Занятие о пользе каши для

Занятие о пользе каши для thumbnail

Лизунова Валентина
Интегрированное занятие «Каша — полезная еда»

Интегрированное занятие «Каша – полезная еда».

Интеграцияобразовательных областей: коммуникация, познание, здоровье, музыка, социализация, художественное творчество.

Программные задачи:

1. Подвести детей к пониманию пользы каши, а так же к ознакомлению с алгоритмом приготовления каши.

2. Закрепить умения называть и различать названия круп. Называть разные каши.

3. Учить понимать смысл пословиц и умение объяснять другим.

4. Закреплять умение выполнять аппликацию аккуратно.

Материалы и атрибуты:

кукла Незнайка; иллюстрации с изображением зернышка, ростка пшеницы, колоска; баночки с различными крупами; кастрюлька; бутылка с молоком; соль; сахар; игрушечная газовая плита; тарелки из картона; клей; кисточки; вырезанные из бумаги изображения различных ягод; мяч.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Он хочет посмотреть, как мы живём в детском саду. А больше всего его интересует, что дети кушают на завтрак.

-Незнайка, попробуй отгадать загадку.

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться?

(Каша)

– Почему полезно кушать кашу на завтрак? (ответы детей)

С утра много работы, занятий, на всё это нужно много тратить сил; и энергии, а в каше много полезных витаминов и веществ.

– Как вы думаете,почему о некоторых людях говорят: «Он каши мало ел?» (ответы детей)

– Да, вы правы, это говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каши.

– А вы знаете, из чего варят каши?

Я вам расскажу о приключениях зернышка. «Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Всё лето колосок рос, набирался сил. В колоске стало много зернышек. Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полное новых зерен. А в них много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили и достали зерна. Из зерен сделали крупу, а из крупы сварили кашу.

Рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями на фланелеграфе.

– Назовите, какую крупу вы знаете? (гречка, пшено, рис)

Игра с мячом «Скажи, какая каша»

Воспитатель бросает по очереди детям мяч и спрашивает:

Каша из гороха какая – гороховая;

Из гречки – гречневая,

Из пшена – пшенная,

Из геркулеса – геркулесовая,

Из риса – рисовая,

Из манки – манная,

Из перловки – перловая,

Из овсянки – овсяная,

Из ячки – ячневая,

Из пшеницы – пшеничная.

Дидактическая игра: «Купи правильные продукты для каши»

На витрине магазина разные продукты. Необходимо выбрать то, что нужно для приготовления каши. (Ребёнок выбирает. Другие дети оценивают, всё ли он правильно купил).

-Молодцы! Справились с заданием. Можно варить кашу.

Дидактическая игра «Варим кашу».

Воспитатель вместе с детьми подходит к плите и ставит на неё кастрюльку.

Раз, два, три,

Кашу нашу кастрюлька вари!

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Наливаем молоко.

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Сыпем соль.

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Сыпем сахар.

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Насыпаем крупу.

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Все продукты поместили.

Ребята, пока наша полезная каша варится, расскажем Незнайке стихотворение.

Динамическая пауза «Варись, каша

Варись, варись, каша!

Варись поскорее!

(Водим указательным пальцем одной руки по ладони другой)

Будем кушать кашу,

Станем мы сильнее.

(Сгибаем руки в локтях, сжимая пальцы в кулаки)

Пых-пых! Пых-пых!

Станем мы сильнее.

(«Полочка» поднимаем, опускаем 2 р. Показываем кулачки)

Угостим мы кашей

Мышек под окошком,

(Протягиваем, ладошки вниз. Показываем ушки)

Песика Аркашку

(Показываем лапки песика).

И кота Тимошку.

(Выставляем лапки вперед по очереди)

Да, да! Да, да!

(4 хлопка)

И кота Тимошку

(Лапки кота)

Кушайте на здоровье!

(Развернутые руки вниз – в сторону)

Художественная деятельность «Тарелка каши».

Детям предлагается готовая форма в виде тарелки. Затем всю тарелку, кроме полей, ребенок намазывает клеем и посыпает крупой. Крупу ребенок выбирает сам, а воспитатель просит объяснить выбор. Например, я взял гречневую крупу, потому что больше всего люблю гречневую кашу.

Во время выполнения аппликации воспитатель помогает детям и читает стихи о пользе каши.

Лучше каши нет на свете,

Обойди весь белый свет!

Любят взрослые и дети,

Кушать кашу на обед.

