Знание ради пользы не ведет к мудрости аристотель

Знание ради пользы не ведет к мудрости аристотель thumbnail

2.1. Выявить связь знания, мудрости и опыта в размышлениях Аристотеля.

«Опыт
есть знание единичного, а искусство –
знание общего…знание и понимание
относятся больше к искусству, чем к
опыту, и считаем владеющих каким-то
искусством более мудрым, чем имеющих
опыт, ибо мудрость у каждого больше
зависит от знания, и это потому, что
первые знают причину, а вторые нет…имеющие
опыт знают «что», но не знают «почему»;
владеющие же искусством знают «почему»,
то есть знают причину…Таким образом,
наставники более мудры не благодаря
умению действовать, а потому, что они
обладают отвлеченным знанием и знают
причины…искусство в большей мере
знание, нежели опыт, ибо владеющие
искусством способны научить, а имеющие
опыт не способны».

2.2. Какие оценки Аристотель давал общепринятым представлениям о мудрости?

Аристотель
говорил, что «мудрость есть наука об
определенных причинах и началах». Он
выделял следующие мнения о мудрости:

  • «мудрый,
    насколько это возможно, знает всё, хотя
    он и не имеет знания о каждом предмете
    в отдельности»,

  • «мудрым
    считаем того, кто способен познать
    трудное и нелегко постижимое для
    человека»,

  • «более
    мудр тот, кто более точен и более способен
    научить выявлению причин»,

  • «из
    наук в большей мере мудрость та, которая
    желательна ради нее самой и для познания,
    нежели та, которая желательна ради
    извлекаемой из нее пользы»,

  • «из
    наук в большей мере мудрость та, которая
    главенствует, – в большей мере, чем
    вспомогательная, ибо мудрому надлежит
    не получать наставления, а наставлять,
    и не он должен повиноваться другому, а
    ему – тот, кто менее мудр…».

2.3. Какой тип знания Аристотель относил к сфере мудрости?

Все
знания Аристотель делит на 3 типа, 3
группы: знание практическое, творческое
и теоретическое.

  1. Практическое
    знание включает в себя этику, экономику
    и политику, т. е. оно подразумевает
    умение действовать, жить в этом мире.
    Этика – умение обращаться с ближним.

  2. Знание
    ремесленника – это уже творческое
    знание.

  3. Теория
    – созерцательное знание, не имеющее
    никакой жизненной ценности, но в этом
    и парадокс, что для истинного философа
    теоретическое знание имеет большую
    ценность, поскольку оно является знанием
    свободного человека. Оно наиболее
    ценно, так как оно свободно, ведь
    практическое и творческое знания
    существуют для какой-либо цели. А
    теоретическое знание – ради самого
    знания, поэтому оно наиболее высшее,
    ценное, свободное. Данный тип знания
    можно отнести к сфере мудрости.

2.4. Почему «знание ради пользы» не ведет к мудрости?

Аристотель
считал, что «знание ради пользы» не
ведет к мудрости, поскольку люди стали
философствовать, чтобы избавиться от
незнания, то есть к знанию стали стремиться
ради понимания, а не ради какой-либо
пользы.

2.5. Какой состояние человека открывает путь познания?

Аристотель
говорил, что воспринимание чувствами
свойственно всем, а потому это легко и
ничего мудрого в этом нет.
Труднее
всего для человека познать наиболее
общее, так как оно дальше всего от
чувственных восприятий. То есть когда
человек воспринимает всё через чувства,
он это «всё» и познает.

Соседние файлы в предмете Философия

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Оглавление

Тема 1. Мировоззрение и философия2

Тема 2. Проблемы человека7

Тема 3. Бытие, природа и познание10

Тема 4. Социальная философия16

Тема 5. Философия истории.23

Тема 1. Мировоззрение 
и философия

Вопрос 1. Философия и мудрость
в учении Сократа 

    1. Какие обвинения были предъявлены Сократу?

