Выход это дань в пользу золотой орды
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД – налог, собиравшийся с населения русских княжеств и земель в пользу Орды.
Введён в 1242 году, когда хан Батый объявил русским князьям о подчинении их власти хана Монгольской империи и установилось монголо-татарское иго. На Руси этот налог получил название «выход» (дословный перевод араб. термина «харадж»), или «ордынская дань».
Первое описание размеров Ордынского выхода принадлежит Иоанну де Плано Карпини, который, в 1246 году будучи в Киеве, отметил, что каждый житель вплоть до младенца должен был ежегодно отдавать 5 шкур (медвежью, бобровую, соболью, хорька, чёрной лисицы). Люди, не заплатившие Ордынского выхода, должны были быть обращены в рабов монголов. Эти свидетельства XIII века сопоставимы с данными более позднего времени. В частности, грамота великого княжества владимирского Дмитрия Ивановича (между 1363 и 1374 годами), выданная некоему охотнику Евсевке, зафиксировала тот же размер дани – 5 шкур, однако только куньих. Очевидно, что Ордынский выход 1246 года был более обременителен, чем московский налог 3-й четверти XIV века. Более того, охотник- оброчник XIV века дополнительно получал различные налоговые льготы.
В результате проведённых монголами в 1250-1270-х годов в Северо-Восточной Руси и Новгородской республике переписей (смотри «Число») взимание Ордынского выхода приобрело повсеместный и регулярный характер. От выплаты Ордынского выхода по особым ярлыкам ханским освобождались только духовенство и взрослые сыновья священников, если они нераздельно жили с отцами. По свидетельству 1330-х годов, в Орду из русских княжеств и земель доставлялись многочисленные серебряные слитки – саумы (сомы), по-видимому в качестве дани. После взятия Москвы ордынцами в ходе Тохтамыша набега 1382 года размер Ордынского выхода повысился. Летописец отметил, что в 1384 году «бысть великая дань тяжкаа по всему княжению великому, всякому без отьдатка, со всякые деревни по плътине. Тогда же и златом даваша въ Орду, Новъгородъ Великыи далъ чернои боръ». Полтина (половина рубля) являлась в XIV-XV веках большой суммой. Например, в Пскове, земли которого не отличались особым плодородием, в конце XV века на полтину можно было купить в различные годы в зависимости от урожая зерновых от 200 до 975 кг зерна. В центральных районах Северо-Восточной Руси в XV веке за полтину продавали 10 овец. В 1390 году совокупные платежи с Московского великого княжества (в 1389 году был равен 1000 руб.), бывших Галицкого и Дмитровского княжеств, Владимирского великого княжества составили 5 тысяч рублей. В начале XV века с территорий бывшего Нижегородского великого княжества (без его суздальской части) взималось 1,5 тысяч рублей. С других земель, находившихся тогда под властью великого княжества московского, собиралось 7 тысяч рублей. Неизвестны размеры Ордынского выхода, взимавшегося с Тверского великого, Ростовского, Ярославского, Белозерского, Юрьевского, Суздальского княжеств, Новгородской республики, Рязанского великого княжества. Эти княжества и земли иногда объединялись в союзы, чтобы с меньшими затратами доставлять Ордынский выход в Орду. Вероятно, общая сумма Ордынского выхода с русских княжеств и земель составляла не менее 15000 рублей. (примерно 3 тонны серебра) в год. Размеры Ордынского выхода несколько колебались, не всегда он выплачивался вовремя, а иногда вообще не выплачивался. Московские князья не платили его в 1361-1371, 1374-1380 годах, в начале XV века, с 1472 года (по мнению ряда исследователей, с 1478 года).
Кроме Ордынского выхода, иногда с населения взимались экстраординарные ханские «запросы» – внеочередные платежи.
