очень скоро монголы поняли, что нападать на поселения невыгодно, поскольку люди истощенные, бедные, урожай собирать не успевают. Вот тогда и был введен ордынский выход. Дань – это постоянные, фиксированные поступления в казну, при этом не нужно было ни на кого нападать.

В 1257 году провели перепись населения, таким образом, монголо-татары точно знали, какое княжество сколько им должно уплатить повинности. Дань Золотой Орде собиралась с земель, семейства, плуга, также люди обязаны были уплачивать пошлины за пчеловодство, рыболовство, охоту на птиц и зверей. За порядком следили ордынские военные отряды, также в каждом княжестве располагались воеводы-баскаки, которые и собирали дань.

На кого распространялась повинность?

Ордынский выход действовал на всех землях русских княжеств, повинность платили абсолютно все. Исключение составляли представители византийской православной церкви. Объяснялось это очень просто – Орда состояла в дружеских отношениях с Византией, и портить их из-за желания наживы никто не собирался. Кроме того, православная церковь учила людей смирению, а это было выгодно монголо-татарам. Верующие крестьяне молча терпели присутствие на своей территории чужаков, без нареканий отдавали часть урожая. Ведь нужно повиноваться завоевателям, на все воля Божья…

дань золотой орде

Размер дани

Ордынский выход собирался в денежном эквиваленте. Поскольку в то время на Руси своей денежной системы не было, ввели монгольскую. Многие историки говорят о том, что повинности в Средние века для русских крестьян были непомерными, но вот виноваты ли в этом ордынцы? Дань в самом начале называли десятинной. Исходя из названия, становится ясно, что люди должны были платить 1/10 часть от своего дохода.

регулярная дань которую собирали на руси для хана золотой орды

Из сохранившихся источников известно, что в 1275 году монголы брали с «сохи» по полугривне серебра, в 1384 году – с деревни по полрубля, в 1408 – с «сохи» полтину. Следует учесть, что деревня и «соха», а также гривна и рубль – одно и то же. Из этого следует, что на протяжении XIII – XV веков размер дани не менялся. Кроме того, монголо-татары собирали повинность не ежегодно, а раз в 7 лет. Конечно, это было накладно, поскольку за это время скапливалась приличная сумма, но все же монголы требовали не так и много – примерно 1,5% от дохода.

Прекращение выплат

Несмотря на то что регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды, в процентном соотношении была не столь значительной, крестьяне порой оставались вовсе без урожая и средств для существования. Причиной были повинности, дополнительно взимаемые местными князьями. Людей, которые не имели возможности платить указанную сумму, превращали в рабов. Со временем крестьяне начали бунтовать, восстания произошли в Ростове, Новгороде, Ярославле, Суздале. Конечно, их подавили, много крови тогда пролилось, но все же ордынцы отказались от системы баскачества, а сбор дани переложили на плечи князей. Уплата повинностей Золотой Орде продолжалась до XV века. Потом князья хоть и собирали с людей дань, но не возили ее ханам, а Иоанн Васильевич III и вовсе прекратил выплачивать ордынский выход.

Источник