Сократа было предъявлено обвинение
в том, что «он не чтит богов, которых чтит
город, а вводит новые божества, и повинен
в том, что развращает юношество»; «преступает
закон и попусту усердствует, испытуя
то, что под землею, и то, что в небесах,
выдавая ложь за правду и других научая
тому же»; «берётся воспитывать людей
и зарабатывает на этом деньги». Обвинение,
таким образом, содержало 3 пункта: 1) безбожие
Сократа, 2) введение им каких-то новых
божеств (подразумевался знаменитый демон
Сократа, его внутренний голос) и 3) развращение
молодежи. По всем этим пунктам Сократ
обвинялся именно в государственном преступлении,
так как по афинским представлениям и
почитание богов, и воспитание юношества
относились к делам общеполисным, государственным.

    1. В чем видел Сократ пределы мудрости государственных людей, поэтов, ремесленников?

О мудрости государственных
людей Сократ говорил — «я решил, что
этот человек только кажется мудрым и
многим другим людям, и особенно самому
себе, но на самом деле не мудр…он только
мнит себя мудрым…он, не зная, воображает,
будто что-то знает». Благодаря мудрости поэты «могут
творить то, что творят, но благодаря некоей
природной способности, как бы в исступлении,
подобно гадателям и прорицателям; ведь
и эти тоже говорят много хорошего, но
совсем не знают того, о чем говорят. …Из-за
своего поэтического дара они считают
себя мудрейшими из людей и во всем прочем,
а на деле это не так». О мудрости ремесленников
Сократ говорил, что «они умеют делать
то, что не умею я, и в этом были мудрее
меня. …их промах был в том же что и у поэтов
– они были хорошими мастерами, каждый
из них считал себя самым мудрым также
и во всем прочем, даже в самых важных вопросах
это обсуждение заслоняло собою ту мудрость,
которая у них была…»

    1. Объясните связь мудрости и нравственности в учении Сократа.
Читайте также:  Отказ от вычета в пользу другого собственника

Между мудростью и нравственностью 
Сократ не делал различия: он признавал 
человека «вместе и умным и нравственным,
если человек, понимая, в чем состоит прекрасное
и хорошее, руководиться этим в своих поступках
и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно
безобразное, избегает его… Справедливые
поступки и вообще все поступки, основанные
на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому
люди, знающие, в чем состоят такие поступки,
не захотят совершить никакой другой поступок
вместо такого, а люди, не знающие, не могут
их совершить и, даже если пытаются совершить,
впадают в ошибку». Таким образом, прекрасные
и хорошие поступки совершают только мудрые,
а немудрые не могут и, даже если пытаются
совершить, совершают ошибку. А так как
справедливые и вообще все прекрасные
и хорошие поступки основаны на добродетели,
то из этого следует, что «и справедливость
и всякая другая добродетель есть мудрость».

    1. Выделите в тексте элементы диалога Сократа (ирония, майевтика). Вопросы какого типа задавал Сократ своим обвинителям?

Пример иронии – «Каллий! Если бы
твои сыновья были жеребята или бычки
и нам представляло бы нанять для них опытного
человека, который сделал бы их еще лучше,
усовершенствовав присущие им добрые
качества, то это был бы какой-нибудь наездник
или земледелец; ну а теперь, раз они люди,
кого ты думаешь взять для них в воспитатели?
Кто знаток подобной добродетели, человеческой
или гражданской? Полагаю, ты об этом подумал,
раз у тебя сыновья. Есть ли такой человек
или нет?»

Пример майевтики – 
Когда Сократ взял чашу с ядом, ученик
спросил его: «Учитель, зачем
ты умираешь невиновным?» На это Сократ
отвечал ему так: «Глупец! Разве ты
хочешь, чтобы я умирал виноватым?»»

