Выход это дань в пользу золотой орды

Выход это дань в пользу золотой орды thumbnail

ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД – налог, собиравшийся с населения русских княжеств и земель в пользу Орды.

Вве­дён в 1242 году, ко­гда хан Ба­тый объ­я­вил русским князь­ям о под­чи­не­нии их вла­сти ха­на Мон­голь­ской им­пе­рии и ус­та­но­ви­лось мон­го­ло-та­тар­ское иго. На Ру­си этот на­лог по­лу­чил название «вы­ход» (до­слов­ный пе­ре­вод араб. тер­ми­на «ха­радж»), или «ор­дын­ская дань».

Пер­вое опи­са­ние раз­ме­ров Ордынского выхода при­над­ле­жит Ио­ан­ну де Пла­но Кар­пи­ни, ко­то­рый, в 1246 году бу­ду­чи в Кие­ве, от­ме­тил, что ка­ж­дый жи­тель вплоть до мла­ден­ца дол­жен был еже­год­но от­да­вать 5 шкур (мед­ве­жью, боб­ро­вую, со­бо­лью, хорь­ка, чёр­ной ли­си­цы). Лю­ди, не за­пла­тив­шие Ордынского выхода, долж­ны бы­ли быть об­ра­ще­ны в ра­бов мон­го­лов. Эти сви­де­тель­ст­ва XIII века со­пос­та­ви­мы с дан­ны­ми бо­лее позд­не­го вре­ме­ни. В ча­ст­но­сти, гра­мо­та великого княжества вла­ди­мир­ско­го Дмит­рия Ива­но­ви­ча (ме­ж­ду 1363 и 1374 годами), вы­дан­ная не­кое­му охот­ни­ку Ев­сев­ке, за­фик­си­ро­ва­ла тот же раз­мер да­ни – 5 шкур, од­на­ко толь­ко кунь­их. Оче­вид­но, что Ордынский выход 1246 года был бо­лее об­ре­ме­ни­те­лен, чем московский на­лог 3-й четверти XIV века. Бо­лее то­го, охот­ник- об­роч­ник XIV века до­пол­ни­тель­но по­лу­чал различные на­ло­го­вые льго­ты.

В ре­зуль­та­те про­ве­дён­ных мон­го­ла­ми в 1250-1270-х годов в Северо-Восточной Ру­си и Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ке пе­ре­пи­сей (смотри «Чис­ло») взи­ма­ние Ордынского выхода при­об­ре­ло по­все­ме­ст­ный и ре­гу­ляр­ный ха­рак­тер. От вы­пла­ты Ордынского выхода по осо­бым яр­лы­кам хан­ским ос­во­бо­ж­да­лись толь­ко ду­хо­вен­ст­во и взрос­лые сы­но­вья свя­щен­ни­ков, ес­ли они не­раз­дель­но жи­ли с от­ца­ми. По сви­де­тель­ст­ву 1330-х годов, в Ор­ду из русских кня­жеств и зе­мель дос­тав­ля­лись мно­го­численные се­реб­ря­ные слит­ки – сау­мы (со­мы), по-ви­ди­мо­му в ка­че­ст­ве да­ни. По­сле взя­тия Мо­ск­вы ор­дын­ца­ми в хо­де Тох­та­мы­ша на­бе­га 1382 года раз­мер Ордынского выхода по­вы­сил­ся. Ле­то­пи­сец от­ме­тил, что в 1384 году «бысть ве­ли­кая дань тяж­каа по все­му кня­же­нию ве­ли­ко­му, вся­ко­му без оть­дат­ка, со вся­кые де­рев­ни по плъти­не. То­гда же и зла­том да­ва­ша въ Ор­ду, Новъ­го­родъ Ве­ли­кыи далъ чер­нои боръ». Пол­ти­на (по­ло­ви­на руб­ля) яв­ля­лась в XIV-XV веках боль­шой сум­мой. Например, в Пско­ве, зем­ли ко­то­ро­го не от­ли­ча­лись осо­бым пло­до­ро­ди­ем, в конце XV века на пол­ти­ну мож­но бы­ло ку­пить в различные го­ды в за­ви­си­мо­сти от уро­жая зер­но­вых от 200 до 975 кг зер­на. В центральных рай­онах Северо-Восточной Ру­си в XV веке за пол­ти­ну про­да­ва­ли 10 овец. В 1390 году со­во­куп­ные пла­те­жи с Мо­с­ков­ско­го великого княжества (в 1389 году был ра­вен 1000 руб.), быв­ших Га­лиц­ко­го и Дмит­ров­ско­го кня­жеств, Вла­ди­мир­ско­го великого княжества со­ста­ви­ли 5 тысяч рублей. В начале XV века с тер­ри­то­рий бывшего Ни­же­го­род­ско­го великого княжества (без его суз­даль­ской час­ти) взи­ма­лось 1,5 тысяч рублей. С других земель, на­хо­див­ших­ся то­гда под вла­стью великого княжества мо­с­ков­ско­го, со­би­ра­лось 7 тысяч рублей. Не­из­вест­ны раз­ме­ры Ордынского выхода, взи­мав­ше­го­ся с Твер­ско­го вели­ко­го, Рос­тов­ско­го, Яро­слав­ско­го, Бе­ло­зер­ско­го, Юрь­ев­ско­го, Суз­даль­ско­го кня­жеств, Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ки, Ря­зан­ско­го великого княжества. Эти кня­же­ст­ва и зем­ли ино­гда объ­е­ди­ня­лись в сою­зы, что­бы с мень­ши­ми за­тра­та­ми дос­тав­лять Ордынский выход в Ор­ду. Ве­ро­ят­но, об­щая сум­ма Ордынского выхода с русских кня­жеств и зе­мель со­став­ля­ла не ме­нее 15000 рублей. (при­мер­но 3 тонны се­реб­ра) в год. Раз­ме­ры Ордынского выхода не­сколь­ко ко­ле­ба­лись, не все­гда он вы­пла­чи­вал­ся во­вре­мя, а ино­гда во­об­ще не вы­пла­чи­вал­ся. Московские кня­зья не пла­ти­ли его в 1361-1371, 1374-1380 годах, в начале XV века, с 1472 года (по мне­нию ря­да ис­следо­ва­те­лей, с 1478 года).