Несмотря на свержение монголо-татарского ига, периодически финансовые средства продолжали поступать из русских княжеств и земель (затем и из Русского государства) государствам – преемникам Золотой Орды, но делалось это главным образом по соображениям дипломатии, уже на добровольной, а не на принудительной основе.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Источник
Ордынский выход
дань, которая выплачивалась русскими землями во 2-й половины 13—15 вв. монголо-татарским ханам, правителям Золотой Орды (См. Золотая Орда) (см. Монголо-татарское иго на Руси). О. в. собирали со всех русских людей, кроме духовенства. Неуплата дани квалифицировалась как неповиновение и жестоко каралась (лишение имущества, увод в рабство и т.п.). Размер дани не был постоянным, зависел от «запроса» ханов. О. в. во 2-й половине 13 в. собирался, как правило, откупщиками-мусульманами. Непосильная тяжесть О. в., бесчинства Баскаков, откупщиков вызывали многочисленные народные восстания (в 1257, 1259 в Великом Новгороде, в 1262, 1289 в Ростове, Владимире, Ярославле, Суздале и др.). В конце 13 — начале 14 вв. монголо-татары передали право сбора О. в. русскими князьям. Как правило, русские князья собранный О в. отдавали великому князю владимирскому, который переправлял его хану Золотой Орды. В 14 в. право непосредственной передачи О. в. получили также великие князья тверские, рязанские и, возможно, нижегородские. Русские князья использовали право сбора О. в для личного обогащения и усиления своей власти. После Куликовской битвы 1380 (См. Куликовская битва 1380) О. в. выплачивался нерегулярно Фактически выплата прекращается с 1470-х гг. Попытка хана Ахмата принудить Ивана III к уплате О. в. окончилась свержением монголо-татарского ига.
Лит.: Насонов А. Н., Монголы и Русь, М. — Л., 1940.
В. И. Буганов.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.
Смотреть что такое “Ордынский выход” в других словарях:
Ордынский выход — Ордынский выход дань, выплачивавшаяся Золотой Орде русскими землями в XIII XV веках. Этой данью облагалось все население, кроме духовенства. Размер был непостоянен, он зависел от численности населения. Ордынский выход собирался баскаками и… … Википедия
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД — дань с русских земель Золотой Орде в 13 15 вв. Облагалось все население, кроме духовенства. Размер непостоянен. Собирался баскаками и откупщиками мусульманами, с нач. 14 в. русскими князьями … Большой Энциклопедический словарь
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД — ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД, дань с русских земель Золотой Орде в 13 15 вв. Облагалось всё население, кроме духовенства. Размер непостоянен. Собирался баскаками и откупщиками мусульманами, с начала 14 в. русскими князьями. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
ордынский выход — дань с русских земель Золотой Орде в XIII XV вв. Облагалось всё население, кроме духовенства. Размер непостоянен. Собирался баскаками и откупщиками мусульманами, с начала XIV в. русскими князьями. * * * ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД, дань,… … Энциклопедический словарь
ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД — дань, к рая выплачивалась рус. землями во 2 й пол. 13 15 вв. Выплата О. в. обусловливалась вассальными отношениями рус. князей по отношению к тат. монг. ханам Золотой Орды (см. Монголо татарское иго на Руси). О. в. собирали со всех рус. людей,… … Советская историческая энциклопедия
Выход ордынский — дань, которую платили русские князья татарам более 200 лет, начиная с Ярослава Всеволодовича (1241). В 1257 г. численниками татарскими было переписано все население Русской земли и обложено определенною данью (выходом), которую собирали и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВЫХОД ОРДЫНСКИЙ — дань и добыча с русских земель в пользу великого хана. Делилась между великим ханом в Каракаруме и его представителем в Сарае. В 1242 г. Батый впервые потребовал с русских земель дань. Первоначально дань собирали сами русские князья; сбором дани… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
Иоанн III Васильевич — великий князь всея Руси, называемый также иногда Великим, старший сын великого князя Василия Васильевича Темного и супруги его, великой княгини Марии Ярославны, внучки кн. Владимира Андреевича Храброго, род. 22 января 1440 г., в день памяти… … Большая биографическая энциклопедия
дань — и; ж. 1. В Древней Руси и некоторых других странах: подать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью. 2. То, что следует воздать; должное.… … Энциклопедический словарь
Василий Димитриевич — великий князь владимирский и московский (1389 1425). Хотя В. Д., сын Димитрия Донского, и возведен был на великокняжеский престол послом хана, но с его княжения великое княжество сделалось окончательно достоянием московских князей. Перевес его… … Большая биографическая энциклопедия
Источник
Знаменитая картина С. В. Иванова “Баскаки”. 1909 г.
Вот так и представляется нам сейчас сбор дани с русских селений монголами. Деньги, бутылки какие-то, люди связанные. А как было на самом деле?
Для начала продолжим смотреть на потомков Всеволода Большое Гнездо, а именно на потомков его сына Ярослава Всеволодовича. В прошлой статье мы остановились на правлении Александра Невского. Напомню, что он активно выступал за орду, воевал с непокорными, был инициатором походов ордынских войск на Русь и добивался сбора дани со всех русских княжеств.
