Выплатить контрибуцию в пользу франции

Выплатить контрибуцию в пользу франции thumbnail

Репарации, контрибуции и выплаты по облигациям, несмотря на принадлежность к дням минувшим, являются неотъемлемой частью политики времени настоящего. То Греция или Польша предъявят свои претензии к Германии, то России напомнят о старых царских долгах.

По сообщениям СМИ, в начале августа 2019-го депутат Национального собрания Франции Франсуа Веркамер направил министру страны по вопросам государственной службы и бюджета Жеральду Дарманену запрос, в котором попросил правительство республики внимательнее отнестись к правам французских держателей облигаций, выданных Россией во второй половине XIX – начале XX веков и аннулированных с приходом к власти большевиков. Размер претензий может достичь 53 миллиардов евро – именно столько французы в пересчёте на нынешние деньги вложили в ценные бумаги империи.

Если они против – мы ответим

В России такие требования, естественно, были восприняты с удивлением. Во-первых, вопрос о возврате вложений был урегулирован Москвой и Парижем ещё в 1997 году. Согласно подписанному тогда соглашению, стороны отказались от всех финансовых долгов, которые возникли между ними до 9 мая 1945 года. Ну а во-вторых, если некоторых французов всё же имеющиеся договорённости не устраивают, нашей стране тоже есть что предъявить Франции.

Комментирующие ситуацию эксперты предпочитали не уходить слишком далеко. Большинство из них напоминали о встречных требованиях Советской России, которые она предъявила на Генуэзской конференции 1922 года, где и обсуждался вопрос о царских долгах. Тогда представители РСФСР в ответ потребовали возместить стране ущерб, причинённый иностранной интервенцией и блокадой. И речь шла об астрономической сумме – порядка 40 миллиардов золотых рублей.

«Если французов не устраивает последнее соглашение на эту тему, то мы можем вернуться к первому варианту: то есть мы выплатим им долги, а они нам — ущерб от их действий, который существенно превышает сумму задолженности по царским облигациям», — сообщил ФАН публицист и политический консультант Анатолий Вассерман.

«Это были не просто взятые с потолка цифры… Работа проводилась на основе первичных документов, которые получали с территорий, которые подверглись вот этой самой интервенции. Так что все это очень серьезно. Если они поднимают этот вопрос, то я думаю, что мы тем более должны поднять этот вопрос», — продолжил профессор кафедры международных финансов МГИМО, руководитель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова, Валентин Катасонов. Его цитирует «Царьград».

Ничто не забыто

Впрочем, если уж и вспоминать прошлое, одним началом XX века претензии, которые Россия может предъявить Франции, вряд ли ограничатся. Уж слишком длинная и многогранная история отношений у двух стран. Достаточно припомнить Парижу, какой урон нанесло стране вторжение армии Наполеона в 1812 году. Один лишь «победоносный поход» полководца на Москву оказался настолько разорительным, что руководимое им войско, вынужденное отступать тем же путём, вымирало от голода и мороза – просто потому, что прятаться было уже негде.

По подсчётам историка Сергея Теплякова, только столице Российской империи, которая была сожжена французами дотла, был причинён ущерб в 340 миллионов рублей серебром. Урон наиболее пострадавшей от войны Смоленской губернии составил около 74 миллионов рублей. Прямой же ущерб стране, освоенная часть которой лежала в руинах, по некоторым оценкам, мог превысить миллиард рублей.

И это не считая людей: с российской стороны потери составили от 450 до 500 тысяч человек, военных и мирных. И не считая того, что император Александр I по своей доброй воле настоял на Венском конгрессе на том, чтобы исконные французские земли остались у Франции. Хотя рука Пруссии так и тянулась к Эльзасу.

Россия по итогам Отечественной войны не получила практически ничего, кроме части территории Польши, – ни контрибуций, ни репараций, ни любых других денежных или материальных выплат. Более того, российским солдатам даже приходилось платить за еду и иные услуги во время заграничного похода, в том числе в Париже – соответствующие квитанции «партнёры» не преминули предъявить уже в 1814 году.

Насколько это справедливо – вопрос риторический. И французы, пожалуй, сами дают повод о нём напомнить.

Источник

У этого термина существуют и другие значения, см. Репарация.

Репара́ции (от лат. reparatio — восстановление) — форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту международного права, в частности, возмещение государством, в силу мирного договора или иных международных актов, ущерба, причинённого им государствам, подвергшимся нападению. Объём и характер репараций должны определяться в соответствии с нанесённым материальным ущербом.