Кро­ме Ордынского выхода, ино­гда с на­се­ле­ния взи­ма­лись экс­т­ра­ор­ди­нар­ные хан­ские «за­про­сы» – вне­оче­ред­ные пла­те­жи.

Не­смот­ря на свер­же­ние мон­го­ло-та­тар­ско­го ига, пе­рио­ди­че­ски фи­нан­со­вые сред­ст­ва про­дол­жа­ли по­сту­пать из русских кня­жеств и зе­мель (за­тем и из Русского государства) го­су­дар­ст­вам – пре­ем­ни­кам Зо­ло­той Ор­ды, но де­ла­лось это главным образом по со­об­ра­же­ни­ям дип­ло­ма­тии, уже на доб­ро­воль­ной, а не на при­ну­дительной ос­но­ве.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Источник

    Ордынский выход

            дань, которая выплачивалась русскими землями во 2-й половины 13—15 вв. монголо-татарским ханам, правителям Золотой Орды (См. Золотая Орда) (см. Монголо-татарское иго на Руси). О. в. собирали со всех русских людей, кроме духовенства. Неуплата дани квалифицировалась как неповиновение и жестоко каралась (лишение имущества, увод в рабство и т.п.). Размер дани не был постоянным, зависел от «запроса» ханов. О. в. во 2-й половине 13 в. собирался, как правило, откупщиками-мусульманами. Непосильная тяжесть О. в., бесчинства Баскаков, откупщиков вызывали многочисленные народные восстания (в 1257, 1259 в Великом Новгороде, в 1262, 1289 в Ростове, Владимире, Ярославле, Суздале и др.). В конце 13 — начале 14 вв. монголо-татары передали право сбора О. в. русскими князьям. Как правило, русские князья собранный О в. отдавали великому князю владимирскому, который переправлял его хану Золотой Орды. В 14 в. право непосредственной передачи О. в. получили также великие князья тверские, рязанские и, возможно, нижегородские. Русские князья использовали право сбора О. в для личного обогащения и усиления своей власти. После Куликовской битвы 1380 (См. Куликовская битва 1380) О. в. выплачивался нерегулярно Фактически выплата прекращается с 1470-х гг. Попытка хана Ахмата принудить Ивана III к уплате О. в. окончилась свержением монголо-татарского ига.

    Читайте также:  Повинность крепостных крестьян пользу помещика

             Лит.: Насонов А. Н., Монголы и Русь, М. — Л., 1940.

             В. И. Буганов.

    Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
    1969—1978.