Сократ всегда задавал такие
вопросы, в которых нельзя обнаружить
его собственного суждения. Своим собеседникам
он задавал провоцирующие, а порой наивные
вопросы, в которых создавал для себя более
выгодные условия ведения диалога, чем
для его собеседника, которому приходится
отвечать.

Вопрос 2. Размышления Аристотеля
о мудрости

2.1. Выявить связь 
знания, мудрости и опыта в размышлениях
Аристотеля.

«Опыт есть знание единичного,
а искусство – знание общего…знание 
и понимание относятся больше
к искусству, чем к опыту, и 
считаем владеющих каким-то искусством
более мудрым, чем имеющих опыт,
ибо мудрость у каждого больше
зависит от знания, и это потому,
что первые знают причину, а вторые
нет…имеющие опыт знают «что», но
не знают «почему»; владеющие же
искусством знают «почему», то есть
знают причину…Таким образом, наставники
более мудры не благодаря умению действовать,
а потому, что они обладают отвлеченным
знанием и знают причины…искусство в
большей мере знание, нежели опыт, ибо
владеющие искусством способны научить,
а имеющие опыт не способны».

2.2. Какие оценки 
Аристотель давал общепринятым 
представлениям о мудрости?

Аристотель говорил, что 
«мудрость есть наука об определенных
причинах и началах». Он выделял 
следующие мнения о мудрости:

  • «мудрый, насколько это возможно, знает всё, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности»,
  • «мудрым считаем того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека»,
  • «более мудр тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин»,
  • «из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы»,
  • «из наук в большей мере мудрость та, которая главенствует, — в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр…».

2.3.  Какой тип 
знания Аристотель относил к 
сфере мудрости?

Все знания Аристотель делит 
на 3 типа, 3 группы: знание практическое,
творческое и теоретическое.

  1. Практическое знание включает в себя этику, экономику и политику, т. е. оно подразумевает умение действовать, жить в этом мире. Этика – умение обращаться с ближним.
  2. Знание ремесленника – это уже творческое знание.
  3. Теория – созерцательное знание, не имеющее никакой жизненной ценности, но в этом и парадокс, что для истинного философа теоретическое знание имеет большую ценность, поскольку оно является знанием свободного человека. Оно наиболее ценно, так как оно свободно, ведь практическое и творческое знания существуют для какой-либо цели. А теоретическое знание – ради самого знания, поэтому оно наиболее высшее, ценное, свободное. Данный тип знания можно отнести к сфере мудрости.

2.4.  Почему «знание 
ради пользы» не ведет к 
мудрости?

Аристотель считал, что 
«знание ради пользы» не ведет 
к мудрости, поскольку люди стали 
философствовать, чтобы избавиться
от незнания, то есть к знанию стали 
стремиться ради понимания, а не ради
какой-либо пользы.

2.5.  Какой состояние 
человека открывает путь познания?

Аристотель говорил, что 
воспринимание чувствами свойственно
всем, а потому это легко и ничего мудрого
в этом нет. Труднее всего для человека
познать наиболее общее, так как оно дальше
всего от чувственных восприятий. То есть
когда человек воспринимает всё через
чувства, он это «всё» и познает.

Тема 2. Проблема человека

1. Сравнить основы 
учения о человеке Фейербаха 
и философии рационализма.

Фейербах отрицает дуализм 
души и тела, утверждая единство
духовного и материального, субъективного 
и объективного, мышления и бытия.
Сущность человека, по Фейербаху, состоит 
в многообразии его переживаний.
Различные формы общественного 
сознания он рассматривает с позиций 
их реального содержания. Религия 
для него также не лишена реального 
содержания, несмотря на то, что она 
оперирует фантастическими образами.
Таким образом, Фейербах подчеркивает
в основном чувственную природу 
человека, антропологическое единство
всех людей.

Антропологическая концепция 
Гегеля, как и вся его философия,
проникнута рационализмом. Само отличие 
человека от животного заключается,
прежде всего, в мышлении, которое сообщает
всему человеческому его человечность.