В каше много витаминов,

Каша нам всегда нужна,

В каждом доме, в каждой кухне,

Каша быть всегда должна!

– Ребята, а что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала ещё вкуснее? (фрукты, орехи, ягоды).

Дети, давайте украсим нашу кашу ягодами. Дети с помощью воспитателя украшают кашу готовыми шаблонами ягод.

. Молодцы! Как красиво у вас получилось украсить кашу. И я думаю, что кто не любит кашу, обязательно её полюбит и расскажет своим сестричкам и братишкам о пользе каши.

А теперь, ребята, покажем Незнайке, что все дети, которые едят кашу, весёлые, подвижные и здоровые. Исполняется танец.

Звучит песня «Варись, варись каша»

Мы сегодня встали рано

И пока мамуля спит

Кашу ей сварить решили,

Чтобы чем – то удивить.

Мы пока крупу искали,

Убежало молоко

Как так вышло, мы не знаем,

Видно шустрое оно

Припев:

Варись, варись кашка

Варись и веселей

Порадуем сегодня мы всех своих друзей

Варись, варись кашка

Варись и не ленись

Тебя уже тарелки и ложки заждались.

Источник

Конспект внеклассного занятия о пользе каши для учащихся начальных классов

Цель: расширение представлений детей о крупяных культурах, их полезных свойствах, о том, что каша – лучшее блюдо для детей, наиболее подходящее для завтрака.

Ход занятия

I. Информационная справка.

Крупы получают из зерна различных культур: из проса – пшено, из гречихи – ядрицу, продел, из риса – рис шлифованный, дробленый, из овса овсяную крупу, геркулес, из пшеницы – манную крупу, из ячменя – перловую и ячневую.

Основная задача, которая ставится при переработке зерна в крупу, – наиболее полное удаление покровов зерна. Зерно очищают от примесей, отделяют наружные оболочки, шлифуют и полируют. Большинство круп содержит белок, в котором недостаточно такой важной аминокислоты, как мизин, а в молоке его избыток. Поэтому сочетание круп и молока, с точки зрения рационального питания, весьма удачно. Но молочные каши – очень калорийная пища, способствующая излишней полноте, и каша, правильно сваренная на воде, может быть не менее вкусной.

Какие же каши наиболее полезны?

Считается, что для детей и взрослых самые полезные каши – гречневая и овсяная. Они наиболее богаты белком (12-13 %), который близок к белку животных продуктов. В этих крупах есть собственные высокоценные растительные жиры: 3,3% в гречневой и 6,9% в овсяной. Богаты они и минеральными веществами. В гречке железа вдвое больше, чем в других крупах. Обычно порция гречневой или геркулесовой каши (250-300 г) удовлетворяет 10-15 % потребностей в большинстве ценных пищевых веществ. Как овсяная, так и гречневая крупа входят в состав детских молочных смесей и большинства медицинских диет. К тому же геркулесовая каша не очень калорийна – в ней мало крахмала.

Хотя рисовая и особенно манная каши по большинству этих показателей уступают гречневой и овсяной, они обладают своими достоинствами. Манную рекомендуют, когда организму требуется поменьше клетчатки, рисовую – когда нужно побольше крахмала. Но все каши: и упомянутые, и пшенная, и перловая, и другие – по-своему вкусны и питательны.

Когда человек начал есть кашу?

Каша является древнейшим кушаньем, появившимся у тех народов, где распространилось земледелие. Для приготовления каши пригодны плоды всех злаковых растений, известных человеку.

Любопытно, что первоначально крупу не варили, а в течение долгого времени размачивали в воде. Зерна разбухали, их середина становилась мягкой и пригодной в пищу. Использование огня лишь облегчило и ускорило этот процесс.

Зерна многих растений: риса, гречихи, ячменя, пшеницы – имели твердую одеревеневшую оболочку, которую организм не усваивает. На Руси для их очистки и изготовления крупы использовали ступы. Удары массивного песта хорошо отбивали шелуху, освобождая ценную сердцевину зерна.

С помощью специальных машин из ячменя стали изготавливать не только ячневую крупу, но и перловку – полностью очищенные от шелухи зерна. Получались красивые белые с жемчужным переливом зерна. Название этой крупы и происходит от латинского «перлум» – жемчужина.

С глубокой древности известна человеку и гречиха. Ее зерна служат основой для изготовления гречневой крупы – ядрицы.

Археологи находят зерна гречки и ячменя в самых древних культурных слоях.