    Смотреть что такое “Ордынский выход” в других словарях:

    • Ордынский выход — Ордынский выход  дань, выплачивавшаяся Золотой Орде русскими землями в XIII XV веках. Этой данью облагалось все население, кроме духовенства. Размер был непостоянен, он зависел от численности населения. Ордынский выход собирался баскаками и… …   Википедия

    • ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД — дань с русских земель Золотой Орде в 13 15 вв. Облагалось все население, кроме духовенства. Размер непостоянен. Собирался баскаками и откупщиками мусульманами, с нач. 14 в. русскими князьями …   Большой Энциклопедический словарь

    • ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД — ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД, дань с русских земель Золотой Орде в 13 15 вв. Облагалось всё население, кроме духовенства. Размер непостоянен. Собирался баскаками и откупщиками мусульманами, с начала 14 в. русскими князьями. Источник: Энциклопедия Отечество …   Русская история

    • ордынский выход — дань с русских земель Золотой Орде в XIII XV вв. Облагалось всё население, кроме духовенства. Размер непостоянен. Собирался баскаками и откупщиками мусульманами, с начала XIV в.  русскими князьями. * * * ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД, дань,… …   Энциклопедический словарь

    • ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД — дань, к рая выплачивалась рус. землями во 2 й пол. 13 15 вв. Выплата О. в. обусловливалась вассальными отношениями рус. князей по отношению к тат. монг. ханам Золотой Орды (см. Монголо татарское иго на Руси). О. в. собирали со всех рус. людей,… …   Советская историческая энциклопедия

    • Выход ордынский — дань, которую платили русские князья татарам более 200 лет, начиная с Ярослава Всеволодовича (1241). В 1257 г. численниками татарскими было переписано все население Русской земли и обложено определенною данью (выходом), которую собирали и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    • ВЫХОД ОРДЫНСКИЙ — дань и добыча с русских земель в пользу великого хана. Делилась между великим ханом в Каракаруме и его представителем в Сарае. В 1242 г. Батый впервые потребовал с русских земель дань. Первоначально дань собирали сами русские князья; сбором дани… …   Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    • Иоанн III Васильевич — великий князь всея Руси, называемый также иногда Великим, старший сын великого князя Василия Васильевича Темного и супруги его, великой княгини Марии Ярославны, внучки кн. Владимира Андреевича Храброго, род. 22 января 1440 г., в день памяти… …   Большая биографическая энциклопедия

    • дань — и; ж. 1. В Древней Руси и некоторых других странах: подать, налог, взимавшийся князем, военачальником со своих подданных или победителем с побеждённого племени, народа. Платить, собирать д. Обложить данью. 2. То, что следует воздать; должное.… …   Энциклопедический словарь

    • Василий Димитриевич — великий князь владимирский и московский (1389 1425). Хотя В. Д., сын Димитрия Донского, и возведен был на великокняжеский престол послом хана, но с его княжения великое княжество сделалось окончательно достоянием московских князей. Перевес его… …   Большая биографическая энциклопедия

    Источник

    Знаменитая картина С. В. Иванова “Баскаки”. 1909 г.

    Вот так и представляется нам сейчас сбор дани с русских селений монголами. Деньги, бутылки какие-то, люди связанные. А как было на самом деле?

    Для начала продолжим смотреть на потомков Всеволода Большое Гнездо, а именно на потомков его сына Ярослава Всеволодовича. В прошлой статье мы остановились на правлении Александра Невского. Напомню, что он активно выступал за орду, воевал с непокорными, был инициатором походов ордынских войск на Русь и добивался сбора дани со всех русских княжеств.

    После его смерти великое княжение на Руси гуляло между его братьями и сыновьями. Они тоже активно участвовали в сборе дани для Орды. Проводили перепись населения, воевали с Новгородом и Смоленском, воевали между собой и с ливонцами. Убивали друг друга в Орде, становились святыми. Даже собранную дань пускали на коммерческие предприятия. В общем, боролись за власть и личное обогащение как могли. Пока в 1328 году на Великое княжение не пришёл Иван I Данилович Калита. Пришёл он, надо сказать не один, а с монгольским войском. Путём подавления сопротивления и жесточайших расправ он установил единоличный контроль почти над всеми княжествами и начал собирать дань со всех соседей в пользу Орды (исследователи считают, что и себя не забывал). Но с его приходом на Руси установился довольно мирный период и началось перемещение великого княжения в Москву. Его прямые потомки и продолжили править уже Московской Русью.

    Хан Узбек. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Истинный монгол.

    Читайте также:  Компьютер польза и вред для ребенка дошкольного возраста

    Теперь посмотрим, откуда мы знаем про дань, которую собирали для завоевателей.

