Вывод о пользе лекарственных растений
Тема. Лекарственные растения в жизни человека.
Ц ель исследования:
1. Выяснить какие растения относятся к лекарственным.
2.Есть ли в нашей местности лекарственные растения?
3.Какими лечебными свойствами они обладают?
4. Правила сбора и использования.
Задачи исследования:
- Выявить влияние лекарственных растений на здоровье человека
- Призвать детей подростков бережно относиться к лекарственным растениям . ( слайд 2)
Гипотеза исследования :
- Возможно, в некоторых растениях есть целебная сила. (слайд 3)
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.
- Лекарственные растения.
Методы исследования.
- Анализ
- Сравнение.
- Наблюдение.
- Вступление
Богат и разнообразен мир растений. Многие из них очень полезны. Они дают людям пищу, являются источником кислорода. Природа словно запрограммировала в растительный мир всё необходимое людям. Издавна им были известны и целебные свойства растений. Моя бабушка, большой любитель природы, знает многие растения, которые относятся к лекарственным. Некоторые из них она применяет при лечении разных болезней. При лёгком кашле или когда у меня болит горло, она готовит мне отвар из трав. Нам захотелось узнать подробнее о лекарственных растениях, так возникла тема нашей исследовательской работы. Свою работу начали с теоретической части, прочтения научно-популярной и художественной литературы о лекарственных растениях. Сначала, познакомились с историей применения их в давние времена. ( слайд 4)
- История применения лекарственных растений.
Как известно, целебнее свойства растений были известны человеку с глубокой древности. Добывая себе пищу, первобытный человек практически познавал свойства отдельных растений. Часто сообщали о целебных свойствах тех или иных растений животные, которые инстинктивно находили растения для своего здоровья. Установлено, что среди остатков глиняных изделий археологи находят специальную посуду, в которой растирали и варили лекарственные травы. Некоторые сведения о лекарственных растениях находят на первых письменных источниках- глиняных табличках, обнаруженных в Ассирии, причём с указанием, против каких болезней и в каком виде их нужно применять. Врачевание с древних времен было таинством, поэтому лекари очень придирчиво выбирали себе учеников. Сбор, изготовления лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. Уже выдающийся древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени. Среди них белена, бузина, мята, миндаль и другие.
Гиппократ считал, что в соках лекарственных растений оптимально сочетаются биологически активные, органические и минеральные вещества. Поэтому он рекомендовал употреблять растения в том виде, в каком создала их природа.
В Древней Руси использованию лекарственных растений уделялось большое внимание. Заниматься врачеванием на Руси имели право только женщины. С образованием Киевской Руси появляется профессия «лечцы»
Издавна возделыванием и применением лекарственных растений интересовались даже цари и князья. В начале ХVII при Алексее Михайловиче был создан Аптекарский приказ, снабжавший двор и армию травами. По приказу Петра Первого были созданы аптеки и так называемые аптекарские огороды во всех крупных городах. ( слайд 5)
Многое изменилось с тех пор, но интерес к целебным травам не угас – наоборот, сейчас он особенно велик. В наше время люди все чаще прибегают и к помощи фототерапии – лечению лекарственными растениями, и к народному снадобьям. Соки, отвары, настои принятые внутрь, наружные примочки и ополаскивания помогают больному организму справиться со
многими недугами, избавиться от страданий.
3.Лекарственные растения нашего края.
Природные растительные ресурсы Ростовской области богаты и разнообразны. ( слайд 6). Мы выяснили, что в Ростовской области свыше 90 видов лекарственных растений. Наше село находится в степной полосе. В степях можно встретить лекарственные травы: валерьяну, чебрец, зверобой, душицу. По террасам рек в области широко распространены песчаные массивы, задернённые ковылём, типчаком и другими растениями. Среди них большой интерес представляет ценное лекарственное растение – цмин песчаный. В пойменных лугах можно встретить девясил, лабазник, алтей, череду.