Читайте также:  Изъятие земли в пользу государства

Репарации от Германии и её союзников после Первой мировой войны[править | править код]

Впервые право на получение репараций обосновано в Версальском мирном договоре 1919 г. и др. договорах Версальской системы, где зафиксирована ответственность Германии и её союзников за убытки, понесённые гражданским населением стран Антанты вследствие войны. В действительности репарации в указанных договорах носили форму замаскированной контрибуции.

По итогам Первой мировой был заключён Версальский мирный договор, по которому была определена сумма репараций: 269 миллиардов золотых марок — эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Последнее утверждение является мнением, идущим от аргументов немецкой стороны, другие стороны-получатели имели мнение, что Германия просто отказывается платить и платит очень мало и с большой неохотой. В самом крайнем виде уже точка зрения сторон-получателей выплат состоит в том, что Германия саботировала выплаты и фактически сознательно пошла на возникновение ситуации гиперинфляции 1923 г., когда выплаты в силу быстрого обесценения теряли всякий смысл. Эта крайняя точка зрения также не во всем обоснована, но факт остается фактом, что немецкое население воспринимало ситуацию гиперинфляции совершенно спокойно и никаких социальных волнений это не вызвало, а сама ситуация с платежами была урегулирована только на согласии немецкой стороны принять выплату заемными средствами от США в счет принятия на Германию этой задолженности. То есть, Германия платила чужими деньгами и только записывала это в свой долг (который в исторической перспективе после 2 мировой войны был фактически списан США). Репарационная комиссия сократила сумму до 132 млрд. (тогда это соответствовало 22 млрд фунтов стерлингов).

Статьёй 116 Версальского договора оговаривалось право Советской России на предъявление Германии реституционных и репарационных требований.

В апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии. Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г., ею был принят так называемый План Дауэса.

Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов для выплаты репараций Франции.

В августе 1929 г. и январе 1930 г. состоялись репарационные конференции, на которых было решено предоставить Германии льготы и был принят новый план выплаты репараций, который получил название плана Юнга, по имени американского банкира, председателя комитета экспертов. План Юнга предусматривал сокращение общей суммы репараций со 132 до 113,9 млрд марок, срок выплаты предусматривался в 59 лет, уменьшились ежегодные платежи. В 1931—1934 гг. сумма выплат должна была увеличиваться, начиная с 1 млрд. 650 млн марок. В последующие 30 лет репарации должны были выплачиваться по 2 млрд марок. В остальные 22 года объём ежегодных взносов уменьшался.

Однако, разразившаяся вскоре Великая депрессия привела к срыву этого плана. С начала 30-х гг. XX века сменявшие друг друга германские правительства всё настойчивее требовали полной отмены репарационных платежей, мотивируя это возможным крахом германской экономики, а также коммунистической революцией в Германии, которую этот крах неминуемо повлечёт. Эти требования нашли понимание у правительств великих держав. В 1931 году президент США Герберт Гувер объявил мораторий на германские репарации.

Для окончательного решения вопроса с репарациями была созвана международная конференция в Лозанне, которая закончилась подписанием 9 июля 1932 г. соглашения о выкупе Германией за три миллиарда золотых марок своих репарационных обязательств с погашением выкупных облигаций в течение 15 лет. Лозаннский договор, или, как его называли, «Заключительный пакт», был подписан Германией, Францией, Англией, Бельгией, Италией, Японией, Польшей и британскими доминионами. Он заменил собой все предыдущие обязательства по плану Юнга.

Однако, и эти соглашения не были проведены в жизнь, так как после прихода к власти в Германии в 1933 году Гитлера его правительством уплата каких-либо репарационных платежей была прекращена.

Уже после Второй мировой войны и образования в 1949 году Федеративной Республики Германия главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. В 1953 году, согласно Лондонскому договору, потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения. Очевидно, что небольшой объем платежей (всего до 1953 г. было осуществлено платежей на сумму не более 800 млн.марок) говорит о политически демонстративном характере данного соглашения, со стороны США и союзников существовало стремление продемонстрировать факт неучастия СССР, а со стороны ФРГ имело место желание создать и закрепить прецедент правовой преемственности единой Германии исключительно со стороны ФРГ, игнорируя факт существования ГДР.