2. В чем проявляет 
себя сущность человека и как
он её осознает?

По Фейербаху сущность человека
«есть его абсолютная сущность, его бог;
поэтому мощь объекта есть мощь его собственной
сущности».

  1. Каковы природные основы человеческого существования?
Читайте также:  Вода моршинская польза и вред

Религия и близкая к 
ней  по  духу идеалистическая 
философия возникают,  по  мнению 
Фейербаха,  из  отчуждения человеческой
сущности, посредством приписывания
богу тех атрибутов,  которые в 
действительности принадлежат самому
человеку.        Согласно 
Фейербаху,  для  освобождения 
от  религиозных  заблуждений 
необходимо понять, что человек — не 
творение  бога,  а  часть  — 
и  притом наиболее совершенная — вечной
природы.

Материализм  Фейербаха 
существенно  отличается  от  материализма
XVIII века, поскольку, в отличие от
последнего, не сводит всякую  реальность
к механическому движению и рассматривает 
природу не как механизм,  а 
скорее как организм. Он характеризуется
как антропологический,  так  как 
в  центре внимания Фейербаха — не 
отвлеченное  понятие  материи, 
как  у  большинства французских
материалистов, а человек как психофизическое
единство,  единство души и тела. Исходя
из такого понимания  человека,  Фейербах 
отвергает  его идеалистическую трактовку,
при которой человек рассматривается,
прежде  всего как духовное существо.
Согласно Фейербаху, тело в его целостности
как раз  и составляет сущность человеческого
”Я”. Духовное начало в человеке  не 
может быть отделено от телесного, 
дух  и  тело  —  две  стороны 
той  реальности, которая  называется 
организмом.  Человеческая   природа,  
таким   образом, толкуется Фейербахом
преимущественно биологически, и отдельный 
индивид  для него —  не  исторически-духовное 
образование,  как  у  Гегеля, 
а  звено  в развитии человеческого
рода.

4. Что делает 
возможным самопознание человека?

Самопознание в философском
дискурсе означает, прежде всего, определение
человеком собственной сущности исходя
из контекста общих представлений о мире,
обществе, а также месте человека в них,
т.е. оно выступает в качестве знания объективирующего.

5. В чем Фейербах 
видит назначение и смысл жизни?

Фейербах о 
назначении и смысле жизни говорил:
«Человеку следует отказаться от христианства
— лишь тогда он выполнит и достигнет своего
назначения, лишь тогда он станет человеком,
ибо христианин не человек, а «полуживотное-полуангел».
Лишь когда человек повсюду и кругом есть
человек и сознает себя человеком, когда
он не хочет быть чем-то большим, чем он
есть, чем он может и должен быть, когда
он уже не ставит себе цель, противоречащую
его природе, его назначению, и, вместе
с тем, цель недостижимую, фантастическую
— цель стать богом, то есть существом
абстрактным и фантастическим, существом
бестелесным, бесплотным и бескровным,
существом без чувственных стремлений
и потребностей, — лишь тогда он законченный
человек, лишь тогда он совершенный человек,
лишь тогда в нем больше не будет места,
в котором смог бы свить себе гнездо потусторонний
мир. И к этой законченности человека относится
также сама смерть; ибо и смерть относится
к назначению, то есть к природе, человека.
Поэтому мертвого справедливо называют
совершенным. Умереть по-человечески,
умереть в сознании, что ты в умирании
исполняешь свое последнее человеческое
назначение, следовательно, умереть, находясь
в мире со смертью, — пусть это будет твоим
последним желанием, твоей последней целью.
Тогда ты и в умирании еще будешь торжествовать
над цветистой мечтой христианского бессмертия;
тогда ты достигнешь бесконечно больше,
чем ты хотел бы достигнуть в потустороннем
мире и все равно никогда не достигнешь