II. Конкурс «Объяснялки».

Детям предлагается объяснить смысл пословиц.

• Щи да каша – пища наша.

• Кашу маслом не испортишь.

• Семейная каша гуще кипит.

• Как заварил кашу, так и расхлебывай.

• Разговорами каши не сваришь.

• Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.

• Без каши обед не обед.

• Воду жалеть – и каши не сварить.

• Не поесть кашки из пустой чашки.

• Хороша кашка, да мала чашка.

III. Викторина «Откуда каша на стол пришла».

1. Из крупы какой культуры варят пшенную кашу? (Просо.)

2. Из крупы какой культуры варят перловую кашу? (Ячмень.)

3. Из крупы какой культуры варят манную кашу? (Пшеница.)

4. Из какой культуры делают хлопья «Геркулес»? (Овес.)

5. Какая каша самая полезная? (Гречневая.)

6. Какие блюда можно приготовить из риса? (Кашу, плов, кутью и т. д.)

7. Из какой крупы делается «гурьевская каша»? (Из манки.)

8. С какой крупой обычно варят тыквенную кашу? (С пшеном или рисом.)

IV. Игра «Сварим кашу».

Ведущий. Если печка, то …

Дети. Печет.

Ведущий.

Если сечка, то … (сечет).

Ну, а гречка? То … (гречет?).

Ведущий.

Вот и нет, она растет.

Если гречку собрать

И в горшок положить,

Если гречку водою из речки залить,

А потом, а потом Долго в печке варить,

То получится наша любимая каша.

Дети имитируют движениями слова стихотворения. По желанию можно менять название крупы.

V. Загадки.

1. Отгадай загадку нашу

Не испортишь маслом … (кашу).

2. Любимая и желанная

Всем детям каша … (манная).

3. Всем детям рост обеспечивает,

Полезная каша … (гречневая).

4. Не спеша пережевываем

Желтую кашу … (пшенную).

5. За обе щеки уписываем

Белую кашу … (рисовую).

6. Силы дает и вес

Богатырь … (геркулес).

7. Я бегом бегу в столовую,

Кашу я люблю … (перловую).

8. Завтрак мы заканчиваем

Кашей вкусной … (ячневой).

9. Ложки дружно облизали

И спасибо всем … (сказали).

VI. Подведение итогов.

Источник

Марина Кобаидзе
Конспект занятия в средней группе «Полезная каша»

Цель: Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте.

Ход совместной образовательной деятельности

Ребята к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Доброе утро вам, доброе утро нам, доброе утро всем.

Приветствуем всех, кто время нашел.

И в дружную нашу группу пришел!

Лето уже стучит в окно,

И в группе у нас тепло и светло!

А для вас ребятки я приготовила загадку. Кто её отгадает, тот тему нашей беседы узнает. Слушайте внимательно. Кто отгадку знает, тот руку поднимает.

Крупу в кастрюлю насыпают

Водой холодной заливают

Ставят на плиту вариться

И что тут может получиться? (каша)

Молодцы ребята – это каша. Сегодня мы с вами побеседуем о каше.

1. Каша с древних времён занимала главное место на столе, как у богатых, так и бедных людей.

2. Каша – означает кушанье из крупы, сваренная на воде или на молоке.

3. Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Поэтому про неёговорили: Каша – матушка наша.

4. Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.

5. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.

6. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным.С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

Ребята, а как вы думаете, для того чтобы сварить кашу, что для этого надо? (сначала нужно вырастить зерно, переработать его в крупу, а потом уже варить кашу).

Давайте с вами представим, что мы в поле посадили зерно. Подойдите, к столу на нем лежат разрезные картинки разного цвета. Возьмите каждый по одной картинке и подойдите к соответствующему столу. Соберите картинку и скажите, какое растение выросло на вашем поле.

Ребята скажите, какое злаковое растение выросло у вас в поле? (овёс, пшеница, рис, гречиха).

А какие злаковые растения ещё выращивают в поле? (пшено, ячмень, кукурузу, рожь).

Злаковые растения мы с вами вырастили, а теперь к вашим растениям нужно подобрать соответствующее зерно (дети сопоставляют растения с зерном).

А теперь к вашему зерну нужно подобрать крупу (дети сопоставляют зерно с крупой).

Ребята, а какую кашу можно сварить из вашей крупы? Из риса (рисовую, из гречки (гречневую, из овса (овсяную или геркулесовую, из пшеницы (пшеничную, манную). А какие каши вы ещё знаете? (перловая, кукурузная, каша дружба).

