Загар для кожи вред или польза и вред
Текст: Карина Сембе
С приходом лета вместо безнадёжной облачности мы наконец получаем вдоволь солнца — и вступаем с ним в очень разные отношения: кто-то исправно прячется от него, а кто-то изо всех сил пытается загореть. Многим из тех, кто не принадлежит ни к одному из лагерей, но чует, что не всё так просто, давно хочется раз и навсегда понять, в какой из двух крайностей больше здравого смысла. Чтобы этим летом солнце было только в радость, предлагаем ликбез: разбираемся, как солнечное излучение влияет на внешний вид и здоровье кожи, в чём превратности солярия и на что обращать внимание при выборе средств солнечной защиты.
Почему считается,
что загорать полезно
Многие поклонники загара принимают солнечные ванны не только ради золотистого цвета кожи. В обществе основательно закрепилось мнение о том, что загорать крайне полезно и, более того, необходимо — в частности для выработки в коже витамина D. У этого витамина масса заслуг, например, считается, что он работает «против» депрессии, а именно участвует в регуляции тирозингидроксилазы — фермента, необходимого для выработки дофамина (так называемого гормона счастья), а также адреналина и норадреналина.
Соответственно, с недостатком витамина D многие учёные давно связывают сезонное аффективное расстройство (оно же сезонная депрессия). А два года назад исследователи из Сингапура обнаружили влияние уровня витамина D в организме женщины на лечение кандидоза, или молочницы — инфекции, вызываемой дрожжеподобными грибками. Одна из важных функций витамина D — стимуляция выработки антимикробного пептида кателицидина, который помогает нам справляться с воспалением.
Жизненно важный витамин D действительно синтезируется в коже человека под воздействием ультрафиолетовых лучей, но для этого совсем не обязательно часами лежать на солнцепёке или покупать годовой абонемент в солярий. Если вы житель региона, где нет заметных перебоев с солнцем, будьте спокойны: ваша кожа получает необходимую дозу ультрафиолетовых лучей во время простых прогулок в солнечные дни. Для большинства обладателей светлой кожи для поддержания выработки витаминa D в должном количестве достаточно проводить на солнце 10–15 минут трижды в неделю.
В северных широтах это не всегда удаётся даже летом, не говоря уже об осенне-зимнем сезоне. Так что людям, живущим в этих регионах, и особенно тем, чья кожа смуглая или тёмная, на пользу пойдёт и несколько более продолжительный контакт с солнечными лучами в те дни, когда они всё же пробиваются сквозь тучи, — разумеется, при условии использования средств защиты от солнца (о них позже). Так или иначе, слишком длительное пребывание на солнце негативно сказывается на всех типах кожи.
Как действуют разные виды солнечного излучения
Солнце производит целых три вида излучения: видимый спектр — то, что мы называем солнечным светом, а также ультрафиолетовое (УФ) и инфракрасное (ИК). Инфракрасное излучение вызывает в основном тепловой эффект — попросту говоря, греет нас. В свою очередь, ультрафиолетовое отвечает за фотохимический эффект: именно от него нам достаётся загар, потому в специфике УФ-излучения стоит разобраться подробнее.
УФ-излучение (в международной версии UV — ultraviolet) делят на три спектра в зависимости от длины волны, и у каждого спектра свои особенности воздействия на организм человека. Спектр С имеет длину волны от 100 до 280 нм. Эти лучи практически не доходят до поверхности Земли, поглощаясь озоновым слоем атмосферы — и хорошо, ведь это самый активный диапазон: при проникновении сквозь кожные покровы лучи спектра С способны вызвать разрушительное действие на клетки организма.
Мы часто ассоциируем золотистый оттенок кожи с хорошим здоровьем, в бьюти-индустрии это называется glowing skin
Спектр B с длиной волны 280–320 нм составляет около 20 % всего УФ-излучения, попадающего на поверхность Земли. Именно УФБ-лучам (UVB) мы обязаны покраснениями на коже после беспечного отдыха под палящим солнцем. Спектр B обладает мутагенным эффектом — активно воздействует на клеточную ДНК и вызывает различные нарушения её структуры — от разрыва пар азотистых оснований с последующим формированием «неправильных» поперечных связей до сшивок ДНК с белком, синтез которого активизируется под воздействием УФ, сбоев в делении клетки и денатурации ДНК. При клеточном делении такие изменения «наследуются» дочерними клетками, остаются при нас и могут привести к системным мутациям на уровне генома.