«Особым назначением
— таким, которое сначала вводит человека
в противоречие с самим собой и повергает
его в сомнение,- сможет ли он достигнуть
этого назначения или нет,- человек обладает
лишь как существо моральное, то есть как
социальное, гражданское, политическое
существо. Это назначение, однако, никакое
иное, чем то, какое человек в нормальном
и счастливом случае сам избрал для себя,
исходя из своей природы, своих способностей
и стремлений. Тот, кто сам не назначает
себя для чего-либо, тот и не имеет назначения
к чему-либо. Часто приходится слышать
о том, что мы не знаем, какое человек имеет
назначение. Кто рассуждает так, тот переносит
свою собственную неопределенность на
других людей. Кто не знает, в чем его назначение,
тот и не имеет особого назначения».

Тема 3. Бытие, природа 
и познание.

  1. Выделить основные подходы древнегреческой философии в объяснении структуры материи и законов природы.

«Материя» — одно из 
фундаментальнейших  понятий  
философии.  Однако  в различных философских
системах его  содержание  понимается 
по-разному.  Для идеалистической философии,
например,  характерно  то,  что 
она  или  совсем отвергает  существование 
материи  или  отрицает  ее  
объективность.   Так, выдающийся 
древнегреческий  философ  Платон  
рассматривает   материю   как проекцию
мира идей. Сама по себе материя у Платона
ничто.  Для  того,  чтобы превратиться
в реальность, в ней должна воплотиться
какая-нибудь идея.

У последователя Платона, Аристотеля,
материя тоже существует  лишь  как
возможность, которая превращается в 
действительность  только  в  результате
соединения ее с формой. Формы же в 
конечном  итоге  берут  свое 
начало  от Бога.

У Г. Гегеля материя
проявляется в результате  деятельности 
абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно
абсолютный дух, идея порождают материю.

В субъективно-идеалистической 
философии Дж. Беркли открыто
заявляется о том, что материи нет, и ее
никто никогда не видел,  что,  если 
изгнать  это понятие из науки, то это
никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. 
Он писал, что можно употреблять понятие
«материя», если уж  очень  хочется, 
но только как синоним  слова  «ничто». 
Для  Беркли  существовать  — 
это  быть потенциально воспринимаемым.
На вопрос о том,  существовала  ли 
природа  до человека, Беркли ответил
бы — да,  в  сознании  Бога.  Другие 
представители субъективного идеализма
( Э. Мах, Р. Авенариус
и др.)  открыто не  отрицают существование
материи, но сводят ее к «совокупности
(комплексам)  ощущений» .  Материя,
вещь, предмет, по; их мнению, —  это 
комплекс  ощущений  человека. Именно
ощущения человека создают, конструируют 
их.

Читайте также:  Кунжутные семечки с медом польза

Источник

Аристотель писал: «Мудрость – самая точная наука». В чем суть мудрости? Каково ее назначение? Цель данного исследования – обращаясь к трудам великого мыслителя, ознакомиться с его размышлениями и выяснить, почему он дал именно такое определение. В этом направлении вели работу многие современные философы, например, В.Ф. Асмус , А.Ф. Лосев , А.Н. Чанышев , исследовательские наработки которых также можно использовать для ознакомления с аристотелевскими идеями. Для толкования проблемы необходимо рассмотреть с точки зрения Аристотеля понятие науки, классификацию наук и этапы познавательной деятельности человека.

«Более мудрый во всяком знании – человек более способный научить», поэтому мудрость можно считать синонимом слову «наука». Наука имеет место быть только в размышлении, но не в опыте – считал древнегреческий философ. Научное знание – это знание первопричин различных явлений. Поэтому наука, которая изучает первопричины, способна научить:

«Всякое рассудочное познание, или такое, в котором рассудок играет хоть какую-нибудь роль, имеет своим предметом различные причины и начала, указываемые иногда с большею, иногда с меньшею точностью».

