Заметки о пользе дистанционного обучения

Заметки о пользе дистанционного обучения thumbnail

Появление Интернет-обучения – самое значительное изменение в области образовательных технологий за последние 500 лет, то есть с момента появления печатной книги.
 

Д.Д. Хантер. «Война культур»

Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».

Об этой технологии много спорят, высказывая «за» и «против», о ней много пишут в методической литературе, ей посвящают практические семинары по обучению и внедрению в школах. Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. Что же такое дистанционное обучение? Это новые технологии, которые подходят для оценки успехов обучаемых «по результатам», а следовательно, и для построения программ, ориентированных на выдачу реальных результатов. Таким образом, дистанционное образование значительно меняет привычные отношения учитель-ученик.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, при этом используются технологии online и offline.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  • электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
  • телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);
  • пересылка данных (услуги FTR-серверов);
  • гипертекстовые среды (WWW-серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
  • ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
  • видеоконференции (видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи).

Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями

Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. Сегодня мы не можем рассматривать обучение только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедуру выработки необходимых знаний и умений, хотя, разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простой по уровню применяемых педагогических подходов образовательный курс.

В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

Новые технологии, среды и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут и расписание занятий, позволяют работать в своем темпе, выполняя те задания, которые он выбрал сам. Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Преимущества дистанционного образования:

  • более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и, соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
  • повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т. д.;
  • оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т. к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
  • доступность для обучающихся “перекрестной” информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
  • повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
  • ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).
Читайте также:  О пользе и вреде сосок

Дистанционное обучение может быть с успехом внедрено в образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Даже при компактном проживании детей с ограниченными способностями многие из них либо не имеют возможности, либо имеют очень ограниченную возможность посещения образовательного учреждения. Обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем. Такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования. То есть при помощи дистанционного образования возможнорешение проблемы домашнего обучения или обучения людей с ограниченными способностями, что позволит показать как им, так и другим ученикам, что они все равны и люди с ограниченными возможностями тоже могут обучаться наравне со здоровыми детьми. То есть внедрение дистанционного обучения в образовательные учреждения может решить и многие социальные, а также этические проблемы.

Если в образовательные учреждения внедрить дистанционное обучение, то в ОУ появятся следующие новые возможности:

  • работа с детьми-инвалидами или часто болеющими детьми;
  • организации дистанционного контроля знаний учащихся;
  • работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня;
  • оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса;
  • отработка умений и навыков;
  • оказание помощи по углубленному изучению интересующих учащихся вопросов;
  • оказание помощи при подготовке выступлений и презентаций;
  • оказание помощи для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам.

Система дистанционного образования, внедренная в рамках конкретного образовательного учреждения, кроме того, могла бы расширить возможности для общения учащихся между собой и стать основой для кооперации и совместной работы и учебы, предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам.

Кроме того, следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.

Как еще можно использовать дистанционное обучение в школе:

  • организовать курсы гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического профилей;
  • использовать дистанционное профильное обучение;
  • создавать творческие работы, своё портфолио, разработать интернет-страницу;
  • участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;
  • создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);
  • учиться на дистанционных курсах;
  • использовать для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Оценивая вышесказанное, можно отметить, что с внедрением дистанционного образования решается множество проблем как социальных, так и проблем собственно в образовании. То есть получается, что дистанционное образование многофункционально: оно помогает как людям с ограниченными возможностями, так и тем, кто на непродолжительный срок выбыл из учебного процесса, не потерять нужные знания, время и лишние деньги на репетиторов.

Также оно помогает правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность; расширить коммуникативную сферу учеников и педагогов; проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

Дистанционное обучение свежо и современно, поэтому даже рассуждения по поводу возможной дороговизны нужно откинуть, потому как нельзя экономить на будущем, то есть на детях. Возможно, в будущем дистанционное обучение вытеснит современное классно-урочное образование и ученики смогут выбирать себе учителей, сидя дома перед компьютером.

Список литературы и интернет-ресурсов

1. Гусев Д. А. Заметки о пользе дистанционного обучения.
2. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А.  Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. — М.: “Академия”, 2006.
3. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.: МГОУ, 2006. – 167 с.
4. https://fio.ifmo.ru/
5. https://www.it-n.ru/
6. www.eidos.ru/project/eidos-class/
7. www.eidos.ru/shop/price.htm

Источник

Какие есть недостатки и преимущества у дистанционной формы получения знаний?

Исследование возможностей дистанционного обучения (плюсы и минусы этой системы) в последнее время стало интересовать многих. Ведь прогресс на месте не стоит, с каждым днем в мире появляются новые теории и приспособления для облегчения современной жизни человека. Причем захватываются все сферы — и образование в том числе. В России дистанционное обучение — это новинка. Она многих привлекает.

