Английский для детей польза или вред

Английский для детей польза или вред thumbnail



В современном мире растёт интерес к раннему изучению английского языка. Дошкольный период считается благоприятным для изучения иностранного языка. Нагрузка на детей в начальных классах велика, как интеллектуальная, так и эмоциональная, поэтому знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте позволит подготовить ребенка к обучению, сформировать у него основы коммуникативной компетенции, заложить правильное произношение, способствовать накоплению базового лексического и словарного запаса. Раннее изучение иностранного языка позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Если опираться на современные исследования ученых, то к 3-х летнему возрасту развитие клеток головного мозга завершается на 80 %. Это именно тот возраст, когда у ребенка формируются все основные речевые навыки и его мозг наиболее склонен к изучению и восприятию любых языков. Все, что ребенок учит в дошкольном возрасте, надолго запоминается — прекрасно развита долговременная и оперативная память. Легче всего это происходит в игре. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она в дошкольном возрасте. Поэтому при разработке педагогами программ обучения дошкольников английскому языку широко используются игровые технологии [3, с. 4].

Кроме того, систематическое повторение иностранных слов необходимо для развития способностей детей: обобщать, анализировать, систематизировать материал.

Раннее обучение английскому языку зарождает у детей устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, любой ребенок получает возможность поступить в языковую школу и обучаться языку в дальнейшем. У ребенка развиваются эмоции, воля, воображение, память, мышление, формируются навыки межличностного общения, навыки контроля и самоконтроля, ребенок учится сам организовывать свою деятельность, приобретает умение коллективно решать поставленные задачи.

Большую роль, конечно, играет новизна и интерес, но преимущество детей еще и в том, что у них очень хорошая память (если ребёнок запомнил что-то в детстве, то это — навсегда) — даже, казалось бы, забытые языковые навыки, приобретённые в раннем детстве, очень быстро восстанавливаются всякий раз, когда появляется необходимость в их использовании. Часто родители признаются, что, когда их ребенок начал учить английский, они, к собственному удивлению, сами вспомнили многое из того, что учили еще в школьные годы — то, что казалось давно забытым и потерянным.

Однако, хотя у детей и прочная память, они не всегда способны извлечь из нее информацию. Дети испытывают трудности с воспроизведением уже знакомых слов и выражений в новой ситуации. Это обстоятельство часто приводит в замешательство родителей. Но не стоит бросать начатое обучение — нужно просто иметь терпение, так как со временем у детей сработает «операционная» память, и они начнут «выдавать» слова и фразы, которые, казалось, вовсе не запоминают. Сторонники раннего обучения знают, что «неспособных» учеников просто не существует — тот, кто владеет родным языком, способен изучить ещё один [1, с. 3].

Новая лексика вводится различными способами, в том числе и в виде картинок, рассказывания сказок, игрушек, другого подручного материала. Не стоит бить тревогу, если ребенок не может или не хочет немедленно повторить слова либо ответить на вопросы. Если ребенок молчит, он все равно слышит учителя или ответы других детей, а значит он обязательно оставит этот фрагмент диалога в своей памяти. Повторение детей за учителем не является залогом того, что они будут способней в языках, чем те дети, которые просто слушали его, отказываясь отвечать. В этот момент они не только «накапливали» слова для пассивного словаря, которым могут в дальнейшем воспользоваться, они впитывали английскую речь, ее интонацию, произношение. Нередки случаи, когда дети, молчавшие на уроке, после него вспоминали даже те слова и фразы, на которые не делался акцент на уроке, но ребенку они понравились, поэтому он запомнил их и попробовал применить.