Трудно встретить человека, который бы не видели и не знал лекарственные растения, например, подорожник, одуванчик, но мало знают, от каких болезней они помогают. Результатом нашей исследовательской работы станет собранная коллекция лекарственных трав нашего края.
Подорожник ( слайд7)
Насчитывается около 250 видов подорожника , которые встречаются в нашей местности. Подорожник растет преимущественно вдоль дорог, отчего это растение и получило свое название. Одно из самых действенных и распространенных народных лекарей. Листьями и семенами подорожника останавливают кровь и заживляют раны Сок листьев подорожника больше рекомендуется для лечение больных хроническими колитами и острыми желудочно-кишечными Заболеваниями. Препарат назначается внутрь по1 столовой ложке 3 раза в день за 15-20 минут до еды. Июнь-начало июля самое время для сбора подорожника.
Одуванчик. ( слайд 8)
Одуванчик как лекарственное растение знали с древних времён .Млечным соком промывали глаза при их заболевании. Теофраст рекомендовал одуванчик от веснушек и пигментных пятен. Считают ,что латинское название одуванчика возникло от греческих слов лечить и болезнь глаз. Медицина использует в качестве лекарственного сырья корень одуванчика . Корень одуванчика применяют в различных сборах при заболеваниях желудочно-кишечного тракта .Его употребляют в пищу .В Ростовской области растёт ,как сорное растение вдоль дорог, в парках ,посевах ,на лугах и степных склонах повсеместно.
Ромашка аптечная ( слайд 9)
В качестве лекарственного растения ее применяли врачи Древней Греции и Рима, и в античном мире ее очень ценили. Гиппократ и Диоскорид применяли ромашку аптечную при заболеваниях печени, почек и головной боли.
Зверобой,
Как лекарственное растение, известен с давних пор. В отечественной медицине применяют отвар – при заболеваниях сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, болезнях печени. Листья -заживляют раны. Препараты зверобоя улучшают венозное кровообращение и кровоснабжение некоторых внутренних органов.
4. Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений.
Много лекарственных растений существует в природе .Но у разных растений лекарственными являются разные части ,у одних цветы такие ,как ромашка и ноготки ,у других листья например ,как у крапивы или череды , а у третьих корни ,как у солодки и женьшеня.
Почему так происходит? Из книг мы узнали, что именно в этих местах накапливаются биологически активные вещества, а еще они накапливаются в разные периоды развития растения. Это и определяется срок его заготовки .Заготовка лекарственного сырья дело ответственное и требующее знаний и навыков. Нужно соблюдать правило сбора:
1.Придерживаться оптимальных сроков заготовки свежего сырья .
2.Приводить сбор только в сухую погоду после просыхания росы .
3.Не собирать в одну тару разные виды сырья .
4.Оставлять на месте не менее 20%не убранных растений для возобновления
5.Собирать на одном месте не чаще, чем один раз в 2 года, а многолетнее 1 раз в 5-7 лет.
6.Не хранить свежесобранные растение больше 1-2 часа
Листья и траву собирают в период бутонизации. Цветки и соцветия в фазе начало цветения и суша не медленно или цветки почернеют .Плоды и семена заготавливают при полном созревании .Семена сушат в воздушных сушилках ,а плоды на огневых сушилках .
Корни корневища собирают осенью или весной до начала вегетации растений. Их выкапывают, освобождают от надземной части, моют в проточной воде ,крупные из них разрезают вдоль и отправляют на сушку в огневые сушилки.
Сушить следует так чтобы прямые солнечные лучи, дождь или роса ,не попадали на сырье иначе оно потеряет свои свойства.
В огневых сушилках соблюдают режим.
Хранить высушенное сырьё нужно в сухих ,чистых помещениях защищённых ,от прямых солнечных лучей и не заражённых вредителями.