Дидактическая игра «Где, какая крупа?»

Дети на ощупь через ткань определяют представленные виды круп (кукуруза, семена подсолнечника, рис, горох, пшено, манка).

Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру на внимание. Я буду называть продукты, на нужные продукты для приготовления каши вы будете говорить «Да», а на те, которые не идут для приготовления каши — «Нет».

Сорока – белобока

Задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить.

На рынок пошла

И вот что взяла:

Парное молоко. (Да)

Куриное яйцо. (Нет)

Крупа манная. (Да)

Капуста кочанная. (Нет)

Соленый огурец. (Нет)

Мясной холодец. (Нет)

Сахар да соль. (Да)

Белую фасоль. (Нет)

Масло топленное. (Да)

Рыбка соленая. (Нет)

Лавровый лист. (Нет)

Чернослив и изюм. (Да)

Перец болгарский. (Нет)

Клубничное варенье. (Да)

Бисквитное печенье. (Нет)

Молодцы ребята! А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Варим кашу». Сделайте круг. Это горшочек. А буду называть продукты, как только услышите название своего продукта выходите во внутрь круга. Но сначала давайте с вами вспомним, какие продукты необходимы для варки каши. (молоко, соль, сахар, крупа, масло).

Раз, два, три,

Кашу нашу горшок вари!

Мы внимательными будет,

Ничего не позабудем!

Наливаем молоко…

Мы внимательными будет,

Ничего не позабудем!

Сыпем соль…

Мы внимательными будет,

Ничего не позабудем!

Сыпем сахар…

Мы внимательными будет,

Ничего не позабудем!

Насыпаем крупу…

Мы внимательными будет,

Ничего не позабудем!

Все продукты поместили.

Каша варится: «Пых – пых!»

Для друзей и для родных.

А теперь все друг за другом

Размешаем кашу кругом!

И попробуем ка нашу

Вместе сваренную кашу!

Её вместе поедим,

Всех – всех кашей угостим.

Ведь варилась –то: «Пых – пых!»

Для друзей и для родных».

Вот и сварилась наша каша, попробуйте какая она получилась? (вкусная, сладкая, солёная, жидкая, густая, вязкая).

– Какая каша у вас самая любимая?

-Чем полезна каша (каждая каша по-своему вкусна и полезна, в ней много витаминов полезных для здоровья и роста детей).

Каша – это сила, каша – это ум.

Ешь на завтрак кашу,

И расти большим.

А знаете ли вы как кашу сделать вкуснее? (добавить масло, варенье, орехи, изюм, клубнику).

Ребята, а какие пословицы о каше вы знаете?

1. Русская каша – матушка наша.

2. Кашу маслом не испортишь.

3. Что за обед, коли, каши нет.

4. Щи да каша – пища наша.

5. Щи да каша – сила наша.

6. Хороша каша, да мала чаша.

7. Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

Молодцы ребята! На этом наше занятие закончено. На следующем занятии я расскажу вам, как готовили кашу в старину. Всем спасибо.

Источник

Тема занятия: «Каша – матушка наша».

Цель: формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак.

Задачи:

  • рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья;
  • познакомить со злаковыми растениями, закрепить навыки гигиены;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
  • развивать мышление, речь учащихся.

Оборудование: иллюстрации злаковых растений, различные виды круп, таблички с пословицами, названиями злаков, с результатами анкетирования, магнитофон.

Ход занятия

I. Организационный момент

Я сегодня удалец!
Я сегодня молодец!
Все сумею, все смогу
И другому помогу!

II. Актуализация знаний

– У нас сегодня занятие по правильному питанию.

– А что значит правильно питаться?

– Для чего это нужно?

III. Формулирование темы занятия

– А о чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, прослушав отрывки из художественных произведений.

Сорока – белобока по полю летала,
Зерна собирала, печку топила,
Кашу варила, деток созывала,
Кашей угощала.

Раз, два, три, горшочек, вари.
И горшочек варил вкусную кашу.

А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
Коли нет ничего, можно и из топора кашу сварить.

Что объединяет эти все произведения?

– А почему я решила наш разговор посвятить каше?

IV. Работа по теме занятия

1. Сообщения детей о каше

1. Каша – одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.

2. Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.

3. Каша сопровождала молодых в день свадьбы, ею поминали, встречали новорожденного.

4. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.

5. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

6. Каша являлась основной горячей пищей для солдат. А солдатских поваров называли кашеварами.

7. Знаменитый рецепт одной каши родился во время тяжелого похода через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось «чуть – чуть» гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как накормить голодных солдат, Суворов вдруг отдал приказ – все варить в общем котле, добавив лука и масла. Каша получилась вкусная и полезная, и в народе ее прозвали суворовской.

– Молодцы, вы много интересного рассказали о каше.

Двигательная минутка

– Поменялись местами те, кто всегда моет руки перед едой.
– Поменялись местами те, кто завтракает.
– Поменялись местами те, кто любит кашу.

– А кто знает, в какое время суток лучше всего есть кашу?

Дети:

1. Каша – наиболее подходящий продукт для завтрака. Она содержит необходимое количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим «проснувшимся» организмом.

2. Каша – это полезная еда, которая помогает нам стать сильными и здоровыми, перенести учебные нагрузки. В крупах меньше всего накапливается вредных веществ в отличие от других растений.

2. Виды каш

– Внимательно послушайте стихотворения и скажите, о каких видах каш идет речь.

Дети читают стихи.

1. Гречневая каша-
Развивает ум.
Очень ароматна
И на вкус приятна.

2. Рисовая каша – полезная,
Не дает толстеть.
А овсяную просто
Нужно детям есть.

3. Перловая и ячневая
Особый имеют вкус.
Долго не раздумывай,
А мотай на ус.

4. Пшенная, да если там
Еще и тыква есть,
Это такая вкуснятина,
Слов восторженных не счесть.

5. Да, ребята, понял я:
Каша – это сила, каша – это ум.
Ешь на завтрак кашу,
И расти большим.

– О каких видах каши шла речь?

– А от чего же зависят названия видов каш?

– Сейчас мы с вами побудем в роли помощников повара.

– Как их называют?

– Прежде, чем приступить к работе, какие правила гигиены вспомним?

– Вам нужно крупы рассортировать по видам. Если крупа неизвестна, можно обратиться за помощью к другу.

Работа в группах. Дети разбирают крупы по сортам: перловая, гречневая, рисовая, пшенная.

– Какие крупы вам не знакомы?

– А знаете ли вы, из каких растений получаются эти крупы?

Показ злаковых растений.

– Какая крупа осталась? (Пшено)

– Какую кашу будет варить повар?

– Какой секрет должен знать повар, чтобы правильно сварить кашу?

– Представим, что повар сварил замечательную кашу.

– А как сделать кашу вкуснее?

– Много сейчас различных «готовых завтраков», которые вытесняют кашу из нашего рациона. Но в нашем классе не забывают про ароматную кашку!

– Результаты опроса показали, что в нашем классе кашу не любит 1 человек, а любят 15 человек, из них:

  • перловую – 1 чел.
  • пшенную – 1 чел.
  • овсяную – 4 чел.
  • гречневую – 6 чел.
  • манную – 12 чел.

– Какая каша самая любимая?

– Не зря мы выучили песню «Манная каша». (Исполнение песни)

1. На плите в кастрюле каша кипела.
Всех ребятишек угостить хотела.
Манная, манная кажа желанная.
Вкусная, нежная каша полезная.

2. Кушай, кушай, Маша, манную кашу.
Станешь, станешь, Маша, и сильней и краше.
Манная, манная кажа желанная.
Вкусная, нежная каша полезная.

3. Работа с пословицами

– Давайте вспомним пословицы о каше.

– Что произошло?

– Давайте, восстановим пословицы:

  • Кашу маслом – пища наша. (Кашу маслом не испортишь)
  • Щи да каша – здоровым будешь. (Щи да каша – пища наша)
  • Если про кашу не забудешь, матушка наша. (Если про кашу не забудешь, здоровым будешь)
  • Гречневая каша – да мала чашка. (Гречневая каша – матушка наша)
  • Хороша кашка, не испортишь. (Хороша кашка, да мала чашка)

V. Рефлексия

Я понял, что …
Я узнала …
Мне было интересно …
Я теперь буду…

VI. Домашнее задание

– Принести рецепт любимой каши в вашей семье. Мы создадим «Кулинарную книгу любимых каш 2 а класса».

– А я подарю вам рецепт известной гурьевской каши. Попросите маму, чтобы она вам ее приготовила.

Литература

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А.Разговор о правильном питании. М. 2002.
2. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб., 1995.
3.Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М. «ВАКО», 2004.

Источник