В ходе занятий с детьми 4–7-летнего возраста следует учитывать следующие принципы работы:

– обязательное использование всевозможных средств поощрения, как вербальных, так и материальных;

– формирование у детей положительного образа учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка;

– имитирование речи учителя на родном языке до 5–10 %, и, как следствие, доведение речи детей на английском языке до 90 %;

– системное введение лексики по схеме: первое занятие — 4 слова, второе занятие-закрепление, последующие занятия — активизация с использованием речевых конструкций плюс 3–4 новых слова;

– учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;

– обязательное обучение как усеченным, так и полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения;

– предпочтение группового обучения; введение парного обучения как важнейшего элемента успешного обучения говорению в начальной школе (такая работа помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимет языковые барьеры);

– умении организовать свою учебную деятельность, развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.

Виды работы на занятиях английским языком:

  1. Работа над произношением: скороговорки, рифмовки, сказки, зарядки, жестикулирование.
  2. Работа с предметами: описание, диалог с игрушкой, игры и сказки.
  3. Работа с картинками: описание, детализация, диалог, игры, сравнение.
  4. Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок конкурс чтецов, разножанровая декламация (в том числе оптимистическая, печальная, сердитая, соревнования в командах и парах.
  5. Разучивание песен.
  6. Подвижные игры: игры с мячом, “цепочка” с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы и хороводы, команды в движении.
  7. Спокойные игры: настольные, лото, загадки, кроссворды.
  8. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты.
  9. Рассказ по картинке: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием.
  10. Работа с видео-материалом: просмотр и обсуждение мультфильмов и диа-фильмов на английском языке.
Читайте также:  Яйца с помидорами жареные вред или польза

Существует целый ряд причин, согласно которым преподавание английского языка на начальной ступени обучения (для дошкольников в возрасте от 3-х лет) столь важно.

  1. Дошкольный возраст — очень благоприятный период для языкового развития. Ребенок открыт для всего нового и усваивает информацию не потому, что так надо, а потому, что ему все интересно. Он не осознает, что это может быть сложно или в тягость — это просто еще один жизненный аспект. Этот период надо использовать для создания первичной языковой базы, которая будет способствовать дальнейшему лингвистическому образованию.
  2. Раннее обучение детей дает возможность иметь максимум учебного времени для изучения английского как иностранного — чем раньше начать, тем больше времени будет для его изучения. Если суметь увлечь английским языком малыша, то потом, на школьных уроках английского, ему будет гораздо проще и интереснее.
  3. Дети, которые изучают английский язык в качестве первого иностранного языка в дошкольный период, имеют больше возможностей для изучения второго иностранного языка в школе. Более того — такие дети нередко сами хотят изучать второй иностранный, так как, будучи старшими школьниками, при достойном обучении они уже будут иметь хорошую языковую базу английского, понимание того, насколько это нужно и интересно, и, как следствие, желание изучать еще что-то новое.
  4. В возрасте трех-четырех лет дети еще не знают о понятии «языковой барьер», они учат английский в увлекательной игровой форме, что помогает им в дальнейшем развивать языковые навыки без лишней скованности и страха.
  5. Изучение английского языка в раннем возрасте наряду с практической значимостью развивает у детей способность лучше постигать и свой родной язык. Некоторые родители полагают, что не стоит «загружать» ребенка иностранным, пока он еще до конца не освоил свой родной язык. В этом случае не стоит забывать о том, что механизм запоминания у детей работает совсем не так, как у взрослых. Малыш с легкостью усваивает параллельные потоки информации, строит взаимозависимые мыслительные цепочки. Он, иногда неосознанно, сопоставляет оба языка, сравнивает выученные слова и выражения, делится с родителями впечатлениями от изученного, используя сразу все свои языковые ресурсы — и полученные благодаря родному языку, и благодаря английскому. К тому же, нередки случаи, когда у малышей, изучающих английский в младшем дошкольном возрасте, улучшалась общая артикуляция и речевые навыки.
  6. Изучение иностранных языков улучшает память детей, их мышление, восприятие, воображение и т. д.
  7. Английский язык все больше входит в нашу повседневную жизнь — по радио песни на английском звучат чаще других, пользователи компьютера обязаны знать «инглиш» хотя бы на начальном уровне, чтобы иметь возможность пользоваться новыми программами и наработками, интернет и вовсе пестрит статьями и видео-роликами на английском, плюс ко всему английский открывает возможность для насыщенных путешествий за границу. Чем раньше ребенок погрузится в среду иностранного языка, тем раньше он к нему привыкнет, и тем легче ему будет ориентироваться в современном мире. Конечно, изучение, скажем, французского или немецкого в раннем возрасте все так же положительно влияет на память ребенка, общие речевые навыки, улучшает мышление, восприятие и прочее, но именно английский востребован сейчас более других [4, с.10].