Читайте также:  Газ вода вред и польза

В первую очередь, заинтересованность проявляют сами школьники, студенты. Ведь им не нужно будет ходить в школу или университет — достаточно просто появиться в интернете, пройти авторизацию, и можно получить лекцию или посетить занятие.

Преимущества дистанционного обучения

Экономия времени и для детей, и для взрослых. В некоторых случаях дистанционное обучение может помочь. А иногда — навредить. Среди плюсов основных преимуществ такого обучения — его универсальность. В любое время школьник или студент сможет заниматься своим образованием самостоятельно. Ученик не связан временными рамками, может распределять время так, как требуется для него самого. Ведь главное в современном образовании — это результат. Освоение материала может происходить в разные сроки: от нескольких часов, до нескольких дней.

Отзывы учителей, родителей и учеников указывают на то, что при подобной форме образования огромную роль играет самообразование. То есть никаких учителей за спиной, никакого давления и менторского тона. Это плюс — можно научиться рационально пользоваться временем, лучше усваивать материал. Есть такие люди, которым проще учиться, когда никто не отслеживает процесс.

Обучение школьников на расстоянии позволяет не пропускать занятия по тем или иным причинам. Например, если ученик заболел. Достаточно только включить компьютер, присоединиться к виртуальной конференции — и можно присутствовать на занятии. И это без вреда для здоровья. Получается, прогулы могут быть сведены к минимуму. Поэтому именно дистанционное обучение помогает даже во время долгой болезни или невозможности посещать школу оставаться в общем потоке и не отставать от других учеников.

Важное значение также имеет обучение в комфортной обстановке. Нередко детям просто не хочется ходить в школу. Им там некомфортно, неприятно. Не секрет, что дети зачастую не находят общего языка с одноклассниками. Возникновение конфликтных ситуаций приводит к плачевным итогам. В таком случае ни о какой результативности обучения и речи быть не может.

Еще одно преимущество дистанционного образования — это доступность учебных материалов. В электронном виде можно читать любой учебник или конспект. Всю информацию при необходимости можно найти на просторах интернета. Не нужно тратить уйму времени и денег на покупку и поиск учебников, методичек и прочих учебных конспектов. И что не мало важно, дистанционное обучение избавляет детей от массы книг в сумках, которые нужно каждый день носить с собой.

Сложности дистанционного обучения

С другой стороны, дистанционное обучение требует организованности и собранности. К примеру, маленьким детям такое образование, скорее всего, дастся с огромным трудом. Для них способность концентрироваться самостоятельно, без стороннего контроля, не всегда заканчивается положительным результатом. Поэтому за младшими школьниками родителям все равно придется следить. По этой причине дистанционная форма обучения больше подходит средней и старшей школе.

Для учителей дистанционное обучение часто означает ненормированный рабочий день. И это не всегда положительно отражается на качестве образования.

Также есть ученики, которые к самообразованию вообще не предрасположены. Такие дети будут все время развлекаться, а не учиться. Поэтому среди минусов часто называют полную свободу действий. Действительно, если за таким ребенком не следить, то он, вполне вероятно, вообще забросит учебу.

Если дома материал усваивается лучше, то дистанционное обучение — прекрасный выбор. Оно не только позволит заниматься самообразованием, но и делать это без дискомфорта. Учить и учиться таким образом просто удобно. Раз в Европе такая форма уже давно используется, значит, и в России при хорошо продуманной системе она даст результаты.

А так ли это на самом деле? Поделитесь своими выводами о дистанционном обучении!

Автор текста — читатель нашего канала, учитель английского языка Ал.Ичский. Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала — свяжитесь с нами.

Источник

Как сказал знаменитый бизнесмен и коуч Джим Рон: «Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведёт вас к успеху».

Если вы хотите стать успешным человеком, задумайтесь о расширении своих профессиональных качеств с помощью дистанционного обучения. Есть ли недостатки у данной системы? О плюсах и минусах онлайн-образования читайте в нашей статье.

Читайте также:  Коньяк с лимоном вред или польза

Практически во всех развитых странах стремительными темпами развивается дистанционное обучение, что объясняется заинтересованностью современного человека в повышении уровня знаний, а также в получении дополнительного образования с целью гибкого перестроения своей деятельности в условиях изменчивого экономического рынка.