После его смерти великое княжение на Руси гуляло между его братьями и сыновьями. Они тоже активно участвовали в сборе дани для Орды. Проводили перепись населения, воевали с Новгородом и Смоленском, воевали между собой и с ливонцами. Убивали друг друга в Орде, становились святыми. Даже собранную дань пускали на коммерческие предприятия. В общем, боролись за власть и личное обогащение как могли. Пока в 1328 году на Великое княжение не пришёл Иван I Данилович Калита. Пришёл он, надо сказать не один, а с монгольским войском. Путём подавления сопротивления и жесточайших расправ он установил единоличный контроль почти над всеми княжествами и начал собирать дань со всех соседей в пользу Орды (исследователи считают, что и себя не забывал). Но с его приходом на Руси установился довольно мирный период и началось перемещение великого княжения в Москву. Его прямые потомки и продолжили править уже Московской Русью.
Хан Узбек. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Истинный монгол.
Теперь посмотрим, откуда мы знаем про дань, которую собирали для завоевателей.
Первое упоминание встречается у Иоанна де Плано Карпини, который, в 1246 писал, что каждый житель вплоть до младенца должен был ежегодно отдавать 5 шкур (медвежью, бобровую, соболью, хорька, чёрной лисицы). Люди, не заплатившие дани, должны были быть обращены в рабов.
Очевидный бред. Население Руси в то время по самым скромным подсчетам оценивается в 5 миллионов человек. Это самые скромные оценки, обычно считается, что было 8. Таким образом, в год оно должно сдавать минимум 5 миллионов шкур медведей. За десять лет это уже 50 миллионов шкур одних только медведей. Я конечно понимаю, что в глухих лесах Северо-Восточной Руси медведей было не мало, но не по пять же миллионов в год их истребляли. Где же столько медведей найти, если каждый крестьянин, у которого 5 детей в год должен убить 7 медведей? В общем, товарищ Карпини слегка погорячился, как мне кажется. Медведи так плотно не живут.
Встречаются так же упоминания о “десятине во всём”, в том числе и в людях. Проверим это утверждение. Демографы выводят темпы естественного прироста населения в пределах 1-2 % в год. Таким образом, из 100 человек в небольшом городке придётся отдать монголам 10, но родится только 4 и 2 умрут (на самом деле цифры будут больше, но темпы прироста в 1-2 % будут сохраняться). То есть отдавать город будет 10 человек, а новых получать 1-2. Значит через год население будет 100+2-10=92, через 2 года 92+2-9=85, через 3 85+2-9=78 и так далее. Через 7 лет население уполовинится, а через 15 сойдет на нет, потому что в городе останется около 20-30 стариков, которые не способны воспроизводить потомство и не нужны в качестве рабов. Значит теория тоже бредовая и сочинена людьми, не понимающими, о чем они пишут, но весьма сильная с точки зрения показать всю тяжесть ига и всю глубину покорности русских завоевателям.
Так же имеются расчеты о выплате суммы, эквивалентной 1,5 тонн серебра (расчеты делаются на основании записей о выплате дани в рублях во времена Дмитрия Донского и пересчете их на серебро).
Но, при населении 5 миллионов, на человека получается примерно 0,3 грамма в год. Это очень мало. Видимо это не со всей Руси такой выход был, а только с каких-то княжеств.
В летописях также упоминается, что при Иване Калите дань составляла гривну с двух сох, то есть примерно 100 грамм с семьи. Вот этот размер дани, выглядит наиболее логичным.
В любом случае, сумма дани была не сказать, что мизерная, но и не сказать, что неприподъёмная для обычного человека.
По тем временам Новгородский рубль (аналог киевской гривны) представлял из себя серебряный слиток весом примерно 200 грамм. и на него можно было купить 4-х летнего бычка или штук 6 овец.
То есть, можно сказать, что годовая дань с семьи могла составлять эквивалент 3 овец в год.
Новгородский рубль.
Стоит ещё отметить, что духовенство не обкладывалось никакими налогами и сборами. Взамен они должны были молиться о монголах на каждом богослужении.
Итак, что мы имеем:
1. Дань, взимаемая с населения Руси была вполне посильной и не разорительной для любого человека того времени, если пересчитать покупательскую способность, то сейчас мы налогов платим гораздо больше, чем наши предки платили завоевателям.
2. Духовенство не обкладывалось данью, в обмен на поддержку, то есть, должно было молиться за здравие Батыя, как сейчас молятся за здравие патриарха на каждом богослужении.
3. Дань собирали князья и отправляли её в Орду нерегулярно, к рукам много прилипало, за что периодически страдали.
4. С отказниками платить дань воевали сами владимирские и московские князья, периодически приводя с собой ордынское войско.
5. С расплатой людьми непонятки выходят, если верить в эту версию, то Русь опустела бы через 15-20 лет. Видимо, было требование поставлять войска для каких-то военных операций на определённое время.