Не существует детей с полным отсутствием языковых способностей. Все мы когда-то научились говорить на родном языке, только кто-то начинает говорить уже в год, а кто-то молчит и в два с половиной. Что делают родители во втором случае? Считают ли они, что ребенок не знает языка? Нет, ведь он понимает обращенную к нему речь. С таким ребенком надо просто больше говорить, и однажды количество непременно перерастет в качество. Ребенок, слышащий иностранную речь с раннего возраста, воспринимает процесс общения на втором языке естественно. У него не возникает вопроса, почему с ним говорят на двух языках — для него это нормально. Если время от времени понемногу разговаривать с ребенком на английском, у него будет формироваться модель языка. Главное, чтобы это вошло в систему, и тогда у малыша есть все шансы в дальнейшем с легкостью и интересом не только выучить английский, а и полюбить этот удивительный язык!

Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным для изучения иностранных языков. С одной стороны, маленькие дети быстрее, чем взрослые, усваивают языковой материал, поскольку не боятся «сделать ошибку», с другой — изучение иностранного языка в раннем возрасте способствует развитию речи, мышления и памяти ребенка, а значит полезно для формирования его личности в целом [2, с.4].

Обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Психологи утверждают, что восприятие, память и внимание у дошкольников носят непроизвольный характер.

Читайте также:  Растение оленьи рога польза от него

Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. Для детской памяти характерна исключительная фотографичность, но при этом дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог припомнить впоследствии.

Характерной особенностью внимания ребенка является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам.

Литература:

  1. Благовещенская Т. А. Первые уроки английского. — М.: Росмэн — пресс, 2008.
  2. Гусева Л. П. Играем, учим, мастерим — мы английский знать хотим. — Ростов н/Д: Феникс, 2009 г.
  3. Земченкова Т. В., Английский для дошкольников. — М.: ВАКО, 2008 г.
  4. Иванова М. В. Английский для малышей. — М.: АСТ: Астрель, 2009 г.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, ребенок, иностранный язык, родной язык, дошкольный возраст, ранний возраст, игра, изучение, слово, язык.

Источник

Раннее изучение английского – вред и польза

В настоящее время существует огромное количество детских центров раннего развития, какой только набор услуг они не предлагают. И когда родители встают перед выбором: что же выбрать для малыша, какие развивающие программы ему действительно будут интересны и полезны, у них просто разбегаются глаза. Многие родители, отдавая дань моде, прежде всего, останавливают свой выбор на раннем изучении английского языка: и престижно, и в жизни пригодится, и ребеночек развивается на этих занятиях. А так ли это на самом деле? Давайте сначала задумаемся и определим, чему обучают детей на подобных занятиях. Вернее, чему их действительно реально обучить за два часа в неделю, ведь подобные занятия, как правило, проходят не чаще двух раз в неделю и длятся не более часа.