    Первое упоминание встречается у Ио­ан­на де Пла­но Карпини, ко­то­рый, в 1246 писал, что ка­ж­дый жи­тель вплоть до мла­ден­ца дол­жен был еже­год­но от­да­вать 5 шкур (мед­ве­жью, боб­ро­вую, со­бо­лью, хорь­ка, чёр­ной ли­си­цы). Лю­ди, не за­пла­тившие дани, долж­ны бы­ли быть об­ра­ще­ны в ра­бов.

    Очевидный бред. Население Руси в то время по самым скромным подсчетам оценивается в 5 миллионов человек. Это самые скромные оценки, обычно считается, что было 8. Таким образом, в год оно должно сдавать минимум 5 миллионов шкур медведей. За десять лет это уже 50 миллионов шкур одних только медведей. Я конечно понимаю, что в глухих лесах Северо-Восточной Руси медведей было не мало, но не по пять же миллионов в год их истребляли. Где же столько медведей найти, если каждый крестьянин, у которого 5 детей в год должен убить 7 медведей? В общем, товарищ Карпини слегка погорячился, как мне кажется. Медведи так плотно не живут.

    Встречаются так же упоминания о “десятине во всём”, в том числе и в людях. Проверим это утверждение. Демографы выводят темпы естественного прироста населения в пределах 1-2 % в год. Таким образом, из 100 человек в небольшом городке придётся отдать монголам 10, но родится только 4 и 2 умрут (на самом деле цифры будут больше, но темпы прироста в 1-2 % будут сохраняться). То есть отдавать город будет 10 человек, а новых получать 1-2. Значит через год население будет 100+2-10=92, через 2 года 92+2-9=85, через 3 85+2-9=78 и так далее. Через 7 лет население уполовинится, а через 15 сойдет на нет, потому что в городе останется около 20-30 стариков, которые не способны воспроизводить потомство и не нужны в качестве рабов. Значит теория тоже бредовая и сочинена людьми, не понимающими, о чем они пишут, но весьма сильная с точки зрения показать всю тяжесть ига и всю глубину покорности русских завоевателям.

    Так же имеются расчеты о выплате суммы, эквивалентной 1,5 тонн серебра (расчеты делаются на основании записей о выплате дани в рублях во времена Дмитрия Донского и пересчете их на серебро).

    Но, при населении 5 миллионов, на человека получается примерно 0,3 грамма в год. Это очень мало. Видимо это не со всей Руси такой выход был, а только с каких-то княжеств.

    В летописях также упоминается, что при Иване Калите дань составляла гривну с двух сох, то есть примерно 100 грамм с семьи. Вот этот размер дани, выглядит наиболее логичным.

    В любом случае, сумма дани была не сказать, что мизерная, но и не сказать, что неприподъёмная для обычного человека.

    По тем временам Новгородский рубль (аналог киевской гривны) представлял из себя серебряный слиток весом примерно 200 грамм. и на него можно было купить 4-х летнего бычка или штук 6 овец.

    То есть, можно сказать, что годовая дань с семьи могла составлять эквивалент 3 овец в год.

    Новгородский рубль.

    Стоит ещё отметить, что духовенство не обкладывалось никакими налогами и сборами. Взамен они должны были молиться о монголах на каждом богослужении.

    Итак, что мы имеем:

    1. Дань, взимаемая с населения Руси была вполне посильной и не разорительной для любого человека того времени, если пересчитать покупательскую способность, то сейчас мы налогов платим гораздо больше, чем наши предки платили завоевателям.

    2. Духовенство не обкладывалось данью, в обмен на поддержку, то есть, должно было молиться за здравие Батыя, как сейчас молятся за здравие патриарха на каждом богослужении.

    3. Дань собирали князья и отправляли её в Орду нерегулярно, к рукам много прилипало, за что периодически страдали.

    4. С отказниками платить дань воевали сами владимирские и московские князья, периодически приводя с собой ордынское войско.

    5. С расплатой людьми непонятки выходят, если верить в эту версию, то Русь опустела бы через 15-20 лет. Видимо, было требование поставлять войска для каких-то военных операций на определённое время.

    Читайте также:  Польза и вред сыра козьего

    6. Потомки Ярослава Всеволодовича с помощью Орды окончательно укрепились на Великом княжении.

    Из вышесказанного, можно сделать вывод, что судя по поведению князей, по размерам дани, по отношению к духовенству, Русь того времени была частью другого государства, его можно называть как угодно, Орда, Монгольская Империя, Великая Тартария.