Спектр А, длина волны которого 320–400 нм, составляет почти 80 % всего ультрафиолетового излучения, попадающего на кожу человека. Благодаря большой длине волны лучи спектра А (UFA) обладают примерно в 1000 раз меньшей энергией, чем спектр В, поэтому почти не вызывают солнечных ожогов. Они в значительно меньшей степени способствуют выработке биологически активных веществ, способных оказать влияние на ДНК, однако эти лучи проникают глубже, чем УФБ, а вырабатываемые ими вещества (например, реактивные формы кислорода) остаются в коже значительно дольше.
Что такое загар
Если нанометры и нуклеотиды вас не впечатляют, то химическая подоплёка видимых изменений, которые происходят с кожей вследствие загара, наверняка заставит задуматься. Кожа — защитная оболочка нашего тела, и, сталкиваясь с ультрафиолетовым излучением, она бросает все силы на то, чтобы создать эффективный барьер. В этом смысле многое зависит от верхнего слоя эпидермиса — рогового слоя. Живые клетки кератиноциты, которые производятся в нижних слоях эпидермиса, со временем выталкиваются на поверхность, затвердевают и отмирают, а кератин в составе мёртвых чешуек защищает нас от жары и холода.
Эпидермис также содержит специальные клетки меланоциты, они производят тёмный пигмент меланин, который до определённой степени защищает кожу от сгорания. Тот самый бронзовый оттенок кожи, ради которого отчаянные отдыхающие лежат под палящим солнцем дни напролёт, именно реакция кожи меланина в ответ на её поражение УФ-лучами. Она ороговевает, становится суше и темнее. Грозные ассоциации прослеживаются и в самом языке: значение слова «загар» в английском (tan) корнями уходит в процессы дубления кожи животных для производства различных изделий.
Правда ли, что загар
«старит» кожу?
Естественное «дубление» нашей кожи под воздействием солнца не проходит без последствий. Мы часто ассоциируем золотистый оттенок кожи с хорошим здоровьем, в бьюти-индустрии это называется glowing skin. При этом мы забываем, что загар — приобретённый как естественным путём, так и в солярии — усугубляет эффект старения. Львиная доля признаков, которые считаются неотъемлемой частью старения кожи, на самом деле спровоцирована пребыванием на солнце без должной защиты.
За преждевременное старение кожи, или так называемое фотостарение, отвечает в основном ультрафиолетовое излучение спектра А. Со временем УФ-лучи повреждают волокна эластина, и, когда они распадаются, кожа начинает растягиваться и провисать, становится более подвержена отёкам и микротравмам и медленнее заживает. Солнечный свет также воздействует на веснушки и так называемую возрастную пигментацию: он может не только делать пигментные пятна более тёмными, но и провоцировать выработку меланинa, вследствие чего образуются новые пятна — даже в том случае, если ранее они были удалены при помощи крема или лазера.
Пока мы юны и беспечны, влияние солнца на состояние кожи может протекать незаметно, но с годами все последствия оказываются буквально налицо (и не только). К тому же чем старше мы становимся, тем ниже способность кожи к регенерации и тем слабее её защита от пагубного влияния ультрафиолетового излучения.
Могут ли солнечные ванны провоцировать рак
Итак, совокупное воздействие УФ-излучения провоцирует неконтролируемый рост атипичных клеток кожи. Это может привести к развитию опухолей — как доброкачественных, так и злокачественных (раковых) — базальной клеточной карциномы, плоскоклеточной карциномы или меланомы.
Базально-клеточный рак — наиболее распространённая форма рака кожи. Название происходит от базальных клеток, которые лежат в основе внешнего слоя кожи. Раковые клетки базального типа растут медленно и, как правило, не распространяются на другие ткани в организме. Основной причиной их возникновения признано воздействие ультрафиолетового излучения, особенно в детстве. Дело в том, что накопленные с самого детства ошибки в структуре клеточной ДНК нарушают и истощают солнцезащитную функцию кожи, увеличивая риск возникновения рака кожи в зрелом возрасте. И базальноклеточная, и плоскоклеточная карцинома, развивающаяся из клеток плоского эпителия, в большинстве случаев возникает на участках кожи, чаще всего подвергающихся воздействию солнечного излучения — преимущественно на голове, шее и руках. Помимо генетической предрасположенности, фактором риска является светлая кожа.
Чрезмерное нахождение под ультрафиолетовыми лучами и, соответственно, повышенная выработка меланина может приводить к образованию родинок — скоплений меланоцитов. Большинство родинок появляются во время пубертата и в течение жизни могут исчезать. Но под действием внешних факторов, среди которых и ультрафиолетовое излучение, пигментная родинка (невус) может развиться в меланому — одну из самых опасных злокачественных опухолей.