 Педагог пытается заинтересовать детей, разучивает с ними веселые песенки, забавные детские стишки типа скороговорок, рассматривает яркие картинки и пытается пополнить словарь ребенка каким-то количеством английских слов. Причем происходит это либо в виде заучивания считалочки (например, счет по-английски до пяти или десяти), либо в механическом заучивании названий, прежде всего животных (так ребенку интересней). Больше ничего с ребенком за это время сделать нельзя. Но целью изучения любого языка является умение, прежде всего, общаться на этом языке, что предполагает формирование навыков построения фраз, использование грамматических конструкций, правильное фонетическое оформление речи. Если ребенок просто поет на английском языке песенку или проговаривает считалочку, часто даже не понимая их смысла, преждевременно говорить  не только о знании им английского языка, но даже об умении в рамках заданного контекста сказать несколько слов на английском. Но постойте, скажете вы, а как же распространенное утверждение о том, что чем меньше по возрасту ребенок, тем быстрее и легче он усваивает иностранный язык? Совершенно верно, чем раньше вы погрузите ребенка в языковую среду, тем быстрее он там освоится. Но речь идет именно о погружении в эту среду. То есть ребенок должен не два раза в неделю по одному часу слушать английскую речь, а находиться, к примеру, в английском детском саду, где все разговаривают только на этом языке  (и дети, и воспитатели). В этом случае ребенку ничего не остается, как учиться общаться на этом языке. Если же он попадает в среду, где часть людей общается на английском, а часть на русском, усвоение языка пойдет намного медленнее, ведь у ребенка появится возможность «создать себе кружок по интересам», он,  прежде всего, станет общаться с русскоговорящими сверстниками. Но именно общаться на английском языке он научится все равно, потому что находится в условиях пусть не полного, а частичного, но все-таки погружения в языковую среду. Таким образом, первый вывод сделать можно: изучая в дошкольном возрасте язык по два часа в неделю, ребенок общаться на этом языке не сможет.

Многие родители это понимают, но считают, что подобная практика полезна для общего развития ребенка. С этим можно согласиться, ведь, изучая песенки и стихи на незнакомом языке, ребенок развивает и память, и слуховое внимание, и фонематическое восприятие, и речевое внимание, и речевой слух. Но задумайтесь, ведь все это можно развивать, изучая наш родной язык, причем заниматься этим можно каждый день в любом месте, совсем необязательно посещать  для этого платные занятия. Ведь у ребенка в этом возрасте еще достаточно бедный словарь, как показывает практика, дети даже не знают названия предметов, которые их окружают каждый день. А какой богатый материал для исследования предоставляет нам квартира: предметы посуды, мебели, обувь, одежда, продукты питания. Одна только лексическая тема «Одежда» может дать вам исследовательский материал на несколько недель. Например, рассмотрите виды ткани, выучите хотя бы несколько названий (шелковая, хлопчатобумажная, шерстяная), рассмотрите вязаную и сшитую из ткани одежду, попробуйте распределить весь гардероб по тематике: разложить сначала по материалу, затем по способу изготовления (связана или сшита), потом по сезонности (весенняя, зимняя и т.п.), по назначению (задумайтесь, зачем нужна та или иная одежда).
При этом у вашего ребенка и словарь расширится, и память развивается, и логическое мышление формируется.

Читайте также:  Льняное масло как принимать польза

Просто задумайтесь: ребенку необходимо изучить прежде всего родной язык, именно этим языком он будет пользоваться в школе. Но если у ребенка бедный лексический запас, если он делает ошибки в словоизменении и словообразовании, если он не в состоянии построить сложную синтаксическую конструкцию на родном языке, это показатель будущих трудностей в процессе школьного обучения. Ведь, чтобы грамотно писать, нужно уметь подбирать проверочные однокоренные слова, нужно понимать смысл (семантику) слов, нужно правильно подбирать морфемы, т.е. нужно иметь развитое языковое чутье родного языка. В как развить это чутье? Именно в дошкольном возрасте нужно как можно чаще играть с ребенком в разные речевые игры, которые постепенно научат его ориентироваться в сложных грамматических конструкциях родного языка. Вот пример такой игры – «Волшебник». Ребенку предлагается уменьшить или увеличить предмет, изменив суффикс слова. Был стол, стал маленький столИК, потом он превратился в огромный столИЩЕ.