Читайте также:  Парафинотерапия для рук в домашних условиях польза

Объединение Германии 3 октября 1990 года повлекло «реанимацию» её репарационных обязательств по Версальскому договору. На то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок.

По истечении этого срока, 4 октября 2010 года Немецкий федеральный банк произвёл последний платёж по денежным обязательствам, связанным с репарациями, и таким образом эти обязательства были Германией полностью исполнены.[1][2]. Незначительность уплаченных сумм подтверждают формальный и политически обусловленный характер данных выплат.

Репарации от Германии после Второй мировой войны[править | править код]

Формы репараций от нацистской Германии и её союзников в возмещение ущерба, нанесённого ими в ходе Второй мировой войны 1939—1945, были определены на Ялтинской конференции 1945 года. На Потсдамской конференции в августе 1945 было достигнуто следующее соглашение: репарационные претензии СССР будут удовлетворены путём изъятия из восточной зоны Германии и за счёт германских активов, находящихся в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии; претензии США, Великобритании и других стран, имеющих право на репарации, будут удовлетворены из западных зон; некоторую долю репарационных платежей СССР дополнительно должен был получить из западных зон Германии. Решения Ялтинской и Потсдамской конференций о репарациях СССР из западных зон Германии западными державами не были выполнены полностью.

Согласно данным Главного трофейного управления, опубликованным в 1990-е годы российскими исследователями Михаилом Семирягой и Борисом Кнышевским, в СССР из Германии было вывезено около 400 тыс. железнодорожных вагонов, в том числе 72 тыс. вагонов строительных материалов, 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн тонн зерна, миллион тонн картофеля и овощей, по полмиллиона тонн жиров и сахара, 20 млн литров спирта, 16 тонн табака. В СССР вывезли телескопы из астрономической обсерватории университета Гумбольдта, вагоны берлинской подземки и круизные лайнеры. В частности, в 1950 году конфискованным технологическим, энергетическим и грузоподъёмным оборудованием из Германии был оснащён строившийся в Краснодаре Компрессорный завод[3]

В Кемерово на предприятии КОАО «Азот» до сего дня[когда?] используются компрессоры 1947 г. выпуска фирмы «Шварцкопф».
На Центральной телефонной станции Москвы, номера которой начинались на «222» и которая обслуживала, в том числе, ЦК КПСС, до 1980-х годов использовалось оборудование телефонного узла рейхсканцелярии. По данным историка и экономиста Гавриила Попова, даже техника для подслушивания, применявшаяся после войны советской госбезопасностью, была германского происхождения.

Гораздо более важным для СССР (одновременно и для США и Британии) было использование немецких военных технологий. Особенно значительным оказался вклад, полученный от использования технологий Германии, в технологии ракетостроения, реактивной авиации, систем ПВО. По утверждению ветерана ракетно-космической отрасли Б.Е.Чертока, в СССР было вывезено большое количество готовой ракетной техники, чертежей и технической документации, а также немецких специалистов, которые были использованы в воспроизведении в СССР образцов ракетной техники, разработанных в Германии, на базе которых развивалось советское ракетостроение. До сих пор также популярна легенда, что в создании автомата Калашникова также были использованы технологии, связанные с личностью немецкого конструктора В.Шмайсера, который также был вывезен и работал в СССР после 1945 г. в течение некоторого времени.

У жителей советской зоны оккупации Германии официально конфисковали 60 тыс. роялей, 460 тыс. радиоприемников, 190 тыс. ковров, 940 тыс. предметов мебели, 265 тыс. настенных и настольных часов, которые в основном были распределены за небольшую плату между советскими номенклатурными чинами и старшими офицерами. В документах трофейного ведомства числятся также 1,2 млн мужских и женских пальто, 1 млн головных уборов и 186 вагонов вина. Очевидно, что это имущество лишь в самой малой мере могло возместить ущерб от военных действий и оккупации, причиненных в ходе войны 1941-45 гг. советским гражданам и государству.

Читайте также:  Польза чая из травы иван чай

Взимание репараций с ГДР было прекращено по совместному соглашению СССР и ПНР с 1 января 1954.