Безусловно, большую роль играет наследственная предрасположенность, механическое воздействие на родинку и многое другое, но отметим, что большому риску меланомы подвергаются люди со светлой, склонной к солнечным ожогам кожей, которые подолгу находятся на открытом солнце или в солярии, не заботясь при этом о средствах защиты. По данным статистики, 8 из 10 случаев заболеваний меланомы в Великобритании можно было бы предотвратить, если бы пациенты контролировали своё пребывание на солнце, избегали солнечных ожогов и не злоупотребляли посещением солярия.
Профилактическое удаление невусов врачи не рекомендуют, поскольку в большинстве случаев перерождения родинки в меланому всё же не происходит. Тем не менее, если природа наградила вас обилием родинок, следует самостоятельно отслеживать состояние вашей кожи и проходить регулярный осмотр у дерматолога.
Что безопаснее:
солнце или солярий
Не все готовы ждать лета, чтобы загореть, — армию поклонников собрали сеансы солярия. От неквалифицированных косметологов часто можно услышать, будто несколько минут в солярии равноценны нескольким часам, проведённым на пляже. Сразу развеем кромешный миф о безопасности этой процедуры по сравнению с эффектом прямых солнечных лучей: при загаре в солярии кожа человека получает такое же облучение, как и при загаре на открытом солнце, а значит, нет принципиальной разницы между 10-минутным сеансом в солярии и 10-минутным загаром под палящим солнцем.
Есть и мнение, что загар в солярии — эффективный метод лечения угревой сыпи и многих других кожных заболеваний. На самом деле это не так. Под воздействием ультрафиолетовых лучей происходит ороговение клеток кожи, отмершие кератиноциты закупоривают оттоки сальных желёз кожи и могут только усилить угревую сыпь. Эффективность ультрафиолетовых лучей спектра А и Б доказана только в случаях лечения некоторых форм псориаза, при этом фототерапия не исключает риска образования раковых опухолей.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует не использовать загар
в солярии в косметических целях
В Европе полно людей преклонного возраста, загоревших до глубокого коричневого оттенка. Причина не в банальной любви к солнечным ваннам: многие жители стран Западной Европы посещают солярий, надеясь укрепить кости: поклонники «искусственного» загара находятся в вечной погоне за пресловутым витамином D, который обеспечивает всасывание кальция и фосфора из продуктов питания в тонком кишечнике. Как правило, такие ипохондрики-энтузиасты занимаются самоназначением солярия, но иногда процедуру прописывают врачи, что заставляет серьёзно усомниться в их квалификации.
Повторяем: кожа справится с синтезом витамина D и без регулярного обжаривания на солнце или в солярии. Подобное агрессивное воздействие УФ-лучей оказывает неблагоприятное действие на кожу, способствуя её раннему старению, появлению микротрещин и морщин. Согласно последним исследованиям и рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, загар в солярии не следует использовать в косметических целях.
Перед сеансом солярия в салоне клиентам говорят, что интенсивность облучения можно подобрать в соответствии с типом кожи. Здесь тоже есть подводные камни. Дело в том, что люди с очень светлой кожей, которая быстро обгорает на солнце, имеют повышенный риск развития рака, а отсутствие ожогов на коже в результате загара в солярии может создавать ложное впечатление о том, что кожа гораздо более стойка к излучению, чем на самом деле, и риск развития осложнений очень мал.
Почему мы по-разному переносим солнце
Каждый из нас в разной степени защищён от вредного воздействия солнечных лучей. Люди со смуглой кожей имеют более сильную защиту, а рыжие или блондины с бледной кожей и голубыми глазами больше других подвержены солнечной атаке по причине более низкой концентрации фоторецептивного (светопринимающего) меланина в кожных покровах.
Считается, что кожа бывает разных фототипов и это характеризует её чувствительность к воздействию ультрафиолетового излучения. Некоторые современные медики при определении фототипа пользуются классификацией Фицпатрика 1975 года, в рамках которой американский дерматолог выделил шесть основных разновидностей кожных покровов — от кельтского до афроамериканского. Если представители первого (кельтского) и второго (нордического) фототипов быстро сгорают на солнце, то обладатели пятого (средневосточного или индонезийского) и шестого (афроамериканского) типов кожи — смуглой или тёмной, — согласно Фитцпатрику, никогда не обгорают под воздействием солнечных лучей и практически не нуждаются в использовании солнцезащитных кремов.