Согласно независимому исследованию компании «Атол» (по итогам 2018 года), общий объём рынка дистанционного образования в России составил 21 млрд. руб. По уровню востребованности образовательные направления условно разделены на два сегмента: профессиональные бизнес-курсы и обучающие направления, не связанные с повышением квалификации. В числе популярных у россиян – обучающие курсы по программированию (14%) и онлайн-уроки по изучению школьной программы (9% затрат от общего количества в группе непрофессиональных направлений).

Заниматься самообразованием не так легко, как это может показаться на первый взгляд. Рассмотрим, какие преимущества и недостатки имеет онлайн-обучение.

Преимущества

Дистанционный формат образования рассматривается как пространство самоактуализации человека и в корне отличается от традиционной системы обучения. Использование в процессе учёбы ультрасовременных компьютерных технологий положительно влияет на степень восприятия информации человеком и улучшает его когнитивные функции. Общение с преподавателем в удалённом формате полностью меняет стандартные роли обоих, позиционируя обучающегося как «координатора знаний», тогда как преподаватель выступает в роли «интерпретатора знаний».

Преимуществами удалённого формата обучения являются следующие факторы:

1) возможность получить образование вне зависимости от геолокации;

2) охват узкой предметной области;

3) возможность организации дискуссий, групповых работ, совместных проектов;

4) невысокая стоимость (по сравнению с традиционным заочным обучением);

5) возможность совмещения обучения с основной деятельностью;

6) высокое качество учебных материалов;

7) использование новейших компьютерных технологий;

8) повышение интеллектуального и творческого потенциала;

9) высокая скорость обучения;

10) проявление самоорганизации и самостоятельности;

11) быстрое освоение современных компьютерных технологий, «гаджетов»;

12) возможность обучаться у высококвалифицированных преподавателей.

Неоспоримым преимуществом дистанционного обучения является массовость. Система позволяет одновременно охватывать многочисленные аудитории, предоставляя необходимый объём информации вне зависимости от количества слушателей.

Процесс онлайн-обучения стимулирует и работу преподавателя. Для достижения взаимопонимания с удалённой аудиторией и максимального соответствия нововведениям преподаватель заинтересован в постоянном совершенствовании своих курсов, регулярном повышении профессиональной квалификации и проявлении творческой активности в координировании процесса обучения.

Недостатки дистанционного образования

Результаты анализа систем дистанционного обучения, проведённого доцентами Красноярского государственного аграрного университета С.П. Плотниковой и Т.В. Киян, выявили причины неудовлетворённости людей получением знаний в онлайн формате. Показатели исследования подтвердили, что «живой» контакт необходим обучающемуся не только для разъяснения материала, но и в качестве основного мотивирующего фактора. Отсутствие прямого взаимодействия «преподаватель – ученик», недостаток живой речи и эмоционального обмена ухудшают восприятие информации и снижают степень понимания материала.

К минусам дистанционного образования относят невозможность идентификации ученика в процессе контроля знаний. Удалённый формат обучения не обеспечивает качественное взаимодействие преподавателя с обучающимся при проверке пройденного материала. Система технически не может проконтролировать, кто работает над экзаменационной работой или проходит тестирование.

Однако повышение конкуренции на рынке труда неизбежно приведёт к отказу слушателя от любой формы фальсификаций и незаслуженного оценивания. И оснований этому достаточно: низкий уровень квалификации обернётся дальнейшей его невостребованностью как специалиста и снизит эффективность онлайн-обучения в целом.

Не менее важным пунктом в перечне недостатков онлайн-обучения выступают технические трудности. Особенно эта проблема актуальна для отдалённых регионов с низким качеством интернет-соединения. Не стоит упускать из внимания и тот факт, что сегодня не все образовательные учреждения оснащены методическим инструментарием в электронном виде и программами для онлайн-контроля знаний в том объёме, который необходим для получения качественного образования.

Таким образом, по итогам сравнения традиционной и удалённой форм образования можно сделать вывод, что дистанционная система обучения не является совершенной и имеет ряд недостатков. Кроме того, она неприемлема для обучающих направлений, предполагающих высокую степень ответственности (например, в медицинских профессиях) или при получении специальностей, требующих систематических практических навыков (биологи, геологи и прочие).

Однако онлайн-образование открывает человеку неограниченные возможности для самообразования и получения обширного спектра профессиональных навыков, которые наиболее востребованы в текущей экономической среде. Данный формат обучения развивает дисциплину, повышает интеллектуальный уровень и позволяет получить востребованную профессию вне зависимости от возраста, места проживания, занятости и имеющихся навыков.

Технология дистанционного образования открывает массу перспектив для людей с ограниченными возможностями. Обучение онлайн станет достойной альтернативой традиционному формату образования, позволив этой уязвимой группе людей успешно пройти школьную программу, получить качественное бизнес-образование и стать активными членами общества.

Источник