Память и внимание ребенка можно развивать, предлагая ему выполнить многоступенчатые инструкции. Начтите с одной: «Прыгай!», затем добавляйте постепенно «Попрыгай, потом покружись», «Подпрыгни, потом топни левой ногой, потом похлопай в ладоши». Можно это же упражнение использовать и для развития пространственной ориентации «Иди прямо, поверни направо, прямо, налево, повернись назад». Можно  формулировать бытовые инструкции: «Возьми чашку, отнеси на кухню, возьми на кухне яблоко и принеси мне».

И для развития речевого слуха и фонематического восприятия существует множество различных игр, а время, которое вы проведете с ребенком, осваивая эти игры, окажется бесценным подарком и для вас, и для него.

Так что, как видим, польза от раннего изучения английского языка очень относительная, и не стоит пренебрегать изучением родного языка, возможностью поиграть с ребенком во множество развивающих игр в угоду нынешней моде – погоне за «престижными» английскими занятиями.

А теперь задумаемся о вреде подобных занятий с малышом. Да, да, записывая ребенка в «английский клуб», убедитесь, что пребывание в нем не окажет на малыша негативное воздействие. Английский просто противопоказан тем детям, которые имеют нарушения звукопроизношения или любые другие речевые нарушения. Нарушение звукопроизношения у ребенка означает, что он со звуками родного языка еще не разобрался, не понял, как получается тот или иной звук, или понял, но пока нет возможности его правильно воспроизвести. А тут английский язык с его совершенно другими нормативами произношения звуков. Например, русские звуки Т и Р и вроде бы соответствующие им английские звуки t и r произносятся совсем по-разному. А нормативное межзубное английское произношение некоторых звуков ребенку вообще противопоказано, ведь он может в силу своего раннего возраста заменить произношение русских свистящих звуков на межзубное. И тогда вам надо будет включить в расписание занятий еще и занятия с логопедом.

Так что раннее изучение английского может привести к возникновению у ребенка логопедических проблем, а если они уже существуют, английские занятия только усложнят ситуацию и могут сделать работу логопеда (если вы уже занимаетесь с логопедом) не такой эффективной.

Чем же еще можно заняться с ребенком, на какие занятия его можно записать в дошкольном возрасте, чтобы не навредить ему и обеспечить ему раннее развитие? Самый лучший вариант: музыкальные занятия и творчество (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).  Просто задумайтесь: все русские аристократы получали в детстве музыкальное образование, все учились живописи. Конечно, они еще в совершенстве владели иностранным языком. Но это был тот самый вариант погружения в языковую среду, ведь гувернерами были носители языка, и дети целыми днями общались с ними именно на этом языке.

Кстати, логопеды, выступая против раннего изучения иностранного языка, просто рекомендуют занятия музыкой и художественным творчеством. Ведь музыка – несколько фраз из 10 причин.

(Пользу от музыкальных занятий мы уже разобрали).

Что касается художественного творчества, то оно не только развивает фантазию и воображение ребенка, оно развивает мелкую моторику руки. А что говорил Сухомлинский? «Рука – это вылезший наружу мозг ребенка».

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга Т.е., развивая мелкую моторику руки, вы тренируете и развиваете и мозг ребенка, как бы массируете доли головного мозга, которые принимают участие в регуляции речевой деятельности: лобную, височную, теменную и затылочную.

Лобные извилины принимают участие в образовании устной речи, это область, где зарождаются движения органов речи. Височные извилины отвечают за восприятие и понимание чужой речи. Теменная доля связана с распознаванием и уточнением поступающей речевой информации. Затылочная доля принимает участие в восприятии рисунков, чертежей, букв и позволяет обучаться чтению и письму.

Если ваш ребенок вместо английского языка будет два раза в неделю посещать музыкальные занятия, а еще два раза в неделю будет развивать свои творческие способности и «ручную умелость», польза в несколько раз превысит результат от посещений «английского клуба», а вреда не будет никакого.

Источник