Необходимо запомнить одно очень важное правило: нельзя вести заготовку трав, листьев, цветов и корневищ вблизи предприятий, шоссейных и железнодорожных дорог, где много вредных выбросов. Ведь растениям свойственно их поглощать и накапливать, а, попадая в организм человека, они способны нанести ему только вред.
5.Социологичесский опрос
Мы провели опрос среди одноклассников. «Есть ли в нашем классе семьи которые лечатся лекарственными растениями».
В результате опроса мы выяснили, что 84% семей наших одноклассников при заболеваниях используют лекарственные растения.
При заболевании горла- 67%; кашле- 53%; почек- 22%
Некоторые семьи поделились своими рецептами.
Рецепт семьи Исаевых.
Ангина, тонзиллит, ларингит.
1 столовую ложку сока алоэ, 1 столовую ложку масла чёрного тмина,
3 столовых ложек мёда.
Всё перемешать.
Смазывать миндалины или принимать по 1 чайной ложке 3р в день.
Рецепт семьи Павленко. 9 (при заболевании почек)
Плоды шиповника-20 г, листья березы- 20г. Применять по 0,3 стакана настоя 3 раза в день
6.Результаты исследования.
Мы выяснили, что лекарственные растения – народное достояние и богатство. Около половины всех лекарств готовят из растений. 70 % сердечных препаратов делается на основе лекарственных растений. Лекарственные растения растут всюду. Правда, не везде одинаково и в одинаковом количестве. Нужно хорошо знать какие растения встречаются в нашей местности и сколько их. Каждый должен научиться искать, собирать и охранять дары природы. Перед сбором растений необходимо изучать их биологические особенности, способ сбора, сушки и хранения. Это позволит рационально использовать сырьё с лечебной целью. Следует шире применять разведение целебных растений в садах и огородах. Возможно, такой огород можно сделать и на территории нашей школы. Своей работой мы призываем всех учеников бережно относиться к природе. Формировать свою экологическую культуру, культуру здоровья. Ведь многое зависит от нас с вами от того как мы обращаемся с природой.
Список литературы.
- А. Ф Синяков . Стимуляторы жизни. М-1990
- Ю. В Синадский Целебные травы. М- 1991
- Ж. Шилова, Л. Анищенко. Ростов-на- Дону 1991
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Проектно-исследовательская работа
по окружающему миру
«Лекарственные растения»
Учащаяся:
Саломатина Анастасия
ученица 3-б класса
Руководитель:
Аверина Любовь Владимировна учитель начальных классов
г. Пыть-Ях, ХМАО-ЮГРА 2013 год
Лекарственные растения
Цель моей работы – узнать, какие растения полезны людям.
Исходя из цели, ставлю перед собой следующие задачи:
изучить литературу о лекарственных растениях;
узнать из литературы, от других людей, чем полезны эти растения;
узнать правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений;
узнать от родных рецепты приготовления этих растений;
подготовить слайдовую презентацию;
Приложение 1.Сообщения о лекарственных растениях.
Объект исследования – лекарственные травы.
Ожидаемый результат:
Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
Сформированные знания о лекарственных растениях.
Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что можно прожить без химических лекарств, если использовать лекарственные растения в качестве лечения. Решили это проверить.
Актуальность темы.
С каждым годом улучшается медицинское обслуживание населения нашей страны. Наряду с развитием медицинских учреждений и аптечной сети много внимания уделяется дальнейшему росту медицинской промышленности. Выяснили, что дикорастущие лекарственные растения являются исходным материалом для ряда лекарственных препаратов, а во многих случаях используются и без специальной переработки. Тогда возникает вопрос: Зачем таблетки? Продолжили своё исследование.
В мировой практике 40%, а в нашей стране более 45% лекарственных средств, выпускаемых химико-фармацевтической промышленностью, изготовляются из растительного сырья, а среди препаратов, применяемых для профилактики и лечения сердечнососудистых заболеваний, заболеваний печени, желудочно-кишечного тракта три четверти вырабатываются из лекарственных растений.