6. Потомки Ярослава Всеволодовича с помощью Орды окончательно укрепились на Великом княжении.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что судя по поведению князей, по размерам дани, по отношению к духовенству, Русь того времени была частью другого государства, его можно называть как угодно, Орда, Монгольская Империя, Великая Тартария.
Князь Ярослав Всеволодович, а в дальнейшем и его потомки, в результате нашествия стали правителями и основными выгодоприобретателями от нашествия “монголов” на Русь.
А что Вы думаете по этому поводу? Делитесь пожалуйста своим мнением в комментариях.
Часть 1. Математика питания.
Часть 2. Математика металлургии.
Часть 3. Математика расстояний.
Часть 4. Математика войска.
Часть 5. Бенефициар набега.
Часть 6. Математика трофеев.
Часть 7. Ярослав Всеволодович.
Часть 8. Южная Русь и Европа.
Часть 9. Александр Невский.
Источник
Ордынский выход – это одна из самых известных повинностей, существовавших на Руси с XIII по XV века. В это время крестьяне стонали под тяжестью монголо-татарского ига, к которому прибавлялась еще и дань, выплачиваемая местным князьям. Это был один из самых сложных периодов в жизни русского народа. Русь тонула в крови от набегов чужаков и восстаний крестьян.
Система выплаты дани
В начале XIII века русская земля была окроплена кровью, пылали целые деревни и города. От набегов войск Золотой Орды не было спасения, страдали люди разных сословий и возрастов. Русичи только и занимались тем, что отстраивали жилье и укрепляли поселки. Но очень скоро монголы поняли, что нападать на поселения невыгодно, поскольку люди истощенные, бедные, урожай собирать не успевают. Вот тогда и был введен ордынский выход. Дань – это постоянные, фиксированные поступления в казну, при этом не нужно было ни на кого нападать.
В 1257 году провели перепись населения, таким образом, монголо-татары точно знали, какое княжество сколько им должно уплатить повинности. Дань Золотой Орде собиралась с земель, семейства, плуга, также люди обязаны были уплачивать пошлины за пчеловодство, рыболовство, охоту на птиц и зверей. За порядком следили ордынские военные отряды, также в каждом княжестве располагались воеводы-баскаки, которые и собирали дань.
На кого распространялась повинность?
Ордынский выход действовал на всех землях русских княжеств, повинность платили абсолютно все. Исключение составляли представители византийской православной церкви. Объяснялось это очень просто – Орда состояла в дружеских отношениях с Византией, и портить их из-за желания наживы никто не собирался. Кроме того, православная церковь учила людей смирению, а это было выгодно монголо-татарам. Верующие крестьяне молча терпели присутствие на своей территории чужаков, без нареканий отдавали часть урожая. Ведь нужно повиноваться завоевателям, на все воля Божья…
Размер дани
Ордынский выход собирался в денежном эквиваленте. Поскольку в то время на Руси своей денежной системы не было, ввели монгольскую. Многие историки говорят о том, что повинности в Средние века для русских крестьян были непомерными, но вот виноваты ли в этом ордынцы? Дань в самом начале называли десятинной. Исходя из названия, становится ясно, что люди должны были платить 1/10 часть от своего дохода.
Из сохранившихся источников известно, что в 1275 году монголы брали с «сохи» по полугривне серебра, в 1384 году – с деревни по полрубля, в 1408 – с «сохи» полтину. Следует учесть, что деревня и «соха», а также гривна и рубль – одно и то же. Из этого следует, что на протяжении XIII – XV веков размер дани не менялся. Кроме того, монголо-татары собирали повинность не ежегодно, а раз в 7 лет. Конечно, это было накладно, поскольку за это время скапливалась приличная сумма, но все же монголы требовали не так и много – примерно 1,5% от дохода.
Прекращение выплат
Несмотря на то что регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды, в процентном соотношении была не столь значительной, крестьяне порой оставались вовсе без урожая и средств для существования. Причиной были повинности, дополнительно взимаемые местными князьями. Людей, которые не имели возможности платить указанную сумму, превращали в рабов. Со временем крестьяне начали бунтовать, восстания произошли в Ростове, Новгороде, Ярославле, Суздале. Конечно, их подавили, много крови тогда пролилось, но все же ордынцы отказались от системы баскачества, а сбор дани переложили на плечи князей. Уплата повинностей Золотой Орде продолжалась до XV века. Потом князья хоть и собирали с людей дань, но не возили ее ханам, а Иоанн Васильевич III и вовсе прекратил выплачивать ордынский выход.
Источник