    Князь Ярослав Всеволодович, а в дальнейшем и его потомки, в результате нашествия стали правителями и основными выгодоприобретателями от нашествия “монголов” на Русь.

    А что Вы думаете по этому поводу? Делитесь пожалуйста своим мнением в комментариях.

    Часть 1. Математика питания.

    Часть 2. Математика металлургии.

    Часть 3. Математика расстояний.

    Часть 4. Математика войска.

    Часть 5. Бенефициар набега.

    Часть 6. Математика трофеев.

    Часть 7. Ярослав Всеволодович.

    Часть 8. Южная Русь и Европа.

    Часть 9. Александр Невский.

    Источник

    Ордынский выход – это одна из самых известных повинностей, существовавших на Руси с XIII по XV века. В это время крестьяне стонали под тяжестью монголо-татарского ига, к которому прибавлялась еще и дань, выплачиваемая местным князьям. Это был один из самых сложных периодов в жизни русского народа. Русь тонула в крови от набегов чужаков и восстаний крестьян.

    ордынский выход

    Система выплаты дани

    В начале XIII века русская земля была окроплена кровью, пылали целые деревни и города. От набегов войск Золотой Орды не было спасения, страдали люди разных сословий и возрастов. Русичи только и занимались тем, что отстраивали жилье и укрепляли поселки. Но очень скоро монголы поняли, что нападать на поселения невыгодно, поскольку люди истощенные, бедные, урожай собирать не успевают. Вот тогда и был введен ордынский выход. Дань – это постоянные, фиксированные поступления в казну, при этом не нужно было ни на кого нападать.

    В 1257 году провели перепись населения, таким образом, монголо-татары точно знали, какое княжество сколько им должно уплатить повинности. Дань Золотой Орде собиралась с земель, семейства, плуга, также люди обязаны были уплачивать пошлины за пчеловодство, рыболовство, охоту на птиц и зверей. За порядком следили ордынские военные отряды, также в каждом княжестве располагались воеводы-баскаки, которые и собирали дань.

    На кого распространялась повинность?

    Ордынский выход действовал на всех землях русских княжеств, повинность платили абсолютно все. Исключение составляли представители византийской православной церкви. Объяснялось это очень просто – Орда состояла в дружеских отношениях с Византией, и портить их из-за желания наживы никто не собирался. Кроме того, православная церковь учила людей смирению, а это было выгодно монголо-татарам. Верующие крестьяне молча терпели присутствие на своей территории чужаков, без нареканий отдавали часть урожая. Ведь нужно повиноваться завоевателям, на все воля Божья…

    дань золотой орде

    Размер дани

    Ордынский выход собирался в денежном эквиваленте. Поскольку в то время на Руси своей денежной системы не было, ввели монгольскую. Многие историки говорят о том, что повинности в Средние века для русских крестьян были непомерными, но вот виноваты ли в этом ордынцы? Дань в самом начале называли десятинной. Исходя из названия, становится ясно, что люди должны были платить 1/10 часть от своего дохода.

    регулярная дань которую собирали на руси для хана золотой орды

    Из сохранившихся источников известно, что в 1275 году монголы брали с «сохи» по полугривне серебра, в 1384 году – с деревни по полрубля, в 1408 – с «сохи» полтину. Следует учесть, что деревня и «соха», а также гривна и рубль – одно и то же. Из этого следует, что на протяжении XIII – XV веков размер дани не менялся. Кроме того, монголо-татары собирали повинность не ежегодно, а раз в 7 лет. Конечно, это было накладно, поскольку за это время скапливалась приличная сумма, но все же монголы требовали не так и много – примерно 1,5% от дохода.

    Прекращение выплат

    Несмотря на то что регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды, в процентном соотношении была не столь значительной, крестьяне порой оставались вовсе без урожая и средств для существования. Причиной были повинности, дополнительно взимаемые местными князьями. Людей, которые не имели возможности платить указанную сумму, превращали в рабов. Со временем крестьяне начали бунтовать, восстания произошли в Ростове, Новгороде, Ярославле, Суздале. Конечно, их подавили, много крови тогда пролилось, но все же ордынцы отказались от системы баскачества, а сбор дани переложили на плечи князей. Уплата повинностей Золотой Орде продолжалась до XV века. Потом князья хоть и собирали с людей дань, но не возили ее ханам, а Иоанн Васильевич III и вовсе прекратил выплачивать ордынский выход.

    Источник