Совсем недавно в сознании наших людей считалось, что использование лекарственные растения ассоциировались с пережитком глубокой старины. Действительно, трудно совместить наш век научно-технической революции с пучком сушеных трав, от которых в прошлом человечество со слепой верой ждало чудесных исцелений. Многие лекарственные растения прошли через века, дарили здоровье десяткам поколений. Они прочно вошли в современную медицину и по-прежнему продолжают целить больных.
Лечебные свойства растений, эмпирически установленные в древние времена, находят научное обоснование в современной медицине. В настоящее время в нашей стране используется около 150 видов лекарственных растений.
Растительный мир Сибири богат и разнообразен. Более 1000 видов лекарственных растений произрастает на территории Сибири. Уже 5000 лет назад люди пользовались лекарственными травами. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, подорожник, мята и т. д. До XIX века люди лечились в основном с помощью лекарственных растений. Для лечения многих болезней растительные средства играют большую роль. И в наше время ведутся научные исследования в области изучения старых и открытия новых лекарственных растений.
Активные вещества лекарственных растений.
Растительное лекарство – содержат протеины, эфирные масла, хлорофилл, микроэлементы. Также неорганические соли, витамины, дубильные вещества.
Дубильные вещества применяют в качестве вяжущих, противовоспалительных и кровоостанавливающих средств при воспалительных процессах: в полости рта, пародонтозе, ожогах, различных заболеваниях кожи.
Эфирные масла – летучие вещества, обладающие приятным запахом, применяются обычно для улучшения вкуса и запаха лекарств. Эфирные масла содержатся в липовом цвете, багульнике, полыни, шалфее, тысячелистнике, мать-и-мачехе.
Микроэлементы находятся во всех тканях растений. Многие из них входят также в состав ферментов, витаминов, гормонов, участвуют в различных биохимических процессах. Некоторые микроэлементы имеют лечебное значение. Витамины – органические соединения разнообразного химического строения. Они обладают высокой биологической активностью. В незначительном количестве витамины находятся во многих растениях. Однако такие из них, как плоды шиповника, калины, рябины, околоплодник ореха, крапива, тысячелистник обладают большим запасом этих веществ и могут служить хорошим источником получения природных витаминов.
Органические кислоты содержатся в клеточном соке многих растений. Попадая в организм, они участвуют в биохимических реакциях, играют важную роль в поддержании кислотно-щелочного равновесия. Наиболее распространенными органическими кислотами являются аскорбиновая, лимонная, винная и яблочная, содержащиеся в плодах малины, земляники, клюквы. Высоким содержанием кислоты аскорбиновой отличаются плоды шиповника, черемухи, черники и брусники. В бруснике, кроме того, находится кислота бензойная, имеющая антисептические свойства.
Слизи – это вещества. Слизи используют как обволакивающие и смягчающие средства при заболевании верхних дыхательных путей, органов пищеварения, при ожогах.
Слизи содержатся в липовом цвете, листьях мать-и-мачехи, ромашке аптечной, кипрее, листьях подорожника большого.
Правила сбора лекарственных растений
Общий объем ежегодно заготавливаемых в нашей стране лекарственных растений весьма внушителен. А если учесть, что высушенные растения весят ничтожно мало, и что дикорастущие виды растут, как правило, рассеянно и не образуют плотных скоплений, то станет ясно, какого огромного труда стоит заготовка такого количества.
Заготовка проводится в строго определенное время. Распределяются эти вещества в растениях различно: у одних они сосредоточены в листьях; у других – в корнях и корневищах; у третьих – в цветках; у четвертых – в плодах. Надземные части растений накапливают максимальное количество действующих веществ чаще всего в период цветения – в это время их и следует собирать. Плоды наибольшее количество целебных веществ содержат во время полного созревания; кора пригодна к употреблению в период весеннего сокодвижения; корни и корневища – поздней осенью, после увядания надземной части растений; почки – ранней весной, когда они набухли, но еще не тронулись в рост, обычно в марте-апреле. Все надземные части растений надо собирать в хорошую погоду, поскольку увлажненные росой или дождем они портятся при сушке. Подземные части растений можно выкапывать в любую погоду, так как перед сушкой их необходимо мыть.