Изъятое промышленное оборудование, прочее оборудование и торговые суда по Парижскому соглашению от 14 января 1946 г. из западной зоны Германии в пользу США, Великобритании и других государств оценивается в общей сложности в 4,782 млрд рейхсмарок (по курсу 1938 г. 2,5 РМ за доллар)(правда это лишь часть репараций).[4]

Стоимость изъятий из Советской оккупационной зоны и ГДР составила, по оценкам Федерального министерства внутринемецких отношений, в общей сложности 15,8 млрд долларов[4], что эквивалентно приблизительно 14 041 тонне золота. Для сравнения, крупнейший золотой резерв в настоящее время принадлежит США и составляет 8133,5 тонн. Данные цифры, учитывая характер их происхождения и отсутствие согласования с правопреемниками советской стороны, должны вызывать сомнения.

Также можно отметить, что в силу больших демографических потерь СССР предпочитал получение репараций не имуществом, а рабочей силой. Именно этим обстоятельством советской стороной объяснялось долгое пребывание (до 1955 г.) немецких военнопленных в СССР, труд которых использовался при проведении работ по восстановлению разрушенного войной хозяйства. Особенно широко использовался труд военнопленных при восстановлении жилого фонда разрушенных городов, например, города Сталинграда (Волгограда).

По утверждению немецкой стороны, в России и странах СНГ в настоящее время находятся около 200 тысяч вывезенных после войны музейных экспонатов, два миллиона книг.[5] В то же время в ФРГ отсутствует практика возвращения имущества «перемещенного» с территории бывшего СССР в период до 1945 г. на основании аргумента, что в настоящее время это имущество находятся в частной собственности.

В 2017 году некоторые польские официальные лица заявили, что Польша должна получить репарации за ущерб, понесенный в ходе Второй мировой войны. При этом министр национальной обороны Польши Антоний Мачеревич заявил, что от репараций в 1953 году отказалась не современная Польша, а «советская колония» Польская народная республика[6]. В августе 2017 года представитель Германии заявила, что вопрос о репарациях Польше урегулирован и вопрос о новых репарациях этой стране Германия рассматривать не будет[7]. 1 сентября (в день начала Второй мировой войны) немецкий бундестаг, согласно экспертному заключению, подготовленному аналитической службой бундестага, объявил, что у Польши нет правовых оснований для предъявления Германии требования о выплате репараций за ущерб, нанесённый во время войны[8].
Также, в Польше правящая партия «Право и справедливость» заявила о праве на репарации от России, по Рижскому миру[9][10].
В 2019 г. было заявлено, что Польша потребует от Германии выплат на сумму не менее 900 миллиардов долларов в качестве репараций за ущерб, нанесённый Варшаве во время Второй мировой войны[11]. До сих пор (август 2019 г.) официально претензии со стороны Польши в адрес ФРГ не предъявлены.

Репарации от союзников Германии после Второй мировой войны[править | править код]

Репарации от государств, воевавших на стороне Германии в Европе, были предусмотрены в мирных договорах 1947 на следующих принципах: ответственность за агрессивную войну (с учётом, однако, того, что эти страны вышли из войны, порвали с Германией, а некоторые из них объявили ей войну), частичное возмещение ущерба, причинённого войной, с тем, чтобы выплата репараций не подрывала экономику страны, выплата репараций натурой, в частности за счёт демонтажа оборудования военной промышленности, а также текущей промышленной продукции.

Финляндия была единственной страной, полностью выплатившей военные репарации в сумме 226,5 млн долларов.

Другие репарации[править | править код]

20 января 1958 между Японией и Индонезией подписаны Мирный договор и репарационное соглашение, по которому Япония должна была в течение 12 лет выплатить Индонезии 223 миллиона долларов.

См. также[править | править код]

  • Международно-правовая ответственность
  • Перемещённые культурные ценности
  • Трофейное искусство
  • Трофейные бригады
  • Трофейное Дело
  • Управление советским имуществом в Австрии

Литература[править | править код]

  • Ogdan Musial. Сталинский разбойный поход
  • Широкорад А. Б. Великая контрибуция: Что СССР получил после войны. — М.: Вече, 2015. — 304 с. — (Великие тайны истории. XX век). — 7000 экз. — ISBN 978-5-4444-2507-7.

Ссылки[править | править код]

  • Главное трофейное управление
  • Трофейная Германия
  • Операция «РЕПАРАЦИИ» (воспоминания участника)
  • Бивор Э. «Падение Берлина. 1945» — Глава 27. Vae Victis!
  • Как нам взыскать с Германии репарации (Берлин до сих пор не возместил ущерб, понесенный СССР во Второй мировой) // «Свободная пресса», 23 мая 2015

Примечания[править | править код]

Источник