Подобная расовая детерминация несколько устарела и не всегда соответствует реальному положению дел. Во-первых, совершенно очевидно, что на солнце обгорают все — спросите любого носителя «индонезийского» фототипа: это всего лишь вопрос времени и степени беспечности загорающего. Во-вторых, у представителей смешанных рас кожа ведёт себя специфически, взяв «всё лучшее сразу» от самых разных фототипов, и этнических комбинаций, как известно, может быть бесконечное число. Так что обещать пациентам-мулатам стопроцентную солнцеустойчивость и не прописывать должное средство защиты — показатель врачебной халатности. Ориентироваться на условный фототип при выборе SPF-cредств не помешает, но отметим, что применять их рекомендовано абсолютно всем, вне зависимости от так называемого фототипа, — как минимум для предотвращения фотостарения кожи.
Что такое SPF и как выбрать средство защиты
Итак, мы выяснили, что защита от солнца необходима всем и каждому, хоть и в разной степени. Глянец давно трубит о том, что не стоит выходить на улицу, не нанеся на открытые участки кожи средство с SPF, но, когда дело доходит до выбора конкретного продукта, не растеряться сложно. Что значат все эти цифры, какую консистенцию выбрать, как найти крем, который не ложится на лицо и тело белым слоем, стоит ли покупать декоративную косметику с фактором солнечной защиты — вопросов возникает масса.
SPF (sun protection factor) — основной маркер, на который необходимо обращать внимание при выборе средства защиты от УФ-лучей. SPF рассчитывается по формуле в лабораториях, в расчётах исходят из того, что средство будет использоваться в количестве 2 мг на 1 см² поверхности кожи, а это значит, что для надёжной защиты наносить его нужно достаточно плотным слоем. Многие полагают, что значение SPF позволяет вычислить время безопасного нахождения на солнце, но это не совсем так. Термин SPF показывает, сколько УФ-излучения вы можете получить без риска ожогов с данным солнцезащитным средством. Индекс SPF характеризует не время, а увеличение устойчивости кожи к ожогам. SPF 50 означает, что вы можете выдержать порцию ультрафиолета в 50 раз большую, чем без него. Отметим, что дерматологи рекомендуют обновлять защиту каждые два часа, не пренебрегать ею даже в пасмурные дни, а также наносить новый слой средства после контакта с водой или песком.
Дерматологи рекомендуют обновлять защиту каждые два часа и не пренебрегать
ею даже в пасмурные дни
При выборе солнцезащитного крема по показателю SPF следует учитывать не только так называемый фототип кожи (как мы уже выяснили, это довольно условный ориентир), но и степень её тонкости, эластичности и чувствительности. Важно и ваше местонахождение: чем ближе к экватору вы находитесь, тем выше солнечная активность и, следовательно, тем выше риск получить солнечный ожог. Рекомендуем выбирать кремы, спреи и декоративную косметику с защитой широкого спектра (broad spectrum) — они блокируют излучение спектров А и В. Защищаясь от лучей cпектра А, вы в определённой степени жертвуете загаром, зато обеспечиваете здоровье кожи. Оптимальным соотношением считается пропорция фильтров УФБ к УФА в количестве 3:1.
Солнцезащитные средства производят на основе двух типов ингредиентов: это либо поглощающие органические фильтры, либо экраны — неорганические твёрдые частицы, отражающие УФ-лучи (как правило, диоксид титана, оксид цинка или их комбинация). Фильтры проникают в кожу и трансформируют солнечную энергию в тепловую. В отличие от фильтров экраны остаются на поверхности кожи.
Некоторые фильтры, например оксибензон и ретинола пальмитат, считаются опасными и онкогенными, так что их следует избегать. К слову, Environmental Working Group, американская некоммерческая организация, занимающаяся исследованиями в области токсических веществ и корпоративной ответственности, не признаёт ни один действующий ингредиент в солнцезащитных средствах стопроцентно безопасным, но всё равно настоятельно рекомендует ими пользоваться и даже предлагает свой топ относительно безопасных средств.
Если ваша кожа чувствительна, склонна к акне, гиперпигментации или имеет какие-либо другие особенности, при выборе солнечной защиты не пренебрегайте консультацией дерматолога: доктор поможет подобрать некомедогенное, гипоаллергенное средство или специальный продукт, призванный более эффективно препятствовать образованию пигментных пятен. В любом случае не ленитесь пользоваться базовой защитой от солнца — это такая же естественная забота о здоровье, как регулярное мытьё рук. А подробнее о том, как выбрать солнцезащитные средства для разных целей и бюджетов, мы еще расскажем.
Фотографии: Weekday, Oséa
Источник