Перед сушкой растительное сырье сортируют, удаляя случайно попавшие части других растений или части того же растения, не предусмотренные заготовкой (например, листья в цветочном сырье), а также побуревшие и поврежденные части и прочий мусор.
Процесс сушки собранных растений – самый существенный момент в ходе заготовки. Есть несколько способов сушки растительного сырья: воздушная теневая, воздушная солнечная и тепловая с искусственным подогревом.
Воздушная теневая сушка применяется для трав, листьев и цветков, которые под влиянием прямых солнечных лучей блекнут. Такая сушка производится в хорошо проветриваемых помещениях или на чердаках, а в хорошую погоду – на открытом воздухе, но в тени, под специальным навесом, и лучше на ветру.
Воздушная солнечная сушка применяется для корневого и корневищного сырья, содержащего дубильные вещества, а также для сочных плодов.
Сырье раскладывают тонким слоем (от 1 до 3 см) и не менее одного раза в сутки переворачивают; при солнечной сушке сырье на ночь убирают в помещение, а при теневой на ночь закрывают двери и окна помещения, в котором находится сырье.
Тепловая сушка с искусственным подогревом используется для всех видов сырья, но температурный режим задается для каждого вида. Травы, листья, цветки, корни, корневища и луковицы сушат при температуре 50-60°, плоды и семена – при 70-90°, все сырье, содержащее эфирные масла, – при 35-40°С. Для этого используются специальные сушилки. При отсутствии их сырье сушат на русских печах.
Почки следует сушить очень осторожно – длительное время и в прохладном помещении, так как в тепле они быстро распускаются.
При заготовке листьев следует срывать только нижние, чтобы не повредить цветению и плодоношению растений.
При заготовке травы сырье надо срезать, а не срывать, чтобы не вырвать с корнем все растение.
Цветки надо собирать в начале цветения растений. Срок хранения цветочного сырья до 2 лет. Плоды и семена следует собирать дозревшими.
При сборе цветков и при заготовке травы необходимо оставлять цветки для размножения.
Работа нас заинтересовала, и мы решили провести анкетирование по теме.
Вопросы.
1.Какие лекарственные растения вы знаете?
2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями?
3.При заболеваниях используете растения?
4.Известны рецепты приготовления трав?
Было опрошено 20 детей и 6 взрослых.
Выводы по соцопросу.
Вопросы | Дети опрошенные | Взрослые опрошенные | Да | Нет |
1 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 0т 3-5 растений назвали 12 детей,8 детей назвали от 1-3 растений и 6 взрослых назвали более 6 растений | – |
2 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 5 детей и 3 взрослых | 15 детей- 75% и 3 взрослых-50% |
3 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | От 2-3 растений назвали 6 детей,6 взрослых5 и более растений. | 12 детей не знают.60% |
4 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 6 детей назвали, заваривать как чай. Взрослые ответили аналогично. | 14 детей не знают рецепты-70% Взрослые 80% |
Дети очень мало знают о лекарственных травах. Практически ничего не знают о способах приготовления трав. Единицы знают, при каких заболеваниях можно употреблять травы. Ребята считают, таблетки лучший способ вылечиться.
Рецепты:
Чай из черники: 1 ст.л. ягод и листья заварить в стакане кипятка. Процедить, употреблять по 1 стакану 3 раза в день (взрослым) , 2 раза в день (детям от 4-5 до 10-12), для улучшения зрения, работы сердца, для уменьшения усталости глаз.
Настой из листьев крапивы: Отвар из 100 гр. листьев крапивы на 0,5 л. воды. После получасового кипячения отвар процеживают, моют на ночь голову.
Отвар из брусники: Листья брусники залить 0,5 л. воды. Настоять, процедить и применять, как витаминный чай.