Изучение первопричины, наука имеет некое единство знания с различными степенями подчинения. Каждая отдельная наука, имея свой предмет изучения, создает это единство, в котором наименее общее подчиняется наиболее общему. Но свести все науки в одну нельзя, всегда имеется множество наук. Тогда, по Аристотелю, наука – сложная система, которую принято называть классификацией наук Аристотеля.

Древнегреческий мыслитель подразделил науки на три вида: теоретические, практические и творческие: «Всякое мышление направлено либо на деятельность, либо на творчество, либо носит теоретический характер». Но в чем принципиальные различия между теорией, деятельностью и творчеством, а также между последними, ведь как творчество может быть возможно без деятельности.

И наука, и искусство через первопричины познают общее, и различие между ними больше социальное. Аристотель считал, что науки не несут никакой пользы обществу, в отличие от искусства. Наука, существующая ради самой себя, а не ради выгоды, получаемой от нее, обладает большей мудростью.

Аристотель в другом своем произведении «Этика» отмечал, что составляющая разумной души, взвешивающая «за» и «против» при совершении какого-либо поступка, направлена больше на деятельность, чем на что-то необходимое, в отличие от науки, которая тесно связана с необходимым человеку . Практика и творчество не науки в понимании философа. Искусство, по мнению Аристотеля, «диалектическое», оно не обладает аподиктическими знаниями. Поэтому рассматривая отличия между видами наук по Аристотелю, следует понимать, что рассуждение, совершенное ради творчества или деятельности, не будет научным в той же степени, как теоретическое рассуждение, совершенное ради чего-либо необходимого.

А вот отличие между творчеством и деятельностью связано с более узким пониманием последней у Аристотеля. Различие можно увидеть в этом высказывании: «Творческое начало находится в творящем, будь то ум, искусство или некоторая способность, а деятельное начало – в деятеле как его решение, ибо сделанное и решенное – не одно и то же». Т.е. практические науки – тесно связанные этика и политика. Практика в понимании философа отличается от современного понимания, у него это этико-политическая деятельность.

По Аристотелю, «первая философия» (метафизика) и «вторая философия» (физика, математика) составляют теоретические науки. Философ отмечает: «Физика занимается предметами, существующими самостоятельно, но предметы эти не лишены движения; у математики некоторые отрасли имеют дело с объектами неподвижными, но такими, пожалуй, которые не существуют отдельно, а даются в материи; что же касается первой философии, то она рассматривает и обособленные предметы, и неподвижные», следовательно, физика, например, не столь же ценная, как «первая философия».

Аристотель выделяет опыт, искусство, знание и мудрость как этапов познавательной деятельности человека.

Опыт – первая ступень познания, постижение с помощью чувств, отдельных единичных сторон и свойств объекта.

Искусство – умение человека делать обобщения, т.е. искусство проявляется только, когда на основе приобретенных опытом мыслей, образуется один общий взгляд на сходные предметы. Искусство отличается от науки тем, что оно направлено не на изучение сущего как такового, а на созидание вещей.

Знание – понимание причин, сущности и закономерностей, составляющих содержание конкретных наук.

Мудрость – первая философия, т. е. познание универсальных основ, первопричин бытия. Имеющие опыт знают «что», но не знают «почему». Владеющие искусством знают «почему», т.е. причину.

Подводя итог, нужно отметить, по Аристотелю наука не простая сумма совершенно разнородных знаний, существует целая иерархия, сводящая науки в некоторую систему, чем выше наука на ступенях иерархии, тем точнее доступное в ней знание, тем больше ценности в ней. Наука, исходящая из меньшего числа начал, точнее и выше науки, требующей дополнительных начал. Мудрость изучает первопричины бытия, она дает человеку нечто большее, что никогда не даст иная наука. Именно поэтому, мудрость — это самая точная наука.

Статья на тему Мудрость – самая точная наука Аристотель

Источник