Мы решили, после выполненной работы рассказать детям о значении лекарственных трав и рецептов приготовления. Рассказали, какой вред приносят таблетки. При каких болезнях используют травы, и какие нужно употреблять. Провели вновь анкетирование.
Выводы по результатам анкетирования.
Вопросы | Дети опрошенные | Взрослые опрошенные | Да | Нет |
1 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 0т 3-5 растений назвали 13 детей,7 детей назвали от 5 и выше растений и 6 взрослых назвали более 8 растений | – |
2 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 14 детей и 4 взрослых | 6 детей,30% и 2 взрослых- 33,3% |
3 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | От 2-3 растений назвали 10детей, 5 детей редко1-2 растения,6 взрослых5 и более растений. | 5 детей знают,25% но взрослые не готовят. |
4 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 10 детей назвали, заваривать как чай. 6 детей назвали приготовления рецептов. Взрослые назвали рецепты. | 4детей не запомнили,20% |
Заключение по анкетированию.
После проведения бесед и показа слайдовой презентации ребята стали больше знать о лекарственных растениях, при каких болезнях их можно использовать. Увеличились знания о рецептах приготовления трав. Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
Вопросы | Дети опрошенные. | Взрослые опрошенные. | Ответы 1раз | Ответы 2 раз. | ||
1 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 100% | 100% | 100% | 100% |
2 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 75% | 50% | 50% | 33,3% |
3 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 60% | 10% | 100% | 100% |
4 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 70% | 80% | 80% | 100% |
Выводы по результатам исследования
При выполнении данной исследовательской работы мы:
- Изучили литературу по теме, узнали о значении лекарственных растений.
- Узнала правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений.
- Сделали сообщения по данной теме, поделились рецептами приготовления напитка.
- Рассказали одноклассникам о значении лекарственных растениях.
Выводы по результатам исследования
Я считаю, что с проблемами, поставленными в цели работы, справилась. Я познакомилась научной литературой о лекарственных растениях, научилась правильно засушивать растения. Узнала много нового о классификации растений, о биологических особенностях растений. Эти знания мне пригодятся и в дальнейшем.
Собранный мною материал можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы «Лекарственные растения», а так же во время экскурсий. Проведенная работа носит исследовательский характер, полезна и является краеведческим материалом для курса экологии, природоведения.
Мне хотелось бы отметить, что забота о собственном здоровье – это серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Статистические исследования последних лет показали, что во всех странах отмечается общий рост заболеваемости. Это во многом объясняется тем, что мы живем в век загрязнения окружающей среды, химизации, искусственной ароматизации. Однако немаловажную роль играет и отношение человека к своему здоровью. В борьбе с болезнью немаловажным подспорьем является препараты растительного происхождения, т. к. они имеют ряд положительных характеристик:
А) малая частота побочных эффектов;
Б) дешевизна сырья;
В) более мягкое воздействие на организм;
Г) доступность, благодаря чему препараты растительного происхождения с успехом применяются для профилактики и лечения различных заболеваний. Я надеюсь, что таинственный и многообразный мир растений преподнесет немало находок и открытий, которые послужат надежным и гибким инструментом в борьбе за здоровье человека. Так как охрана и укрепление здоровья людей – дело первостепенной важности.
Используя лекарственные растения , можно помочь своему организму избавиться от некоторых заболеваний, оказать первую помощь при порезах, ссадинах, укрепить свой иммунитет.
Список используемой литературы.
- Справочник-лечебник по народной и нетрадиционной медицине. – Тула: Ариэль, 1996.
- Даников Н. И. Ваш травник. – М.: РИПОЛ,1996.
- Карпович В. Н. Фармакогнозия. – М.: Медицина, 1997.
- Ремезова Г. Л. Экологическая индикация// Биология в школе. – 1998 №3.
- Самкова В. А. Мы изучаем лес// Биология в школе. – 2005 №2, 2006 №1.
Источник